Проект тяжелого танка Ansaldo Torpedino (Италия)

На рубеже 1916 и 1917 годов итальянские конструкторы из компании Ansaldo предложили несколько проектов перспективных танков тяжелого класса. Все они соответствовали концепции т.н. подвижного форта и должны были иметь ряд характерных общих черт. Планировалось создать технику с высокой подвижностью на пересеченной местности, мощным бронированием и разнообразным пушечно-пулеметным вооружением. Несмотря на весь оптимизм разработчиков, ни один из этих проектов так и не дошел до стадии сборки и испытаний опытного образца, в результате чего все они так и остались любопытными техническими курьезами. Одним из вариантов тяжелого танка, не получившим развития, стал проект, известный под неофициальным названием Ansaldo Torpedino.

Точные сведения о некоторых особенностях проекта Ansaldo Torpedino не сохранились. Неизвестно, кто был инициатором его создания и какой конструкторский коллектив занимался формированием необычного облика бронемашины. Кроме того, история не сохранила точные данные о сроках создания проекта. Известно, что не позднее 1917-18 годов оригинальный проект был закрыт ввиду отсутствия перспектив. Ряд особенностей тяжелого танка-форта не позволял ему поступить в серийное производство и эксплуатироваться в войсках. Тем не менее, проект представляет большой интерес в контексте развития ранней бронетанковой техники.

Внешне перспективный танк-форт Ansaldo Torpedino должен был напоминать некий корабль-броненосец с достаточно мощным артиллерийским вооружением. В частности, предлагался корпус большого удлинения с клиновидной носовой и кормовой частью. Причины появления такой конструкции были просты. При помощи большого удлинения планировалось улучшить проходимость при движении по пересеченной местности, а клиновидная носовая часть корпуса могла улучшить боевые качества основного вооружения. Также проектом предусматривались различные другие нестандартные идеи.

Проект тяжелого танка Ansaldo Torpedino (Италия)
Общий вид танка Ansaldo Torpedino. Рисунок Aviarmor.net


Танк должен был получить броневой корпус большого удлинения общей длиной около 20 м и шириной не более 4 м. Высота бронемашины планировалась на уровне 4,5 м. Была предложена оригинальная конструкция носовой и кормовой частей корпуса, призванная улучшить характеристики артиллерийского и стрелкового вооружения. Также предусматривались устройства, предназначенные для ведения постоянного наблюдения за всей окружающей местностью. Корпус предлагалось изготавливать из броневой стали требуемой толщины, способной обеспечить защиту от стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов.

Проектом предусматривалась клиновидная носовая часть корпуса. При этом нижняя часть носа должна была изготавливаться в виде изогнутой детали сложной формы. Эта деталь доходила до передних элементов ходовой части. Над ней на носу предлагалось монтировать выпуклую деталь меньшего размера. Выше этих агрегатов помещался изогнутый лист сложной формы с несколькими проемами для смотровых приборов и артиллерийских систем.

Кормовая часть Ansaldo Torpedino должна была иметь трапециевидную в плане форму. В основном агрегате кормы, собранном из нескольких бронелистов, должны были крепиться вспомогательные гусеницы ходовой части. Над этим агрегатом имелся изогнутый верхний лист. Монтировать оружие предлагалось в вертикальном выгнутом листе. Центральная часть корпуса имела вертикальные борта и горизонтальное днище. Крышу следовало делать выпуклой.

Большая часть объемов корпуса отдавалась под обитаемые отсеки, выполнявшие функции боевого отделения. Кроме того, часть объемов должна была выделяться для размещения элементов силовой установки и трансмиссии. Как следует из имеющихся данных, для наиболее правильного использования имеющихся объемов двигатель и трансмиссия должны были помещаться в центральной части корпуса. По бокам от них могли оставаться проходы, необходимые для перемещения по танку и использования вооружения.

В проекте Ansaldo Torpedino была использована необычная ходовая часть. В ее составе предлагалось использовать восемь отдельных гусеничных тележек. Они должны были размещаться в два ряда вдоль корпуса. В составе шести основных тележек, закрепленных под днищем корпуса, должны были присутствовать ведущие и направляющие колеса, а также по семь опорных катков малого диаметра. При этом направляющее и ведущее колесо тоже использовались для опоры на гусеницу. Тип предлагавшейся подвески неизвестен.

Также в составе ходовой части должны были применяться две дополнительные тележки (по другим данным, только одна). На кормовой части корпуса следовало устанавливать два подобных агрегата, имеющих только один опорный каток. Дополнительные гусеничные тележки следовало устанавливать с некоторым превышением над опорной поверхностью и под углом к горизонтали.

Авторы проекта считали, что шесть основных гусеничных тележек будут являться движителем машины и отвечать за перемещения по разным поверхностям и местностям. Для преодоления препятствий предлагалось использовать дополнительные задние тележки. С их помощью танк-форт мог подниматься на некоторые возвышения и спускаться с них. Для преодоления препятствий бронемашина также должна была использовать изогнутую нижнюю деталь передней части корпуса, способную скользить по грунту. Четыре пары тележек и носовая деталь, как предполагалось, могли обеспечить достаточно высокую подвижность и проходимость на сложных ландшафтах, свойственных полям боя Первой мировой войны.

Проектом предлагалась оригинальная мера, направленная на превращение подвижного танка в стационарную огневую точку. На нижней части корпуса, перед и позади гусеничных тележек, а также между ними должны были располагаться восемь выдвижных домкратов. При необходимости экипаж, заняв правильную позицию, мог вывесить танк на опорах, сделав его стационарным фортом с пушечным и пулеметным вооружением. Выполнив боевую задачу, танкисты могли опустить машину на грунт и передвигаться дальше.

Проект тяжелого танка Ansaldo Torpedino (Италия)
Принципы преодоления препятствий. Рисунок Aviarmor.net


Танк Ansaldo Torpedino мог нести, как минимум, шесть орудий различных типов. В исходном проекте предлагалось оснастить боевую машину двумя наборами основных орудийных установок в носовой и кормовой частях. В верхнем лобовом листе следовало делать амбразуру для крупнокалиберного орудия, размещенного на тумбовой установке. В передней части бортов предусматривались еще две установки для малокалиберных пушек. Верхний кормовой лист являлся опорой для третьей пушки малого калибра. Еще два орудия большого калибра помещались в спонсонных установках в носовой части бортов. Конструкция лба корпуса и спонсонов была разработана таким образом, чтобы пушки могли поворачиваться назад и почти укладываться на передние листы, обеспечивая максимально возможные углы обстрела целей.

Также проектом не исключалось использование дополнительного оружия в виде существующих или перспективных пулеметов. Конструкция и компоновка бронекорпуса позволяли оснастить его дополнительными установками для пулеметов, отвечающими за обстрел различных секторов. Так, на сохранившейся схеме перспективный танк имел два дополнительных пулемета в бортах, перед крупнокалиберными орудиями.

Общей проблемой ранних танков было наблюдение за обстановкой на поле боя и поиск целей. Для решения этой задачи танк-форт должен был получить сразу три башенки со смотровыми приборами. Два таких агрегата помещались в носовой и кормовой частях крыши, рядом с орудийными отсеками. Еще одна башня находилась в центре крыши, со сдвигом к корме. Трое наблюдателей имели возможность совместно следить за окружающей местностью, выполнять поиск целей, а также выдавать целеуказание артиллеристам или пулеметчикам.

По разным данным, общая длина танка-форта Ansaldo Torpedino должна была достигать 18-20 м. Ширина корпуса – порядка 4 м, высота машины – до 4,5 м. Боевая масса такой бронемашины за счет требуемой защиты могла достигать 100 т. Это, в частности, предъявляло особые требования к мощности силовой установки, способной обеспечить приемлемую подвижность. Расчетные скорость и дальность хода неизвестны. По-видимому, тяжелый танк должен был развивать скорость не более нескольких километров в час, позволяющую сопровождать пехоту.

Авторы проекта предполагали, что перспективный танк-форт сможет двигаться по сложным ландшафтам и преодолевать разные препятствия. В частности, благодаря нескольким гусеничным тележкам, большой длине корпуса и изогнутому днищу носа можно было пересекать рвы шириной до 5 м. Также планировалось подниматься на пологие склоны, небольшие стенки и т.д.

Рассматривался ли проект Ansaldo Torpedino военными – неизвестно. Имеются сведения только о времени появления этой разработки и основные особенности конструкции, предложенные авторами. К сожалению, история не сохранила прочие подробности проекта, хронологию работ и данные о рассмотрении разработки потенциальным заказчиком. Тем не менее, отсутствие каких-либо сведений о строительстве и испытаниях опытной техники может быть свидетельством о безуспешном окончании проекта.

Вероятно, руководство компании «Ансальдо» или ответственные военачальники, рассмотрев оригинальный проект, отказались от его дальнейшего развития. Естественно, о начале производства и эксплуатации в войсках речи не шло. По совокупности предполагаемых технических и эксплуатационных характеристик эта машина не представляла никакого интереса для армии Италии или других заказчиков.

Сохранившаяся информация позволяет понять, почему проект Ansaldo Torpedino так и не вышел из стадии конструкторских работ. Главной его проблемой была чрезмерная сложность конструкции и производства. Изготовление крупного и тяжелого корпуса, а также ходовой части на основе восьми отдельных тележек могло стать почти невыполнимой задачей для промышленности того времени. При успешном решении поставленной задачи имелся риск неприемлемого удорожания работ. Как следствие, танк-форт не был целесообразен как по экономическим, так и по производственным причинам.

Проект тяжелого танка Ansaldo Torpedino (Италия)
Современная реконструкция внешнего вида танка Ansaldo Torpedino. Рисунок - Vollketten / Forum.WoT.com


Еще одной проблемой, способной поставить крест на проекте, может считаться ходовая часть. Использование длинного корпуса с тремя парами опорных тележек должно было привести к серьезным проблемам с маневренностью. Выполнение разворота столь длинной гусеничной машины почти невозможно, а кроме того, приводит к чрезмерным нагрузкам на корпус и ходовую часть. Таким образом, к сложности изготовления добавлялась сложность эксплуатации. При этом следует учесть, что весьма ограниченная маневренность могла негативным образом сказаться на живучести бронемашины, рисковавшей стать легкой мишенью для вражеских артиллеристов.

Маневренность и подвижность могла дополнительно ухудшаться большой боевой массой. Кроме того, 100 т боевой массы предъявляли особые требования к силовой установке. Вероятно, танк пришлось бы оснащать несколькими двигателями максимально возможной мощности, что дополнительно усложняло конструкцию трансмиссии и ходовой части.

Использование дополнительных опор для стационарной эксплуатации танка представляет интерес с технической точки зрения, но не более. Практический смысл такого нововведения вызывает определенные вопросы и сомнения. Также можно найти некоторые проблемы в предложенном комплексе вооружения и т.д.

На фоне этих недостатков положительными особенностями проекта Ansaldo Torpedino могут считаться лишь несколько основных черт. Имелась возможность оснастить танк-форт достаточно мощным вооружением, пригодным для уничтожения любых возможных целей. Применение оружия упрощалось благодаря хорошему обзору из трех башенок. Кроме того, экипаж был защищен от значительного числа угроз. На этом плюсы конструкции заканчивались.

Проект тяжелого танка-форта Ansaldo Torpedino не был чем-то необычным для своего времени. Во время Первой мировой войны и в начале межвоенного периода многочисленные конструкторы из разных стран предлагали свои версии перспективной бронетехники, в том числе весьма смелые и необычные. Достаточно часто чрезмерно смелые и оригинальные идеи делали невозможной практическую эксплуатацию техники, из-за чего от проекта отказывались. Такая судьба постигла множество разработок, в том числе целый ряд ранних итальянских проектов танков тяжелого класса. В итоге несколько интересных проектов не были реализованы и остались в истории в качестве технических курьезов. Однако они все же помогли развитию военной техники путем выявления и исключения нежизнеспособных идей.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://forum.worldoftanks.com/

Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. igordok 15 декабря 2016 15:19
    Спасибо. Судя по серии статей, инженеры-танкостроители Италии и Франции соревновались, кто создаст более идиотский танк. Хотя опять-же, они были первыми, и грех смеяться над ними.
    1. Штык 16 декабря 2016 05:38
      Цитата: igordok
      Судя по серии статей, инженеры-танкостроители Италии и Франции соревновались, кто создаст более идиотский танк.

      Не только Италии и Франции wink
    2. dumkopff 16 декабря 2016 06:41
      "Как будто в истории орудовала банда двоечников" (с).
      Наши вон тоже царь танк создали. А были предложения и покруче - "машина для уничтожения крепостей", например.
      Тогда танковые войска только создавались. Пробовались разные варианты. Обкатывались разные тактики.
      1. COJIDAT 4 июля 2017 21:41
        "машина для уничтожения крепостей" "Обой" - прочитал, офигел, мягко говоря! А если бы применили и построили - что сейчас про нас Европа говорила)))
  2. Денимакс 15 декабря 2016 15:37
    Странно что на него не поставили мачты.))
    1. faiver 15 декабря 2016 17:37
      к мачтам еще и паруса не помешали бы :) :)
  3. Stoler 15 декабря 2016 19:57
    Ну и кто теперь скажет - Что "Великие Копатели Черного моря" это Миф?)
  4. Kenneth 15 декабря 2016 20:20
    Наш проект Менделеева похож кстати. Но все равно по идиотизму нет соперников нашему танку колеснице.
    1. TOPchymBA 15 декабря 2016 21:50
      Зря Вы так думаете.
      1. Kenneth 15 декабря 2016 21:56
        Зря вы так отвечаете. Хоть уточните что вам не понравилось.
        1. TOPchymBA 15 декабря 2016 23:04
          Посмотрите к примеру на Chrysler TV-8
          1. Kenneth 16 декабря 2016 14:51
            Выглядит идиотски но вполне функционален
      2. Штык 16 декабря 2016 05:40
        Цитата: TOPchymBA
        Зря Вы так думаете.

        Свое не трогать - это святое! laughing
  5. Никкола Мак 18 декабря 2016 12:29
    Как всегда - мысль конструкторов ходила по всем тропинкам и дорогам - в меру фантазии!
    Ничего об этом проекте не знал, но в общем на фоне Англии, Франции и нас - ничего особенного.
    А вот действительно колоссальный проект - это немецкий Ratte (крыса).
    Ничего больше я не знаю.
  6. Крым26 14 августа 2017 23:25
    А может этой машине возможность поворотов и не нужна?)) Штук 20 выставляются в направлении штурма - и вперёд! Пока не дойдут до цели - никаких поворотов! Потом тыловики с помощью домкратов повернут их в направлении следующей цели. Не зря же называется "Торпедино"!!!! Торпеды идут туда, куда их выстрелили!))
Картина дня