Военно-политическое положение России на рубеже XVII-XVIII столетий. Азовские походы

На рубеже XVII-XVIII столетий всё большую роль стали играть морские флоты. Трудно было сохранить статус великой державой, не имея морских кораблей и судов. Морские и океанские просторы рассекали уже сотни и тысячи кораблей, осваивались новые морские пути, увеличивался товаропоток, появлялись новые порты и верфи. Международная торговля выходила за пределы морских бассейнов (Средиземного, Балтийского, Северного морей).

В этот период первые места по мощи флотов занимали Англия и Голландия. В этих странах революции расчистили дорогу (причём весьма кровавым путём) для капиталистического развития. Сильными флотами обладали Испания, Португалия, Франция, Венеция, Османская империя, Дания и Швеция. Все эти государства обладали обширным морским побережьем, давними традициями мореходства. Ряд государств обладали огромными колониальными империями – Испания, Португалия, или полным ходом их строили – Англия, Голландия, Франция. Ресурсы покорённых территорий давали мощный импульс к развитию.

В ином положении находилась Россия. Наша держава была наследницей древних морских традиций (связывать историю возникновения Русского флота с рубежом эпохи Петра I - явная ошибка). В период Древнерусского государства Чёрное море называли Русским морем, да и Балтийское море было Варяжским морем - варяги-русь контролировали его задолго до расцвета германской Ганзы (да и Ганза была создана на основе славянских городов и их торговых связей). Но к этому периоду Русь-Россия была оттеснена вглубь континента. На северо-западе выход в Балтийское море преграждала Швеция. Королевство шведов в тот период было первоклассной великой державой, имеющей профессиональную армию и сильный флот. Шведы захватили русские земли по берегам Финского залива, контролировали значительную часть южной Прибалтики, превратив Балтийское море в «шведское озеро». Лишь на побережье Белого моря (в сотнях километров от основных экономических центров России) у нас был порт Архангельск. Он давал ограниченные возможности по морской торговле – был отдалён, а зимой судоходство прерывалось по причине суровости климата.


Выход к Чёрному морю закрывало Крымское ханство (вассал Порты) и Османская империя. Турки и крымские татары держали в своих руках всё северное побережье Чёрного моря, с устьями Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра, Дона, Кубани. Причём, на часть этих территорий Россия имела исторические права – они входили в Древнерусское государство.

Военно-политическое положение России на рубеже XVII-XVIII столетий. Азовские походы Ситуацию усугублял тот факт, что Османская империя, Крымское ханство, Швеция были враждебными России государствами. Морское побережье на юге и северо-западе было удобным плацдармом для наступления на русские земли. На южных рубежах шла практически беспрерывная схватка с ордами Крымского ханства и иными хищниками, если не было крупных походов, то мелкие набеги, рейды вражеских отрядов были обыденностью. Крымское ханство было настоящим паразитарным государственным образованием, жившим за счёт грабежа, угона для продажи в рабство тысяч и десятков тысяч славян. Только за первую половину 17 столетия крымские орды угнали и продали в рабство до 200 тыс. русских.

Турки, опираясь на многочисленные крепости, форпосты, силы Крымского ханства, не только удерживали под своим контролем южнорусские земли, но и планировали расширить зону своего влияния. Османская империя хоть к концу 17 столетия и испытывала серьёзный внутренний кризис, но всё же была мощной империй, обладавшей огромными военно-экономическими ресурсами. Её владения раскинулись от Гибралтара до Балкан, северного побережья Чёрного моря и Индийского океана. Армия Порты считалась одной из самых сильных и многочисленных в мире, Военно-морской флот был значительным по числу вымпелов и обладал огромным опытом боевых действий. Турки уже два столетия вели схватку с сухопутными силами и ВМС Австрии, Франции, Испании, Венеции, Мальтийского ордена, Тосканы. У Стамбула были прекрасные леса для постройки кораблей с побережья Чёрного моря, из Египта поступала пенька (волокна стеблей конопли, их использовали для производства канатов, верёвок) и парусина, из Албании и Валахии поступала смола и сало. Турки имели отличные гавани в Чёрном море, Босфоре, Мраморном море. Военных специалистов (к примеру, пушкарей) нанимали из французов, англичан, голландцев. Невольников для гребных кораблей поставляли крымские татары. Турецкий ВМФ господствовал в Чёрном море, мог быстро пополнить силы из Босфора и Средиземноморья, перебросить дополнительные войска в гарнизоны Северного Причерноморья.

Выход к Балтийскому и Чёрному морю был важен как с точки зрения военно-стратегической необходимости (выход на естественные рубежи обороны), восстановления исторической справедливости, так и с экономических соображений. Изоляция от основных морских торговых путей Европы (Балтика – Северное море – Атлантика, Чёрное море – Средиземноморье – Атлантика) пагубно сказывалась на экономическом развитии государства. Поэтому, борьба за выходы к морям приобретала первостепенное значение для будущего России.

Первый Азовский поход 1695 года

С XVI века Русь вела борьбу с крымскими и ногайскими ордами. Москва хотела обезопасить свои южные рубежи, начать обработку богатых южных земель (т. н. «Дикое поле»), получить выход в Чёрное и Азовское моря. В ходе этой борьбы Россия столкнулась с Османской империей, покровительствующей крымским татарам. Одним из опорных военных пунктов на этих землях была турецкая крепость Азов, расположенная при впадении реки Дон в Азовское море.

К моменту свержения царевны Софьи (1689 год) Россия была в состоянии войны с Османской империей. Россия в 1686 году присоединилась к Священной лиге, созданной в 1684 году. В этот союз входили Священная Римская империя, Венецианская республика и Речь Посполитая, он был направлен против Османской империи. В 1687 и 1689 годах под руководством князя Василия Голицына (фаворита Софьи) были предприняты походы против Крымского ханства, но они не принесли успеха. Военные действия были прекращены, но мир Россия и Османская империя не заключили. Продолжение войны с Портой стало приоритетом внешнеполитической деятельности Петра I в первые годы единовластия. Для этого было несколько причин: во-первых, Москва была в состоянии войны со Стамбулом, и союзники по антитурецкому союзу потребовали от Петра I продолжить военные действия; во-вторых, война с Турцией представлялась более лёгкой задачей, чем конфликт со Швецией, закрывающей выход на Балтику (Турция воевала на других фронтах и не могла бросить на войну с Россией значительные силы); в-третьих, взятие Азова могло обезопасить южные рубежи России от набегов крымских татар; в-четвёртых, Пётр мечтал о создании флота, учреждение Азовской флотилии могло стать первым шагом на пути к реализации этих замыслов.

Было решено напасть не на Крымское ханство, как во время походов Голицына, а ударить по Азову. Изменили и путь следования – решили идти не через пустынные степи, а по районам Волги и Дона. Первая армия под командованием графа Бориса Петровича Шереметьева вместе с казаками Мазепы должна была действовать в низовьях Днепра. Вторая армия под командованием Петра I, Фёдора Головина, Патрика Гордона, Франца Лефорта должна была взять Азов.

Азов был одним из главных форпостов Османской империи в регионе. Город был укреплён мощными каменными стенами с бастионами. По обеим сторонам Дона стояли мощные башни, между ними протягивали цепи, чтобы остановить проход судов. Подготовку похода на Азов вели в тайне, армию сформировали из лучших полков рождающейся регулярной армии – Преображенского, Семёновского, Лефортовского, Бутырского, в неё вошли и стрельцы. Зимой и весной 1695 года на Дону строили транспортные суда: струги (речное парусно-гребное судно длиной 25-30 м), морские лодки и плоты для доставки войск, артиллерии, боеприпасов и продовольствия.

Весной 1695 года войско вышло из Москвы, на стругах и других речных транспортах оно шло по Москве-реке, Оке, Волге. На Волге дошли до Царицына, там перешли на Дон. В начале июля войско было у Азова и заблокировало его с суши. 2 июля начались осадные работы и обстрел крепости. Русская армия смогла захватить башни (укрепления) выше Азова (14 – 16 июля), это позволило подвозить грузы к самому русскому военному лагерю. К началу августа передовые траншеи подвели примерно на 50 метров к валу крепости.

Русское командование посчитало, что сухопутных сил достаточно для штурма, но недооценило значение турецкого флота. Из Стамбула в Азов постоянно направлялись корабли, суда, которые перебрасывали свежие подразделения (для пополнения гарнизона, страдавшего от артиллерийского обстрела), подвозили оружие, боеприпасы, продовольствие. Чёрное море в ту пору было фактически «турецким озером», Россия не могла помешать противнику.

Ранним утром 5 августа начался штурм крепости. Более 4 тыс. русских солдат ринулись на вражескую твердыню, в течение нескольких часов шёл кровавый бой. Турки отбивались с большой стойкостью. Все попытки захватить укрепления были отбиты. Отряд казаков, который должен был атаковать крепость со стороны Дона, подойдя на свих лодках, также был отражён.

Неудачный штурм выявил ряд серьёзных недостатков в русском войске: не смогли установить блокаду крепости с моря, не хватало опыта по осаде крепостей, сказывались недостатки организованности, дисциплины, отсутствовало единоначалие, единое верховное командование. Головин, Лефорт, Гордон не смогли организовать согласованные действия, ссорились. Пётр не смог скоординировать их действия.

25 сентября русские войска пошли на второй штурм. Он был лучше подготовлен и организован, но турки отбили и его. В результате Пётр принял решение снять осаду и отвести войска на зимние квартиры (в зимний период военные действия в Европе, в основном не вели, из-за природных условий – холод, распутица, бездорожье, трудности снабжения и пр.). 20 октября войска отвели. 3 тыс. отряд оставили для охраны захваченных укреплений.

Днепровская армия, которой руководил Шереметьев, отбила у турок три крепости: 30 июля — Кызы-Кермень (укр. Берислав), 1 августа — Эски-Таван, 3 августа — Аслан-Кермен.

В Стамбуле восприняли уход русской армии от Азова, как победу. Турецкое командование посчитало, что в ближайшее время русские не смогут повторить осаду и ждать угрозы не следует. Но Пётр был человеком упорным, целеустремлённым, поэтому неудача не смутила его, не успели все войска вернуться в Россию, как стали разрабатывать план нового похода.

Военно-политическое положение России на рубеже XVII-XVIII столетий. Азовские походы

Гравюра: Взятие Азова. Шеин по левую руку от Петра, к царю он ближе других.
Группа всадников позади царя (справа налево): Толстой, Шереметьев, Лефорт, Головины, Гордон. Русские одеты еще согласно своим исконным традициям.

Подготовка второго Азовского похода

Пётр посчитал, что главная задача в новом походе – это речная, морская компонента. Началось строительство «морского каравана» (военных и транспортных кораблей и судов). У этой затеи было много противников – слишком мало времени было на эту задачу (одна зима), вопрос был сложным с точки зрения организации, привлечения ресурсов и т. д. Но замысел неуклонно воплощали в жизнь. Из Москвы шли один за другим указы, распоряжения воеводам, градоначальникам о мобилизации людей, ресурсов.

В январе 1696 года на верфях Воронежа и в Преображенском (подмосковное село на берегу Яузы, там располагалась резиденция отца Петра, царя Алексея Михайловича) развернули масштабное строительство кораблей, судов. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, там снова собирали и спускали на воду на Дону. Пётр приказал к весне сделать 1300 стругов, 30 морских лодок, 100 плотов. Для этого мобилизовали плотников, кузнецов, работных людей. Район Воронежа выбрали не случайно, для местного населения строительство речных судов было обычным промыслом уже не одно поколение. Всего мобилизовали свыше 25 тыс. человек. Со всех концов страны ехали не только мастера, рабочие, но и везли материалы – лес, пеньку, смолу, железо и пр. Работы шли быстро, к началу похода стругов построили даже больше, чем планировали.

Задачу строительства военных кораблей решали в Преображенском (на реке Яузе). Основным типом строившихся кораблей были галеры – гребные суда, имевшие 30-38 весел, на их вооружении было 4-6 орудий, 2 мачты, 130-200 человек экипажа (плюс они могли перевозить значительный десант). Этот тип корабля отвечал условиям театра военных действий, галеры с их небольшой осадкой, маневренностью, могли успешно действовать на реке, мелководье низовьев Дона, прибрежных водах Азовского моря. В строительстве кораблей был использован опыт судостроения: так, в Нижнем Новгороде в 1636 году построили корабль «Фридерик», в 1668 году в селе Дединове на Оке – корабль «Орёл», в 1688-1692 годах на Переяславском озере и в 1693 году в Архангельске при участии Петра было построено несколько кораблей. К строительству кораблей в Преображенском широко привлекали солдат Семёновского и Преображенского полков, крестьян, мастеровых, которых вызвали из поселений, где было развито судостроение (Архангельск, Вологда, Нижний Новгород и т. д.). Среди мастеров всеобщим уважением пользовались вологодский плотник Осип Щека и нижегородский плотник Яким Иванов.

Всю зиму в Преображенском делали основные детали кораблей: кили (основание корпуса), шпангоуты («рёбра» корабля), стрингера (продольные балки, идущие от носа к корме), бимсы (поперечные балки между шпангоутами), пиллерсы (вертикальные стойки, поддерживающие палубу), доски для обшивки, настила палуб, мачты, вёсла и т. д. В феврале 1696 года заготовили деталей на 22 галеры и 4 брандера (судно, начинённое горючими веществами для поджога вражеских кораблей). В марте шла перевозка кораблей в Воронеж. Каждая галера доставлялась на 15-20 повозках. 2 апреля были спущены на воду первые галеры, их экипажи были сформированы из состава Семёновского и Преображенского полков.

В Воронеже также заложили первые большие трёхмачтовые корабли (2 единицы), с довольно сильным артиллерийским вооружением. Они требовали большого комплекса кораблестроительных работ. На каждом из них решили установить по 36 орудий. К началу мая построили первый корабль - 36-пушечный парусно-гребной фрегат «Апостол Петр». Корабль строили при помощи датского мастера Августа (Густава) Мейера (он стал командиром второго корабля - 36-пушечного «Апостола Павла»). Длина парусно-гребного фрегата была 34,4 м, ширина 7,6 м, корабль был плоскодонным. Кроме того, фрегат имел 15 пар весел на случай штиля и для маневра.

В результате, в России, вдали от морей, за предельно короткий срок создали «морской воинский караван» - отряд военных кораблей и судов.

В этот же период значительно увеличили армию (вдвое – до 70 тыс. человек), во главе неё был поставлен единый главнокомандующий – боярин Алексей Семёнович Шеин (он был участником походов князя Голицына, во время первого похода командовал Преображенским и Семёновским полками, таким образом, прекрасно знал театр военных действий). Войска прибыли из Москвы в Воронеж, где ждала целая армада транспортных судов – около 1500 стругов, плотов, барок, лодок.

Военно-политическое положение России на рубеже XVII-XVIII столетий. Азовские походы

Фрегат «Апостол Петр»

Второй поход

23 апреля первый эшелон из 110 транспортных судов с войсками, артиллерией, боеприпасами, продовольствием начал поход. После этого стали выходить и другие суда, боевые корабли. 1000-километровый поход стал первым испытанием для экипажей, в процессе оттачивалось мастерство матросов, завершали недоделки. Движение шло быстро, шли под парусами и на вёслах, днём и ночью. Во время похода шёл процесс разработки правил организации службы на галерах, ведения морского боя – они были объявлены в специальном «Указе по галерам». В «Указе» говорилось о порядке сигнализации, постановке на якорь, плавания в походном строю, дисциплине, ведении активных боевых действий против врага.

15 мая первый отряд галер подошёл к Черкасску, куда пришёл и авангард сухопутных сил (войска шли на судах и сушей). Казачья разведка сообщила, что у Азова стоят несколько вражеских кораблей. 16 мая Азов был осаждён. 20 мая казаки на своих лодках внезапной атакой захватили 10 транспортных судов (тунбасов), в эскадре турков началась паника. Воспользовавшись первым успехом, казаки смогли подойти к турецкой эскадре (дело было ночью) и поджечь один из кораблей. Турки отвели корабли, а один сожгли сами, не успев поднять паруса.

27 мая русская флотилия вышла в Азовское море и отрезала крепость от источников снабжения через море. Русские корабли заняли позиции поперёк Азовского залива. В этот же период к крепости подошли основные силы, они заняли траншеи и земляные укрепления, построенные в 1695 году. Турки в своей беспечности даже их не разрушили. Русская артиллерия стала обстреливать крепость. В устье Дона поставили две батареи, чтобы укрепить силы морской блокады. Если бы турецкие ВМС прорвались через нашу флотилию, эти батареи должны были не допустить вражеские корабли непосредственно к Азову.

Военно-политическое положение России на рубеже XVII-XVIII столетий. Азовские походы

Взятие Азова 18 июля 1696 года. Гравюра А. Шхонебека. 1699 года.

Примерно через месяц подошла турецкая эскадра в 25 вымпелов с 4 тыс. отрядом для помощи гарнизону Азова. Обнаружив русские галеры, которые блокировали устье Дона, турецкий адмирал Турночи-паша остановил свои силы в значительном удалении. 28 июня турецкий флот попытался высадить на берег десант. На русских кораблях приготовились к бою, снялись с якорей и пошли навстречу турецким кораблям. Турки, видя готовность русской флотилии к бою, отступили. В итоге, вражеский флот отказался от попыток помочь осаждённому гарнизону. Это сыграло важную роль - крепость отсекли от подвоза продовольствия, боеприпасов, подкреплений, да и психологически, это была победа (турки приуныли).

10 июня и 24 июня были отбиты вылазки турецкого гарнизона, которому пыталось помочь 60 тыс. войско крымских татар, стоявших лагерем к югу от Азова, за рекой Кагальник. 16 июля завершили подготовительные осадные работы. 17-18 июля русские войска (1,5 тыс. донских и запорожских казаков) захватили два турецких бастиона.

После этого турецкий гарнизон совсем пал духом: потери были тяжёлыми, вылазки провалились, помощи из Стамбула не было, началась потеря основных позиций, артиллерийские обстрелы наносили значительный ущерб. 18 июля был выброшен белый флаг, 19 июля гарнизон капитулировал. Русские вошли в крепость. 20 июля капитулировала также крепость Лютих, которая располагалась при устье самого северного рукава Дона.

Военно-политическое положение России на рубеже XVII-XVIII столетий. Азовские походы

План осады и взятия Азова. 1696.

Итоги

- Всё течение Дона стало свободным для русских судов. Азов стал русским.

- Пётр I, понимая необходимость отстоять завоевания (война продолжалась), уже 23 июля утвердил план новых укреплений Азова. Крепость была сильно повреждена русской артиллерией. Так как Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота, уже 27 июля выбрали более удачное место на Таганьем мысу, где через два года и основали Таганрог.

- Воевода А. С. Шеин 28 июня 1696 года за военные успехи получил звание Генералиссимуса (первое в России). Позже Шеин был назначен Главнокомандующим Русской армии, командующим артиллерией, конницей и управляющим иностранного приказа. С 1697 года Шеин руководил работами в Азове, строительством морской гавани в Таганроге, отражая постоянные атаки татар и турков.

- Азовские походы на практике показали важность артиллерии и флота для ведения войны. И Пётр сделал из этого выводы, ему нельзя отказать в организаторских способностях и стратегическом мышлении. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…». Утверждается обширная программа военного судостроения 52 (позднее 77) кораблей. Россия начинает отправку дворян на обучение за границу.

- «Прорубить окно» на юг полностью не удалось, чтобы завершить дело требовалось захватить Керчь (древнерусский Корчев), город на берегу Керченского пролива, для свободного выхода из Азовского моря в Чёрное. При более радикальном решении проблемы – уничтожить Крымское ханство и захватить Крымский полуостров. А для удержания Азова нужен был флот.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Prometey 25 января 2012 09:32
    Извечная внешнеполитическая проблема Руси - куда двигаться на Запад или на Восток. Опальный геополитический мыслитель 19 века декабрист Лунин логично обосновывал для России именно важность восточного направления. Не помню дословно, но он писал примерно, что каждый шаг на Западе приводит Россию к конфронтации с Европой, но каждый шаг на Востоке заставляет уже Европу искать пути сближения с нами - ситуация не изменилась и по сей день.
    А принципе Петр вначале наверное выбрал наиболее практичный вариант - пробить выход к Черному морю, хотя Азовское море уже и в то время считалось малопригодным для больших кораблей. Учитывая, что Османская империя в 18 веке прибывала в кризисе, Россия имела все шансы начать экспансию. Но потом Петр решил выйти к Балтике - в итоге получили затяжную войну с не самым сильным государством в Европе, а дивиденды от нее не были уж такими большими.
  2. taseka 25 января 2012 19:00
    Слава нашим военным предкам!! При 3 тосте и за них чарку выпью!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня