Известный и секретный «Призрак»

Секретность и реклама. Между этими двумя вещами постоянно приходится балансировать любой фирме, делающей продукцию и технологии оборонного назначения. Именно такие мысли возникают при чтении пресс-релиза компании Juliet Marine Systems, в котором рассказывается об их новом проекте под кодовым названием Ghost («Призрак»). Хотя соответствующее управление ВМС США и Бюро по регистрации патентов и торговых марок разрешило JMS опубликовать данные о своей работе, те не называют даже примерные технические характеристики своего творения. Но зато приводят цифры, связанные с примененными новыми технологиями, которые, собственно говоря, и должны заинтересовать потенциальных покупателей.

Известный и секретный «Призрак»


Цифра эта равняется девяти сотням. Именно во столько раз, по заявлению JMS, снижается сопротивление среды при движении корабля проекта Ghost. Достигнуто это применением обводов корпуса специальной формы и специальных агрегатов, благодаря которому вокруг подводной части судна образуется суперкавитационная полость. Этот факт и послужил причиной того, что в пресс-релизе «Призрак» называется комбинацией катера и летательного аппарата. К публикации прикрепили фотографии чудо-катера.


По опубликованным данным о конструкции или тактической нише, которую должен занять Ghost, судить трудно. Но в журнале Aviation Week & Space Technology провели расследование и даже из имеющихся материалов сумели выудить немало информации. По крайней мере, теперь ее достаточно для более-менее нормальных суждений о проекте. На фото «Призрака» видно, что катер выполнен по схеме, напоминающей тримаран. Слово «напоминающей» здесь неслучайно: при движении на малой скорости катер касается воды днищем и двумя гондолами, размещенными на пилонах по бокам основного корпуса. При увеличении скорости движения «крылья» по команде могут двигаться в вертикальной плоскости, благодаря чему основной корпус катера приподнимается над водой, а боковые гондолы принимают на себя всю нагрузку. В корпусе размещается рубка, все системы управления, силовая установка, экипаж и, в перспективе, вооружение. В гондолах, в свою очередь, размещаются электромоторы с винтами/водометами и аппаратура, обеспечивающая создание суперкавитационных «пузырей». При выведенных в самое нижнее положение пилонах Ghost напоминает корабль Sea Shadow, созданный в начале 80-х компанией Lockheed. Но отличий у этих проектов куда больше, чем общих моментов. Хотя бы потому, что «Морская тень» делалась как демонстратор стелс-технологий в морском деле и большой скорости не имела. Даже катамаранная схема не позволяла разгоняться этому кораблю быстрее 14-15 узлов. Различна и конструкция пилонов, на которых размещаются боковые гондолы: у «Призрака» они выполнены поворотными, у «Тени» - стационарными. Возможно, на катере Ghost пилоны одновременно исполняют роль подводных крыльев, хотя уверенно утверждать нельзя.

Известный и секретный «Призрак»


Итак, большинство решений, примененных на «Призраке» не новы. Поворотные пилоны уже были в проектах Lockheed Martin задолго до Sea Shadow, а серийные суда на подводных крыльях вышли на маршруты еще в 50-х годах прошлого века. Но Ghost все же не «сплав» только существующих технологий – главная цель, ради которой были собраны подводные крылья, пилоны и т.д. заключается в другом. Ghost - это в первую очередь т.н. суперкавитационный катер. Как уже упоминалось, в подводных гондолах помимо движителей размещаются специальные агрегаты, создающие вокруг них полость. Надо сказать, суперкавитация тоже не является революционно новой технологией в судостроения, но до сих пор самым крупным серийным типом техники, использовавшем его, был американский катер Mark V. А Juliet Marine Systems обещает «вырастить» из имеющегося Ghost корабль куда больших размеров. В российской технике также используется суперкавитация – подводная ракета «Шквал» передвигается под водой со скоростью около 200 узлов.

Тем не менее, проект Ghost представляет определенный интерес для военных и гражданских заказчиков. Если мирное «трудоустройство» подобных катеров и кораблей возможно в грузовом или пассажирском вариантах, то военных способов его применения куда больше. Надводная часть катера может быть выполнена с использованием наработок, оставшихся от Sea Shadow, в результате чего получится плавсредство, способное скрытно и на большой скорости выходить в заданный район. А для каких целей – сугубо вопрос тактического применения и воззрений флотского начальства. Корабли, созданные на основе «Призрака», могут выполнять патрульную службу, атаковать корабли противника или даже высаживать десант. JMS особо напирает на тот факт, что благодаря хорошей скорости и маневренности Ghost может эффективно бороться с пиратами. Понятно, почему разработчики «Призрака» активно «пиарят» подобное применение катера – на борьбу с морским разбоем у американского флота уходит до полутора миллиардов долларов в год. По-видимому, «Призраки» способны значительно уменьшить эту сумму.

Известный и секретный «Призрак»


Однако есть основания полагать, что ВМС США могут и отказаться от поддержки проекта. Если они позволили рассекретить работы, то это может говорить об отпуске JMS «на вольные хлеба». Возможно, доводка программы требует хороших капиталовложений, а US Navy попросту не хотят рисковать собственными деньгами и некоторым образом намекают частным компаниям, дабы те продолжили финансирование работ по «Призраку». Но это только предположения. Сам факт существования Ghost рассекречен, но его точные характеристики, метод создания суперкавитационных полостей и другие моменты, представляющие большой интерес, пока не стали достоянием общественности. Среди прочего это может говорить и о своеобразной попытке похвастаться со стороны американских моряков. Однако точно говорить о судьбе проекта Ghost можно будет только после появления официальной информации.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 19
  1. esaul 28 января 2012 08:58
    Если на оконечностях подводной части разместить по " Шквалу", то, то же, получится не хилый аппарат!( Шутка!) wink Может, " Локхид" этим и воспользовался? ( опять - шутка!). Ведь что-то Поуп успел стырить в 90-х! Не даром за него ЦРУ с Россией хлестались, чуть не до вооружённого противостояния! И немцы , как "говорит" Гугл, что-то сумели наваять в этой области!
    1. Sergh 28 января 2012 17:55
      Привет Валера! Я неделю назад этот пост читал, а затем и раньше, даже можно сказать, он уже древний. Не пошёл этот аппарат, т.к. при даже средней волне все достоинства сходят на нет и возникает опасность угробиться самому.
      Так писали сами амеры, что при задержании обыкновенного морского катера с наркотиками, при среднем волнении моря, скорость упала до минимума и они не смогли догнать даже обыкновенный катер.
      Sergh
      1. киргиз 29 января 2012 09:42
        для рыбнадзора на озерах и водохранилищах подойдет, для очень богатого рыбнадзора
    2. alex-defensor 29 января 2012 21:26
      Понятно, почему разработчики «Призрака» активно «пиарят» подобное применение катера – на борьбу с морским разбоем у американского флота уходит до полутора миллиардов долларов в год. По-видимому, «Призраки» способны значительно уменьшить эту сумму.


      Ну конечно, разработчики думают исключительно и снижении расходов бюджета... wink wink wink

      Ведь что-то Поуп успел стырить в 90-х!


      Конечно стырили, причем "за грош", в то время "алкоголика", когда всякие либерастические дерьмократы жизнь свою баблом насыщали.

      Сам аппарат больше похож на дорогую игрушку всяких мажоров.
  2. APASUS 28 января 2012 09:54

    Еще одно американское изобретение,как всегда самое самое,круче нету. Похож на F-117 .Ну мы все помним чем дело кончилось ,списали бедолагу за его не исправимые характеристики.
    1. Skiff 28 января 2012 10:43
      Прототип F-17 wink
      Skiff
    2. snek 28 января 2012 11:30
      f-117 уже списали.
      snek
    3. Glenn Witcher 28 января 2012 13:36
      Sea Shadow в прошлом году тоже на иголки отправили. Хотя какие иголки, он же композитный. Наверное, на бутылки для Кока-Колы. lol
  3. alatau_09 28 января 2012 10:04
    Нашему экраноплану "Лунь" применить технологии "стелс" и их "Призраки" растворяться унося с собой хорошие затраты...
    alatau_09
    1. snek 28 января 2012 11:33
      это машины разной весовой категории, построенные по разным технологиям и для решения разных задач. Пытаться их сравнить - это все равно что спорить кто лучший хищник удав или ягуар.
      snek
      1. alatau_09 28 января 2012 15:16
        есть экранопланы и меньшего водоизмещения ( "Лунь" тоже начинался с "Орленка" ) и цели военной техники в принципе одни и те же - уничтожение противника и господство на ТВД... (в данном случае прибрежные и морские).
        Спасибо конструкторам и ученым СССР за наработки, позволившие уйти по экранопланам далеко вперед, а использовать их сегодня с применением последних научных достижений "сам Бог велел"...
        alatau_09
        1. recitatorus 28 января 2012 22:50
          А что у нас о экранопланах слышно?
          recitatorus
          1. киргиз 29 января 2012 09:45
            да рогозин заикался про них, армия не может им придумать применение, теперь погранцы думают куда прилепить можно, их содержать дорогоrecitatorus,
  4. Циник 28 января 2012 10:04
    На те боже , что нам негоже .
  5. piston 28 января 2012 10:49
    alatau_09.
    Согласен. Наш ответ - экраноплан! Наработки есть.
    Но нет никакой уверенности в том, что обсуждаемый нами образец, готовится для серийного производства. Полагаю, что идут ходовые испытания инженерных наработок и конструкторских идей.
  6. Maroder 28 января 2012 12:48
    Я этот секретный аппарат видел в советском журнале в 80 годах.
    Толи "катера и яхты" толи "моделит конструктор".
    Там вобще очень много было новейших американских секретных разработок.

    Вроде от него отказались из за малой мореходности. волну не любит.
    Maroder
  7. bereg 28 января 2012 14:16
    пока не увижу этот аппорат на большой скорости хотя бы по тв буду считать это PR
    bereg
  8. bereg 28 января 2012 17:25
    что за сволочь минусует , делать больше нечего
    bereg
  9. Gonoriy 10 января 2015 20:29
    Видимо выдают желаемое за действительное.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня