Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 3


Leopard 2 (неофициальное обозначение Leopard 2A0)
Первое появление: 1979 год

Производство танка Leopard 2 началось в 1979 году, а первый танк был передан Бундесверу 25 октября 1980 года. Первая партия состояла из 380 машин, которые позднее получили неофициальное обозначение А0. Производство было поделено между компаниями Kraus-Maftei из Мюнхена и МаК из Киля.


Развертывание Leopard 2 стало настоящей вехой для немецких бронетанковых сил. Разработчики компании Krauss-Maffei создали истинный шедевр - достойного преемника Leopard 1. Конечно, оставались некоторые небольшие технические проблемы в первое время эксплуатации, но это можно было ожидать от системы вооружения такой сложности. В тесном сотрудничестве Бундесвера и предприятий решения этих проблем были найдены. Танк Leopard 2 быстро стал известен как мощная и экономичная рабочая лошадка немецких вооруженных сил. И его успехи на ежегодных тренировках и учениях с союзниками также говорили о многом. Leopard 2 поднял планку для основных боевых танков в НАТО достаточно высоко Он достиг таких высот, которые другие (если не все) танковые проекты смогли достичь только спустя годы.

Конструкция

Leopard 2 следует четкому и классическому дизайну, который слегка напоминает танк Pz.Kpfw VI Tiger. При разработке акцент был сделан на создании Основного Боевого Танка (ОБТ), который выделялся бы среди других танков за счет сочетания высокой подвижности и огневого могущества. Вооружению было уделено существенно большее значение, чем при разработке проекта Leopard 1. Но, было понятно, особенно исходя из опыта Израиля, что полностью стопроцентная защита невозможна и поэтому упор был сделан на создание оптимальной системы.

Танк имеет относительно компактный корпус с наклонной лобовой частью. Крыша корпуса плоская, но имеет наклон в направлении задней кормовой части. Борта корпуса вертикальные, на них для защиты подвески закреплены как легкие, так и тяжелые бортовые экраны. В передней части корпуса с правой стороны расположено место механика-водителя, а слева от него боекомплект основной пушки. Доступ к рабочему месту осуществляется либо из машины, либо через люк на лобовом листе корпуса.

В передней части в надгусеничных полках размещены топливные баки. В центральной части корпуса размещается погон башни, на который устанавливается собственно сама башня. Башня вращается на погоне и соединяется с корпусом через вращающееся контактное устройство Оно установлено на днище корпуса и служит для передачи электрической энергии и управляющих сигналов.

В задней части корпуса установлен силовой блок, состоящий из двигателя, трансмиссии радиаторов и воздушных фильтров. Крыша кормы корпуса может быть поднята или даже снята для получения доступа к силовому блоку. Кроме того, на крыше корпуса имеются лючки для обслуживания. В надгусеничных полках в корме установлены аккумуляторные батареи, а также ящики для хранения комплекта инструментов.

У танка Leopard 2 башня «угловатого» дизайна, имеет вертикальную переднюю часть и наклонные борта, ее форма в плане выполнена клинообразной. Основными элементами башни являются 120-мм пушка и обитаемое отделение для командира, стрелка-наводчика и заряжающего. Справа спереди установлен основной прицел наводчика, защищенный двумя открывающимися вбок бронированными створками Верх башни от передней части к середине имеет небольшой наклон, переходящий в плоскую крышу в ее задней части. В середине крыши башни размещаются два люка для командира и наводчика. Люк командира установлен справа. Он приводится в действие за счет механического подъемно-поворотного устройства, которое задействуется только изнутри машины. Вокруг командирского люка установлено в общей сложности шесть призменных приборов, обеспечивающих для командира почти круговой обзор.

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 3

Слева на крыше корпуса расположен люк заряжающего. Крышка люка, закрепленная на подпружиненном шарнире, открывается назад. Крышка люка может стопориться в открытом положении при откидывании на крышу башни. Люк заряжающего является единственным люком на машине, крышка которого открываться как снаружи, так и изнутри машины. Для открытия, закрытия и стопорення крышки люка снаружи установлен рычаг, а с внутренней стороны ручной маховичок. Они оба задействуют закрывающий механизм, который, по сути, состоит из одних простых болтов. У люка заряжающего нет никаких оптических устройств наблюдения. Вместо них вокруг люка смонтировано опорное направляющее кольцо для зенитного пулемета. Опорное кольцо вместе со станком также обеспечивает заряжающему некоторую защиту, когда он стоит в люке. Перед его люком установлен небольшой призменный прибор, слегка сдвинутый к левому борту башни. Он направлен вперед и имеет ограниченное поле зрения 40 градусов.

Еще один призменный прибор доступен для наводчика. Он установлен на крыше башни перед командирским люком, а его смотровой окуляр расположен прямо над местом наводчика. Этот несъемный призменный прибор направлен вперед и жестко закреплен. По размерам он гораздо меньше других стандартных призменных приборов.

Борта башни точно вертикальны и не имеют углов наклона. На каждом борту башни в задней части установлены по 8 пусковых установок дымовых гранат. Особенностью башни танка Leopard 2 является небольшой люк на левом борту для загрузки заряжающим снарядов. Он используется главным образом при действиях танка в зараженной зоне.

Слева в корме нем размещается закрытый ящик для снарядов основной пушки. По центру кормы расположена секция электроники. Доступ к ней имеется только изнутри башни, в ней размещается управляющая электроника для СУО. Справа в корме установлена гидравлическая система башни, работающая от электропривода.

Задняя часть башни заканчивается одним открытым и одним закрытым ящиком для хранения личного снаряжения экипажа, кроме того, там имеется небольшой ящик для чистящих инструментов пушки.

Силовая установка

В танке Leopard 2A0 используется комбинация двигателя МВ873 Ка-501 и трансмиссии HSWL354. Вместе с воздушными фильтрами, системой охлаждения и частью топливной системы двигатель и трансмиссия составляют компактный силовой блок. Эта компоновка позволяет без труда производить его замену даже в боевых условиях. Упрощенный процесс ремонта существенно сокращает время простоя и таким образом повышает уровень боевой готовности танка.


Силовой блок танка Leopard 2

По сравнению с МВ873 Ка-500, который устанавливался на прототипах Leopard 2, новый двигатель Ка-501 имеет существенно больший рабочий объем. Это влечет за собой более высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Но в тоже время этот двигатель не многотопливный, он работает только на дизельном топливе или его заменителях. Для работы в холодных условиях топливо можно смешивать с керосином. Двигатель MB 873 Ка-501 оборудован турбокомпрессором и промежуточным охладителем. Максимальная мощность составляет 1500 л. с., крутящий момент 4700 Нм. Для предотвращения поломок и обеспечения максимального кпд силовой блок оснащен электронной системой управления. Она также используется для глушения двигателя в таких экстремальных ситуациях, как например, крутой подъем пли отсутствие охлаждающей жидкости.

Двигатель танка Leopard 2 имеет сбалансированные характеристики, высокую чувствительность к открытию дроссельной заслонки и отказоустойчивость. На момент ввода в эксплуатацию он действительно был самым продвинутым танковым двигателем.

Гидротрансформатор соединяет двигатель с трансмиссией HSWL, имеющей силовое переключение передач, бортовые фрикционы и тормозную систему. Он предназначен для изменения потока крутящего момента от двигателя к гусеницам в зависимости от эксплуатационных условий. В общей сложности четыре передачи могут переключаться вручную или автоматически. Тормозная система состоит из замедлителя и двух дисковых тормозов с масляным охлаждением. Дополнительный тормоз стоит вне трансмиссии в корме корпуса. Стояночный тормоз установлен с внутренней стороны бортовых редукторов и используется для удержания неподвижного танка на месте. Стояночный тормоз вручную приводит в действие механик-водитель. При его включении в системе нет давления, то есть тормоз не может быть выключен случайно или из-за поломки системы. Для выключения тормоза используется масло из гидравлической системы корпуса. В случае падения давления масла ниже определенной величины тормоз включается и не может быть отпущен. Стояночный тормоз имеет свой собственный контур и не связан с рабочими тормозами.

В танке Leopard 2 используется жидкостная система охлаждения для отвода тепла от контуров охлаждения двигателя и трансмиссии. Два больших кольцевых радиатора установлены наверху картера трансмиссии и имеют механический привод. Воздух всасывается через крышу и проходит через радиаторы. Эта конструкция достаточно простая, но при этом имеет низкий кпд и занимает большой объем. Система управления двигателем может переключаться между двумя скоростями вращения вентиляторов охлаждения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и оборотов двигателя. Отработанный воздух проходит через большую решетку в корме корпуса. Он выходит вниз и перемешивается с выхлопными газами двигателя, что, таким образом, позволяет снизить тепловые признаки заметности танка.

Последняя часть силового блока - это воздушные фильтры. Оба фильтра установлены на боковых поверхностях двигателя и состоят из трех частей. Воздух всасывается через две больших решетки на крыше корпуса, которые также отфильтровывают крупные частицы. На следующей стадии в работу вступают так называемые циклонные фильтры, которые очищают воздух от большей части частиц. На финальной стадии работают бумажные фильтры тонкой очистки, задерживающие мельчайшие пылинки. Циклонные фильтры оснащены вентилятором автоматической очистки, удаляющим пыль. Фильтры тонкой очистки должны очищаться экипажем вручную или заменяться.

Силовой блок в сборе чрезвычайно компактен. Он связан с корпусом только через посадочные отверстия для бортовых редукторов, через четыре винта на днище и несколькими кабелями и трубками. Это позволяет очень быстро заменять силовой блок даже в боевых условиях не более чем за 30 минут.


Моторно-трансмссионное отделение. Можно видеть два торсиона в центре и левую часть топливной системы (два зеленых контейнера)

Кроме приведения машины в движение двигатель также вращает силовой генератор на 20 кВт. Он установлен под двигателем и приводится в действие механически. Это означает, что электроэнергия может вырабатываться только при работающем двигателе. Вспомогательная силовая установка не установлена.

Система электропитания машины имеет напряжение от 24 до 28 Вольт, емкость аккумуляторов составляет до 400 А.-ч. Система разбита на два контура, один емкостью 300 А.-ч и второй емкостью 100 А.-ч. Более мощный контур используется для снабжения корпуса и крупных систем башни и управления вооружением. Второй контур используется для более деликатных блоков управления огнем. При необходимости, например при запуске двигателя, оба контура могут быть объединяться в один. Когда двигатель не работает, для снабжения электроэнергией используется в общей сложности 8 аккумуляторных батарей. Они размещаются в контейнерах в надгусеничных полках в корме, доступ к ним осуществляется через люки для обслуживания в крыше корпуса. Каждые два аккумулятора соединяется последовательно, они образуют четыре группы, которые теперь уже соединяются параллельно. Одна из групп подсоединена к менее мощному контуру, а остальные три образуют более мощный контур.

Энергосистема также позволяет производить запуск двигателя от внешнего источника в случае слишком низкого заряда батарей. Зажим внешней зарядки уложен в ящике для хранения в корме корпуса. Два танка соединяются кабелем, работающий танк запускает двигатель и затем запускается ведомая машина.

Топливная система танка Leopard 2 состоит из пяти топливных баков. В передней части корпуса в надгусеничных полках разместили два топливных бака. Левый бак вмещает 230 литров, правый бак - 350 литров. Два основных топливных бака размещаются в средней части корпуса сразу за погоном башни. Левый бак вмещает 280 литров, а правый - 250 литров. Оба бака также имеют топливные горловины, доступ к которым осуществляется с кормы крыши корпуса. И последний, но не менее важный, кормовой топливный бак имеет вместимость 50 литров. Таким образом, общий объем топливных баков танка Leopard 2 составляет 1160 литров. Передний и основной топливные баки каждого борта соединены между собой и подсоединены к одному топливному насосу, который подает топливо в кормовой бак. Механический переключатель в корпусе позволяет использовать топливо только с одного борта. При нормальной работе баки обоих бортов опустошаются параллельно, а оставшееся топливо делится поровну между обоими бортами. Из кормового бака топливо насосом подается через фильтры в систему впрыска двигателя.



Вооружение

Танк Leopard 2 стал первым западным танком с новой 120-мм гладкоствольной пушкой в качестве основного вооружения, в боекомплект которой вошли снаряды с полусгораемыми гильзами. Эта новая пушка, получившая обозначение L/44, была разработана в Германии в конце 60-х-начале 70-х годов. Пушка была разработана для установки на основной боевой танк и испытывалась в проектах МВТ-70 и VT1-2. Танк Leopard 2 стал первой серийной машиной, на которую была установлена эта пушка. Таким образом, новая пушка была установлена вместо прежней надежной и проверенной 105-мм пушки. Эта пушка устанавливалась на немецкий танк Leopard 1 и даже на новый американский ОБТ Abrams. Но, тем не менее, Германия очень сильно рассчитывала на возможности новой пушки и ее потенциал дальнейшего совершенствования. Ведь в действительности стоит сказать, что выбор 120-мм пушки показал прозорливость разработчиков и политиков. Только это оружие было способно доставлять мощный снаряд на большие дистанции и смогло бросить вызов самым современным советским аналогам.

120-мм пушка установлена по центру башни. Она наводится с помощью гидравлической системы и имеет вертикальные утлы наведения от -9 до +20 градусов. Этот сектор ограничивается в случае, если башня имеет положение относительно корпуса от 3 30 до 8 30 часов (т.е. 105° в каждую сторону). Эта, так называемая «зона воспрещения огня», была установлена для того, чтобы исключить контакт пушки с крышей корпуса во время стрельбы и/или во время движения танка. Чтобы добиться этого, вертикальные углы пушки были ограничены сектором от +3 до +20 градусов. При работе СУО в режиме «Наблюдение» вращение башни автоматически останавливается при попадании пушки в «зону воспрещения огня» и вертикальном угле менее +3 градусов. В режиме «Стабилизация» пушка автоматически поднимается и опускается при покидании этой зоны. При этом на скорость вращения башни ничего не влияет.

Вертикальное движение пушки, как правило, ограничивается ее приводом. Но на случай аварийных ситуаций установлены механические концевые ограничители внутри на крыше башни и на маске пушки.

Основная пушка оборудована фиксатором для походного положения. Он установлен на крыше корпуса между двумя кольцевыми радиаторами. Башню необходимо повернуть назад в положение 6 часов (180) и пушку опустить вручную на крышу корпуса. Длинный корпус гарантирует, что пушка не выйдет за его габариты. У танка Leopard 1 пушка была длиннее кормы, что становилось причиной нескольких серьезных происшествий во время движения в колонне, когда происходил наезд других машин и танков.


120-мм гладкоствольная пушка танка Leopard 2

Для новой 120-мм пушки были доступны два типа боеприпасов, многоцелевой снаряд DM12 и бронебойный DM13. Боеприпас DM12 снаряжен кумулятивной боевой частью, окруженной пояском из осколков. Это делает DM12 универсальным снарядом, который может использоваться по бронированным, а также небронированным и площадным целям. Снаряд DM13 имеет стабилизированный оперением подкалиберный сердечник, изготовленный из спрессованного порошка карбида вольфрама. Бронепробивающая сила снаряда генерируется только за счет кинетической энергии и применяется он только по бронированным целям. Боекомплект для основной пушки составляет 44 выстрела, из которых 15 уложены в корме башни и 29 в укладке в передней части корпуса слева от водителя. Пополнение боекомплекта осуществляется либо через люк заряжающего, либо через небольшой лючок на левом борту башни.

Вспомогательное вооружение Leopard 2 состоит из одного 7.62-мм спаренного пулемета MG3А1 и 7.62-мм зенитного пулемета MG3 в турельной установке на люке заряжающего. Основное отличие заключается в том, что MG3A1 не имеет сошки, а также приклада, вместо которого установлена резиновая заглушка. Ближе к шаровой опоре установлен усилитель отдачи для обеспечения надежной работы автоматики пулемета. Все эти доработки могут быть без труда реализованы на обычном базовом варианте пулемета MG3.

Спаренный пулемет установлен слева от пушки и ведет огонь через отверстие в лобовой броне башни. Держатель пулемета используется для крепления и ведения огня из пулемета. Как правило, ударно-спусковой механизм задействуется электромеханическим способом. Магнит используется для взведения этого механизма, который затем спускает обычный курок пулемета. В аварийных ситуациях заряжающий может также спускать курок вручную. С целью исключения захламления боевого отделения с правой стороны пулеметной установки установлен мешок для пустых гильз. В отличие от основной пушки спаренный пулемет не оснащен эжектором пороховых газов. Вместо него в передней части башни вблизи отверстия для стрельбы установлен небольшой вентилятор. Он включается заряжающим и отсасывает газы из танка. Патронная лента подается к спаренному пулемету из большого ящика, установленного слева от пушки. В нем имеется два отделения по 500 патронов в каждом. Зенитный пулемет установлен на простой рельсовой направляющей на люке заряжающего и из него нельзя вести огонь находясь в башне. Турельная установка позволяет иметь углы вертикального наведения от -10° до +75°. Углы горизонтального наведения составляют 45° в каждую сторону, но при этом пулемет может также перемещаться вокруг люка на все 360°. Установка также содержит патронный ящик с пулеметной лентой. Поначалу рельсовая направляющая была и на командирском люке. Поскольку она не использовалась, то позднее была снята.

Каждый член экипажа танка Leopard 2 также имеет личное оружие. Водитель и наводчик вооружены пистолетом Р1, а командир и заряжающий вооружены пистолетом-пулеметом МР2А1. (UZI со складным прикладом). Пистолеты носятся в кобуре на ремне. Имеются держатели для пистолета-пулемета, один за местом командира и один перед заряжающим. Как правило, командир и наводчик меняются оружием. Кроме того, у экипажа также имеется ракетница и четыре осколочных гранаты. Гранаты хранятся в башне в контейнере для снарядов. Кстати, этот контейнер в корме башни во время боевой подготовки зачастую используется членами экипажа для хранения еды и запасов. Причина проста, это пространство окружено толстой броней и поэтому там практически всегда довольно низкая температура. Пивные банки могут обматываться скотчем по несколько штук и храниться на стеллажах для боеприпасов. Таким же образом поступают с консервными банками и багетами.

Продолжение следует...
Перевод: Alex Alexeev

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Владимир Басов 6 декабря 2016 06:50
    Интересно! ! Спасибо за информацию надо будет прочитать все части)
  2. bistrov. 6 декабря 2016 07:18
    "Тигр" 80-х годов. Только вот противостоят ему не Т-34, а тоже вполне современные Т-72 и Т-90. Короче,борьба на равных.
    1. МорякЧФ 6 декабря 2016 08:45
      Ну Т-72 ему не конкурент,его последним версиям наш аналог это Т-90АМ,а Лео делали в противовес 80ки.
      1. Bad_gr 6 декабря 2016 11:25
        Цитата: МорякЧФ
        Ну Т-72 ему не конкурент,........

        Это чем же он так кардинально Т-72 превосходит ?

        Своим 2-см бортом ? (у Т-72 борт 7-8 см)
        Аккумуляторами на надгусеничных полках ? (считай, что на улице, прикрытые жестью)
        Ручным заряжанием пушки ?
      2. Bad_gr 6 декабря 2016 11:32
        Цитата: МорякЧФ
        а Лео делали в противовес 80ки.

        Т-80 был принят на вооружение в 1976 году
        Леопард 2 принят на вооружение в 1979 году, хотя на первые испытания он ушел еще в 1969 году, и о Т-80, в это время, они вряд ли слышали.
        1. Bad_gr 9 декабря 2016 11:29
          ".....Силовой блок в сборе чрезвычайно компактен......"

          Поэтому и занимает почти пол танка ? Почти 7-емь кубических метров (6.9).
          Для сравнения у Т-80 - 2,8 куба (при 1200-ах лошадках)
          1. pimen 9 декабря 2016 13:28
            блин, не может быть, такая разница. Ну ладно, между т-80 и лео-2, в конце концов, четырёхтактный дизель - не турбина, и даже не двухтактник. Но с абрамсом... Неужели автоматическая коробка?
            1. Bad_gr 9 декабря 2016 15:49
              Цитата: pimen
              Но с абрамсом... Неужели автоматическая коробка?

              В трансмиссии Абрамса довольно много места занимают коробки воздухоочистителя (у т-80 стоят циклоны, у Абрамса касеты) + радиатор охлаждения масла (у Т-80 он находится внутри воздуховода двигателя.

              По размерам самого двигателя не скажу, но у нашего двигателя турбина центробежного типа, а у абрамса осевая, что на мой взгляд менее надёжно.
          2. EvilLion 12 декабря 2016 13:49
            Ничего, что там еще и топливо, которое у Т-80 по всему танку рассовано?
            1. Bad_gr 13 декабря 2016 13:46
              Цитата: EvilLion
              Ничего, что там еще и топливо, которое у Т-80 по всему танку рассовано?

              А у Убрамса, по вашему, где топливо находится ? по обе стороны от водителя баки с минеральной водой стоят ? почти две тонны керосина внутри корпуса, при пожаре мало не покажется.
  3. Гончар 6 декабря 2016 09:03
    Пивные банки могут обматываться скотчем по несколько штук и храниться на стеллажах для боеприпасов. Таким же образом поступают с консервными банками и багетами.

    А как же пивоварня и пивопровод? Без этого немцу нельзя! И фроляйн с батареей пенных кружек.
    1. novobranets 6 декабря 2016 14:23
      Цитата: Гончар
      А как же пивоварня и пивопровод?
      Пивопровод? Легко!
  4. ydjin 6 декабря 2016 09:11
    Особенно понравилось про пиво хранящееся на стеллажах для боеприпасов! laughing Почему сумрачный германский конструкторский гений не предусмотрел пивного холодильника? request
    1. Злюка Бобёр 6 декабря 2016 11:10
      Просто среди разработчиков не было ни одного русского...Пиво-это святое! Про пиво ну никак низзя забывать! laughing
      Как утром-то без пива?Ведь и загнуться недолго... laughing
      Да и ваще-что немцы-то понимають в пиве? laughing
      1. novobranets 6 декабря 2016 14:18
        Цитата: Злюка Бобёр
        Как утром-то без пива?Ведь и загнуться недолго...

  5. Alexey RA 6 декабря 2016 11:10
    Кстати, этот контейнер в корме башни во время боевой подготовки зачастую используется членами экипажа для хранения еды и запасов. Причина проста, это пространство окружено толстой броней и поэтому там практически всегда довольно низкая температура. Пивные банки могут обматываться скотчем по несколько штук и храниться на стеллажах для боеприпасов.

    Бггг... сразу вспомнилась байка про то, как охлаждали пиво на Гуадалканале: заливали его в специально промытый и отключённый от топливной системы подвесной топливный бак, подвешивали под истребитель, уходили на большую высоту, а затем вниз. К моменту возвращения на базу в ПТБ было охлаждённое пиво.
  6. novobranets 6 декабря 2016 13:01
    Стиль немцев хорошо виден. Приподнятая корма, скошенный верхний лист на башне. Сразу понимаешь, что перед тобой внучек Pz.Kpfw.VI. Сама статья интересная. Фотографии хорошие, на фото сразу бросается в глаза чистота в МТО.
  7. pimen 6 декабря 2016 13:44
    и в чём он - "истинный шедевр"- не понятно. Разве что, достаточно надёжная работа основного оборудования и точная стрельба.
    Компактный силовой блок - хорошо, отсутствие ВСУ - плохо.
    Размещение боекомплекта хуже чем у всех. АЗ нет.
    Передние баки - плохо.
    Не понятна логика электрического привода поворота башни и гидравлического пушки.
    Да и реально он почти не воевал.
    Это только на первый взгляд профана
  8. vlad_vlad 6 декабря 2016 15:54
    учебные стрельбы 133 батальона - атака, оборона, отступление, евакуация.
  9. Вольный ветер 6 декабря 2016 16:07
    С 1990 года приводы электрические, от гидравлики отказались. Движок классный, с 2011 года 1800 лошадей. Судя по всему у него 2 передачи заднего хода. Назад 30 км в час ну против наших 6 км........ Про биатлон вот только не надо. Мне интересно какие шансы имеют танки друг против друга во встречном бою. На каком расстоянии один другого может уничтожить из орудия своими снарядами.
    1. pimen 6 декабря 2016 16:13
      Цитата: Вольный ветер
      Мне интересно какие шансы имеют танки друг против друга во встречном бою. На каком расстоянии один другого может уничтожить из орудия своими снарядами.

      А ещё в условиях разного рельефа, видимости, погоды и времени суток
    2. алпамыс 7 декабря 2016 07:18
      Цитата: Вольный ветер
      Судя по всему у него 2 передачи заднего хода.

      хитрожопая трансмиссия там, назад столькоже сколько вперёд.
  10. 52гим 6 декабря 2016 17:08
    Нормальный, качественно сделанный танк. Рекламаций, кстати, было очень мало, как и на Т-72. И не в пример "абрамсу" или Т-80, а уж тем более,Т-64.
  11. Монархист 6 декабря 2016 17:45
    Почитал обз о р про Л ео2 и придумал:ему"ровесником" по возрасту и возможностям являетсяТ72,Т80,Т90(64ка мне кажется слаба). Смотрите,что получается: есть х о рошая машинаТ72,бога ради модернизируй ее,а мы начинаем Т80,потом Т90. Пректирование нового танка,испытание и приём на вооружение э то деньги и время.Немцы просто модернез руют своего Лео и по времени и средствам дешевле и быстрее.
    Теперь мы опомнились и оказалось:Т72БВ3 прекрасная машина и будет ещё долго"чесать"супостата,Т80 если модернизировать тоже хорош(если судить по ВикеТ64 сырой вариант),а сколько денег ушло на новый 80,мотом Т90.
    Может стоит поступать как немцам? И тогда в оборонном ведомстве дениг больше будет
    1. IImonolitII 8 декабря 2016 04:10
      А тут политика и лоббисты виноваты. Т-64 - прорывной танк, но сложен и дорог, стал гвардейским. Потом стало понятно, что только им в план по производству танков не уложиться, "социалистических камрадов" тоже надо чем-то снабжать, да и уральские заводы надо чем-то занять. Вот и появился упрощенный т-72. Т-80 - глубокая модернизация 64ки, с учетом всех передовых технологий, опять "гвардейский танк". Т-90 - по сути переименованная глубокая модернизация т-72 по похожей схеме.
      1. Bad_gr 8 декабря 2016 20:22
        Цитата: IImonolitII
        да и уральские заводы надо чем-то занять. Вот и появился упрощенный т-72. Т-80 - глубокая модернизация 64ки, с учетом всех передовых технологий,.....

        Было постановление, по которому и Уральский и Ленинградский завод должны были выпускать танк Т-64. Но кроме Харькова этот танк не нравился никому. НижнеТагильцы, погоняв этот танк по своим полигонам, получили трещины в днище (у Т-64 торсионы крепятся за проушины по центральной оси танка). Поэтому на корпус Т-64 была установлена своя ходовая с объекта 167 (крепления торсионов в бортах танка). Поскольку двигатель 5тд, выпускаемый на Украине (созданный на базе немецкого Юнкерс Jumo 205a) был дорог, крайне не надёжен и выпускался в не большом количестве, решили ставить проверенный В-46.
        У Ленинградцев, аналогичная история - забраковали ходовую Т-64, так как сыпалась под 1000-чи сильным движком. Ходовую разработали свою. По мнению многих экспертов, лучшую среди наших танков того периода. Говорить, что Т-80 глубокая модернизация танка Т-64, это то же самое, что Т-64 - глубокая модернизация Т-34.
  12. looker-on 7 декабря 2016 02:48
    Прекрасные фото!Спасибо. Очень жду продолжения
  13. Комментарий был удален.
  14. vm68dm 12 декабря 2016 22:22
    В Сирии подстрелен первый турецкий танк Leopard 2 . Танк предположительно получил попадание ПТУР TOW-2, вполне вероятно, ранее поставленной через территорию Турции.

    Это первая потеря германских танков «Леопард» в Сирии.
Картина дня