LT-35 и LT-38: два чешских танка-близнеца

Удивительные вещи происходят иногда в мире военной техники. Маленькая страна вносит в ее развитие вклад, несопоставимый с ее размерами. Вот и Чехия тоже… Страна в центре Европы, но очень небольшая. И тем не менее и винтовки создавали ее конструкторы-оружейники, и пистолеты, и пушки, причем какие… Вся австро-венгерская армия и флот были вооружены орудиями фирмы «Шкода» и какими – вплоть до калибра 420-мм, а минометы так и вовсе до 500-мм. А в перерыве между двумя мировыми войнами Чехия не только вошла в члены мирового танкового клуба, но и заняла в нем очень даже приличное и достойное место. Достойное настолько, что продукцией ее танковых заводов не брезговал германский Вермахт, и воевала она вплоть до 1945 года. Ну, а накануне Второй мировой войны именно Чехословакия была самым главным экспортером танков в Европе. Ведь танки, принадлежавшие фирмам «Шкода» и ЧКД, шли в Австрию и Болгарию, поставлялись Венгрии, Румынии, Швеции, Швейцарии, Турции и даже в Иран и в Перу. И да, действительно, эти фирмы сумели организовать выпуск двух образцов, которые оставили заметный след среди всех прочих машин аналогичного класса и эпохи — то есть танков LT-35 и LT-38. Но и этого мало. Когда Германия оккупировала Чехословакию, эти машины продолжали выпускаться уже под германскими обозначениями Pz-Kpfw. 35(t) и Pz-Kpfw.38(t), или 35 и 38(t), где «t» значило «чешский». Большое количество этих танков было передано и продано также сателлитам Германии, или же использовались в качестве основы для совершенно новых машин.


Музей в Банска-Быстрице, танк LT-38.


Ну, а начать рассказ об этих двух танках следует с напоминания о том, что в Чехословакии в период 30-х годов выпуском бронетехники занимались две фирмы: ЧКД и «Шкода». Фирму «Шкода» в 1859 г. основал Эмиль Риттер фон Шкода – отсюда и ее название. Заводы этой фирмы находились в городе Пльзень, а производство оружия было начато в 1890 г. Пушки «Шкода» по окончанию Первой мировой войны поставлялись многим странам мира. Затем фирма приобрела автомобильные заводы «Лаурин и Клемент» и на «Шкоде» задумались не только о выпуске автомобилей, но и о бронетехнике. Хотя дело осложнялось тем, что в стране уже существовала фирма, которая выпускала броневики — «Татра». Другая причина — успех конкурентов из фирмы ЧКД, заводы которой находились в Праге. Однако фирма ЧКД вооруженческой никогда не являлась, хотя и выпускала армейские грузовики и даже гусеничные артиллерийские тракторы. Вот почему, когда военные начали подбирать производителя для приобретенной в Англии танкетки «Карден-Ллойд», их выбор пал именно ЧКД, ведь машины на гусеницах она уже производила. Правда, танкетки, выпущенные под обозначением vz.33 (Р—1), долго в производстве не удержались. Всего-то сделали 70 машин и в 1933 г. на этом остановились.


LT-35 в экспозиции Абердинского полигона США. Обращает на себя внимание тщательно выполненная камуфляжная раскраска.

Однако производить боевые машины оказалось для фирмы выгодным делом, и в 1934 г. ЧКД по собственной инициативе предложила армии легкий танк собственной конструкции с вооружением из 37-мм пушки «Шкода» и двух пулеметов. Танк был принят на вооружение под обозначением LT.vz.34 (легкий танк образца 34 г.), и был произведен в количестве 50 машин.

«Шкода», понятно, уступать конкуренту не хотела, поскольку также имела некоторый опыт в этих делах — две построенные в инициативном порядке опытные САУ для нужд противотанковой и противовоздушной обороны. В этом же году ею был предложен военным и средний танк SU, но те его отклонили. Кстати, одной из причин стало то, что ЧКД тут же выставила улучшенный образец LT.vz.34.

«Шкода» ответила танком S-Н-а (S — Шкода, II — легкий танк, а — кавалерийский образец), и он военным приглянулся больше, чем танк от фирмы ЧКД. Сначала оба танка в виде деревянных макетов фирмы представили комиссии в октябре 1934 г. S—II—а получил одобрение, в июне 1935 г. на испытания отправился уже его прототип. Ну, а как только испытания завершились, в октябре 1935 г., фирме дали заказ сразу на 160 танков данного типа. Так ЧКД потеряла свою монополию на производство танков в Чехословакии. Ну, а S—II—а, которому дали обозначение LT-35, стал производиться не только для нужд своей собственной страны, но также и экспортироваться за границу. Затем «Шкода» предложила модель среднего танка S—III, и целый ряд последовательных модификаций — Т-21, Т-22 и Т-23.
Интересно, что конкуренция не помешала фирмам договориться о совместном производстве нового танка LT-35, а количество заказанных машин распределили практически поровну.

Тем не менее ЧКД продолжила работу над новыми танками, в результате которой получились танкетка AH-IV и легкий танк TNH. AH-IV заинтересовала, главным образом, заказчиков за рубежом, тогда как TNH приглянулся чехословацким военным. Испытания машины прошли хорошо, 1 июля 1938 года танк приняли на вооружение под индексом LT-38. Всего заказали 150 таких танков, причем первые 20 требовались уже к концу 1938 года, а все остальные 130 — в 1939-ом, к концу мая. Более того, фирме предстояло освоить еще и средний танкV-8-H или ST-39, который следовало выпустить в количестве 300 машин. Сделать его, правда, так и не успели, все закончилось на уровне прототипа, поскольку Чехословакия была аннексирована. Но пока этого еще не произошло LT-35 и LT-38, а кроме них еще и их многочисленные модификации, и различные промежуточные образцы начали экспортировать за границу. Сразу два вида танков заказала Румыния: ЧКД AH-IV* (*румынское обозначение R — 1) и «Шкода» LT-35 — R-2. Причем румынам требовалось 126 танков, часть которых сделала «Шкода», а часть изготовлена непосредственно в Румынии по приобретенной лицензии. В 1942 году Румыния приобрела еще 26 танков 35(t), но уже у Германии. Следующие 50 танков 38(t) им были поставлены немцами в марте 1943 г., поскольку они потеряли множество танков под Сталинградом. 21 танк румыны переделали в САУ с трофейными пушками Ф — 22 УСВ и ЗИС-З. До июня 1944 г. было сделано около 20 этих установок, получивших название ТАСАМ R-2. В начале 1940 г. румыны хотели приобрести 200 танков Т-21 у фирмы «Шкода», но этот контракт так и не был подписан.

LT-35 и LT-38: два чешских танка-близнеца

Германский PzKpfw.38(t) Ausf.A в экспозиции танкового музея в Мунстере.

Затем чешские танки получила… Словакия. До Мюнхенского соглашения здесь размещалась 3-я «быстрая дивизия» армии Чехословакии, на вооружении которой находилось 79 танков LT-35. Теперь на ее основе и были созданы национальные словацкие бронетанковые части. Потом Словакия купила у немцев дополнительно еще 32 танка 38(t), а 21 танк LT-40 (облегченная, «экспортная» версия, готовившаяся для отправки в Литву) словакам был передан в порядке военной помощи.

На 22 июня 1941 года армия Словакии в своем составе имела 114 танков LT-35, LT-38 и LT-40. Большие потери в танках на советско-германском фронте вынудили словаков приобрести у немецкой стороны еще 37 танков производства фирмы ЧКД, ну и, разумеется, танки уже непосредственно германского производства.


Германский PzKpfw.38(t) в музее в Тольятти. Как говорится, почувствуйте разницу. Ну… хорошо хоть так-то сделали!


Многие танки были поставлены в очень отдаленные и, можно даже сказать, в экзотические страны. Например, в 1935 году 50 танков TNH отправились в Иран, а в конце 1938 г. 24 LT-38 (одна из модификаций LTP) купила республика Перу. Для Ирана все эти танки были настолько значимой ценностью, что состояли на вооружении его армии вплоть до 1957 года! Но перуанские танки несли службу куда дольше: два таких танка участвовали в неких событиях 1988 г. – ну, очевидно, какой-то очередной местный «пронунсиаменто». Эти LTP от собственно чешских танков отличались вооружением, аналогичным LТ—35.

21 танк LTL, вооруженный 20-мм автоматической пушкой «Эрликон», должен был экспортироваться в Литву. До литовцев они не дошли, а затем их оснастили 37-мм пушками, и они как раз и превратились в те самые танки LT—40, что затем немцы решили продать союзной Словакии. И этот же танк, но марки LTH и с пушкой «Эрликон» был поставлен Швейцарии (24 машины), где его обозначили как Pz.39.

Наконец на 92 танка TNH SV с поставкой в 1939—40 гг. сделала заказ Швеция. Понятно, что с началом войны контракт был сорван, но ссориться с нейтральными шведами немцы все-таки не решились и два танка-прототипа вместе с лицензией на их выпуск Швеции все же передали. И шведы создали на их основе впечатляющий танковый парк, отдельные танки из которого служили до... 1970 года!


Танковый музей в Туне, Швейцария. Прототип САУ на шасси LTH обр. 1943 г.

Еще одной страной на Востоке, заказавший себе чешские танки в 1938 году, стал Афганистан, которому потребовалось 10 «шкодовских» танков. Понятно, что туда эти танки не попали, но зато они попали… в Болгарию, которая получила 26 LT-35 в 1940 году, и пожелала заказать еще. Вот ей «афганские» танки и отдали. Эти LT-35 отличались тем, что на них стояла 37-мм пушка А-8, которой вооружались танки LT-38. И в Болгарии они служили так долго, что в 1948 году фирме «Шкода» поставлять для них запасные части из старого запаса.


Танки «болгарской поставки». Фото военных лет.

Югославия заказала прототип танка Т-12 — S—II— А, но только с дизелем и пушкой калибра 47-мм. Югославы рассчитывали на 120 таких танков, но война разрушила и этот план.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти