Military Review

Defenders of the Serbian sky. How was created the aircraft of the Kingdom of Serbia

3
The beginning of the twentieth century was marked by the creation of a military aviation. Following the "heavyweights" of European politics, the need to have their own air forces was also recognized in other states. Work on the creation of their own aviation began in the Ottoman Empire, in Bulgaria, in Serbia. By the time under review, Serbia - a small country on the Balkan Peninsula - was experiencing a national upsurge associated with the strengthening of national identity after its final liberation from the Ottoman Empire. Serbian authorities paid much attention to the development of the national armed forces. As early as 1893, the ruling circles of Serbia began to discuss the possibility of acquiring aircraft for the Serbian army, but for a number of reasons - financial and organizational - this goal was always put off.


Only in 1901 did the Serbian government take the first step towards the creation of a national air force. The captain-engineer Kosta Miletic (1874-1953) was sent to the Russian Empire for the course of aviation training. In 1892-1895 Costa Miletic has studied at the Military Academy, becoming the fifth graduate of the school. Two years after graduating from the academy, he served in the infantry, and then transferred to engineering troops. As a person who is technically competent and capable, they decided to send him to study in Russia. So the young Serbian captain became the first military pilot in the country. In Russia, Miletich did not just attend classes at the flight school, but successfully mastered her programs and took second place among the cadets.

Returning to Serbia in November 1902, Miletic was assigned to the engineering department of the Military Ministry. Inspired by the Russian experience, he proposed to the command to create its own balloon department at the headquarters of the Serbian army. But this idea was not considered as serious, and only a year and a half later, in 1904, some high-ranking officers of the Serbian army liked the proposal of Captain Miletic. This was facilitated by the fact that for a whole year Miletic served as a duty officer at the headquarters of King Peter and had the opportunity of direct access to senior military leaders, including the Minister of War of Serbia. As a result of a long discussion, it was decided to order two balloons. After the end of the service at the court, Miletić was appointed to the main railway department of the General Staff, who was responsible not only for the railway traffic, but also for the pigeon mail and balloons.

In 1909, it was finally decided to buy two balloons to create an aeronautic unit of the Serbian army. Orbs ordered in Augsburg. It was one ball "Draken" and two balls "Serbia" and "Bosnia and Herzegovina". 19 April, 1909, the first balloon flight took place - captain Costa Miletic took off in a Serbian balloon. In fact, this flight was the first step to the creation of a national air force.

Defenders of the Serbian sky. How was created the aircraft of the Kingdom of Serbia


Before the start of the Balkan Wars, the command of the Serbian army accelerated the pace of the creation and development of military aviation. By this time, the main potential opponent of the Serbian army - the army of the Ottoman Empire - also diligently acquired its own air force. This forced the Serbian command to take the development of military aviation more seriously. At the end of May, 1912 of the year passed a competitive selection of Serbian military personnel for training in Louis Bleriot and Maurice Farman aviation schools in France. A candidate from the number of officers and non-commissioned officers of the Serbian army participated in the competition 171. In total, six people were selected - three officers and three non-commissioned officers. These were: infantry lieutenant Milos Ilic, lieutenant engineer Jovan Jugovic, artillery lieutenant Zivoin Stankovic, cavalry patron (sergeant) Mikhailo Petrovich cavalry, infantry commander Miodrag Tomić and artillery patron Voislav Novichich. Since they did not speak French, they were immediately admitted to practical training. The first diploma of the pilot was received by Michaela Petrovich, who became the owner of an international pilot license. Mikhailo Petrovich was born in 1884, graduated from the Military-craft school and in 1902, he tried to enter the Military Academy in St. Petersburg, but he failed. Petrovich was forced to enter the Serbian army in the non-commissioned officer position. He served in the artillery regiment in Nis, in 1910, he was given the rank of naremnik (sergeant). When the selection began wishing to become pilots, Petrovich responded one of the first. Unlike stories With the admission to the academy, here the luck smiled at the 28-year-old jugger and he successfully passed the selection and then the course in France.

- Mikhailo Petrovich

However, in September 1912, all Serbian military had to stop training and return to Serbia due to the outbreak of the First Balkan War. 24 December 1912 was officially established military aviation of the Kingdom of Serbia. Thus, Serbia was one of the fifteen countries in the world that had acquired its own air force by that time, and one of the first five countries in the world whose aircraft took part in hostilities. However, compared with the same neighboring Bulgaria, Serbian aviation was much weaker. The aeronautical company included: a squadron of airplanes from 12 airplanes, a balloon compartment with two tied balloons and one free balloon, a hydrogen station, a pigeon post office. The commander of the aviation team was appointed Major Costa Miletic. The first military airfield was opened near Niš - on the Trupalese field. Major Miletić immediately began training pilots and service personnel of the Serbian military aviation.

Meanwhile, even before the aviation command was officially established, the First Balkan War began in October 1912. It was during this armed conflict that Serb aviation received its first baptism of fire. In the very first days of the war, the Serbian army seized an important cargo - two REP aircraft that were flying from France to the Ottoman Empire. So the aviation arsenal of the kingdom was replenished with two more cars.

- Ilic, Stankovic and Tomic

In February 1913, the command of the Serbian army decided to create naval aviation to support Montenegrin ground forces fighting against Ottoman troops on the Adriatic coast. This is how the coastal aviation squadron appeared, which included four aircraft - single and double Blerio XI, Deperdisen and Farman 20. The commander of the squadron was appointed all the same Costa Miletic, at the same time commanding the entire Serbian aviation. Under his command were five pilots. In addition, several Russian and French volunteer pilots were recruited for service in Serbian aviation. Another 1 November, 1912, from Russia, pilot A.A. arrived in Serbia from Russia. Agafonov and mechanic V.F. Saveliev with a Dux biplane. They were seconded to the Assistant Commander of the Serbian army, General Putnik. In December, 1912, Agafonov and Savelyev were included in the aviation department. Agafonov and Savelyev were tasked to check the captured REP planes. 2 February 1913, the Russian pilots flew from Nis to Belgrade, but at the final stage of the flight the plane crashed. After that, it was decided to abandon the use of captured REP aircraft.

Four airplanes, five pilots and about thirty service personnel were sent on a ship to the port liberated by the Greek army. The Turkish ships attacked the Serbian steamer, but the Serbs still managed to get the airplanes to their destination, although not without losses.

March 20 The first reconnaissance flights were conducted on March 1913. During the first reconnaissance flight on an airplane, Farman HF-20 killed Pettyevich, who became the first dead pilot in the history of Serbian military aviation. However, the very next day the pilots, Lieutenant Stankovic and the bullyman Tomic, conducted successful reconnaissance flights over the front line. Then the aircraft Stankovich, Tomich and Ilic dropped small bombs on enemy positions. In early April, a cease-fire agreement was signed. After that, the French volunteers left Serbia. Their colleagues from among the Serbian officers believed that the French served in bad faith, sought to avoid combat sorties in every possible way. After the resumption of hostilities, Serbian aviation took part in them without the French pilots. At the end of February, Russian pilots Agafonov and Savelyev went home 1913. As for the Serbian officers, they received well-deserved awards. Lieutenants Milos Ilic, Jovan Yugovic and Stankovic were promoted to captains in their ranks. Jovan Yugovic was appointed commander of the aeronautical company, and Captain Miloš Ilić was appointed commander of the aviation squadron.

The next combat use of Serbian aviation followed during the Second Balkan War, in which Serbia had to fight against yesterday’s ally Bulgaria, which was a rival to the Serbian kingdom for possession of the Macedonian lands. Bulgarian aviation was prepared and equipped far better than Serbian aviation. However, Serbian aircraft conducted reconnaissance flights over enemy positions. For Bulgaria, the Second Balkan War ended in complete defeat, because the Bulgarian army simply could not resist a broad coalition, which included not only Serbia and Montenegro, but also Romania, and even the Ottoman Empire, which chose to immediately engage in hostilities on the side of yesterday’s opponents to fight off back a piece of territory captured by Bulgaria after the First Balkan War. Therefore, despite the superiority of Bulgaria in the air, the Bulgarian land army was defeated by the combined forces of the opponents.

The next stage of development of the Serbian military aviation fell on the First World War. On the eve of the start of the war, the Serbian army had an aviation squadron of 9 airplanes, of which 7 were in flightable condition. Initially, the aviation task was to search for enemy bridgeheads. 27 August 1914, the first collision in the air of a Serbian plane with an Austro-Hungarian aircraft occurred. Since the Serbian aircraft, which was controlled by the pilot Tomic (in the photo), was not armed, he had to make a landing. After this collision, Serbian planes more than once engaged in air combat with Austro-Hungarian aircraft, firing carbines and revolvers. Austro-Hungarian aviation had a great air superiority, therefore, in order to at least slightly improve the position of the Serbian air forces, in March 1915 from France arrived additional aircraft. The French squadron was responsible for the front sector from Smederevo to Loznitsa, and the Serbian squadron from Smederevo to Golubac. The first Serbian armed aircraft was one of the Bleriot aircraft, on which a standard machine gun was installed. In 1915, the first flight school of the Serbian aviation was founded in Pozarevac. 9 and 23 June 1915. Serbian pilots made victories in aerial combat with Austro-Hungarian aircraft.

In 1915, 12 signal stations were also formed. During the enemy’s invasion of Serbian territory in October 1915, Serbian pilots and French volunteers made a large number of combat missions. The first air evacuation operation in world history is connected with Serbian aviation - the wounded and sick were transported on a Farman plane through the territory of Albania and Montenegro. By January 1916, the Serbian aviation consisted of 4 balloons and 21 aircraft. Six aircraft by this time were captured by the enemy, and eleven aircraft - shot down or crashed. After the territory of Serbia was occupied by enemy troops, the Serbian military aviation virtually ceased to exist. However, since most pilots and technicians managed to retreat along with the main forces of the Serbian army, in the same year 1916 began the restoration of the Serbian air force with the active participation of France.

Serbian air force personnel were relocated to Corfu, where an organizational renewal of aviation took place. An aviation squadron was created as part of 132 people. Major Kosta Miletic was appointed commander of the squadron, Jovan Yugovich, 1 class captain, Miloh Ilić, captain of 2 class, and Captain Zivoin Stankovich, depot commander, were appointed as his deputy. Arriving at the Front of Thessaloniki, the Serbian aviation was subordinated to the command of the French Air Force. Nevertheless, the Serbian leadership hoped that sooner or later a squadron would be formed, which would be completely under the Serbian command. In 1916-1918 5 of the mixed French-Serb squadrons operated in the Serbian front. At the end of May 1916, the last Serb troops were redeployed from Corfu to Thessaloniki. In the summer of 1916, additional training for Serbian aviation personnel was conducted. Up until the end of World War I, the Serbian military aircraft operated in close contact with the French air force.

The end of the First World War brought about large-scale changes in the political map of the world. The Austro-Hungarian and Ottoman empires ceased to exist. In Eastern Europe, a whole series of new states appeared. One of them was the united Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes, which included Serbia, which became its foundation. Thus, the Serbian armed forces became the main base for the formation of the armed forces of the new state, and on the basis of the Serbian military aviation, the aviation of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes (then Yugoslavia) was created.

The first Serbian pilot, Kosta Miletić, who commanded Serbian aviation until 1916, retired in the rank of colonel in 1921 and, before the Second World War, led the Association of Reserve Pilots. The founder of Serbian aviation died already in old age - in 1953. Jovan Yugovic, who served as a lieutenant colonel after World War I, was tragically killed in the 1926 year when the plane crashed. Another Serbian aviation pioneer, Zhivoin Stankovic, who served as captain of aviation, died of malaria in 1918. Back in 1917, Lieutenant Vojislav Novichich died. Miloš Ilić retired with the rank of captain of the 1 class and safely lived to old age, having died in the 1960 year. Miodrag Tomic, who died in the US in 1962, lived to old age.
Author:
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alatanas
    alatanas 7 December 2016 10: 11
    0
    As early as 1893, the ruling circles of Serbia began to discuss the possibility of acquiring aircraft for the Serbian army, but for a number of reasons - financial and organizational - this goal was always put off.

    It’s strange. The Wright brothers took off for the first time on December 17.12.1903, 250 and flew 10 m, while the Serbs were about to fly planes XNUMX years earlier.
    1. tanit
      tanit 7 December 2016 11: 48
      0
      Probably the Serbs in 1893 did not mean aviation, but aeronautics? wink The author has already "hung" aviation on them.
  2. Rotmistr
    Rotmistr 9 December 2016 11: 59
    +16
    Great article, thanks to the author

Защитники сербского неба. Как создавалась авиация Королевства Сербия

Начало ХХ века отметилось созданием военной авиации. Вслед за «тяжеловесами» европейской политики необходимость наличия собственных военно-воздушных сил осознали и в других государствах. Работать над созданием собственной авиации начали в Османской империи, в Болгарии, в Сербии. К рассматриваемому времени Сербия — небольшая страна на Балканскому полуострове — переживала национальный подъем, связанный с укреплением национальной идентичности после окончательного освобождения от Османской империи. Большое внимание сербские власти уделяли развитию национальных вооруженных сил. Еще в 1893 г. правящие круги Сербии начали обсуждать возможность приобретения самолетов для сербской армии, но по ряду причин — финансовых и организационных, — эта цель все время откладывалась.

Лишь в 1901 г. сербское правительство сделало первый шаг в направлении к созданию национальных военно-воздушных сил. В Российскую империю для прохождения курса авиационной подготовки был направлен капитан-инженер Коста Милетич (1874-1953). В 1892-1895 гг. Коста Милетич учился в Военной академии, став пятым по успеваемости выпускником учебного заведения. Два года после окончания академии он служил в пехоте, а затем перевелся в инженерные войска. Как человека, технически грамотного и способного, его и решили направить учиться в Россию. Так молодой сербский капитан стал первым в стране военным летчиком. В России Милетич не просто посещал занятия в летной школе, а с успехом осваивал ее программы и занял второе место среди курсантов.

Вернувшись в Сербию в ноябре 1902 года, Милетич был распределен в инженерный отдел Военного мниистерства. Вдохновленный российским опытом, он предложил командованию создать собственный отдел воздушных шаров при штабе сербской армии. Но эта идея не была рассмотрена как серьезная и лишь спустя полтора года, в 1904 году, некоторым высокопоставленным офицерам сербской армии понравилось предложение капитана Милетича. Этому способствовало то, что Милетич целый год служил дежурным офицером при штабе короля Петра и имел возможность прямого выхода на высших военных руководителей, включая военного министра Сербии. В результате длительного обсуждения было решено заказать два воздушных шара. После окончания службы при дворе, Милетича назначили в главный железнодорожный отдел Генерального штаба, который отвечал не только за железнодорожное сообщение, но и за голубиную почту и воздушные шары.


В 1909 году было окончательно решено купить два воздушных шара для создания воздухоплавательного отряда сербской армии. Шары заказали в Аугсбурге. Это были один шар «Дракен» и два шара «Сербия» и «Босния и Герцеговина». 19 апреля 1909 года состоялся первый полет на воздушном шаре — капитан Коста Милетич поднялся в воздух на воздушном шаре «Сербия». Фактически этот полет стал первым шагом к созданию национальных военно-воздушных сил.

Защитники сербского неба. Как создавалась авиация Королевства Сербия


Перед началом Балканских войн командование сербской армии ускорило темпы по созданию и развитию военной авиации. К этому времени главный потенциальный противник сербской армии — армия Османской империи — также старательно обзаводился собственными военно-воздушными силами. Это заставило сербское командование отнестись к развитию военной авиации более серьезно. В конце мая 1912 года прошел конкурсный отбор сербских военнослужащих для прохождения обучения в авиашколах Луи Блерио и Мориса Фармана во Франции. В конкурсе участвовал 171 кандидат из числа офицеров и унтер-офицеров сербской армии. Всего были отобраны шесть человек — три офицера и три унтер-офицера. Это были: поручик пехоты Милош Илич, поручик-инженер Йован Югович, поручик артиллерии Живоин Станкович, наредник (сержант) кавалерии Михайло Петрович, наредник пехоты Миодраг Томич и наредник артиллерии Воислав Новичич. Поскольку они не владели французским языком, их сразу же допустили к практической подготовке. Первым диплом летчика получил наредник Михайло Петрович, ставший обладателем международной лицензии пилота. Михайло Петрович родился в 1884 г., окончил Военно-ремесленную школу и в 1902 году пытался поступить в Военную академию в Санкт-Петербурге, однако это ему не удалось. Петрович был вынужден поступить в сербскую армию на унтер-офицерскую должность. Он служил в артиллерийском полку в Нише, в 1910 г. ему было присвоено звание наредника (сержанта). Когда начался отбор желающих стать летчиками, Петрович отозвался одним из первых. В отличие от истории с поступлением в академию, здесь удача улыбнулась 28-летнему нареднику и он успешно прошел отбор, а затем и курс обучения во Франции.

— Михайло Петрович

Однако в сентябре 1912 года всем сербским военным пришлось прекратить обучение и вернуться в Сербию в связи с началом Первой Балканской войны. 24 декабря 1912 года была официально создана военная авиация Королевства Сербия. Тем самым, Сербия вошла в число пятнадцати государств мира, которые к тому времени обзавелись собственными военно-воздушными силами, и в число первых пяти стран мира, чья авиация приняла участие в боевых действиях. Однако, по сравнению с той же соседней Болгарией, авиация Сербии была значительно слабее. В состав воздухоплавательной роты вошли: эскадрилья аэропланов из 12 самолетов, баллонное отделение с двумя привязанными воздушными шарами и одним свободным воздушным шаром, водородная станция, отделение голубиной почты. Командиром авиационной команды был назначен майор Коста Милетич. Первый военный аэродром был открыт близ Ниша — на Трупальском поле. Майор Милетич сразу же начал подготовку летчиков и обслуживающего персонала сербской военной авиации.

Между тем, еще до того, как было официально создано командование авиации, в октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Именно во время этого вооруженного конфликта сербская авиация и получила свое первое боевое крещение. В первые же дни войны сербской армией был захвачен важный груз — два самолета REP, следовавшие из Франции в Османскую империю. Так авиационный арсенал королевства пополнился еще двумя машинами.

— Илич, Станкович и Томич

В феврале 1913 года командование сербской армии приняло решение создать морскую авиацию — для оказания поддержки черногорским сухопутным войскам, сражавшимся против османских войск на Адриатическом побережье. Так появилась прибрежная авиационная эскадрилья, в состав которой вошли четыре самолета — одноместный и двухместный Блерио XI, Deperdisen и Фарман 20. Командиром эскадрильи был назначен все тот же Коста Милетич, одновременно командовавший и всей сербской авиацией. Под его началом находились пять пилотов. Кроме того, на службу в сербскую авиацию были приняты несколько русских и французских летчиков-добровольцев. Еще 1 ноября 1912 года из России в Сербию прибыли летчик А.А. Агафонов и механик В.Ф. Савельев с бипланом «Дукс». Они были прикомандированы к помощнику командующего сербской армией генералу Путнику. В декабре 1912 года Агафонова и Савельева включили в состав авиационного отделения. Перед Агафоновым и Савельевым поставили задачу проверить захваченные самолеты REP. 2 февраля 1913 года русские летчики совершили полет от Ниш к Белграду, но уже на заключительном этапе полета самолет потерпел аварию. После этого было решено отказаться от использования захваченных самолетов REP.

Четыре аэроплана, пять пилотов и около тридцати человек обслуживающего персонала были направлены на корабле в освобожденный греческой армией порт. Турецкие корабли атаковали сербский пароход, но сербам, хотя и не без потерь, все же удалось доставить аэропланы к месту назначения.

20 марта 1913 года были проведены первые разведывательные полеты. Во время первого разведывательного полета на самолете Фарман HF-20 погиб наредник Петрович, ставший первым погибшим летчиком в истории сербской военной авиации. Однако уже на следующий день пилоты поручик Станкович и наредник Томич провели успешные разведывательные полеты над линией фронта. Затем самолеты Станковича, Томича и Илича сбросили небольшие бомбы на вражеские позиции. В начале апреля было подписано соглашение о прекращении огня. После этого французские добровольцы покинули Сербию. Их сослуживцы из числа сербских офицеров считали, что французы служили недобросовестно, стремились всячески избегать боевых вылетов. После возобновления боевых действий сербская авиация принимала в них участие уже без французских пилотов. В конце февраля 1913 г. домой отправились русские летчики Агафонов и Савельев. Что касается сербских офицеров, то они получили заслуженные награды. Поручиков Милоша Илича, Йована Юговича и Станковича повысили в званиях до капитанов. Йована Юговича назначили командиром воздухоплавательной роты, а капитана Милоша Илича — командиром авиационной эскадрильи.

Следующее боевое применение сербской авиации последовало во время Второй Балканской войны, в которой Сербии предстояло воевать против вчерашнего союзника — Болгарии, которая была соперником Сербского королевства за владение македонскими землями. Авиация Болгарии была подготовлена и оснащена несравненно лучше, чем сербская авиация. Тем не менее, сербские самолеты проводили разведывательные полеты над позициями противника. Для Болгарии Вторая Балканская война закончилась полным поражением, поскольку болгарская армия просто не смогла противостоять широкой коалиции, включавшей не только Сербию и Черногорию, но и Румынию, и даже Османскую империю, которая предпочла сразу же вступить в боевые действия на стороне вчерашних противников, чтобы отбить назад кусок территории, захваченный Болгарией после Первой Балканской войны. Поэтому, несмотря на превосходство Болгарии в воздухе, болгарская сухопутная армия потерпела поражение от объединенных сил противников.

Следующий этап развития сербской военной авиации пришелся на Первую мировую войну. Накануне начала войны сербская армия располагала авиационной эскадрильей из 9 самолетов, 7 из которых находились в пригодном для полетов состоянии. Первоначально перед авиацией была поставлена задача поиска вражеских плацдармов. 27 августа 1914 года произошло первое столкновение в воздухе сербского самолета с самолетом австро-венгерской авиации. Поскольку сербский самолет, которым управлял летчик Томич (на фото), не был вооружен, ему пришлось совершить приземление. После этого столкновения сербские самолеты не раз вступали в бой в воздухе с австро-венгерской авиацией, открывая огонь из карабинов и револьверов. Австро-венгерская авиация имела большое превосходство в воздухе, поэтому, чтобы хоть немного улучшить положение сербских военно-воздушных сил, в марте 1915 г. из Франции прибыли дополнительные самолеты. Французская эскадрилья отвечала за участок фронта от Смедерево до Лозницы, а сербская эскадрилья — от Смедерево до Голубац. Первым сербским вооруженным самолетом стал один из самолетов «Блерио», на котором установили стандартный пулемет. В 1915 г. в Пожареваце была основана и первая летная школа сербской авиации. 9 и 23 июня 1915 г. сербские летчики совершили победы в воздушных боях с австро-венгерской авиацией.

В 1915 г. были сформированы и 12 сигнальных станций. Во время вторжения противника на территорию Сербии в октябре 1915 года сербские летчики и французские добровольцы совершили большое количество боевых вылетов. С сербской авиацией связана и первая в мировой истории воздушная эвакуационная операция — раненые и больные были доставлены на самолете «Фарман» через территорию Албании и Черногории. К январю 1916 г. в составе сербской авиации насчитывались 4 воздушных шара и 21 самолет. Шесть самолетов к этому времени были захвачены противником, а одиннадцать самолетов — сбиты или потерпели крушение. После того, как территория Сербии была оккупирована вражескими войсками, сербская военная авиация фактически прекратила свое существование. Однако, поскольку большинству пилотов и техников удалось отступить вместе с основными силами сербской армии, в том же 1916 году началось восстановление сербских военно-воздушных сил при активном участии Франции.

Личный состав ВВС Сербии был перебазирован в Корфу, где произошло организационное обновление авиации. Была создана авиационная эскадрилья в составе 132 человек. Командиром эскадрильи был назначен майор Коста Милетич, его заместителем — капитан 1 класса Йован Югович, командиром самолетов эскадрильи капитан 2 класса Милош Илич и начальником депо капитан Живоин Станкович. Прибыв на Салоникский фронт, сербская авиация была подчинена командованию ВВС Франции. Тем не менее, сербское руководство рассчитывало, что рано или поздно будет сформирована эскадрилья, которая будет находиться полностью под сербским командованием. В 1916-1918 гг. в сербской части фронта действовали 5 смешанных франко-сербских эскадрилий. В конце мая 1916 г. последние сербские войска были передислоцированы с Корфу на Салоники. Летом 1916 г. было проведено дополнительное обучение личного состава сербской авиации. Вплоть до конца Первой мировой войны сербская военная авиация действовала в тесном контакте с французскими военно-воздушными силами.

Окончание Первой мировой войны повлекло за собой масштабные изменения политической карты мира. Прекратили свое существование Австро-Венгерская и Османская империи. В Восточной Европе появился целый ряд новых государств. Одним из них было объединенное Королевство сербов, хорватов и словенцев, в состав которого вошла Сербия, ставшая его основой. Сербские вооруженные силы, таким образом, стали основной базой для формирования вооруженных сил нового государства, а на базе сербской военной авиации была создана авиация Королевства сербов, хорватов и словенцев (затем — Югославии).

Первый сербский летчик Коста Милетич, командовавший сербской авиацией до 1916 года, в 1921 г. вышел в отставку в звании полковника и в период до Второй мировой войны руководил Ассоциацией резервных пилотов. Скончался основатель сербской авиации уже в пожилом возрасте — в 1953 году. Йован Югович, служивший после Первой мировой войны в звании подполковника, трагически погиб в 1926 году при крушении самолета. Другой пионер сербской авиации, Живоин Станкович, служивший в звании капитана авиации, умер в 1918 году от малярии. Еще в 1917 году умер поручик Воислав Новичич. Милош Илич вышел в отставку в звании капитана 1 класса и благополучно дожил до старости, скончавшись в 1960 году. До старости дожил и Миодраг Томич, скончавшийся в США в 1962 году.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. alatanas 7 декабря 2016 10:11
    Еще в 1893 г. правящие круги Сербии начали обсуждать возможность приобретения самолетов для сербской армии, но по ряду причин — финансовых и организационных, — эта цель все время откладывалась.

    Странно. Братья Райт взлетели впервые 17.12.1903 г. и пролетели 250 м, а сербы на 10 лет раньше уже самолеты собирались покупать.
    1. tanit 7 декабря 2016 11:48
      Вероятно сербами в 1893 имелась в виду не авиация, а воздухоплавание? wink Авиацию на них "повесил" уже автор.
  2. Rotmistr 9 декабря 2016 11:59
    Отличная статья, признательность автору
Картина дня