Проект инженерной машины Breton-Prétot Apparatus (Франция)

2
Уже на начальных этапах Первой мировой войны всем участникам конфликта пришлось столкнуться с рядом новых проблем. Одной из них были проволочные заграждения, отличавшиеся легкостью производства установки, но при этом серьезно затруднявшие проход войск противника. Для успешного наступления войскам требовались некие средства борьбы с колючей проволокой. В конце 1914 года во Франции стартовали работы по созданию самоходной инженерной машины, способной проделывать проходы в заграждениях. По именам своих создателей проект получил название Breton-Prétot Apparatus.

Инициатором работ по созданию специализированной инженерной машины стал Жюль-Луи Бретон, ученый и политик. Занимая свой пост в структурах власти, Ж.-Л. Бретон видел проблемы армии и выражал желание помочь солдатам в борьбе с противником. В ноябре 1914 года он предложил оригинальную идею о создании самоходной защищенной машины с набором специального оборудования, предназначенного для резки проволочных заграждений. В скором будущем к разработке проекта была привлечена компания Prétot. Эта организация имела определенный опыт создания и сборки различной самоходной техники, который планировалось использовать в новом проекте. Фамилии изобретателя и руководителя производственной компании вскоре стали названием проекта – Breton-Prétot.



Проект инженерной машины Breton-Prétot Apparatus (Франция)
Инженерная машина Breton-Prétot Apparatus на испытаниях


Первый вариант инженерной машины Breton-Prétot Apparatus имел достаточно простую конструкцию и фактически должен был стать демонстратором технологий. На четырехколесной тележке с собственной силовой установкой предлагалось монтировать набор специальной аппаратуры. В составе последней должен был присутствовать отдельный двигатель мощностью 6 л.с., связанный с вертикально расположенной циркулярной пилой. Последняя выносилась перед базовой платформой на балке достаточной длины и соединялась с двигателем при помощи цепной передачи. Подобная машина в теории могла приближаться к заграждениям противника и резать их, проделывая проходы для солдат своей армии.

В ноябре 1914 года Бретон и Прето предложили первый вариант своего проекта военному ведомству. В целом, военные остались довольны, результатом чего стало продолжение работ. В январе следующего года фирма Prétot построила прототип инженерной машины, отличавшийся упрощенной конструкцией. Такую машину выпустили на испытания, где она показала свой потенциал. Опытный образец подтвердил возможность резки заграждений, однако практическая ценность такой машины была не слишком велика. Она не имела никакой защиты, а также отличалась неприемлемо низкой подвижностью.

По результатам испытаний первого прототипа было принято решение о значительной переработке проекта. Существующая колесная платформа имела недостаточные характеристики, из-за чего планировалось перенести механизмы для резки на новое шасси. Характерные особенности полей боя Первой мировой требовали использовать гусеничное шасси с соответствующими возможностями. Тем не менее, авторам проекта так и не удалось найти свободную машину с подходящими характеристиками. Из-за этого в новом варианте проекта был задействован коммерческий трактор одной из существующих моделей.

В конце января 1915 года предприятие «Прето» вновь вывело на испытание прототип перспективной инженерной машины. Второй опытный образец отличался от первого рядом черт, связанных как с применением нового шасси, так и с обновлением целевого оборудования. Внешне прототип походил на обычный сельскохозяйственный трактор с подвешенной на нем аппаратурой. Интересно, что в дальнейшем машину планировалось оснастить бронированием, однако в ходе испытаний вместо него использовались весовые имитаторы. Как следствие, внешне опытный трактор с аппаратурой для резки проволоки почти не отличался от базовой машины.


Рабочий орган машины


В качестве основы для второго опытного образца Breton-Prétot Apparatus был выбран трактор компании Bajac. Эта машина была построена по классической для подобной техники компоновке. Передняя часть рамы отдавалась под размещение двигателя, а в задней находилось рабочее место водителя. Имелось четырехколесное шасси с ведущей задней осью, оснащенной колесами увеличенного размера. Для улучшения подвижности на пересеченной местности задние колеса выполнялись из металла и имели жесткую конструкцию. Трактор оснащался бензиновым двигателем. Собственная масса машины достигала 3 т. После установки броневого корпуса боевая масса могла вырасти примерно на тонну.

Согласно сохранившимся данным, на тракторном шасси планировалось монтировать корпус достаточно простой конструкции, способный защитить экипаж и машину от стрелкового оружия или осколков артиллерийских снарядов. Моторный отсек трактора следовало прикрывать кожухом П-образного сечения. Кабина могла получить прямоугольный корпус со скошенной верхней частью. На последней предусматривался монтаж пулеметной установки для самообороны. По периметру броневой рубки-кабины должны были располагаться несколько смотровых люков и щелей.

На корме шасси подвесили блок специального оборудования, отвечающего за резку проволоки. На устройствах крепления рамы помещался крупный корпус, внутри которого помещались определенные агрегаты. От корпуса отходила горизонтальная балка, служившая опорой для рабочего органа. Корпус и балка оснащались собственной трансмиссией для передачи отбираемой мощности двигателя на режущее устройство. Ввиду сравнительно большого веса специальное оборудование получило собственное поддерживающее колесо.

Рабочий орган машины Breton-Prétot второго типа представлял собой вертикальное устройство с 13 выступающими зубцами, направленными назад относительно трактора. На балке-основании зубцов также помещалась цепная пила. Предполагалось, что зубцы будут выводить колючую проволоку в нужное положение и удерживать ее, после чего цепная пила будет выполнять резку.


Резак проволоки на бронированном тракторе


Также авторы проекта предусмотрели оснащение инженерной машины большой циркулярной пилой, размещенной в горизонтальном положении. Такая пила должна была находиться на небольшой высоте над землей. Предполагалось, что с ее помощью инженерная машина сможет срезать столбы, удерживающие проволочное заграждение. Пила находилась под задней частью шасси, между колесами.

По некоторым данным, в феврале или марте 1915 года Ж.-Л. Бретон и компания Prétot провели испытания построенного прототипа, по результатам которых было принято решение об очередном изменении проекта. Переработка конструкции продолжалась в течение нескольких месяцев. В июле на испытания выпустили обновленную опытную машину. В ходе переделки она лишилась горизонтальной циркулярной пилы, а также получила балласт, имитирующий массу броневого корпуса. В качестве балласта использовались восемь артиллерийских орудий устаревшего типа, выполненных из бронзы.

22 июля обновленная инженерная машина прошла новые испытания, во время которых полностью подтвердила все ожидания. Режущее устройство оригинальной конструкции эффективно разрушало типовые проволочные заграждения, образуя проход достаточной ширины. Несмотря на некоторую трудность подачи машины к заграждениям задним ходом, в целом машина Breton-Prétot Apparatus показала себя хорошо. Военные остались довольны, результатом чего стал заказ на продолжение работ и строительство серийной техники.

По результатам июльских испытаний военное ведомство Франции распорядилось продолжить разработку проекта и усовершенствовать машину в соответствии с существующими требованиями. После завершения корректировки проекта требовалось построить десять серийных машин. Приказ такого содержания был подписан 7 августа.


Вариант установки увеличенного резака на защищенное шасси грузовика


В ходе испытаний машина Breton-Prétot подтвердила характеристики режущего устройства, однако некоторые другие особенности проекта могли быть поводом для критики. Использованный трактор Bajac не отличался высокой подвижностью, а кроме того, должен был подъезжать к заграждению задним ходом. Подобные особенности проекта не в полной мере устроили заказчиков и разработчиков, из-за чего проектные работы были продолжены. Перед началом серийного производства предполагалось еще раз переработать проект с использованием нового шасси.

Для применения с иными шасси был разработан улучшенный вариант резака. Он отличался большей высотой рабочего органа и наличием бортовых бронелистов, защищающих агрегаты. Сохранялось собственное колесо для опоры на землю. Таким проектом предусматривался набор креплений, предназначенных для установки резака на имеющееся шасси. Также имелись устройства для отбора мощности двигателя на приводы режущей цепи.

Уже в 1915 году были созданы несколько альтернативных вариантов инженерной машины, основывающихся на разных шасси. В частности, носителем режущего устройства Бретон-Прето могли стать грузовик Jeffrey Quad или один из бронеавтомобилей марки Renault. В зависимости от типа носителя, резак помещался в передней или задней части корпуса. Наиболее эффективным носителем специального оборудования могло стать гусеничное шасси с приемлемыми характеристиками, однако реализация такого предложения оказалась невозможной из-за отсутствия требуемых машин.

Ж.-Л. Бретон и его коллеги продолжали работу над своим проектом до самого конца 1915 года. За счет тех или иных изменений конструкции предполагалось избавиться от выявленных или ожидаемых недостатков. Результатом очередного этапа проектных работ должно было стать появление инженерной машины с высокой подвижностью на пересеченной местности, оснащенной высокоэффективным резаком проволочных заграждений. Предполагалось, что такая техника будет двигаться перед наступающей пехотой и делать для нее проходы в невзрывных заграждениях противника.


Устройство "Бретон-Прето" на броневике Renault


Пока авторы проекта Breton-Prétot продолжали развитие оригинальных предложений и совершенствовали свою инженерную машину, другие французские специалисты занимались иными работами. К концу года армия и промышленность провели испытания гусеничного трактора Baby Holt, показавшие перспективы подобной техники. Гусеничное шасси имело высокие показатели проходимости и могло перемещаться по сильно пересеченной местности. Кроме того, оно отличалось достаточной грузоподъемностью.

По некоторым данным, в самом начале 1916 года одну из имевшихся машин Baby Holt в порядке эксперимента оснастили режущим устройством типа Breton-Prétot. Оригинальная разработка вновь подтвердила свои характеристики и показала возможность разрушения заграждений противника. Тем не менее, к этому времени стало ясно, что необходимость в таком оснащении попросту отсутствует. Перспективные гусеничные машины не нуждались в сложном оборудовании для резки проволоки, поскольку могли разрушать заграждения одними лишь гусеницами.

Проверка гусеничной техники и выявление ее потенциала показали, что оригинальное инженерное оснащение более не имеет смысла. При помощи гусениц перспективные бронемашины могли бы буквально давить любые заграждения, приводя колючую проволоку в негодность и давая пехоте возможность идти к позициям противника. Какое-либо специальное оборудование танку при этом не требовалось.

По результатам всех испытаний, в начале 1916 года были приняты несколько принципиальных решений, касавшихся дальнейшего развития военной техники. Армия инициировала создание полноценных проектов перспективных танков, одновременно с этим отказываясь от некоторых других разработок. Под запланированное сокращение попал и проект Breton-Prétot Apparatus, подразумевавший строительство отдельных инженерных машин или дооснащение имеющейся военной техники специальным оборудованием. Работы по резаку колючей проволоки были свернуты и более не возобновлялись из-за отсутствия перспектив.

Следует отметить, что проект Жюля-Луи Бретона и Прето не был первой или последней попыткой создания специализированной инженерной машины, предназначенной для проделывания проходов в проволочных заграждениях противника. Тем не менее, ни одна из таких разработок так и не была доведена до серийного производства и массового применения. Появление совершенно новой техники в виде танков на гусеничном шасси позволило отказаться от подобных разработок и сосредоточиться на создании инженерных машин других классов, которые действительно были нужны армии.


По материалам сайтов:
https://aviarmor.net/
http://armor.kiev.ua/
http://patriotfiles.com/
http://vieux-papiers.over-blog.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 декабря 2016 15:17
    Статья интересная.Ранее даже не имел информации о таких машинах.спасибо автору за расширение кругозора.
  2. +1
    20 декабря 2016 07:36
    Для успешного наступления войскам требовались некие средства борьбы с колючей проволокой. В конце 1914 года во Франции стартовали работы по созданию самоходной инженерной машины, способной проделывать проходы в заграждениях. По именам своих создателей проект получил название Breton-Prétot Apparatus.

    Про французкие разработки прочитал первыё раз, но не раз читал про машину "Чародей" штабс-капитана Виктора Поплавко, котрая выполняла анологичные функции.
    "В январе 1916 года, учитывая лучшую проходимость «Джеффери» по сравнению с основной матчастью взвода, Поплавко решил использовать «Чародея» в качестве инженерной машины разграждения. Для этого на нем установили лебедку, два якоря-кошки с тросами и легкий разборный мост, служивший для преодоления окопов и рвов. 27 января подпоручиком Устиновым было проведено первое испытание. С помощью «кошек», заброшенных за заграждение, машина прорвала четыре ряда колючей проволоки и растащила рогатки, укрепленные проволокой к деревьям"
    http://iknigi.net/avtor-maksim-kolomiec/65139-bro
    nya-russkoy-armii-broneavtomobili-i-bronepoezda-v
    -pervoy-mirovoy-voyne-maksim-kolomiec/read/page-1
    1.html А это ссылка на источник. "М. Коломиец. Броня русской армии."
    На фото бронемашина Поплавко.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»