Рождение унифицированной ракеты Х-35Э

Фолклендский военный конфликт 1982 года между Аргентиной и Англией показал всему миру, что вероятность поразить эсминец противокорабельной ракетой достаточна велика. Разработка подобных ракет с этого момента началась с удвоенной силой. Советский Союз, один из лидеров в разработке и производстве ПКР, дал зеленый свет разработкам в этой области. Калининградский завод «Стрела», а точнее ОКБ завода, к этому времени уже вело разработку малогабаритной ПКР, и постановление правительства от 16 марта 1983 года о разработке новейшей ПКР дало толчок к наращиванию конструкторских мощностей по созданию собственной ракеты.

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э


Основная идея – создание ПКР малых габаритов. Основное предназначение разрабатываемой ракеты Х-35Э – поражение и уничтожение кораблей различного класса. Основные обоснования создания ракеты Х-35Э:
- малые габариты создаваемой ракеты позволяют разместить достаточно большой боекомплект на практически любом корабле;

-возможность разместить до 16-ти ракет даже на РКа водоизмещением 500 тонн;
- в зависимости от размера корабля и защитных характеристик цели, применение ракеты возможно как одиночно или нескольких, или всего боекомплекта одним залпом;
- использование предельно малых высот на конечном участке полета ракеты, порядка трех-четырех метров, оставляют противнику немного возможностей обнаружить и уничтожить ПКР.
- одновременное использование полдесятка ракет дает большую вероятность прорыва ПКР к цели и поражения крупных кораблей класса эскадренный миноносец.
- унификация ракеты - ее носителями могут быть корабли, самолеты и наземные береговые комплексы.
При создании ракеты ее планировали использовать в качестве боекомплекта для ракетного комплекса корабельного базирования Уран-Э.

Х-35Э ракета нового поколения
При создании ПКР конструкторам предстояло решить научные и технические задачи, которые еще не решал никто. Так, по проектному заданию, силовая установка ПКР обеспечивала большой импульс при старте, ПКР совершала полет с экономным расходом ракетного топлива. Конструкторы решили данные задачи – использование в ПКР силовой установки комбинированного типа, в которую входили стартовый пороховой ускоритель и малогабаритный ТРД с малым ресурсом и небольшой степенью двухконтурности. Если сравнить Х-35Э и ракету «Exocet» , которая поразила британский эсминец в 1982 году, то дальность поражения у отечественной Х-35Э была в 2 раза больше чем у французской ПКР Exocet. Комбинирование решения для наведения и специально разработанный алгоритм работы активной ГСН новой ракеты, обеспечили большую точность Х-35Э. Кстати на сегодняшнее время, ПКР «Exocet» имеют силовую установку по типу СУ «Х-35Э».

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э


Проблемы создания Х-35Э
При рассмотрении проекта новой ракеты в 1983 году, комиссия посчитала, что активная радиолокационная ГСН не соответствует проектным требованиям. Начались работы по улучшению АРЛГСН ПКР. Конструкторы около трех лет разрабатывали требуемую головку самонаведения. В начале ноября 1985 года произвели первый пуск доработанной ракеты. Пуск производили с береговой наземной позиции. Однако следующие пуски, произведенные в 1986 году, были признаны неудачными. Происходит очередная проработка ряда узлов и систем. И в конце января 1987 года пуск ракеты признают успешным, системы ПКР отработали согласно заявленным характеристикам. Головка самонаведения еще 5 лет дорабатывалась и только в 1992 году можно было проводить испытательные пуски для доводки АРЛГСН и планера. Первый этап ЛКИ был завершен.

Нет худа без добра
Начало 90-х были самым трудным временем для ВПК России, у государства катастрофически не хватало денег даже на выплаты зарплат и пенсий. В 1992 году все работы по созданию как ракеты Х-35Э, так и ракетного комплекса корабельного типа Уран-Э остановлены. Калининградское предприятие, рискуя всем, начинает восстанавливать работы по доработке ракеты. В течение пяти лет, до 1997 года, на предприятии завершили второй этап ЛКИ. Всего в течение этих пяти лет провели четыре испытательных пуска. Момент в создании ракеты поистине критический. Новые времена, кроме известных проблем, принесли и новые возможности. Предприятие теперь имело возможность искать зарубежных клиентов. Первая международная выставка, в которой участвовало предприятие с демонстрационной ракетой и проектом по комплексу «Уран-Э», сразу же обеспечила иностранных заказчиков для предприятия. В 1994-м заключается контракт с индийскими военными на поставку комплекса Уран-Э с ракетой Х-35Э для собственных ВМС. Это были первые крупные средства, они могли обеспечить предприятию выживание в трудных экономических условиях. Благодаря контракту были развернуты все структуры для серийного производства КРК «Уран-Э». Чтобы выполнить контракт вовремя, люди на предприятии работали круглые сутки. Все прекрасно понимали, что другой возможности в ближайшее время может и не быть. Поставки комплекса с ракетами по контракту начались в 1996 году. В конце декабря 1996 года индийский эсминец «Дели» был вооружен новым ракетным комплексом корабельного типа «Уран-Э». После поставок комплексов индийским ВМС стали появляться соглашения на поставку Уран-Э и в некоторые другие страны.

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э


Потенциал производителя Уран-Э
Экспортные поставки комплекса не только дали возможность выжить предприятию. Были сохранены все ценные и высококвалифицированные кадры производства. Постоянно проводилось улучшение комплекса и ракеты Х-35Э. Все официальные поставки комплекса заканчивались показательными пусками ракет, опыт данных запусков для разработчиков был бесценен. Этих запусков было больше, чем предприятие осуществило в ходе отечественных ЛКИ, в два-три раза. Имевшие небольшие сбои, комплексы, поставляемые за рубеж, были успешно отремонтированы до заводских характеристик специалистами предприятиями.

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э


Отечественные перспективы
При вопросе обеспечения отечественных кораблей комплексом КРК «Уран-Э» даже больше чем отвечал всем требованиям. В 2003 году КРК «Уран-Э» с ракетами Х-35Э, созданные предприятием, которое входило в ОАО «Тактическое ракетное вооружение» прошел госиспытания и пошел на вооружение отечественных кораблей. На сегодня Уран-Э исходя из критерия "стоимость-эффективность" – один из наилучших во всем мире.
Конструкторы проводили работы не только над ракетным комплексом морского базирования, но и проводили работы по созданию наземного решения с ракетами Х-35Э – берегового комплекса «Бал-Э». В 2004 году береговой комплекс успешно проходит госиспытания и принимается на вооружение ВМФ Российской Федерации. Настала очередь обеспечения самолетов ракетами Х-35Э. В 2005 году прошли испытания Х-35Э на индийском самолете Ил-38SD, после которых принимаются протоколы взаимодействий с отечественными авиастроительными компаниями МиГ и Сухой с целью адаптации Х-35Э к вооружению многоцелевых самолетов.

Рождение унифицированной ракеты Х-35Э


Будущее Х-35Э
Сейчас корпорация ТРВ работает над противокорабельной ракетой Х-35УЭ. Конструкторы увеличили в 2 раза дальность действия ракеты. ПКР получила систему наведения с ИС, спутниковую навигацию и активно-пассивную РЛГСН. Это улучшило основные показатели ракеты, ее защищенность и применяемость. Габаритные характеристики остались неизменны, что открывает хорошие перспективы для комплексов Бал-Э и Уран-Э.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Sokol Peruna 26 января 2012 08:21
    Одного не пойму. СКР пр. 11540 Неустрашимый которому на днях стукнуло 19 лет до сих пор ходит без Урана. По проекту на Неустрашимом должно находится 16 ПКР Уран, что на момент проектирования делало его мощнейшим кораблем класса фрегат. На Ярославе Мудром установлена лишь половина ПКР 8 из 16. Если это экономия то экономия явно преступная.
    Sokol Peruna
  2. Sergh 26 января 2012 09:45
    Интеревно, а по авианосцам проводили испытания? Надо восполнить пробел.

    Противокорабельная ракета (ПКР) Х-35Э (3М-24Э) предназначена для поражения боевых надводных кораблей водоизмещением до 5000 т и морских транспортов.

    ПКР Х-35Э представляет собой унифицированную управляемую ракету, которой могут оснащаться:
    - корабельные ракетные комплексы типа «Уран-Э»;
    - мобильные береговые ракетные комплексы типа «Бал-Э»;
    - боевые авиационные комплексы тактической и морской авиации.

    ПКР Х-35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника.
    Определение координат цели и введение данных целеуказания в систему наведения ракеты предусмотрено как с использованием собственных средств носителя, так и от внешних источников информации.

    Основные тактико-технические характеристики

    Описание Показатели
    Максимальная дальность пуска, км До 130 (Кто говорит 150 км)
    Высота полета на маршевом участке, м 10-15
    Высота полета на конечном участке, м ок. 4
    Стартовая масса в варианте корабельного (берегового) базирования, кг 620
    Стартовая масса в варианте базирования, кг
    самолетного 520
    вертолетного 610
    Масса БЧ, кг 145
    Габаритные размеры ракеты, м
    длина ракеты в варианте:
    корабельном (береговом) и вертолетном 4,4
    самолетном 3,85
    диаметр корпуса 0,42
    размах крыла 1,33
    Sergh
  3. scrack 26 января 2012 10:43
    И нигде не написана скорость движения ракеты
    scrack
    1. 755962 26 января 2012 11:44
      Скорость полета 270-280 м/с
      755962
      1. Andriuha077 27 января 2012 21:33
        Скорость полёта соответствует М=0,8
        ktrv.ru/production/68/673/67
  4. MURANO 26 января 2012 13:07
    Несколько неточностей.Например:
    При создании ПКР конструкторам предстояло решить научные и технические задачи, которые еще не решал никто.
    Это не так.Все ПКР имеют стартовую ступень.Схема Урана не нова.
    Кстати на сегодняшнее время, ПКР «Exocet» имеют силовую установку по типу СУ «Х-35Э».
    Это как?Экзосет твердотопливная.
    MURANO
    1. beard999 26 января 2012 16:33
      Цитата: MURANO
      Все ПКР имеют стартовую ступень

      У модификаций ПКР Х-35У/X-35УЕ (авиационного базирования) стартовой ступени нет. Она есть у вертолетного (Х-35В), корабельного и берегового базирования (3М24).
      beard999
    2. Ягуар 26 января 2012 17:12
      Цитата: MURANO
      Экзосет твердотопливная.
      MM40 Block 3 с турбореактивным двигателем, в отличии от предыдущих моделей
      Ягуар
  5. вард 26 января 2012 21:05
    Ваще есть мнение что авианосцу достаточно одной ракеты... главное попасть...
  6. MURANO 26 января 2012 21:16
    Цитата: beard999
    У модификаций ПКР Х-35У/X-35УЕ (авиационного базирования) стартовой ступени нет. Она есть у вертолетного (Х-35В), корабельного и берегового базирования (3М24).

    Это понятно.Я имел в виду не самолетные.
    Цитата: Ягуар
    MM40 Block 3 с турбореактивным двигателем,

    Да,просмотрел.
    MURANO
  7. Torus 27 января 2012 13:57
    хорошая ракета для ракетных катеров!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня