Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Высший класс четвёртого ранга. Продолжение

В первой статье под таким же названием была предложена к рассмотрению идея замены существующих, ещё советской разработки, морально и физически стареющих кораблей прибрежной зоны трёх типов новой универсальной единой платформой, создать которую можно и нужно, использовав последние достижения отечественного кораблестроения, вооружения и творчески применить мировой опыт и тенденции развития. Судя по опубликованным к статье комментариям, серьёзных аргументов «против» замена в будущем малых противолодочных кораблей проекта 1124М, малых ракетных кораблей проекта 12341 и ракетных катеров проекта 12411 у посетителей сайта «ВО» сомнений не вызывает.

Ещё 200 лет назад корабли из железа могли «утонуть» в штормах общественного мнения, а 100 лет назад алюминиевый самолёт не летал даже у фантастов. Автор не собирается оспаривать основополагающий принцип «стоимость — эффективность». После распада Союза производство титана в России и изделий из него выстояло в конкуренции с китайскими производителями, резко нарастившими мощности по добыче и производству. Теперь, при наличии устойчивого спроса в виде оборонного заказа, могут быть созданы предпосылки к увеличению производства титана и выпуску конечного продукта из него. Конечно же, корпус корабля из титана — это дорогое удовольствие! Но! В сети цена на прокат из титана обозначена в 1350 целковых за килограмм, значит, корпус в сто тонн потянет на 135 млн. рублей. Столько берут в правительстве министры, а если пугнуть губернаторов, мэров, депутатов по всей необъятной стране?.. Титана просто не хватит. И мы легко заменим существующий парк в семь десятков устаревших водоизмещающих кораблей высокотехнологичными, экономичными современными боевыми единицами.




После ухода в Средиземное море авианосца, ракетного крейсера и двух БПК на Северном флоте практически не осталось достаточного количества кораблей для отражения угрозы безопасному развёртыванию подводных сил в угрожающий период обострения стратегической обстановки. Два МРК и шесть МПК ни в режиме поочерёдного патрулирования, ни общим совместным выходом в море не в состоянии представлять реальной угрозы предполагаемым нарядам разведывательным или ударным группировкам вероятных противников на ТВД. Оставшиеся боеготовые эсминцы, БПК и сторожевики будут, скорее всего, дичью а не охотниками при выходе в море на некоторое удаление от мест базирования. Для решения этой проблемы и пригодились бы относительно недорогие, многочисленные, быстрые и, главное, унифицированные по корпусу, силовой установке и основному вооружению, новые «Соколы». Эти корабли самой угрозой неожиданного появления большого количества носителей ПКР держали бы на почтительном расстоянии от границы любую КУГ или АУГ.

А способность группы МПК на их базе оперативно и неожиданно зачистить от ПЛ необходимый квадрат заставит осторожничать как подводников так и стратегов в штабах, планирующих их операции.

Модульный принцип комплектования вооружения кораблей априори подразумевает наличие универсального многофункционального радиолокатора, который был бы способен одинаково эффективно подать воздушную и надводную обстановку, взять на сопровождение обнаруженные воздушные и надводные цели и безупречно направить на них ракетное и артиллерийское вооружение своего корабля, а при необходимости и других кораблей группы. Примером из жизни могут служить авиационные комплексы перехвата, решающие весь спектр подобных задач, только в жёстких условиях массогабаритных и энергетических ограничений. Проще говоря, нужен российский «Иджис» для корабля водоизмещением в 500 тонн. И, чтобы не изобретать велосипед, установить на грот-мачте четыре РЛС «Ирбис», которые разработаны для истребителя Су-35, адаптировав их по заданию морского ведомства для решения указанных задач. Объединённые в единый комплекс общим программным обеспечением и сопряжённые с БИУС корабля и продублированные оптико-электронным модулем эти РЛС будут на порядок эффективнее большого набора узко специализированных РЛС предыдущего поколения. При заявленных возможностях БРЛС Н035 «Ирбис» обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей на дальности до 400 км с ЭПР 3 м2 и до 150 км с ЭПР 0,01 м2, а при том ещё и по 8 из них выдавать целеуказание, то даже при арифметическом сложении возможностей четырёх таких приборов мы получаем корабль с характеристиками крейсера ПВО. Если рассмотреть стандартный залп натовского корабля из восьми ПКР «Гарпун» по «Соколу» с АУ-220М и АК-630М, то появляется вероятность огневого воздействия каждым калибром по всем ПКР залпа по мере их входа в зоны поражения артсистем. И если учтём грамотное и своевременное применение современной системы РЭБ, то шанс на победу в гипотетическом поединке будет стремиться к единице. Но это уже любимая тема Константина Сивкова.

И всё же в качестве основного универсального вооружения кораблей новых проектов предлагается рассмотреть батарею из двух установок ЗРПК «Панцирь-М». Для вероятного противника главным оружием против «Соколов» могут стать только управляемые боеприпасы с наведением на конечном участке. Это могут быть ракеты как с ИК, так и с РЛ головками наведения. При рассмотрении атаки группы дозвуковых ПКР, идущих на высоте 10 метров над волнами, определяющим становится дальность радиогоризонта, которая позволит взаимно обнаружить друг друга РЛ ГСН ПКР и локатору корабля. Приняв дальность обнаружения в идеале 30 км и скорость ПКР в 900 км/ч (15 км/мин), будем иметь меньше минуты на принятие решения и время полёта ракеты 57Э6 до входа ПКР в заявленную зону поражения ракетами ЗРПК «Панцирь-М» 20 км. Предполагаемая возможность работы комплекса в автоматическом режиме позволит в течение следующей минуты обстрелять каждую входящую в зону поражения из восьми ПКР двумя противоракетами. Уцелевшие ПКР, не сбитые с курса на корабль системой РЭБ, попадают под огневое воздействие 30-мм многоствольных скорострельных орудий. Подобный сценарий морского боя представляется вполне реалистичным в 21 веке. Атака с больших и средних высот самонаводящимися боеприпасами, возможно имеющими сверхзвуковую скорость полёта, может быть отбита и во взаимодействии с другими кораблями группы, при организации совместной ПВО.

В других комбинациях основного вооружения могут быть и 57-мм АУ-220М, и 30-мм АК-630М, и турельная установка 3М-47 «Гибка», и ПЗРК «Игла», и 14,5-мм КПВ. Всё будет зависеть от специализации корабля и предполагаемого театра боевых действий. Согласитесь, ведь где-то одиночный МРК с 6-8 ПКР «Уран» будет достаточен, а где-то и дивизион МРК с четырьмя «Москитами» на каждом не сможет гарантировать превосходство. То же самое с малыми противолодочными кораблями: есть Балтика с Финским заливом и открытые просторы Тихого океана на Дальнем Востоке. Необходимо будет определиться: либо 8 по 324-мм, либо 4 по 533-мм (дилемма будет посложнее, чем у Карцева)!

Имея на каждом из флотов как минимум по две крупные военно-морские базы, легко предположить наличие в них по дивизиону малых ракетных и малых противолодочных кораблей численностью по 6-8 боевых единиц, а это уже 48-64 корпуса, созданных по единому проекту. Не будет большим обременением для бюджета постройка восьми небольших специализированных плавдоков для этих кораблей, с возможностью обслуживания в них и других малотоннажных судов и кораблей.

Оборонный заказ на как минимум сотню газотурбинных агрегатов с перспективой его увеличения вдвое, не оставит равнодушными моторостроителей страны. А применение ГТА на других проектах и даже в других отраслях народного хозяйства не заставит себя долго ждать в условиях международных санкций на высокотехнологичное оборудование двойного назначения и взятого курса на импортозамещение. В конце концов имеющий очи да увидит пример американцев, построивших 60 штук эсминцев «Арли Бёрк», имеющих не менее разнообразные условия их применения и стройную, работающую как часы, инфраструктуру обслуживания и ремонта. В нашем случае можем ожидать даже большего экономического эффекта.

Озабоченные, прочитав первую часть статьи, почему-то решили, что автор предлагает заменить все корабли флота и решить все задачи «москитной» серией. Нужен сбалансированный флот, но задачи обороноспособности надо решать постоянно, а не дожидаясь светлого будущего и лучшей экономической ситуации. Вот есть «Пётр Великий», но он не может быть одновременно в восьми базах на четырёх флотах. А учтём ещё и базу в Сирии: ведь один ЧФ её не потянет. Нужны будут на ротационной основе по дивизиону МПК и МРК ( не считая ПЛ и минно-тральных сил). Стоит обратить внимание и на опыт германских ВМС по использованию вспомогательных кораблей типа «Эльба» для мобильного обеспечения маломерных сил в море. А если потребуется переброска на заокеанский ТВД, пригодятся и суда типа «Трансшельф».

Не только большому кораблю длительное плавание, и семи футов под килем новому «Соколу» маловато будет!
Автор: Шарнхорст


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Alex_59 20 декабря 2016 15:24
    Приняв дальность обнаружения в идеале 30 км и скорость ПКР в 900 км/ч (15 км/мин)
    То есть мачта у МРК будет высотой более 30 метров, чтобы РЛС имела радиогоризонт в 30 км. Забавный наверное кораблик получится.
    1. seos 20 декабря 2016 19:01
      Просмотрел статью не вчитываясь...
      Российский аналог Иджиса - Полимент-Редут - он есть но не работает как надо.
      Ракетные катера нужны но я сомневаюсь что в России можно создать адекватный ракетный катер по критерию цена-эффективность... что бы не делали Буян за 140 лямов получиться..
      В Российском флоте есть 2 морских радара - РЛС "Фрегат" и Оморяченный РЛС Панциря.
      РЛС для всяких Крейсеров, эсминцев, авианосцев и Звезды смерти у нас нет!!!
      Наиболее адекватно для флота в такой ситуации строить - фрегаты и подводные лодки.
      1. cdrt 30 декабря 2016 18:52
        С чего это ЗРК с ракетами с АГРЛСН аналог Иджиса? Аналог SAMP-T
  2. Аркт 20 декабря 2016 15:40
    Нда, много красивых словес... Я один не уловил глубокий смысл второго предложения в первом абзаце? То ли по "олбански" написано, то ли автор мыслит на другом русском.
    Ну а после абзаца "даёшь авиационные РЛС на вооружение кораблей" читать сей опус расхотелось...
  3. opus 20 декабря 2016 16:14
    Цитата: Автор
    И, чтобы не изобретать велосипед, установить на грот-мачте четыре РЛС «Ирбис», которые разработаны для истребителя Су-35, адаптировав их по заданию морского ведомства для решения указанных задач.

    А зачем? и сие глуповато! И дороговато
    1.Н035 максимально ужата ,как по диаметру, так и по толщине ПФАР,так же и по "требухе" за оными"


    Цель влезть в носовой обтекатель ЛА,не отдавить ноги пилоту
    Из-за небольших размеров их антенн эти радары легко сделать на мобильной основе, что упрощает их использование...
    Для корабля(даже 500тн ВИ), это не столь важно

    2.Четыре то зачем?
    осуществляет сканирование воздушного, наземного и надводного пространства в диапазоне от -60 до +60 градусов, а при подключении системы механического управления лучом - от -125 до +125 градусов.
    без МС 120грх4=480 гр. уже избыток
    3.X-диапазон (X band) — диапазон частот сантиметровых длин волн, используемых для наземной и спутниковой радиосвязи. РЛС X band более чувствительны к туману и облакам, состоящим из мельчайших капель воды, а также используются для обнаружения снежных осадков и зон не интенсивного дождя.
    4.Недостаточно для подстилающей поверхности(по "наземным целям слабовата")

    Идеал (по моему)



    а эта?


    по моему вполне достаточно адаптировать комплекс С-350 / 50Р6 / 50Р6А "Витязь" с МФ РЛС обнаружения воздушных целей 50Н6А или уже подготовленную РЛС ЗРК KM-SAM, разработанного ГСКБ "Алмаз-Антей" для Южной Кореи
    1. seos 20 декабря 2016 19:14
      Тут явно показано, что обнаружение РЛС корабля максимум возможно на 120 км... но это крупная цель - Берки и Ко, обнаружить труднее...
      Вертолет или самолет с РЛС может обнаружить цель дальше - именно по этому фрегаты строят с вертолетным ангаром...
      Нужна новая концепция развития флота - делать то что попало, что бы отрасль не загнулась явно не правильный путь... он был выбран из за отказа Украиной поставить купленные двигатели ....
      умаю можно было бы у Китая двигатели купить они их как сосиски делают)
  4. 210окв 20 декабря 2016 17:28
    Не обойдемся мы только одними кораблями прибрежной зоны...Даже сейчас в сложной экономической обстановке надо строить корабли всех типов.Я конечно не экономист или руководитель корпорации,но надо что то делать с Амурским заводом,да и не только с ним.Возможно ввести специализацию на верфях,сейчас это по моему уже происходит-малые корабли строят "Пелла"и Зеленодольск..
  5. Берингов пролив 20 декабря 2016 19:57
    А малые ракетные корабли никогда не смогут заменить ни универсальный ракетный корвет,ни фрегат,ни тем более крейсер,или эсминец ....В СССР всякие умники уже строили москитный флот,а результатом стало поражение в Испании...
  6. Андрей из Челябинска 20 декабря 2016 20:17
    Уважаемый Шарнхорст, Вам рано писать статьи.
    В сети цена на прокат из титана обозначена в 1350 целковых за килограмм, значит, корпус в сто тонн потянет на 135 млн. рублей

    Титан весьма непростой в обработке металл, титановая сварка - дорогой и трудоемкий процесс, так что цена будет куда выше просто цены металла.
    Проще говоря, нужен российский «Иджис» для корабля водоизмещением в 500 тонн.

    Ну, правильно:))) Стоимость такого решения можете себе представить? И кстати, причем тут корабль в 500 тонн? Вы чего с ним делать-то будете, в ванне запускать?
    При заявленных возможностях БРЛС Н035 «Ирбис» обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей на дальности до 400 км с ЭПР 3 м2 и до 150 км с ЭПР 0,01 м2, а при том ещё и по 8 из них выдавать целеуказание, то даже при арифметическом сложении возможностей четырёх таких приборов

    мы получаем полную ахинею, так как заявленные ТТХ Ирбиса достижимы при очень узком поисковом луче, примерно 10 на 10 град. А РЛС корабля должна работать 90 на 90 град (если таковых РЛС четыре) и при такой широте поиска возможности Ирбиса многократно меньше.
    Если рассмотреть стандартный залп натовского корабля из восьми ПКР «Гарпун» по «Соколу» с АУ-220М и АК-630М, то появляется вероятность огневого воздействия каждым калибром по всем ПКР залпа по мере их входа в зоны поражения артсистем. И если учтём грамотное и своевременное применение современной системы РЭБ, то шанс на победу в гипотетическом поединке будет стремиться к единице.

    К нулю. Шансов у 500 т кораблика отразить 1-2 ПКР в принципе есть (больше теоретически чем практически), но восьми...
    И всё же в качестве основного универсального вооружения кораблей новых проектов предлагается рассмотреть батарею из двух установок ЗРПК «Панцирь-М».

    Которые, при водоизмещении в 500 т станут единственным вооружением кораблика.
    То же самое с малыми противолодочными кораблями: есть Балтика с Финским заливом и открытые просторы Тихого океана на Дальнем Востоке. Необходимо будет определиться: либо 8 по 324-мм, либо 4 по 533-мм (дилемма будет посложнее, чем у Карцева)!

    Да никаких делемм. На 500 т корабль можно либо, сняв все вооружение, поставить приличную ГАС (которая без вооружения бесполезна) либо, не ставя ГАС, поставить торпеды (которые без средств обнаружения ПЛ также бесполезны). И где тут делемма?
    А применение ГТА на других проектах и даже в других отраслях народного хозяйства

    Ага, вот например на "Ладу калину" воткнуть... Нет, серьезно, где Вы собрались применять судовые ГТА?
    1. рюрикович 20 декабря 2016 21:23
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Уважаемый Шарнхорст, Вам рано писать статьи.

      Человек старается yes . Что, кстати, весьма похвально. Пусть лучше начало будет неважнецким для таких свершений no ,за то со временем,по мере наработок,опыта и увеличения энциклопедичности может вырасти и нормальный аналитик winked Всяк имеет право на ошибку wink Главное - в ней не упорствовать smile А то поначитываются Капцова,панимашь ли wassat
      Вот у меня главный недостаток - лень. В писанине lol ,зато читать люблю и делать выводы...Для себя winked И ещё в первой статье данного товарища высказался о том, что упор на москитный флот бесперспективен. Флот должен быть сбалансированным по всем классам,где одни будут дополнять другие и т.д.
      Но просто автор ,наверное,думает, что если на катер поставить всё самое навороченное,то получится дёшево и сердито request Ведь хочет человек,как лучше what Может,понять и простить.... feel
      Приветствую, Андрей Николаевич hi !
      Когда уж окончание выйдет??? wink
  7. gallville 21 декабря 2016 02:46
    Идея из области фантастики.
    Объединить мрк и мпк нет возможности.
    МПК в современных условиях как вид вооружения себя изжил. На его смену пришли корветы.
    С оговоркой на то что нужно строить именно корветы, а не фрегаты в корпусе корвета как в 20380.
    Для обнаружения ПЛ необходим вертолет и агнар под оный. Кроме того исключать вооружение для работы по надводным целям опять таки нельзя. И более того, модуль калибр позволяет использовать ракеты для надводных, наземных и подводных целей.
    Вообщем нет смысла делать мпк на базе мрк.
    Что по корвету:
    - гас подкильная;
    - гас буксируемая;
    - вертолет;
    - ангар под вертолет;
    - 8 увп калибр;
    - 36 ячеек морского тора;
    - 2×4 330мм ТА «Пакет-НК» ;
    - 76 мм или 100 мм установка;
    - ак-630м или палаш/пальма(предпочтительнее) 2 ед.
    Ну а по мрк всё проще:
    - 8 увп калибр;
    - панцирь 1 ед.
    - 76мм установка.
    Возможно и в 500 тонн уместится.
    1. cdrt 30 декабря 2016 18:58
      Нормальный корвет, да. Только учитывая необходимость хорошей мореходности и дальности, чтобы мог действовать и на Севере, и на Тихом, что-то около 3000т - Фактически проекты 22160-20386 в полной комплектации:-)
      МРК же, фактически идел нынешние 22800 - и водоизмещение побольше, значит мореходность и автономность/дальность могут быть поболее. Да и радар с АФАР обещают.
  8. Волька 21 декабря 2016 08:11
    все ничего, очень сказачно, но погоняло у отечественного автора уж больно немчурное, да и наследила во времена ВОВ такая посудина изрядно...
  9. Молот 75 21 декабря 2016 08:50
    Ответом на все статьи по Флоту-Флоту быть! (Петр 1)
  10. Aqela 22 декабря 2016 13:14
    А вот минусов всё-таки не хватает... request
Картина дня