Проект тяжелого танка майора Магрини (Италия)

В конце 1916 года итальянские инженеры начали работу над несколькими проектами перспективных танков. Зарубежный опыт боевого применения показал преимущества подобной техники, что и стало поводом для начала создания собственных образцов. Большинство ранних проектов итальянской разработки так и не вышло из стадии ранних конструкторских работ по тем или иным причинам. Одной из подобных разработок, оставшихся на бумаге, был проект тяжелого танка-форта майора Магрини.

На ранних стадиях развития бронетанковой техники особой популярностью пользовалась концепция «подвижный форт». Предполагалось, что перспективный танк должен представлять собой крупную и хорошо защищенную самоходную машину с разнообразным вооружением. Она должна была иметь возможность передвижения по пересеченной местности и сопровождения наступающей пехоты. Характерной чертой танка-форта должна была стать высокая боевая масса при сравнительно малых максимальных скоростях. Со временем прогресс в области танков позволил отказаться от подобных идей, но до конца Первой мировой войны были разработаны несколько таких проектов.

В последних месяцах 1916 года, вскоре после первого боя с участием британских танков, Италия начала создание нескольких собственных проектов. Часть этих работ велась инженерами в инициативном порядке и без заказа со стороны армии. Один из таких проектов создавался майором Магрини. Офицер сформировал облик перспективной боевой машины и вскоре предложил документацию по проекту компании Ansaldo. В дальнейшем именно эта фирма могла бы наладить серийное производство техники, однако этого не случилось.


По ряду причин, проект майора Магрини не заинтересовал военных, из-за чего так и остался на бумаге. Одним из последствий этого стало отсутствие официального обозначения. В некоторых источниках проект именуется по названию компании и автора – Ansaldo Magrini или Ansaldo Margini Mangiapan. Другие материалы содержат обозначение, говорящее об основных характеристиках техники: Fortino Mobile Tipo Pesante («Подвижный форт тяжелого класса»). Все эти названия, несмотря на значительные различия, равноценны и обозначают одну и ту же разработку.


Единственная известная схема танка-форта майора Магрини


По имеющимся данным, майор Магрини только сформировал общий облик перспективного тяжелого танка-форта и не успел определить те или иные детали проекта. На момент рассмотрения потенциальным заказчиком проект оговаривал основные особенности архитектуры, примерный состав вооружения, силовую установку и ходовую часть. Прочие черты машины следовало определять позже, после получения заказа и официального технического задания. По этой причине, многие особенности проекта не были определены и, как следствие, остались неизвестными.

Одним из главных требований, поставленных конструктором Магрини перед своим проектом, был высокий уровень защиты. Это требование, а также некоторые другие особенности танка привели к появлению необычной формы корпуса. Планировалось использовать конструкцию сложной формы, состоящую из нескольких основных крупных агрегатов. Нижний, отличавшийся большими габаритами, вмещал ходовую часть и силовую установку, а уменьшенный верхний должен был выполнять функции боевого отделения.

Нижний агрегат корпуса танка Магрини должен был иметь прямоугольную в плане форму с более сложным продольным сечением. Предлагалась клиновидная лобовая часть корпуса с наклонными верхним и нижним листом. Позади верхней детали предусматривалась горизонтальная крыша небольшой длины. За крышей располагался вертикальный лист, образующий уступ перед центральной частью крыши, помещенной ниже. Интересной чертой танка Ansaldo Magrini была симметричная форма корпуса. С точки зрения общих обводов нижний агрегат должен был представлять собой два одинаковых блока, соединенных между собой.

В центральной части крыши нижнего агрегата помещалось боевое отделение с корпусом овальной формы. Передняя и кормовая части боевого отделения имели цилиндрическую форму, борта – вертикальные. Непосредственно на цилиндрических деталях помещались погоны двух башен. Пространство между башнями предлагалось закрывать выгнутой крышей. Предлагалась оригинальная конструкция башни. Обе башни имели наклонный лобовой лист с прорезью для вывода орудийного ствола, пару наклонных скуловых листов и крышу, образованную тремя отдельными листами. Борт и корма должны были выполняться в виде единой изогнутой детали.

Майор Магрини предложил использовать более чем оригинальную ходовую часть. Если проекты Джино Турринелли обходились «всего лишь» четырьмя гусеничными тележками, то Магрини решил использовать восемь таких агрегатов. Под центральной частью корпуса горизонтально следовало монтировать четыре тележки. Они должны были выполнять функции основного движителя. Четыре другие тележки планировалось использовать в качестве средств повышения проходимости и подвижности. По две тележки предлагалось устанавливать в носовой и кормовой части корпуса с наклоном в направлении центра машины. При наезде на препятствие дополнительная пара гусениц должна была облегчать подъем на него.

По некоторым данным, автор оригинального проекта предложил нестандартный облик силовой установки. С целью обеспечения требуемой надежности работы силовой установки и трансмиссии, связанной со сложной ходовой частью, майор Магрини решил оснастить танк сразу четырьмя комплектами необходимого оборудования. Бронемашина должна была использовать четыре бензиновых двигателя с собственной трансмиссией у каждого. В такой системе один мотор должен был приводить в движение свою пару гусениц. Для упрощения компоновки требуемых агрегатов проект подразумевал применение электрической трансмиссии. Таким образом, в моторном отделении помещались только двигатели и генераторы, а тяговые электромоторы находились вблизи ходовой части.

Основным вооружением танка Fortino Mobile Tipo Pesante, по мнению автора проекта, должны были стать две пушки калибра 75 мм. Их следовало монтировать в поворотных башнях с применением тумбовых установок. При этом ось вращения орудий и их тумб в горизонтальной плоскости должна была совпадать с осью башен. Предложенный комплекс артиллерийского вооружения позволял вести огонь в пределах широких секторов, а также в определенном диапазоне дальностей. Калибр предложенных орудий давал возможность эффективного поражения большинства целей, свойственных полю боя Первой мировой войны.

Возможно, перспективный тяжелый танк мог оснащаться некоторым количеством пулеметов. Так, на сохранившемся чертеже можно заметить некоторое количество проемов в бортах, которые могли быть как смотровыми люками, так и основой для пулеметных установок. Размещение установок по всему периметру боевого отделения позволяло значительно расширить углы обстрела.

По расчетам, боевая масса перспективного танка-форта должна была достигать 70 т. При этом были основания полагать, что при использовании бронирования достаточной толщины этот параметр мог значительно увеличиться. Как в расчетном, так и в доработанном виде, танк нуждался в силовой установке большой мощности. Кроме того, основные бензиновые двигатели должны были иметь избыточную мощность для обеспечения правильной работы электромоторов с учетом потерь энергии в нестандартной трансмиссии. В итоге танк Магрини вряд ли мог показать высокие показатели подвижности, хотя оригинальная ходовая часть позволяла рассчитывать на неплохую проходимость по пересеченной местности.

Подобно другим ранним танкам, Ansaldo Magrini Mangiapan нуждался в крупном экипаже. Для управления движением машины, использования пулеметно-пушечного оружия и координации действий всех бойцов в экипаж необходимо было ввести не менее 15-20 человек. По мере доработки проекта в соответствии с пожеланиями заказчика численность экипажа могла измениться. Вне зависимости от количества людей, весь экипаж должен был располагаться в крупном обитаемом отсеке корпуса, объединяющем отделение управления и боевое отделение.

В январе 1917 года руководство компании Ansaldo ознакомилось с новыми инициативными разработками, в том числе с проектом майора Магрини. Сразу и без подробной проработки проекта было определено, что танк Fortino Mobile Tipo Pesante отличается чрезвычайной сложностью производства и эксплуатации. При этом не приходилось рассчитывать на высокие технические характеристики. В то же время, сравнительно мощное пушечно-пулеметное вооружение представляло определенный интерес в контексте боевого применения танка в качестве средства поддержки пехоты.

Возможно, уже при первом изучении проекта танка-форта Магрини руководители фирмы «Ансальдо» сделали выводы и посчитали эту разработку бесперспективной. Тем не менее, они не стали отказывать автору и прекращать все работы. Вместе с другими последними разработками танк Ansaldo Magrini был предложен военному ведомству. Последнее слово в таком случае оказывалось за потенциальным заказчиком, благодаря чему у машиностроительной компании оставался определенный шанс на получение заказа.

В конце января 1917 года состоялось заседание, посвященное новым проектам тяжелых танков конструкции Дж. Турринелли и майора Магрини. Военные рассмотрели оба проекта и вынесли свое решение. Обе машины признали слишком сложными и не стоящими внимания. Выпуск и эксплуатация такой техники были нецелесообразны, а с учетом промышленного потенциала страны – почти невозможны. Кроме того, к этому времени итальянская армия уже достигла договоренности о поставках бронетехники зарубежного производства. В соответствии с новейшим договором, в ближайшем будущем Франция должна была передать Италии некоторое количество танков Schneider CA1 и Renault FT-17. Танки-форты собственной разработки не вписывались в имеющиеся планы.

По имеющимся данным, после получения отказа военных майор Магрини прекратил работы по тяжелому танку собственной конструкции. Дж. Турринелли, автор второго проекта, рассматривавшегося в конце января 1917 года, в свою очередь, продолжил развитие своих идей, что в дальнейшем привело к появлению нового варианта танка-форта. Эта разработка, однако, тоже не смогла получить одобрения военных и осталась в виде набора чертежей.

В конце 1916 года ни одна страна мира не имела опыта разработки танков, что приводило к появлению весьма оригинальных конструкций, значительная часть которых по тем или иным причинам не дошла даже до строительства опытных образцов. В то же время, военные ведущих стран достаточно быстро научились определять перспективы тех или иных проектов. В частности, итальянская армия уже в начале 1917 года поняла нецелесообразность строительства тяжелых и сверхтяжелых танков-фортов. Ни один из подобных проектов не получил одобрения армии; ни один такой танк не строился и не испытывался, не говоря уже об эксплуатации в армии. Из-за этого проект майора Магрини остался в истории в качестве любопытного технического курьеза, характерного для своей эпохи.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://forum.worldoftanks.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ИмПерц 9 декабря 2016 15:57
    Итальянцы очень интересная нация. У них потрясающие задумки, которые они не доводят до ума. Видать осколки великого Рима вовсе не способствуют окончательной решительности.
    1. MooH 9 декабря 2016 17:45
      А что по вашему следует из проекта танка Менделеева? Применительно к Русской нации естественно:)))
      1. ИмПерц 12 декабря 2016 13:22
        Могут, когда захотят.
  2. demiurg 10 декабря 2016 13:04
    Ну а что, упоротые были во все времена. Для реализации собственных фантазий с энтузиазмом готовы были потратить чужие деньги.
    Кто мешал этому человеку продать всё своё имущество, имущество родных, понабрать кредитов и попробовать этот танк на поле боя?
  3. perepilka 15 декабря 2016 20:35
    Даже самый возвышенный полёт фантазии изобретателя и конструктора заканчивается приземлением. Правила приземления рисует технолог, и чем он лучше, тем больше вероятность, что попа при этом не разлетится вдребезги. И даже если это всё родится в результате, то никакой гарантии, что оно будет работать, так как задумали, в реальных условиях, потому что морду лица можно разбить и об идеально выглаженный асфальт request
    З.Ы.Разбивать морду об асфальт полезно для прогресса, но включать перед этим бестолковку ни кто не запрещал recourse
    З,З,Ы. На щёт включения, имеется в виду полный форсаж .drinks Нет, не только, но порой помогает, когда в плепорцию feel
Картина дня