Известный и секретный «Призрак»

Секретность и реклама. Между этими двумя вещами постоянно приходится балансировать любой фирме, делающей продукцию и технологии оборонного назначения. Именно такие мысли возникают при чтении пресс-релиза компании Juliet Marine Systems, в котором рассказывается об их новом проекте под кодовым названием Ghost («Призрак»). Хотя соответствующее управление ВМС США и Бюро по регистрации патентов и торговых марок разрешило JMS опубликовать данные о своей работе, те не называют даже примерные технические характеристики своего творения. Но зато приводят цифры, связанные с примененными новыми технологиями, которые, собственно говоря, и должны заинтересовать потенциальных покупателей.



Цифра эта равняется девяти сотням. Именно во столько раз, по заявлению JMS, снижается сопротивление среды при движении корабля проекта Ghost. Достигнуто это применением обводов корпуса специальной формы и специальных агрегатов, благодаря которому вокруг подводной части судна образуется суперкавитационная полость. Этот факт и послужил причиной того, что в пресс-релизе «Призрак» называется комбинацией катера и летательного аппарата. К публикации прикрепили фотографии чудо-катера.


По опубликованным данным о конструкции или тактической нише, которую должен занять Ghost, судить трудно. Но в журнале Aviation Week & Space Technology провели расследование и даже из имеющихся материалов сумели выудить немало информации. По крайней мере, теперь ее достаточно для более-менее нормальных суждений о проекте. На фото «Призрака» видно, что катер выполнен по схеме, напоминающей тримаран. Слово «напоминающей» здесь неслучайно: при движении на малой скорости катер касается воды днищем и двумя гондолами, размещенными на пилонах по бокам основного корпуса. При увеличении скорости движения «крылья» по команде могут двигаться в вертикальной плоскости, благодаря чему основной корпус катера приподнимается над водой, а боковые гондолы принимают на себя всю нагрузку. В корпусе размещается рубка, все системы управления, силовая установка, экипаж и, в перспективе, вооружение. В гондолах, в свою очередь, размещаются электромоторы с винтами/водометами и аппаратура, обеспечивающая создание суперкавитационных «пузырей». При выведенных в самое нижнее положение пилонах Ghost напоминает корабль Sea Shadow, созданный в начале 80-х компанией Lockheed. Но отличий у этих проектов куда больше, чем общих моментов. Хотя бы потому, что «Морская тень» делалась как демонстратор стелс-технологий в морском деле и большой скорости не имела. Даже катамаранная схема не позволяла разгоняться этому кораблю быстрее 14-15 узлов. Различна и конструкция пилонов, на которых размещаются боковые гондолы: у «Призрака» они выполнены поворотными, у «Тени» - стационарными. Возможно, на катере Ghost пилоны одновременно исполняют роль подводных крыльев, хотя уверенно утверждать нельзя.



Итак, большинство решений, примененных на «Призраке» не новы. Поворотные пилоны уже были в проектах Lockheed Martin задолго до Sea Shadow, а серийные суда на подводных крыльях вышли на маршруты еще в 50-х годах прошлого века. Но Ghost все же не «сплав» только существующих технологий – главная цель, ради которой были собраны подводные крылья, пилоны и т.д. заключается в другом. Ghost - это в первую очередь т.н. суперкавитационный катер. Как уже упоминалось, в подводных гондолах помимо движителей размещаются специальные агрегаты, создающие вокруг них полость. Надо сказать, суперкавитация тоже не является революционно новой технологией в судостроения, но до сих пор самым крупным серийным типом техники, использовавшем его, был американский катер Mark V. А Juliet Marine Systems обещает «вырастить» из имеющегося Ghost корабль куда больших размеров. В российской технике также используется суперкавитация – подводная ракета «Шквал» передвигается под водой со скоростью около 200 узлов.

Тем не менее, проект Ghost представляет определенный интерес для военных и гражданских заказчиков. Если мирное «трудоустройство» подобных катеров и кораблей возможно в грузовом или пассажирском вариантах, то военных способов его применения куда больше. Надводная часть катера может быть выполнена с использованием наработок, оставшихся от Sea Shadow, в результате чего получится плавсредство, способное скрытно и на большой скорости выходить в заданный район. А для каких целей – сугубо вопрос тактического применения и воззрений флотского начальства. Корабли, созданные на основе «Призрака», могут выполнять патрульную службу, атаковать корабли противника или даже высаживать десант. JMS особо напирает на тот факт, что благодаря хорошей скорости и маневренности Ghost может эффективно бороться с пиратами. Понятно, почему разработчики «Призрака» активно «пиарят» подобное применение катера – на борьбу с морским разбоем у американского флота уходит до полутора миллиардов долларов в год. По-видимому, «Призраки» способны значительно уменьшить эту сумму.

Известный и секретный «Призрак»


Однако есть основания полагать, что ВМС США могут и отказаться от поддержки проекта. Если они позволили рассекретить работы, то это может говорить об отпуске JMS «на вольные хлеба». Возможно, доводка программы требует хороших капиталовложений, а US Navy попросту не хотят рисковать собственными деньгами и некоторым образом намекают частным компаниям, дабы те продолжили финансирование работ по «Призраку». Но это только предположения. Сам факт существования Ghost рассекречен, но его точные характеристики, метод создания суперкавитационных полостей и другие моменты, представляющие большой интерес, пока не стали достоянием общественности. Среди прочего это может говорить и о своеобразной попытке похвастаться со стороны американских моряков. Однако точно говорить о судьбе проекта Ghost можно будет только после появления официальной информации.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 19

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. esaul 28 января 2012 08:58
    Если на оконечностях подводной части разместить по " Шквалу", то, то же, получится не хилый аппарат!( Шутка!) wink Может, " Локхид" этим и воспользовался? ( опять - шутка!). Ведь что-то Поуп успел стырить в 90-х! Не даром за него ЦРУ с Россией хлестались, чуть не до вооружённого противостояния! И немцы , как "говорит" Гугл, что-то сумели наваять в этой области!
    1. Sergh 28 января 2012 17:55
      Привет Валера! Я неделю назад этот пост читал, а затем и раньше, даже можно сказать, он уже древний. Не пошёл этот аппарат, т.к. при даже средней волне все достоинства сходят на нет и возникает опасность угробиться самому.
      Так писали сами амеры, что при задержании обыкновенного морского катера с наркотиками, при среднем волнении моря, скорость упала до минимума и они не смогли догнать даже обыкновенный катер.
      Sergh
      1. киргиз 29 января 2012 09:42
        для рыбнадзора на озерах и водохранилищах подойдет, для очень богатого рыбнадзора
    2. alex-defensor 29 января 2012 21:26
      Понятно, почему разработчики «Призрака» активно «пиарят» подобное применение катера – на борьбу с морским разбоем у американского флота уходит до полутора миллиардов долларов в год. По-видимому, «Призраки» способны значительно уменьшить эту сумму.


      Ну конечно, разработчики думают исключительно и снижении расходов бюджета... wink wink wink

      Ведь что-то Поуп успел стырить в 90-х!


      Конечно стырили, причем "за грош", в то время "алкоголика", когда всякие либерастические дерьмократы жизнь свою баблом насыщали.

      Сам аппарат больше похож на дорогую игрушку всяких мажоров.
  2. APASUS 28 января 2012 09:54

    Еще одно американское изобретение,как всегда самое самое,круче нету. Похож на F-117 .Ну мы все помним чем дело кончилось ,списали бедолагу за его не исправимые характеристики.
    1. Skiff 28 января 2012 10:43
      Прототип F-17 wink
      Skiff
    2. snek 28 января 2012 11:30
      f-117 уже списали.
      snek
    3. Glenn Witcher 28 января 2012 13:36
      Sea Shadow в прошлом году тоже на иголки отправили. Хотя какие иголки, он же композитный. Наверное, на бутылки для Кока-Колы. lol
  3. alatau_09 28 января 2012 10:04
    Нашему экраноплану "Лунь" применить технологии "стелс" и их "Призраки" растворяться унося с собой хорошие затраты...
    alatau_09
    1. snek 28 января 2012 11:33
      это машины разной весовой категории, построенные по разным технологиям и для решения разных задач. Пытаться их сравнить - это все равно что спорить кто лучший хищник удав или ягуар.
      snek
      1. alatau_09 28 января 2012 15:16
        есть экранопланы и меньшего водоизмещения ( "Лунь" тоже начинался с "Орленка" ) и цели военной техники в принципе одни и те же - уничтожение противника и господство на ТВД... (в данном случае прибрежные и морские).
        Спасибо конструкторам и ученым СССР за наработки, позволившие уйти по экранопланам далеко вперед, а использовать их сегодня с применением последних научных достижений "сам Бог велел"...
        alatau_09
        1. recitatorus 28 января 2012 22:50
          А что у нас о экранопланах слышно?
          recitatorus
          1. киргиз 29 января 2012 09:45
            да рогозин заикался про них, армия не может им придумать применение, теперь погранцы думают куда прилепить можно, их содержать дорогоrecitatorus,
  4. Циник 28 января 2012 10:04
    На те боже , что нам негоже .
  5. pist 28 января 2012 10:49
    alatau_09.
    Согласен. Наш ответ - экраноплан! Наработки есть.
    Но нет никакой уверенности в том, что обсуждаемый нами образец, готовится для серийного производства. Полагаю, что идут ходовые испытания инженерных наработок и конструкторских идей.
  6. Maroder 28 января 2012 12:48
    Я этот секретный аппарат видел в советском журнале в 80 годах.
    Толи "катера и яхты" толи "моделит конструктор".
    Там вобще очень много было новейших американских секретных разработок.

    Вроде от него отказались из за малой мореходности. волну не любит.
    Maroder
  7. bereg 28 января 2012 14:16
    пока не увижу этот аппорат на большой скорости хотя бы по тв буду считать это PR
    bereg
  8. bereg 28 января 2012 17:25
    что за сволочь минусует , делать больше нечего
    bereg
  9. Gonoriy 10 января 2015 20:29
    Видимо выдают желаемое за действительное.
Картина дня