Капитаны и командиры, «ходит» или «плавает» и что такое «гаджет»

90
Эта статья посвящена некоторым морским словам и выражениям, широко распространенным, но зачастую неправильно и некорректно звучащим из уст обывателя. Этим «грешат» и сами моряки. Правильную трактовку можно поискать в морских словарях, наконец, в Интернете. Как выясняется, ответы на возникающие вопросы в этих источниках не всегда полные и исчерпывающие, а то и вовсе отсутствуют. Обратимся к носителям морского языка — к тем, кто сознательно и бережно относится к сохранению морских традиций.

Несколько слов о происхождении русской морской терминологии. В предисловии к «Полной морской энциклопедии» Н. С. Андрющенко издания 2006 года кандидат филологических наук Е. П. Шибинская пишет:



«…В эпоху великих географических открытий главным источником пополнения морской и коммерческой лексики для всех европейских языков был итальянский. В самом итальянском языке специальная лексика создана на базе генуэзского и венецианского диалектов. Итальянские моряки при повседневном общении заимствовали термины от греков и арабов, которые сохранили финикийские и египетские термины… Очень недолго, не более ста лет, языком заимствования был испанский.

В петровскую эпоху в России первым языком-источником морских терминов недолгое время был итальянский, затем стал главным образом голландский. Заимствования из английского языка начались также при Петре I, а к началу ХХ в. он стал ведущим языком-источником и посредником при формировании новых морских терминов. Кроме того, с помощью формантов германского происхождения (таких как -ман, -линь, -фальш, -тов) стали образовывать новые русские слова…»

Вот вам и первое широко распространенное заблуждение, что итальянцы — посредственные моряки, не имеющие давних морских корней и традиций.

На базу или в базу. Практически во всех публикациях в прессе, даже флотской, и репортажах о флоте часто звучит что-то вроде «…после успешного выполнения боевой задачи корабль вернулся на базу». Так как же правильно «в базу» или «на базу»? Это смотря о какой базе идет речь. Если мы говорим о береговой базе (пункт снабжения, место хранения запасов), то правильно будет сказать: «на береговую базу поступила партия говядины». Нужно заметить, что корабли практически никогда не прибывают на бербазу, это удел автотранспорта. А вот если имеется в виду пункт базирования кораблей, то говорят только так: «корабль запросил добро на переход в базу» или «корабль прибыл (следует) в базу».

Рында или колокол? Значительная часть морского братства искренне считает, что рында — это корабельный (судовой) колокол. Более того, судовой колокол в повседневной жизни практически все уже называют не иначе, как рындой. На самом деле «рында» — это сигнал, который подается в полдень колоколом на кораблях ВМФ 1-го и 2-го ранга. Что касается корабельного (судового) колокола, то во всех действующих руководящих документах, в том числе международных (МППСС), он называется не иначе, как колокол. При отдаче приказаний на корабле (судне) также употребляется термин «колокол». Есть один предмет (не сигнал), в своем названии содержащий слово «рында». Это короткий плетеный конец, за который приводят в движение язык корабельного колокола, — «рындыбулинь». Но все же если кому-то хочется блеснуть знанием морского дела, стоит употребить выражение «корабельный (судовой) колокол».

Аврал — команда или сигнал? Еще одно распространенное, особенно на вспомогательных судах ВМФ. Заблуждение касается понятия «аврал». Как известно, аврал — это судовые работы, выполняемые всем экипажем или большей его частью. На кораблях и судах ВМФ предусмотрен сигнал звонком (№6), который называется «Сбор» («Аврал»), а вот команды «Аврал» никакими руководящими документами не предусмотрено. Поэтому после характерных авральных звонков звучат команды: «Большой сбор», «Личному составу построиться для развода на работы», «По местам стоять, с якоря (швартовов) сниматься», а вот слово «Аврал» по корабельной трансляции звучать не должно. Как говорится, ухо режет.

Командир корабля и капитан судна. Как правильно называть должностное лицо, возглавляющее экипаж морского или воздушного корабля (судна), — командиром или капитаном? В общем случае командир — это военнослужащий, который командует военным кораблем, а капитан — это глава и единоличный руководитель экипажа судна. Не употребляются выражения «капитан корабля» и «командир судна»: это алогизмы.

Есть, однако, исключения. Общеизвестно, что в гражданской авиации руководит экипажем и управляет воздушным судном командир корабля. Рыбаки в Мурманске упорно называют своих капитанов командирами, и при этом рыболовные суда кораблями никто не называет. Согласитесь, глупо было бы спорить с ними. До недавнего времени вспомогательные суда ВМФ с вольнонаемными экипажами возглавляли военнослужащие командиры. Должность так и называлась — «командир гидрографического судна», например.

Не стоит строго судить и тех, кто нет-нет, да и назовет командира корабля капитаном (но все же не капитаном корабля). Ведь моряки часто именно так и называют своих командиров — «кэп» (за глаза, разумеется). Это несколько жаргонное выражение даже вошло в морские словари. Влияние Запада, как некоторые считают, тут ни при чем.

Английский язык на море. Не секрет, что в ВМФ английскому языку не уделяется должного внимания. А зря, всегда проще и надежнее договориться о расхождении со встречным судном, чем втихомолку выполнять одному тебе известные расчеты. К тому же, как бы это кому-то ни претило, английский язык на море является международным языком общения. И вот здесь нужно иметь в виду, что общепринятый морской жаргон несколько отличается от обычного английского языка.

Вот некоторые особенности. На УКВ представляются не так, как обычно это делают при вызове на русском языке «я такой-то (I am…)», а «это такой-то вызывает (This is … calling)». Если «Не понял» все же говорят, как «Not understood», то «Понял» на море чаще звучит, как «Roger». «Правый» и «левый» на море — это не «right» и «left», а «starboard» и «port». Военно-морские разговорники не в полной мере учитывают особенности морского английского жаргона. Нужно учитывать, что на греческом или французском судне, с которым устанавливается УКВ-связь, такие же «англичане», как и вы, и витиеватых английских выражений они могут просто не понять. На страницах зарубежного военного обозрения когда-то давно уже была статья, посвященная этой теме.

Ходят или плавают. Знающие люди утверждают, что моряки ходят, а корабли плавают. Можно услышать и противоположное. Так как же правильно? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Многое зависит от контекста. И корабли, и моряки уходят в море, а не уплывают. Корабль по морю идет, а не плывет. А можно сказать, что и корабль, и моряк свое отплавал. Новые навигационные знаки и створы оплавывают, а, конечно же, не обходят. Существуют устойчивые выражения, в которых моряки именно плавают. Например, «плавали — знаем». Другое выражение «плавающий адмирал» свидетельствует о том, что далеко не все адмиралы ходят в море. Можно сказать «по этой карте мы уже плавали», но всегда говорят «дальше идем (но не плывем) по карте №…» Как видите, все дело в нюансах.

Далеко не сразу моряк, ступив на палубу корабля, начинает разбираться в этих тонкостях, правильно и понятно для остальных моряков изъясняться. В настоящее время для рядового состава военных и гражданских моряков существуют многочисленные «пулеметные курсы», по окончании которых молодые моряки, по идее, должны понимать отдаваемые им команды. К сожалению, так бывает не всегда. А ведь даже для банальной швартовки люди на палубе должны знать, что такое огон, кнехт, клюз, киповая планка, утка, шпиль, брашпиль. А если дело принимает более серьезный оборот, то открываются лац-порты, в ход идут абгалдыри и так далее. И если некоторые предметы на корабле имеют свой аналог в сухопутной жизни, то есть и такие, которые бывают только на корабле, и как их назвать по-другому, просто никто не знает.

При чем же тут «гаджет»? Слово это, особенно с появлением в нашей жизни мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов, как мы теперь говорим, прочно вошло в наш обиход. А ведь это старое английское морское слово. Недостающих рядовых членов команды в те далекие времена набирали где попало, как правило, в портовых кабаках. Поскольку новобранцы, естественно, не понимали команд, то непонятные им предметы офицеры называли для начала словом «гаджет» (gadget). С течением времени матросы привыкали к морским терминам, но слово «гаджет» при необходимости легко заменяло любое название на корабле.

Такое же универсальное слово существует и в современном флоте России, но мы его не будем здесь приводить, поскольку оно, как и многие другие слова и выражения, бытующие на кораблях, находится за пределами нормативной лексики. А нужно ли бороться с флотским матом? Ответ асимметричен: нужно учить устройство корабля!
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    10 декабря 2016 04:58
    Для меня как классического "сапога" ходят в двух случаях- по земле и под себя,а всё что не тонет то плавает yes Но по разному.... winked what При всём уважении к флоту и всем что с ним связано ,просто выбешивает когда в компании из десятка разных людей находится один моряк дальнего каботажного плавания и начинает всех учить морской науке am Среди своих хоть на древнекитайском А с нормальными людьми извольте не выпячиваться Пока полоски на тельняше шваброй не пересчитали soldier
    1. +11
      10 декабря 2016 05:20
      Вспомнилось: " когда в школе на уроке русского проходили тему " сложносочинённые слова", учительница предложила нам вспомнить, какие слова знаем мы. Руку тянет Саша, ему разрешили высказаться, но когда он назвал слово, лежал весь класс: ЗАМКОМПОМОРДЕ( заместитель командира по морским делам).

      Цитата: Ruslan67
      При всём уважении к флоту и всем что с ним связано ,просто выбешивает когда в компании из десятка разных людей находится один моряк дальнего каботажного плавания и начинает всех учить морской науке


      Любовью поучать, страдают не только моряки, это- категория людей, которые любят повыпендриваться, особенно в большой кампании.
    2. +12
      10 декабря 2016 08:28
      Цитата: Ruslan67
      Для меня как классического "сапога" ... А с нормальными людьми извольте не выпячиваться Пока полоски на тельняше шваброй не пересчитали soldier

      Судя по всему нормальный тот, кто свою профессию уважает больше, чем численное превосходство противника.
      А тому, кто по палубе в шторм ходил и дизель в море чинил, Ваша швабра ... и трындец Вашей .... салага .... спроси у бабушки.
      1. +19
        10 декабря 2016 09:22
        Полностью с вами согласен. Но маленькое, но. «А тому, кто по палубе в шторм ходил и дизель в море чинил» , нет никакого дела, что о нём думают так называемые «сапоги»,но собеседников уважать надо, конечно не в русле «ты меня уважаешь???». Да и вообще понтами кидаются те кто море видел с берега, а корабли на картинках, а те кто морского хлебушка досыта покушал уважают и речников и каботажников и овсиговцев с вояками и торгашей с рыбаками. Такое моё мнение ,сам моряк и вырос в Севастополе в семье моряка .
        1. +2
          10 декабря 2016 17:38
          Цитата: Fotoceva62
          ... понтами кидаются те кто море видел с берега, а корабли на картинках, а те кто морского хлебушка досыта покушал уважают и речников и каботажников и овсиговцев с вояками и торгашей с рыбаками...

          Истинная правда.
          Но читать про тельник было откровенно противно.
          Если бы про рожу или какое другое место... не обратил бы внимания...
          Вот, дожил, оправдываться приходится.
      2. +5
        10 декабря 2016 12:49
        Цитата: Сергей С.
        А тому, кто по палубе в шторм ходил и дизель в море чинил, Ваша швабра ... и трындец Вашей .... салага .... спроси у бабушки.

        Дизель говорите в море чинить изволили. По палубе в шторм ходили. Господи, какой же вы крутой. Настоящий, просоленный всеми ветрами, морской волк. Нам сухопутным салагам никогда не понять то что понимаете вы, не прочувствовать то что чувствуете вы. Не понять ваш божественный морской жаргон. Мы просто не в состоянии осознать всю глубину вашего превосходства.
        1. +6
          10 декабря 2016 13:02
          Цитата: Винни76
          Не понять ваш божественный морской жаргон. Мы просто не в состоянии осознать всю глубину вашего превосходства.

          Эко вас повело то!!!! Я вот например божеством лётчиков считаю! Это ж как надо любить небо, чтоб не задумываться сядешь или нет!
          1. 0
            10 декабря 2016 13:31
            Меня повело? На основании чего вы обозвали Руслана салагой? Потому что дизель в море не чинил? Ему типа не понять... Или потому что предложил скромнее себя вести
            1. 0
              10 декабря 2016 13:37
              Пардон, Вы другой Сергей или тот же самый?
              1. +4
                10 декабря 2016 17:29
                Цитата: Винни76
                Вы другой Сергей или тот же самый?

                Ох и Сергеев то развелось! Да и Винипухи уже не те как давеча! Я другой Сергей hi
      3. +4
        10 декабря 2016 15:08
        Цитата: Сергей С.
        Судя по всему нормальный тот, кто свою профессию уважает больше, чем численное превосходство противника.

        Профессия должна быть ПРИЗВАНИЕМ! Тогда и *любовь к профессии* прививать не нужно будет...
        Но я о другом.
        Как-то в Москве провели социологический опрос среди женской половины.
        Среди вопросов был и такой: "Вы идете ночью по пустынной улице. Навстречу вам -- хулиган. На какую сторону улицы вы перейдете, если по левому тротуару идет моряк, а по правому -- солдат?"
        73% респонденток выбрали "левую" сторону... (И почему бы это? - Да они все такие! Всех их тянет "налево"!) laughing
        И второе.
        Автор такой же дилетант, как и те, кто пытается *людей моря* учить правильной разговорной лексике на морскую тему.
        Не верите? Пожалуйста пример:
        Можно сказать «по этой карте мы уже плавали», но всегда говорят «дальше идем (но не плывем) по карте №…» Как видите, все дело в нюансах.
        ТОЧНО, дело в нюансах, о которых автор не знает. Ибо,
        не говорят "идем по карте", ходят по палубе. А на путевую карту, когда прежняя заканчивается, ПЕРЕХОДЯТ и ведут СЧИСЛЕНИЕ пути по ней, а не ХОДЯТ ! (Странная, однако, "фантазия" -- топтаться по морским навигационным картам!)
        И про "плавающих" адмиралов я тоже впервые здесь услышал...Ибо!
        АДМИРАЛ, он и в Африке -- АДМИРАЛ !!! soldier
  2. +22
    10 декабря 2016 06:20
    laughing Прочитал статью, по большому счёту просто трёп сухопутного всезнайки
    Цитата: Ruslan67
    При всём уважении к флоту и всем что с ним связано ,просто выбешивает когда в компании из десятка разных людей находится один моряк дальнего каботажного плавания и начинает всех учить морской науке

    Автор. один из таких "моряков" bully
    Но вот о двух вопросах поднятых в статье я бы хотел поговорить..
    До недавнего времени вспомогательные суда ВМФ с вольнонаемными экипажами возглавляли военнослужащие командиры. Должность так и называлась — «командир гидрографического судна»,

    Автор, как сухопутный моряк, явно не в теме! Вспомогательные суда делятся на тех, где экипаж чисто гражданский и управляется капитаном (кэп или чаще мастер) и на тех где команда военная или полувоенная и управляется естественно командиром (гидрографы, (а среди них и разведчики), плавбазы, плавхранилища, корабли комплексного снабжения и д.р.)
    в современном флоте России, но мы его не будем здесь приводить, поскольку оно, как и многие другие слова и выражения, бытующие на кораблях, находится за пределами нормативной лексики.

    laughing надеюсь многие знают о существовании лобковой вши? Так вот народное название этого животного очень распространено на флоте и имеет массу значений не имеющих отношение друг к другу! Применимо по отношению к медлительности подчинённого, к названию неопознанного судна, к множеству засветок на экране РЛС и т.п. К тому же эти вши бывают "беременными", "недоношенными", "совокупляющимися", "презервативными".
    Вывод...военно - морской язык очень разносторонен, богат выражениями и впитавший в себя не только английский, голандский и итальянский, но и старословянский, русский (литературный и народный) hi
    1. jjj
      +2
      10 декабря 2016 11:26
      Сразу вспоминается фраза боцмана, переведенная на нормативный:
      - Друзья! С какой целью так много нагрузили? Отгрузите немного, пожалуйста!
      По слову "мастер". Им обычно обозначают трал-мейстера. Соответственно кэп - капитан, чиф - старпом, дед - стармех, шеф - главный кок. Не надо удивляться, что капитана траулера могут называть командиром. Хотя я лично такого не слышал. Таксиста или гаишника тоже "командиром" называют. Надо понимать, что все траулеры на период военного времени становятся военными тральщиками. Там по конструкции даже установка орудий предусмотрена. Равно как призываются и ледоколы.
      По предлогам "в" и "на". Служат, таки, - на флоте
      1. +4
        10 декабря 2016 11:44
        Цитата: jjj
        По слову "мастер". Им обычно обозначают трал-мейстера

        Я дико извиняюсь, на бармалеях не ходил, капитан, он же мастер, он же чиф, он же кэп. Да и есть ли разница drinks
    2. +5
      10 декабря 2016 11:40
      У меня тоже такое впечатление, что статью написал сухопутный товарисчь. Хотя бы по тому, что совершенно не рассмотрен вопрос расстановки ударений "по-флотки" в некоторых словах. И еще, замечу, моряки морскими терминами в сухопутных компаниях, как правило, стараются морскую терминологию не употреблять. А кто сыпет, быстрее всего знает корабль только по картинкам. Это как некоторые называют город МУрмснск МурмАнском, никогда в нем не побывавши.
      1. +3
        10 декабря 2016 11:45
        Цитата: okroshka79
        А кто сыпет, быстрее всего знает корабль только по картинкам. Это как некоторые называют город МУрмснск МурмАнском, никогда в нем не побывавши.

        Совершенно правильно тёзка good
      2. +1
        10 декабря 2016 17:36
        Цитата: okroshka79
        Это как некоторые называют город МУрмснск МурмАнском, никогда в нем не побывавши.

        Там мння наверху салагой назвали.... what Я как раз в Мурманске служил wink
        1. +2
          10 декабря 2016 20:48
          Цитата: Ruslan67
          Там мння наверху салагой назвали.... what Я как раз в Мурманске служил wink

          Так и быть, за салагу извиняюсь прилюдно и искренне.
          Но за тельник вдвое сильнее ...

          Мальчишкам про Морскую Душу рассказываем, кого зацепило на флот идут, с детства тельник с носят, почитают...

          Нельзя про атрибуты национального масштаба так говорить.
          1. +2
            10 декабря 2016 21:21
            Цитата: Сергей С.
            за салагу извиняюсь прилюдно и искренне.

            Принято drinks
            Цитата: Сергей С.
            Но за тельник вдвое сильнее ...

            Да я как бы по северной Карелии и Кольскому в нём же бегал с рацией за спиной recourse
            Может его просто снять с тех кто компАс только на стенке сортира на календаре видел?
            1. 0
              10 декабря 2016 21:41
              Цитата: Ruslan67

              Может его просто снять с тех кто компАс только на стенке сортира на календаре видел?

              Неееее...
              Так уж сложилось, что это лучший подарок.
              Причем дарится примерно на 4 размера меньше, чем фактура начальника. юбиляра, проверяющего, попрошайки...
              Чтоб не мог носить...

              А детишкам достанется, не жалко.
              1. +2
                10 декабря 2016 21:54
                Цитата: Сергей С.

                0
                Сергей С. Сегодня, 21:41 ↑
                Цитата: Ruslan67

                Может его просто снять с тех кто компАс только на стенке сортира на календаре видел?

                Неееее...
                Так уж сложилось, что это лучший подарок.

                Мы особо отличившимся дарили киянку... Что бы по голове себя постучал fool дятел...
    3. 0
      10 декабря 2016 22:56
      Цитата: Serg65
      laughing Прочитал статью, по большому счёту просто трёп сухопутного всезнайки
      Цитата: Ruslan67
      При всём уважении к флоту и всем что с ним связано ,просто выбешивает когда в компании из десятка разных людей находится один моряк дальнего каботажного плавания и начинает всех учить морской науке

      Автор. один из таких "моряков" bully
      Но вот о двух вопросах поднятых в статье я бы хотел поговорить..
      До недавнего времени вспомогательные суда ВМФ с вольнонаемными экипажами возглавляли военнослужащие командиры. Должность так и называлась — «командир гидрографического судна»,

      Автор, как сухопутный моряк, явно не в теме! Вспомогательные суда делятся на тех, где экипаж чисто гражданский и управляется капитаном (кэп или чаще мастер) и на тех где команда военная или полувоенная и управляется естественно командиром (гидрографы, (а среди них и разведчики), плавбазы, плавхранилища, корабли комплексного снабжения и д.р.)
      в современном флоте России, но мы его не будем здесь приводить, поскольку оно, как и многие другие слова и выражения, бытующие на кораблях, находится за пределами нормативной лексики.

      laughing надеюсь многие знают о существовании лобковой вши? Так вот народное название этого животного очень распространено на флоте и имеет массу значений не имеющих отношение друг к другу! Применимо по отношению к медлительности подчинённого, к названию неопознанного судна, к множеству засветок на экране РЛС и т.п. К тому же эти вши бывают "беременными", "недоношенными", "совокупляющимися", "презервативными".
      Вывод...военно - морской язык очень разносторонен, богат выражениями и впитавший в себя не только английский, голандский и итальянский, но и старословянский, русский (литературный и народный) hi

      Не мореманы жгут всегда! Можно простой вопрос, нафига всякие комингсы, камбузы, гальюны? По русски влом сказать, порог, кухня, туалет??? А флотские кортики, их чё по нормальному подвесить тоже морская спесь не позволяет? Ну да ну да моряки элита же, а сухопутные так гумно!!!
  3. +10
    10 декабря 2016 06:26
    "Поскольку новобранцы, естественно, не понимали команд, то непонятные им предметы офицеры называли для начала словом «гаджет»"
    Короче аналог русского "хрень". Дай мне вон ту хрень! Какая хорошая хрень! Это полная хрень, бесполезная... А эта хрень весьма интересна, ну та хрень, ну ты помнишь!
  4. +5
    10 декабря 2016 06:49
    Что тут скажешь, в следующей статье автор подробно разложит "русский мат" и окажется, что его вовсе нет ...!
    1. +14
      10 декабря 2016 07:31
      Русский мат-святое! Не трожьте!!!!
      ...Если даже негры в Эфиопии,Анголе,Мозамбике между собой выясняют отношения с помощью нашего(!)матерка!
      ПЫ.СЫ.знаю не по-наслышке...сталкивался...
      1. +2
        10 декабря 2016 07:48
        Цитата: Злюка Бобёр
        ...Если даже негры в Эфиопии,Анголе,Мозамбике между собой выясняют отношения с помощью нашего(!)матерка!

        Любопытное наблюдение. Интересно, от кого они его понабрали?
        1. +12
          10 декабря 2016 08:14
          Цитата: EvgNik
          Любопытное наблюдение. Интересно, от кого они его понабрали?

          Женя! В наших учебных заведениях. В ДВОКУ первое что осваивают негры, так это русский мат. А сколь таких учебных заведений на Руси? Университет дружбы народов,основное из них.
          Рязанское воздушно- десантное.
          1. +7
            10 декабря 2016 08:17
            Цитата: амурец
            Женя! В наших учебных заведениях. В ДВОКУ первое что осваивают негры, так это русский мат.


            А ты сразу где, да где?
            1. +4
              10 декабря 2016 10:40
              Цитата: амурец
              А ты сразу где, да где?

              Коля, я это знаю, мне было интересно, что будут отвечать, а ты сразу подсказку.
              1. +1
                22 января 2017 21:24
                В молодости пару раз пришлось побывать на чёрном континенте.вот оттуда и познания!
        2. +2
          10 декабря 2016 11:39
          Уважаемый Евгений! Малый и Большой морские загибы, Загиб Петра Великого- дадены потомкам для правильного восприятия морской жизни и являются классикой "международного морского права" ( к сожалению в ин-те представлены искаженные "пехотой" варианты). Это не язык морской - это песня моря!
          1. +3
            10 декабря 2016 12:15
            Цитата: Шульц
            это песня моря!

            Спасибо, Александр, я в курсе. У меня брат был мореман (тоже Александр), служил на ДВ и после службы по Тихому на траулере от северов до Кергелена. У меня в серванте камешек лежит с Кергелена, ракушки тёплых морей, Фиджи, Сингапур.
            1. +1
              10 декабря 2016 12:42
              В апреле подвезут каменья с Ватерлоо и Буромского - могу добавить в коллекцию.
              1. +1
                10 декабря 2016 13:42
                Цитата: Шульц
                каменья с Ватерлоо и Буромского

                Александр, каждый камешек, ракушка должны о ком то напоминать. Эти - о брате. Младший внук привёз камешки с Чёрного моря - тоже память. Сам собирал.
          2. +9
            10 декабря 2016 12:19
            Цитата: Шульц
            Это не язык морской

            Некоторые выражения вице - адмирала Радзевского Геннадия Антоновича, командира 7-й ОпЭск...
            Не следует стыдливо натягивать юбчонку на колени, товарищ капитан 1-го ранга, когда вы пришли за помощью к венерологу. Рассказывайте, как вы умудрились из такого хорошего и нужного дела как прием шефской делегации, устроить пьяную оргию с поездками на командирском катере по зимнему заливу с профилактическим гранатометанием?

            К сожалению, уровень общеобразовательной подготовки большинства командиров кораблей не позволяет им не только без сучка и задоринки прочесть составленное наиболее бойкими подчиненными командирское решение на морской бой, но и правильно поставить неопределенный артикль "б...дь" в фразе "Кто последний за водкой

            А бывший командир РКР "Маршал Устинов" все, что мог совершить - уже совершил: крейсер развалил, с питерскими милиционерами подружился, в академию поступил, квартиру у государства незаконными методами выудил. Так что мне не надо комментировать все достоинства этого удивительного человека.

            Командир дивизии, если вам сейчас надо кого-нибудь из командиров кораблей натянуть, то у вас есть целых пять минут - не надо сдерживать души прекрасные порывы. Если надо - я готов отвернуться.

            Корабельный офицер, способный за ночь удовлетворить женщину более двух раз (а в звании капитан 3-го ранга и выше - более одного раза) - это явление вредное, социально опасное и чуждое нам, как не отвечающее интересам родного государства. Ему, подлецу, корабельной службы не хватает, он на ней не выкладывается.

            laughing вот где песня!
            http://pda.diary.ru/~Tilary/p184296311.htm?oam
            1. +2
              10 декабря 2016 12:50
              Цитата: Serg65
              Некоторые выражения вице - адмирала Радзевского Геннадия Антоновича, командира 7-й ОпЭск...

              Спасибо! Смеялся до колик в животе.
              1. +3
                10 декабря 2016 12:57
                Цитата: амурец
                Спасибо! Смеялся до колик в животе.

                Николай, вы это, поосторожней! Тут разведка донесла...сердечко пошаливает!? А за привет спасибо большое drinks
            2. 0
              11 декабря 2016 13:26
              По поводу морских традиций подводников лучше, чем Эдуард Овечкин никто не написал почитайте получите огромное удовольствие у него и книга вышла "Акулы из стали" называется вот и ссылочка на его сайт https://legal-alien.ru/akuly-iz-stali/glava-i/dva
              dtsat-trete-fevralya
      2. +15
        10 декабря 2016 07:53
        Вспомнился случай в АстрРыбВТУзе Переругались два негра, конкретно так полаялись, мат перемат Наконец один выдает: Я твой х...... сосаиль, второй раздувая ноздри с ненавистью отвечает: Сосаиль бы ты , да очередь моя!!!!!!!!!
        1. 0
          10 декабря 2016 09:23
          А я сам слышал как один сказал в отношении девушки лёгкого поведения
          Пососи (хотел сказать с её) ну выдал с моё!
        2. +1
          10 декабря 2016 18:11
          Цитата: Вольный ветер
          Вспомнился случай в АстрРыбВТУзе Переругались два негра, конкретно так полаялись, мат перемат Наконец один выдает: Я твой х...... сосаиль, второй раздувая ноздри с ненавистью отвечает: Сосаиль бы ты , да очередь моя!!!!!!!!!

          На срочной службе один дневальный-узбек,другому дневальному-узбеку на русском языке-Ты щто в тувалет не убираль,щурка(чурка) ты.... изнасилованая! laughing
      3. 0
        10 декабря 2016 10:46
        Цитата: Злюка Бобёр
        Русский мат-святое! Не трожьте!!!!

        Сергей, если ни-ни, то сами подумайте, как мы без него жить будем?
      4. +1
        10 декабря 2016 11:48
        Вы мне напомнили одного моряка комендора из солнечного Узбекистана. Прийдя на корабль вторым видом подготовки (ДОССАФ) он ни слова не гоаорил по-русски. Мы никак не могли от него добиться - кем он работал на гражданке. Примерно через месяц он уже почти в севершенстве владел матом и уже знел 5-6 сло во-русски. Типа камбуз, гальюн, швабра и т.д. И только месяца через три кое-как удалось выяснить у него, что на гражданке он лепил саманы. Хотя моряк не плохой. Это так, к слову о мате.
        1. +4
          10 декабря 2016 12:31
          Цитата: okroshka79
          Вы мне напомнили одного моряка комендора из солнечного Узбекистана

          Сергей, почти та же самая история laughing , два матроса - узбека, орус не понимай! Был у меня старшина второстатейный....Саша, когда ДМБ? Осенью, тов. старлейнат. Надеюсь не 31 декабря в 22.00.? Вот тебе два бойца и через три дня я от них "Евгения Онегина" слушаю. К вечеру на довольно хорошем русском прослушал поэму bully . Оба оказались из Ташкента и пытались закосить.
          1. +3
            10 декабря 2016 12:51
            Цитата: Serg65
            пытались закосить

            Сергей, у нас в роте один армянин около года притворялся, что не может Русский язык выучить. Не помню как, но прокололся, вроде бы травки они тогда покурили (присылали им в хлеб запечённую).
            1. +1
              10 декабря 2016 18:14
              Цитата: EvgNik
              Сергей, у нас в роте один армянин около года притворялся, что не может Русский язык выучить. Не помню как, но прокололся, вроде бы травки они тогда покурили (присылали им в хлеб запечённую).

              У нас в учебке таджик такой был,молчал как партизан месяца четыре.Когда отчислили заговорил.Оказывается сержантом не хотел быть.
              1. +1
                10 декабря 2016 18:28
                Цитата: Кэптен45
                У нас в учебке таджик такой был

                Таджиков не было, узбеки были. Первое время чуть что чуть не в драку: Не трогай маму... Через пару месяцев почище нашего. Сало тоже не ели... тоже первые два месяца.
  5. +9
    10 декабря 2016 07:42
    А просто спасибо за статью!
    1. +7
      10 декабря 2016 08:31
      Присоединяюсь.
      Статья мне понравилась.
      Правда..про рынду и рындубулинь очень подробно написано, НО звук этой самой рынды, почему-то, ни разу не назван. Сигнал, который издает этот колокол - СКЛЯНКИ. Правильно говорится - отбивать склянки. И по счету - одна склянка, две,... шесть склянок. Склянка - полчаса времени.
      Все-равно, хорошая статья. А то иногда ...доставляют...командир 3-го ранга.. или капитан тральщика.
      Автор, давай еще, ну их всех, критиканов. На клотик их....лапы Холла чистить.
      1. +10
        10 декабря 2016 09:02
        Цитата: Башибузук
        Все-равно, хорошая статья. А то иногда ...доставляют...командир 3-го ранга.. или капитан тральщика.
        Автор, давай еще, ну их всех, критиканов. На клотик их....лапы Холла чистить.


        Я больше получил удовольствие от чтения комментариев.Чесслово laughing
      2. +4
        10 декабря 2016 10:07
        Цитата: Башибузук
        На клотик их....лапы Холла чистить

        lol Неее дружище! На клотик за кипятком бегают!
        1. +2
          10 декабря 2016 10:59
          За кипятком - это традиция.
          А мы введем новое. Пусть попробуют лапы якоря Холла на клотике почистить.
          1. +6
            10 декабря 2016 11:47
            Цитата: Башибузук
            А мы введем новое. Пусть попробуют лапы якоря Холла на клотике почистить.

            what
            Неее, флот славен традициями, тем более лапы не чистят, их затачивают wink drinks
            1. +2
              10 декабря 2016 12:19
              Цитата: Serg65
              лапы не чистят, их затачивают

              Знаю, Сергей, кто их затачивает. Тебе долго точить довелось? laughing hi
              1. +6
                10 декабря 2016 12:35
                hi Ну так и я когда то был карасём! Только не лапы, кнехт осаживал laughing , через три удара появился старпом и интеллигентно пообещал совершить половой акт со мной и с боцманом feel
                1. +2
                  10 декабря 2016 12:38
                  Цитата: Serg65
                  кнехт осаживал

                  А вот про это действо брат что то не рассказывал, а может я не помню.
                  1. +5
                    10 декабря 2016 12:54
                    Цитата: EvgNik
                    А вот про это действо брат что то не рассказывал, а может я не помню.

                    Ох Жень. этих действий цельная куча!
                    из воспоминаний....
                    швартовались как то на Инженерной (Севастополь), молодой матросик из боцманят не может добросить бросательный конец с лёгостью (лёгость - мешочек с песком весом грамм 200-300) на причал. Командир швартовой группы смотря на это говорит...сынок, мичмана на стенке видишь? Так точно! Краба на фуражке видишь? Так точно! Целься в краба и бросай! И попал же....правда не в краба. в тулью, но попал! Проверенный метод. сынок! bully
                    1. +1
                      10 декабря 2016 12:58
                      Цитата: Serg65
                      Проверенный метод. сынок!

                      Это, Серёж, уже на Конецкого смахивает. laughing
                      1. +3
                        10 декабря 2016 13:10
                        Цитата: EvgNik
                        Это, Серёж, уже на Конецкого смахивает.

                        laughing Так на флоте мало что меняется, тем более Конецкий почти мой земляк , часть его эвакуационной жизни прошла в моём родном городе Фрунзе! bully
        2. +2
          10 декабря 2016 21:14
          Цитата: Serg65
          Неее дружище! На клотик за кипятком бегают!

          ...на клотик, чтоб дейдвуд пару дал...
          или под паёлы марки смотреть...

          Самый старый, наверное,
          ... форштевень точить перед выходом
          и ... концы просаливать по возвращении...
          1. 0
            12 декабря 2016 10:51
            А еще ватервейс чистить...
  6. +1
    10 декабря 2016 09:43
    У кого-то из классиков " Ринг дзе белл! - рынду бей!" У Конецкого что ли.....
  7. +1
    10 декабря 2016 09:44
    Цитата: Serg65
    laughing Прочитал статью, по большому счёту просто трёп сухопутного всезнайки
    Цитата: Ruslan67
    При всём уважении к флоту и всем что с ним связано ,просто выбешивает когда в компании из десятка разных людей находится один моряк дальнего каботажного плавания и начинает всех учить морской науке

    Автор. один из таких "моряков" bully
    Но вот о двух вопросах поднятых в статье я бы хотел поговорить..
    До недавнего времени вспомогательные суда ВМФ с вольнонаемными экипажами возглавляли военнослужащие командиры. Должность так и называлась — «командир гидрографического судна»,

    Автор, как сухопутный моряк, явно не в теме! Вспомогательные суда делятся на тех, где экипаж чисто гражданский и управляется капитаном (кэп или чаще мастер) и на тех где команда военная или полувоенная и управляется естественно командиром (гидрографы, (а среди них и разведчики), плавбазы, плавхранилища, корабли комплексного снабжения и д.р.)
    в современном флоте России, но мы его не будем здесь приводить, поскольку оно, как и многие другие слова и выражения, бытующие на кораблях, находится за пределами нормативной лексики.

    laughing надеюсь многие знают о существовании лобковой вши? Так вот народное название этого животного очень распространено на флоте и имеет массу значений не имеющих отношение друг к другу! Применимо по отношению к медлительности подчинённого, к названию неопознанного судна, к множеству засветок на экране РЛС и т.п. К тому же эти вши бывают "беременными", "недоношенными", "совокупляющимися", "презервативными".
    Вывод...военно - морской язык очень разносторонен, богат выражениями и впитавший в себя не только английский, голандский и итальянский, но и старословянский, русский (литературный и народный) hi

    У лётчиков те же приколы! Интересно было бы ознакомиться!
  8. +2
    10 декабря 2016 09:55
    Цитата: Злюка Бобёр
    Русский мат-святое! Не трожьте!!!!
    ...Если даже негры в Эфиопии,Анголе,Мозамбике между собой выясняют отношения с помощью нашего(!)матерка!
    ПЫ.СЫ.знаю не по-наслышке...сталкивался...

    У нас в Узбекистане то же самоё.Выходит из автобуса узбечка с тремя детьми :двое дошкольников и один младшего класса,платит только за себя.Дальше диалог на местном наречии,водитель ей вежливо напомнил об оплате(надо заметить,что неплата за проезд в Ташкенте западло)После короткой перепалки, для полного понимания своей позиции Ответчица ответила таким трёхэтажием,что водила поспешил захлопнуть дверь и ретироваться то греха подальше!
  9. +1
    10 декабря 2016 10:02
    А у лётчиков тоже свои словечки имеются? Кто в курсе?
    1. +1
      10 декабря 2016 10:29
      Погуглите жаргон летчиков, или загляните например сюда,

      http://ssokkill.livejournal.com/42352.html
  10. Комментарий был удален.
    1. +3
      10 декабря 2016 12:43
      Цитата: rudolff
      Никогда не кичился морской терминологией

      Рудольф, этим страдают в основном те, кто на берегу служил. Как правильно сказать? Думаю, что есть определение береговой службы.
      1. +2
        10 декабря 2016 18:18
        Цитата: EvgNik
        Рудольф, этим страдают в основном те, кто на берегу служил. Как правильно сказать?

        Подводники?Из тех что на подводе "службу тащут" lol
  11. +2
    10 декабря 2016 11:23
    Недавно прочитал статью в газете об одном уважаемом человеке. "Волна накрыла траулер и N ударился головой о РАШПИЛЬ". smile Так и представляется: стоит на траулере огромный рашпиль и много маленьких надфилей. Может они рыбу ими чистят? request
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      10 декабря 2016 18:20
      Цитата: Игорь В
      Недавно прочитал статью в газете об одном уважаемом человеке. "Волна накрыла траулер и N ударился головой о РАШПИЛЬ".

      "Волны падали стремительным домкратом" или "звенят стропила" (с) И.Ильф и Е.Петров "Золотой телёнок"
  12. +8
    10 декабря 2016 12:08
    Цитата: rudolff
    брашпиль

    Из идиотских: Боцман покрасил брашпиль и скорость судна увеличилась на два узла в час!
    Заложив руки за спину старпом гордо поднимался по штормтрапу.
    Для меня по жизни любое судно - ПАРОХОД, компАс, комингс, кондей, маркони, сэм, дед, чиф.
    "Мы говорим не штормы, а шторма,
    слова выходят коротки и смачны.
    Ветра, не ветры сводят нас с ума,
    Из палуб выкорчевывая мачты!"
  13. +2
    10 декабря 2016 12:14
    Спасибо автору!
    И кое-что новое узнал, и прочитал с удовольствием.
  14. +4
    10 декабря 2016 13:08
    Реально бесят товарищи, которые с поучительным видом начинают обьяснять что корабли плавают, а моряки ходят, что не дырка а отверстие, что не последний, а крайний, что не осуждЕнный, а осУжденный. Профессиональный жаргон должен оставаться на работе или в среде сослуживцев. А если ты сам говоришь неправильно, не надо учить других.
    1. +3
      10 декабря 2016 17:49
      Вы совершенно правы дружище!!!
      Цитата: Винни76
      А если ты сам говоришь неправильно, не надо учить других.

      И здесь вы правы! Поэтому люди в какой то мере причастные к флоту ...Удав КАА, okroshka79 , rudolff и ваш покорный слуга пытаемся донести до публики, что моряк не доказывает, что он моряки что он обыкоавенный человек!
    2. +2
      10 декабря 2016 18:11
      Цитата: Винни76
      Реально бесят товарищи, которые с поучительным видом начинают обьяснять что ... не дырка а отверстие...

      Если Вы имеете техническое образование, будь то инженерное или рабочее, с этим термином Вы не правы по сути.
      Ибо в технике есть стандарты которые устанавливают название определенных деталей, поверхностей, материалов, и даже форм.
      "Отверстие" не слово - это термин.
      В отличие от выше обсуждаемых жаргонизмов, которые тоже термины, но профессинальные.

      Кстати, только морские жаргонизмы вызывают такие горячие обсуждения.
      В "Чапаеве" Петька Анку учил, за пулеметные щечки получил...

      Жаргонизмы выполняют фунукцию профессионального барьера. Блюсти их в разговоре не обязательно, а понимать надо. И если приходит новичок, в коллективе к нему не только присматриваются, но и прислушиваются.
      И у того, кто отверстие назовет дыркой, попасть в серьезное инженерное дело шансов мало. - Не там и не у того учился.

      Да и на флоте такая же ситуация.
      Вот только "матрос ребенка не обидит", и по отношению к другим профессиональным сообществам свои жесткие порядки не применяют.
      Но в своих коллективах само собой жаргонизмы, мягко говоря, поощряются.
      А дизелисты знают, что вопреки ГОСТу шейки на коленвале коренные и мотылевые, боковая поверхность поршня - тронк, легкое топливо - солярка, ...

      Это я к тому, что любой профессионал имеет понятие о жаргонизмах.
      И его это не злит.
      1. +1
        10 декабря 2016 21:27
        Цитата: Сергей С.
        Это я к тому, что любой профессионал имеет понятие о жаргонизмах.
        И его это не злит.

        Мы в своём кругу друг друга " Стукачами" называли wassat (радисты)Не хотите попробовать в гражданском обществе представиться -Я стукач! wassat
        1. +2
          10 декабря 2016 22:04
          Цитата: Ruslan67
          Мы в своём кругу друг друга " Стукачами" называли (радисты)Не хотите попробовать в гражданском обществе представиться -Я стукач!

          А я маслопуп.
          1. +2
            10 декабря 2016 22:10
            Цитата: Сергей С.
            А я маслопуп.

            Ну не мазута же береговая request Бывает... laughing
        2. 0
          11 декабря 2016 10:22
          Цитата: Ruslan67
          Я стукач!

          Ну не стукачами, а дятлами. Радист - дятел, телефонист - шнурок. laughing
  15. Комментарий был удален.
  16. +1
    10 декабря 2016 21:41
    Итальянский язык, конечно силен... Хорошо, что морякам не прижили слово "вираж" или "поворот" - звучит как "КУРВА!"))))
  17. +2
    10 декабря 2016 21:57
    Цитата: Удав КАА
    Цитата: Сергей С.
    Судя по всему нормальный тот, кто свою профессию уважает больше, чем численное превосходство противника.

    Профессия должна быть ПРИЗВАНИЕМ! Тогда и *любовь к профессии* прививать не нужно будет...
    Но я о другом.
    Как-то в Москве провели социологический опрос среди женской половины.
    Среди вопросов был и такой: "Вы идете ночью по пустынной улице. Навстречу вам -- хулиган. На какую сторону улицы вы перейдете, если по левому тротуару идет моряк, а по правому -- солдат?"
    73% респонденток выбрали "левую" сторону... (И почему бы это? - Да они все такие! Всех их тянет "налево"!) laughing
    И второе.
    Автор такой же дилетант, как и те, кто пытается *людей моря* учить правильной разговорной лексике на морскую тему.
    Не верите? Пожалуйста пример:
    Можно сказать «по этой карте мы уже плавали», но всегда говорят «дальше идем (но не плывем) по карте №…» Как видите, все дело в нюансах.
    ТОЧНО, дело в нюансах, о которых автор не знает. Ибо,
    не говорят "идем по карте", ходят по палубе. А на путевую карту, когда прежняя заканчивается, ПЕРЕХОДЯТ и ведут СЧИСЛЕНИЕ пути по ней, а не ХОДЯТ ! (Странная, однако, "фантазия" -- топтаться по морским навигационным картам!)
    И про "плавающих" адмиралов я тоже впервые здесь услышал...Ибо!
    АДМИРАЛ, он и в Африке -- АДМИРАЛ !!! soldier


    Ведут прокладку! По счислению идут! Хотя при Джи-Пи-Си , электронной картографии и прочих примочка коих я не застал все выше перечислено вообще не ведется! Все на компах в электронном виде. И "пройти по карте" - такое выражение существует и использовалось при мне -"покажите как вы шли...", или командир (в переписке аббревиатура КМ, стар.пом - СПКМ у примеру)говорит иногда "трояку" - "нука юноша, давайте-ка пройдемся по картам!" при этом два и более лиц в штурманской склонялись как раз таки над навигационной картой! Откуда знаю спросите...да 10 лет по морям и окиЯнам как бы soldier И прокладку доводилось по старинке вести, и обсервацию по мысам и маякам делать, и визуальные пеленги ежеминутно брать (GPS тогда еще только появлялось) и носом на волну держать 4 часа вахты не отходя от рулевки.....А спустя некоторе время и порванные антенны в шторм чинить сидя чуть не на топе мачты, и менять ЧЭ гирокомпаса когда вокруг "голова-ноги" и пр. и пр.....
  18. +5
    11 декабря 2016 05:18
    Цитата: Region-25.rus
    "голова-ноги"

    Приходилось....Неделю камбуз не работал. Лет двадцать на "Лечо натуральное" смотреть не мог !
  19. 0
    11 декабря 2016 05:18
    Цитата: Кэптен45
    Подводники?

    Да нет, Юрий, подводники всё-таки в плавание ходили, а вот береговые службы обеспечения, тыловики в общем. Сват у меня невысокого роста - ходил на подлодках.
  20. 0
    11 декабря 2016 13:23
    По поводу морских традиций подводников лучше, чем Эдуард Овечкин никто не написал почитайте получите огромное удовольствие https://legal-alien.ru/akuly-iz-stali/glava-i/dva
    dtsat-trete-fevralya
  21. +7
    23 декабря 2016 19:00
    Рад, что статья кому-то показалась полезной. Благодарю за неравнодушное отношение и интересные комментарии. И о себе много нового узнал. Почти по Сэмюэлу Клеменсу (это не моряк – это Марк Твен).

    А что касается того, что вызвало столь живой интерес читателей – процитирую неизвестного автора из Интернета:

  22. +7
    23 декабря 2016 22:02
    Пару слов о своем родном городе.

    Цитата: okroshka79
    некоторые называют город МУрмснск МурмАнском, никогда в нем не побывавши.


    МурмАнск говорят вовсе не те, на которых Вы намекаете, а пожилые (уже) жители Архангельской и Вологодской областей. Мой отец, прослужив на СФ в подплаве и закончив Академию в Ленинграде, еще много лет так говорил, пока я его не отучил уже на правах местного жителя. А бабушки вышеупомянутых регионов добавляют еще и «мягкий знак» после буквы «н». Так что «мореманы» здесь не причем.

    Цитата: jjj
    Таксиста или гаишника тоже "командиром" называют.


    Сравнивать рыбаков Мурмана с таксистами (типа называют капитана «командир») не корректно. Во-первых, они обращаются «товарищ командир». Во-вторых, они так говорят даже при переходе на работу в другие организации. Два моих последних старпома и механик (дед) меня именно так и называли в Гидрографической службе СФ.
    1. +10
      5 сентября 2017 05:21
      Сергей, приветствую hi М-дя, что тут скажешь? request Для меня, как сухопутного "сапога" - статья очень интересная и познавательная. Удивляет другое - почему у многих коментаторов такой негатив. Ну донёс человек информацию, он же не требует беспрекословного выполнения всех установок затронутых в статье. Никто не поинтересовался профилем автора, не поговорил с ним, а уже записали во "враги народа". Конструктивная критика и добрые слова в Ваш адрес тоже прозвучали. Это я отмечу как положительный момент. Видимо, Вам, как новому автору устроили экзамен на выдержку. Не огорчайтесь, воспринимайте это как досадное недразумение. Со временем всё наладится, возникнут приятельские, а где то и дружеские отношения. Главное - не затаите обиду на всех и не уходите с сайта.