Под крылом самолёта о чем-то орёт заправщик над морем тайги

Под крылом самолёта о чем-то орёт заправщик над морем тайги


Таков закон воздушных трасс:
Поднявшись в высь, мы смотрим вниз.

И день за днём тревожит нас
Стальных турбин горячий свист.


Тех, кто наблюдает за полётами с земли, тревожат другие вопросы. К примеру, как долго может продолжаться боевой вылет истребителя. Заметьте, мы делаем акцент на тактической (фронтовой) авиации, потому как со стратегической все понятно. Бомбардировщики и разведчики способны летать круглые сутки. Текущий рекорд принадлежит «стелсу» B-2, который непрерывно кружил в воздухе на протяжении двух суток (44,3 часа).

Истребители четвертого поколения, к удивлению, демонстрируют не менее впечатляющие результаты. Несмотря на своё «фронтовое» предназначение, тесную кабину и скромный, по меркам стратегических бомберов, запас горючего, длительность вылетов превышает все ожидания. Рекордным стал боевой вылет четвёрки F-15E из состава 391-ой эскадрильи ВВС США, продержавшейся в воздухе 15,5 часа!

Рекорд не был учебной постановкой. Это был рутинный боевой вылет, в ходе которого самолеты «немного задержались» над районом боевых действий. Боевой патруль со смешанным вооружением «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» вылетел с а/б в Кувейте, чтобы через три часа оказаться над Афганом. Там истребители провели девять часов, периодически атакуя цели, которые «вскрывала» разведка. И, возвратились назад в Кувейт.


F-15E над хребтом Гиндукуш. На подвеске многоцелевого истребителя видны прицельные контейнеры системы LANTIRN, ракеты класса "воздух-воздух", пара подвесных баков, управляемые бомбы c GPS и лазерным наведением типа GBU-12

Может показаться подозрительным, что «Орлам» пришлось дозаправиться в пути 12 раз, но, с точки зрения авиации, это выглядит верным решением. Авиаторы любят, когда стрелка горючего колеблется в районе MAX. И используют все возможности для поддержания этой святой и очевидной традиции.

Для боевых условий наверняка имеется строгий норматив по топливу, к примеру, не менее 50 или даже 75%. Пилоты стараются не допускать, чтобы стрелка опускалась ниже этого значения. И как можно чаще «подкачивают» керосин, едва у них появляется такая возможность. А если её нет, они смогут продержаться в воздухе достаточно времени до окончания боя или прибытия нового заправщика. На этот случай и держат полные баки.

Как показывает практика, возможность у них есть всегда. Баки танкера КС-10 (на базе пассажирского DC-10) рассчитаны на 160 тонн горючего. И пусть часть этого запаса уйдет на путешествие самого заправщика с авиабазы на др. континенте, но остатка хватит, чтобы «залить до горловины» множество истребителей.

ВВС США имеют на активной службе и в резерве порядка 450 воздушных заправщиков, не считая подвесных комплектов для превращения части боевых истребителей в заправщики (война непредсказуема).

В мирное время платить зарплату военным пилотам слишком накладно, потому янки сдали KC-10 в лизинг частным фирмам. Например, Omega Aerial Refueling Services. Танкеры с гражданскими экипажами постоянно «болтаются» в районах горячих точек и мест проведения учений стран НАТО.


Танкер частной компании заправляет беспилотник X-47


А вы говорите — авианосец. Необходим аэродром в океане. Ха-ха-ха, в каком веке живут эти люди?

Современные истребители доказали техническую возможность осуществления боевых вылетов продолжительностью 15+ часов.

Понятно, что это уже перебор. Если потребуется летать сутками напролёт 365 дней в году, стоило бы подумать над поиском более близкой авиабазы.

Но это случается лишь иногда. А отечественным ВКС вообще не потребовалось ни разу — в Сирии нашлась авиабаза Хмеймим. А в Афганистане — аэродромы Кандагар, Шинданд, Баграм. Тем не менее, если потребуются — и наши, и американцы полетят за тысячи километров.

15 часов — рекорд. А сколько было вылетов, длившихся по 8-9-10 часов? По словам самих участников — рутина.

Здесь отсутствует всякий повод для спора, еще 70 лет назад армады «Крепостей» под прикрытием сотен «Мустангов» с ПТБ летали на Берлин, притом у истребителей оставался запас топлива (минут 15-20) на воздушный бой с «Мессершмиттами», после чего все возвращались на аэродромы Туманного Альбиона. Маршрут длиною в 3 тысячи км.

Можно представить, что умеют современные «Сушки» и «Эфки», имея вдвое большую крейсерскую скорость, нормальный боевой радиус в 1000 км и, кроме того, системы дозаправки в полёте!

Уже сейчас — пятое поколение с его бесфорсажным сверхзвуком, еще более приспособленное к долгим полетам.

Механика

Турбина крутится — техник стоит, турбина стоит — техник крутится.

Скептики непременно укажут на невозможность постоянного патрулирования на большом удалении даже силами целого авиаполка. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, вся техника, летный и технический персонал не будут знать покоя.

В воздухе — карусель. Две пары прибыли в заданный район, те, кого они сменили легли на обратный курс, а на аэродроме уже идет на взлёт новая четверка. Плюс еще одна группа ожидает в постоянной готовности — на случай непредвиденных ситуаций.

Примерно так выглядит боевая работа. Проблема в том, что современный самолет проходит перед вылетом объемное ТО, в пересчете — десятки человеко-часов на 1 час полета. Часть истребителей, как правило, небоеспособна из-за выявленных серьезных неполадок. В итоге, даже у целого полка могут возникнуть проблемы при решении вышеописанной задачи.

А может, и не возникнут. Точные нормативы и коэффициенты нам неизвестны, потому, обратимся к известным фактам.

В 2001 году авиакрылья авианосцев «Винсон» и «Энтерпрайз» обеспечивали постоянное нахождение в воздушном пространстве Афганистана трёх пар истребителей для нанесения оперативных ударов по запросам наземных войск.

Ирония ситуации заключалась в том, что американцам не удалось подогнать авианосцы к берегам Афганистана ближе чем на 1000 км. И палубным «Хорнетам» приходилось преодолевать едва ли меньшую дистанцию, чем самолетам наземного базирования с авиабаз в ОАЭ (Аль-Дафра).

Так в чем мораль? Силами двух авиабаз (пусть даже плавучих — сути дела не меняет) удалось обеспечить длительное (в течение месяцев) постоянное патрулирование на удалении в 1000-1300 км, с многочасовым «висением» шестёрок «Хорнетов» над горными районами Афгана.

Удалось это благодаря тому, что истребителям не приходилось ежечасно сменять друг друга. Иногда они находились в воздухе по 10 часов. Пять дозаправок. Отправленная на задание шестёрка «висела» над Афганом долгие часы , пока им на смену не прибывала новая группа. В это самое время, остальная авиатехника и летных персонал спокойно загорали на солнце в Аравийском море. По 30-35 боевых вылетов в сутки с каждого авианосца, для такой авиагруппировки — разминка, детский лепет.

Сами янки говорят, что могли летать чаще, будь у бармалеев больше баз, тайников и др. целей, пригодных для авиации. А будь вместо авианосцев — нормальная береговая авиабаза, с могучими F-15, способными бороздить небо по 10-15 часов, то интенсивность патрулирований могла возрасти еще в разы!

Что касается боеготовности авиационных соединений, то известно множество фактов, когда она приближалась к 100%. Даже для самых сложных авиационных комплексов четвертого поколения.

Так, в середине 1980-х годов авиакрыло 36th TFW, размещенное на авиабазе Битбург (ФРГ), имело оперативную готовность 92%, а, благодаря удобству инфраструктуры немецкого аэродрома и подготовке тех. персонала заправка истребителя и подвеска вооружений перед новым вылетом F-15 занимала всего 12 минут. Столь же минимальным было время взлёта дежурного звена по тревоге, рекорд — 3,5 минуты (при нормативе 5 минут).

Также, по данным открытых источников, на учениях «Тим Спирит-82» группа из 24 «Иглов» совершила за сутки 233 учебно-боевых вылета. Понятно, что те вылеты проводились по упрощенной программе и летали самолеты недалеко. Но всё это дает уверенность в том, что современные самолеты — это не груда небоеспособного хлама, который сутками лежит, распластавшись в ремонтном ангаре.

Была бы нормальная база и команда опытных, подготовленных технарей.

Примерно на то же указывает и опыт гражданской авиации, где самолеты не стоят на месте, регулярно совершая трансконтинентальные и трансокеанские рейсы.


Ежедневные маршруты гражданских авиалиний


В создавшейся ситуации автор ощущает некоторую неловкость и вину перед читателями за столь частое упоминание зарубежной авиатехники. Но поймите верно: обзор носит исключительно познавательный характер, а подобные данные о числе боевых вылетов и боеготовности Су-27 в открытых источниках отсутствуют.

Американские «Эфки» были приведены как пример. И я не вижу ни единого основания, чтобы российские ВКС не смогли выполнить то, что делают американцы. Только взгляните на боевую работу группировки на а/б Хмеймим. Работают чётко, как часы!

Сага об уставшем пилоте

Уставшем от чего? Что раз в жизни просидел за штурвалом две смены?

В 1937 году полковник Громов 62 часа вел свой самолет, не выпуская штурвала из рук и замерзая в кабине над Северным полюсом.

А сейчас, конечно, пилоты уже не те. Удобно развалившись в теплом кресле, имея полный комплект систем автоматизации, писсуар и автопилот, а в ряде случаев — еще и напарника-оператора, конечно, 10 часов пролететь не смогут.

Хотя спорить здесь не о чем. В первой части статьи было описано множество РЕАЛЬНЫХ случаев, когда современные истребители проводили в воздухе по 10-15 часов. Что и требовалось доказать.

P. S. Если не сможете найти пилотов, обратитесь к дальнобойщикам. Те практически без остановок ведут свои фуры на протяжении 11 часов в сутки (ограничение законом, которое отчаянно нарушается). Не имея автопилотов, зато имея плотный поток ТС и многоступенчатую «механику». Едут. А предложи им з/п пилота — полетят.


Кабина Су-34 имеет беспрецедентные меры комфорта: спальное место, туалет и мини-кухня с холодильником и микроволновкой. Он создан для дальних полётов


Эпилог

Кратко. Перечисленные случаи позволяют сделать следующие выводы.

1. Современная тактическая авиация способна прикрыть (т.е. организовать круглосуточное патрулирование с возможностью быстрого усиления) любой выбранный район на любом континенте Земли.

2. С точки зрения ВКС России имеются все возможности для прикрытия внутренних морей (Балтика, Охотское, Черное море) — авиация наглухо перекрывает эти «лужи». Была бы в наличии хоть горстка истребителей и заправщиков.

В технической осуществимости подобной идеи сомнений нет (см. вышеуказанные примеры).

3. Имеется возможность сплошного прикрытия прибрежной зоны морей и океанов на удалении до 1000-1500 км от берега. Впрочем, сочетание «прибрежная зона» уже некорректно. Это уже открытые морские районы.

4. Российские ВКС, летая с авиабаз на Дальнем Востоке, гарантированно не смогут прикрыть Филиппины и остров Пасхи. Но им это и на дух не надо.

5. Ударные операции по принципу «полет туда — полет обратно» без длительного барражирования в воздухе занимают еще меньше времени и могут быть успешно проведены на др. континенте, на удалении в ТЫСЯЧИ километров от базы. Без помощи авианосцев и аэродромов подскока.

Не забывайте, мы говорим не о стратегической авиации, а об «обычных» многоцелевых истребителях.

В 1982 году, имея всего лишь пять боеспособных «Супер Этандаров» (макс. взлетная масса всего 12 тонн) и единственный поршневой заправщик, аргентинская авиация доставала британские корабли в Атлантике, на удалении порядка 1000 км от аэродрома на Огненной Земле.



В 1986 году группа американских F-111 бомбила столицу Ливии с территории Великобритании (полет над Бискайский заливом — поворот над Гибралтаром — полет вдоль всего побережья Сев. Африки, Марокко, Тунис, Алжир — крюк над пустыней, боевой разворот и выход в тыл ливийской ЗРК — и возвращение по тому же маршруту). Вернулись еще до рассвета.



6. Данный материал стал развернутым ответом на споры о перспективах палубной авиации. Факты свидетельствуют о том, что с развитием реактивной тяги, ростом скоростей и появлением новых технологий для увеличения продолжительности полетов век авианосцев подошел к концу. Так же, как в свое время устарели крейсеры и линкоры с артиллерийским вооружением.

Самолетам более не требуется постоянно таскать за собой аэродром, терпя при этом множество невзгод и лишений, связанных с повышенной аварийностью, меньшей боевой нагрузкой и неадекватно высокой стоимостью самого «плавучего аэродрома» с экипажем из тысяч моряков.

7. Как известно, 71% поверхности занимает океан, но не стоит забывать, что твердая поверхность РАВНОМЕРНО распределена по всему земному шару.

Шесть крупных континентов имеют соединительные «перемычки» в виде целых архипелагов. А в открытом океане, буквально на каждом шагу, встречаются острова и атоллы. Даже в экваториальной части Атлантики, где якобы ничего нет, имеются два клочка суши — о. Св. Елены и о. Вознесения (кстати, британо-американская авиабаза).

Про тихоокеанскую Полинезию-Микронезию даже не стоит говорить. Где янки хранят свои «стелсы»? Правильно, на аэродроме Андерсон на о. Гуам. Там же, во время межтеатровых перелетов, гостят истребительные авиакрылья.

А где стоят B-1B «Лансер». Авиабаза Диего-Гарсия в Индийском океане.

Вот и получается, что вышеуказанная «прибрежная зона 1000-1500 км» дает почти полное покрытие океанов земного шара.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти