Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Смерть русской Америки. История нефтедобычи на Аляске

Смерть русской Америки. История нефтедобычи на Аляске


"Чёрное золото" на Аляске нашли в начале 50-х годов, тогда пресса назвала это событие "величайшим открытием в истории". Случилось это в районе залива Кука и п-ова Кенай в южной части Аляски, где бурились "морские" скважины, причем в чрезвычайно сложных природных условиях. Чтобы завезти сюда оборудование только для одной скважины, требовалось 15 рейсов самолета "Геркулес". А стоила такая скважина несколько миллионов долларов.

После первого успеха геологи-поисковики решили попытать счастья на крайнем севере Аляски, представляющем собой склон хребта Брукса и прибрежную равнину моря Бофорта. Со временем здесь была открыта целая нефтегазоносная провинция, названная провинцией Северного склона Аляски.

Сначала примерно в 300 км к юго-востоку от м. Барроу – самой северной оконечности США – были заложены две поисковые скважины. Первая из них, стоившая 4,5 млн долл., оказалась сухой. А вторая скважина под самый конец бурения на глубине 3000 м "зацепила" край нефтяной залежи, и 18 марта 1968 г. ударил нефтяной фонтан. Дальнейшие исследования показали, что уникальное месторождение Прадхо-Бей своим возникновением обязано 70-километровому поднятию, начинающемуся на суше и затем уходящему под акваторию моря.

После оконтуривания месторождения и определения его запасов возник непростой вопрос о том, как лучше использовать эту заполярную нефть, точнее - каким способом доставлять ее на основную территорию США.

Смерть русской Америки. История нефтедобычи на Аляске


Предлагалось шесть вариантов такой доставки:
- сооружение восьмиполосного трансаляскинского шоссе длиной 1200 км с пропускной способностью 60 тыс. автоцистерн в сутки;
- строительство на этом же направлении железной дороги, которая обеспечивала бы ежедневное передвижение 60 составов по сто вагонов-цистерн в каждом;
- создание специального флота из 235 танкеров-ледоколов грузоподъемностью по 100 тыс. т каждый;
- использование подводных лодок-танкеров:
- использование специальных грузовых самолетов (280 рейсов ежедневно);
- сооружение трансаляскинского нефтепровода.


В 1977 году трубопровод (спонсорами строительства стали крупнейшие компании США - "Бритиш Петролеум", "Экссон" и "Атлантик Ричфилд") от залива Прадхо-Бей, расположенного на побережье Северного Ледовитого океана, до незамерзающего порта в городке Вальдес, расположенного на южном тихоокеанском побережье штата, был построен.

На стройке работало более 20 тыс. человек из разных стран. Условия для работы были экстремальными. Например, зимой 1974 г. температура опускалась до - 74 °C. Вот почему сначала была создана инфраструктура, обеспечившая строителей всем необходимым для работы и отдыха, а затем уже началась прокладка самого нефтепровода, который имеет длину 1288 км при диаметре труб 120 см. Его пропускная способность, составлявшая сначала 23 млн т нефти в год, затем была доведена до 80 и 120 млн т. Общая стоимость строительства достигла 7 млрд долл., не считая примерно таких же затрат на охрану окружающей среды.

Экспорт нефти начался в 1996 году со скромных 1,7 млн тонн, но уже в 2000 году он достиг 4,2 млн тонн. И относительно недавно, в 1988 году, на Аляске добывалось 100 млн тонн нефти - почти четверть всего американского производства. По оценкам специалистов, запас нефти на североамериканских месторождениях составляет от пяти до 16 миллиардов баррелей.

Трасса Трансаляскинского нефтепровода имеет свои интересные технические и географические особенности. Северный ее 680-километровый отрезок до долины Юкона большей частью проложен над землей, на специальных шестиметровых опорах. Это сделано в связи с тем, что на месторождении Прадхо-Бей нефть, поступающая из скважин на поверхность, имеет температуру 80 °C, что не позволило прокладывать трубы в грунтах вечной мерзлоты. Южный же отрезок нефтепровода проложен в траншеях глубиной 4–6 м. Дело в том, что время транспортирования нефти (при помощи 12 насосных станций) от Прадхо-Бея до незамерзающего порта Валдиз на юге Аляски составляет 4,5 суток, так что в конце трассы в результате естественного охлаждения ее температура опускается до 30 °C. Трасса нефтепровода пересекает два высоких горных хребта и 800 рек и ручьев, среди которых такие большие реки, как Юкон и его приток Танана. В районе трассы кочуют оленьи стада численностью до 100 тыс. голов. На южном отрезке нефтепровод, проложенный под землей, не мешает этим кочевьям. А на северном отрезке сделаны специальные проходы для оленей.

Смерть русской Америки. История нефтедобычи на Аляске


В конце 1980-х гг., когда добыча нефти на Аляске достигла 100 млн т в год, она заняла второе место в стране после Техаса по добыче нефти. "Нефтяная лихорадка" оказала огромное воздействие на всю экономическую и социальную жизнь Аляски. На предприятиях нефтяного комплекса ныне занят каждый десятый ее житель. Отчисления от продажи нефти в 1980-х гг. составили 85 % всех доходов, поступающих в казну штата. Эти доходы оказались настолько большими, что на Аляске были отменены подоходный налог и налог на покупки. Более того, власти штата образовали из нефтяных отчислений специальный фонд, из которого каждый житель стал получать ежегодный чек на 800 долларов.

Однако добыча нефти в Прадхо-Бей достигла своего максимального уровня в 1988 г. и к концу 1990-х гг. сократилась до 50-60 млн т.. А в 2006 г. добыча здесь вообще была временно прекращена – в связи с началом ремонтных работ на нефтепроводе.

Катастрофа произошла в 1989 году, когда принадлежавший компании Экссон танкер "Экссон-Вальдес" сел на камни у южных берегов Аляски (проливе принца Уильяма). Капитан судна признал, что перед посадкой на судно пил водку. Тогда погибли около 250 тысяч морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей, 250 орлов, до 22 китов-касатки и неизвестное количество лосося и сельди. Федеральный судья на Аляске приговорил нефтяную компанию Exxon к штрафу размером в 6,75 млрд долларов в качестве компенсации за нанесенный экологии ущерб. Экологическая катастрофа вызвала волну критики со стороны общественности.

Смерть русской Америки. История нефтедобычи на Аляске


Промышленную добычу тут же запретили и возродили только при содействии и непосредственном давлении на сенат президента Клинтона.
Но в 2006-м году Сенат США вновь проголосовал за исключение из текста оборонного бюджета США на 2006 год раздела, разрешающего добычу нефти на территории арктического природного заповедника на Аляске. Позже уже Джордж Буш пытался убедить законодателей разрешить добычу нефти в заповеднике для обеспечения энергетической безопасности США, и в 2007-м году президент Буш наконец-то добился отмены запрета на разработку нефтяных и газовых месторождений на Аляске в районе Бристольского залива.

И в этот же год история с танкером повторилась, тогда у берегов Аляски разразилась очередная экологическая катастрофа. На месторождении Прудхоу-Бей (на берегу Северного Ледовитого океана) произошел крупнейший в истории региона разлив нефти. По оценкам экспертов, из проржавевшего транзитного трубопровода, проходящего по северному побережью штата, вылилось до 267 тыс. галлов (1 млн л) "черного золота". Сырая нефть покрыла заснеженную тундру площадью в 1 гектар на малонаселенном северном побережье Аляски, в 1040 километрах к северу от Анкориджа, самого крупного города штата.

У американцев есть все основания беспокоиться о своей энергетической безопасности. В 2008 году США импортировали порядка 85% всего потребления сырой нефти, преимущественно из стран Латинской Америки, Персидского залива и Канады. Как следствие, экономика США весьма подвержена влиянию конъюнктуры мирового рынка нефти. Зависимость США от импорта нефти плохо сказывается на платежном балансе страны. Кроме того, значительная доля импорта нефти приходится на нестабильный регион Персидского залива, а это повышает риски для экономики США и накладывает ограничения на американскую внешнюю политику.

С некоторой периодичностью правительство США то полностью запрещали добычу нефти на Аляске, то временно её ограничивали. К примеру, в 2011 году был введен временный запрет на бурение из-за катастрофы в Мексиканском заливе в 2010 году. Но компанией Shell уже были вложены миллионы долларов в нефтедобычу, поэтому вопрос бурения оставался открытым.

В июле 2012 года разрешение начать бурение нефтяных скважин в штате Аляска было получено. Предполагалось, что Америка таким образом сможет преодолеть нефтезависимость от иностранных государств. Увеличилась и добыча нефти в штатах Дакота, Колорадо и Монтана. Теперь нефть добывается в заливе Биауфорт и на территории заповедника Аляски, а также в районах "Великой земли".

В 2014 году были введены еще две разведывательные скважины, планировалось и больше, но во время шторма произошла очередная авария. Одна из нефтяных платформ сорвалась и села на мель.

Все это повлияло на количество добываемого ресурса, в результате снизилось и качество нефти, так как нефтепровод был рассчитан на большой поток сырья, который снизился в несколько раз, благодаря чему нефтяная масса текла медленнее, успевая остывать, создавая проблемы с парафиновыми отложениями и водой, и качество нефти стало ниже, а парафин создавал закупорку в трубах, выпадая в осадок.

В результате нефтедобывающие компании Америки стали сокращать и прекращать добычу нефти на других месторождениях, отказываться от планов строительства новых нефтеперерабатывающих заводов и т.д. "Если в ближайшее время на Аляске не начать разработку новых нефтяных месторождений, то доходы от нефти для США станут минимальными, нефтепровод практически перестанет существовать и у России появится шанс выкупить Аляску у Америки за минимальные деньги – в реальности за 1 доллар." - такое высказывание некоторое время будоражило Америку, возникая то в газетах, то в новостях. Таким образом подготавливали общественность всего лишь для того, чтобы нефтедобывающие компании вновь смогли прийти на Аляску.

В октябре 2016-го в заливе Смита на Аляске было открыто еще одно нефтяное месторождение с потенциалом добычи почти 2,5 млрд баррелей, разведку проводила малоизвестная компания Caelus Energy. Проект по добыче поддержал и губернатор Аляски Билл Уокер, в своей речи отметив, что Арктика должна оставаться открытой для дальнейших исследований в этой области.

Caelus Energy уже пробурила две скважины — на расстоянии около 10 км друг от друга — и планирует пробурить третью в январе 2018 года.

А в ноябре 2016 года администрация президента США Барака Обамы ввела запрет на разработку нефтяных и газовых месторождений на некоторых участках Северного Ледовитого океана у берегов Аляски из-за угрозы для окружающей среды. Запрет был введен для участков в Чукотском море и море Бофорта.

Одновременно с запретом разрешение на бурение выдано в отношении участка в районе Кенайского залива (юг Аляски).

Смерть русской Америки. История нефтедобычи на Аляске


Чудесным образом правительство США на протяжении долгих лет умудрялись запрещать нефтедобычу там, где её почти нет, и полностью открывать дорогу нефтедобывающим компаниям на другие месторождения.

Примечательно в данном случае, что решение исходит от действующего правительства США. Спустя несколько месяцев Дональд Трамп вполне может отменить или пересмотреть все запреты. Так как избранный президент еще в рамках предвыборной кампании неоднократно заявлял, что намерен "освободить от пут" национальную нефтедобывающую промышленность.
Автор: Андрей Манзолевский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 210окв 8 декабря 2016 05:52
    Заштатникам следовало бы вообще покинуть нашу прекрасную планету и не загаживать то к чему они прикасаются...
  2. Penzuck 8 декабря 2016 09:13
    Смерть русской Америки.
    - ничего.
    История нефтедобычи на Аляске
    - чуть-чуть.
    Я вижу несоответствие заголовка и содержания.
    1. manzal 8 декабря 2016 10:40
      Какое несоответствие?
      1. Penzuck 8 декабря 2016 13:47
        Цитата: manzal
        Какое несоответствие?


        Цитата: Penzuck
        Смерть русской Америки.
        - Хде это в тексте? Где про Русскую Америку есть. Типа Аляска(А исчо КалифорнИя). А хде собственно о "смерти"? НЕТУТИ.

        Если вы читали статью внимательнее чем я, то просим цитату из статьи в студию.
        Конкретную цитату про конкретную Смерть конкретной "Русской Америки" - причём в кОвычках. wassat Или автор готовит россиян к возврату Аляски?
  3. a.s.zzz888 8 декабря 2016 09:32
    Остается только вспомнить - за сколько продала катерина Аляску мерикатосам!
    1. Игорь В 8 декабря 2016 10:37
      По каким учебникам Вы историю изучали? smile
      1. 210окв 8 декабря 2016 13:17
        По песне группы "Любэ" recourse
    2. Sarmat149 8 декабря 2016 10:40
      Это сделала не катерина.
  4. kig 8 декабря 2016 13:15
    Все понятно с нефтью и трубопроводом, непонятно при чем тут русская Америка.
    kig
  5. Fitter65 8 декабря 2016 13:24
    Случилось это в районе залива Кука и п-оваКенай в южной части Аляски

    Если ехать по железной дороге из Комсомольска-на -Амуре в Совгавнь то за ст. Уктур следующая как раз ст.Кенай laughing (посмотрите по карте если не верите)
  6. Комментарий был удален.
Картина дня