Military Review

Experimental all-terrain vehicle Tritton Trench Crosser (UK)

2
Soon after the start of the First World War, the leading countries of Europe intensified work on the creation of promising combat vehicles for various purposes. One of the main problems that required urgent solutions was the complex landscape of the battlefield, which was formed by numerous craters from shells, ditches and trenches. It was obvious that the new technology must necessarily be able to overcome such obstacles. At the beginning of 1915, the British designers proposed the design of the machine, initially adapted for crossing the ditches. AT stories This original project remained under the name Tritton Trench Crosser.


The author of the original project of an all-terrain vehicle was William Tritton, a designer and specialist in the field of agricultural machinery. Subsequently, he will propose several other projects that will eventually lead to the emergence of the world's first combat-ready tanks. Moreover, together with Walter Wilson W. Tritton will be recognized as the inventor of the tank. However, before that there were a few more years, and engineers worked on other types of equipment. In the course of this work, several interesting projects appeared consecutively, within the framework of which various ideas of various kinds were tested. In particular, the goal of the Tritton Trench Crosser project was to study an original technique for crossing some obstacles. In fact, a promising machine was to become a technology demonstrator.

Experimental all-terrain vehicle Tritton Trench Crosser (UK)
Experienced all-terrain vehicle Tritton Trench Crosser on trial. Photo Landships.activeboard.com


Prospective experienced machine had to cross the trench, which led to the appearance of the corresponding name. The proper name of the project Tritton Trench Crosser is translated exactly as “W. Tritton Trench Interceptor”. Other designations are not used.

As the basis for the all-terrain vehicle, the new model U. Tritton planned to take one of the existing tractors on a wheeled chassis. Such a machine was suitable for use as a prototype, necessary to test the original idea. In the future, however, certain changes could be made to the project. The use of a wheeled chassis, in contrast to the tracks, simplified the design of technology. At the same time, the patency of the wheels, including the large diameter, left much to be desired. For this reason, the author of the project decided that the wheeled chassis should be supplemented with some new devices.

One of the easiest and most obvious ways to cross a moat or trench is to lay a bridge of one kind or another. The plane laid over the trench, allows you to move through it without any restrictions on the type and characteristics of the chassis. It is this principle that the British engineer decided to use in his new project. It was proposed to move across the moats with the help of a special construction of the machine and a special bridge carried by it. For the interaction of the all-terrain vehicle and the portable bridge, a special system had to be developed.


Foster-Daimler tractor in the original configuration. Photo Landships.activeboard.com


As the basis for the experimental all-terrain vehicle, a Daimler-Foster serial wheeled tractor, equipped with a hp 105 petrol engine, was chosen. A number of such tractors were built shortly before the outbreak of World War I by Foster, commissioned by South American agricultural companies. However, due to the start of the war, all this equipment, distinguished by high characteristics, was requisitioned and handed over to the army. In the shortest possible time the tractors showed themselves well as towing vehicles for various trailers, weapons or special equipment. After the appearance of the proposal for authorship of U. Tritton, one of the available tractors was to become the basis for a prototype-technology demonstrator. To do this, it had to be significantly improved, removing some units and installing others.

In the initial configuration, the Daimler-Foster tractor was a two-axle vehicle with large-diameter rear wheels. In front of the rectangular frame, the engine was mounted in a characteristic case, behind it was a frame with tanks for fuel and water used in the cooling system. The back of the car was equipped with a control post with levers to monitor the operation of the power plant and the steering wheel associated with the front swivel wheels. Below the control post were some transmission units that connected the engine shaft to the axle axles of the rear wheels.


The scheme of the car in the stowed position. Figure Landships.activeboard.com


A characteristic feature of the Daimler-Foster tractors was the original power plant. Six-cylinder gasoline engine company "Daimler" power 105 hp housed in a high square casing. From above, the cover was closed with a cover in the form of a truncated pyramid, at the top of which a cylindrical tube was placed. This housing was one of the main parts of the original liquid cooling system. Heat was removed from the engine according to the cooling tower principle: the crankcase was piped with water through a pipe system, and the steam produced with the help of a suitable fan was discharged into the upper pipe.

To achieve high traction characteristics, the tractor received rear wheels with a diameter of 2,5 m. The wheels had a spit-shaped design, the bearing surface of the wheel was formed by curved metal sheets, equipped with large protrusions-grouser. The front wheels had a similar design, but differed by a smaller diameter and the absence of a grooved surface.

As part of the new project, it was proposed to remove some units from the base tractor and install new parts on it. Some changes had to undergo the frame of the machine, chassis and other systems. In particular, new course management tools have been developed. Also, the project provided for an original system that improved the machine’s permeability and allowed it to cross trenches.


Wheel track lowered, the rear wheels drove on him. Figure Landships.activeboard.com


In accordance with the project of W. Tritton, the base tractor was deprived of a front driven axle with small diameter wheels. Instead, the frame of the new construction should be fixed below the front of the frame. In its composition there were two longitudinal elements of great length and relatively large height. Top side added horizontal elements. At the rear of the additional frame, a small platform appeared to accommodate part of the crew and some controls.

The front cut of the vertical elements of the additional frame had a rounded shape. On this part of the frame it was proposed to mount a curved metal sheet with the required parameters of the plane, with which it was proposed to carry out the first stage of the ditch crossing procedure.

A horizontal transverse axis with two rollers at the ends was placed above the front sheet. In the middle part of the axis there was a gear wheel in contact with the worm. The latter was located on the long axis, which was brought to the front post of control and equipped with its own steering wheel. These devices were to be used to control the means of increasing the patency.


William Tritton on the background of an all-terrain vehicle of his own design. Photo Landships.activeboard.com


Directly behind the front curved sheet, U. Tritton proposed to position the axle with the front wheel of small diameter. Another similar wheel was placed under the front of the base tractor frame. According to some reports, the front wheels of the experimental all-terrain vehicle were driven. At the same time, however, there is no accurate data on control systems. Known information about the design of the machine suggests that it consisted of some drives to change the relative position of the frame of the tractor and the front of the unit, connected pivotally. This assumption is supported by the presence in the front wheelhouse of a horizontal steering wheel mounted on a vertical axis.

Also on the frame of the base tractor was asked to mount an additional feed unit. It was a horizontal structure with a triangular profile. On the back of this device was attached to the axis with two rollers for contact with the chains used in the system of increasing cross.

As planned by the author of the project, the Tritton Trench Crosser was supposed to cross the trenches using its own track bridge with a fairly simple design. The bridge was a device of two longitudinal beams connected by transverse elements. Each such beam had a rectangular shape and a certain height. The length of the beam was equal to 15 feet (4,5 m), width - 0,6 m. There were small ramps at the front and rear ends of the beams. The width of such a bridge corresponded to the rear wheel track: it was they who had to use this unit.


All-terrain vehicle moves with a raised bridge. Photo Landships.activeboard.com


It was proposed to transport the bridge and prepare it for work using two chains of the appropriate length. A long chain was attached to each bridge beam, in its front and rear parts from the inside. The front part of the chain went forward and was put on the roller mounted on the corresponding axis. There the chain was bent and stretched to the roller mounted on the rear wheel arch. After that, the chain covered the roller of the rear axle and returned to the bridge beam. As part of the means of overcoming obstacles there were two chains and two sets of rollers for their tension.

To manage the experimental all-terrain vehicle had a crew of several people. Two were located on the ground in front of the engine and had to work with their own steering wheels. The horizontally placed wheel was responsible for maneuvering, and the tilted wheel was used to control the track bridge. The rear control post, located on the stern platform, was still equipped with controls for the gasoline engine and gearbox. There were no special operational requirements for the Tritton Trench Crosser, which made it possible not to pay attention to ease of operation, crew accommodation, etc.


The process of overcoming the moat. Photo by Justacarguy.blogspot.fr


William Tritton proposed an unusual way of crossing trenches that looked like this. The Trench Traveler should have approached the moat using a set of four wheels on three axles. Facing an obstacle, the crew had to slow down and slowly feed the front of the vehicle forward. Due to the specific distribution of the mass of the aggregates, the front frame could be easily hung over the moat and advanced. While continuing to move forward, the front wheels of the all-terrain vehicle could lose contact with the ground, however, the frontal sheet of the front frame had to reach the far edge of the trench and rest on it.

Having hung the car over the obstacle, the crew had to use one of the steering wheels of the front wheelhouse, with which the tension of the chains was relaxed. At the same time the track bridge departed from the frame and lowered to the edges of the pit, moving to the working position. Having laid the bridge, the driver of the Tritton Trench Crosser car could continue driving. In this case, the front wheels could once again lean on the ground, while the rear wheels drove across the bridge and then also fell to the ground.

Overcoming an obstacle, the crew had to drive a few meters, and then back up. It was necessary to remove the bridge from the trench, the subsequent passage through it in the opposite direction and return the device to its original position. Once under the all-terrain vehicle, the bridge was tightened with chains to the transport position. After that, the machine could continue to move to the next trench.


The modern layout of the Tritton Trench Crosser. Photo Moloch / Colleurs-de-plastique.com


The remaining schemes of all-terrain vehicle Tritton Trench Crosser allow us to estimate its size. The length of the machine reached 10 m, width - 2,8 m, height - about 4,4 m. The length of the track bridge was 4,5 m, rear wheels with a diameter of 2,5 m were used.

In the spring of 1915, an existing Daimler-Foster tractor was delivered to one of the British industrial plants, which was to become an experienced model of the Tritton Trench Crosser. Soon the tractor lost unnecessary units and received new devices, after which it was released for testing. The alteration of the car was completed in May of the same year, and checks were soon launched in the conditions of the landfill.

The task of the Tritton Construction Trench Cutter prototype was to check the original proposal for equipping the machinery with its own track bridge. For this reason, the prototype was tested on a site with several trenches of different widths. Testers quickly found that the all-terrain vehicle of W. Tritton was indeed capable of crossing the trenches at the expense of the original means of improving cross-country ability. Without any problems, the crew could move the nose of the car to the far edge of the moat, then lower the bridge and move over the obstacle.


Model, front view from above. Photo Moloch / Colleurs-de-plastique.com


Nevertheless, in the course of the tests, obvious and serious project flaws were identified and confirmed. The trench crossing procedure was too long to be used in a combat situation. In addition, the proposed experimental machine was not distinguished by high maneuverability and mobility. It was hardly possible now to count on the continuation of the development of the project and the creation of an improved modification of the all-terrain vehicle adapted for use in the army.

Some sources mention the work on the formation of the possible appearance of a full-fledged combat vehicle based on the Tritton Trench Crosser all-terrain vehicle. In this case, all units had to be closed by a complex-shaped armored body. It was possible to change and increase the curved front sheet, providing the intersection of the ditches. Also in the front of the case could appear machine-gun. The track bridge, its chains and other devices necessary for improving the patency, remained outside the armored hull. This version of the project remained on the drawings.

During the tests, the original all-terrain vehicle confirmed its characteristics, but at the same time, showed all the flaws. In its current form, the machine could not be of interest from the point of view of future combat use. Further development of the project also did not make sense. After testing the prototype, the Tritton Trench Crosser project was closed for lack of prospects. Exact information about the fate of a single prototype is missing. Most likely, it was rebuilt into the tractor of the original model and returned to the old work, and all the original units were sent to junk.


Option armored combat vehicle based on an experimental all-terrain vehicle. Figure Landships.activeboard.com


The unfortunate completion of the original project led to the emergence of relevant findings. The wheeled chassis, even when supplemented with a track bridge, had very limited prospects in the context of the future combat vehicles. Much more interesting were the tracked engines, the development of which was decided to continue in new projects. Already in 1916, these works led to the emergence of the first combat-ready tanks.

It should be noted that the idea of ​​using the track bridges transported by self-propelled vehicles was further developed. Similar products really could facilitate overcoming of various obstacles of this or that equipment. However, for the most efficient use of the bridge had to be large and, consequently, be transported by a separate self-propelled machine. Similar ideas were subsequently implemented in the mass of so-called projects. tank bridge construction, the task of which is to install the appropriate engineering structures for use by other combat and auxiliary vehicles.

The Tritton Trench Crosser project was intended to test the original idea of ​​increasing the maneuverability of the vehicle. Tests of a single prototype demonstrated both the performance and extremely low performance characteristics of the proposed equipment. Short trials allowed to determine the future development of military equipment, in time abandoning one of the obviously useless proposals.


On the materials of the sites:
http://landships.activeboard.com/
http://friends-of-the-lincoln-tank.co.uk/
http://armorama.com/
http://vikond65.livejournal.com/
http://shusharmor.livejournal.com/
http://justacarguy.blogspot.fr/

The process of making a model experimental rover:
http://colleurs-de-plastique.com/forums/showthread.php?10724-Tritton-Trench-Crosser
Author:
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Amurets
    Amurets 16 December 2016 16: 16
    +2
    The unsuccessful completion of the original project led to the emergence of relevant conclusions. The wheeled undercarriage, even supplemented by a track axle, had very limited prospects in the context of future combat vehicles.

    To the same conclusion came the crews of Russian armored vehicles during the WWII. And the idea is sound, a prototype of an engineering machine for overcoming obstacles.
  2. 97110
    97110 25 February 2017 17: 58
    0
    with levers to control the operation of the power plant
    How lovely! Did the computer translate itself? Control - well, the hedgehog is clear that here the controllers control. The artificial mind itself is being poked! From the bowels of a computer using paperless technology! An urgent need for the Head of Government to report on the spontaneous manifestations of domestic artificial intelligence in window soil! That is, in the Windows environment ...

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)

Вскоре после начала Первой мировой войны ведущие страны Европы активизировали работы по созданию перспективных боевых машин различного назначения. Одной из главных проблем, которая требовала срочного решения, был сложный ландшафт поля боя, образовывавшийся многочисленными воронками от снарядов, рвами и траншеями. Было очевидно, что новая техника обязательно должна иметь возможность преодоления подобных препятствий. В начале 1915 года британскими конструкторами был предложен проект машины, изначально приспособленной для пересечения рвов. В истории этот оригинальный проект остался под названием Tritton Trench Crosser.

Автором оригинального проекта вездеходной машины стал Уильям Триттон, конструктор и специалист в области сельскохозяйственной техники. Впоследствии он предложит несколько других проектов, которые в итоге приведут к появлению первых в мире боеспособных танков. Более того, вместе с Уолтером Вильсоном У. Триттон будет признан изобретателем танка. Тем не менее, до этого оставалось еще несколько лет, и инженеры работали над другими видами техники. В ходе этой работы последовательно появились несколько интересных проектов, в рамках которых проверялись те или иные идеи разного рода. В частности, целью проекта Tritton Trench Crosser было изучение оригинальной методики пересечения некоторых препятствий. Фактически перспективная машина должна была стать демонстратором технологии.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Опытный вездеход Tritton Trench Crosser на испытаниях. Фото Landships.activeboard.com


Перспективная опытная машина должна была пересекать траншеи, что и привело к появлению соответствующего названия. Собственное имя проекта Tritton Trench Crosser переводится именно как «Пересекатель траншей конструкции У. Триттона». Иные обозначения не применялись.

В качестве основы для вездехода новой модели У. Триттон планировал взять один из существующих тракторов на колесном шасси. Подобная машина была пригодна для использования в качестве опытного образца, необходимого для проверки оригинальной идеи. В дальнейшем, однако, в проект могли вноситься те или иные изменения. Применение колесной ходовой части, в отличие от гусениц, упрощало конструкцию техники. В то же время, проходимость колес, в том числе и большого диаметра, оставляла желать лучшего. По этой причине автор проекта решил, что колесное шасси должно быть дополнено некоторыми новыми устройствами.

Одним из самых простых и очевидных способов пересечения рва или траншеи является укладка моста того или иного вида. Плоскость, уложенная над траншеей, позволяет переехать через нее без каких-либо ограничений по типу и характеристикам ходовой части. Именно этот принцип британский инженер решил использовать в своем новом проекте. Переезжать через рвы предлагалось при помощи особой конструкции машины и специального моста, перевозимого ею. Для взаимодействия вездехода и возимого моста пришлось разработать специальную систему.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Трактор Foster-Daimler в исходной конфигурации. Фото Landships.activeboard.com


В качестве основы для экспериментального вездехода был выбран серийный колесный трактор марки Daimler-Foster, оснащенный бензиновым двигателем мощностью 105 л.с. Некоторое количество таких тракторов было построено незадолго до начала Первой мировой войны фирмой «Фостер» по заказу южноамериканских сельскохозяйственных компаний. Тем не менее, из-за начала войны вся эта техника, отличавшаяся высокими характеристиками, была реквизирована и передана армии. В кратчайшие сроки тракторы хорошо показали себя в качестве буксировщиков различных прицепов, оружия или специального оборудования. После появления предложения за авторством У. Триттона один из имеющихся тракторов должен был стать основой для опытного образца-демонстратора технологий. Для этого его пришлось заметным образом доработать, удалив одни агрегаты и установив другие.

В исходной конфигурации трактор «Даймлер-Фостер» представлял собой двухосную машину с задними колесами большого диаметра. В передней части прямоугольной рамы крепился двигатель в характерном корпусе, за ним располагалась рама с баками для топлива и воды, используемой в системе охлаждения. Задняя часть машины оснащалась постом управления с рычагами для контроля за работой силовой установки и рулевым колесом, связанным с передними поворотными колесами. Ниже поста управления находились некоторые агрегаты трансмиссии, соединявшие вал двигателя с полуосями задних колес.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Схема машины в походном положении. Рисунок Landships.activeboard.com


Характерной чертой тракторов Daimler-Foster была оригинальная силовая установка. Шестицилиндровый бензиновый двигатель фирмы «Даймлер» мощностью 105 л.с. размещался в высоком кожухе квадратного сечения. Сверху кожух закрывался крышкой в виде усеченной пирамиды, наверху которой помещалась цилиндрическая труба. Подобный кожух являлся одной из главных деталей оригинальной системы жидкостного охлаждения. Отвод тепла от двигателя осуществлялся по принципу градирни: картер при помощи системы труб орошался водой, а образованный пар при помощи соответствующего вентилятора отводился в верхнюю трубу.

Для достижения высоких характеристик тяги трактор получил задние колеса диаметром 2,5 м. Колеса имели спицованную конструкцию, опорная поверхность колеса образовывалась изогнутыми металлическими листами, оснащенными крупными выступами-грунтозацепами. Передние колеса имели схожую конструкцию, но отличались меньшим диаметром и отсутствием рифленой поверхности.

В рамках нового проекта предлагалось снять с базового трактора некоторые агрегаты и установить на него новые детали. Некоторые изменения должна была претерпеть рама машины, ходовая часть и другие системы. В частности, были разработаны новые средства управления по курсу. Также в проекте предусматривалась оригинальная система, улучшавшая проходимость машины и позволявшая ей пересекать траншеи.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Колейный мост опущен, задние колеса заехали на него. Рисунок Landships.activeboard.com


В соответствии с проектом У. Триттона, базовый трактор лишался переднего управляемого моста с колесами малого диаметра. Вместо этого снизу под передней частью рамы следовало закреплять раму новой конструкции. В ее составе имелись два продольных элемента большой длины и сравнительно большой высоты. Сверху борта дополнялись горизонтальными элементами. В задней части дополнительной рамы появилась небольшая площадка для размещения части экипажа и некоторых органов управления.

Передний срез вертикальных элементов дополнительной рамы имел скругленную форму. На этой части рамы предлагалось крепить изогнутый металлический лист с требуемыми параметрами плоскости, при помощи которого предлагалось осуществлять первый этап процедуры пересечения рва.

Над передним листом размещалась горизонтальная поперечная ось с двумя роликами на торцах. В средней части оси имелось зубчатое колесо, контактировавшее с червяком. Последний находился на длинной оси, выведенной на передний пост управления и оснащенной собственным штурвалом. Эти устройства должны были использоваться для управления средствами повышения проходимости.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Уильям Триттон на фоне вездехода собственной конструкции. Фото Landships.activeboard.com


Непосредственно за передним изогнутым листом У. Триттон предложил расположить ось с передним колесом малого диаметра. Еще одно подобное колесо поместили под передней частью рамы базового трактора. По некоторым данным, передние колеса экспериментального вездехода были выполнены управляемыми. При этом, однако, отсутствуют точные данные о системах управления. Известные сведения о конструкции машины позволяют предполагать, что в ее составе имелись некие приводы для изменения взаимного положения рамы трактора и переднего агрегата, соединенных шарнирно. В пользу этого предположения говорит наличие в составе переднего поста управления горизонтально расположенного штурвала, установленного на вертикальной оси.

Также на раме базового трактора предлагалось крепить дополнительный кормовой агрегат. Он представлял собой горизонтально расположенную конструкцию с треугольным профилем. На задней части этого устройства крепилась ось с двумя роликами для контакта с цепями, используемыми в составе системы повышения проходимости.

По задумке автора проекта, машина Tritton Trench Crosser должна была пересекать траншеи при помощи собственного колейного моста достаточно простой конструкции. Мост представлял собой устройство из двух продольных балок, соединенных поперечными элементами. Каждая такая балка имела прямоугольную в плане форму и определенную высоту. Длина балки равнялась 15 футам (4,5 м), ширина – 0,6 м. На переднем и заднем торцах балок имелись небольшие скосы-пандусы. Ширина такого моста соответствовала колее задних колес: именно они должны были использовать этот агрегат.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Вездеход движется с поднятым мостом. Фото Landships.activeboard.com


Транспортировать мост и подготавливать его к работе предлагалось при помощи двух цепей соответствующей длины. К каждой балке моста, в ее передней и задней части с внутренней стороны, присоединялась длинная цепь. Передняя часть цепи уходила вперед и надевалась на ролик, установленный на соответствующей оси. Там цепь изгибалась и протягивалась к ролику, установленному на арке заднего колеса. После этого цепь охватывала ролик вынесенной задней оси и возвращалась к балке моста. В составе средств преодоления препятствий имелось две цепи и два набора роликов для их натяжения.

Управлять экспериментальным вездеходом должен был экипаж из нескольких человек. Двое располагались на площадке перед двигателем и должны были работать с собственными штурвалами. Размещенное горизонтально колесо отвечало за маневрирование, а установленное под наклоном использовалось для управления колейным мостом. Задний пост управления, расположенный на кормовой площадке, по-прежнему оснащался средствами управления бензиновым двигателем и коробкой передач. К машине Tritton Trench Crosser не предъявлялись особые требования эксплуатационного характера, что позволяло не обращать внимания на удобство управления, размещение экипажа и т.д.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Процесс преодоления рва. Фото Justacarguy.blogspot.fr


Уильям Триттон предложил необычный способ пересечения траншей, выглядевший следующим образом. Ко рву «Пересекатель траншей» должен был подходить, используя набор из четырех колес на трех осях. Оказавшись перед препятствием, экипаж должен был сбрасывать скорость и медленно подавать вперед лобовую часть машины. За счет специфического распределения массы агрегатов передняя рама могла быть без проблем вывешена надо рвом и продвинута вперед. При продолжении движения вперед передние колеса вездехода могли терять контакт с грунтом, однако при этом лобовой лист передней рамы должен был достигать дальнего края траншеи и опираться на него.

Вывесив машину над препятствием, экипаж должен был использовать один из штурвалов переднего поста управления, при помощи которого ослаблялось натяжение цепей. При этом колейный мост отходил от рамы и опускался на края рва, переходя в рабочее положение. Уложив мост, водитель машины Tritton Trench Crosser мог продолжить движение. При этом передние колеса вновь могли опереться на грунт, а задние проезжали по мосту и затем тоже опускались на грунт.

Преодолев препятствие, экипаж должен был проехать несколько метров, а затем дать задний ход. Это было необходимо для снятия моста с траншеи, последующего проезда по нему в обратном направлении и возвращения устройства в исходное положение. Оказавшись под днищем вездехода, мост подтягивался цепями в транспортное положение. После этого машина могла продолжать движение до следующей траншеи.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Современный макет машины Tritton Trench Crosser. Фото Moloch / Colleurs-de-plastique.com


Сохранившиеся схемы вездехода Tritton Trench Crosser позволяют оценить его размеры. Длина машины достигала 10 м, ширина – 2,8 м, высота – около 4,4 м. Длина колейного моста составляла 4,5 м, использовались задние колеса диаметром 2,5 м.

Весной 1915 года на одно из британских промышленных предприятий был доставлен имеющийся трактор Daimler-Foster, которому предстояло стать опытным образцом машины Tritton Trench Crosser. Вскоре трактор лишился ненужных агрегатов и получил новые устройства, после чего был выпущен на испытания. Переделка машины завершилась в мае того же года, вскоре стартовали проверки в условиях полигона.

Задачей опытной машины «Пересекатель траншей конструкции Триттона» была проверка оригинального предложения, касавшегося оснащения техники собственным колейным мостом. По этой причине прототип испытывался на площадке с несколькими траншеями разной ширины. Испытатели быстро установили, что вездеход У. Триттона действительно способен пересекать траншеи за счет оригинальных средств повышения проходимости. Без особых проблем экипаж мог перенести носовую часть машины на дальний край рва, после чего опустить мост и переехать через препятствие.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Модель, вид спереди сверху. Фото Moloch / Colleurs-de-plastique.com


Тем не менее, в ходе испытаний были выявлены и подтверждены явные и серьезные недостатки проекта. Процедура пересечения траншеи оказывалась слишком долгой для использования в боевой обстановке. Кроме того, предложенная опытная машина не отличалась высокой маневренностью и подвижностью. Вряд ли теперь можно было рассчитывать на продолжение развития проекта и создание улучшенной модификации вездехода, приспособленной к использованию в армии.

В некоторых источниках упоминаются работы по формированию возможного облика полноценной боевой машины на основе вездехода Tritton Trench Crosser. В таком случае все агрегаты должны были закрываться броневым корпусом сложной формы. Появлялась возможность изменить и увеличить изогнутый передний лист, обеспечивающий пересечение рвов. Также в передней части корпуса могла появиться пулеметная установка. Колейный мост, его цепи и другие устройства необходимые для повышения проходимости, оставались за пределами бронекорпуса. Такой вариант проекта так и остался на чертежах.

В ходе испытаний оригинальный вездеход подтвердил свои характеристики, но в то же время, показал все имеющиеся недостатки. В существующем виде машина не могла представлять интерес с точки зрения будущего боевого применения. Дальнейшее развитие проекта тоже не имело смысла. После проведения испытаний опытного образца проект Tritton Trench Crosser был закрыт за отсутствием перспектив. Точные сведения о судьбе единственного прототипа отсутствуют. Скорее всего, его перестроили в трактор исходной модели и вернули к старой работе, а все оригинальные агрегаты отправили в утиль.

Экспериментальный вездеход Tritton Trench Crosser (Великобритания)
Вариант бронированной боевой машины на базе экспериментального вездехода. Рисунок Landships.activeboard.com


Неудачное завершение оригинального проекта привело к появлению соответствующих выводов. Колесная ходовая часть, даже дополненная колейным мостом, имела весьма ограниченные перспективы в контексте боевых машин будущего. Куда больший интерес представляли гусеничные движители, развитие которых было решено продолжить в новых проектах. Уже в 1916 году эти работы привели к появлению первых боеспособных танков.

Следует отметить, что идея использования колейных мостов, перевозимых самоходной техникой, в дальнейшем получила развитие. Подобные изделия действительно могли облегчить преодоление различных препятствий той или иной техникой. Тем не менее, для наиболее эффективного использования мост должен был иметь большие размеры и, как следствие, перевозиться отдельной самоходной машиной. Подобные идеи в дальнейшем были реализованы в массе проектов т.н. танковых мостоукладчиков, задачей которых является установка соответствующих инженерных сооружений для использования другими боевыми и вспомогательными машинами.

Проект Tritton Trench Crosser предназначался для проверки оригинальной идеи, касавшейся повышения проходимости техники. Испытания единственного опытного образца продемонстрировали как работоспособность, так и крайне низкие эксплуатационные характеристики предложенной техники. Недолгие испытания позволили определить дальнейшие пути развития военной техники, вовремя отказавшись от одного из заведомо бесполезных предложений.


По материалам сайтов:
http://landships.activeboard.com/
http://friends-of-the-lincoln-tank.co.uk/
http://armorama.com/
http://vikond65.livejournal.com/
http://shusharmor.livejournal.com/
http://justacarguy.blogspot.fr/

Процесс изготовления модели экспериментального вездехода:
http://colleurs-de-plastique.com/forums/showthread.php?10724-Tritton-Trench-Crosser

Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 16 декабря 2016 16:16
    Неудачное завершение оригинального проекта привело к появлению соответствующих выводов. Колесная ходовая часть, даже дополненная колейным мостом, имела весьма ограниченные перспективы в контексте боевых машин будущего.

    К такому же выводу пришли экипажи русских бронеавтомобилей во время ПМВ. А идея здравая, прообраз инженерной машины преодоления препятствий.
  2. 97110 25 февраля 2017 17:58
    с рычагами для контроля за работой силовой установки
    Какая прелесть! ЭВМ сама переводила? Control - ну ежу же понятно, что тут контролёры контролируют. Искусственный разум сам проклёвывается! Из недр ЭВМ по безбумажной технологии! Срочно надо Главе Правительства доложить о спонтанных проявлениях отечественного искусственного разума на оконной почве! То есть в виндовой среде...
Картина дня