Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

Во Вторую мировую войну Красная Армия вступила, не имея в войсках ни одной серийной версии САУ, которая могла бы использоваться как для поддержки пехоты в наступлении, так и для борьбы с танками противника. Поступившие на вооружение в конце 1930-х годов САУ СУ-5, созданные на базе легкого танка Т-26, были выпущены очень незначительной серией и применялись лишь эпизодически во время похода в Польшу. Летом 1941 года вопрос о необходимости в войсках САУ встал настолько остро, что уже к концу года на свет появилась суррогатная самоходка ЗИС-30, созданная на базе артиллерийского тягача «Комсомолец». Данная машина обладала малым запасом хода, была неустойчива и перетяжеленна, хотя и могла при этом достаточно успешно поражать практически всю бронетехнику вермахта.

Попытку разработать полностью бронированную самоходку, вооруженную 76-мм пушкой, Горьковский автозавод по своей инициативе предпринял осенью 1941 года. Тогда же на предприятии осваивали выпуск легкого танка Т-60 и занимались проектированием более совершенной машины – Т-70. Используя элементы трансмиссии и ходовой части этих танков, конструкторы создали артиллерийскую самоходную установку СУ-71 с двумя параллельно расположенными автомобильными 6-цилиндровыми двигателями ГАЗ-202. Наряду с ней шли работы по унифицированной зенитной установке СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в поворачивающейся башне. Однако в итоге ни одна из машин в серию не пошла.

Ситуация изменилась лишь к весне 1942 года, когда в СССР наступил перелом в увеличении производства бронетехники и задача по созданию САУ встала с новой силой. Было совершенно очевидно, что в современных условиях войны поддерживать в наступлении пехоту, конницу и танки должна была самоходная артиллерия, которая могла бы легко маневрировать на местности, сближаться с противником и быть защищенной от его пулеметного огня. САУ могли достаточно эффективно и без долгой подготовки уничтожать танки противника и его огневые точки прямой наводкой, а также с закрытых позиций.

Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

К июлю 1942 года был построен первый образец самоходки ОСУ-76, созданный на базе танка Т-60, но оснащенный более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. Данная машина оказалась неустойчивой при ведении огня из-за достаточно короткой своей базы, да и броневая защита у нее была слишком слабой. В действительности создать полноценную, подвижную, достаточно защищенную самоходную дивизионную пушку ограниченной массы (до 10 тонн), которую выдержало бы шасси легкого танка, было нетривиальной задачей.

Осознавая необходимость САУ для фронта, Государственный Комитет Обороны (ГКО) к 1 декабря 1942 года поручает создать новую самоходную установку. В этот раз за основу взяли шасси танка Т-70, который был хорошо освоен промышленностью. Боевое отделение САУ располагалось сзади таким образом, что ствол орудия ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка включала в себя 2 параллельно работающих двигателя ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с. Точно такой же двигатель (в одном экземпляре) использовался на танке Т-60.

В первую очередь конструкторов привлекала возможность движения САУ на одном двигателе при выходе из строя другого, а также унификация машины с освоенными агрегатами и легкость замены. При проектировании по какой-то причине не был учтен опыт неудачного использования блоков из двух параллельных моторов, которые работали бы на 1 выходной вал. Создатели проигнорировали последовательное соединение двигателей в линию, которое уже применялось на танке Т-70. Как бы то ни было, созданная самоходка прошла испытания и была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Ее серийное производство началось в январе 1943 года, а уже в конце месяца 2 первых полка вооруженных данными САУ отбыли на Волховский фронт. Здесь то машины и «посыпались». Дал о себе знать врожденный дефект такого соединения двигателей – при работе возникали резонансные крутильные колебания, которые очень скоро приводили к выходу из строя трансмиссии.

Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

В марте 1943 года производство САУ было остановлено (выпущено около 170 машин). Машину предстояло избавить от всех недостатков в кратчайшие сроки. В результате уже к маю 1943 года новая версия, получившая название СУ-76М встала на конвейер. Машину оперативно переработали под установку двигателя от танка Т-70, с боевого отделения убрали крышу, которая мешала наведению орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление, масса машины снизилась с 11,2 до 10,5 тонн. Уже в июле 1943 года новая самоходка получила боевое крещение во время сражения на Курской дуге.

Описание конструкции

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. В передней части бронекорпуса размещалось место механика-водителя, двигательная установка и трансмиссия, бензобаки. Двигатель располагался справа от осевой линии самоходки. Орудие, боезапас и места остальных членов экипажа находились в кормовой части в открытой сверху и сзади боевой рубке.

Боевое отделение представляло из себя рубку, которая защищалась двумя боковыми и передним бронелистами. Бронирование было дифференцированным противопульным. Лобовой лист корпуса рубки толщиной в 35 мм. был расположен под углом в 60 градусов к нормали, боковые стенки рубки имели толщину в 10 мм. и располагались под углом в 25 градусов. Бронирование самоходки защищало экипаж из 4 человек от огня стрелкового оружия и крупных осколков. Задняя стенка рубки была ниже бортов и имела специальную дверцу. Для защиты от непогоды на самоходке использовался брезентовый тент, который выполнял роль крыши. Командир САУ размещался справа от орудия, наводчик слева, а заряжающий сзади. Все машины СУ-76 оборудовались приемно-передающими радиостанциями и танковым переговорным устройством.

Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

САУ СУ-76 оснащалась силовой установкой, которая состояла из двух 4-тактных рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с. САУ поздних серий выпуска оснащались форсированными до 85 л.с. двигателями. Подвеска самоходки была торсионной, индивидуальной для каждого из 6 опорных катков малого диаметра (на каждый борт). Ведущие колеса находились спереди, в то время как ленивцы были идентичны опорным каткам.

На шоссе самоходка могла разгонятся до 41-45 км/ч, скорость на грунте была ниже и составляла 25 км/ч. Запас хода по шоссе равнялся 250 км., по пересеченной местности – 190 км. СУ-76 могла преодолеть окоп шириной до 2 метров, взобраться в гору с уклоном в 30 градусов и преодолеть брод глубиной до 0,9 метра. Благодаря низкому давлению на грунт (всего 0,545 кгс/см.кв.) СУ-76 могла достаточно легко передвигаться в условиях лесисто-болотистой местности, поддерживая пехоту там, где ей на помощь не могли прийти средние танки и другие САУ. Развитая система охлаждения и наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя позволяли эксплуатировать машину в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта от северных районов Карелии до Крыма. Автомобильные 6-цилиндровые двигатели, которые были освоены в производстве незадолго до начала войны, успешно работали в напряженном танковом режиме. Необычная установка двигателей в «затылок» друг другу нигде в мире больше не применялась.

Основным вооружением самоходки являлось универсальное дивизионное орудие ЗИС-3. Подкалиберный снаряд данной пушки на дистанции в полкилометра был в состоянии пробить броню толщиной до 91 мм. То есть пушка могла поражать любое место корпуса немецких средних танков, а также борта «Тигров» и «Пантер». Дополнительно САУ имели переносной пулемет ДТ для самообороны, для этих же целей экипаж мог использовать пистолеты-пулеметы ППС и ППШ, а также несколько ручных гранат Ф-1.

Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

Орудие ЗИС-3 имело длину ствола 40 калибров, клиновой вертикальный затвор и механизм полуавтоматики. Бронебойный снаряд данной пушки весил 6,3 кг, осколочно-фугасный – 6,2 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 662 м/с. Орудие монтировалось на станке за броневым щитком рубки. Противооткатные механизмы были заключены в броневой кожух. Прицельное оборудование состояло из штатного панорамного прицела. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +15 градусов, углы горизонтальной наводки равнялись 15 градусам (в каждую сторону). Боекомплект самоходки включал в себя 60 унитарных выстрелов, среди которых могли быть бронебойные, осколочно-фугасные и кумулятивные. Достаточно тренированный расчет мог добиться скорострельности на уровне 8-10 выстрелов в минуту.

Небольшая металлоемкость САУ СУ-76, а также использование в ее конструкции хорошо освоенных советской промышленностью автомобильных узлов и агрегатов определили ее массовый выпуск. Что в свою очередь позволило в кратчайшие сроки усилить и уплотнить артиллерийские порядки пехоты, которая достаточно быстро полюбила и оценила данные машины по достоинству. Всего с 1943 по 1945 год было произведено 14 292 подобных САУ. Именно СУ-76 стала второй по объемам выпуска после танка Т-34 бронированной машиной Красной Армии.

Боевое применение

СУ-76 была предназначена для огневой поддержки пехоты на поле боя и использовалась в роли легкого штурмового орудия или ПТ-САУ. Она полностью заменяла легкие танки непосредственной поддержки пехоты, которые были распространены в Красной Армии. При этом оценка машины была достаточно противоречивой. Пехотинцам САУ СУ-76 нравилась, так как ее огневая мощь превосходила танк Т-70, а открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем, особенно в городских боях. При этом сами самоходчики часто отмечали слабые места машины, к которым относилось в частности слабое противопульное бронирование, повышенная пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от огня сверху. Одновременно с этим открытая рубка была удобна для работы экипажа, а также снимала проблему загазованности боевого отделения во время ведения огня, а также позволяла в случае необходимости быстро покинуть САУ. Также положительными сторонами машины были – надежность, легкость в обслуживании, малошумность, высокая проходимость.

Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76

В качестве ПТ-САУ СУ-76 могла достаточно успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта, а также с равноценными ей САУ немцев. Самоходка имела шансы на победу даже против «Пантеры», пробивая ее тонкую бортовую броню. При этом против «Тигра» и более тяжелых машин она была малоэффективна. При встрече с тяжелыми танками экипаж мог вести огонь по ходовой части или пытаться повредить ствол, а также бить в борт с близких дистанций. Введение в боекомплект подкалиберных и кумулятивных снарядов несколько упростило борьбу с хорошо бронированными целями, но проблему полностью не решило.

Грамотное применение рельефа местности и маскировки при маневрировании от одного отрытого в грунте укрытия до другого позволяло опытным экипажам САУ успешно отбивать танковые атаки немцев. Иногда СУ-76 использовалась для ведения огня с закрытых позиций. Угол возвышения ее орудия был максимальным среди всех советских самоходок, а максимальная дальность стрельбы составляла 17 км. На завершающем этапе войны самоходки часто использовались в роли эрзац-БТР, машин для эвакуации раненных, а также в качестве машины передовых артиллерийских наблюдателей.

Тактико-технические характеристики: СУ-76
Масса: 10,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 5 м., ширина 2,74 м., высота 2,2 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 7 до 35 мм.
Вооружение: 76,2-мм пушка ЗИС-3
Боекомплект: 60 снарядов
Двигатель: два 6-цилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ 202, мощностью по 70 л.с. каждый.
Максимальная скорость: по шоссе – 44 км/час, по пересеченной местности – 25 км/час
Запас хода: по шоссе – 250 км., по пересеченной местности – 190 км.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. J_Silver 27 января 2012 08:21
    Главное достоинство - просто и дешево, в остальном - откровенно слабая машина, но лучше такая, чем вовсе никакой...
    J_Silver
    1. grizzlir 27 января 2012 08:35
      Машина не слабая,она создавлась не для борьбы с танками а для поддержки пехоты,в первую очередь подавление огневых точек,хотя и многим танкам могла зубы показать.Согласитесь при наступлении артиллеристам под огнём катить в цепях атакующих 76мм или сорокопятки вручную не так приятно,как двигаться за бронёй.
      grizzlir
      1. Ordnung 27 января 2012 14:46
        Полностью поддерживаю. Машина изначально позиционировалась как мобильная, артиллерийская платформа поддержки пехоты а не как пт сау, и противостаяние танкам , в общемто. не свойственная для нее функция. Что касается недостаточной бронезащиты, и в частности отсутствие цельнозакрытой бронерубки, да были претензии со стороны фронтовиков, не даром данную самоходку в шутку именовали "голожопый фердинанд". Но иногда именно отсутствие закрытой бронерубки позволяло экипажу выжить. Как-то давно слышал воспоминания ветерана, воевавшего на су-76, детали уже не помню, но суть в том, что после попадания в машину снаряда. экипаж просто выбросило из боевого отделения, все получили контузии, ушибы и ранения разной степени, но остались живы.
        1. J_Silver 27 января 2012 14:49
          Дед рассказывал - уже в Восточной Пруссии поехал такой целый дивизион по чьему-то не особо умному приказу на непосредственную поддержку пехоты в наступлении, так все там на поле в ряд и остались!
          И не особо многих повыбрасывало, знаете ли...
          J_Silver
          1. Kibb 27 января 2012 14:55
            Думаете броня спасла бы при этом? Не раведали огневые средства противника, не подавили соответственно... ИС точно так в рядок оставались бы при таких условиях
            Kibb
          2. Ordnung 27 января 2012 15:05
            Цитата: J_Silver
            И не особо многих повыбрасывало, знаете ли...

            Ну вы-же понимаете, что это частный случай. А вообще, конечно, гибли , учитывая масштабы и ожесточенность боев глупо расчитывать на иной исход.
            Цитата: J_Silver
            по чьему-то не особо умному приказу

            Вы сами указали причину. Самую передовую технику можно поставить в такие условия, что ее удел будет лишь перейти в категорию "сгоревшего железа". Примеров тому предостаточно...
      2. Vadivak 27 января 2012 21:16
        Цитата: grizzlir
        Машина не слабая,она создавлась не для борьбы с танками а для поддержки пехоты,в первую очередь подавление огневых точек,хотя и многим танкам могла зубы показать.С


        Виктор, поддерживаю - введение подкалиберного и кумулятивного снарядов упростило борьбу с тяжелобронированными целями.
        1. Kibb 27 января 2012 22:47
          Не так сильно как хотелось бы, например лоб Тигра ЗиС3 как и Ф34 не брала даже кумулятивным, и если б только Тигра...
          Но тут надо учесть, что проблема борьбы с тяжелобронироваными НЕМЕЦКИМИ целями была общей проблемой для союзников
          Как известно "танки с танками не воюют, танки воюют , извените с пехотой" ... тем более это касается САУ непосредственной подержки полкового-дивизионного звена
          Kibb
  2. Старый прдун 27 января 2012 08:44
    Ну почему не было? Су-85, Су-100. Сразу вспомнил мл. л-та Малешкина. из фильма " На войне, как на войне". А эта сушка до сих пор торчит на вооружении Армии СКореи.
    Старый прдун
    1. Kibb 27 января 2012 22:43
      Цитата: Старый прдун
      " На войне, как на войне".

      Вот ИМХО этот фильм хорошо показывает место и роль САУ в той войне, фильм замечательный... Правда там про ПТ все же... Роль СУ85 играла СУ100, но все равно - фильм отличный
      Kibb
  3. grizzlir 27 января 2012 08:57
    У Су-85 и Су-100 несколько другие предназначения и если я не ошибаюсь созданы они были несколько позже.А Су-76 это машина создавалась для поддержки пехоты,двигалась в рядах атакующих при наступлении и поддерживала огнём с закрытых позиций а чаще на прямой наводке в обороне.Сравнивать Су -85 с Су -76,тоже самое что сравнивать лёгкий танк и средний.Оба типа танков нужны,у каждого танка своя задача.
    grizzlir
  4. Kars 27 января 2012 11:30
    О ней отличные воспоминания фронтовиков как самоходчиков так и пехотинцев которых они поддерживали ...огнм и гусеницами..

    Негативные отзывы исходят от пересаженных на САУ танкистов,и при неправильном использовании....по танковому..
    1. Андрей77 28 января 2012 11:57
      К сожалению, многие командиры (рота-батальон) РККА (про бойцов и не говорю) рассматривали ПТ-САУ как танк. Пушка есть, гусеницы есть, броня есть - ТАНК! Отсюда следует и неправильное применение.
      1. Одесит 28 января 2012 12:12
        Абсолютно верно УВАЖАЕМЫЙ Андрей 77!
        Не добавить, не убавить!
        Одесит
  5. Kibb 27 января 2012 12:41
    САУ поддержки пехоты, т.е. просто ЗиС 3 на гусеницах, ничего большего от нее никто и не требовал при выдаче задания на проектирование, как использовали это уже другой вопрос... улыбнуло макс дальность 17 км)))
    Kibb
  6. 755962 27 января 2012 14:11
    Несмотря на некоторые слабости в боевых свойствах СУ-76 (противопульное бронирование, бензиновые двигатели), машины этого типа, дополняя другие типы танков с САУ, широко использовались в боевых действиях. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, СУ-76 могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. Подкалиберный снаряд установки с дистанции 500 м пробивал броню толщиной до 100 мм. Самоходная установка обладала хорошей проходимостью на пересеченной местности, позволявшей ей сопровождать пехоту как огнем, так и колесами.
    755962
    1. Kibb 27 января 2012 14:20
      Вот только подкалиберных и кумулятивных снарядов в БК практически не было, а с болванкой ЗиС 3 был слаб. Впрочем это не ПТ пушка и не ПТ САУ.
      Kibb
  7. bandabas 27 января 2012 18:37
    Кстати. Есть документальный фильм "Броня России". Довольно хорошо( хотя по-журналистски) показано развитие бронетанковой техники в СССР(России). Сейчас смотрю. Не смотрел полностью по ТВ, скачать можно на rutracker.org.
    По теме. СУ-76 были созданы как легкая САУ с возможностью штурмового орудия. Чудес не бывает, однако СУ-76 воевали до 90-х годов(а может и до сих пор где нибудь стреляют) fellow
  8. Одесит 28 января 2012 12:26
    Сложный вопрос для обсуждения.
    С одной стороны, не многим уступает большей половине германских "эрзацев", с другой стороны откровенно слабое бронирование и бензиновый двигатель- зажигалка.
    Авторы комментариев правы, что это не ПТО САУ и даже не противотанковая пушка на самоходном лафете. Это орудие сопровождения пехоты. И как правильно сказал АЛЕКСЕЙ 77, его необходимо вдумчиво применять на поле боя.
    Во многом согласен с КАРСОМ! Он таки знает ТТХ бронетехники!
    В конце концов, это СУ-76 вошел в Берлин, а не "Ягдпантера" в Москву!
    Одесит
    1. grizzlir 28 января 2012 12:35
      Бензиновые двигатели были на всей немецкой бронетехники и тоже хорошо горели.Может я не прав и были у немцев дизелья на некоторых образцах,кто знает поправте.Что касается Су 76,то читая воспоминания фронтовиков которые воевали на этой самоходке ,можно сделать вывод что попадание снаряда чаще всего приводило к разрушению топливного бака и пожару.Мне кажется всё потому что самоходка слишком компактная ,все узлы рядом и броня не против снарядов.
      grizzlir
      1. Андрей77 28 января 2012 13:43
        Попадание снаряда в обычную (на лафете) ЗИС-3 - хана расчету. О чем мы говорим?
        1. grizzlir 28 января 2012 13:52
          Попадание осколочного снаряда вблизи ЗИС-3 выбивала расчёт,так что самоходка хоть как то защищена.
          grizzlir
          1. Андрей77 28 января 2012 13:56
            Участник форума "grizzlir" не в курсе. У него пожарофобия.
  9. Kars 28 января 2012 14:04
    Цитата: Одесит
    с другой стороны откровенно слабое бронирование

    Ну веть всегда можно сделать фердинанд,а в действительности что 35мм что 60 мм большой разницы нет,а вот падение маневриности и нагрузки на ходовую есть.

    Вот крыша это действительно сложный вопрос,и однозначного ответа к сожелению нет-и у того и у другого есть как недостатки так и достоинства.
    Цитата: grizzlir
    приводило к разрушению топливного бака и пожару

    Не так уж и часто---но это имеет значение только для ремонтных бригад после боя,единственное что баки могли разместить все таки чуть по другому.

    Во избежания особых споров и кому интересно рекомендую почитать
    1. Kars 28 января 2012 15:41
      Есть еще довольно интересная книга воспоминаний ветерана воевавшего на СУ 76
  10. Игарр 28 января 2012 14:16
    Дед рассказывал(танкистом был, с Ельни начиная), сам читал - СУ-76 в войсках называли "сукой", но любили. Нормальная была машина, только вот мехвод, при попадании, сгорал заживо, потому что сидел между бензобаком и двигателем.
    Вот это и было, по его мнению, самое в ней плохое.
    А по поводу характеристик.. и применения - много на войне идет строго по ТТХ и Уставам?
  11. Одесит 28 января 2012 15:10
    Где то читал, что некоторое количество СУ -76-тых были собраны на шасси трофейных Т-3 и Т-4.
    КАРСУ
    По большому счету, любая бронетехника- это братская могила экипажа. Что у нас, что у фрицев, что у американцев.
    Когда рванет боекомплект уже не до идеологии.
    Одесит
  12. Kars 28 января 2012 15:39
    Цитата: Одесит
    По большому счету, любая бронетехника- это братская могила экипажа


    Это правда---но главный вопрос сколько они смогут перед этим убить противника.И спасти своих--и сколько на их создание израсходуетса ресурсов
    в этом плане СУ 76 отличная машина.
    Цитата: Одесит
    СУ -76-тых были собраны на шасси трофейных Т-3 и Т-4.


    Они назывались СУ 76И
    1. grizzlir 28 января 2012 19:19
      По фотографии трудно судить,но кажется что вместо пушки ЗиС-3 в рубке установлена танковая пушка Ф-34.Такие самоходки делали в Сталинграде на тракторном заводе,на базу немецких танков устанавливали бронированную рубку и пушки с советских подбитых танков не подлежащих восстановлению.
      grizzlir
      1. Одесит 28 января 2012 19:35
        Действительно, вроде похоже наФ-34.
        Одесит
        1. Kibb 30 января 2012 15:31
          Имено Ф34 и ставилась
          Kibb
  13. Одесит 28 января 2012 16:53
    Спасибо, за данные, фото сохраню в своем архиве.
    Только вопрос? Как шасси тройки выдерживало полностью бронированную рубку и более тяжелую арт систему? Или рубка как и на СУ 76 полу открытая? на этой фотографии не видно.
    Одесит
    1. Kars 28 января 2012 17:04
      Полностью бранированная рубка,но она не особо сильно и бронированная,а шасси тройки свою башню которая не намного легче таскала.

      Если хочешь подробней узнать(я тоже знаю ровно столькоже)найди книжку
      там целая глава посвещена САУ на трофейных шасси
      1. Одесит 28 января 2012 18:58
        Добро почитаем.
        Одесит
  14. grizzlir 29 января 2012 10:09
    Цитата: Андрей77
    Участник форума "grizzlir" не в курсе. У него пожарофобия.

    Я всётаки танкист уважаемый,и слава богу не горел в танке,но что такое пожар в коробочке могу представить.Вот тут очень хороший сайт,и что самое главное воспоминания из первых рук.У них у всех тоже знаете ли пожарофобия,хотя сравнивать жизнь этих людей с нашей я даже не пытаюсь,не хочется такое пережить http://iremember.ru/samokhodchiki/blog.html
    grizzlir
    1. Андрей77 1 февраля 2012 13:33
      Я в танке не сидел (и тем более не воевал в танке), я ракетчик. У каждого свои тараканы в голове. Когда еду в электричке, прислушиваюсь к ходовой... не навернемся ли... Понятно, электричка не БЖРК, но рефлексы уже выработаны. Сход состава у нас был. Но объективно - это фобия. И не спорь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня