Дуэль «большой мощности»

Почти забытые орудия – советские и германские

Дуэль «большой мощности»

Когда речь заходит об оружии и боевой технике периода Второй мировой войны, чаще всего говорят о танках, самолетах, дивизионных и полковых пушках, минометах, винтовках, автоматах и пулеметах... А вот о крупнокалиберной артиллерии вспоминают довольно редко.


Между тем, немцы в 1942–1945 годах стянули на Восточный фронт до двухсот орудий большой и особой мощности, собранных со всей Европы. Красная армия также использовала десятки орудий большой мощности. Однако в данной статье речь пойдет об основных образцах орудий данного типа РККА и вермахта – 203-мм гаубице Б-4 и 21-см мортире Mrs.18.

…Плюс пушка

21-см мортира Mrs.18 была принята на вооружение германской армии в 1936 году. Почему 18? Дело в том, что проектирование орудия фирма Крупп начала еще во время действия ограничений, наложенных на Германию Версальским договором. И хитрые немцы в наименования всех создававшихся в 1920–1935 годах артсистем включали цифру 18: мол, это всего лишь доработки времен Первой мировой войны.

Из-за длинного ствола в некоторых английских справочниках 21-см мортира Mrs.18 названа пушкой. Это принципиально неверно. Дело не только в большом угле возвышения (+70º). Стрелять под углом 0º орудие могло только на малых зарядах – с № 1 по № 4. А при большем заряде (№ 5 или № 6) угол возвышения должен был устанавливаться минимум на 8º, иначе системе грозило опрокидывание. Таким образом, 21-см Mrs.18 была классической мортирой (вес в боевом положении – 17,9 тонны, скорострельность – 30 выстр/час, вес снарядов: 113 кг осколочно-фугасный, 121 кг бетонобойный, начальная скорость – 565/550 м/с, дальность – 16,7 км).

“ 203-мм гаубицы Б-4 были незаменимы. Ни одного крупного наступления советских войск не проводилось без их участия ”


Характерной особенностью орудия являлся двойной откат: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком – по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость при стрельбе.

В боевом положении мортира опиралась спереди на опорную плиту, а сзади – на хоботовую опору. Колеса при этом вывешивались. В походном положении ствол снимался и укладывался на специальную повозку. Лафет с передком буксировался отдельно. Скорость передвижения системы не превышала 30 км/ч. Однако на короткие расстояния допускалась перевозка мортиры и в неразобранном виде (то есть со стволом, наложенным на лафет), но со скоростью 4–6 км/ч.

Орудие вело огонь осколочно-фугасными гранатами двух видов и бетонобойными снарядами. В 1939–1945 годах германская промышленность изготовила 1 миллион 750 тысяч единиц боеприпасов к этой мортире.

Замечу, что в 1942 году 21-см мортиры Mrs.18 не производились. В них не было нужды? Нет, из-за самоуверенности Гитлера, начавшего свертывание выпуска артиллерийских орудий после успехов вермахта летом и осенью 1941-го на Восточном фронте.

К 1 июня 1941 года в германских войсках насчитывалось 388 21-см мортир Mrs.18. Все они находились в артиллерийских частях РГК. К концу мая 1940-го эти орудия состояли на вооружении двух смешанных моторизованных артиллерийских дивизионов (№ 604 и № 607). В каждом дивизионе имелось по две батареи 21-см мортир (трехорудийного состава) и по одной батарее 15-см пушек. 21-см мортирами также были оснащены 15 моторизованных дивизионов (по три батареи трехорудийного состава в каждом), 624 и 641-й дивизионы особой мощности (по три орудия в дополнение к батареям 30,5-см мортир).


В 1939 году конструкторы фирмы Крупп наложили на мортирный лафет ствол 17-см (172,5-мм) морской пушки. Система получила обозначение 17 cm K.Mrs.Laf. (вес в боевом положении – 17,5 тонны, скорострельность – 40 выстр/час, вес снаряда – 62,8/68,0 кг, начальная скорость – 925/860 м/с, дальность – 31/29,5 км). Германские историки считают ее лучшей в своем классе во время Второй мировой войны.

17-см пушки K.Mrs.Laf чаще всего направлялись в смешанные моторизованные артиллерийские дивизионы РГК вермахта. Каждый дивизион состоял из двух трехорудийных батарей 21-см мортир Mrs.18 и по одной трехорудийной батарее 17-см пушек.

Первые четыре 17-см пушки поставили в части в январе 1941-го. В том же году вермахт получил от промышленности 91 такое орудие, в 1942-м – 126 пушек, в 1943-м – 78, в 1944-м – 40, в 1945-м – 3 орудия.

Осенью 1943 года были начаты работы по созданию на базе танка Т-VI самоходного лафета 17/21 с 21-см мортирой Mrs.18 и 17-см пушкой. Опытный образец 17-см САУ на шасси «Тигра», спроектированный фирмой «Хеншель», весил 58 тонн, скорость хода составляла 35 км/ч, а лобовая броня – 30 сантиметров. Однако запустить в серию самоходку немцы не успели.

Три на одном

В конце 1926 года командование РККА решило создать дуплекс большой мощности для 203-мм гаубицы и 152-мм пушки. (Дуплекс – два орудия разного калибра, имеющие взаимозаменяемый лафет, триплекс – соответственно три орудия. Часто взаимозаменяемость отсутствовала, а лафеты просто были очень близки по конструкции.) А уже 16 января 1928-го завершилось проектирование 203-мм гаубицы Б-4 (Б – индекс ленинградского завода «Большевик», а Бр – сталинградского завода «Баррикады». Вес в боевом положении – 17,7 тонны, скорострельность – 1 выстр. в 2 минуты, вес снаряда – 100/146 кг, начальная скорость – 607/480 м/с, дальность – 17,9/15,4 км).

Первый опытный образец орудия изготовили в начале 1931 года на заводе «Большевик». В 1932-м здесь же развернулось серийное производство Б-4, а в 1933-м – и на заводе «Баррикады». Однако официально гаубицу приняли на вооружение только 10 июня 1934 года.

Б-4 принимали участие в Советско-финляндской войне. На 1 марта 1940-го на фронте насчитывалось 142 гаубицы. Потеряно или вышло из строя четыре.

Дабы пробить бетон финского дота-«миллионера» на линии Маннергейма, требовалось, чтобы в одну и ту же точку попало последовательно минимум два 203-мм снаряда, выпущенных из Б-4. Но замечу, это не вина конструкторов гаубицы. Работать по «миллионеру» должны были системы особой мощности, производство которых было сорвано по вине замнаркома по вооружению Тухачевского.

К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубиц Б-4, в том числе 41 орудие, нуждавшееся в капитальном ремонте. Подавляющее большинство исправных «четверок» – 517– находилось в западных военных округах, еще 174 – во внутренних ВО, 58 – на южных рубежах СССР и 95 – на Дальнем Востоке.

К началу войны Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату (от 19 февраля 1941 года) каждый полк состоял из четырех дивизионов трехбатарейного состава (в батарее – две гаубицы, одна гаубица считалась взводом). Всего полк имел 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человека личного состава (из них 174 офицера). К 22 июня 1941-го в РВГК насчитывалось 33 полка, оснащенных Б-4 (всего по штату – 792 гаубицы, фактически – 727 «четверок»).

Кроме 203-мм гаубицы Б-4 и ее модификаций на тот же лафет были установлены 152-мм пушки большой мощности Бр-2 и 280-мм мортиры особой мощности Бр-5. Первоначально, в 1937 году Бр-2 изготавливались с мелкой нарезкой. Однако живучесть их стволов была крайне низкой – около 100 выстрелов.

В июле-августе 1938-го на НИАПе испытали ствол Бр-2 с углубленной нарезкой (с 1,5 до 3,1 мм) и уменьшенной каморой. Пушка стреляла снарядом, у которого вместо двух был один ведущий поясок. По результатам испытаний Артуправление объявило, что живучесть пушки Бр-2 увеличилась в пять раз. К подобному заявлению надо относиться осторожно, поскольку было совершено явное мошенничество: критерий живучести пушки – падение начальной скорости – тихо увеличили с 4 до 10 процентов. Так или иначе, 21 декабря 1938 года вышло постановление Артуправления: «Утвердить для валового производства 152-мм пушку Бр-2 с углубленной нарезкой» (вес в боевом положении – 18,4 тонны, скорострельность – 1 выстр. в 4 минуты, вес снаряда – 49 кг, начальная скорость – 880 м/с, дальность – 25 км). Опыты же со стволами Бр-2 в 55 клб решили прекратить.

В 1938 году серийные пушки Бр-2 не сдавались. В 1939-м армия получила четыре таких орудия (вместо 26 по плану), а в 1940-м – 23 (по плану 30), в 1941-м – ни одного. Таким образом, в 1939–1940 годах артиллеристам передали 27 пушек Бр-2 с глубокой нарезкой, в 1937-м – семь Бр-2 с мелкой нарезкой. Кроме того, до 1 января 1937 года промышленность выпустила 16 152-мм пушек образца 1935 года (среди них, видимо, были Бр-2 и ее модернизации Б-30).

По штату от 19 февраля 1941 года в тяжелом пушечном полку РВГК надлежало иметь 152-мм пушек Бр-2 – 24, тракторов – 104, автомобилей – 287 и 2598 человек личного состава. В полк входили четыре дивизиона трехбатарейного состава (в каждой батарее – две Бр-2).

Всего в составе артиллерии РВГК к началу Великой Отечественной с учетом мобилизационного развертывания был один пушечный полк (24 Бр-2) и две отдельные тяжелые пушечные батареи (в каждой по две Бр-2). Итого – 28 пушек. Всего же в РККА на 22 июня 1941-го насчитывалось 37 Бр-2, две из которых требовали капитального ремонта.

Испытания 280-мм мортиры Бр-5 начались в декабре 1936 года. Хотя орудие не было отлажено, завод «Баррикады» запустил его в валовое производство. Всего в 1939-м сдали 20 Бр-5, в 1940-м – 25. В 1941-м армии не передали ни одной мортиры. После начала Великой Отечественной войны Бр-5 и Бр-2 не производились.

203-мм гаубицы Б-4 были незаменимы в Красной армии. Ни одного крупного наступления не проводилось без их участия. Особо отличились эти орудия при прорыве финской обороны на Карельском перешейке летом 1944-го и штурме городов-крепостей – Берлина, Познани, Кенигсберга и других.

К 22 июня 1941 года имелось 395 тысяч снарядов к Б-4. В годы войны их было произведено еще 470 тысяч штук, а израсходовано 661,8 тысячи.

Колеса вместо гусениц

Как уже говорилось, проектируя Б-4, наши инженеры принципиально отказались от платформы, на которой в боевом положении устанавливались все орудия подобной мощности Первой мировой войны.

Но в те годы ни одни колеса не могли выдержать силу отдачи при стрельбе полным зарядом. Сделать поддон и эффективные сошники, как в 21-см германской мортире, не догадались. И тогда умные головы решили заменить колесный ход гусеничным, не подумав ни о весе системы, ни – главное – о ее проходимости. В итоге эксплуатация орудий триплекса даже в мирное время превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью.

К примеру, угол горизонтального наведения системы составлял всего ±4º. Чтобы повернуть на больший угол 17-тонную махину Б-4, требовалось усилие расчетов двух и более гаубиц. Транспортировка, естественно, была раздельной. Гусеничные лафеты и ствольные повозки на гусеничном ходу (Б-29) обладали ужасной проходимостью. В гололедицу повозку лафета или ствольную повозку приходилось тянуть двум «Коминтернам» (самые мощные советские тягачи). Итого на систему – четыре «Коминтерна».

Работы по созданию новых ходовых частей к лафету Б-4 и новых ствольных повозок в 1936–1941 годах велись на многих заводах. Так, в 1937-м на заводе «Баррикады» был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр-7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшей отработке не подлежал.

С 25 ноября по 30 декабря 1939 года проходила войсковые испытания 203-мм гаубица Б-4 с новым гусеничным ходом лафета Т-117. По сравнению со старым гусеничным ходом Т-117 обладал следующими преимуществами: меньшее удельное давление на грунт, выше проходимость и скорость движения, система более устойчива на походе и при стрельбе. Изъянами Т-117 являлись больший на 1330 килограммов вес хода и недостаточная прочность траков.

На вооружение гусеничный ход Т-117 так и не поступил.

В 1939 году на заводе «Баррикады» создали колесную ствольную повозку Бр-15. Заводские испытания она прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года, показала лучшую проходимость, чем Бр-10, и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов. Но этого не произошло. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка будет двигаться в два раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет.

8 февраля 1938 года АУ РККА утвердило тактико-технические требования на разработку 203-мм гаубицы и 152-мм пушки на едином колесном лафете и с единой ствольной повозкой. Качающиеся части орудий, баллистику и боеприпасы надлежало взять от 152-мм пушки Бр-2 и 203-мм гаубицы Б-4.

Артуправление заключило договор с пермским заводом имени Молотова (№ 172) на разработку проекта дуплекса к маю 1939 года. Опытный образец следовало изготовить в ноябре 1939-го. В Перми дуплексу присвоили заводской индекс М-50 и этим ограничились, ссылаясь на занятость конструкторов проектированием 107-мм дивизионной пушки М-60 и 203-мм корпусной гаубицы М-40.

К работе над М-50 на заводе вернулись лишь в начале 1940-го. 9 июня Артуправление потребовало от завода № 172 обеспечить наложение на лафет еще и тела 280-мм мортиры Бр-5, то есть дуплекс превратить в триплекс. В конце концов пермяки разработали его проект, получивший обозначение М-50. Лафет имел раздвижные клепаные станины. На первой повозке находились ствол и поддон (поворотный круг), на другой – лафет. При переходе в боевое положение лафет наезжал на поддон. Однако к 22 июня 1941 года триплекс М-50 был только на бумаге.

Чтобы исправить положение, АУ РККА в декабре 1939-го попыталось привлечь к проектированию триплекса заводы № 352 (Новочеркасск) и Уралмаш, но и те ничего не сделали.

Между тем в 1940 году на АНИОПе были испытаны две 21-см мортиры Mrs.18, закупленные в Германии. Пермские конструкторы под руководством А. Я. Дроздова разработали проект наложения орудий нашего триплекса и 180-мм пушки на лафет «немки». Фактически получились новые артиллерийские системы – 152-мм пушка М-70, 180-мм пушка М-71, 203-мм гаубица М-72 и 280-мм мортира М-73.

Артуправление для ускорения работ направило в Пермь одну 21-см мортиру, поскольку полный комплект технической документации на нее из Германии не поступил.

В КБ завода № 172 были разработаны технические проекты – М-70, М-71, М-72 и М-73 и подготовлена значительная часть рабочих чертежей. Однако изготовить опытные образцы новых орудий не удалось из-за загруженности завода выпуском серийных орудий.

Замечу, что 203-мм гаубица Б-4 имела максимальный угол возвышения +60º и увеличение его до +70º существенно расширяло ее возможности. Однако существующая крутизна нарезов ствола Б-4 не могла дать нужной кучности, то есть надо было менять внутреннее устройство ствола.

Война помешала осуществить уникальный проект М-70, М-71, М-72 и М-73. Но уже в 1942 году советские конструкторы возобновили борьбу с гусеничным лафетом триплекса Бр-2, Б-4 и Бр-5.

В 1942 году В. Г. Грабин спроектировал 152-мм пушку С-47, представлявшую наложение качающейся части Бр-2 на упроченный лафет 122-мм пушки А-19. Но, увы, ничего путного не получилось.

В послевоенный период ГАУ тормозило разработку новых орудий Грабина большой и особой мощности, а взамен в 1947–1954 годах провело на заводе «Баррикады» капитальный ремонт всех Б-4. К тому времени приняли на вооружение артиллерийский тягач АТТ, развивавший скорость до 35 км/ч. Но как только он начинал ехать быстрее 15 км/ч, ходовая часть Б-4 разрушалась. ГАУ потребовало от ЦНИИ-58 создать новый ход для Б-4. Резолюция Грабина была краткой: «Любая модернизация невозможна».

Тогда за дело в инициативном порядке взялись конструкторы СКБ-221 завода «Баррикады», и в апреле 1954 года разработка технического проекта нового лафета была закончена, а уже в декабре два опытных колесных лафета с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 отправили на испытания. Новый колесный лафет приняли на вооружение в 1955 году. 203-мм гаубица на этом лафете получила индекс Б-4М, 152-мм пушка – Бр-2М, а 280-мм мортира – Бр-5М. Новые тела гаубиц, пушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов.

203-мм гаубица Б-4М на колесном ходу оставалась на вооружении и складах до конца 80-х годов. А в 1964-м для Б-4М началось проектирование специального (ядерного) снаряда 3БВ2, допускавшего дальность стрельбы до 18 километров.
Автор:
Александр Широкорад
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти