Одураченный граф

15


13 декабря 1939 года, в разгар так называемой "странной войны". которая далеко не для всех была странной, состоялось сражение в заливе Ла-Плата между немецким карманным линкором "Адмирал граф Шпее" и английской эскадрой в составе тяжелого крейсера "Эксетер" и двух однотипных легких крейсеров с "древнегреческими" названиями "Аякс" и "Ахиллес". "Шпее" превосходил по огневой мощи все три английских корабля, но командир британской эскадры кэптен Генри Хэрвуд решил атаковать.



Хэрвуд сделал ставку на более высокую скорость своих кораблей, намереваясь взять противника в клещи и вынудить его рассредоточить огонь на оба борта. Но капитан "Шпее", Ханс фон Лангсдорф* не поддался на эту уловку и приказал сконцентрировать стрельбу всех орудий главного калибра на "Эксетере". В результате британский флагман получил тяжелейшие повреждения, на нем были разбиты все три орудийные башни, вышло из строя рулевое управление, возникло несколько пожаров, а сам Хэрвуд получил осколочное ранение в лицо и на время потерял зрение.

Ослепший капитан приказал поставить дымовую завесу и, маневрируя машинами, выйти из боя. Лангсдорф собирался добить "Эксетер", но ему пришлось отвлечься на "Аякса" и "Ахиллеса". Эта пара "античных героев", зайдя с противоположной стороны, сумела приблизиться на дистанцию эффективного огня своих скорострельных шестидюймовок и начала всаживать в линкор снаряд за снарядом. "Шпее" получил 17 попаданий, одним из которых была уничтожена система центрального управления огнем, а еще несколько бронебойных пробили борт у ватерлинии. В корпус начала поступать вода, хотя и не в том количестве, чтобы это серьезно грозило затоплением. Тем не менее, на "Шпее" возник крен, а скорость понизилась с 28 до 22 узлов.

Но когда "Шпее", оставив в покое недобитый "Эксетер", развернул орудия на 180 градусов и перевел стрельбу на "Аякса" и "Ахиллеса", англичанам стало туговато. Одного 283-миллиметрового снаряда хватило, чтобы вывести из строя обе кормовые башни "Аякса", еще одним с крейсера снесло заднюю надстройку и грот-мачту. Тем не менее, англичане не отставали, продолжая обстреливать линкор, пока наступившая ночь не разделила противников. Незадолго до конца перестрелки Лангсдорфа, руководившего боем с открытого мостика, контузило взрывной волной и ранило осколками разорвавшегося неподалеку снаряда.

Возможно, это повлияло на адекватность его дальнейших приказов. Вместо того чтобы распорядиться уходить в открытое море, он приказал встать на якорь в нейтральном уругвайском порту Монтевидео. Там его на следующее утро заблокировали настырные "Аякс" и "Ахиллес", к которым вскоре присоединился вызванный по радио тяжелый крейсер "Камберленд". Он нес такой же набор вооружения, как "Эксетер", и в случае артиллерийской дуэли со "Шпее" ему грозила та же участь. Но до возобновления сражения дело не дошло.

Уругвайские власти сразу уведомили Лангсдорфа, что, согласно морскому праву, его корабль может оставаться в порту только три дня. Одновременно англичане несколько раз передали по радио адресованное "Аяксу" и "Ахиллесу" ложное сообщение о том, что к Монтевидео подходит сильная эскадра с авианосцем "Арк-Ройял" и линейным крейсером "Ринаун". На самом деле эти корабли были еще в двух тысячах миль, но британцы рассчитывали, что на "Шпее" радиограмму перехватят, поверят ей и сделают вывод, что прорыв невозможен.

И их расчет оправдался. Лангсдорф отбил в Берлин паническую депешу, что положение безнадежно, линкор поврежден, враг неизмеримо сильнее, а повторное вступление в бой приведет к неминуемой гибели "Шпее" вместе со всей командой. В ответ был получен приказ главкома Кригсмарине адмирала Редера - команду свезти на берег, а линкор - взорвать. 17 декабря, в последний день "законного" пребывания "Шеера" в уругвайских территориальных водах, корабль был подорван и сел на грунт неподалеку от берега.

А еще через два дня Лангсдорф узнал, что сообщение о подходе "Ринауна" с "Арк-Ройялом" было блефом. Понимая, что ему грозит по возвращении в Германию, он лег на кушетку, накрылся военно-морским флагом и пустил себе пулю в висок. А англичане могли праздновать победу, без единого выстрела принудив немцев уничтожить собственными руками один из сильнейших кораблей германского военно-морского флота. Военная хитрость и дезинформация, даже столь примитивная, порой приносит куда больше успеха, чем линкоры и авианосцы.

На заставке - "Аякс" и "Ахиллес" сквозь фонтаны взрывов отважно атакуют немецкий линкор.

* Одним из предков капитана, принадлежавшего к старинному графскому роду, был российский путешественник, дипломат и ученый, исследователь Южной Америки Григорий Иванович (Георг Генрих) фон Лангсдорф.





Линкор "Адмирал граф Шпее".





Крейсер "Эксетер". Его пластмассовую сборную модель клеили многие советские дети в 80-е годы прошлого века, не зная, что это "Эксетер".





Легкий крейсер "Ахиллес". Однотипный с ним "Аякс" выглядел аналогично.

Одураченный граф


Разбитые в бою со "Шпее" носовые орудийные башни "Эксетера".



Подорванный и полузатонувший "Адмирал граф Шпее" догорает в заливе Ла-Плата.



Носовая фигура карманного линкора.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 декабря 2016 15:11
    Не зря британцы имеют авторитет отчаянных и умелых морских бойцов.
    1. +6
      17 декабря 2016 16:48
      В этом рубилове респект британцам. Не всякие моряки ввязались бы в схватку с превосходящим противником, не уступающим им по боевой выучке. Когда было надо, англичане действовали профессионально, решительно, отважно.
      1. +2
        17 декабря 2016 20:39
        О бое многое читал, но об организованной дезинформации слышу впервые.
        1. 0
          25 октября 2017 21:28
          Да и не клеили в СССР британца ,тогда даже информация про этот бой не доходила, вот "Варяг" или "Аврора" это-ДА ,а про "Шпее" ,-а кто ЭТО?
  2. +5
    17 декабря 2016 15:15
    Военная хитрость и дезинформация, даже столь примитивная, порой приносит куда больше успеха, чем линкоры и авианосцы.

    Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят. Приписывается министру пропаганды гитлеровской Германии Йозефу Геббельсу.В этом случае , сыграло против немцев...
    1. +6
      17 декабря 2016 15:39
      Цитата: parusnik
      Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят.

      А куды бы граф от англичан делся с 20-узловым ходом на другом конце планеты. Их крейскра бы и ночью от него не отстали, а значит встреча немецкого рейдера с серьёзными британскими силами вопрос времени и места. Немцы отчаянные ребята, но им не могло везти бесконечно.
      1. +2
        17 декабря 2016 16:12
        Да, честно говоря, может быть, лично Лангсдорф предпочел бы попытку прорыва - но его молодая команда, привыкшая за три месяца рейда лихо расправляться с безоружными "купцами", идти под английские пушки, видимо явно не желала...
  3. +1
    17 декабря 2016 15:40
    Вывернуться не было шансов, гл -срок восстановления полного хода и куда мог спрятаться от эскадры( 2000 миль) . И чем отбиваться? в случае обнаружения
  4. +3
    17 декабря 2016 15:52
    В результате британский флагман получил тяжелейшие повреждения, на нем были разбиты все три орудийные башни, вышло из строя рулевое управление, возникло несколько пожаров, а сам Хэрвуд получил осколочное ранение в лицо и на время потерял зрение.

    Сколько читал о столкновениях немцев и англичан, в большинстве случаев тяжёлого повреждения или гибели крупных английских кораблей, это попадания в башни и взрывы погребов после этого. Это я читал у Херберта Вильсона в книге "Линкоры в бою" и в данной статье, И гибель Худа. http://knigosite.org/library/books/32423
  5. +10
    17 декабря 2016 16:36
    Самое главное, что показал этот бой - абсолютную неадекватность концепции морских рейдеров без серьезной поддержки. Времена лихих корсаров умерли вместе с изобретением радио.
    Какова была концепция? Слабого уничтожим, от сильного убежим. Но Аякс и Ахиллес имели скорость выше чем карманные линкоры. Предположим Граф Шпее вышел победителем и направился... Куда? Легкие крейсера висят на хвосте и передают координаты. Рано или поздно наведут на него больших дядей с тяжелыми дубинками. Независимо от исхода боя у Ла Платты, в тот момент когда Харвуд обнаружил рейдер, песенка Шпее была спета.
    У Роскила неплохая книга "Флаг Святого Георгия" и там я прочел дальнейшую судьбу героя этого боя. Харвуд был заслужено награжден и получил в командование Средиземноморскую эскадру.... и не справился. Как написал Роскил личная отвага и умение командовать большим соединением не одно и то же. Пришлось Харвуда убирать с командования.
  6. +3
    17 декабря 2016 17:37
    обозвать это "чудо тевтонской мысли" линкором даже сами немцы не решились... он у них таки проходил по разряду "броненосцев"... А термин "карманный линкор" уже журнаглисты выдумали...
    А вообще то бой "недотяжёлого" крейсера с тремя собратьями ничем иным и кончится не мог... Тут разве что "золотое попадание" могло помочь но оного не случилось.
  7. +1
    17 декабря 2016 17:45
    А есть такая информация,что одной из причин.если не главной, подобного конца было то.что орудийные погреба "Графа..."были почти пусты из-за чрезмерного расхода расхода боезапаса в последнем бою
  8. +5
    17 декабря 2016 22:58
    Дела у «графа« пошли плохо сразу по прибытию в Монтевидео\ хотя и туда пришли не для развлечения\,Уругвай,в то время,был прктически под задом Англии.Не смогли получить ничего.Ни продовольствия ни ДИЗтоплива,кроме того,шла постоянная деза,мол эскадра на подходе.Так,что идея выхода была-поменять место,ускользнув от приближающегося противника.Английские корабли,были приняты за передовой отряд,поэтому после КОРОТКОГО боя,вернулись и подорвали«Графа«,во избежании худшего варианта.Команда отправилась в Буенос Айрес,некоторые остались в Аргентине,другие же построили не большое парусное судно и на нём ушли в Германию,воевать.Останки »Графа« до сих пор торчат почти напротив Монтевидео,боятся трогать,мол полно Б.З.,говорят ,что есть интересная техника\в своё время,корабль имел радар\,но трогать не решаются,кстати, ,когда поднимали носовую фигуру\несколько лет назад\,свастику покрыли брезентом ,чтобы не эстреснуть не взначай местных евреев.
  9. +1
    25 декабря 2016 23:47
    Отличная статья! Читал про "графа" и раньше, но освежить память всегда стОит
  10. +1
    23 марта 2017 10:53
    Очень нравится военно-морская история! Спасибо автору!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»