Перл-Харбор номер два

Перл-Харбор номер два


Моя вчерашняя френдлента была буквально забита постами о нападении японцев на Перл-Харбор. Но я редко пишу о том же, о чем - все остальные, меня больше интересуют факты, о которых мало кто знает. Поэтому вчера я не стал уделять внимания общеизвестному событию. Зато сейчас стоит остановиться на другом эпизоде, напрямую связанном с Перл-Харбором, но "раскрученном" гораздо меньше. Тем более, что его 75-летие приходится, как раз, на сегодня.

Итак, 8 декабря 1941 года, на следующий день после атаки на Перл-Харбор, японцы нанесли второй мощный удар по американцам. В этот раз их целями стали филиппинские авиабазы Кларк и Иба, где базировались основные силы американской армейской авиации Дальневосточного региона (Far East Air Forces - FEAF). Хотя, на авиабазах уже прекрасно знали о катастрофе в Перл-Харборе и получили категорический приказ из Вашингтона не допустить ее повторения, японцам удалось в ходе всего одного налета нанести тяжелое поражение FEAF и уничтожить половину ее боевого состава.

К началу войны на филиппинских аэродромах находилось 220 американских боевых самолетов, не считая морской авиации, в том числе 35 тяжелых бомбардировщиков Боинг В-17 "Флаинг Фортресс", 107 истребителей Кертисс Р-40 "Уорхок" (из них 94 исправных), 26 истребителей Северский Р-35, 18 бомбардировщиков Дуглас В-18 "Боло", 12 устаревших истребителей Боинг Р-26 "Пишутер", 11 разведчиков Кертисс О-52 "Оул", восемь легких штурмовиков Норт-Америкен А-27 "Тексан" и три относительно старых бомбардировщика Мартин В-10. Кроме того, там было еще 12 "пишутеров" филиппинских ВВС.

Начиная с 8.30 утра 8 декабря с Кларка, Ибы и небольшого истребительного аэродрома Николс вылетели на патрулирование несколько десятков "Уорхоков". Но, проведя в воздухе почти два часа, летчики врагов не обнаружили. Тревожных сообщений с радаров тоже не поступало. Между 10.30 и 10.45 истребители приземлились, выработав горючее. Техники без особой спешки стали готовить их к новому вылету, а пилоты расселись в джипы и поехали в столовую на завтрак. В 11.00 на Кларк, где базировались 17 "летающих крепостей" и почти все остальные бомбардировщики, поступил приказ нанести во второй половине дня удар возмездия по японскому острову Формоза. Самолеты начали заправлять горючим и подвешивать бомбы.

В это время со стороны Формозы к Филиппинам уже приближалась японская воздушная армада из 80 бомбардировщиков G4M, 26 бомбардировщиков G3M и 85 истребителей "Зеро". В 11.30 ее засек радар авиабазы Иба, однако, операторы неверно определили курс вражеских самолетов, доложив, что они направляются к столице Филиппин Маниле или к военно-морской базе Кавите. Еще один радар вскоре также обнаружил неприятеля, но его персонал решил, что японцы движутся к полуострову Батаан, где находились базы, склады и береговые укрепления американской армии.

Получив эти противоречивые сообщения, на аэродромах решили прикрыть истребителями все три предполагаемых объекта атаки, но при этом для прикрытия самих аэродромов боеготовых перехватчиков уже не оставалось. Около полудня с Кларка, Ибы и Николса вновь стартовали три скуадрона "Уорхоков" и полетели к Маниле и Батаану. Однако японцев там не оказалось. А в 12.27 наземные наблюдательные посты визуально обнаружили, что две большие группы самолетов приближаются к Кларку. На авиабазе завыли сирены, летчики и техники бросились к самолетам, а зенитчики - к орудиям, но было уже поздно. В 12.30 на ангары и летное поле посыпались бомбы.

В первой волне шли G3M, которые бомбили с большой высоты - порядка 6000 метров. На этой высоте их не доставали аэродромные зенитки. Вслед за ними также с большой высоты отбомбились 27 G4М. В общем счете на аэродром упало 636 60-килограммовых осколочно-фугасных бомб. При таком количестве сброшенных боеприпасов точность бомбометания особой роли не играла, вся авиабаза была накрыта сплошным "ковром".

А едва рассеялся дым от взрывов, Кларк с бреющего полета атаковали 34 "Зеро". Японские летчики расстреливали из пушек и пулеметов зенитные расчеты и добивали самолеты, которые не были уничтожены бомбами. Пилоты уцелевших "Уорхоков" отважно пытались взлететь под огнем. Объезжая воронки, они выруливали на взлетные полосы, но только четырем истребителям удалось оторваться от земли и всех их японцы "срезали" при наборе высоты.

Через семь минут после начала бомбардировки Кларка та же история повторилась на Ибе. Этот аэродром атаковали 53 G4M, сбросившие 486 60-килограммовых и 26 250-килограммовых бомб, а затем "проутюжили" 51 "Зеро". Правда, там 12 "Уорхоков" успели взлететь и вступить в бой, но силы были слишком неравные. Американцы потеряли еще четыре истребителя, остальные спаслись бегством. Полностью разгромив аэродром, японцы оставшимися боеприпасами уничтожили расположенный неподалеку радар и улетели праздновать победу.

Тем временем самолеты, бесполезно кружившие над Манилой и Батааном, получили по радио приказ срочно лететь на выручку попавшим под удар авиабазам. Летчики на полном газу устремились к Ибе и Кларку, видя как впереди поднимаются в небо многочисленные столбы черного и серого дыма. Но они опоздали, к моменту их прилета японцев поблизости уже не было.

В результате авиаударов было уничтожено более сотни американских самолетов, в том числе 12 "Флаинг Фортрессов", 44 "Уорхока" (из них 36 - на земле) и примерно 50 машин иных типов, включая почти все Р-35. Еще пять "Крепостей" получили повреждения. Три из них так и не были восстановлены, а две кое-как удалось подлатать. Их решили эвакуировать в Австралию, но при перелете обе машины разбились. Людские потери, согласно одним американским источникам, составляли 80, а по другим - "примерно 90" убитых и 150 раненых. Американцы утверждали, что при отражении налета им удалось сбить семь японских самолетов, но японцы это отрицают.

Таким образом, японские воздушные рейды 8 декабря 1941 года это еще один крепкий гвоздь в гроб теории Марка Солонина о якобы невозможности нанесения противнику тяжелых потерь в самолетах при налетах на его аэродромы.
А на заставке - рисунок современного американского художника, изображающий авиабазу Кларк незадолго до ее разгрома японцами.

Перл-Харбор номер два


"Уорхоки" на авиабазе Кларк.

Перл-Харбор номер два


В-17 и А-27 на том же аэродроме. "Летающие крепости", размещенные на Филиппинах, к началу войны еще не успели окрасить в защитный цыет.

Перл-Харбор номер два


Истребители Р-35 и Р-40 ВВС США с аэродромов Иба и Кларк. Внизу - один из устаревших истребителей Р-26, переданнных американцами филиппинцам.

Перл-Харбор номер два


Японские бомбардировщики G4M и G3M, участвовавшие в налетах на Филиппины в декабре 1941 года.

Перл-Харбор номер два


Истребители Р-35 уничтоженные на Ибе.

Перл-Харбор номер два


Аэродром Иба с поврежденными и брошенными при отступлении американскими самолетами. Выглядит очень похоже на советские аэродромы с брошенной авиатехникой, которые очень любили снимать немцы летом 1941 года.

Перл-Харбор номер два


Уничтоженный на Кларке "Уорхок".

Перл-Харбор номер два


Останки разбомбленного там же бомбардировщика В-18 на фоне поврежденного ангара и брошенного автозаправщика.

Перл-Харбор номер два


Японцы позируют у захваченного на аэродроме Иба Р-35.

Перл-Харбор номер два


Еще один японец возле сбитого "Уорхока".

Перл-Харбор номер два


Снимок накрытого бомбами аэродрома Кларк, сделанный из кабины японского бомбардировщика.

Перл-Харбор номер два


Рисунок по памяти японского летчика, участвовавшего в бомбардировке Кларка.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/569569.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Скептик-Самоучка 11 декабря 2016 15:11
    "Моя вчерашняя френдлента была буквально забита постами о нападении японцев на Перл-Харбор" (с)
    Это кто же у вас в друзьях? Хорошо бы, если только историки второй мировой войны....
  2. Falcon5555 11 декабря 2016 15:49
    Итак, 8 декабря 1941 года, на следующий день после атаки на Перл-Харбор, японцы нанесли второй мощный удар по американцам.

    Японцы нанесли удар по Филиппинам в тот же день, что и по Перл-Харбору. Об этом всем известно. Просто между ними проходит линия перемены дат.
  3. рюрикович 11 декабря 2016 16:14
    Гм what
    Насколько мне известно, обозначение "Пёрл-Харбор №2" получило побоище у о.Саво в ночь на 9 августа 1942 года, когда японские снаряды и торпеды тяжелых крейсеров отправили на дно три американских и один австралийский тяжелых крейсера,жертвами которых стали более 1000 моряков...Но уж никак не уничтожение одного аэродрома, пусть и с сотней погибших человек request
  4. Улан 11 декабря 2016 16:20
    Интересная информация. Признаюсь, что узнал об этом впервые.
  5. parusnik 11 декабря 2016 17:03
    Хотелось бы добавить,что американцы имели полных пять часов с мо­мента получения сообщения о воздушном налете на Перл-Харбор, до того момента как японцы начали поднимать свои бомбардировщики в рейд на Филиппины. В 03:30 утра команду­ющий американскими войсками на Филиппинах генерал Мак Артур получил сообщение о нападении японцев из штаба флота. Войска были подняты по тревоге, однако, вместо планировавше­гося превентивного удара тяжелых бомбардировщиков по авиа­базе и гавани Такао , с целью выяснения обстановки, ко­мандование приняло решение выслать три В-17 для проведения разведки аэродромов на Формозе.
  6. bionik 11 декабря 2016 18:15
    Вид на сухие доки базы Перл-Харбор 10 декабря 1941 года с самолета.

    Виден линкор «Пенсильвания» (Pennsylvania), эсминцы «Даунс» (Downes) и «Кэссин» (Cassin), крейсер «Хелена», получившая торпеду (в момент атаки этот док был пустым) и затонувший от взрыва носового погреба эсминец «Шоу» (Shaw).Вид на Перл-Харбор и остров Форд с самолета 10 декабря 1941 года. На воде видны следы топлива, вытекшего из поврежденных во время атаки японцев кораблей.
    1. bionik 11 декабря 2016 18:18
      Снимок с самолета причалов на южной стороне острова Форд в Перл-Харборе 10 декабря 1941 года. В левом верхнем углу снимка затонувший линкор «Калифорния» (USS California, BB-44). Ниже — перевернувшийся линкор «Оклахома» (USS Oklahoma, BB-37), рядом с ним — линкор «Мэриленд» (USS Maryland, BB-46), получивший легкие повреждения. Далее линкор «Вест Виржиния» (USS West Virginia, BB-48), получивший попадания 9 торпед и 2 авиабомб, после чего лег на грунт на ровном киле, рядом — линкор «Теннесси» (USS Tennessee, BB-43), получивший незначительные повреждения. Ниже потопленный линкор Аризона (USS Arizona, BB-39). На поверхности моря видны следы мазута, вытекающего из поврежденных кораблей.
  7. Альф 11 декабря 2016 21:19
    Название Уорхок получил Р-40 модификации N.
    Р-40 модификаций В, С именовался Томахок.
    1. heruv1me 13 декабря 2016 09:58
      модификация N всё ещё называлась ""Киттихаук", а вот следующая модификация Q это уже "Уорхок", первый полет 1944 год. В статье речь о томагавках, позор автору пишущему об авиации и путающему название самолетов.
      1. Альф 13 декабря 2016 18:59
        Цитата: heruv1me
        модификация N всё ещё называлась ""Киттихаук", а вот следующая модификация Q это уже "Уорхок", первый полет 1944 год.

        Не согласен. P-40Q было выпущено всего 2 экземпляра. Первым Уорхоком был все-таки N.
        1. heruv1me 14 декабря 2016 08:20
          В английской вики написано: P-40 Warhawk was the name the United States Army Air Corps and after June 1941, USAAF-adopted name for all models, making it the official name in the U.S. for all P-40s. The British Commonwealth and Soviet air forces used the name Tomahawk for models equivalent to the P-40B and P-40C, and the name Kittyhawk for models equivalent to the P-40D and all later variants.
          Что если перевести по смыслу, то получается что в армии США все P-40 начиная с июня 41 стали называться "Warhawk", а вот поставляемые в Англию и СССР продолжали называться привычными нам "Tomahawk" и "Kittyhawk", так что приношу свои извинения автору статьи (странные эти американцы).
          1. Альф 14 декабря 2016 18:05
            Цитата: heruv1me
            В английской вики написано:

            В английском языке вообще черт ногу сломит.
            Пример. Class Ticonderoga. Очень часто неграмотные переводчики перетолмачивают данное выражение как "корабль класса Тикондерога", что является грубейшей ошибкой, так как не существует кораблей класса Тикондерога, существует класс крейсеров и правильнее говорить "тип Тикондерога".
  8. iouris 11 декабря 2016 23:20
    Пёрл-Харбор №2 не вошёл в историю. Достаточно №1. У японцев не было никаких шансов выиграть войну. Главная задача японцев, которую они решили для США, - создать предлог для вступления США в войну, которую сами США и подготовили, "на правильной стороне истории". Германия такого повода в 1941 году дать уже не могла.
    1. stas 1 февраля 2017 19:37
      Ты не прав, это СССР был заинтересован что бы США вступило в войну против Японии.
    2. Велобосс 7 июля 2017 11:37
      Причем австралийская разведка предупреждала о нападении (Перл-Харбор №1).
  9. Семенов 12 декабря 2016 10:14
    США вынудили японцев атаковать, чтобы законно вступить в войну. Об этом говорит их разгильдяйство и отсутствие в базах во время налета новейших кораблей и авианосцев.
  10. 0255 12 декабря 2016 12:44
    Наконец-то вышла интересная статья, в духе ВО 2013 года good Жаль просмотров и комментариев мало, 3 года назад больше народу читало подобные статьи.
  11. Антон Болдаков 12 декабря 2016 14:58
    Интересная статья. Надо будет изучить и этот отрезок Тихоокеанского Конфликта.
  12. Molot1979 7 июля 2017 11:34
    Даже тут нашлись храбрые летчики, попытавшиеся взлететь и дать отпор. Хотя наверняка отлично понимали, что шансов почти никаких.
Картина дня