Десантный трицикл FN AS 24 (Бельгия)

15
Воздушно-десантные войска нуждаются в различной технике, при этом к подобным машинам предъявляются особые требования. Техника для этого рода войск должна иметь возможность парашютного десантирования при сохранении требуемых характеристик. Один из самых оригинальных проектов легкого транспортного средства для десантников был создан в начале шестидесятых годов бельгийской компанией Fabrique Nationale d'Herstal (FN). Войскам был предложен десантируемый трицикл AS 24.

В настоящее время компания FN известна, прежде всего, своим стрелковым оружием, производимым на нескольких предприятиях в Бельгии и за рубежом. Тем не менее, ранее в списке выпускаемой продукции присутствовали и другие изделия. В течение нескольких десятилетий на рынке присутствовали мотоциклы марки FN. Со временем производство такой техники было свернуто, однако перед этим бельгийские инженеры успели создать несколько интересных образцов гражданского и военного назначения.




Бельгийские десантники на AS 24 dj время боев в Конго. Фото G503.com


Проект под обозначением AS 24 разрабатывался с конца пятидесятых годов и был завершен в 1960-м. Целью работ было создание перспективного легкого транспортного средства, пригодного для использования десантными войсками. В основе проекта лежали несколько главных идей. Так, перспективный транспорт должен был отличаться простотой конструкции, использовать существующие серийные агрегаты, показывать высокие ходовые характеристики и иметь возможность перевозки как людей, так и грузов. Кроме того, новая машина должна была перевозиться существующими военно-транспортными самолетами и десантироваться парашютным способом.

Анализ имеющихся требований и использование имеющегося опыта позволило специалистам компании FN достаточно быстро сформировать общий облик новой машины для десанта. Было предложено строить транспортное средство по схеме трицикла и оснащать двигателем существующей модели. Следует отметить, что еще в середине тридцатых годов бельгийская компания применила подобный подход в проекте Tricar, однако в силу некоторых причин все его плюсы так и не были в полной мере реализованы. При этом, однако, в конце пятидесятых годов не шло речи о прямом заимствовании идей из старого проекта.


[center]

Общий вид одного из сохранившихся трициклов. Фото Military1.be[/center]

Итогом проектных работ стало появление легкой транспортной машины необычной конструкции с рядом характерных особенностей. Также для совместного использования с трициклом AS 24 было создано дополнительное транспортное средство в виде буксируемой тележки. Предложенная машина могла использоваться в качестве транспорта для перевозки людей или грузов. Кроме того, не исключалось применение техники в качестве носителя легкого вооружения.

Предыдущий проект военного трицикла от компании FN подразумевал использование передней части существующего мотоцикла, дополняемой новыми агрегатами в виде грузовой платформы и заднего моста. В проекте AS 24 была предложена иная архитектура машины, решавшая поставленные задачи, однако сокращавшая число используемых готовых агрегатов. К примеру, все силовые элементы конструкции пришлось разрабатывать с нуля, хотя их строение было максимально упрощено для облегчения машины и удешевления производства.


Передняя рама, рулевое колесо и педали. Фото Barnfinds.com


Одним из элементов, придающих трициклу FN AS 24 узнаваемый внешний вид, была передняя рама, выполнявшая функции опоры переднего колеса и некоторых органов управления. Опытный образец машины получил раму сравнительно сложной формы: из трубы соответствующей длины согнули агрегат с горизонтальной нижней, скругленными боковыми и выгнутой верхней частями. Внутри рамы имелся набор подкосов и других дополнительных деталей.

Впоследствии конструкция рамы была упрощена. Основным ее элементом стала овальная трубчатая деталь, к которой присоединялись дополнительные трубы. Так, в левой части рамы, у рабочего места водителя, имелась вертикальная стойка, к середине которой присоединялась горизонтальная деталь в виде полукруглой трубы. Справа внутри рамы находился подкос большой длины, так же соединенный с выгнутой горизонтальной деталью. К верхней части рамы, со стороны мест экипажа, находилась изогнутая труба с креплениями для установки рулевой колонки и других агрегатов.


Музейный образец, вид спереди. Фото Wikimedia Commons


В центре нижней трубы рамы имелось крепление для установки единственного переднего колеса. Непосредственно на раме устанавливалась качающаяся вокруг вертикальной оси втулка с подшипником колеса. Колесо имело возможность свободно вращаться. Для управления машиной по курсу был предложен сравнительно простой рулевой механизм типа «шестерня-рейка». Управляющая шестерня крепилась на валу, при помощи карданной передачи соединенного с рулевой колонкой. Последняя располагалась под углом к вертикали и поднималась над рамой, а также оснащалась рулевым колесом. Рейка механизма обеспечивала поворот втулки колеса вокруг вертикальной оси. Все механизмы управления передним колесом располагались на левой половине рамы.

К нижней части передней рамы крепились две балки прямоугольного сечения, проходившие вдоль оси машины. Следует отметить, что эти детали доходили только до сиденья экипажа: такая особенность силовых элементов была связана с необходимостью уменьшения габаритов машины для десантирования. При помощи несложных устройств в виде кожухов и зажимов балки передней рамы соединялись с балками задней части машины. Последние при этом располагались немного выше.


Один из вариантов собственного кузова. Фото Military1.be


Задняя часть трицикла AS 24, вмещавшая силовую установку и трансмиссию, тоже отличалась простотой конструкции. На продольных балках, расположенных внизу машины, размещались две бортовые рамы прямоугольной формы, изготовленные из аналогичного металлического профиля. Сзади продольные балки соединялись поперечной деталью требуемой ширины. Также в этой части машины имелось несколько дополнительных балок и стоек, необходимых для установки того или иного оборудования.

На правом борту задней рамы помещался мотоциклетный двигатель FN Type 24. Это был двухтактный двигатель с двумя цилиндрами оппозитного расположения с рабочим объемом 245 куб.см, способный развивать мощность до 15 л.с. Под двигателем находилась коробка передач, связанная с задним ведущим мостом. Передача крутящего момента с коробки передач на ведущую ось осуществлялась при помощи цепи. Выхлоп обоих цилиндров отводился через общую трубу и подавался на глушитель, помещенный под задней поперечной балкой рамы. Управлять силовой установкой предлагалось при помощи трех педалей, помещенных на нижней части передней рамы, и рычага на рабочем месте водителя. Связь органов управления с агрегатами машины осуществлялась при помощи нескольких боуден-тросов. Так, тросы от педалей проходили через левую переднюю балку, после чего выходили наружу и закреплялись на других элементах конструкции. Для запуска двигателя использовался рычаг кикстартера. Топливный бак емкостью 10,5 л имел цилиндрическую форму и помещался у левого борта чуть выше двигателя.


Трицикл с прицепом. Фото Barnfinds.com


Трицикл AS 24 получил задний ведущий мост достаточно простой конструкции. На жестких креплениях рамы устанавливались подшипники для монтажа оси колес. Какие-либо амортизаторы не предусматривались. Оба колеса размещались на единой оси с общим приводом от двигателя. Интересной особенностью ходовой части перспективной машины было использование трех одинаковых колес характерного облика. Для улучшения проходимости использовались колеса с металлическим диском и резиновыми шинами увеличенной ширины. Предполагалось, что такая конструкция колес повысит показатели проходимости на различных ландшафтах. Для защиты экипажа и груза от брызг и грязи все три колеса получали сравнительно простые крылья. Переднее прикрывалось жестким металлическим крылом полукруглой формы, а задние получали легкую конструкцию из брезента и удерживающих его стержней.


Машина с загруженным прицепом. Фото Wikimedia Commons


Водителю и пассажирам десантной машины предлагалось размещаться на общем сиденье, занимающим всю ее ширину. В передней части задних продольных балок помещались крепления для установки многоместного сиденья со спинкой. Интересно, что трициклы разных серий получали отличающиеся сиденья. Одни машины комплектовались изделиями в виде металлической рамы с натянутым на нее брезентом, тогда как другие получали мягкие «диваны» с обивкой из кожзаменителя. Вне зависимости от материалов, сиденье могло складываться при переводе машины в положение для десантирования.

По имеющимся данным, некоторое число бельгийских машин FN AS 24 получило дополнительные средства для перевозки грузов. На вертикальных задних рамах могла монтироваться грузовая площадка небольшой длины, на которой можно было разместить тот или иной груз малого размера и соответствующей массы. При этом использование подобного кузова требовало соответствующего размещения топливного бака. Таким образом, машины, бак которых находится выше вертикальных стоек рамы, не могут нести грузовую площадку.


Прицеп, вид сзади. Можно рассмотреть элементы колесной ходовой части. Фото Barnfinds.com


В качестве более удобного средства транспортировки грузов предлагался одноосный буксируемый прицеп максимально простой конструкции. Основой прицепа была рама, образованная несколькими металлическими профилями. В ее составе имелись три продольные и две поперечные балки. Снизу к таким силовым элементам крепился деревянный настил, сверху на них устанавливались ограждения небольшой высоты. Снизу на платформе устанавливались две детали сложной формы, служившие опорой для двух колес, аналогичных используемым на самом трицикле. В передней части прицепа имелись буксировочная балка и опора для сохранения приемлемого положения в отсутствии буксира. Сзади прицеп имел собственную петлю для присоединения еще одного аналогичного транспортного средства, благодаря чему одна машина AS 24 могла буксировать несколько платформ с грузом.

Легкая транспортная машина нового типа должна была иметь возможность парашютного десантирования, что предъявляло особые требования к габаритам и весу. Кроме того, авторы проекта приняли меры, направленные на дополнительное сокращение размеров техники при десантировании. Для перевода трицикла AS 24 в десантное положение следовало снять с сиденья рычаг управления, а также освободить его собственные крепления. После этого сиденье складывалось при помощи шарнира и укладывалось на заднюю раму. Затем требовалось раскрыть крепления, соединяющие продольные балки, после чего передняя часть машины сдвигалась назад. Выполнив эту процедуру, можно было сократить длину трицикла примерно в полтора раза, что облегчало его оснащение парашютной системой и последующий сброс с военно-транспортных самолетов. После прибытия к указанному месту производился перевод машины в рабочее положение: передняя часть выдвигалась и закреплялась на своем месте, после чего устанавливались сиденье и рычаг.

Десантный трицикл FN AS 24 (Бельгия)
FN AS 24 в сложенном виде. Фото Maxmatic.com


Грузовой прицеп тоже мог разбираться на части. При этом с платформы снимались колеса и детали для их крепления, а также буксировочная балка и опора. Снятые колеса и другие устройства закреплялись на платформе. При совместном десантировании трицикла с прицепом на той же платформе можно было расположить и саму машину. На перевод техники в рабочее положение требовалось не более нескольких минут.

Транспортная машина FN AS 24 получилась достаточно компактной. Ее ширина не превышала 1,5 м, а высота составляла всего 85 см. Собственный вес в снаряженном состоянии – 170 кг. На себе трицикл мог нести полезную нагрузку массой 370 кг в виде нескольких солдат или какого-либо груза. Буксируемый прицеп позволял перевозить еще 250 кг. Ширина единственного сиденья машины позволяла взять на борт до четырех человек, включая водителя. Тем не менее, пассажирам не приходилось рассчитывать на особый комфорт, поскольку машина имела жесткое сиденье ограниченной ширины и не оснащалась какими-либо рессорами. Испытания показали, что предложенный трицикл может развивать скорость до 100 км/ч.


Трицикл и прицеп подготовлены к сбросу с парашютом. Фото Carrosserie-kayedjian.fr


В начале шестидесятых годов компания Fabrique Nationale d'Herstal построила опытную технику нового типа, которая вскоре была выведена на испытания. В ходе проверок трициклы первой версии подтвердили расчетные характеристики, хотя некоторые черты машины нуждались в доработках. В частности, перед началом серийного производства AS 24 получил обновленную переднюю раму менее сложной формы. По результатам доработок транспортное средство для десанта было рекомендовано к серийному производству и принятию на вооружение.

В течение нескольких лет серийного производства компания FN построила и передала заказчику 460 единиц новой техники. Все эти машины были переданы бельгийским десантным войскам. В соответствии с заказом военного ведомства Бельгии, трициклы AS 24 выпускались в различной комплектации, соответствующей той или иной роли. Большая часть машин являлась транспортными средствами для перевозки солдат и грузов. Меньшее количество трициклов оснащалось креплениями для установки радиостанций, предназначенных для обеспечения правильного управления войсками. Также подобную технику предлагалось использовать в качестве легкого мобильного средства транспортировки расчетов пулеметов и противотанковых ракетных комплексов. Вне зависимости от своей роли на поле боя или в тылу, все машины сохраняли возможность десантирования посадочным или парашютным способом.


Машина на испытаниях. Фото G503.com


В начале семидесятых годов трицикл FN AS 24 мог стать предметом экспортного контракта. В 1973 году одну из машин передали Соединенным Штатам для проведения испытаний и оценки. Необычное транспортное средство прошло все необходимые проверки, но так и не заинтересовало потенциального заказчика. В дальнейшем ни одна из зарубежных стран не проявляла интереса к такой технике, из-за чего Бельгия так и осталась единственным ее эксплуатантом.

С момента получения первых серийных образцов бельгийские десантники начали активную эксплуатацию новой техники. В течение первых лет она велась только в целях подготовках личного состава и в рамках различных учебных мероприятий. В дальнейшем AS 24 впервые были использованы в ходе реального вооруженного конфликта. С начала шестидесятых годов в Конго шла гражданская война. В ноябре 1964 года т.н. повстанцы Симба, к тому времени контролировавшие г. Стэнливиль, взяли в заложники около 1800 белых жителей, планируя использовать их в качестве средства достижения своих целей. Для решения этой проблемы Брюссель решил использовать десантные войска.


Все четыре места заняты бойцами. Фото Schwimmwagen.free.fr


24 ноября стартовала операция «Красный дракон», начавшаяся с захвата стэнливильского аэропорта силами батальона десантников. Заняв аэропорт, десантники обеспечили прибытие новых подразделений, в том числе с тяжелым вооружением. На вооружении участвующих в операции подразделений имелось большое число различной техники, в том числе и трициклы FN AS 24. Последние использовались десантными войсками для быстрой переброски личного состава и оружия в заданные районы. Операция «Красный дракон» завершилась 27 ноября частичным успехом. Бельгийские десантники потеряли двух человек убитыми и 12 ранеными. 24 заложника были убиты противником, остальные были освобождены и вывезены из опасной зоны. В то же время, в ходе операции были подтверждены реальные характеристики трехколесной машины.

Эксплуатация десантируемых трициклов продолжалась в течение нескольких десятилетий. Только к концу семидесятых годов бельгийское военное ведомство смогло начать полноценную замену подобной техники иными образцами. В качестве новых легких многоцелевых транспортных средств для десанта теперь предлагалось использовать автомобили существующих моделей с требуемыми характеристиками. Такие машины имели значительные преимущества перед имеющимися трициклами, что и сказалось на дальнейшей судьбе последних.


Трицикл на трассе. Фото Maxmatic.com


Со временем все машины FN AS 24, некогда считавшиеся удачными и многообещающими транспортными средствами, были сняты с вооружения в связи с заменой более новой техникой. Часть списанных трициклов отправилась на утилизацию, тогда как другим машинам удалось избежать этой участи и дожить до нашего времени. Несколько необычных машин сейчас являются музейными экспонатами, также заметное число трициклов находится в частных коллекциях. Следует отметить, что последние, благодаря простоте эксплуатации и обслуживания, в большинстве своем до сих пор остаются на ходу и используются в различных военно-исторических мероприятиях. Примечательно, что большое количество сохранившихся трициклов позволяет заметить различия между различными образцами. В силу разных причин техника дорабатывалась как в ходе эксплуатации войсками, так и после списания и продажи. В результате техника отличается размещением топливных баков, наличием некоторых дополнительных устройств, а также состоянием агрегатов.

Целью проекта FN AS 24 было создание легкого транспортного средства для перевозки людей и грузов, пригодного для десантирования посадочным и парашютным способом. Используя существующие наработки и некоторые новые идеи, актуальные для конца пятидесятых и начала шестидесятых годов, конструкторы компании Fabrique Nationale d'Herstal смогли создать оригинальный образец техники с достаточно высокими характеристиками. В течение длительного времени подобные машины активно использовались бельгийскими десантниками, что может служить подтверждением реального потенциала такой техники. Тем не менее, со временем трициклы перестали соответствовать существующим требованиям, из-за чего были заменены более новыми машинами аналогичного назначения.


По материалам сайтов:
http://maxmatic.com/
http://barnfinds.com/
http://3wheelers.com/
http://popmech.ru/
http://carrosserie-kayedjian.fr/
http://military1.be/
http://g503.com/

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 декабря 2016 15:53
    Прикольная штука. good По грязи, конечно, особо не полазишь, но задницу довезти можно. Звук только очень бодрый. smile
    1. +3
      6 декабря 2016 16:08
      ТАРАНТАС!
      Со звуком согласен, могли бы и по серьезней глушитель поставить как например для спортивных машин.
      1. 0
        12 декабря 2016 10:48
        ВО открыло рубрику юмористическая страничка.
        а если сравнить транспорт бельгийских аирборн и наших ВДВ,невольно напрашивается вопрос,с кем они воевать собрались?
    2. +2
      7 декабря 2016 08:32
      Для села самое то.сено возить.а вообще интересный аппарат.для африканского климата.сухо и тепло
      1. +1
        7 декабря 2016 21:20
        для села наш Тульский Муравей- самое то!!! wink дешево и сердито!!! laughing
    3. 0
      8 декабря 2016 01:18
      По горам весело наверное)
  2. +1
    6 декабря 2016 17:04
    Десантируются чисто в городе на хороший асфальт? Не вижу никаких амортизирующих составляющих на этом тарантасе, тема легкой передвижной тележки интересна, но исполнение как мне кажется серьезно подвело производителей.
    1. 0
      7 декабря 2016 00:42
      А оно по асфальте не поедет - сзади нет дифа. Поворачивать не сможет.
      Для поворотах, ему скорее всего два крайных бойца переставляли морду.
      Интересно однако, откуда они брали низкопрофильные арочные шины. Такое на дороге не валяется.
      А так - прикольная игрушка.
  3. +1
    6 декабря 2016 18:52
    Осталось только про боевые велосипеды рассказать...
  4. 0
    6 декабря 2016 20:17
    Бельгия? Десантный трицикл FN AS 24?... Вы на карте Бельгию видели? Вот посмотрите, карту я прилагаю.. Бельгия на карте даже меньше какашки, но какие грозные там вояки! Бельгия по размеру с прыщик. Пусть она закроет свой зад и перестанет смердить. Ипало заткнет.... https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/th
    umb/6/67/EU-Belgium.svg/1024px-EU-Belgium.svg.png
    1. +13
      6 декабря 2016 21:43
      Вообще если честно,странное у вас суждение,я бы даже сказал туповатое что-ли?А если бы у Бельгийцев пару тысяч боеголовок с ядерными зарядами было,интересно в ваших глазах Бельгия бы увеличилась в размерах на карте?Да и вообще если честно,Бельгия не сильно то и смердит,да и не смердила вроде особо никогда!Статья про трицикл,а вы понесли из своего рта,да сразу на вентилятор...И еще,в Бельгии три дворника с утра вышли,и подмели всю страну до обеда...))))
    2. +1
      7 декабря 2016 04:34
      Пьяный или как? laughing
  5. 0
    7 декабря 2016 08:16
    Как-то уж слишком бюджетно эта таратайка выглядит.
  6. +1
    7 декабря 2016 09:17
    Без мотора было бы прикольней - боевой четырехместный самокат.
  7. +1
    7 декабря 2016 13:49
    Нет слов! Как то стыдно становится за Бельгию.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»