Пути первых побед

20
Проведенная в предвоенные годы реконструкция транспорта, развитие сети железных дорог позволили успешно работать в экстремальных условиях. Но война выдвинула новые сложные задачи и резко изменила подходы к их решению.

Потребовалось организовать беспрецедентную по масштабу эвакуацию материальных средств и людей, обеспечивать непрерывный подвоз к фронту громадного количества войск, техники, снаряжения, боеприпасов, продовольствия. Исключительное значение приобрели скорость и бесперебойность, от этого существенно зависело выполнение заданий командования Красной армии.



Об объеме воинских перевозок можно судить по тому, что уже в первые дни Великой Отечественной они составляли около 40 процентов общей погрузки на всей сети. В летне-осенний период 1941 года для развертывания и сосредоточения частей РККА были доставлены (главным образом железнодорожным транспортом) десятки стрелковых дивизий, свыше двух миллионов человек маршевых пополнений. Только по централизованному плану на учете органов военных сообщений одновременно находилось до 1500–1700 оперативных эшелонов и до 10–12 тысяч транспортов. В октябре – декабре 1941-го в районы, прилегающие к Москве, было перевезено огромное количество войск и боевой техники с Урала и из Сибири со скоростью 800 километров в сутки и более. Объем эвакуационных перевозок в первые месяцы войны составил около 1,5 миллиона вагонов или 30 тысяч поездов.

С началом наступления гитлеровцев на Москву для ее защиты срочно мобилизовали все имевшиеся силы. Из добровольцев, в основном коммунистов, включая и работников транспорта, сформировали 19 дивизий народного ополчения. Навстречу врагу выступили также полки, сформированные из курсантов военных училищ и московской милиции.

Ставка ВГК приняла оперативные меры для переброски на запад из глубины страны, в том числе с Дальнего Востока и из Сибири, стратегических резервов. За этим Верховный главнокомандующий следил лично. Он умело и оперативно использовал железные дороги для маневрирования силами и средствами, когда возникали критические моменты на отдельных участках фронта, лично давал указания, какие дивизии, откуда и когда нужно доставить. Так, например, для освобождения Калинина, захваченного фашистскими войсками, по указанию Верховного по «зеленой улице» для одностороннего движения поездов были срочно перевезены из Поволжья две танковые бригады. О движении эшелонов Сталину докладывалось каждые два часа. Он требовал, чтобы ему сообщали, сколько поездов погружено, сколько в пути и где находятся головные составы. Прибыв в назначенное время на место, эти бригады выбили немцев из Калинина, ликвидировав угрозу прорыва танковых колонн на Москву.

Пути первых победБыли и другие случаи, когда организовывалось одностороннее движение поездов. Так, в ходе стратегических перевозок войск с востока на Ярославской железной дороге при подходе к крупным узлам скопилось до ста воинских составов, а станции были забиты вагонами с грузами снабжения. Пришлось прекратить встречное движение поездов, чтобы пустить эшелоны в сторону фронта. Освобождавшиеся после выгрузки вагоны «рассовывали» на малозадействованные ветки и пути промышленных предприятий.

Значительную долю военных грузов из Москвы в сторону Волоколамска, Вязьмы, Гжатска, Калуги и Тулы перевозили автотранспортом, однако наибольшее напряжение испытывали железные дороги. Московский узел – это пучок стальных магистралей, веером расходившихся к фронту. По сравнению с довоенным уровнем грузопоток возрос многократно. Например, на Московской окружной железной дороге – более чем в шесть раз.

Советские Железнодорожные войска существенно затруднили немецкому командованию снабжение войск оружием и горючим. Генерал-полковник Гудериан в мемуарах писал: «В сражении под Москвой нам лошади отказались служить от истощения, танки – от нехватки горючего, а железные дороги – из-за недостатка подвижного состава и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно причинять. Все это привело к тому, что в середине ноября 1941 года для всей группы армий «Центр» среднесуточный подвоз составил только 23 поезда, в то время когда потребность войск составляла 70 поездов».

В то же время в оборонительных боях на подступах к Москве и для подготовки контрудара интенсивные воинские перевозки велись по всем железнодорожным линиям. Не хватало вагонов, локомотивов и угля. Пропускная способность железнодорожных коммуникаций оказалась явно недостаточной. Из одиннадцати магистралей, подходивших к Москве, семь были захвачены или перерезаны врагом. Оставшиеся четыре линии систематически атаковала фашистская авиация, бомбардировщики которой сбросили на железные дороги как минимум 2768 фугасов. Кроме того, самолеты люфтваффе систематически обстреливали эшелоны на перегонах, особенно цистерны с горючим и санитарные поезда. В 1941 году было зарегистрировано 224 нападения вражеских самолетов только на военно-санитарные поезда.

Железнодорожные части и спецформирования НКПС, находившиеся на фронтовых и прифронтовых участках, научились быстро ликвидировать последствия налетов авиации противника. Перерывы в движении редко составляли более двух-трех часов. Эксплуатационники максимально использовали пропускную способность стальных магистралей, часто пускали составы один за другим на расстоянии видимости поездных сигналов. Нередко войска и грузы подвозились по железной дороге непосредственно к переднему краю действующих войск, так как других средств транспорта было мало.

15 ноября немецкое командование, перебросив из Европы значительное количество свежих дивизий, вновь организовало крупное наступление. Главные удары наносились по флангам Западного фронта для обхода Москвы. С севера врагу удалось форсировать канал Москва – Волга у Яхромы, а с юга выйти в район узла Ожерелье. Но к этому времени сосредоточение стратегических резервов было в основном закончено и советские войска перегруппировались. Перевозки велись настолько скрытно, что начальник немецкого Генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер в своем служебном дневнике 2 декабря 1941 года записал: «Сопротивление противника достигло своей кульминационной точки. В его распоряжении нет больше никаких новых сил».

В районы, прилегающие к Москве, было подвезено по железным дорогам свыше 315 тысяч вагонов с войсками и воинскими грузами. Это позволило Красной армии нанести мощный контрудар по врагу и развеять миф о непобедимости вермахта. 5 декабря наши войска перешли в контрнаступление, а к концу месяца враг был отброшен на 100–250 километров от Москвы.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 декабря 2016 15:33
    Всё зависело от кочегара? и шахтера, и нянечки в круглосуточном детском садике.
    И они вытянули
    1. +6
      10 декабря 2016 21:18
      Мы вытянет, только царь никак не разродится, не хочет закончить капитализм в России.
      В ближайшем будущем, правление царя уже 16 лет назовут годами упущенных возможностей.
      Всё же хочется верить что, Путин сделает главное в России, закроет рыночную капиталистическую барахолку и вернётся к социальному пути развитию.
      1. +1
        11 декабря 2016 06:28
        и вернётся к социальному пути развитию

        Начните для себя прям счас , выбросьте буржуйский комп на помойку. И вообще прекратите кнопать. За вами могут прийти. И получите 10 по 58-й. Начинайте вспоминать "социальный путь"
        1. 0
          11 декабря 2016 11:20
          кремний одинаковый везде и иридий.
          1. +5
            11 декабря 2016 13:27
            Цитата: Хапфри
            и вернётся к социальному пути развитию

            Начните для себя прям счас , выбросьте буржуйский комп на помойку. "

            Буржуйские компы я купил за свою зарплату.Как и дохрена телефонов и планшетов.А вот либеральная западная конституция,как и те,кто петицию написали-----пусть на запад и отправляются.
            А социальный путь я всегда вижу,если в поликлинику или больницу пришёл----везде хорошие ремонты, лифты работают, разная диагностика сложная.Не в первое мгновение,кончено, но есть по очереди.Хотя по своему здоровью----редко.
            И детские бесплатные занятия----у кого малышня---все пристроитли
  2. +5
    10 декабря 2016 15:54
    Генерал-полковник Гудериан в мемуарах писал: «В сражении под Москвой нам лошади отказались служить от истощения, танки – от нехватки горючего, а железные дороги – из-за недостатка подвижного состава и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно причинять. Все это привело к тому, что в середине ноября 1941 года для всей группы армий «Центр» среднесуточный подвоз составил только 23 поезда, в то время когда потребность войск составляла 70 поездов».

    Помимо восстановления железных дорог, немцам приходилось ещё и перешивать колею с1524мм на1435мм, а это тоже требовало времени.
    http://feldgrau.info/other/12508-putevye-razrushi
    teli
    1. +3
      10 декабря 2016 16:03
      Для разрушения путей использовался разрушитель прапорщика Червяк. К сожалению я не нашёл русских и советских фото разрушителей. На фото представлены немецкие аналоги.
      1. +4
        10 декабря 2016 16:07
        Но вот результаты их работы
        1. +4
          10 декабря 2016 16:13
          или вот эти:

          В последствии работа "подобых машин" создавала много неприятностей и советским железнодорожным войскам.
          https://topwar.ru/78014-putevye-razrushiteli-vtor
          oy-mirovoy-voyny-sovetskiy-chervyak.html
    2. +3
      10 декабря 2016 18:44
      На фото-разрушитель шпал.Он разве имеет какое либо отношение к перешивке колеи? request
      Цитата: амурец
      Генерал-полковник Гудериан в мемуарах писал: «В сражении под Москвой нам лошади отказались служить от истощения, танки – от нехватки горючего, а железные дороги – из-за недостатка подвижного состава и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно причинять. Все это привело к тому, что в середине ноября 1941 года для всей группы армий «Центр» среднесуточный подвоз составил только 23 поезда, в то время когда потребность войск составляла 70 поездов».

      Помимо восстановления железных дорог, немцам приходилось ещё и перешивать колею с1524мм на1435мм, а это тоже требовало времени.
      http://feldgrau.info/other/12508-putevye-razrushi
      teli
      1. +1
        11 декабря 2016 00:16
        Цитата: 210окв
        На фото-разрушитель шпал.Он разве имеет какое либо отношение к перешивке колеи?

        <<И да и нет. Если не прошёл путеразрушитель, можно было просто сдвинуть один рельс на 89мм, после прохода путеразрушителя надо было искать или изготавливать новую рельсошпальную решётку, а это требовало значительного времени и средств. Каких это средств требовало ,смотрите цитату.
        При этом все та же “лживая советская историография” не скрывает что к концу войны с Германией и началу подготовки к войне с Японией “с железных дорог Дальнего Востока и Сибири были отправлены на запад почти все запасы восстановительных материалов, хранившихся на базах. Запасов рельсов и стрелочных переводов почти не было. В силу этого в предстоящих операциях было предусмотрено разбирать малодеятельные ветки и тупики, используя их в качестве запасов восстановительных материалов”. [2, 228]
        Показательно и снабжение рельсами строительства стратегической железнодорожной ветки – Саратов-Иловля в 1942 году. Рельсы для строительства ветки снимались с начатых постройкой участков БАМа. Так что “железнодорожный ленд-лиз” к этой действительно спасительной стройке, как и ко многим другим, отношения не имел.>>2. Воины стальных магистралей - М. Воениздат 1969. Ссылка на всю статью.
        http://kenigtiger.livejournal.com/1122877.html
  3. +6
    10 декабря 2016 18:17
    Велик Подвиг Советского Народа!
  4. +2
    10 декабря 2016 18:48
    Так или иначе, много лет железные дороги вместе с вокзалами находятся в центральной или других густонаселённых частях миллионного города.Кажутся привычными.А оказывается вот что.
    Важнейшие артерии огромного организма.
    Спасибо Николаю --Амурцу за фото и информацию.
    1. +2
      11 декабря 2016 01:47
      Дима! Спасибо не мне, спасибо автору, Владимиру Персианову, за то, что поднял такую большую и сложную проблему. Без транспорта вообще и железнодорожного в частности, трудно представить нашу победу. К тому-же железнодорожники вынесли основную тяжесть по доставке грузов к линии фронта.
      1. +3
        11 декабря 2016 10:22
        Добрый день,Николай.""Чтобы задать правильный вопрос надо знать половину ответа""Подобно тому, что, как говорят,врачи лечат органы по частям, а надо лечить всего человека.
        Так и в случае с историей.Фрагментарное изучение истории оставляет за кадром очень многие серьёзные проблемы , события, темы.Кто знает,если бы я имел представление о каких-то сторонах жизни,не сомневаюсь----интересы и специальность сейчас были бы сааааавсем другие.С уважением
        1. +2
          11 декабря 2016 15:40
          Цитата: Reptiloid
          Фрагментарное изучение истории оставляет за кадром очень многие серьёзные проблемы , события, темы.

          Дима! Здесь надо изучать всю всю историю транспорта в годы ВОВ. Здесь ты прав. И никогда не забуду женщин, с которыми, работал. Они тогда в конце 70-х, начале 80-х, работали кто где в том же депо, где работал я. И страшно представить, что эти женщины в юности перекидывали, за поездку, от 20 до 24 тонн угля в топку паровоза. Дима, не нашёл я фотографий, но монографии " Советские железные дороги" такие фотографии есть.
          1. +1
            11 декабря 2016 16:34
            У меня нет ни тени сомнения в Ваших словах,Николай.Вы давно не были в Питере.Так вот ,сколько себя помню в этом веке, всегда видел женщин, дорожных рабочих.Они и на трамвайных путях делают что-то тяжёлое и трудоёмкое и на шоссе тоже.Правда, в этом году стали мужчины появляться на этих работах.Жещины ,водители трамваев, троллейбусов....Так что допустить занятость женщин на тяжёлых работах ЖД-----Вполне можно.Правда некоторые люди постарше говорили, что при социализме у нас в Ленинграде этого небыло.
            1. +2
              12 декабря 2016 00:14
              Цитата: Reptiloid
              .Правда некоторые люди постарше говорили, что при социализме у нас в Ленинграде этого небыло.

              Дима! Я говорю про ВОВ
  5. +5
    10 декабря 2016 21:39
    но больше всего вызывает восхищение высочайший уровень организаторской работы, профессионализм работников железных дорог, (чего не хватает у современных "эффективных" менеджеров) и самоотдача советских людей.
    В битве на железной дороге СССР одержало полную победу.
    Один из примеров. Уже в 42 году немецкие летчики уже не могли обнаружить цистерн с ГСМ, так как все они были замаскированы под товарные вагоны.
  6. 0
    31 марта 2017 17:38
    "Ставка ВГК приняла оперативные меры для переброски на запад из глубины страны, в том числе с Дальнего Востока и из Сибири, стратегических резервов. За этим Верховный главнокомандующий следил лично." А вот СШАшники делают "документальные" фильмы и пишут, что с Дальнего Востока о переброске войск дал приказ Жуков и Сталин даже не знал об этом.