Система ПВО Северной Америки (часть 2)



Рассказывая о системе ПВО США и Канады, нельзя не упомянуть о совершенно уникальном по исполнению и даже сейчас внушающем уважение своими характеристиками зенитном комплексе. Комплекс CIM-10 Bomark появился благодаря тому, что представители ВВС и Армии имели разные взгляды на принципы построения противовоздушной обороны континентальной части США. Представители сухопутных войск отстаивали концепцию объектовой ПВО, основанную на дальнобойных ЗРК «Найк-Геркулес». Эта концепция предполагала, что каждый защищаемый объект: крупные города, военные базы, промышленные центры - должны прикрываться своими батареями зенитных ракет, увязанными в централизованную систему управления и оповещения.

Представители ВВС, напротив, считали, что объектовая ПВО в современных условиях не обеспечивает надёжной защиты, и предлагали беспилотный дистанционно управляемый перехватчик, способный осуществлять «территориальную оборону» — недопущение бомбардировщиков противника даже близко к обороняемым объектам. Принимая во внимание значительные размеры США, такая задача воспринималась как крайне важная. Экономическая оценка проекта предложенного ВВС показала, что он целесообразней, и выйдет примерно в 2,5 раз дешевле при том же уровне защиты. В варианте, предлагаемом ВВС, требовалось меньше персонала, и прикрывалась большая территория. Тем не менее Конгресс, желая получить максимально мощную ПВО, несмотря на огромные расходы, одобрил оба варианта.


Уникальность ЗРК «Бомарк» заключалась в том, что с самого начала он опирался на систему наведения перехватчиков SAGE. Комплекс должен был быть интегрирован с существующими РЛС раннего обнаружения и системой полуавтоматической координации действий перехватчиков путём программирования их автопилотов по радио находящимися на земле компьютерами. Таким образом, ВВС требовалось создать самолёт-снаряд, интегрированный в уже существующую систему наведения. Предполагалось, что беспилотный перехватчик сразу же после старта и набора высоты включит автопилот и пойдет в район цели, автоматически координируя курс по системе управления SAGE. Самонаведение должно было осуществляться при приближении к цели.

Система ПВО Северной Америки (часть 2)

Схема применения беспилотного перехватчика CIM-10 Bomark


На начальном этапе проектирования рассматривался вариант, при котором беспилотный аппарат должен применять против вражеских самолётов ракеты «воздух-воздух», после чего совершать мягкую посадку с помощью парашютной спасательной системы. Однако из-за чрезмерной сложности и дороговизны от такого варианта отказались. После анализа всех возможностей решили создавать одноразовый перехватчик с мощной осколочной или ядерной боевой частью. По расчётам, ядерного взрыва мощностью около 10 кт было достаточно для уничтожения самолёта или крылатой ракеты при промахе самолёта-снаряда в 1000 м. В дальнейшем для увеличения вероятности поражения цели применялись ядерные боеголовки мощностью 0,1 — 0,5 Мт.

Запуск осуществлялся вертикально, при помощи стартового ускорителя, разгонявшего перехватчик до скорости 2М, при которой мог эффективно работать ПВРД. После чего на высоте около 10 км задействовались два собственных прямоточных воздушно-реактивных двигателя Marquardt RJ43-MA-3, работавших на низкооктановом бензине. Взлетев вертикально как ракета, самолёт-снаряд набирал крейсерскую высоту полета, затем разворачивался в сторону цели и переходил в горизонтальный полёт. К этому времени РЛС сопровождения системы при помощи бортового автоответчика брала перехватчик на автосопровождение. Система ПВО SAGE проводила обработку данных локаторов и по кабелям, проложенным под землей, и радиорелейным линиям передавала их на ретрансляционные станции, вблизи которых пролетал в этот момент самолёт-снаряд. В зависимости от маневров обстреливаемой цели траектория полета перехватчика на этом участке корректировалась. Автопилот получал данные об изменениях курса противника и координировал свой курс в соответствии с этим. При приближении к цели по команде с земли включалась головка самонаведения.


Испытательный пуск CIM-10 Bomark


Лётные испытания начались в 1952 году. Комплекс поступил на вооружение в 1957 году. Серийно «Бомарки» строились на предприятиях компании «Боинг» с 1957 по 1961 год. Всего изготовлено 269 самолётов-снарядов модификации «А» и 301 модификации «В». Большинство развёрнутых перехватчиков оснащались ядерными боевыми частями. Перехватчики вертикально запускались из блочных железобетонных укрытий, расположенных на хорошо защищенных базах, каждая из которых была оснащена большим количеством стартовых установок.



В 1955 году был принят план развёртывания системы «Бомарк». Предусматривалось развёртывание 52 баз со 160 пусковыми установками на каждой. Это должно было полностью защитить континентальную часть США от любого воздушного нападения. Помимо США велось строительство баз перехватчиков на территории Канады. Это объяснилось желанием американских военных как можно дальше отодвинуть рубеж перехвата от своих границ.


Схема размещения CIM-10 Bomark в США и Канаде


Первая эскадрилья «Бомарк» была развёрнута в Канаде 31 декабря 1963 года. Самолёты-снаряды с ЯБЧ формально числились в арсенале канадских ВВС, хотя при этом считались собственностью США и несли боевое дежурство под контролем американских офицеров. Всего было развёрнуто 8 баз «Бомарк» в США и 2 в Канаде. На каждой базе имелось от 28 до 56 перехватчиков.

Размещение американского ядерного оружия в Канаде вызвало массовые протесты местного населения, что в 1963 году привело к отставке правительства премьер-министра Джона Дифенбейкера. Канадцы не горели желанием любоваться «ядерным фейерверками» над своими городами ради безопасности США.

В 1961 году на вооружение был принят усовершенствованный вариант CIM-10В с улучшенной системой наведения и совершенной аэродинамикой. РЛС AN/DPN-53, работавшая в непрерывном режиме, была способна захватить цель типа «истребитель» на дистанции 20 км. Новые двигатели RJ43-MA-11 позволили увеличить дальность полёта до 800 км при скорости почти 3,2 М. Все беспилотные перехватчики данной модификации снаряжались только ЯБЧ. Усовершенствованный вариант комплекса «Бомарк» существенно повысил возможности по перехвату целей, однако век его оказался недолог. Во второй половине 60-х основную угрозу для США представляли не относительно малочисленные советские дальние бомбардировщики, а МБР, которых с каждым годом в СССР становилось всё больше.

Против баллистических ракет комплекс «Бомарк» был абсолютно бесполезен. Кроме того, его работоспособность напрямую зависела от глобальной системы наведения перехватчиков SAGE, состоящей из единой сети радаров, линий связи и вычислительных машин. С полной уверенностью можно утверждать, что в случае развязывания полномасштабной ядерной войны первыми в дело вступили бы именно МБР, и вся глобальная сеть оповещения ПВО США прекратила бы своё существование. Даже частичная потеря работоспособности одного звена системы, включающей в себя: РЛС наведения, вычислительные центры, коммуникационные линии и станции передачи команд, — неминуемо приводила к невозможности вывода самолётов-снарядов в район цели.

Дальнобойные зенитные комплексы первого поколения не могли бороться с маловысотными целями. Мощные обзорные радиолокаторы не всегда были способны обнаружить самолёты и крылатые ракеты, укрывающиеся за складками местности. Поэтому с целью прорыва ПВО не только самолёты тактической авиации, но и тяжелые бомбардировщики начали отрабатывать маловысотные броски. Для борьбы со средствами воздушного нападения на малых высотах в 1960 году на вооружение армии США был принят ЗРК MIM-23 Hawk. В отличие от семейства «Найк» новый комплекс сразу разрабатывался в мобильном варианте.

В первой модификации ЗРК «Хок» использовалась твердотопливная ракета с полуактивной головкой самонаведения, с возможностью обстрела воздушных целей на дальности 2-25 км и высотах 50-11000 м. Вероятность поражения цели одной ракетой при отсутствии помех составляла 50-55%. После обнаружения цели и определения ее параметров пусковая установка разворачивалась в направлении цели и цель бралась на сопровождение радиолокатором подсвета. ГСН ракеты могла захватывать цель как до запуска, так и в полете.


ЗРК MIM-23 Hawk


В состав зенитной батареи, состоящей из трёх огневых взводов, входили: 9 буксируемых пусковых установок с 3 ЗУР на каждой, обзорная РЛС, три стации подсвета цели, центральный пункт управления батареей, переносная консоль удалённого управления огневой секцией, командный пункт взвода, а также транспортно-заряжающие машины и дизель-генераторные энергоустановки.


Станция подсвета воздушных целей AN/MPQ-46


Вскоре после принятия на вооружение в состав комплекса дополнительно была введена РЛС AN/MPQ-55, специально разработанная для обнаружения маловысотных целей. Радиолокаторы AN/MPQ-50 и AN/MPQ-55 оснащались системами синхронизации вращения антенн. Благодаря этому удалось ликвидировать непросматриваемые зоны вокруг позиции ЗРК.


Обзорная РЛС AN/MPQ-48


Для руководства действиями нескольких батарей ЗРК использовалась мобильная трёхкоординатная РЛС AN/TPS-43. Её поставки в войска начались в 1968 году. Транспортировка элементов станции осуществлялась двумя грузовиками М35. В благоприятных условиях станция могла обнаруживать высотные цели на дальности более 400 км.


РЛС AN/TPS-43


Предполагалось, что ЗРК «Хок» прикроют бреши между дальнобойными ЗРК «Найк-Геркулес» и исключат возможность прорыва бомбардировщиков к охраняемым объектам. Но к моменту достижения маловысотным комплексом требуемого уровня боеготовности стало ясно, что основную угрозу для объектов на территории США представляют не бомбардировщики, а межконтинентальные баллистические ракеты. Тем не менее, несколько батарей «Хок» было развёрнуто на побережье, так как американская разведка получила информацию о вводе в состав ВМФ СССР подводных лодок с крылатыми ракетами. В 60-е годы вероятность нанесения ими ядерных ударов по прибрежным районам США была высокой. В основном же «Хоки» разворачивались на передовых американских базах в Западной Европе и в Азии, в тех районах, куда могли долететь советские фронтовые бомбардировщики. С целью повышения мобильности часть модернизированных маловысотных ЗРК была переведена на самоходные шасси.



Практически сразу после создания ЗРК «Хок» велись исследования по повышению его надёжности и боевых характеристик. Уже в 1964 году стартовали работы по проекту Improved Hawk или I- Hawk («Улучшенный Хок»). После принятия на вооружение модификации MIM-23B с новой ракетой и цифровой системой обработки радиолокационной информации, дальность поражения воздушных целей увеличилась до 40 км, высотный диапазон обстреливаемых целей составил 0,03-18 км. Первые Improved Hawk поступили в войска в начале 70-х. При этом большая часть американских ЗРК MIM-23А доведена до уровня MIM-23B. В дальнейшем комплексы «Хок» неоднократно модернизировались с целью повышения надёжности, помехозащищённости и увеличения вероятности поражения целей. В американских вооруженных силах «Хоки» намного пережили дальнобойные «Найк-Геркулес». Последние ЗРК MIM-14 Nike-Hercules списали в конце 80-х. а использование зенитных комплексов MIM-23 Improved Hawk продолжалось до 2002 года.

В вооруженных силах США борьба с самолётами тактической (фронтовой) авиации противника традиционно в основном возлагалась на истребители. Тем не менее работы по созданию зенитных систем для непосредственного прикрытия от авиаударов собственных передовых подразделений велись. С 1943 года до середины 60-х основу ПВО армейских подразделений от батальона и выше составляли весьма удачные 12,7-мм счетверённые пулемётные установки с электрическими приводами наведения Maxson Mount и 40-мм зенитные автоматы Bofors L60. В послевоенное время на вооружении зенитных подразделений танковых дивизий появились ЗСУ М19 и М42, вооруженные 40-мм спарками.


ЗСУ М42


Для защиты объектов в тылу и мест сосредоточения войск в 1953 году в зенитные батальоны вместо 40-мм буксируемых Bofors L60 начало поступать 75-мм зенитное орудие с радиолокационной наводкой M51 Skysweeper.


75-мм зенитная установка М51


На момент принятия на вооружение установка M51 не имела себе равных по дальности, скорострельности и точности ведения огня. В то же время она была очень дорогой и требовала высокой квалификации расчётов. В конце 50-х зенитные орудия потеснили ЗРК, и служба 75-мм зениток в американской армии оказалась не долгой. Уже в 1959 году все батальоны, вооруженные 75-мм орудиями, расформировали или перевооружили зенитными ракетами. Как это водится, не нужное американской армии оружие передали союзникам.

В 60-80-е годы Армия США неоднократно объявляла конкурсы на создание зенитно-артиллерийских и зенитно-ракетных комплексов, предназначенных для защиты подразделений на марше и поле боя. Однако до стадии серийного производства во второй половине 60-х удалось довести лишь буксируемую 20-мм зенитную установку M167, ЗСУ М163 и ЗРК ближней зоны MIM-72 Chaparral.


ЗСУ М163


В ЗУ М167 и ЗСУ М163 используется одинаковая 20-мм артустановка с электрическим приводом, созданная на базе авиационной пушки М61 Vulcan. В качестве шасси для ЗСУ служит гусеничный бронетранспортёр М113.

В мобильном ЗРК «Чапаррел» применялась ракета MIM-72, созданная на базе авиационной УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder. Четыре зенитные ракеты с ТГС устанавливались на вращающейся пусковой установке, смонтированной на гусеничном шасси. Восемь запасных ЗУР входили в состав запасного боекомплекта.


ЗРК MIM-72 Chaparral


Собственных радиолокационных средств обнаружения ЗРК «Чапаррел» не имел и получал целеуказание по радиосети от РЛС AN/MPQ- 32 или AN/MPQ-49 с дальностью обнаружения цели около 20 км, или от наблюдателей. Наведение комплекса осуществлялось вручную оператором, визуально отслеживающим цель. Дальность пуска в условиях хорошей видимости по цели, летящей с умеренной дозвуковой скоростью, могла достигать 8000 метров, высота поражения 50-3000 метров. Недостатком ЗРК «Чапаррел» являлось то, что он мог в основном обстреливать реактивные самолёты вдогон.

ЗРК «Чапаррел» в Армии США США организационно сводились совместно с ЗСУ «Вулкан». Зенитный дивизион «Чапаррел-Вулкан» состоял из четырех батарей, две батареи с «Чапаррел» (по 12 машин ), а две другие – с ЗСУ М163 (по 12 машин). Буксируемый вариант М167 в основном использовался аэромобильными, воздушно-штурмовыми дивизиями и КМП США. На каждой зенитной батарее имелось до трёх РЛС обнаружения низколетящих воздушных целей. Обычно комплект оборудования РЛС транспортировался в прицепах джипами. Но в случае необходимости всё оборудование станции могли переносить семь военнослужащих. Время развёртывания - 30 мин.

Общее руководство силами ПВО дивизии осуществлялось на основе данных, получаемых с мобильных радиолокаторов AN/TPS-50 с дальностью действия 90— 100 км. В начале 70-х в войска получили усовершенствованный вариант этой станции — AN/TPS-54, на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости. РЛС AN/TPS-54 имела дальность действия 180 км и аппаратуру опознавания «свой-чужой».

Для обеспечения ПВО подразделений батальонного звена в 1968 году на вооружение поступил ПЗРК FIM-43 Redeye. Ракета этого переносного комплекса оснащалась ТГС и, так же как и ЗУР MIM-72, могла обстреливать воздушные цели в основном вдогон. Максимальная дальность поражения ПЗРК «Ред Ай» составляла 4500 метров. Вероятность поражения по опыту реальных боевых действий – 0,1…0,2.

Противовоздушная оборона сухопутных подразделений Армии США всегда строилась по остаточному принципу. Как и в прошлом, в настоящее время она носит декоративный характер. Крайне сомнительно, что ударам современных средств воздушного нападения смогут препятствовать зенитные подразделения, вооруженные ПЗРК FIM-92 Stinger и мобильными ЗРК ближней зоны M1097 Avenger.

ПЗРК «Стингер» принят на вооружение в 1981 году. В настоящее время на ракете FIM-92G используется глубокоохлаждаемая двухдиапазонная помехозащищённая розеточная ГСН, работающая в УФ и ИК диапазонах. Комплекс в боевом положении весит 15,7 кг, стартовая масса ракеты – 10,1 кг. По американским данным, наклонная дальность поражения наиболее современного варианта «Стингера» достигает 5500 метров, и 3800 метров по высоте. В отличие от ПЗРК первого поколения «Стингер» может поражать цели на встречных курсах и вдогон.


ЗРК M1097 Avenger


Ракеты «Стингер» используются в ЗРК M1097 Avenger. Базой для «Эвенджера» служит универсальное армейское шасси HMMWV. На «Хаммере» установлены два ТПК по 4 ракеты FIM-92, оптоэлектронный прицел, поисковый тепловизор, лазерный дальномер, устройство опознавания "свой-чужой", средства связи с блоком засекречивания переговоров и зенитный пулемёт калибра 12,7-мм. В центре платформы размещена кабина оператора с прозрачным защитным экраном, через который ведётся наблюдение и поиск целей. На этот экран проецируется маркер точки прицеливания. Положение маркера соответствует направлению поворота ГСН ракеты, а его вид информирует оператора о захвате цели, выбранной для обстрела. Возможна боевая работа с выносного пульта дистанционного управления и в движении на скорости до 35 км/ч. В дополнение к восьми боеготовым ЗУР, находящимся в ТПК, имеются восемь ракет в боеукладке.



Конечно, размещение восьми боеготовых ракет FIM-92 на шасси повышенной проходимости и наличие оптоэлектронных прицельных систем и средств связи существенно увеличило боевые возможности по сравнению с ПЗРК. Однако дальность и высота поражения целей остались прежними. По современным меркам дальности пуска 5500 метров недостаточно даже для эффективного противодействия современным ударным вертолётам с дальнобойными ПТРК.

Американские вооруженные силы, обладающие самым многочисленным, да и, наверное, самым современным парком истребителей, традиционно полагаются на завоевание превосходства в воздухе. Однако такой подход, работающий при защите своей территории, и при столкновении с многократно более слабым противником в будущем может очень дорого обойтись. В случае столкновения с сильным противником, имеющим современные ВВС, при отсутствии возможности по тем иди иным причинам прикрыть свои войска истребительной авиацией, малочисленность зенитных комплексов в сухопутных подразделениях и малая дальность пуска неизбежно приведут к большим потерям.

Продолжение следует…

По материалам:
https://fas.org/nuke/guide/usa/airdef/searching_the_skies.htm
http://footage.framepool.com/en/shot/587862425-boeing-cim-10-bomarc-anfsq-7-sage-semi-automatic-ground-environment-surface-to-air-missile
Автор: Линник Сергей


Статьи из этой серии:

Система ПВО Северной Америки (часть 1)

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 14 декабря 2016 07:31
    Поэтому с целью прорыва ПВО не только самолёты тактической авиации, но и тяжелые бомбардировщики начали отрабатывать маловысотные броски. Для борьбы со средствами воздушного нападения на малых высотах в 1960 году на вооружение армии США был принят ЗРК MIM-23 Hawk. В отличие от семейства «Найк» новый комплекс сразу разрабатывался в мобильном варианте.

    Про Бомарки совсем шикарно, кое-что у меня было,но такого полного разбора я не ожидал. Спасибо.
    В книге по английским бомбардировщикам серии V, было что одной из причин быстрого списания бомбардировщика Вэлиант был как раз переход на средние и малые высоты. Узлы крыла самолётов не выдерживали возросших нагрузок. Ильин, Бомбардировщики, Том 2. А больше о попытках перевести самолёты стратегической авиации на малые высоты я не читал.
    1. Rus2012 14 декабря 2016 10:57
      Цитата: амурец
      одной из причин быстрого списания бомбардировщика Вэлиант был как раз переход на средние и малые высоты.

      ...было бы интересно для сравнения, если бы кто-то рассказал тактику действий советской ДА против "враждебных берегов" эпохи дежурства "на ямах" с ТЯБ.

      Думаю, много интересного узнали бы...
      Отрывки -
      Вся подготовка, весь учебный процесс в соединениях, оснащенных первыми Ту-95, был направлен на нанесение ядерного удара по территории США и их военных баз, находившихся за пределами радиуса действия Ту-16.

      Бомбардировщики, выделенные для несения боевого дежурства (обычно отряд из нескольких "девяностопятых"), оставались на земле и находились над специальными траншеями или, как говорили в полках, "на яме", ожидая подвески ядерных бомб.
      В случае обострения международной обстановки "на яму" переводилось в каждом полку до эскадрильи.

      Единственный раз с ядерными бомбами на борту самолеты дежурили на авиабазах во время Карибского кризиса, в остальных случаях самолеты и экипажи были в полной готовности без подвешенных бомб.
      Первыми термоядерными бомбами, поступившими на вооружение Ту-95-х, стали трехмегатонные бомбы "изделия 37", имевшие сравнительно небольшой срок хранения. В начале 60-х годов на вооружение начали поступать бомбы с тротиловым эквивалентом двадцатимегатонного класса, очень больших габаритов, отсюда и дежурства "на яме", где располагались эти монстры под грузоотсеком самолета.

      На подвеску на самолет подобного боеприпаса уходило до двух часов. Американские соединения САК на В-52 имели некоторые преимущества перед нами; их В-52 постоянно летали к нашим границам и патрулировали вдоль них с ядерными бомбами на борту, находясь в состоянии готовности пересечь эти границы и обрушить свой груз на цели в СССР. Хотя их двадцатимегатонные бомбы Мк.17 имели большие габариты и массу около 20 тонн, и их подвеска на В-52 была не менее трудоемка, чем наша, американцы, в случае нанесения ими первого удара, имели солидное преимущество, но и риск был больший. Во-первых, в случае аварии или катастрофы разрушенный боеприпас мог представлять серьезную угрозу окружающей среде (американцы имели как минимум две или три подобных катастрофы), во-вторых, времени на отмену удара в случае ложной тревоги оставалось значительно меньше (таких ложных тревог с подъемом самолетов САК из-за несовершенства средств раннего предупреждения у американцев было более чем предостаточно – гуси над Гренландией принимались за армады русских бомбардировщиков – и в результате человечество висело на волоске от самоуничтожения).

      Из-за разницы в подходах на применение стратегических авиационных носителей в начальный момент "конца света", для соединений ДА СССР, в том числе и для соединений на Ту-95-х, стала отработка методов выхода из под удара. Главным средством при этом считалось рассредоточение по оперативным аэродромам, в число которых включались и аэродромы ГВФ. Особую часть оперативных аэродромов составляли так называемые аэродромы арктической группы, с которых полет до США был значительно короче.
      ...
      В начале 60-х годов с целью отработки новых более эффективных методов прорыва ПВО противника на Ту- 95-х проводились одиночные и групповые полеты на небольших высотах. Специально подготовленные экипажи строевых частей выполняли полеты на высотах в несколько сот метров от земли, ниже зоны видимости PЛC того периода.

      http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija
      _i_kosmonavtika_2001_04/p4.php
      1. амурец 14 декабря 2016 11:33
        Цитата: Rus2012
        Думаю, много интересного узнали бы...

        Спасибо за выдержки и ссылку на журнал Авиация и космонавтика. Прочитал с интересом, то что вы дали из имеющихся материалов. Действительно материал очень интересный.
    2. Mister X 14 декабря 2016 11:23
      Спасибо за обзор!
      Смотрю я на фото РЛС AN/MPQ-48 и думаю: почему все оборудование на виду?
      Это ведь не ларек по продаже гамбургеров.

      Но к моменту достижения маловысотным комплексом требуемого уровня боеготовности стало ясно, что основную угрозу для объектов на территории США представляют не бомбардировщики, а межконтинентальные баллистические ракеты.
      Автор: Линник Сергей

      good Наш асимметричный ответ. Короче, поздно пить Боржоми...
      1. BORMAN82 14 декабря 2016 11:40
        Наш асимметричный ответ. Короче, поздно пить Боржоми

        Херасе у Вас асимметричный ответ - хотите сказать что разработка и постановка на боевое дежурство МБР обошлось СССР сущие копейки ?
        1. Bongo 14 декабря 2016 12:06
          Цитата: BORMAN82
          Херасе у Вас асимметричный ответ - хотите сказать что разработка и постановка на боевое дежурство МБР обошлось СССР сущие копейки ?

          У СССР просто не было другого выбора. У советских бомбардировщиков без МБР было очень не много шансов выполнить боевую задачу. Михаил прав в том, что после появления достаточного количества советских МБР американо-канадская многоуровневая система ПВО во многом была обесценена.
          1. avt 14 декабря 2016 14:28
            Цитата: Bongo
            У советских бомбардировщиков без МБР было очень не много шансов выполнить боевую задачу.

            Ну как то -да , был ,,билет в один конец" , даже с ледовыми аэродромами на полюсе ,да и то на них вроде тяжелее Ту-16 вроде не было.
            avt
        2. Rus2012 14 декабря 2016 13:51
          Цитата: BORMAN82
          хотите сказать что разработка и постановка на боевое дежурство МБР обошлось СССР сущие копейки

          ...не дороже, чем строительство равного количества стратегических бомбардировщиков, это во первых. Самолеты ДА более массивные, трудоемкие и стоят дороже!
          Да и наземная структура РВСН первого поколения была простой - 5 стартов Р-7, около 200 наземок Р-16, 300 наземок Р-12, Р-14. Не сложнее аэродромов с ТЭЧ...
          Иметь и то и то (РВСН и сопоставимую ДА) не получалось по ресурсам, как по л/с, так и экономически. Не могла страна выпускать равное количество со штатами бомбардировщиков и ракет.

          Во вторых, развивая МБР, СССР получила возможность наносить не парируемый удар! И превентивный тоже...

          В третьих, СССР не пришлось возводить по всей стане аналогичные янкерским ПВО.
          Во всяком случае, Бомарков (ущербных против МБР) - не было.

          Что было в "минусе" - необходимость сокращения ВВС и ВМФ, ибо для начала не хватало МТО, средств и квалифицированных кадров. В первую очередь - подготовленного техсостава со средним и высшим (наводчиков, расчетчиков, электронщиков, механиков...). В начальный период развертывания РВСН - представлял собой "пестрый балаган" форм одежды, жаргонов и "смешение народов": моряки, наземный персонал ВВС, артиллеристы...
          И соответственно, пришлось переназначить большинство авиапредприятий на выпуск ракет...
      2. Bongo 14 декабря 2016 11:45
        Цитата: Mister X
        Смотрю я на фото РЛС AN/MPQ-48 и думаю: почему все оборудование на виду?
        Это ведь не ларек по продаже гамбургеров.


        Михаил, станция AN/MPQ-48 - это ранний вариант обзорной РЛС предназначенной для использования в составе ЗРК "Хок". А это значит, что именно для данной РЛС важна мобильность на уровне не хуже чем остальные элементы зенитного комплекса. Кроме того непрерывного длительного боевого дежурства (месяцы и годы) эта станция не несла. В данном случае её исполнение связано именно с этими обстоятельствами.
        1. Alex_59 14 декабря 2016 13:17
          Цитата: Bongo
          Кроме того непрерывного длительного боевого дежурства (месяцы и годы) эта станция не несла. В данном случае её исполнение связано именно с этими обстоятельствами.

          У меня первая мысль была иная - теплый климат бОльшей части США. Не нужны закрытые кабины - сухо, тепло, можно и под открытым небом в аппаратуре ковыряться. У меня от такого вида установки сразу зябко становится, и мурашки, брррр.... laughing
    3. Bongo 14 декабря 2016 15:39
      Цитата: амурец
      Про Бомарки совсем шикарно, кое-что у меня было,но такого полного разбора я не ожидал. Спасибо.

      Здесь подробней:
      Американский зенитный ракетный комплекс сверхбольшой дальности CIM-10 «Бомарк»
  2. Alex_59 14 декабря 2016 13:26
    За статью спасибо.
    Не покидает ощущение некоей убогости их ПВО. По сравнению с нашей. Хотя может быть это дело привычки. Но у нас как-то все стройно-логично. С-75 в основе, С-125 в дополнение, С-200 - по одной на полк в качестве длинной руки. А у них все выглядит набором различных комплексов не связанных в систему единым замыслом.

    А про роль и место истребительной авиации в ПВО США будет? Какие части, где расположены, что прикрывают. Я вот с этим пытался разобраться - муть какая-то. То ли у них ВВС национальной гвардии эту задачу решает, то ли чего. Отдельной ИА ПВО у них вроде как нет. Английский - читать в оригинале надо, но терпения нет.
    1. Bongo 14 декабря 2016 14:23
      Цитата: Alex_59
      За статью спасибо.
      drinks
      Цитата: Alex_59
      Не покидает ощущение некоей убогости их ПВО. По сравнению с нашей.

      В середине 60-х континентальную часть США защищала мощнейшая система ПВО. Но после того как основной угрозой были признаны МБР началось обвальное сокращение. Стоит понимать, что США в отличие от СССР не были окружены десятками баз и американцам не угрожали советские фронтовые бомбардировщики. В то время когда значительная часть территории СССР находилась в зоне досягаемости тактической и палубной авиации НАТО и США.
      Цитата: Alex_59
      А про роль и место истребительной авиации в ПВО США будет?

      Будет, но не слишком подробно.

      Цитата: Alex_59
      То ли у них ВВС национальной гвардии эту задачу решает, то ли чего. Отдельной ИА ПВО у них вроде как нет. Английский - читать в оригинале надо, но терпения нет.

      Есть отдельные авиакрылья вооруженные в основном F-15C и F-22А на которые возложены задачи ПВО. Попутно для этого могут привлекаться авиакрылья вооруженные F-16 и F-18, но это не является их приоритетной задачей. Расписывать какое именно авиакрыло с какой авиабазы прикрывает какой район - задача неблагодарная. Это интересно не многим, да и объём публикации ограничен. hi
    2. opus 14 декабря 2016 18:37
      Цитата: Alex_59
      Не покидает ощущение некоей убогости их ПВО.

      Американцы значительно больше времени и ресурсов уделяли развитию системы ПВО передовых группировок своих войск, размещенных в Европе и Азии. Но все же определенные программы реализовывались.
      Цитата: Alex_59
      А у них все выглядит набором различных комплексов не связанных в систему единым замыслом.

      Оборону страны от авиакосмического нападения обеспечивала система НОРАД – Объединенная система ПВО Северной Америки.
      http://www.norad.mil/

      Состав: Канадское авиационное командование, Командование военно-воздушной обороны ВВС США, Командование войсками противовоздушной обороны США и Военно-морские силы
      Royal Canadian Air Force (RCAF)
      4-е крыло Колд-Лейк CF-18 Hornet и 42 эскадрилья РЛ дозора
      5-е крыло Гус-Бей- База является оперативной базой развёртывания НОРАД в восточной Канаде


      United States Air Force
      Личный состав
      Актив 334 196
      Офицеры 66 201
      Срочнослужащие 263 437
      Резерв 218 350
      Резерв ВВС 110 674
      Авиация НГ 107 676
      Гражданских 173 472
      Всего 739 154
      Вооружение и военная техника
      самолёты и вертолёты: бомбард. - 159, истр./штурм. - 1 967, спец. оп. - 112, разв./боев. упр./КУС/БПЛА - 456, заправ. - 511, трансп. - 847, верт. - 192, учебн. - 1 000;
      МБР: 450;
      системы: система контроля спутников ВВС, BMEWS, GEODSS, PAVE PAWS, PARCS;
      спутники: AEHF - 1, DSP - секретно; GPS: Block II/IIA/IIR - 31, DMSP - 2, DSCS III - 8, Milstar - 5, SBIRS - 4, WGS - 3, SBSS - 1
      Army Air Defense Command

      https://topwar.ru/31354-protivovozdushnaya-oboron
      a-ssha.html

      Naval Forces CONAD/NORAD

      У них была полуавтоматическая система управления ПВО США и Канады «Сейдж», которая одновременно управляет не только ЗРК, но и действиями истребителей-перехватчиков.
      ------------------------------------------
      «Есть ли у русских атомная бомба?.." (1948)

      Вопрос, крайне волновавший американцев. В следующем году они получили однозначный ответ wink
Картина дня