В РФ разворачивается подводная система навигации «Позиционер»

Российская система навигации и связи «Позиционер», разработанная концерном «Океанприбор» (Петербург), вскоре будет развернута на дне арктического шельфа, сообщают Известия.

В РФ разворачивается подводная система навигации «Позиционер»


«Система состоит из автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), гидроакустических буев с аппаратурой спутниковой связи "Гонец-Д1М" и навигации ГЛОНАСС. Подводные роботы патрулируют районы на глубине до 8 км, ориентируясь по находящимся на дне гидроакустическим буям-маякам. В них заложены сверхточные координаты, получив которые, беспилотник уточняет свое местоположение и продолжает движение. Также буи служат для передачи информации на поверхность», – пишет газета со ссылкой на представителя концерна Павла Мартышкина.

«Система полностью готова к развертыванию. Первым районом развертывания станет дно вблизи газодобывающей морской платформы "Приразломная". На базе наших средств планируется создание глобальной информационной сетецентрической системы подводного мониторинга и обслуживания районов нефтедобычи. Одну из них для Арктики концерн планирует выполнить в рамках опытно-конструкторской работы "Информативность" по заказу Минпромторга», – рассказал Мартышкин.

По его словам, в системе предполагается использовать несколько типов буев: подводные, плавающие и вмораживаемые в лед.

«Аппаратная часть буя состоит из радио- и гидроакустической частей с общей системой электропитания, помещенных в корпус из пластмассы. В то же время в состав радио- и гидроакустического оборудования входят ультракоротковолновая радиостанция, приемник ГЛОНАСС, комплект системы спутниковой связи "Гонец-Д1М" и аппаратура подводной связи с роботами», – пояснил представитель концерна.

Буи имеют три режима работы: «При первом изделие получает информацию по спутниковым каналам связи, запоминает и по требованию робота передает ее.

При втором режиме – "диалог" – буй связывает по радиоканалу УКВ-диапазона в режиме реального времени береговые, воздушные, морские центры управления с подводными роботами. Такой обмен данными позволяет не только знать, где находится робот и какие задачи он решает, но и непрерывно управлять им.

Третий режим самый простой. Робот действует абсолютно автономно и только сверяет свои координаты с буями, корректируя курс. В экстренном случае беспилотник может подать сигнал SOS, сообщив о прекращении глубоководной миссии», говорится в статье.

Использованы фотографии: РИА НОВОСТИ/Алексей Куденко

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. cniza 8 декабря 2016 10:48
    А главное , она на порядок дешевле чем у США , но мы пока в роли догоняющего.
    1. vkl.47 8 декабря 2016 10:55
      Вот такого беспилотного камикадзе да поближе к Калифорнии.что бы жахнуть в несколько мегатонн под водой в случае чего.пусть там патрулирует.как в рекламе говорил мужик "сиалекс.а что?а вдруг?"
      1. 210окв 8 декабря 2016 11:17
        Да без камикадзе там несколько десятков таких аппаратов устроят запор в Вашингтоне..
        Цитата: vkl.47
        Вот такого беспилотного камикадзе да поближе к Калифорнии.что бы жахнуть в несколько мегатонн под водой в случае чего.пусть там патрулирует.как в рекламе говорил мужик "сиалекс.а что?а вдруг?"
      2. gispanec 8 декабря 2016 11:32
        Цитата: cniza
        А главное , она на порядок дешевле чем у США , но мы пока в роли догоняющего.

        главное это то что вы не зная финансовых вложений что США, что наши...пишите чушь....
        1. Владимир Постников 8 декабря 2016 12:46
          Как их всех понесло! Я 18 лет бездарно потратил потратил на пропаганду беспилотников и подводной навигационной системы для беспилотников, чтобы сейчас в течение двух недель сразу все главные игроки в этой теме отметились своими публикациями.
          Хронологию всех публикаций можно представить следующим образом:
          1) 22 ноября 2016 в Минпромторг из Администрации Президента РФ был отправлен бизнес-план промо-проекта "Полярный Маршрут". Не концепция, а бизнес-план, с необходимыми расчетами реализации проекта летом 2018 года. Иначе говоря, там предлагается покорить беспилотником Северный Ледовитый океан через полтора года.
          2) Уже 25 ноября 2016 публикация в газете "Известия" о создании подводных беспилотников на литий-полимерных аккумуляторах. Эта новость опубликована и на этом ресурсе в разделе "Вооружения". Читайте там мой комментарий по поводу аккумуляторов. Там же некоторые читатели отметили о решении ликвидировать Спецстрой, якобы принятого В. Путиным 18 ноября 2016. Ну да это уже мелочи. Головным разработчиком «Гармонии» выступает Корпорация космических систем специального назначения «Комета». Это уже новый игрок в этой теме. Могу только предполагать, что его привлекли в качестве разработчика АСУ.
          3) 6 декабря 2016 отметился Рубин своим "Суррогатом". Читайте об этом здесь в разделе "Новости". Там есть и мои комментарии.
          4) 8 декабря 2016 "Окенаприбор" отметился навигационной системой, которую "ВСКОРЕ" развернет. Все как я и предлагал, в частности для навигационной системы трансокеанского маршрута на глубине - "вмораживаемые" в лед "якорного" типа (если лед тает, то они уходят в свободное плавание), где надводная часть представляет собой буек с антенной, а все остальное в корпусе висящем на тросе подо льдом. На мелководье - кабельлные. Только теперь это Океанприбор.
          Океанприбор, Рубин, Малахит - ко всем троим пару лет назад обращался за помощью по нужде, все трое отказали. Все трое могли помочь, но отказали.
          И вот сейчас, когда было предложено не "вскоре", не когда-нибудь, а конкретно - эти ребята в течение двух недель вывалили на публику свои намерения. Да и ладно. Меня интересует решение по моему бизнес-плану. А этого решения все нет. Мышиная возня - есть, а решения нет.
          Наконец самое интересное: в бизнес плане и в сопроводительном письме я предлагал реализовать проект "Полярный Маршрут" в сотрудничестве с КНР, т.е. на их деньги.
          У меня уже есть ответ из Минпромторга от 30 июня 2015 года, в котором они извещали меня, что они готовы реализовать мой проект SFTS, если я найду заказчика (!).
    2. НЕКСУС 8 декабря 2016 13:16
      Цитата: cniza
      А главное , она на порядок дешевле чем у США , но мы пока в роли догоняющего.

      Конечно будет,тк не является глобальной,как говорится в статье.
      Ознакомьтесь почему матрассы законсервировали систему SOSUS. Во первых цена,а во вторых ее неприемлемая неточность. Наши подводники ее давно научились обходить.
      1. Владимир Постников 8 декабря 2016 13:30
        Речь в статье идет о подводной навигационной системе. SOSUS - это немного другое.
        1. Inok10 9 декабря 2016 00:43
          Цитата: Владимир Постников
          Речь в статье идет о подводной навигационной системе. SOSUS - это немного другое.

          ... ну и бизнес-план соответственно несколько другое, это тоже не конструктив ... который Вы желаете поиметь с КБ, сняв "сливки" - бизнес-планом ... "креативный подход" - это пять, но большего у Вас нет ... нет Заказчика, нет Конструктива ... а, Реальный Заказчик и Реальный Разработчик и без Вас знают, что нужно и когда ... у Вас кроме "креативного подхода" с бизнес-планом, да еще на средства иностранного Инвестора ... нет ни чего ... об сей системе в другом виде речь велась еще при СССР в 80х годах ... и совсем не гражданского пользования ... hi
          1. Владимир Постников 9 декабря 2016 01:01
            Для меня не существует оппонента "не читал, и не одобряю". На этом и закончим.
            1. Inok10 9 декабря 2016 01:07
              Цитата: Владимир Постников
              Я 18 лет бездарно потратил потратил на пропаганду беспилотников и подводной навигационной системы для беспилотников

              Цитата: Владимир Постников
              Для меня не существует оппонента "не читал, и не одобряю". На этом и закончим.

              ... 18 лет ... это срок ... Совершеннолетие прям ... lol
  2. BerBer 8 декабря 2016 10:56
    И конечно же двойное назначение такой системы. Гидроакустическая и радио локация, чтобы не лазили возле наших берегов.
  3. Тот же ЛЕХА 8 декабря 2016 10:57
    Подводные роботы патрулируют районы на глубине до 8 км

    А разве в арктическом шельфе есть такие глубины.

    А вообще интересная картина вырисовывается...

    какую именно информацию хотят получить заказчики и разработчики этой системы?...он как бы двойного назначения и я так полагаю тут два одновременно заказчика МО и нефтедобытчики.
    1. kolyhalovs 8 декабря 2016 11:14
      Я чего-то не втыкаю. Зачем это нефтедобытчикам? МО понятно. А нефтянники то причём? что они там будут мониторить? Если состояние подводных частей вышки, то знаете я сильно удивлён, а как раньше то они работали без трёх разных типов буёв и без глубоководного дрона.
      1. Wedmak 8 декабря 2016 11:27
        Я чего-то не втыкаю.

        Судя по строительству новых ледоколов, разворачиванию навигационной сети, строительству баз МО, в Арктике мы как дома будем. Да, собственно, уже намного опередили всех остальных. А это богатые залежи ископаемых.
        Есть одно НО. У нас север защищен слабо. Любая подлодка может подойти под льдами на дистанцию пуска. Вот буи с дронами и будут их ловить.
        1. kolyhalovs 8 декабря 2016 13:15
          Ну ваще, теперь я всё понял! Вот оно зачем нефтяникам! Подводные лодки ловить! Ну конечно, у нас суровые нефтяники, согласен. А я думаю, зачем они на свои платформы по четыре РБУ-6000 лепят. wassat
          1. Wedmak 8 декабря 2016 14:15
            Подводные лодки ловить!

            Ну да... wink Тонны драгметаллов, бесплатная рабочая сила. Да и запасы пищи тоже пригодятся. lol
    2. Wedmak 8 декабря 2016 11:18
      Я бы удивился другому - что это за робот такой, способный автономно работать на 8 км глубине. Что-то я не припомню таких роботов вообще. Обитаемые только до 6 км. Единичные экземпляры, для единичных миссий спускались до 11 км. Два штуки. А тут робота хотят пустить.
    3. майор Юрик 8 декабря 2016 11:22
      Не знаю насчет нефтяников, а вот контроль Крымского моста и акватории вокруг него,при наличии контуженных хохлососедей, очень пригодится! am
  4. Hariton Laptev 8 декабря 2016 11:11
    наш ответ фореро-исладскому рубежу. Поставить на дальних подступах что бы знать о каждой посудине пытающейся к нам просунуться.
  5. Wedmak 8 декабря 2016 11:14
    Мы похоже, не только идем в Арктику, но и в глубины океана. Что дает очень большие возможности для создания и испытаний техники для освоения любых пространств. Читай, что планет.
  6. Joker787 8 декабря 2016 11:18
    Не так давно, тут была статья (правда без какой-либо конкретики) на эту тему. Почти все дружно кричали, что брехня, мол и наработок нет, и не потянем в финансовом плане, и у США даже не вышло и т.д. и т.п. А вот в итоге, всё есть и нефтяников подключили (финансы) и техническая сторона вопроса проработана.
  7. Игорь В 8 декабря 2016 11:25
    Интересны вмороженные буи. Они что, будут отслеживать дрейф льдов? Или это прибрежный паковый лёд? Вообще, интересное дело, близкое к фантастике. smile
    1. Владимир Постников 8 декабря 2016 12:56
      Почему фантастика? Что здесь такого фантастического, вморозить что-то в лед?
      Да, они будут дрейфовать вместе со льдами и сообщать беспилотникам свои текущие координаты.
      Прибрежная часть системы предполагалась, по крайней мере для системы SFTS, кабельная с якорными буйками.
      1. Игорь В 8 декабря 2016 18:32
        Я имел ввиду - вся система достойна какого-нибудь фантастического рассказа о том, как роботы будут себя вести в глубинах океана. smile Один спрячется в шхерах - ему лень, другой наоборот, истратит все запасы энергии для понятной только ему цели. Ну и так далее. smile
  8. AID.S 8 декабря 2016 11:32
    Особенно озадачивает "буй вмораживаемый".
  9. alkor 8 декабря 2016 12:35
    Все, я сел поудобней. Теперь рассказывайте, сколько мазута дрон на борт возьмет для автономного плавания. Люблю фантастику. Хотя предпочитаю Стругацких.
    1. Aviagr 8 декабря 2016 12:48
      Зачем дрон, дарагой?! Мазут спишут еще на берегу, дрон - скажут - потеряли. Все что ни делается у нас - чисто для откатов. Там где можно раз в сто дешевле - наоборот, найдут причины, чтобы купить дороже и хуже.
      Аналогичную донно-спутниковую связь я предлагал сделать с помощью подводных глайдеров - при разряде батарей они будут автоматически возвращаться на базу - т.е. перевахтовка с подзарядкой. А в лед будут вбуриваться/вмораживаться ИЗ-ПОД воды! То есть полностью роботизированная и автоматическая система с КОПЕЕШНЫМИ эксплуатационными расходами - но тогда никто не купит себе очередной дворец в Куршавеле - а вы держитесь там!
      Поэтому попил бабла нужно завуалировать "инновационными нанотехнологиями" - и чтоб никто не догадался... bully
    2. Дядька 8 декабря 2016 19:10
      Теперь рассказывайте, сколько мазута дрон на борт возьмет

      При втором режиме – "диалог" – буй связывает по радиоканалу УКВ-диапазона
      Мазут - чепуха по сравнению с этим перлом. wink УКВ распространяется по прямой видимости и воздухе, а не под водой. С подводным аппаратом связь на несущей 50Гц, крайне затратная. Для связи по УКВ нужна внешняя антенна, к чему тогда 8 км погружения, глонасс?
      1. Владимир Постников 8 декабря 2016 20:29
        Там в статье чепуха написана. В одной куче УКВ и ультразвук, и все это перепутано кто и с кем, и как связывается. А дальше пошел испорченный телефон.
  10. Бывший комбат 8 декабря 2016 23:07
    Какая то ИЗНАЧАЛЬНО хилая концепция всей этой системы. Начиная с "гидроакустических буев" и кончая "автономными необитаемыми подводными аппаратами". Если это все имеет военное назначение, то хилость системы просто вопиющая. А если это для гражданского применения, то непонятно кому такое все вообще нужно? Эти буи и их энергоснабжение целая проблема. Не говоря уже об их уязвимости. А что будут делать необитаемые аппараты так вообще загадка? Если кого то отслеживать, так это и буи смогут, если за кем то гонятся так это не серьезно, на батарейках не сильно поплаваешь, непонятно ...
Картина дня