Новости о возможной модернизации самолетов Су-34

Новейший фронтовой бомбардировщик Су-34 был принят на вооружение несколько лет назад, и к настоящему времени Воздушно-космические силы получили около сотни таких самолетов. В существующем виде бомбардировщик имеет высокие характеристики и боевые возможности. Тем не менее, уже сейчас ведутся работы, целью которых является модернизация существующей техники и повышение ее характеристик. По последним данным, после обновления ряда систем и расширения списка совместимого оборудования самолеты Су-34 смогут более эффективно решать поставленные задачи, а также получат новые возможности.

Ряд интересных сведений о дальнейшем развитии новейшего отечественного бомбардировщика был опубликован телерадиокомпанией «Звезда» 7 декабря. В статье с интригующим названием «Усиление «адских утят»: какие боевые возможности получит обновленный Су-34» со ссылкой на представителей различных организаций оборонной промышленности раскрывались некоторые подробности существующих планов и текущих работ в рамках планируемой модернизации Су-34. Все оглашенные данные позволяют предполагать, что улучшенный бомбардировщик в будущем сможет значительно повысить боевой потенциал войск.



Серийный Су-34. Фото Vitalykuzmin.net


По данным «Звезды», руководство российской обороной промышленности недавно огласило планы по дальнейшему развитию бомбардировщика Су-34. Согласно известным сведениям, модернизация будет заключаться, в первую очередь в замене некоторых бортовых систем и расширении номенклатуры совместимых изделий рядом новых устройств. Подобные улучшения самолета, прежде всего, должны будут повысить эффективность применения авиационных средств поражения существующих и перспективных типов.

«Звезда» напоминает, что первые сведения о создании подвесных контейнеров со специальным оборудованием, предназначенных для использования бомбардировщиками Су-34, появились еще летом этого года. Разработка таких систем ведется Концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Также ранее сообщалось о работах по новой радиолокационной станции с повышенными характеристиками. Опытно-конструкторские работы по этим темам планировалось завершить до конца 2016 года. Отмечалось, что быстрому проведению требуемых работ способствует открытая архитектура комплекса бортового оборудования, использованного на Су-34. Благодаря этому замена существующих изделий должна быть относительно легкой.

Одним из вариантов новой специальной аппаратуры для бомбардировщика может стать подвесной контейнер с системой радиоэлектронной борьбы. В состав бортового оборудования Су-34 входят средства этого класса, однако теперь их предлагается дополнять новым комплексом, размещенным на внешней подвеске. Контейнер с аппаратурой РЭБ будет занимать всего одну точку внешней подвески из 12 имеющихся, но при этом даст самолету или ударной авиационной группе определенные преимущества.

Ранее упоминалось, что целью нового проекта подвесного контейнера РЭБ является создание универсальной системы, способной «работать» по разным объектам противника. Планируется добиться возможности обнаружения и подавления любых радиочастот, используемых наземными или авиационными радиоэлектронными средствами противника. При успешном решении такой задачи фронтовой бомбардировщик сможет помешать определению собственного местоположения, а также затруднить или вовсе исключить все попытки атаки при помощи зенитных систем. Одновременно с этим Су-34 с подвесным контейнером РЭБ сохранит свои ударные возможности.

Получая возможность использования подвесного контейнера, модернизированный Су-34 сохранит встроенные системы радиоэлектронной борьбы. Все серийные самолеты этого типа несут комплекс «Хибины», способный защитить их от различных угроз. По информации «Звезды», средства радиотехнической разведки из состава комплекса РЭБ «Хибины» позволяют бомбардировщику не только производить обнаружение сигнала РЛС противника, но и ретранслировать его обратно в искаженном виде, не используя традиционное «глушение» выявленной частоты. Подобная методика, как и постановка помех, позволяет помешать обнаружению самолета.

Также телерадиокомпания «Звезда» сообщает, что комплекс «Хибины» в составе бортового оборудования самолетов Су-34 уже успел показать свой потенциал. В ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года бомбардировщики с такой аппаратурой обеспечивали подавление радиолокационных станций противника. Кроме того, один из самолетов в ходе такой боевой работы выполнил уничтожение вражеской РЛС с применением противорадиолокационной управляемой ракеты. Все это демонстрирует реальные возможности бомбардировщиков: даже в базовой модификации они могут бороться с противником как при помощи оружия, так и с использованием бортовых радиоэлектронных систем.

В статье «Усиление «адских утят»: какие боевые возможности получит обновленный Су-34» также упоминается возможность модернизации существующих бортовых систем, являющихся одними из главных средств достижения высоких боевых качеств. В ходе будущей модернизации обновлению может подвергнуться прицельный комплекс самолета. В частности, высказывается предположения о возможном улучшении системы «Платан». Оптический прицельный комплекс «Платан» используется самолетом Су-34 при применении различного управляемого вооружения, прежде всего использующего лазерное наведение. Дальномер-целеуказатель «Платана» осуществляет подсветку цели, позволяя ракете или бомбе навестись на нее.

Какой именно будет модернизация прицельных систем – не уточняется. Очевидно, в рамках этого проекта будет осуществляться повышение основных характеристик с точки зрения наблюдения и обнаружения целей, а также наведения управляемого оружия. В основе системы «Платан» лежат оптико-электронные приборы, которые могут быть усовершенствованы или заменены более новыми изделиями с улучшенными возможностями. Также в ходе будущей модернизации самолета обновлению могут подвергнуться и другие элементы существующего прицельно-навигационного комплекса.


Взлет бомбардировщика с подвесным контейнером "Сыч". Фото Alexei Karpukev / Russianplanes.net


В настоящее время в номенклатуру вооружения фронтовых бомбардировщиков Су-34 входят управляемые и неуправляемые авиационные средства поражения. В зависимости от типа цели и поставленной боевой задачи, самолет может перевозить до 10-12 т вооружения. На 12 узлах внешней подвески под крылом и фюзеляжем предлагается устанавливать бомбы и ракеты, не оснащенные системами наведения, а также управляемые вооружения. По имеющимся данным, Су-34 может использовать все существующие отечественные управляемые ракеты и бомбы.

Очевидно, что в будущем номенклатура вооружений Су-34 пополнится новыми образцами. Сейчас силами нескольких предприятий оборонной промышленности ведется разработка целого ряда перспективных проектов, по результатам которых российская ударная авиация получит новое оружие. Некоторые перспективные образцы, такие как ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2 уже были представлены широкой публике.

Следует отметить, что, согласно ранее опубликованным данным, в обозримом будущем Су-34 сможет нести подвесные контейнеры нескольких типов, отличающиеся своим предназначением. Помимо контейнера РЭБ сейчас разрабатываются и испытываются схожие устройства с иным составом оборудования. Так, в рамках программы под условным обозначением «Сыч» ведется создание сразу трех новых контейнеров. Проект УКР-РТ подразумевает создание контейнера с комплексом радиотехнической разведки, изделие УКР-РЛ будет нести дополнительную радиолокационную станцию бокового обзора, а в обтекаемом корпусе контейнера УКР-ОЭ будет находиться оптико-электронное оборудование.

Известно, что работы по проекту «Сыч» идут, как минимум, с начала текущего десятилетия. В 2015 году стало известно о существовании опытного образца одного из подвесных контейнеров, к тому времени выведенного на летные испытания вместе с самолетом-носителем. В августе этого года отечественные средства массовой информации со ссылкой на неназванных представителей оборонной промышленности писали о текущем положении дел в программе «Сыч». Тогда утверждалось, что опытный образец контейнера уже выведен на испытания. В обозримом будущем планировалось завершить все требуемые работы, после чего можно было решать вопрос о принятии нового изделия на вооружение.

В базовой конфигурации самолет Су-34 оснащается развитым комплексом средств разведки и обнаружения, при помощи которых может находить те или иные воздушные, наземные или надводные цели. Бортовые радиолокационные и оптико-электронные системы в некоторых ситуациях предлагается дополнять перспективной аппаратурой в контейнерном исполнении. Предполагается, что изделия УКР-РТ, УКР-РЛ и УКР-ОЭ позволят значительно повысить возможности бомбардировщика-носителя в деле ведения разведки и обнаружения различных целей. Тем не менее, за повышение разведывательного и боевого потенциала самолету придется заплатить некоторым сокращением боевой нагрузки: крупный подвесной контейнер предлагается помещать на центральный пилон фюзеляжа, что может мешать использованию второй подфюзеляжной подвески.

К сожалению, на данный момент было опубликовано не слишком много сведений о будущей модернизации новейших бомбардировщиков Су-34. Известно только о некоторых проектах, целью которых является повышение различных характеристик существующей техники. Кроме того, сообщается о принятии решений о начале некоторых новых проектов. В то же время, сроки начала и завершения разработки полноценного проекта пока остаются неизвестными. То же касается и примерного времени начала строительства улучшенных самолетов или модернизации машин из строевых частей. Тем не менее, имеющиеся данные позволяют предполагать, что отечественная оборонная промышленность и без полной модернизации самолетов может предложить массу идей, касающихся улучшения их возможностей. Имеющаяся техника для повышения ее характеристик в будущем сможет дополняться вспомогательным оборудованием и использовать новейшее вооружение.


По материалам сайтов:
http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201612070801-m2y6.htm
https://rg.ru/
http://izvestia.ru/
https://russian.rt.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти