Программа LCS: новый доклад GAO и мнения сенаторов

Реализация всех проектов в военной сфере связана с теми или иными проблемами. В некоторых случаях определенные затруднения или недостатки сохраняются в течение длительного времени, что становится поводом для дополнительной критики проекта. Наконец, некоторые проекты по мере развития не могут избавиться от имеющихся недостатков, в результате чего их будущее оказывается предметом споров. Особенно чувствительными такие процессы оказываются в случаях, когда проект успел дойти до серийного производства и эксплуатации изделий или техники нового типа. Подобная ситуация в течение нескольких последних лет наблюдается вокруг американского проекта LCS.

Целью проекта LCS (Littoral Combat Ship – «Боевой корабль прибрежной зоны») было создание двух версий перспективного корабля, пригодного для решения некоторых специальных задач. Проектные работы были завершены достаточно давно, благодаря чему к настоящему времени ВМС США успели получить несколько кораблей двух типов. Тем не менее, ряд проблем двух проектов до сих пор не решен. На протяжении последних лет военное и политическое руководство Соединенных Штатов пытается определить реальные возможности и перспективы кораблей LCS, а также исправить имеющуюся ситуацию. Не так давно начался очередной этап обсуждений проекта на самом высоком уровне.


Корабль USS Freedom (LCS-1). Фото US Navy



Толчком к последним событиям стал выход доклада Счетной палаты США (Government Accountability Office или GAO) под названием «Littoral Combat Ship and Frigate. Congress Faced with Critical Acquisition Decisions» («Корабли LCS и фрегаты. Конгресс сталкивается с критическим вопросом о приобретении»). Аудиторы изучили текущее положение дел с одним из самых интересных современных проектов Соединенных Штатов. Специалисты GAO рассмотрели имеющуюся ситуацию, выявили определенные проблемы, а также выдали некоторые рекомендации.

В предисловии своего доклада Счетная палата напоминает предпосылки к сложившейся ситуации. Ранее военно-морские силы Соединенных Штатов разработали смелую концепцию, подразумевающую создание сразу двух проектов морской техники с широкой сферой применения. Предлагалось использовать модульную архитектуру кораблей с применением пакетов специального оборудования. При помощи этого планировалось упростить строительство и эксплуатацию кораблей различного назначения. Позже выяснилось, что на практике новый подход не позволил добиться сокращения стоимости кораблей, а также не дает требуемой гибкости применения кораблей.

Несмотря на имеющиеся проблемы технического и экономического характера, военно-морские силы все еще нуждаются в новых кораблях. Из-за этого в настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности продолжения работ по теме LCS. Звучат предложения об отказе от этой программе, однако одновременно с этим существует мнение о необходимости изменения проектов с целью ликвидации выявленных недостатков.

Авторы доклада от GAO напоминают, что работы по проекту LCS стартовали еще 15 лет назад. За это время проект достиг определенных успехов, но при этом имели место значительное ухудшение облика кораблей и неоднократные переносы сроков выполнения тех или иных работ. Кроме того, удорожание кораблей привело к сокращению их требуемого количества. Так, изначально планировалось заказать 55 кораблей стоимостью 220 млн долларов каждый. В настоящее время планы по закупке сократились до 40 кораблей по 478 миллионов. Достижение начальной оперативной готовности изначально планировалось на 2007 год, однако на практике это произошло только в 2013-м. Предполагалось, что корабли различного назначения будут максимально унифицированы, однако на практике быстрое переоснащение оказалось невозможным. Максимальная скорость кораблей LCS всех модификаций должна была достигать 50 узлов, дальность плавания – до 1000 морских миль при скорости 40 узлов. Построенные корабли LCS на практике показывают разные характеристики. С некоторого времени высказываются опасения относительно живучести кораблей.

В настоящее время актуальным вопросом в контексте дальнейшего развития проекта LCS является составление планов на ближайшие годы. Так, военно-морские силы желают в 2017 финансовом году заказать два новых корабля в базовой конфигурации. Также планируется получить одобрение Конгресса на заказ следующей партии из дюжины кораблей. Первый корабль этой серии предполагается заказать уже в 2018 финансовом году. В контексте таких планов военного флота высказываются сомнения в целесообразности предлагаемых заказов. Строительство кораблей уже давно вышло за пределы исходной сметы, а кроме того, в проекте не удалось получить требуемые возможности и характеристики.

Значительная часть доклада «Littoral Combat Ship and Frigate. Congress Faced with Critical Acquisition Decisions» посвящена прошедшим событиям в рамках программы LCS. Специалисты GAO вспомнили о ходе проекта, а также о проблемах, которые в итоге привели к нынешней сложной ситуации. Также рассматриваются существующие планы и предложения, а кроме того, оцениваются особенности и последствия их реализации. По результатам рассмотрения предпосылок и самой нынешней ситуации Счетная палата делает определенные выводы и выдает собственные рекомендации.

В итоговой части доклада его авторы отмечают, что программа LCS действительно нужна военно-морским силам. Требуемые корабли, как показывают проект и полученные результаты, могут с определенным успехом использоваться военно-морскими силами. В то же время, серьезнейшей проблемой новых проектов являются затруднения экономического характера, которые уже привели к значительной стоимости всей программы в целом и каждого корабля в частности.

К настоящему времени сформированы два основных вопроса, на которые в ближайшем будущем должен будет ответить Конгресс. Решение этих вопросов позволит продолжать работы по программе, получая определенные результаты. Первый вопрос касается финансирования строительства новых кораблей в 2017 году. Сейчас на верфях, занятых в проекте LCS, на разных стадиях строительства находятся несколько кораблей. Появление дополнительного заказа на еще один корабль может привести к дополнительной загрузке судостроительных предприятий с возможным появлением соответствующих неприятных последствий.

Второй вопрос относится к более отдаленному будущему и оговаривает большее число кораблей. В 2018 году ВМС Соединенных Штатов предполагают начать заказ серии из 12 кораблей LCS в разных версиях. Если это предложение будет одобрено законодателями, в течение нескольких следующих лет будут необходимы ежегодные ассигнования на строительство кораблей. При этом Конгресс сохранит возможность контроля за программой путем изменения ее финансирования. Однако в таком случае могут возникнуть некоторые новые проблемы, прежде всего, смещение сроков завершения работ.

В сложившейся ситуации Конгресс США имеет очень важную роль, поскольку именно ему предстоит принимать окончательное решение о начале тех или иных работ, а также об объеме их финансирования. В ближайшем будущем конгрессмены должны будут вновь изучить сложившуюся ситуацию и вынести свое решение. В зависимости от их решений, существующие предложения будут реализовываться в исходном виде либо претерпят определенные изменения.


Корабль USS Independence (LCS-2). Фото US Navy


Доклад Счетной палаты США был опубликован и теперь доступен всем желающим. За прошедшие несколько дней этот документ успел стать темой массы обсуждений. Кроме того, на днях тема дальнейшего развития проекта Littoral Combat Ship вновь была поднята в Конгрессе. Текущая ситуация с проектом в очередной раз стала поводом для грозных заявлений и требований о ее разъяснении. Площадкой для подобных речей стало особое заседание, прошедшее в Конгрессе в прошлый четверг 8 декабря.

О ходе и результатах заседания пишет американское консервативное издание Washington Examiner. В статье «Pentagon's top tester: Littoral ships 'have a near-zero chance of completing a 30-day mission'» («Главный испытатель Пентагона: корабль LCS не имеет шансов завершить 30-дневное задание») за авторством Джейми Макинтайра, опубликованной 12 декабря, приводятся несколько любопытных цитат ответственных лиц и другая актуальная информация.

В начале статьи о заседании приводятся слова сенатора Джона Маккейна, который раскритиковал весь ход проекта LCS и обозначил основные его ошибки. По его мнению, неудачи программы LCS, как и в случае с другими безуспешными разработками, стали результатом неспособности ответственных лиц определить и оптимизировать требования к проекту, ошибками при финансовом планировании, технической оценке и определении рисков. Ситуацию усугубил тот факт, что военное ведомство начало покупать корабли и специальное оборудование для них до того, как была подтверждена возможность их совместной эксплуатации.

Сенатор Линдси Грэм, так же представляющий республиканскую партию, был более груб в выражениях. Он заявил, что программа LCS полностью провалилась. Чтобы избавиться от существующих проблем, он просто посоветовал кого-нибудь уволить.

Важное заявление сделал глава управления Пентагона по эксплуатационным испытаниям и оценкам Майкл Гилмор. Он заявил, что имеющаяся у ВМС Соединенных Штатов группировка из восьми кораблей типа Littoral Combat Ship не отличаются высокими боевыми возможностями. По данным М. Гилмора, шансы кораблей успешно выполнять боевые задачи в течение 30-дневного периода стремятся к нулю. В ходе такой работы возможны отказы одной или нескольких систем, выводящие корабли из боя.

Автором еще одного смелого и даже пугающего заявления стал представитель Счетной палаты Пол Фрэнсис. Текущую ситуацию он обрисовал следующим образом: уже заказано 26 кораблей, но до сих пор никто не знает, смогут ли они делать свою работу.

Американские законодатели в очередной раз обсудили проблемы программы LCS и, возможно, теперь имеют некоторые соображения, касающиеся дальнейших работ по подобным кораблям и по выходу из сложившейся негативной ситуации. Тем не менее, пока какие-либо сведения на этот счет не оглашались. По-видимому, реальные шаги – если они появятся – будут сделаны только в будущем. Что именно сделают конгрессмены – пока до конца не ясно. В недавнем докладе GAO предлагается начать выход из ситуации путем решения двух вопросов о строительстве новых кораблей, которые могут стать последними представителями своего проекта.

Программа Littoral Combat Ship стартовала в первой половине двухтысячных годов. Целью работ было создание перспективного боевого корабля, способного работать в прибрежной зоне и решать широкий круг разнообразных задач. С целью облегчения «освоения» конкретной специальности было решено создать базовую платформу, на которой следовало монтировать набор соответствующего вооружения и оборудования. В таком случае появлялась возможность замены устаревших кораблей нескольких типов разного назначения. С определенного времени в рамках общей программы разрабатывались сразу два проекта кораблей, имевшие значительные отличия.

В ходе реализации программы LCS компанией Lockheed Martin был разработан проект корабля «традиционной» однокорпусной конструкции длиной 115 м полным водоизмещением 2840 т. Корабль предлагалось оснащать комбинированной силовой установкой с дизельными и газотурбинными двигателями, обеспечивающую максимальную скорость хода 45 узлов. Корабль должен был нести ракетное и артиллерийское вооружение различного назначения. Кроме того, требовалась возможность несения вертолета и перевозки грузов.

Второй вариант проекта был создан компанией General Dynamics. Такой корабль имеет длину 127 м и водоизмещение 2640 т. Характерной чертой этой версии LCS является корпус, построенный по схеме тримарана. Предложено использование комбинированной дизельной и газотурбинной силовой установки с водометными движителями. Вооружение и целевое оборудование выбираются в соответствии с предполагаемой ролью конкретного корабля.

Программа LCS: новый доклад GAO и мнения сенаторов
График строительства новых кораблей LCS, приведенный в докладе GAO


Головной корабль по проекту Lockheed Martin, получивший имя USS Freedom (LCS-1), был заложен в середине 2005 года. Корабль USS Independence (LCS-2), строящийся по альтернативному проекту, заложили в начале 2006 года. Головные корабли двух проектов вошли в состав ВМС США в 2008 и 2010 годах соответственно. Впоследствии строительство кораблей было продолжено. К настоящему времени подписаны контракты на 26 кораблей двух типов. Несколько контрактов уже выполнены.

10 сентября 2016 года заказчику был передан корабль USS Montgomery (LCS-8), ставший четвертым судном, построенным по проекту General Dynamincs. Три других корабля достраиваются у стенки или проходят испытания. Еще два строятся. 22 октября военно-морские силы США получили корабль USS Detroit (LCS-7) – четвертый, построенный по проекту Lockheed Martin. Три других корабля этого проекта спущены на воду и один остается в сборочном цеху. Таким образом, в строю уже имеется восемь кораблей, еще шесть поступят на службу в ближайшем будущем.

Согласно существующим планам, в общей сложности ВМС Соединенных Штатов должны получить четыре десятка кораблей LCS двух типов, отличающихся также составом вооружения и специального оборудования. В ближайшее время Конгресс должен будет решить вопрос о дальнейшей судьбе 14 оставшихся кораблей, которые пока не стали даже предметом контракта. Согласно планам командования флота, два корабля следует заказать в 2017 финансовом году. Тогда же планируется получить разрешение на заказ серии из 12 последних кораблей. Строительство первого из них начнется в 2018-м. Тем не менее, пока подобные планы не прошли дальше проекта военного бюджета и нуждаются в одобрении Конгресса.

В соответствии с существующими контрактами, в течение нескольких следующих лет ВМС США должны будут получить 26 кораблей двух проектов. На разработку проектов и оплату этих контрактов уже потрачено около 14 миллиардов долларов. Завершение строительства планируемых 14 кораблей может обойтись примерно в 6 миллиардов. По результатам этого флот получит все требуемые корабли, в теории способные решать широкий круг задач. В то же время, на данный момент состояние и возможности кораблей LCS далеко не в полной мере устраивают военных. Из-за этого уже построенная техника может нуждаться в дополнительной модернизации.

На данный момент программа Littoral Combat Ship выглядит крайне интересно. В ее основе лежало оригинальное предложение, позволявшее сэкономить на строительстве и эксплуатации техники. Впоследствии разработка проектов столкнулась с серьезными проблемами разного рода, из-за которых далеко не все поставленные задачи были решены. Более того, со временем дали о себе знать некоторые новые проблемы. В итоге, как метко выразился П. Фрэнсис, заказано 26 кораблей, но никто не знает, смогут ли они делать свою работу. Что будет делаться дальше и как военное и политическое руководство США планирует выходить из сложившейся ситуации – покажет время. Возможно, в этом ему помогут выводы и предложения Счетной палаты, высказанные в недавнем докладе.


По материалам сайтов:
https://news.usni.org/
http://washingtonexaminer.com/
http://navyrecognition.com/

Доклад GAO «Littoral Combat Ship and Frigate. Congress Faced with Critical Acquisition Decisions»:
https://news.usni.org/2016/12/01/document-gao-report-littoral-combat-ship-frigate-programs

Статья Washington Examiner «Pentagon's top tester: Littoral ships 'have a near-zero chance of completing a 30-day mission'»:
http://washingtonexaminer.com/gao-the-miracle-of-the-lcs-didnt-happen/article/2608619
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Alexey RA 13 декабря 2016 17:00
    Я так понимаю, что основная проблема c LCS одна: концептуальная. Изначально корабль создавался для того, чтобы курощать и низводить зусулов. То есть, наличие у противника чего-либо, способного достать до LCS, считалось маловероятным. А значит, о нормальной ПВО и живучести можно не беспокоиться - да здравствуют лёгкие сплавы и единственный RAM в качестве ПВО.
    На бумаге всё выглядело просто великолепно. Но всю малину подпортили еретики-хаоситы... тьфу, хуситы, которые внезапно обрушили строгую конценпцию одним простым фактом: теперь даже у зусулов может оказаться береговая оборона с ПКР. И горящий HSV-2 Swift заставил флотских призадуматься...
    1. ГШ-18 13 декабря 2016 18:54
      Не могут выбрать вариант, вот и впаривают бабло. Благо система распилов отработана лучше, чем программа действий при ядерном нападении good laughing
      Даёшь попил амеробюдета-больше, жирнее, наглее! bully
      1. Осьминог 13 декабря 2016 22:16
        Цитата: ГШ-18
        Изначально корабль создавался для того, чтобы курощать и низводить зусулов

        Честно говоря, Алексей, от Вас ожидал чего-то более содержательного.
        Достаточно очевидно, что на зулусов, да, кстати, и многих посетителей данного сайта, гораздо большее впечатление произвела бы "мягкая сила" в виде возможности увидеть американский плавучий музей.

        Да, я про "Айовы".

        Мало того, зулусов гораздо дешевле просто взять на зарплату. Наши западные партнеры это понимают ничуть не хуже наших восточных партнеров. Собственно говоря, фейеверками балуются только под выборы, или когда совсем заврутся.

        Возможно, выражусь через чур общо, но тут, скорее, философская проблема. Наши американские друзья столкнулись с ситуацией, когда современные технологии + неограниченные деньги позволяют построить вообще все, что угодно. В результате, регулярно возникает вопрос "А на хрена мы это сделали?". Раз за разом вундервафли, при всех своих фантастических возможностях, становятся "демонстраторами технологий". Уже, признаться, не вспомню, когда партнеры делали что-то, реально хорошо работающее. Возможно, Бёрки, и те с оговорками.

        Применительно к данному дивайсу, фраза
        Целью работ было создание перспективного боевого корабля, способного работать в прибрежной зоне и решать широкий круг разнообразных задач

        КМК, исчерпывающе описывает ситуацию .Никто не понимает, зачем этот корабль нужен. И никогда не понимал.
        1. Alexey RA 14 декабря 2016 10:04
          Цитата: Осьминог
          Достаточно очевидно, что на зулусов, да, кстати, и многих посетителей данного сайта, гораздо большее впечатление произвела бы "мягкая сила" в виде возможности увидеть американский плавучий музей.

          Хорошо быть здоровым и богатым. Проблема в том, что музеев мало. И для всех очагов нестабильности (раздутых, кстати, теми же янки) их даже в USN не хватит.
          Цитата: Осьминог
          Мало того, зулусов гораздо дешевле просто взять на зарплату.

          Проблема в том, что зарплата ничего не гарантирует. Ибо деньги есть не только у США.
          1. Осьминог 14 декабря 2016 21:02
            Цитата: Alexey RA
            Проблема в том, что музеев мало

            Это не основание строить корабли с характеристиками довоенных лидеров за указанную цену.
            Цитата: Alexey RA
            для всех очагов нестабильности (раздутых, кстати, теми же янки) их даже в USN не хватит.

            Воевать с туземцами флот не нужен. И то, что построили - точно не канонерки.
            Цитата: Alexey RA
            Ибо деньги есть не только у США.

            Зато банки, способные провести долларовый платеж, есть только в США. И все, кому это интересно, в курсе.
    2. voyaka uh 14 декабря 2016 01:19
      "На бумаге всё выглядело просто великолепно. Но всю малину подпортили еретики-хаоситы"///

      Малину подпортил Китай и его растущий флот. В какой-то момент адмиралам стало понятно, что воевать новым кораблям придется около Сингапура, проливов , и иметь дело с китайцами.
      А вооружение кораблей - слабенькое. Против террористов и контрабандистов. И его нужно капитально усиливать.
  2. Шарнхорст 13 декабря 2016 17:17
    На бумаге скорости впечатляют! Вот только непонятно: зачем стране два корвета с разными корпусами и унифицированным вооружением?... за стоимость стремящуюся к полумиллиару зелёных?... Как говорится, флаг в руки и барабан на шею! А Маккейн всё-таки красава!
    1. Alexey RA 13 декабря 2016 17:48
      Цитата: Шарнхорст
      Вот только непонятно: зачем стране два корвета с разными корпусами и унифицированным вооружением?... за стоимость стремящуюся к полумиллиару зелёных?...

      Дык... там был такой бюджет и на него два таких монстра - Локхид Мартин и Дженерал Дайнемикс - что дешевле было поделить заказ пополам. Иначе бы они до сих пор опротестовывали бы победу кого-нибудь одного.... smile
  3. burigaz2010 14 декабря 2016 02:01
    Хе хе и кто про наш попил говорил? американцы как всегда впереди планеты всей!
  4. Berkut24 19 декабря 2016 13:03
    "В ее основе лежало оригинальное предложение, позволявшее сэкономить на строительстве и эксплуатации техники."
    ... И так у них во всем - в авиации, в космосе, на флоте и в сухопутных войсках. В результате всегда "дешевый модульный заменитель" становиться дороже того, что собираются заменить. Я бы F-35 памятник поставил "За разорение потенциального противника"
  5. 4-тыйПарасенок 25 декабря 2016 20:34
    жалко что убрали минусы за статьи, за пустую трату времени надо сразу по -50 ставить...
Картина дня