Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 6

Leopard 2А1



Первое появление: 1981 год


Опыт, полученный с первой партией танков, привел к созданию варианта 2A1, который поступил на вооружение в 1981 году. Самым значительным изменением стала интеграция нового тепловизионного прицела в прицельный комплекс наводчика EMES 15. Наводчик может инвертировать полярность выводимого с тепловизора изображения, имеющего увеличение х4 или х12. Система позволяет обнаруживать, отслеживать и атаковать цели при любых погодных условиях на дистанциях 2500 метров и более. Как и все оптические сенсоры, тепловизор сильно зависит от погодных условий. Проливной дождь, туман или снег могут ограничить функциональность или вообще ослепить его. К другим недостаткам тепловизора относятся его высокое энергопотребление и уровень шума во время работы.

Новый прицел также принес в СУО танка новый подрежим. В подрежиме RW наводчик при помощи тепловизора наводит основную пушку; этот подрежим доступен в режимах STAB ЕIN (стабилизация) и BEOBACHTEN (наблюдение).

С целью контроля СУО было интегрировано компьютерное контрольно-измерительное устройство (Rechnergcstutztes Prufgerat) RPP 1-8. Оно показывает состояние СУО, сообщает об ошибках в системе, а также позволяет запускать тестовые сценарии. Датчик бокового ветра на корме башни был снят, поскольку он показывает скорость ветра над позицией танка, а не над целью. Датчик был заменен круглой заглушкой.

Еще одно изменение заключается в переносе топливных фильтров с крыши корпуса в надгусеничную нишу. Была также изменена боеукладка, а в обитаемом отделении были заменены переключатели. Круглый командирский люк был заменен люком с более угловатыми очертаниями. Также командирский прицел PERI R-17 был поднят на 5 см за счет более толстого прокладочного кольца. Были внедрены более длинные буксировочные тросы, крестообразно расположенные на крыше кормовой части, также был увеличена бронированная крышка всасывающего устройства системы защиты от ОМП.


Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 6


Кроме обычного комплекта радиостанций танк Leopard 2А1 также был оборудован кабельной коммуникационной системой. Она состоит из ресивера под обозначением Ortsbesprechgerat (ObsprGer), а также мобильного терминала Fernbesprechgerat (FBsprGer), установленных внутри танка. ObsprGer не только подсоединяется к радиостанциям внутри танка, но также имеет разъемы для подключения системы внутренней связи и двухпроводных кабелей полевого телефона. В башне ниже левой антенной стойки был установлен еще один так называемый разъем «танк-танк». К нему можно было подключать коннектор кабеля полевого телефона. Такой кабель длиной до 850 метров перевозился в корме башни. Идея была в том, чтобы одни член экипажа мог занять позицию вне танка и поддерживать связь по этому кабелю. Также имелась возможность подсоединять обычную гарнитуру или телефонную трубку к мобильному терминалу FBsprGer. Связь с танком поддерживается посредством FBsprGer через полевой провод, идущий на разъем «танк-танк», от него к ресиверу ObsprGer и дальше от ресивера к внутренней системе связи. В то время мобильные радиостанции в связи с их технической неразвитостью не были доступны для экипажей танков. Максимальная дистанция между ObsprGer и FBsprGer составляла три километра. В качестве альтернативы терминалу FBsprGer можно было подсоединять стандартный полевой телефонный аппарат к разъему «танк-танк» или даже к другому танку Leopard 2А1. 750 танков Leopard 2А1 было поставлено в немецкую армию в двух партиях (Партии 2 и 3).

Leopard 2А2



Все машины первой партии (Leopard 2А0) позднее были оборудованы тепловизором для стрелка-наводчика. На них также были проведены все изменения, которые были проведены на варианте А1.

Leopard 2A3


Первое появление: 1984 год

Танк Leopard 2A3 серийно начал выпускаться в 1984 году, объем 4-й серийной партии составил 300 машин.

Самым заметным изменением стало нанесение новой трехцветной камуфляжной раскраски. К другим изменениям относятся удаление всех асбестовых детали из системы выпуска отработавших газов и доработанный стояночный тормоз.

С целью исключения травм в виде подбитых глаз и сломанных носов наводчики получили съемную опору для груди.

Устаревшие радиостанции SEM 25/30 теперь были заменены радиостанциями дальнего действия SЕM 80/90, в которых с целью затруднения перехвата была интегрирована функция автоматического выбора частоты. Новые радиостанции были установлены на опорном основании GP 80 cpaзу за рабочим местом командира. Кроме того, справа от командира было установлено контрольное устройство для мониторинга и сообщения о состоянии опорного основания и самих радиостанций. Поскольку были установлены новые радиостанции, устройства OBspiGer и KbsprGer были сняты.

Разъем «танк-танк», использующийся для подсоединения полевого кабеля, был временно оставлен. Тем не менее, было не очень практично иметь члена экипажа на позиции далеко от машины. Ведь подобные возможности прекрасно могут обеспечивать поддерживающие полевые подразделения, оснащенные мобильными радиостанциями.

Старые варианты танка были модернизированы до нового стандарта. Но развертывание новых радиостанций в танковых подразделениях происходило выборочно, по закону, известному лишь командованию. То есть в подразделении можно было увидеть более старые варианты танка с установленными радиостанциями SEM 80/90, a иногда модели Leopard 2A3 или даже А4 со старыми радиостанциями SEM 25/30.

Leopard 2А4


Вариант танка Leopard 2 из 5-oй серийной партии получил суффикс А4. Основное внимание при разработке этого варианта было уделено повышению уровня пассивной защиты. Это было достигнуто главным образом за счет замены разнесенной брони современной многослойной броней. Также был убран лючок для боеприпасов на левом борту башни. У более старых танков, которые были модернизированы до стандарта A4, этот лючок был заварен (фото ниже). По отчетливо заметному «сварному шраму» на левом борту башни легко можно распознать более старые танки.


Для того чтобы упростить использование современных типов боеприпасов и увеличить вычислительные мощности СУО, аналоговый компьютер управления огнем был заменен цифровым устройством. Специфические баллистические значения для боеприпасов разных типов хранятся на небольших печатных платах и легко могут быть заменены при необходимости.

В центральный логический/основной блок распределения ZLHV теперь интегрирован интерфейс для обучающей системы AGDVS, которая по параметрам схожа с системой MILES, используемой американской армией. Система состоит из основного компьютера, принтера, лазерного устройства и нескольких призм.

А4 также является первым вариантом танка Leopard 2, в котором в обитаемом отделении и в МТО была установлена новая система пожаротушения на основе хладона. Для немецкой армии было изготовлено в общей сложности 695 танков в варианте А4; на более старых моделях, состоящих на вооружении, также были проведены все соответствующие доработки. Исключение было сделано для танков, находящихся на долговременном хранении.

Даже после завершения серийного производства на танках проводились модернизационные работы. Самым важным новшеством стало внедрение приспособления для согласования осей визирования и канала ствола, которое можно было использовать даже в боевых условиях. Танки, оборудованные подобным приспособлением, легко узнаются по зеркалу системы совмещения оси пушки с оптической осью прицела (фото ниже). Для согласования oceй визирования и канала ствола (холодной пристрелки) наводчик устанавливает источник света на один из окуляров окулярной части прицела. Гляди во второй окуляр, он видит две окружности. Одна из них - это точка наводки пушки, а вторая - точка наводки основного прицела. Согласование заключается в наложении окружностей друг на друга.



Опыт, полученный за все годы эксплуатации танка был внимательно изучен разработчиками и, в конечном счете, был воплощен в варианте А4. Leopard 2А4 стал последним вариантом танка Leopard 2, который серийного изготавливался для Бундесвера В тоже время это была самая сбалансированная модель. Танк был относительно легким и подвижным, но сенсорные системы, четко выполнившие свою работу, всё же были несовершенны. Тем не менее, вариант А4 до начала своей замены оставался на вооружении дольше всех остальных вариантов. И даже сегодня армии разных стран имеют на вооружении этот вариант, включая Польшу, Финляндию, Сингапур и Чили.



Leopard 2A4 австрийской армии

VT-2000

Первое появление: 1990 год

Проект VT-2000 стал первой попыткой избавиться от старых привычек и совершить прорыв в современном танкостроении. Идея этого проекта была довольно проста – заменить основной экипаж из четырех человек двумя сменными экипажами по два человека. В результате это привело бы к машине существенно меньших размеров, так как в ней необходимо было защищать всего двух человек, а не четверых. Также время эксплуатации танка было бы больше, так как пока один экипаж находился бы в танке, второй бы в это время отдыхал. И, наконец, выход из строя машины означал замену всего двух солдат, а это сокращение расходов на подготовку. Не говоря уже о снижении потерь в случае фатального попадания.

Для того чтобы получить машину, которая могла бы обслуживаться всего двумя солдатами, должны были быть разработаны новые методики выполнения новых функций. Заряжающий был заменен автоматом заряжания. Объединение функций наводчика, водителя и командира оказалось сложной задачей. Предполагалось, что экспериментальная платформа будет иметь двух командиров. За основу был взят обычный корпус танка Leopard 2, а вместо башни было установлено так называемое контейнерное боевое отделение (КБО). Оно было закреплено на корпусе, в нем организовали места для двух членов экипажа, а также установили прицелы. Поскольку машина была экспериментальной, вооружение не устанавливалось. Сиденье водителя в передней части корпуса было оставлено, но только в качестве места для наблюдателя. Все средства управления водителя были заблокированы и не могли использоваться.

В КБО оба члена экипажа размещаются друг за другом, оба имеют идентичные средства управления и дисплеи. На каждом рабочем месте установлены экраны для вывода изображения с дневного/ночного канала прицела, джойстик для управления прицелами, штурвал, а также рычаги и педали для вождения. Для движения задним ходом одно из мест оборудовано дополнительными органами управления, сидящий на нем член экипажа должен при этом развернуть свое сиденье на 180 градусов. Таким образом, движение танка всегда происходит в направлении взгляда одного из водителей. Дисплеи системы визуализации водителя, а также интегрированная командно-информационная система IFIS использовалась совместно двумя членами экипажа.

В задней части КБО была установлена мачта с сенсорным комплексом. В ней были интегрированы независимые прицелы для двух членов экипажа, каждый с дневным и ночным каналом, а также лазерным дальномером. Прицелы каждого из двух членов экипажа могут перемещаться в двух плоскостях независимо друг от друга.

Проект VT-2000 был всего лишь экспериментальной машиной, ее разработка была остановлена после определенного испытательного периода. Испытания показали, что базовая концепция была вполне осуществима, но с определенными ограничениями. Экипаж был способен эксплуатировать машину и выполнять боевые задачи. Но объединение обязанностей членов экипажа не привело к более высокой производительности, было просто невозможно вести машину и наблюдать за полем боя одновременно. Один член экипажа всегда был занят вождением, тогда как второй вел наблюдение за полем боя. Мало времени оставалось для общего командования машиной или координации с другими машинами или подразделениями. Для того чтобы получить машину, которая позволяла бы выполнять подобные функции, необходима была дальнейшая разработка прицелов. Автоматическое распознавание, классификация и сопровождение целей были крайне необходимы. На тот период времени, когда проводилась оценка проекта VT-2000, это было невозможно. В связи с этим проект был закрыт, а для проведения других испытаний было использовано всего несколько систем, например система IFIS.

KVT


На экспериментальной модели для компонентов (KVT) на базе серийной машины был показан ряд возможностей повышения боевой эффективности

Первое появление: 1988 год

Уже в конце 80-х годов с целью повышения боевых возможностей танка Leopard 2 немецкая армия начала оценку различных концепций. В конечном счете, была начата программа повышения боевых возможностей, состоящая из нескольких этапов. На Этапе I основной акцент был сделан на повышении огневого могущества, что в дальнейшем было воплощено в варианте Leopard 2A6.

В 1988 году Этап II начался с постройки модели. Обычный серийный танк Leopard 2 был оснащен деревянными макетами систем. Цель состояла в изучении влияния дополнительных модулей на подвижность и эксплуатационную пригодность танка. В 1989 году последовал второй танк KVT (Komponentenversuchstrager — экспериментальная модель для компонентов). Эта машина была оборудована дополнительными комплектами бронирования, которые были установлены в передней части корпуса, в передней части и на крыше башни. Сами прицелы не изменились, но были перенесены. Для того чтобы избавиться от баллистически уязвимого отверстия на башне впереди справа, прицел EMES 15 был поднят. Поскольку он попадал в поле зрения командирского прицела PERI R17, то PERI R17 был перемещен за башенку командира и также поднят. Выходной канал вспомогательного прицела FERO-Z18 теперь разместили на маске орудия и снабдили дверцей с механическим приводом. С целью повышения уровня пассивной защиты платформа KVT была оборудована электромеханическими приводами башни и основной пушки. Кроме того, KVT имел турбированную вспомогательную силовую установку, установленную в корме корпуса. Эти изменения привели к повышению боевой массы более чем на 5 тонн. Для того чтобы компенсировать подобное повышение, были доработаны торсионные валы и система подвески.

IVT

После успешных испытаний платформа KVT была модифицирована для работы в качестве IVT (Inslrumentenversuchstrager - экспериментальная модель для тестирования приборов и систем). IVT испытывалась главным образом для тестирования новой IFIS (Integriertes Fuhrungs- und Informationssystem - интегрированная командно-информационная система), которая стала первой цифровой коммуникационной системой, разработанной для танка Leopard 2. Стоявшая на платформе IVT система IFIS состояла из сенсорного дисплея на основе электронно-лучевой трубки, на который выводились карты и тактическая информация. Эта система была подсоединена к навигационной системе, которая предоставляла данные о позиции машины, упрощавшие навигацию. Канал передачи данных позволял обмениваться тактическими данными с другими подразделениями. Чтобы понимать возможности системы IFIS, необходимо заметить, что она разрабатывалась в конце 80-х годов. Мобильные навигационные системы тогда еще не появились, а компьютерные системы не были столь мощными, как сегодня. IFIS была первой ласточкой и в серию так и не пошла. Но, тем не менее, она получила дальнейшее развитие и ее нынешние варианты установлены на машинах армий Швеции, Испании и Греции.

Leopard 2-140


В 90-х годах Германия разработала 140-мм гладкоствольную пушку для танка Leopard 2 в рамках 3-го этапа программы повышения боевых возможностей. Для испытаний она была установлена на танк Leopard 2. Башня машины еще не была оснащена новым комплектом бронирования, также она имела старый электрогидравлический привод. Чтобы справиться с увеличившейся массой основной пушки, в корме башни были установлены противовесы. Также следует заметить, что танк не был оборудован автоматом заряжания.

Испытания успешными были лишь отчасти. Пушка показала превосходные бронебойные характеристики, но при этом выявились проблемы с управлением. Имеющиеся танки Leopard 2 новой пушкой никогда не оснащались, и в дальнейшие планы она уже не вошла.

TVM1

Первое появление: 1990 год

В 1990 году два танка Leopard 2 из 8-й партии были доработаны под платформы TVM1 (Truppenversuchsmuster - опытный образец для проверки систем экипажа). Обе машины отличались минимальным (TVM min) и максимальным (TVM max) уровнями сложности по сравнению с базовой моделью Leopard 2А4. Обе эти платформы в немецкой армии прошли интенсивные испытания. TVM max походила на платформу KVT, но была оборудована новым прицельным комплексом PERI R17A2. Кроме того, (также как на KVT) у командира был установлен так называемый подсказчик. Каждый из перископов в командирской башенке имел несколько визирных линий, деливших поле зрения на несколько секторов. Для каждого сектора под перископом был установлен переключатель. При попадании цели в сектор командир просто нажимал соответствующую кнопку и его панорамный прицел перемещался в нужном направлении. Время взятия цели на сопровождение резко сократилось, при испытаниях этo сокращение доходило до 40%. TVM min был оборудован прицелом PERI R17, также установленным за командирской башенкой. Кроме того, перед башенкой был установлен прицел, названный «лупой поля боя». Платформа TVM min в отличие от TVM max не была оборудована бронированными крышками ступиц опорных катков, а также подсказчиком. Приводы башни и вооружения были гидромеханическими.


В отличие от TVM2 платформы TVM1 min (на фото) и TVM1 max были оснащены дополнительным бронированием верхней части башни.jpg

TVM2

Первое появление: 1990 год

Результатом испытаний платформы TVM1 стало появление платформы TVM2. Она была похожа на TVM max, за исключением того, что не имела подсказчика, но зато на ней были установлены дополнительные ящики для хранения. Эта платформа была использована для испытаний шведского танка.

На основе собранных результатов испытаний окончательная конфигурация варианта Leopard 2А5 была определена на конференции в Мангейме в 1992 году. В ней участвовали Германия, Нидерланды и Швейцария. Эта окончательная конфигурация известна также как «мангеймская конфигурация». Последний прототип под обозначением TVM2 mod, построенный в 1993 году, был выбран в качестве окончательного прототипа танка Leopard 2А5.

Продолжение следует...

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. алпамыс 21 декабря 2016 08:11
    Классный аппарат..неимеет аналогоф в мире.
    1. avt 21 декабря 2016 10:33
      Цитата: алпамыс
      Классный аппарат..неимеет аналогоф в мире.

      Уже нет - горит нормально , как все . Проверено в Сирии.
      avt
      1. Крымский партизан 1974 21 декабря 2016 11:55
        здравомыслящие и не сомневались, ведь оветку дать на дисстанции в пять км ён не могёт, а ниша башни имеет бронирование всего 40 мм, если с верху то вообще 25 мм, причём ещё и вязнет на ровном месте, это не танк а САУ какоето, проще на него "Дору" поставить и с далека лупить, но на звание танк он не тянет, ровно как и Абра с большой лужи
  2. pimen 21 декабря 2016 08:49
    а вот интересен такой момент: с одной стороны, большая, вытянутая назад башня хорошо уравновешивает усиленное бронирование спереди и пушку, с другой, по мере расходования снарядов в башневой нише, центровка башни меняется
    1. Крымский партизан 1974 21 декабря 2016 12:16
      немцы решили эту проблему электрогидропневматической опорной части, ошибочно, это ж не по автобану ездить, потому на турецком тендере он наглухо вяз в мало-мальской грязи, один раз его даже конкурент вытягивал, украинский натонезированный Ятаган, который хотьтоже изрядно потяжелевший, но проходил грязь без напряга
      1. pimen 21 декабря 2016 17:23
        да речь, скорее, не о центровке танка, а о поворачиваемости более тяжёлой, чем у Тэшек башни
        1. Крымский партизан 1974 21 декабря 2016 21:00
          поворачиваемости более тяжёлой,
          да тут всё просто, разнесённое бронирование при большой площади, тоже конструкционная ошибка, более забронированная передняя часть с минимальным радиусом от погона и менее забронированная задняя часть с большим радиусом от погона
  3. Sobi 21 декабря 2016 09:43
    Самым важным новшеством стало внедрение приспособления для согласования осей визирования и канала ствола, которое можно было использовать даже в боевых условиях. Танки, оборудованные подобным приспособлением, легко узнаются по зеркалу системы совмещения оси пушки с оптической осью прицела (фото ниже). Для согласования oceй визирования и канала ствола (холодной пристрелки) наводчик устанавливает источник света на один из окуляров окулярной части прицела. Гляди во второй окуляр, он видит две окружности. Одна из них - это точка наводки пушки, а вторая - точка наводки основного прицела. Согласование заключается в наложении окружностей друг на друга.

    мне кажется в данном случае это устройство измерения дульного угла
  4. алпамыс 21 декабря 2016 11:02
    Цитата: avt

    Уже нет - горит нормально , как все . Проверено в Сирии.

    Законы физики одинаково распространяются что немецкие что на русские танки и тот кто думал что Лео не горит тот дурачёк
  5. mav1971 21 декабря 2016 13:05
    Спасибо за цикл статей.
    Большой труд.
    И ценный и полезный.
    Для читателей.
  6. demiurg 21 декабря 2016 14:18
    Люблю читать что то новое. Спасибо:))

    Вот читаешь про Леопарда, ну всё здорово, совершенный танк, достойный потомок Тигра. Потом читаешь как сердешные пыхают в Сирии, точь в точь как т-54/55, и чтой то грустно становится.
    А ведь я еще помню восхищенные вопли после Ирака, когда старые тешки сожженые показывали, иные фанаты МВТ дружно голосили, что мол вышибные панели, урановая броня, вообще не горят...
  7. burigaz2010 21 декабря 2016 15:59
    Вообще то все западные танки являются САУ ПТ по их психологии! Мощная пушка, толстая лобовая броня! Плохая проходимость, а зачем? Офигенная масса, а че далеко ему ехать не надо!!!
    1. PSih2097 21 декабря 2016 18:19
      Цитата: burigaz2010
      Плохая проходимость, а зачем? Офигенная масса, а че далеко ему ехать не надо!!!

      правильно, его при необходимости на трейлер погрузят и куда надо доставят. Вообще все европейские танки строились по одной концепции, как возможно долго (до приплытия американских ВС) противостоять нашим Т-80.
  8. Kars 23 декабря 2016 00:00
    Можно уже и про боевую службу кота писать
    1. Дуйсенбай Сбанкулов 1 февраля 2017 17:29
      Хорошо горят эти леопарды, как тигры в ВОВ...
Картина дня