Защитники сербского неба. Как создавалась авиация Королевства Сербия

Начало ХХ века отметилось созданием военной авиации. Вслед за «тяжеловесами» европейской политики необходимость наличия собственных военно-воздушных сил осознали и в других государствах. Работать над созданием собственной авиации начали в Османской империи, в Болгарии, в Сербии. К рассматриваемому времени Сербия — небольшая страна на Балканскому полуострове — переживала национальный подъем, связанный с укреплением национальной идентичности после окончательного освобождения от Османской империи. Большое внимание сербские власти уделяли развитию национальных вооруженных сил. Еще в 1893 г. правящие круги Сербии начали обсуждать возможность приобретения самолетов для сербской армии, но по ряду причин — финансовых и организационных, — эта цель все время откладывалась.

Лишь в 1901 г. сербское правительство сделало первый шаг в направлении к созданию национальных военно-воздушных сил. В Российскую империю для прохождения курса авиационной подготовки был направлен капитан-инженер Коста Милетич (1874-1953). В 1892-1895 гг. Коста Милетич учился в Военной академии, став пятым по успеваемости выпускником учебного заведения. Два года после окончания академии он служил в пехоте, а затем перевелся в инженерные войска. Как человека, технически грамотного и способного, его и решили направить учиться в Россию. Так молодой сербский капитан стал первым в стране военным летчиком. В России Милетич не просто посещал занятия в летной школе, а с успехом осваивал ее программы и занял второе место среди курсантов.

Вернувшись в Сербию в ноябре 1902 года, Милетич был распределен в инженерный отдел Военного мниистерства. Вдохновленный российским опытом, он предложил командованию создать собственный отдел воздушных шаров при штабе сербской армии. Но эта идея не была рассмотрена как серьезная и лишь спустя полтора года, в 1904 году, некоторым высокопоставленным офицерам сербской армии понравилось предложение капитана Милетича. Этому способствовало то, что Милетич целый год служил дежурным офицером при штабе короля Петра и имел возможность прямого выхода на высших военных руководителей, включая военного министра Сербии. В результате длительного обсуждения было решено заказать два воздушных шара. После окончания службы при дворе, Милетича назначили в главный железнодорожный отдел Генерального штаба, который отвечал не только за железнодорожное сообщение, но и за голубиную почту и воздушные шары.


В 1909 году было окончательно решено купить два воздушных шара для создания воздухоплавательного отряда сербской армии. Шары заказали в Аугсбурге. Это были один шар «Дракен» и два шара «Сербия» и «Босния и Герцеговина». 19 апреля 1909 года состоялся первый полет на воздушном шаре — капитан Коста Милетич поднялся в воздух на воздушном шаре «Сербия». Фактически этот полет стал первым шагом к созданию национальных военно-воздушных сил.

Защитники сербского неба. Как создавалась авиация Королевства Сербия


Перед началом Балканских войн командование сербской армии ускорило темпы по созданию и развитию военной авиации. К этому времени главный потенциальный противник сербской армии — армия Османской империи — также старательно обзаводился собственными военно-воздушными силами. Это заставило сербское командование отнестись к развитию военной авиации более серьезно. В конце мая 1912 года прошел конкурсный отбор сербских военнослужащих для прохождения обучения в авиашколах Луи Блерио и Мориса Фармана во Франции. В конкурсе участвовал 171 кандидат из числа офицеров и унтер-офицеров сербской армии. Всего были отобраны шесть человек — три офицера и три унтер-офицера. Это были: поручик пехоты Милош Илич, поручик-инженер Йован Югович, поручик артиллерии Живоин Станкович, наредник (сержант) кавалерии Михайло Петрович, наредник пехоты Миодраг Томич и наредник артиллерии Воислав Новичич. Поскольку они не владели французским языком, их сразу же допустили к практической подготовке. Первым диплом летчика получил наредник Михайло Петрович, ставший обладателем международной лицензии пилота. Михайло Петрович родился в 1884 г., окончил Военно-ремесленную школу и в 1902 году пытался поступить в Военную академию в Санкт-Петербурге, однако это ему не удалось. Петрович был вынужден поступить в сербскую армию на унтер-офицерскую должность. Он служил в артиллерийском полку в Нише, в 1910 г. ему было присвоено звание наредника (сержанта). Когда начался отбор желающих стать летчиками, Петрович отозвался одним из первых. В отличие от истории с поступлением в академию, здесь удача улыбнулась 28-летнему нареднику и он успешно прошел отбор, а затем и курс обучения во Франции.

— Михайло Петрович

Однако в сентябре 1912 года всем сербским военным пришлось прекратить обучение и вернуться в Сербию в связи с началом Первой Балканской войны. 24 декабря 1912 года была официально создана военная авиация Королевства Сербия. Тем самым, Сербия вошла в число пятнадцати государств мира, которые к тому времени обзавелись собственными военно-воздушными силами, и в число первых пяти стран мира, чья авиация приняла участие в боевых действиях. Однако, по сравнению с той же соседней Болгарией, авиация Сербии была значительно слабее. В состав воздухоплавательной роты вошли: эскадрилья аэропланов из 12 самолетов, баллонное отделение с двумя привязанными воздушными шарами и одним свободным воздушным шаром, водородная станция, отделение голубиной почты. Командиром авиационной команды был назначен майор Коста Милетич. Первый военный аэродром был открыт близ Ниша — на Трупальском поле. Майор Милетич сразу же начал подготовку летчиков и обслуживающего персонала сербской военной авиации.

Между тем, еще до того, как было официально создано командование авиации, в октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Именно во время этого вооруженного конфликта сербская авиация и получила свое первое боевое крещение. В первые же дни войны сербской армией был захвачен важный груз — два самолета REP, следовавшие из Франции в Османскую империю. Так авиационный арсенал королевства пополнился еще двумя машинами.

— Илич, Станкович и Томич

В феврале 1913 года командование сербской армии приняло решение создать морскую авиацию — для оказания поддержки черногорским сухопутным войскам, сражавшимся против османских войск на Адриатическом побережье. Так появилась прибрежная авиационная эскадрилья, в состав которой вошли четыре самолета — одноместный и двухместный Блерио XI, Deperdisen и Фарман 20. Командиром эскадрильи был назначен все тот же Коста Милетич, одновременно командовавший и всей сербской авиацией. Под его началом находились пять пилотов. Кроме того, на службу в сербскую авиацию были приняты несколько русских и французских летчиков-добровольцев. Еще 1 ноября 1912 года из России в Сербию прибыли летчик А.А. Агафонов и механик В.Ф. Савельев с бипланом «Дукс». Они были прикомандированы к помощнику командующего сербской армией генералу Путнику. В декабре 1912 года Агафонова и Савельева включили в состав авиационного отделения. Перед Агафоновым и Савельевым поставили задачу проверить захваченные самолеты REP. 2 февраля 1913 года русские летчики совершили полет от Ниш к Белграду, но уже на заключительном этапе полета самолет потерпел аварию. После этого было решено отказаться от использования захваченных самолетов REP.

Четыре аэроплана, пять пилотов и около тридцати человек обслуживающего персонала были направлены на корабле в освобожденный греческой армией порт. Турецкие корабли атаковали сербский пароход, но сербам, хотя и не без потерь, все же удалось доставить аэропланы к месту назначения.

20 марта 1913 года были проведены первые разведывательные полеты. Во время первого разведывательного полета на самолете Фарман HF-20 погиб наредник Петрович, ставший первым погибшим летчиком в истории сербской военной авиации. Однако уже на следующий день пилоты поручик Станкович и наредник Томич провели успешные разведывательные полеты над линией фронта. Затем самолеты Станковича, Томича и Илича сбросили небольшие бомбы на вражеские позиции. В начале апреля было подписано соглашение о прекращении огня. После этого французские добровольцы покинули Сербию. Их сослуживцы из числа сербских офицеров считали, что французы служили недобросовестно, стремились всячески избегать боевых вылетов. После возобновления боевых действий сербская авиация принимала в них участие уже без французских пилотов. В конце февраля 1913 г. домой отправились русские летчики Агафонов и Савельев. Что касается сербских офицеров, то они получили заслуженные награды. Поручиков Милоша Илича, Йована Юговича и Станковича повысили в званиях до капитанов. Йована Юговича назначили командиром воздухоплавательной роты, а капитана Милоша Илича — командиром авиационной эскадрильи.

Следующее боевое применение сербской авиации последовало во время Второй Балканской войны, в которой Сербии предстояло воевать против вчерашнего союзника — Болгарии, которая была соперником Сербского королевства за владение македонскими землями. Авиация Болгарии была подготовлена и оснащена несравненно лучше, чем сербская авиация. Тем не менее, сербские самолеты проводили разведывательные полеты над позициями противника. Для Болгарии Вторая Балканская война закончилась полным поражением, поскольку болгарская армия просто не смогла противостоять широкой коалиции, включавшей не только Сербию и Черногорию, но и Румынию, и даже Османскую империю, которая предпочла сразу же вступить в боевые действия на стороне вчерашних противников, чтобы отбить назад кусок территории, захваченный Болгарией после Первой Балканской войны. Поэтому, несмотря на превосходство Болгарии в воздухе, болгарская сухопутная армия потерпела поражение от объединенных сил противников.

Следующий этап развития сербской военной авиации пришелся на Первую мировую войну. Накануне начала войны сербская армия располагала авиационной эскадрильей из 9 самолетов, 7 из которых находились в пригодном для полетов состоянии. Первоначально перед авиацией была поставлена задача поиска вражеских плацдармов. 27 августа 1914 года произошло первое столкновение в воздухе сербского самолета с самолетом австро-венгерской авиации. Поскольку сербский самолет, которым управлял летчик Томич (на фото), не был вооружен, ему пришлось совершить приземление. После этого столкновения сербские самолеты не раз вступали в бой в воздухе с австро-венгерской авиацией, открывая огонь из карабинов и револьверов. Австро-венгерская авиация имела большое превосходство в воздухе, поэтому, чтобы хоть немного улучшить положение сербских военно-воздушных сил, в марте 1915 г. из Франции прибыли дополнительные самолеты. Французская эскадрилья отвечала за участок фронта от Смедерево до Лозницы, а сербская эскадрилья — от Смедерево до Голубац. Первым сербским вооруженным самолетом стал один из самолетов «Блерио», на котором установили стандартный пулемет. В 1915 г. в Пожареваце была основана и первая летная школа сербской авиации. 9 и 23 июня 1915 г. сербские летчики совершили победы в воздушных боях с австро-венгерской авиацией.

В 1915 г. были сформированы и 12 сигнальных станций. Во время вторжения противника на территорию Сербии в октябре 1915 года сербские летчики и французские добровольцы совершили большое количество боевых вылетов. С сербской авиацией связана и первая в мировой истории воздушная эвакуационная операция — раненые и больные были доставлены на самолете «Фарман» через территорию Албании и Черногории. К январю 1916 г. в составе сербской авиации насчитывались 4 воздушных шара и 21 самолет. Шесть самолетов к этому времени были захвачены противником, а одиннадцать самолетов — сбиты или потерпели крушение. После того, как территория Сербии была оккупирована вражескими войсками, сербская военная авиация фактически прекратила свое существование. Однако, поскольку большинству пилотов и техников удалось отступить вместе с основными силами сербской армии, в том же 1916 году началось восстановление сербских военно-воздушных сил при активном участии Франции.

Личный состав ВВС Сербии был перебазирован в Корфу, где произошло организационное обновление авиации. Была создана авиационная эскадрилья в составе 132 человек. Командиром эскадрильи был назначен майор Коста Милетич, его заместителем — капитан 1 класса Йован Югович, командиром самолетов эскадрильи капитан 2 класса Милош Илич и начальником депо капитан Живоин Станкович. Прибыв на Салоникский фронт, сербская авиация была подчинена командованию ВВС Франции. Тем не менее, сербское руководство рассчитывало, что рано или поздно будет сформирована эскадрилья, которая будет находиться полностью под сербским командованием. В 1916-1918 гг. в сербской части фронта действовали 5 смешанных франко-сербских эскадрилий. В конце мая 1916 г. последние сербские войска были передислоцированы с Корфу на Салоники. Летом 1916 г. было проведено дополнительное обучение личного состава сербской авиации. Вплоть до конца Первой мировой войны сербская военная авиация действовала в тесном контакте с французскими военно-воздушными силами.

Окончание Первой мировой войны повлекло за собой масштабные изменения политической карты мира. Прекратили свое существование Австро-Венгерская и Османская империи. В Восточной Европе появился целый ряд новых государств. Одним из них было объединенное Королевство сербов, хорватов и словенцев, в состав которого вошла Сербия, ставшая его основой. Сербские вооруженные силы, таким образом, стали основной базой для формирования вооруженных сил нового государства, а на базе сербской военной авиации была создана авиация Королевства сербов, хорватов и словенцев (затем — Югославии).

Первый сербский летчик Коста Милетич, командовавший сербской авиацией до 1916 года, в 1921 г. вышел в отставку в звании полковника и в период до Второй мировой войны руководил Ассоциацией резервных пилотов. Скончался основатель сербской авиации уже в пожилом возрасте — в 1953 году. Йован Югович, служивший после Первой мировой войны в звании подполковника, трагически погиб в 1926 году при крушении самолета. Другой пионер сербской авиации, Живоин Станкович, служивший в звании капитана авиации, умер в 1918 году от малярии. Еще в 1917 году умер поручик Воислав Новичич. Милош Илич вышел в отставку в звании капитана 1 класса и благополучно дожил до старости, скончавшись в 1960 году. До старости дожил и Миодраг Томич, скончавшийся в США в 1962 году.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. alatanas 7 декабря 2016 10:11
    Еще в 1893 г. правящие круги Сербии начали обсуждать возможность приобретения самолетов для сербской армии, но по ряду причин — финансовых и организационных, — эта цель все время откладывалась.

    Странно. Братья Райт взлетели впервые 17.12.1903 г. и пролетели 250 м, а сербы на 10 лет раньше уже самолеты собирались покупать.
    1. tanit 7 декабря 2016 11:48
      Вероятно сербами в 1893 имелась в виду не авиация, а воздухоплавание? wink Авиацию на них "повесил" уже автор.
  2. Rotmistr 9 декабря 2016 11:59
    Отличная статья, признательность автору
Картина дня