Military Review

Kotesu is a ship of unusual fate (a dramatic story in six acts with a prologue and an epilogue). Part Three

2
The fifth action, in which we are talking about the "Bosin War", and "Stonewall" finally gets to Japan.
Moonlight night.

Having touched the sweet melon,
The fox pulls over ...
(Shirao)


And in Japan it was that in October 1867 of the year, the all-powerful shogun Keiki-Yoshinobu from the Tokugawa clan, the clan who ruled Japan for more than two and a half centuries, decided on an unheard-of deed - resign and transfer all power to the emperor Mutsuhito Meiji, who was still very young, fourteen . Up to this point, the emperor in Japan was a purely nominal ruler, and the truly all-powerful sei-and-taisogun, commander-in-chief of the army against the barbarians, simply the shogun, and his samurai government, bakufu, ran all affairs in the country. The shogunate was a feudal structure brought to an absolute totalitarian regime. The voluntary transfer of power from the shogun to the emperor meant a truly great event. In place of the medieval military nobility, fed by the shogun's bounty, now came the new nobles and the third estate, now supporting the new overlord - the emperor. The shogun realized that he was unable to retain power, and chose a wise decision — he yielded it himself. However, Yoshinobu hoped that his privileges would be kept behind the Tokugawa house. But it turned out differently. 3 January 1868. The emperor not only proclaimed himself the sovereign ruler of the country, but also announced the confiscation of lands and property of the Tokugawa clan. Yoshinobu had no choice but to leave the samurai troops loyal to him to the imperial headquarters in Kyoto, that is, to start a revolt against the "bad advisers" of the young emperor. Another civil war began in the country, known as the “Bosin War” (“Boshin Senso”), or literally: “The War of the Year of the Dragon”. Already 27 January 1868, the forces of the shogun were defeated at the villages of Fushimi and Toba, after which he fled to Osaka, and from there he moved to Edo (Tokyo). A bitter struggle began between the supporters of the shogun and the emperor's party.


"Cotetsu" - "Steel Shell" - the first Japanese battleship fleet.

Well, it all started with the fact that in 1854-1858. the Western powers, having defeated the decrepit China in the opium wars, decided to “open” Japan too. Before 1842, the Japanese fired on all foreign, that is, in their opinion, “barbaric” ships that tried to land on their shores, but now their attitude to foreigners has changed, the arrival of Commander Matthew Perry in 1852 and 1854 was forced Shogun and his bakufu open ports for the United States, Britain, France, Holland and Russia, which immediately imposed feudal Japan on enslaving treaties, which caused an increase in outrage, especially among the samurai who did not want to "bow before the West." When an extremist samurai was killed by an English merchant Richardson in 1862, the authorities decided to ignore the protest of the British consul, and supported the samurai nationalists. Moreover, on June 12 of the fateful 23, the bakufu announced the closure of all ports for foreigners, and the next day it intended to declare war on all foreign "barbarians". In the principality of Choshu, the enthusiasm was so great that an American ship, the Pembroke, was shelled there in the raid.

Kotesu is a ship of unusual fate (a dramatic story in six acts with a prologue and an epilogue). Part Three

Surprisingly, even in 1864, the Japanese still used such guns! It was called "this" - hinava-ju!

But the “barbarians” responded to the challenge very quickly and smoothly: the American frigate “Wyoming” under the command of Captain McDougle immediately sank two Japanese ships and, together with the French assault force from the ships of Admiral Zhores, actually destroyed the city of Simoneseki, while the squadron of the British vice Admiral Augustus Cooper bombarded and wiped out the city of Kagoshima. Shogun Iemoti, Yoshinobu's predecessor and a completely mediocre person, agreed to all the demands of foreigners, paid contributions and even began a punitive campaign against the samurai of the Tesuu and Satsuma principality, who at that time launched the slogan "Down with the shogun, with the emperor against the barbarians!" But in July, 1866, during another punitive expedition, Southerners defeated the troops of Bakufu. Iemoti fell ill and died, and it was here that he was replaced by the clever and liberal Yoshinobu, a shogun who decided to modernize the army and fleet according to European standards. The rate of borrowing by the Japanese of the latest technological advances of Europeans even then surprised them. And they decided to take advantage of it. In 1867, the French military mission led by Jules Brunet, who had just fought in Mexico, arrived at the headquarters of the shogun. Under the general command of the Japanese general Otori Keisuke and the Frenchman Jules Brunet, four brigades were formed, headed by French officers: Fortan, Le Marlene, Kazenev, and Bouffier. The technical infrastructure and arsenals were created under the leadership of engineer Francois Verny. For the new Japanese army purchased the most modern weapon.


So they taught them to use modern weapons! Shot from the movie "The Last Samurai."

And just then, in the USA, for 40 000 dollars was bought on the occasion of the battleship "Stonewall". But as he sailed across the Pacific, a rift arose between the shogun and the emperor. He was too clever and influential to Yoshinobu and ... what if he would push the young emperor back from power this time? Who would then be his new supporters? But the Japanese believe that everything that happens is ... karma!


"Stonewall" under sail. During the passage through the Pacific Ocean, the ship often sailed. The team saved coal.

But 24 on April 1868, when the battleship finally arrived in Yokohama, occupied by the imperial troops, neither its commander, nor his team, even suspected what was happening in Japan ... Their business was just to bring the ship to the site destination.

Well, now it’s time to write off the “goods” in more detail, for which the Japanese laid out such a significant amount of money at that time. As is known, the ship was built in France, at the shipbuilding enterprise of the company L'Arman Frere in Bordeaux. We laid it in 1863, launched it in 1864, completed it in 1865.


"Stonewall" had a snap brig.


But his sistership "Prince Adalbert" for some reason snap brigantine. In addition, he had a different design of the bow - a ledge, where the real gun port was built for the Danish battleship with slightly larger angles than the Sphinx.

The vessel's performance characteristics were as follows: the displacement was 1479 t official, 1440 t "normal", 1560 t full. The length of the waterline 50,48 m, and 52,36 m (between perpendiculars), the width was equal to 8,78 m, 9,92 on the constructive waterline. Draft 4,94 m (nose), 5,02 m (stern), height of the freeboard 5,78 m, depth of the hold 5,18 m.

The hull had a composite set and was assembled from metal structures, and had a wooden lining, over which its underwater part had a lining of thin copper sheets to protect against fouling. The bow end ended with a strongly ramming forward ram (spyrone, as it was then called “decoration”), which was a continuation of the keel. At a distance of about 2 / 3 length from the stem, the keel diverged to the side of the median plane, and formed a kind of arch. This provided the ship with excellent ramming capabilities. Remember, in Virginia, the ram was broken off after the Cumberland ram. At any angle, on the Stonewall, he would crash into the enemy's side, such an incident would not threaten him.

The ship had two propellers, two screws and two rudders. Vertical board at a height of 0,8 m from the waterline had a bend inward. Between the front and rear armor casemates was a thin bulwark, which during the battle had to be removed. The guns, as also noted, were three. One in the bow casemate with a port under the bowsprit, and two in the aft, round, with four embrasures. It was believed that since the shells of the enemy's guns could not penetrate his armor, then ... why did he need a lot of guns? The ship had a high chimney, two masts and a full brig sailing rig.


Model of the battleship "Kototsu" - the flagship of the Japanese imperial fleet.

Act six, or "flame in the night."
Quail in the fields
Whimper, whimper - must be decided
What a hawk napping.
(Basho)


The shogun’s confrontation with the emperor ended in defeat for Yoshinobu. The American and British advisers still managed to create for the emperor a small but well trained and quite modern army at that time, whereas in the fifteen thousandth army the shogun had only a small percentage of people armed with modern weapons. No matter how hard the French tried, they didn’t manage to arm the shogun army, so even a triple superiority in numbers did not help him. In addition, therefore, many samurai patriots were so naive that they took the side of the emperor, which was later regretted that, in general, it happened not only in Japan. As a result, in May, Edo - the capital Yoshinobu surrendered, and he himself was deprived of all titles, rights and wealth ... put under house arrest. And here it is time to think again about karma, only now not the former shogun, but the ship “Stonewall”, which had an amazing karma - always late. In principle, he was late this time too, however, due to a number of specific circumstances, he still managed to make war!

The fact is that the Japanese at that time had their own ideas about the oath, therefore, Yoshinobu's officers did not consider the overlord's surrender a sufficient reason to stop the resistance! Therefore, the shogun's fleet, commanded by admiral Takeaki Enomoto, as well as three thousand samurai Otori Keisuke and several French instructor officers crossed over to the island of Ezo (Hokkaido), and decided to continue the fight there. Emperor Meiji immediately ordered the French military mission to leave Japan, but Jules Brunet decided not to obey this order, not wanting to leave his students at such an difficult time for them. In a letter to Napoleon III, he vividly explained that "he decided to die or serve the cause of France in this country."


Tokugawa Yoshinobu flees after losing a battle near the villages of Fushimi and Toba. Japanese uki-é engraving.

And 25 December 1868, all these "last samurai" took, and declared ... a republic on the American model! Surprisingly, the old-fashioned samurai did not have anything against such a "democracy", that's how. More important was the lineage of the party that is fighting for power. "Our" - so let at least the republic, "not ours" raise the sword and against the emperor! Admiral Enomoto was chosen to suck - the first and only stories Japan's president.


The emblem of the Republic of Ezo or the Northern Alliance.

Far from immediately, the world powers decided for themselves which of the two governments they should recognize as legitimate. Emperor Napoleon III, in spite of the British, decided to support the "American" republic, while the American republic made a bid for the Japanese emperor. For a long time the Americans decided “to be friends with whom,” but nevertheless they decided and in January the detainee was finally handed over by the “Stonewall” to the lawful, in their opinion, owner. The ship was named Kotesu and became the flagship of the new Japanese imperial fleet. Here it is necessary again to digress a little and say a few words about the features of the Japanese language. The fact is that the word "ko" in Japanese is extremely multi-valued. There, in general, the same word can mean completely different things, depending on the stress. For example, ka'ki means an oyster, kaki 'is a persimmon. Similarly, "ko" is a tortoise shell, and just a shell, and much more. And tetsu is steel. That is, literally, the name of the ship meant "steel shell". So, having gotten this indestructible ship, the emperor decided to destroy the nest of conservatives with one blow and sent a fleet and troops from 8000 to the Ezo soldiers. His opponent, Admiral Enomoto, had quite modern steam ships acquired in different countries of Europe, so the war at sea for the republic at the beginning was very successful. 28 January 1868, the flagship of the rebellious fleet “Kayo Maru” in the Gulf of Ava near Osaka, attacked the two imperial vehicles “Hoho” and “Heiun”, which in turn were covered by the imperial flagship “Kasuga”. In the battle, “Kasuga” received damage from artillery fire and escaped from the “battlefield”, but the “Hoho” who had lagged behind him was blown up by his own team, who did not want to surrender. But “Kayo Maru” died during a storm in November 1868, and the Americans gave it to Kotetsu.

Now it became obvious to all that the Republicans had lost: experts considered the steel battleship "invulnerable", and its voyages across the ocean showed that it was also "unsinkable." It only remained to hope for a chance, and it was here that the French advised the Japanese to take advantage of this very occasion - that is, to attack the imperial ships unexpectedly and take them by surprise. Meanwhile, the imperial squadron consisting of Kototsu, Kasuga, Mo-sun, Hiryu, Teibo and Yoharu slowly approached Hokkaido. The first three ships arrived in Miyako Bay before the others, and it was then that the time for the treacherous blow "from around the corner" came. 25 March 1869 in the twilight of the night Miyako’s raid entered the ships of the Republican "Kaiten", "Banr" and "Takao", commanded by French instructors. Since Henri Nicole was born in Bordeaux, and was familiar with the shipyards of Armand, and the characteristics of the Sphinx, he was entrusted to command the flagship Kaiten. And the American flag was developing on it, and the Russian flag was on the Banryr. Approaching the imperial battleship, the attackers immediately raised the flag of the republic with a five-pointed star and rushed together to attack. Nicole decided to repeat the “Kaiser” feat at Liss and tried to ram the battleship on a wooden ship, and then board him!

However, the description of this attack in different sources varies greatly. For example, in one of them it is reported that the commander of the ship was still a Japanese, not a Frenchman, and he did not want to ram the battleship, but only take him to the boarding. And the matter didn’t work out from the very beginning, since the wheeled steamer couldn’t get up side by side with the screw ship - the wheel covers hinder. In addition, the Kotetsu board was taller than the Kaiten board, and the assault team had to climb onto its deck through this same wheeled casing.

All this was so unexpected that the battleship team did not immediately realize what was happening, but nevertheless realized and opened fire on the attackers of two mitralles of Gatling mounted on the bow and stern artillery dungeons. Then the fire was transferred to the bridge "Kaiten", where the Japanese commander of the ship was killed.

In the meantime, the Kasuti and Mosun ships sounded the alarm, their commanders took their guns, and the Republicans opened fire, so the night flashed with fiery flashes of gunfire. They began to retreat, and so hastily, that the Takao stumbled upon a rock in the dark, got a hole and sank not far from the shore, and the French instructor Eugene Collash, who was aboard him, escaped, but was captured ...

The ending should ...
Author:
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 13 December 2016 07: 36
    +2
    An unexpected turn ... I didn’t think so. that this story will lead to the shores of Japan .. thank you ..
  2. androv
    androv 14 December 2016 19: 11
    0
    sorry that there are no links at the end to the first and second parts.

«Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть третья.

Действие пятое, в котором речь идет о «войне Босин», а «Стоунволл» наконец-то попадает в Японию.
Лунная ночь.
Учуяв сладкую дыню,
Поводит носом лиса…
(Сирао)



А в Японии было так, что в октябре 1867 года всемогущий сёгун Кейки-Ёсинобу из рода Токугава, рода, который управлял Японией больше двух с половиной столетий, решился на неслыханный поступок - подать в отставку и передать всю власть совсем еще юному четырнадцатилетнему императору Муцухито Мэйдзи. До этого момента император в Японии был правителем сугубо номинальным, а всеми делами в стране заправлял поистине всемогущий сей-и-тайсёгун — главнокомандующий армии против варваров, попросту сёгун, и его самурайское правительство — бакуфу. Сёгунат являлся феодальной структурой доведенного до абсолюта тоталитарного режима. Добровольная передача власти от сёгуна императору означала поистине великое событие. На смену военному средневековому дворянству, кормившемуся от щедрот сёгуна, теперь пришли новые дворяне и третье сословие, поддерживавшие теперь уже нового сюзерена – императора. Сёгун понял, что не в его силах удержать власть, и выбрал мудрое решение - уступил ее сам. Однако Ёсинобу надеялся, что за домом Токугава будут сохранены его привилегии. Но вышло иначе. 3 января 1868 г. император не только провозгласил себя полновластным правителем страны, но и объявил о конфискации земель и имущества рода Токугава. У Ёсинобу не оставалось выхода, как бросить верные ему самурайские войска на императорскую ставку в Киото, то есть начать мятеж против «дурных советников» молодого императора. В стране началась очередная гражданская война, получившая название «война Босин» («босин сенсо»), или дословно: «Война года Дракона». Уже 27 января 1868 г. войска сёгун были разбиты у деревушек Фусими и Тоба, после чего он бежал в Осаку, а оттуда перебрался в Эдо (Токио). Между сторонниками сёгуна и партией императора началась ожесточенная борьба.


«Котетсу» - «Стальной панцирь» - первый броненосец японского флота.

Ну, а началось все с того, что в 1854-1858 гг. западные державы, победив дряхлый Китай в опиумных войнах, решили «открыть» также и Японию. До 1842 г. японцы обстреливали все иностранные, то есть, на их взгляд, «варварские» корабли, которые пытались пристать к их берегам, но теперь отношение к чужеземцам изменилось, прибытие командора Мэтью Перри в 1852 г. и 1854 г. и вовсе вынудили сёгуна и его бакуфу открыть порты для США, Англии, Франции, Голландии и России, которые тут же навязали феодальной Японии кабальные договоры, чем вызвали рост возмущения, прежде всего, среди самураев, не пожелавших «преклоняться перед Западом». Когда в 1862 г. самураями-экстремистами был убит английский купец Ричардсон, власти решили проигнорировать протест британского консула, и поддержали самураев-националистов. Более того, 23-го июня судьбоносного 1863 г. бакуфу объявило о закрытии всех портов для чужеземцев, а на следующий день намеревалось объявить войну и всем иноземным «варварам». В княжестве Тёсю энтузиазм был так велик, что там обстреляли на рейде американский корабль «Пемброк».

«Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть третья.

Удивительно, но даже в 1864 году японцы еще пользовались вот такими ружьями! Называлось «это» – хинава-дзю!

Но «варвары» ответили на брошенный им вызов очень быстро и слаженно: американский фрегат «Вайоминг» под командованием капитана Мак-Дугла тут же потопил два японских корабля и вместе с французским десантом с кораблей адмирала Жореса фактически уничтожил город Симонесеки, тогда как эскадра британского вице-адмирала Августа Купера бомбардировала и стерла с лица земли город Кагосиму. Сёгун Иэмоти – предшественник Ёсинобу и личность совершенно бездарная, согласился на все требования иностранцев, выплатил контрибуцию и даже начал карательную кампанию против самураев княжества Тесю и Сацума, выдвинувших в это время лозунг «Долой сёгуна, с императором против варваров!». Но в июле 1866 г. во время очередной карательной экспедиции южане разбили войска бакуфу. Иэмоти заболел и умер, и вот тут-то на смену ему и пришел умница и либерал Ёсинобу, сёгун, который решил и армию, и флот модернизировать по европейскому образцу. Темпы заимствования японцами последних технических достижений европейцев уже тогда их удивляли. И они решили этим воспользоваться. В 1867 г. в ставку сёгуна прибыла французская военная миссия во главе с Жюлем Брюнэ, только что воевавшего в Мексике. Под общим командованием японского генерала Отори Кейсуке и француза Жюля Брюнэ сформировали четыре бригады, во главе которых стояли французские офицеры: Фортан, Ле Марлен, Казенёв и Буфье. Техническая инфраструктура и арсеналы создавались под началом инженера Франсуа Верни. Для новой японской армии закупалось самое современное оружие.


Вот так они их учили пользоваться современным оружием! Кадр из кинофильма «Последний самурай».

И вот как раз тогда-то в США за 40 000 долларов и был куплен по случаю броненосец «Стоунволл». Но пока он плыл через Тихий океан, между сёгуном и императором возник разлад. Уж слишком был умен и влиятелен Ёсинобу и… что если бы он и на этот раз оттеснил бы юного императора от власти? Кем бы тогда были его новые сторонники? Но японцы считают, что все, что случается, это… карма!


«Стоунволл» под парусами. Во время перехода через Тихий океан корабль часто шел под парусами. Команда экономила уголь.

Но 24 апреля 1868 г., когда броненосец прибыл наконец-то в Йокогаму, занятую императорскими войсками, ни его командир, ни его команда о том, что творится в Японии, даже и не подозревали... Их дело было просто привести корабль к месту назначения.

Ну, а теперь настало время более подробно отписать тот «товар», за который японцы выложили столь значительную по тому времени сумму денег. Как известно, корабль был построен во Франции, на судостроительном предприятии компании «Л'Арман Фрере» в Бордо. Заложили его в 1863, спустили на воду в 1864, укомплектовали в 1865 гг.


«Стоунволл» имел оснастку брига.


А вот его систершип «Принц Адальберт» почему-то оснастку бригантины. Кроме того, у него иначе была сконструирована носовая оконечность – уступом, где у датского броненосца был устроен самый настоящий орудийный порт с несколько большими, чем у «Сфинкса» углами обстрела.

ТТХ судна были следующие: водоизмещение составляло 1479 т официальное, 1440 т «нормальное», 1560 т полное. Длина по ватерлинии 50,48 м, и 52,36 м (между перпендикулярами), ширина равнялась 8,78 м, 9,92 по конструктивной ватерлинии. Осадка 4,94 м (носом), 5,02 м (кормой), высота надводного борта 5,78 м, глубина трюма 5,18 м.

Корпус имел композитный набор и был собран из металлических конструкций, и имел деревянную обшивку, поверх которой его подводная часть имела обшивку из тонких медных листов для защиты от обрастания. Носовая часть заканчивалась сильно выступающим вперед тараном (шпироном – так тогда называлось это «украшение»), являвшимся продолжением киля. На расстоянии около 2/3 длины от форштевня киль расходился в стороны от диаметральной плоскости, и образовывал подобие арки. Это обеспечивало кораблю отличные таранные возможности. Вспомните, у «Вирджинии» таран обломился после тарана «Камберленда». На «Стоунволле» под каким бы углом он не врезался бы в борт противника, такой казус ему бы не грозил.

Корабль имел два гребных вала, два винта и два руля. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии имел загиб внутрь. Между передним и задним броневыми казематами находился тонкий фальшборт, который во время боя нужно было убирать. Орудий, как это также уже отмечалось, было три. Одно в носовом каземате с портом под бушпритом, и два в кормовом, круглом, с четырьмя амбразурами. Считалось, что так как снаряды пушек противника пробить его броню не могли, то… зачем ему много пушек? Корабль имел высокую дымовую трубу, две мачты и полную парусную оснастку брига.


Модель броненосца «Котетсу» - флагмана японского императорского флота.

Действие шестое, или «пламя в ночи».
Перепела в полях
Квохчут, квохчут – должно быть решили,
Что ястреб дремлет.
(Басё)


Конфронтация сёгуна с императором закончилась для Ёсинобу поражением. Американские и британские советники успели-таки создать для императора пусть небольшую, но зато хорошо обученную и вполне современную по тому времени армию, тогда как в пятнадцатитысячном войске у сёгуна лишь небольшой процент людей был вооружен современным оружием. Как французы ни старались, но вооружить сёгунскую армию они не успели, так что ему не помогло даже троекратное превосходство в численности. К тому же поэтому многие патриоты-самураи были так наивны, что встали на сторону императора, о чем потом немало пожалели, что, в общем-то, случалось не только в Японии. В итоге уже в мае Эдо - столица Ёсинобу сдалась, а сам он был лишен всех титулов, прав и состояния… посажен под домашний арест. И вот тут впору опять подумать о карме, только теперь уже не бывшего сёгуна, а корабля «Стоунволл», у которого была удивительная карма — всегда опаздывать. В принципе, опоздал он и на этот раз, однако в силу ряда специфических обстоятельств повоевать ему все же удалось!

Дело в том, что у японцев в то время существовали свои представления о присяге, поэтому и офицеры Ёсинобу капитуляцию сюзерена достаточным основанием, чтобы прекратить сопротивление не сочли! Поэтому флот сёгуна, которым командовал адмирал Такеаки Еномото, а также три тысячи самураев Отори Кейсуке и несколько французских офицеров-инструкторов переправились на остров Эдзо (Хоккайдо), и решили продолжать борьбу там. Император Мэйдзи тут же приказал французской военной миссии покинуть Японию, но Жюль Брюнэ этому приказу решил не подчиняться, не желая оставлять своих учеников в столь трудный для них час. В письме к Наполеону III он выспренно объяснял, что «решил погибнуть или служить делу Франции в этой стране».


Токугава Ёсинобу спасается бегством после поражения в битве у деревушек Фусими и Тоба. Японская гравюра в стиле уки-ё.

И вот 25 декабря 1868 г. все эти «последние самураи» взяли, да и провозгласили… республику по американскому образцу! Удивительно, но старорежимные самураи ничего против такой «демократии» не имели, вот даже как. Важнее была родословная той партии, что борется за власть. «Наша» - так пусть хоть республика, «не наша» поднимем меч и против императора! Адмирала Еномото избрали сосаем — первым и единственным в истории Японии президентом.


Эмблема республики Эдзо или «Северного альянса».

Далеко не сразу мировые державы для себя решили, какое из двух правительств им следует признать законным. Император Наполеон III в пику англичанам решил поддержать «американскую» республику, а вот американская республика сделала ставку на японского императора. Долго американцы решали «против кого дружить», но все-таки решили и в январе наконец-то передали задержанный было «Стоунволл» законному, по их мнению, владельцу. Корабль получил название «Котетсу» и стал флагманом нового японского императорского флота. Тут надо опять немного отвлечься и несколько слов сказать об особенностях японского языка. Дело в то, что слово «ко» в японском языке исключительно многозначно. Там вообще одно и то же слово может означать совершенно разные вещи в зависимости от ударения. Например, ка’ки – значит устрица, каки’ – хурма. Так же и «ко» - это и панцирь черепахи, и просто панцирь, и много чего еще. А тетсу – это сталь. То есть дословно название корабля означало «Стальной панцирь». И вот, заполучив этот несокрушимый корабль, император решил одним ударом уничтожить гнездо консерваторов и отправил на Эдзо флот и десант из 8000 солдат. У его противника адмирала Еномото имелись вполне современные паровые корабли, приобретенные в разных странах Европы, так что война на море для республики в начале складывалась весьма удачно. 28 января 1868 г. флагман мятежного флота «Кайо Мару» в заливе Ава у Осаки напал на два императорских транспорта «Хохо» и «Хейун», которые в свою очередь прикрывал императорский флагман «Касуга». В бою «Касуга» получил повреждения от артиллерийского огня и бежал с «поля боя», а вот отставший от него «Хохо» взорвала его собственная команда, не пожелавшая сдаваться в плен. Но «Кайо Мару» погиб во время шторма в ноябре 1868 г., а «Котетсу» американцы отдали императору.

Теперь всем уже стало очевидно, что республиканцы проиграли: стальной броненосец специалисты считали «неуязвимым», а его плавания через океан показали, что он еще и «непотопляем». Оставалось надеяться на случай, и вот тут-то французы и посоветовали японцам этим самым случаем воспользоваться – то есть напасть на императорские корабли неожиданно и захватить их врасплох. Между тем императорская эскадра в составе «Котетсу», «Касуга», «Мо-сун», «Хирю», «Тейбо» и «Йохару» медленно приближалась к Хоккайдо. Первые три корабля прибыли в залив Мияко раньше остальных и вот тут-то время для коварного удара «из-за угла» и настало. 25 марта 1869 г. в ночных сумерках на рейд Мияко вошли корабли республиканцев «Кайтен», «Банрю» и «Такао», которыми командовали французские инструкторы. Поскольку Анри Николь был родом из Бордо, и был знаком с верфями Армана, и характеристиками «Сфинкса», ему доверили командовать флагманом «Кайтен». Причем на нем развивался американский флаг, а на «Банрю» — русский. Приблизившись к императорскому броненосцу, нападавшие тут же подняли флаг республики с пятиконечной звездой и дружно устремились в атаку. Николь решил повторить подвиг «Кайзера» при Лиссе и попытался на деревянном корабле таранить броненосец, а затем взять его на абордаж!

Впрочем, описание этой атаки в разных источниках сильно различаются. Например, в одном из них сообщается, что командиром корабля все-таки был японец, а не француз и он хотел не таранить броненосец, а только взять его на абордаж. Причем дело не заладилось с самого начала, поскольку колесный пароход борт о борт с винтовым кораблем встать не может – мешают кожухи колес. К тому же борт «Котетсу» был выше, чем борт «Кайтен» и штурмовой группе пришлось перебираться на его палубу через этот самый колесный кожух.

Все это было настолько неожиданно, что команда броненосца не сразу сообразила, что к чему, но все-таки сообразила и открыла огонь по нападающим из двух митральез Гатлинга, установленных на носовом и кормовом артиллерийских казематах. Затем огонь был перенесен на мостик «Кайтен», где был убит японский командир корабля.

Тем временем на кораблях «Касути» и «Мосуна» объявили боевую тревогу, их комендоры заняли места у пушек, и по кораблям республиканцев открыт огонь, так что наступившую ночь озарили огненные вспышки выстрелов. Те начали отступать, причем столь поспешно, что «Такао» в темноте наткнулся скалу, получил пробоину и затонул неподалеку от берега, а находившейся у него на борту француз-инструктор Эжен Коллаш хотя и спасся, но попал в плен…

Окончание следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 13 декабря 2016 07:36
    Неожиданный поворот..ни как не думал. что данная история приведет к берегам Японии..Благодарю..
  2. androv 14 декабря 2016 19:11
    жаль, что нет ссылок в конце на первую и вторую части.
Картина дня