Рождение унифицированной ракеты Х-35Э

Фолклендский военный конфликт 1982 года между Аргентиной и Англией показал всему миру, что вероятность поразить эсминец противокорабельной ракетой достаточна велика. Разработка подобных ракет с этого момента началась с удвоенной силой. Советский Союз, один из лидеров в разработке и производстве ПКР, дал зеленый свет разработкам в этой области. Калининградский завод «Стрела», а точнее ОКБ завода, к этому времени уже вело разработку малогабаритной ПКР, и постановление правительства от 16 марта 1983 года о разработке новейшей ПКР дало толчок к наращиванию конструкторских мощностей по созданию собственной ракеты.

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э



Основная идея – создание ПКР малых габаритов. Основное предназначение разрабатываемой ракеты Х-35Э – поражение и уничтожение кораблей различного класса. Основные обоснования создания ракеты Х-35Э:
- малые габариты создаваемой ракеты позволяют разместить достаточно большой боекомплект на практически любом корабле;
-возможность разместить до 16-ти ракет даже на РКа водоизмещением 500 тонн;
- в зависимости от размера корабля и защитных характеристик цели, применение ракеты возможно как одиночно или нескольких, или всего боекомплекта одним залпом;
- использование предельно малых высот на конечном участке полета ракеты, порядка трех-четырех метров, оставляют противнику немного возможностей обнаружить и уничтожить ПКР.
- одновременное использование полдесятка ракет дает большую вероятность прорыва ПКР к цели и поражения крупных кораблей класса эскадренный миноносец.
- унификация ракеты - ее носителями могут быть корабли, самолеты и наземные береговые комплексы.
При создании ракеты ее планировали использовать в качестве боекомплекта для ракетного комплекса корабельного базирования Уран-Э.

Х-35Э ракета нового поколения
При создании ПКР конструкторам предстояло решить научные и технические задачи, которые еще не решал никто. Так, по проектному заданию, силовая установка ПКР обеспечивала большой импульс при старте, ПКР совершала полет с экономным расходом ракетного топлива. Конструкторы решили данные задачи – использование в ПКР силовой установки комбинированного типа, в которую входили стартовый пороховой ускоритель и малогабаритный ТРД с малым ресурсом и небольшой степенью двухконтурности. Если сравнить Х-35Э и ракету «Exocet» , которая поразила британский эсминец в 1982 году, то дальность поражения у отечественной Х-35Э была в 2 раза больше чем у французской ПКР Exocet. Комбинирование решения для наведения и специально разработанный алгоритм работы активной ГСН новой ракеты, обеспечили большую точность Х-35Э. Кстати на сегодняшнее время, ПКР «Exocet» имеют силовую установку по типу СУ «Х-35Э».



Проблемы создания Х-35Э
При рассмотрении проекта новой ракеты в 1983 году, комиссия посчитала, что активная радиолокационная ГСН не соответствует проектным требованиям. Начались работы по улучшению АРЛГСН ПКР. Конструкторы около трех лет разрабатывали требуемую головку самонаведения. В начале ноября 1985 года произвели первый пуск доработанной ракеты. Пуск производили с береговой наземной позиции. Однако следующие пуски, произведенные в 1986 году, были признаны неудачными. Происходит очередная проработка ряда узлов и систем. И в конце января 1987 года пуск ракеты признают успешным, системы ПКР отработали согласно заявленным характеристикам. Головка самонаведения еще 5 лет дорабатывалась и только в 1992 году можно было проводить испытательные пуски для доводки АРЛГСН и планера. Первый этап ЛКИ был завершен.

Нет худа без добра
Начало 90-х были самым трудным временем для ВПК России, у государства катастрофически не хватало денег даже на выплаты зарплат и пенсий. В 1992 году все работы по созданию как ракеты Х-35Э, так и ракетного комплекса корабельного типа Уран-Э остановлены. Калининградское предприятие, рискуя всем, начинает восстанавливать работы по доработке ракеты. В течение пяти лет, до 1997 года, на предприятии завершили второй этап ЛКИ. Всего в течение этих пяти лет провели четыре испытательных пуска. Момент в создании ракеты поистине критический. Новые времена, кроме известных проблем, принесли и новые возможности. Предприятие теперь имело возможность искать зарубежных клиентов. Первая международная выставка, в которой участвовало предприятие с демонстрационной ракетой и проектом по комплексу «Уран-Э», сразу же обеспечила иностранных заказчиков для предприятия. В 1994-м заключается контракт с индийскими военными на поставку комплекса Уран-Э с ракетой Х-35Э для собственных ВМС. Это были первые крупные средства, они могли обеспечить предприятию выживание в трудных экономических условиях. Благодаря контракту были развернуты все структуры для серийного производства КРК «Уран-Э». Чтобы выполнить контракт вовремя, люди на предприятии работали круглые сутки. Все прекрасно понимали, что другой возможности в ближайшее время может и не быть. Поставки комплекса с ракетами по контракту начались в 1996 году. В конце декабря 1996 года индийский эсминец «Дели» был вооружен новым ракетным комплексом корабельного типа «Уран-Э». После поставок комплексов индийским ВМС стали появляться соглашения на поставку Уран-Э и в некоторые другие страны.



Потенциал производителя Уран-Э
Экспортные поставки комплекса не только дали возможность выжить предприятию. Были сохранены все ценные и высококвалифицированные кадры производства. Постоянно проводилось улучшение комплекса и ракеты Х-35Э. Все официальные поставки комплекса заканчивались показательными пусками ракет, опыт данных запусков для разработчиков был бесценен. Этих запусков было больше, чем предприятие осуществило в ходе отечественных ЛКИ, в два-три раза. Имевшие небольшие сбои, комплексы, поставляемые за рубеж, были успешно отремонтированы до заводских характеристик специалистами предприятиями.




Отечественные перспективы
При вопросе обеспечения отечественных кораблей комплексом КРК «Уран-Э» даже больше чем отвечал всем требованиям. В 2003 году КРК «Уран-Э» с ракетами Х-35Э, созданные предприятием, которое входило в ОАО «Тактическое ракетное вооружение» прошел госиспытания и пошел на вооружение отечественных кораблей. На сегодня Уран-Э исходя из критерия "стоимость-эффективность" – один из наилучших во всем мире.
Конструкторы проводили работы не только над ракетным комплексом морского базирования, но и проводили работы по созданию наземного решения с ракетами Х-35Э – берегового комплекса «Бал-Э». В 2004 году береговой комплекс успешно проходит госиспытания и принимается на вооружение ВМФ Российской Федерации. Настала очередь обеспечения самолетов ракетами Х-35Э. В 2005 году прошли испытания Х-35Э на индийском самолете Ил-38SD, после которых принимаются протоколы взаимодействий с отечественными авиастроительными компаниями МиГ и Сухой с целью адаптации Х-35Э к вооружению многоцелевых самолетов.



Будущее Х-35Э
Сейчас корпорация ТРВ работает над противокорабельной ракетой Х-35УЭ. Конструкторы увеличили в 2 раза дальность действия ракеты. ПКР получила систему наведения с ИС, спутниковую навигацию и активно-пассивную РЛГСН. Это улучшило основные показатели ракеты, ее защищенность и применяемость. Габаритные характеристики остались неизменны, что открывает хорошие перспективы для комплексов Бал-Э и Уран-Э.
Автор:
Роман Джерелейко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти