Люблю волчок, забаву детства...

Люблю волчок, забаву детства...


Бывает, что человек, в детстве привязавшийся к какой-то игрушке, потом сохраняет эту привязанность на всю жизнь. У австралийского инженера и изобретателя Луиса Бреннана такой игрушкой, судя по всему, был волчок. Не тот, который приходит и кусает за бочок, а тот, который крутится, сохраняя равновесие. Иными словами - гироскоп.

Бреннан на протяжении почти полувека создавал движущиеся устройства, основанные на маховиках и гироскопах, правда, ни одно из них, по разным причинам, не получило широкого распространения. Самое первое его изобретение оказалось самым успешным. В 1877 году, в возрасте 25 лет он запатентовал оригинальную торпеду с внешним приводом, в которой две массивные вращающиеся катушки со стальной проволокой играли роль гироскопов, удерживающих снаряд на курсе. В 1886 году, после доработки, торпеды Бреннана были приняты на вооружение британского флота и 20 лет стояли на боевом дежурстве, а изобретатель получил солидную сумму, потраченную на дальнейшие исследования.

В 1903 году Бреннан оформил патент на монорельсовый мотовагон, удерживаемый в вертикальном положении гироскопами. В 1907 году была построена и успешно испытана действующая модель мотовагона, а в 1909-м - сделан полноразмерный образец с двумя 20-сильными бензиновыми двигателями, способный перевозить до 50 пассажиров со скоростью 35 км/ч. Гироскопическая автомотриса Бреннана привлекла большое внимание публики, но не инвесторов.

Хотя, монорельсовые пути стоили почти вдвое дешевле обычных, система, все равно, получилась экономически невыгодной, ведь бреннановский локомотив не мог буксировать обычные прицепные вагоны. Каждому вагону требовался для балансировки собственный маховик, а, соответственно - двигатель для его раскрутки. Это делало состав слишком дорогим в производстве и в эксплуатации, а строить монорельсы, чтобы гонять по ним одиночные мотовагоны, железнодорожники сочли неразумным. Кроме того, значительная часть мощности силовой установки такого мотовагона расходовалась не на движение, а на балансировку, то есть - на периодическую раскрутку тяжелого маховика. В результате монорельс Бреннана так и остался в разряде бесполезных технических курьезов.

Люблю волчок, забаву детства...


Луи Бреннан (второй слева) с моделью своего монорельсового мотовагона.

Люблю волчок, забаву детства...


Конструктивная схема балансировочного механизма с двумя маховиками-гироскопами и сам мотовагон при виде спереди. Под остеклением кабины машинистов установлены два больших сотовых радитора.

Люблю волчок, забаву детства...


Люблю волчок, забаву детства...


"Вагон-канатоходец" с пассажирами и грузом.

Переключившись с железнвх дорог на авиацию, Бреннан в 1916 году предложил британским военным проект весьма своеобразного вертолета, представлявшего собой "летающий волчок" с огромным пропеллером и маленькой кабиной пилота под ним. Несущий ротор приводился в движение звездообразным мотором, укрепленным над втулкой, причем - не напрямую, а с помощью двух вспомогательных "раскруточных" винтов, связанных с мотором длинными карданными валами, проходившими внутри лопастей.

Для парирования реактивного момента и управления аппаратом была предусмотрена целая система из четырех вертикальных и четырех горизонтальных винтов, укрепленных на крестообразной раме и связанных с мотором валами отбора мощности, а с пилотской кабиной - тягами управления числом оборотов.

Люблю волчок, забаву детства...


Вверху - патентный чертеж вертолета Бреннана. Не совсем понятно, какой был смысл в столь "хитровыдуманной" конструкции и почему изобретатель не сделал прямой привод несущего винта от мотора. Не знаю, как Бреннан отвечал на эти вопросы, если ему их задавали, но он сумел заинтересовать своим изобретением самого Уинстона Черчилля, который "продавил" финансирование постройки и испытаний прототипа в министерстве боеприпасов.

Строительство вертолета затянулось, так как изобретатель постоянно вносил в проект изменения, а поступление денег от министерства сократилось после окончания мировой войны и урезания военного бюджета. Тем не менее, к концу 1921 года аппарат был построен, а 7 декабря того же года, то есть, ровно 95 лет тому назад (почему я сегодня и вспомнил о Бреннане), начались его летные испытания. В окончательном виде геликоптер заметно отличался от исходного проекта. "Раскруточные" винты переместились на концы лопастей, на лопастях появились элероны, которые должны были играть роль автомата перекоса, исчезла рама с балансировочно-рулевыми винтами, а кабина пилота приняла вид маленького самолетного фюзеляжа с рулем направления на хвосте.

Люблю волчок, забаву детства...


В 1921 - 25 годах вертолет Бреннана около 70 раз отрывался от земли, но ни разу ему не удалось подняться на высоту более трех метров, то есть, подъемы в значителной мере осуществлялись за счет эффекта "воздушной подушки". Назвать их полноценными полетами было нельзя, к тому же, в воздухе аппарат фактически не управлялся. В ходе испытаний Бреннан продолжал доделывать и переделывать вертолет, постоянно запрашивая деньги у военного ведомства. В конце концов военным это надоело и в 1926 году они закрыли проект, признав его неудачность и списав в убыток потраченные на него 260 тысяч фунтов стерлингов.

Люблю волчок, забаву детства...


Вертолет Бреннана на аэродроме во время испытаний. Обратите внимание на две дополнительные короткие лопасти винта, установленные при одной из доработок.

В конце жизни Бреннан, которому было уже далеко за 70, построил прототип двухколесного гироскопического автомобиля, но эта разработка, как и мотовагон, не заинтересовала ни покупателей, ни производителей.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/568838.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище 10 декабря 2016 06:06
    Прочитал статью, вспомнил произведение русского писателя Грибоедова - "Горе о ума".
  2. Штык 10 декабря 2016 06:50
    В 1912 году, русский юрист и губернатор Костромы в отставке Пётр Петрович Шиловский приехал в Лондон и показал инженерам фирмы Wolseley Tool & Motorcar Company чертежи своего странного экипажа. Владельцы Wolseley с большим энтузиазмом приняли идею Шиловского и шасси необычной машины было построено всего за год. 27 ноября 1913 года Шиловский рискнул провести первый опыт с гирокаром. Машину завели, раскрутили маховик гироскопа и убрали два маленьких колеса, поддерживавших аппарат во время парковки. Как и ожидалось, гирокар не обнаружил ни малейшей склонности к опрокидыванию даже при том, что находившиеся в нём люди пытались раскачивать машину, менялись местами, спускались на землю и вновь поднимались в открытый салон. Машина была с интересом встречена публикой, запатентована в России, Англии и Германии.
  3. Штык 10 декабря 2016 07:01
    «Красная газета» от 15 апреля 1921 года сообщает: «Президиум ВСНX обсуждал вопрос о сооружении однорельсовой жироскопической железной дороги. Постановлено использовать ныне бездействующую бывшую царскую ветку Петроград — Детское Село — Александровка. Путиловский завод исполняет уже раму и корпус двухвагонного поездного состава. Пробный поезд будет готов через год. Он рассчитан на 150-верстную скорость в час. Такая скорость для двухрельсовых дорог была пока недоступна». Автором проекта этого поезда выступал Петр Петрович Шиловский. Его небольшое конструкторское бюро, в котором, помимо прочих, работали и такие талантливые инженеры, как Н. Е. Жуковский, успешно работало над проектом, а к 1921 году даже началось строительство экспериментальной ветки однорельсового пути.
    Разруха, гражданская война и последовавший за нею «красный террор» поставили жирный крест на планах Шиловского и едва не стоили жизни ему самому. В самый последний момент изобретателю удалось покинуть с семьёй негостеприимную родину и вновь вернуться на берега Туманного Альбиона.
    1. jjj 11 декабря 2016 12:49
      Был у нас еще проект поезда, вместо колес которого были бочкообразные - как у деревянных бочек из-под вина - элементы. Катился такой поезд по желобу. Бочкообразная форма движетелей не давала им соскользнуть с пути, все время корректируя направление относительно оси пути
      jjj
      1. AKuzenka 11 декабря 2016 19:09
        Шарокат, назывался.
  4. Штык 10 декабря 2016 07:50
    Дело Петра Петровича Шиловского всё-таки живёт. Потому что весь мир сегодня ездит на «Сигвеях». Думаю, увидев откуда-то из другого мира «Сигвей», Шиловский, наконец, улыбнулся и заснул спокойно. Он добился своего: гироскопический транспорт существует и пользуется популярностью.
    1. Серый брат 10 декабря 2016 19:38
      Цитата: Штык
      . Потому что весь мир сегодня ездит на «Сигвеях»

      У них гироскоп только в качестве датчика работает, а не удерживает аппарат - это не то.
      Нету в них здорового маховика.
  5. Bersaglieri 10 декабря 2016 10:20
    А гирокар раньше Бреннана построил Шиловский
    http://www.membrana.ru/particle/2498
  6. LeftPers 10 декабря 2016 15:31
    какая тупость, реально горе от ума
  7. михаил3 10 декабря 2016 19:51
    Гироскопический транспорт возможен. Но он имеет смысл лишь в том случае, если гироскоп используется полноценно, то есть как механический аккумулятор. В СССР этот путь исследовался, строились полноразмерные модели, которые весьма успешно передвигались по дорогам... разумеется, все эти модели с огромным облегчением были разобраны, и никакого гироскопического транспорта, конечно же, никто строить не стал (сигвей?! советую наведаться к доктору...)
    Неужели непонятно? Крошечная лабораторная центрифуга на десяток пробирок может разгромить всю лабораторию при аварии подшипника. Скорости очень высоки, накопленная в роторе энергия велика. В случае автомобиля, это диск весом более центнера, на системе подшипников. При всех усилиях инженеров, подшипники таки выходят иногда из строя. И тогда чудовищная сила разрушения начинает гулять окрест... стокилограммовый ротор способен обрушить многоквартирный дом, и это как минимум.
    Роторный транспорт исключительно опасен. А статья интересная, поставил заслуженный плюс.
  8. Крым26 5 апреля 2017 12:21
    Странно, я думал у него горизонтальный гироскоп. А там - 2 вертикальных. Они же вроде должны мешать поворотам вагона?
Картина дня