Применение УРВВ Р-73, AIM-9X и «IRIS-T» против наземных целей в экстремальных боевых условиях (часть 2)

В начале июня 2013 года на сайте defenseindustrydaily.com появилась информация о том, что предпоследняя модификация AIM-9X Block II «Sidewinder» доведена до уровня многоцелевого ВТО и способна поражать и воздушные, и наземные цели. Одним из главных инвесторов программы по оптимизации системы наведения новой ракеты под задачи «воздух-земля», помимо ВМС и ВВС США, выступила Саудовская Аравия. Во-первых, это связано с тем, что большая часть истребительного авиапарка Королевских ВВС Саудовской Аравии в скором времени пополнится ещё 84 многоцелевыми тактическими истребителями F-15SA, основным видом вооружения для «догфайта» в XXI веке у которых являются именно ракеты AIM-9X. Во-вторых, саудиты хотят добиться максимальной многофункциональности этой ракеты (в плане поражения морских и наземных юнитов), чтобы избавиться от необходимости размещения на подвесках усовершенствованных «Иглов» другого узконаправленного высокоточного ракетно-бомбового вооружения, которое так или иначе повлияет на эффективность выполнения задач противовоздушной обороны, перехвата, а также завоевания превосходства в воздухе далеко не в лучшую сторону.

Контракты на приобретение ракет AIM-9X-2 Block II заключены и с такими странами, как Малайзия, Южная Корея, Кувейт и Польша. Особое внимание в этом списке привлекают ВВС Польши, которые прилагают сегодня огромные усилия для создания полноценной компоненты высокоточного ракетного оружия. С целью создания оперативно-тактического «противовеса» нашим «Искандерам» и «Калибрам», а также ответа на развёртывание ЗРК С-300В4 и С-400 в Калининградской и Ленинградской областях делаются миллионные вклады в контракты на закупку тактических ракет большой дальности типа AGM-158A/B JASSM/-ER, а также на развитие собственного проекта малозаметной крылатой ракеты «Pirania» c дальностью полёта до 300 км. Учитывая достаточно большую вероятность возникновения локальных конфликтов на Восточноевропейском ТВД в будущем, польские F-16C с ракетой AIM-9X Block II получат возможность атаковать наземные цели во время выполнения задач ПВО над Польшей и Южной Балтией. Этот технический момент значительно улучшит гибкость Воздушных сил Польши, авиапарк которых относительно умеренный.

Дополнительная угроза от польских F-16C заключается и в предстоящих контрактах на дальнобойные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120D AMRAAM, дальность которых на больших высотах может достигать 180 км в переднюю полусферу. После закупки AIM-120D, а также получения от «Локхид Мартин» пакета модернизации, включающего оснащение польских «Фальконов» перспективной БРЛС с АФАР AN/APG-80 или AN/APG-83 SABR, машины будут представлять серьёзную угрозу в дальнем воздушном бою уже не только нашим серийным МиГ-29С/СМТ и Су-27СМ, а и более совершенным сверхманевренным многоцелевым истребителям ПВО Су-30СМ. Даже более ранняя версия бортового радара AN/APG-80 имеет схожие с Н011М «Барс» (Су-30СМ) параметры: американское изделие обнаруживает цель с ЭПР 1 м2 на дальности 110 км, «Барс» — 120 км. Пропускная способность по завязке трасс целей (сопровождению на проходе) у американского AN/APG-80 достиает 20 ед, у нашего Н011М — 15 ед. Целевая канальность при использовании ракет с АРГСН AIM-120D у американской станции также больше, и составляет порядка 6-8 целей против 4 целей — у «Барса». Активная ФАР американской БРЛС даёт некоторые преимущества в помехозащищённости, ведении радиоэлектронного противодействия, а также режиме синтезированной апертуры (SAR), представляющем огромную ценность во время проведения самостоятельных одиночных ударных операций высокоточным оружием. Если кратко, после модернизации польские машины окажутся почти на одной ступеньке с нашими Су-30СМ в задачах «воздух-воздух» большой дальности, и немного превзойдут в ударных миссиях, хорошую службу чему как раз и сослужат AIM-9X-2 Block II.

Применение УРВВ Р-73, AIM-9X и «IRIS-T» против наземных целей в экстремальных боевых условиях (часть 2)

Установка AIM-9X на пилон истребителя F-15C


Отсутствие крыльев большой площади не позволяет AIM-9X Block II добиться столь высокой маневренности, как у европейской «IRIS-T»; особенно сильно это проявляется при выгорании твёрдого ракетного топлива Х-61, способствующего работе системы отклонения вектора тяги. При инерционном полёте AIM-9X, весь упор сделан на работу хвостовых аэродинамических рулей, которые позволяют достигнуть перегрузки не более чем 35 ед. Как показывает практика, ракеты ближнего воздушного боя поражают цель практически сразу после выгорания РДТТ, а поэтому отклоняемый вектор тяги обычно успевает сделать своё дело — вывести «Сайдвиндер» на запредельный угол визирования воздушной цели («через плечо»,- до 90 градусов относительно курса носителя). Аналогичным образом AIM-9X, в критической ситуации, может быть запущена и по наземной цели. Кроме того, американская ракета, в отличие от европейского аналога «IRIS-T», имеет серьёзную сетецентрическую «фишку» — возможность функционирования в единой тактической информационной сети (NCW, — «Network-Centric Warfare»). О чём это говорит?

На сегодняшний день в Военно-морских силах США большое развитие получает такая важная сетецентрическая концепция нового века как «Kill web» (или «Паутина уничтожения»). Её основной целью является обеспечение 100%-й системной увязки между подводной, надводной и воздушной компонентами американского флота. За основу здесь приняты общеизвестные кодированные радиоканалы обмена тактической информацией «Link-16», MADL и TTNT и DDS. Воздушная компонента морской ПВО-ПРО имеет свою субконцепцию, получившую название «NIFC-CA». Здесь американское адмиралтейство, совместно с ведущими аэрокосмическими корпорациями, ищет пути ухода от иерархической методики обмена информацией между юнитами, которая до сих пор присутствует в системе «Link-16». Американцы стремятся полностью перестроить старую элементную базу на новые принципы работы, используемые шведской системой обмена данными типа CDL-39, модулями которой оснащены многоцелевые истребители Jas-39NG «Gripen-E». Концепция «NIFC-CA» предусматривает внедрение дополнительного высокоскоростного канала обмена тактическими данными «DDS» («Data Distribution System») с высокой псевдослучайной перестройкой рабочей частоты для уменьшения рисков, перехвата или радиоэлектронного подавления.

Наличие модулей «DDS» на тех же палубных F/A-18E/F «Super Hornet» позволит добиться невиданной ранее слаженности действий в составе звена, эскадрильи, либо авиакрыла. К примеру, синхронизированный по радиоканалу «DDS» ведущий «Супер Хорнет» с ведомым, в составе звена, может абсолютно легко поразить ближнюю наземную цель с помощью ракеты AIM-9X по целеуказанию ведомого истребителя, если обнаружение совершит экипаж последнего. Координаты наземного противника, обнаруженного БРЛС AN/APG-79 ведомого «Супер Хорнета», будут мгновенно отправлены на СУВ ведущего истребителя по каналу «DDS», после чего целеуказание может поступать сразу в ИНС AIM-9X, которая в ту же секунду сорвётся с подвески и с помощью ОВТ обеспечит выход на цель. Такие качества тактической авиации ВМС и ВВС США способствуют многократному приросту боевой эффективности на насыщенных дружественной и вражеской техникой театрах военных действий XXI века.

О диапазоне работы инфракрасной головки самонаведения УРВВ AIM-9X Block II в официальных изданиях ничего не сообщается, между тем известно, что дальность обнаружения теплоконтрастной цели на фоне свободного пространства примерно в 2,5 раза больше, чем на фоне земли (7,4 против 18,5 км). Это говорит о том, что такие «тёплые» цели, как ОБТ, автомобили и прочая техника будут захватываться с расстояния около 4-5 км, что является минусом в сравнении с «IRIS-T». Низкая дальность обнаружения целей на фоне земли может быть связана с использованием длинноволнового инфракрасного диапазона работы ГСН (8-13 мкм). Углы прокачки координатора у ГСН американского образца столь же высокие, как и у европейского, и достигают 90 градусов. Что же касается снаряжения AIM-9X, то оно немного слабее, нежели на европейском аналоге: применена стержневая БЧ массой 9,4 кг типа WAU-17/B с титановыми БЭ, которая сможет эффективно поражать легкобронированную технику, БМП (в верхнюю проекцию), самоходные ЗРК, а также с переменным успехом выводить из строя силовые установки ОБТ. «IRIS-T» имеет на 20% более тяжёлую БЧ осколочно-фугасногно типа, которая будет более эффективной в борьбе с вышеперечисленными типами бронетехники. Согласно информации известнейшего британского еженедельника «Janes», «IRIS-T» получили специальный обновлённый пакет программного обеспечения, где добавлены дополнительные драйвера с алгоритмами наведения ИКГСН TELL на наземные цели. ПО также включает в себя специализированные фильтры, помогающие распознать менее теплоконтрастные наземные юниты на фоне земной поверхности: данная процедура является куда более сложной, нежели захват форсажного факела вражеского истребителя или бомбардировщика на фоне свободного пространства.

Как мы видим, в области разработки многоцелевого ракетного вооружения, объединяющего ударные и противовоздушные функции, Запад продвинулся достаточно далеко. Чем же могут порадовать ВКС России отечественные аэрокосмическая и оборонная промышленности?

Основой ближнего боя истребительной авиации Воздушно-космических сил России являются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности семейства Р-73. Данная ракета стала достойной заменой предыдущему поколению ракет маневренного Р-60М. Разработанное НПО «Вымпел» в 1983-м году изделие стало настоящим прорывом оборонки СССР в области передового ракетного вооружения, позволяющего достигать подавляющего превосходства над воздушным противником в ближнем воздушном столкновении. Как заявил в 1995-м году один из сотрудников-членов совета авиастроительной корпорации «McDonnel Douglas» Юджин С. Эдам после нескольких консультаций с сотрудниками российской МКБ «Вымпел», учебные воздушные бои F-15C, вооружённых AIM-9M с МиГ-29А, вооружённых Р-73 на тренажере-симуляторе показали полное превосходство российской машины с соотношением 1:30. Превосходство нашей машины достигалось, во-первых, лучшими ЛТХ ракеты Р-73, во-вторых, использованием перспективной на то время нашлемной системы целеуказания, которой на американских тактических истребителях ещё не было.

Ракета Р-73 (AA-11 ARCHER) представлена аэродинамической схемой «утка» с расширенной аэродинамической системой управления, которая, помимо носовых аэродинамических рулей за дестабилизаторами, включает также хвостовые элероны, сопряжённые с хвостовым крылом. Для обеспечения сверхманевренности во время работы твердотопливного ракетного двигателя тягой 785 кг/с, за сопловым устройством размещена сложная 4-хплоскостная интерцепторная система управления вектором тяги. Несмотря на то, что масса этого устройства для отклонения вектора тяги значительно выше, нежели у стандартных газоструйных 4-хплоскостных рулей (применены на «IRIS-T» и AIM-9X), интерцепторные «ковши» не находятся в канале ствола, а выдвинуты далеко за его пределы. Благодаря этому реактивная струя двигателя может отклоняться на углы до 75-80 градусов относительно продольной оси корпуса ракеты (кромки сопла не являются ограничительным фактором для интерцепторов). Это позволяет способствует ускорению разворота ракеты и быстрому выходу на необходимые ракурсы к цели. Именно за счёт этого газодинамического органа управления Р-73, впервые в мировой практике военного ракетостроения, получила возможность атаковать воздушного противника в задней полусфере истребителя-носителя. И именно этот факт послужил толчком к плану установки на высокоточных фронтовых истребителях-бомбардировщиках Су-34 специальных радиолокационных прицельных комплексов «Копьё-ДЛ», предназначенных для обстрела вражеских истребителей, ЗУР, а также ракет класса «воздух-воздух», «сидящих» на хвосте Су-34.

Наличие крупных носовых крыльев-дестабилизаторов, а также ещё больших хвостовых крыльев с элеронами позволяет сохранять ракете высокую маневренность даже после выгорания топлива ракетном двигателе. Важнейшей особенностью ракет семейства Р-73 является наличие перьевых сенсоров скольжения и углов атаки ракеты, что в совокупности со сложной аэродинамически-газодинамической системой управления превращает автопилот ракеты в полноценный комплекс управления, сравнимый с ЭДСУ самого истребителя-носителя. Технологическое совершенство этой системы по сей день стоит на ступеньку выше, нежели у таких ракет, как AIM-9X, «IRIS-T» и даже японских AAM-5 (у последних плоскости газоструйной системы отклонения вектора тяги имеют наибольшую площадь, а также вынос относительно канала сопла ракетного двигателя).

Все эти технические навороты позволяют Р-73 маневрировать с предельными перегрузками 40 ед. при углах атаки до 40 градусов; другие ракеты «воздух-воздух» теряют эффективность при подобных углах атаки. Из всего вышеперечисленного можно сделать однозначный вывод: несмотря на меньшие располагаемые перегрузки на максимальных скоростях, маневренность ракеты на начальном разгонном участке полёта (сразу после схода с точки подвески) за счёт более продвинутого интерцепторного метода ОВТ превосходит даже такие образцы, как «IRIS-T»: Р-73 буквально «разворачивается на месте» после с хода с подвесок типов П-72/АПУ-73, а затем выходит на цель в боковых, верхней, нижней или задней полусферах. Кроме того, на одном из МАКС, проходившем в 90-е годы, была представлена информация о возможной модернизации газодинамической системы ОВТ за счёт установки полностью управляемого сопла, что на 2% уменьшало потеря тяги в сравнении с интерцепторным методом, и на более, чем 5% — в сравнении с простым газоструйным принципом. Это просто великолепное подспорье и для уничтожения сложных наземных целей, о чём идёт речь в нашем сегодняшнем обзоре. Здесь впору ознакомиться с возможностями инфракрасной головки самонаведения отечественного чудо-перехватчика, едва подвластного законам физики.

Официальные источники указывают, что углы прокачки гирокоординатора инфракрасной ГСН МК-80 «Маяк» УРВВ Р-73 достигают всего ±75 градусов (на 15 град меньше, чем у AIM-9X и «IRIS-T»), тем не менее, сектора целеуказания по пеленгу для этой ракеты составляют 120 град (во время нахождения на подвеске), и 180 град (после схода с подвески), а это заметно выше, нежели у западных аналогов, этот результат достигнут снова благодаря высокой маневренности ракеты. Широкая же номенклатура поражаемых целей возможна за счёт ещё одного качества ГСН «Маяк» — наличию высокочувствительного двухдиапазонного фотоприёмника с глубоким охлаждением. Она установлена на модификацию ракеты Р-73 РМД-2. Разработанная украинским ПО «Арсенал» ИКГСН ОГС МК-80 «Маяк» построена на цифровой элементной базе, а поэтому может быть легко запрограммирована на различные режимы применения. Известны такие режимы, как: низковысотный перехват тактических и стратегических крылатых ракет на высотах от 5 метров, перехват противокорабельных ракет, уничтожение некоторых видов ЗУР, а также противорадиолокационных ракет и ракет «воздух-воздух».

При перехвате УРВВ, ЗУР и ПРЛР наведение ракеты может происходить как на факел ракетного двигателя (незадолго после пуска), так и на носовой обтекатель ракеты, разогретый аэродинамическим сопротивлением на скоростях более 2М (температура около 130-170°С). Некоторые источники указывают на способность Р-73 РМД-2 к поражению наземных целей, это подтверждается двухдиапазонностью ИКГСН «Маяк». Очевидно, что две её платформы работают как диапазоне 3-5 мкм, так и в диапазоне 8-12 мкм, что даёт огромные плюсы при атаке наземных целей: длинноволновой диапазон наиболее стабилен при работе в задымлённых и запылённых условиях на больших дальностях, коротковолновой, напротив позволяет более стабильно захватить умеренно «тёплую» наземную цель с близкой дистанции, где у первого могут возникнуть осложнения (каналы дополняют друг друга).

Единственным недостатком в плане уничтожения наземных юнитов является недостаточная мощность и тип боевой части Р-73 РМД-2. БЧ стержневого типа имеет массу 7,3 кг, что на 56% меньше, чем у ракеты «IRIS-T». Поражающее действие в радиусе разлёта урановых стержней относительно неплохое, но для выведения из строя тяжёлой бронетехники его может не хватить. Радиус разлёта составляет всего 3,5 м, что очень неплохо для поражения малоразмерных движущихся бронемашин. Учитывая тот факт, что сложная маневрирующая воздушная цель уничтожается ракетой Р-73 РМД-2 с вероятностью до 70%, на земная цель будет поражаться с ещё большей вероятностью (более 85%). Оптимальная точка для подрыва БЧ точно вычисляется неконтактным лазерным или радиолокационным взрывателями.

Применение УРВВ Р-73, AIM-9X и «IRIS-T» против наземных целей в экстремальных боевых условиях (часть 2)

Данный коллаж подготовлен на основе информации, предоставленной бразильским ресурсом www.aereo.jor.ru, который в январе 2012 года сделал репост из источника в ВВС Ирана. Как видим, даже первые модификации ракет Р-73, находящиеся на вооружении иранских МиГ-29А, способны поражать широкий спектр ракетного вооружения с работающим РДТТ. В качестве носителя воздушной мишени во время испытаний выступил лёгкий истребитель-бомбардировщик F-5F «Tiger-II». Ракета-мишень была уничтожена вдогон


Негативным фактом остаётся лишь то, что ударная методика применения ракет «воздух-воздух» Р-73 РМД-2 нуждается в тщательной отработке. Если, к примеру, западные ракеты уже прошли ряд натурных испытаний по наземным мишеням в новой роли высокоточного оружия «воздух-земля», то о подобных испытаниях отечественной ракеты ничего не сообщается. Более того, для этого должно быть верно оптимизировано программное обеспечение Р-73 РМД-2, а также адаптированы системы целеуказания носителя. Так, при обстреле наземной цели в передней полусфере тактического истребителя особых сложностей не возникнет: целеуказание смогут задавать бортовые РЛС типа «Барс» «Ирбис-Э» или Ш-141. Но это лишь в том случае, если объект заранее обнаружен собственной РЛС, либо его координаты переданы РЛ-средствами самолётов оптико-электронной или радиотехнической разведки. Если наличие цели после, включения её РЛС или пуска ЗУР, будет зафиксировано внезапно, потребуется применение нашлемных системы целеуказания типов «Щель-ЗУМ-1» «Сура/-К/М» или НСЦ-Т.

Теоретически, учитывая возможность прямого программного сопряжения НСЦ с головкой самонаведения «Маяк» ракеты Р-73 РМД-2, в обход штатных оптико-электронных прицельных комплексов типа ОЛС-35 (не предназначенных для работы с наземными целями), сухопутный объект может быть захвачен самой ГСН, но только в ограниченном 75 градусами угле прокачки гирокоординатора российской ракеты. Для больших углов целеуказания потребуется установка специализированных контейнерных или встроенных оптико-электронных прицельных комплексов нижней полусферы. Наиболее совершенным устройством подобного класса является всеракурсный оптико-локационный комплекс обзора нижней полусферы ОЛС-К. Данный комплекс оснащён работает ТВ/ИК-каналах визирования и способен обнаружить цель типа «танк/БМП» на дальности 18-20 км, «катер» — 40 км, пусковая ОТБР ATACMS или РСЗО MLRS (M270A1) порядка 45 км. Также присутствует лазерный дальномер целеуказатель. Подобными комплексами в ближайшей перспективе будут оснащаться двухместные многоцелевые тактические истребители поколения «4++» МиГ-35. Турель с ОЛС-К устанавливается в накладном контейнере на нижней поверхности правой мотогондолы истребителя и позволяет обнаруживать и сопровождать наземные цели вплоть до угла горизонта, чему способствует значительный вынос турели относительно конструктивных элементов планера.

На высокоточном фронтовом истребителе-бомбардировщике Су-34 подобная задача может быть значительно упрощена благодаря наличию БРЛС обзора задней полусферы «Копьё-ДЛ». Станция может быть программным методом оптимизирована для работы по наземным целям. Существует и пассивный радиолокационный метод целеуказания для Р-73 РМД-2. Действовать он будет исключительно по радиоизлучающим целям, находящимся в любой для носителя полусфере. В список целей будут включены обзорные и многофункциональные РЛС самоходных ЗРК, целеуказание по которым будет производиться современными станциями предупреждения об облучении, к примеру, — СПО Л-150 «Пастель». Данная станция имеет современную цифровую открытую архитектуру с несколькими интерфейсами (RS-232C, MIL-STD-1553 и др.) синхронизации с БРЭО ударных вертолётов, истребителей и бомбардировщиков поколений «4+/++». Кроме того, среди принимающих излучение модулей присутствует так называемый «точный пеленгатор», который определяет координаты источника радиолокационного излучения в разы точнее, нежели антенны устаревшей индикаторно-блоковой СПО-15ЛМ «Берёза», установленной на истребителях МиГ-29С, Су-27, палубных Су-33 и других машинах. Известно, что ошибка определения координат в угломестной и азимутальной плоскостях у «Берёзы» составляет ±15º и ±10º соответственно, что для точного целеуказания неприемлемо.

Отечественные ракеты воздушное боя Р-73 РМД-2 практически ни в чём не уступают, а в некоторых случаях и технологически опережают западные аналоги — AIM-9X Block II и «IRIS-T», в том числе и в перспективных возможностях выполнения задач «воздух-земля». Но есть у этих ракет и такая характеристика, которая пока не позволят отнести их полноценному высокоточному оружию — малый радиус действия. Предназначенные для воздушных боёв во всём диапазоне высот (от низковысотных рубежей до ближнего космоса 19-21 км), УРВВ ближнего радиуса действия, ровно как и ракеты «воздух-воздух» большей дальности, имеют наибольший радиус действия на высотах более 12 км, где разрежённая стратосфера не создаёт высокое аэродинамические сопротивление, уменьшая коэффициент замедления и энергетические способности ракеты. Р-73 РМД-2 на больших высотах сохроняет боеспособность в радиусе 40-45 км от точки запуска. Западные AIM-9X и «IRIS-T» — 30-35 км. При использовании чуть выше уровня моря, Р-73 РМД-2 потеряет скорость и управляемость уже в 15-17 км, «Сайдвиндер» и «Ирис» — не более 12-14 км, что немного лучше, чем у ракет семейства «Хэллфайр». Кроме того, управляемая ракета класса «воздух-воздух», которая отнюдь не является малоразмерным средством воздушного нападения (длина Р-73 составляет 2900 мм, диаметр — 17 см), потеряв скорость до 1500 км/ч после выгорания ракетного топлива, становится отличной мишенью для современных ЗРК типа «SL-AMRAAM» или более совершенных «VL-MICA». Следовательно, эффективная дальность применения ракет по морским и наземным объектам не превышает 8-10 км. Необходимы более дальнобойные ракеты с ИКГСН. Существуют как минимум одно западноевропейское и одно отечественное изделия, которые могут быть приспособлены под выполнения ударных миссий.

К первому смело можно отнести французскую управляемую ракету воздушного боя средней дальности «MICA-IR». Высокоманевренная ракета с инфракрасной головкой самонаведения имеет эффективную дальность около 55 км. В сопловом канале установлена стандартная для западных УРВВ газоструйная система отклонения вектора тяги, представленная 4 термостойкими плоскостями. Они обеспечивают выполнение манёвров с перегрузками до 50 единиц. Твердотопливный ракетный двигатель от компании «Protec», использующий малодымное смесевое топливо, разгоняет ракету до скорости примерно 4300 км/ч. При использовании на малых высотах, эффективный радиус действия «MICA-IR» доходит до 20-25 км, что примерно в 2 раза выше, чем у управляемых ракет маневренного боя. Эта ракета отлично подходит для использования в качестве ударного вооружения. Детище французских инженеров имеет столь же продвинутую, как и «Маяк», инфракрасную головку самонаведения биспектрального типа, обладающую коротковолновым (3-5 мкм) и длинноволновым (8-13 мкм) диапазонами с возможностью анализировать и сравнивать тепловизионную картинку цели во время этапов подлёта к ней. Несмотря на то, что ГСН этой ракеты имеет угол прокачки координатора всего 60 градусов, современная ИНС с мощными вычислительными средствами и приёмником радиоканала коррекции от носителя и других средств целеуказания позволяет запускать её по координатам целей, находящихся под углом 90 и более градусов относительно курсового направления истребителя.

Применение УРВВ Р-73, AIM-9X и «IRIS-T» против наземных целей в экстремальных боевых условиях (часть 2)

Несмотря на достаточно высокие скоростные, дальностные и маневренные качества, УРВВ «MICA-IR» имеет и некоторые недостатки. Так, её ИКГСН имеет малый угол прокачки гирокоординатора порядка 60 градусов, а также невысокую угловую скорость сопровождения теплоконтрастных целей, достигающую всего 30 град/с. Во время ближнего интенсивного маневрирования с машиной противника, последний показатель может создать серьёзные помехи в БВБ. Достаточный показатель составляет не менее 60 град/с



Двухдиапазонный тип ИКГСН от компании «Sagem Defense Segurite» даёт аналогичные привилегии при разработке программного обеспечения для работы «по земле», что используются в ИКГСН «Маяк»: коротковолновой диапазон — для селекции слабо контрастирующих целей на фоне земной поверхности, длинноволновой диапазон — для стабильной работы на больших дальностях и в плохих метеорологических условиях. Боевая часть ракеты осколочно-фугасного типа и имеет массу 12 кг. Задел у «MICA-IR» отличный, тем не менее, никакой информации о её испытаниях в качестве ВТО от французских источников на сегодняшний день не поступало.

На вооружении наших Воздушно-космических сил также существует дальнобойный вариант ракеты-перехватчика, который вполне может быть наделён техническими способностями для поражения наземных целей на больших расстояниях. Наиболее подходящим для этого можно считать «Изделие 470-3Э» (управляемая ракета повышенной дальности Р-27ЭТ). Разработанная ГосМКБ «Вымпел» Р-27ЭТ имеет максимальную дальность действия в ППС порядка 120 км. Этот вариант является «энергетической» модификацией ракеты с ИКГСН Р-27Т и предназначен для перехвата американских сверхзвуковых бомбардировщиков типа B-1B «Lancer», а также 3,2-маховых стратегических разведчиков SR-71A «Blackbird» вдогон, где Р-27Т, с меньшим зарядом топливной смеси и скоростью полёта, не имела никаких шансов. Несмотря на официально озвученную дальность в 120 км, Р-27ЭТ на сегодняшний день имеет досягаемость порядка 20-30 км, которая ограничивается радиусом захвата ИКГСН 36Т, разработанной НПО «Геофизика» (возможностью радиокоррекции и захвата цели на траектории эта ракета, по совокупности данных, не обладает).

Между тем, УРВВ Р-27ЭТ является наиболее подходящим вариантом для поражения наземных юнитов. Ракета Р-27ЭТ, как и «радийные» варианты Р-27Р/ЭР, обладает очень редким и продвинутым аэродинамическим сочетанием, где схема «утка» удачно совмещается с аэродинамическими рулями большой площади типа «бабочка». После выгорания топлива в отсеках РДТТ, рули оказываются в центре масс корпуса ракеты. Благодаря этому момент прилагаемой силы при развороте плоскостей рулей приходится не на переднюю или заднюю части ракеты, а на весь центр масс: ракета маневрирует скачкообразно, с молниеносной переброской в сторону цели. А большое удлинение бабочкообразных аэродинамических рулей, сужающихся в сторону узлов крепления к «машинкам» вращения, позволило добиться выноса аэродинамических возмущений выше линии воздействия на хвостовые стабилизаторы. Благодаря этому удалось уменьшить массу ракеты, отказавшись от элеронов, сопряжённых с хвостовыми стабилизаторами.

Допустимые лимиты по перегрузке Р-27ЭТ в момент маневрирования приближаются к 25-30G, за счёт чего ракета также способна выходить на большие углы пеленга относительно курсового направления истребителя. Головка самонаведения 36Т/9-Б-1023 является двухплатформенной. Матричный фотоприёмник первой платформы охлаждается сжиженным азотом (при этом реализовывается максимальная дальность захвата теплоконтрастной цели), фотоприёмник второй платформы является неохлаждаемым, что значительно ограничивает дальность захвата цели, зато ракета в этом случае может использоваться и без хладагента на борту истребителя. Высокие энергетические качества Р-27ЭТ позволяют ввести режим с полубаллистической траекторией полёта и поражением наземной цели на расстоянии нескольких десятков километров.

Применение УРВВ Р-73, AIM-9X и «IRIS-T» против наземных целей в экстремальных боевых условиях (часть 2)

«Энергетический» вариант УРВВ Р-27ЭТ


Отдельным пунктом можно поставить мощную стержневую боевую часть ракеты Р-27ЭТ. Её масса составляет 39 кг, что в 5,3 раза превышает массу БЧ ракеты Р-73 РМД-2. Радиус срабатывания взрывателя достигает 5-6 метров, а из этого вычисляем, что зона разлёта в 5 раз более массивной БЧ Р-27ЭТ приходится на участок поражения, площадь которого только в 4 раза больше, нежели у БЧ ракеты Р-73 РМД-2. Другими словами, плотность поражающего воздействия стержнями у Р-27ЭТ примерно на 25% выше, чем у Р-73. Эффективность этой боевой части позволит поражать и тяжёлую бронетехнику, поскольку скорость разлёта стержней, а также их бронепробиваемость будет выше за счёт в 2 раза большей подлётной скорости Р-27ЭТ.

Подводя итоги нашего сегодняшнего обзора, можно отметить, что несмотря на должное технологическое совершенство наших ракет с инфракрасными головками самонаведения, а также их модернизационный потенциал для внедрения возможностей атаки наземных целей, отставание от продвижения этой же «лазейки» у ракет AIM-9X и «IRIST-T» сохраняется по сей день. В то время как на Западе проведено уже далеко не одно испытание этих ракет по поражению морских и наземных объектов, а также заявляется о регулярной модернизации ПО ракет и СУВ истребителей для подобного обновления функциональности, наши ракеты с уникальнейшими аэродинамическими конструкциями и лётно-техническими качествами Р-73 РМД-2 и Р-27ЭТ так в полной мере и не включились в сетецетрическую гонку нового тысячелетия, требующую как многозадачности, так и должной системной увязке в тактических сетях театров военных действий XXI века. Надеждой оборонки в этом направлении продолжает оставаться проект управляемой ракеты РВВ-МД, которая может воплотить в себе всё то, что обошло стороной семейства «Archer» и «Alamo».

Источники информации:
http://www.aereo.jor.br/2012/01/08/treinamento-de-lancamento-de-missil-r-73-por-mig-29-da-iriaf/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-104.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/iris-t/iris-t.shtml
http://nevskii-bastion.ru/mica-francia/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/aim9x/aim9x.shtml
http://sdelanounas.ru/blogs/20539/
http://nvo.ng.ru/nvo/2008-10-29/100_saebattle.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-103.html

Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. sergeyzzz 22 декабря 2016 07:59
    Очень уж сомнительная перспектива эффективности таких ракет, особенно против бронированной техники, а скопление людей она не сможет захватить головкой самонаведения.
  2. ГШ-18 22 декабря 2016 08:25
    Ну что ж, очень не плохой обзор.
    По поводу недостаточной "сетецентричности" наших ракет-слишком большое увлечение этой интеграционно-управляющей системой, как показывает практика с "Дональдом Куком" на Черном море, не есть правильный подход. Умеренность и практичность в сочетании с уникальными маневренными и сенсорно-вычислительными качествами наших ракет делают их наиболее надежными в реальной боевой обстановке по сравнению с западными образцами. Имхо.
    1. Nikolaevich I 22 декабря 2016 09:46
      А с чего вы "взяли",что у нас "сетецентричности" не уделяют внимания ? У нас "сетецентрические" системы вооружения (П-35,"Гранит") имелись тогда,когда мерикосы не знали как "выговаривать" это слово! Проблема в том,что,когда до мерикосов доходит значение этого "слова"- они быстро это имеют...а у нас ,зачастую,в привычке-"раскачка" ,отнимающая немало времени !
      1. mav1971 22 декабря 2016 15:29
        Цитата: Nikolaevich I
        У нас "сетецентрические" системы вооружения (П-35,"Гранит") имелись тогда


        Сетецентричность, это не ваш пример.
        Сетецентричность, это когда командир танка видит на своем планшете всю информацию о поле боя. Когда на его планшете есть сборная картинка и не важно откуда она поступает. С самолета ДРЛО, с других танков, с боевых вертолетов, с передовых спецназовцев, со спутников.

        Сетецентричность, это когда один корабль видит цель, а совершенно другой корабль пускает ракету, а корректировку целеуказания точного может давать вообще боевой истребитель барражирующий с авианосца.

        Про ракеты.
        Вы о том, что якобы они умеют обмениваться информацией и распределять цели ?
        Так это извините вероятнее всего обман и пшик.
        Ибо случаев испытаний и применений ракет "в стае" не было ни разу.
        Просто кто-то из бывших работников КБ озвучил эту тему и все ее понесли в массы
        Возможно, что он ее и придумал.
        Фактов нет.
        1. Parsec 22 декабря 2016 20:20
          Цитата: mav1971
          Сетецентричность, это когда командир танка видит на своем планшете всю информацию о поле боя. Когда на его планшете есть сборная картинка и не важно откуда она поступает. С самолета ДРЛО, с других танков, с боевых вертолетов, с передовых спецназовцев, со спутников.


          Над вами довлеет масштаб ваших дворовых войн.
          На какую глубину и на каком фронте собираетесь отображать "всю информацию о поле боя"? С каким темпом обновлять? Как идентифицировать цели? Как интерпретировать изменения в обстановке?

          Реализовать вашу идею - вернейший путь утопить в потоке данных бедного командира танка. Показать ему картинку - ну может быть, а дальше? Пыль, дым, был домик - не стало домика, стояла рота - разъехалась рота, не было вертолетов - появились вертолеты. Все это - на планшет? А обновление нужно в реальном масштабе времени, иначе уткнувшийся в планшет командир танка пока разберется, что там ему новое отображается, уже гореть будет. А еще есть задача, которую нужно выполнять, взаимодействующая пехота, своя логистика...
          Представляете себе ширину канала и требования к его устойчивости, не говоря уже о количестве таких каналов?
          Одна и та же цель спецназовцем, АВАКСом, вертолетом, спутником видится по-разному, и по-разному же интерпретируется. Отдать на интерпретацию разведчикам - задержка по времени, мелочь для командира корпуса, существенно для командира бригады, критично для командира батальона и просто кранты для командира танка.
          Не свести войну к компьютерной игре. Сценарии близки, розыгрыш разный, и участники нелинейны.
          1. mav1971 23 декабря 2016 11:23
            Цитата: Parsec

            Не свести войну к компьютерной игре. Сценарии близки, розыгрыш разный, и участники нелинейны.


            Я уже повторял и буду повторять. Геймеры выросли и стали заведовать наукой и военкой в США.
            И хотите Вы или нет, но все идет именно по сценариям компьютерных игр
            Конечно не так приземленно, как в Варкрафт, Старкрафт или что то там еще.
            Но сама концепция идет оттуда.
            1. Parsec 24 декабря 2016 20:10
              Блямкаете словами, смысл которых вам неясен.
              Концепция оттуда... Меру условности в игре и жизни попытайтесь представить - хотя откуда, нужно же предметную область представлять, а вот тут у вас никак. Детям проще, у них в конце концов есть универсальный выход - не дракон, так супергерой, не супергерой, так какое-нибудь кольцо, титская сила, в конце концов.
              Выросли геймеры и стали рулить оборонкой США - не смешите людей. Бывшим геймерам в университете философию хорошо вкладывают, а некоторым и экономику и шире, чем Экономикс. А вот там объясняют разницу между явлением и отображением явления, между сущностью и представлением. А кто не понял, тот лепит вундервафлю вроде F-35...
        2. Nikolaevich I 23 декабря 2016 02:30
          А я и не собирался одним примером охватить всё понятие сетецентричности.Я взял лишь частный случай-"про ракеты".И тут удивляет ваша самонадеянность(!):"это всё неправда-потому что я в это не верю !Потому,что лично мне не доложили об испытаниях...."Окстись,милай ! "(как говорят в подобных случаях деревенские бабушки)
  3. Nikolaevich I 22 декабря 2016 09:37
    Сетецентричность-весчь хорошая,когда она будет.Но в боевых условиях не всегда может понадобиться,а денежки эта возможность просит ! Сетецентричность весьма пригодится при действиях:1.ударный самолёт и групповая цель;2.авиагруппа и групповая цель.При действиях:одиночный ударный самолёт и одиночная разведанная цель-"сетецентричность не нужна.Хорошо,когда "под рукой" и полнофункциональный вариант(вариант-только "для себя"),и "экспортный" вариант (с "урезанными" возможностями,но более дешёвый)
  4. роман66 22 декабря 2016 10:19
    война заставит научиться использовать все и для всего, а вообще не ново - еще в отечественную наши летчики использовали РСы и для атак воздушных целей и для штурмовки. автору спасибо.
  5. exo 22 декабря 2016 12:03
    Всё-таки,использование таких ракет,по наземным целям-это уже от безысходности. Тяжело (если вообще,возможно),разработать универсальную ракету.,в размерах УР ближнего действия.Статья,интересная
    exo
  6. demiurg 22 декабря 2016 14:00
    А не дороговато будет Р-73 по БТР пулять? Проще уж х-29 с собой возить, весит всё равно немного))
    Или кто то планирует истребители на свободную охоту вдоль линии фронта выпускать?
    1. Zaurbek 22 декабря 2016 15:15
      Тут считать по другому нужно... Самолет в воздухе, цель обнаружена, или атака или вызов другого самолета с нужным вооружением.... и посчитать, выгодно цель уничтожить ракетой ВВ или поднять второй самолет с ракетой Воздух-Земля. Конечно ракета ВВ бронированную цель не уничтожит, но БТР, БМП, Автомобиль, дом, катер...вполне.
      1. mav1971 22 декабря 2016 15:32
        Цитата: Zaurbek
        Тут считать по другому нужно... Самолет в воздухе, цель обнаружена, или атака или вызов другого самолета с нужным вооружением.... и посчитать, выгодно цель уничтожить ракетой ВВ или поднять второй самолет с ракетой Воздух-Земля. Конечно ракета ВВ бронированную цель не уничтожит, но БТР, БМП, Автомобиль, дом, катер...вполне.


        Но при попадании в двигатель танка - 100% вывод из строя.
        При попадании в лоб танка - 100% вывод из строя, путем "снесения" всей аппаратуры наблюдения, контроля, наведения.
        Небоеспособный танк на поле боя во время боя - то же самое, что и уничтоженный.
        1. Zaurbek 22 декабря 2016 22:06
          Для танка повреждения будут минимальными...
          1. mav1971 23 декабря 2016 11:28
            Цитата: Zaurbek
            Для танка повреждения будут минимальными...


            т.е. вся оптика останется неповрежденной по вашему?
            Без оптики танк не боеспособен.
            1. Zaurbek 24 декабря 2016 09:10
              у ракеты ВВ специфический разлет осколков, в определенной траектории и не рассчитанной на прямое попадание. Какой то вред будет, но не 100% выведение из строя. Плюс корпус ракеты не чугунный как у снаряда и проникающего действия не будет. А танк штука очень крепкая...
      2. demiurg 22 декабря 2016 15:36
        Если танк/БТР обнаружен, его могут и 152/120мм раскатать.
        Сколько стоит ЗУР? 200-300 000 баков? Это если что 8-10 квартир.
        Если есть шанс пошугать наземку, можно подвесить х-29, 10 000 гринов (в Вике вообще 6500 пишут), 250 кг никого не напрягут.
    2. Glad 22 декабря 2016 19:26
      Есть понятие предотвращённого ущерба. Если танк или БТР противника прорывается к позиции "Искандеров", счёт идёт на минуты, а у командования в этом районе есть только истребитель с УР Р-73, то применение ракеты "воздух-воздух" по танку вполне оправдано. Машина комплекса "Искандер" всяко дороже, чем ракета.
      1. Zaurbek 22 декабря 2016 22:09
        К Искандеру один танк прорываться не будет. Тыловой рейд (А Искандер в 50-70 км от линии фронта) будет состоять из 10-12 ОБТ, и у охранения есть другие ПТ средства, истребитель здесь бесполезен... сам он цель не найдет... Это для случайных целей на патрулируемой территории, и точно не для танков...
      2. Cro-Magnon 28 декабря 2016 03:53
        30 мм пушка истребителя + 150 снарядов к ней уделают танк или бтр эфективнее и дешевле... и быстрее раз у вас счёт пошел на минуты!!!
        1. EvilLion 28 декабря 2016 08:30
          Шизофрения на марше, Ил-2 ржет в сторонке.
  7. Glad 22 декабря 2016 19:50
    Цитата: Nikolaevich I
    Сетецентричность-весчь хорошая,когда она будет.Но в боевых условиях не всегда может понадобиться,а денежки эта возможность просит ! Сетецентричность весьма пригодится при действиях:1.ударный самолёт и групповая цель;2.авиагруппа и групповая цель.При действиях:одиночный ударный самолёт и одиночная разведанная цель-"сетецентричность не нужна.Хорошо,когда "под рукой" и полнофункциональный вариант(вариант-только "для себя"),и "экспортный" вариант (с "урезанными" возможностями,но более дешёвый)

    Сетецентричность - штука хорошая. Но! Только в том случае, когда одна из сторон очень сильно превосходит другую в технологическом плане. Если же технологический уровень противоборствующих армий близок, то взаимное применение средств РЭБ и функционального поражения сводят преимущества этой концепции к минимуму.
    По хорошему, сетецентричность это во многом коммерческий бренд, оправдавший себя при войнах США и НАТО с весьма слабыми в технологическом плане противниками.
    1. Nikolaevich I 23 декабря 2016 02:11
      "...во многом коммерческий бред...." ? Ну что ж.....может и быть....пожуём-увидим.Ведь военная сетецентричность только-только начинает "переходить" из стадии разговоров(часто мечтательных) в практическую...А вот с вашим мнением,что "применение средств РЭБ" сильно "поперчит" "сладкую пилюлю ожиданий" высокой эффективности от внедрения концепции сетецентричности, я согласен...сам об этом думал.Но это возможно у высокоорганизованных и высокотехнологичных армий.Конечно же,эта концепция максимально эффективно проявилась бы в Ираке,Ливии-т.е.НАТО выполнило бы свои задачи меньшими силами и Дешевле.
  8. Авиатор_ 22 декабря 2016 22:34
    Статья интересная. Я обратил внимание, что в Сирии наши корабельные самолёты взлетали с ракетами класса воздух-воздух, а садились на "Кузнецова" без них. Это что, проверка возможности работы по земле?
    1. mav1971 23 декабря 2016 11:29
      Цитата: Авиатор_
      Статья интересная. Я обратил внимание, что в Сирии наши корабельные самолёты взлетали с ракетами класса воздух-воздух, а садились на "Кузнецова" без них. Это что, проверка возможности работы по земле?


      Нет.
      Это просто сброс перед посадкой. :)
  9. rubin6286 23 декабря 2016 10:12
    Создать универсальную ракету класса воздух-воздух, способную поражать не только воздушные, но и наземные цели с высокой точностью в современных условиях не так уж сложно. В чем выигрыш? Пусть несколько узконаправленных ракет будут заменены одной или двумя, что с того? Сократится номенклатура вооружения, но самолет не резиновый, максимум 12 узлов подвески. Изменятся массово-геометрические характеристики новой ракеты и прицельно-навигационного комплекса, самолет станет тяжелее, упадет дальность, а чтобы этого не произошло, нужны более мощные двигатели, которые больше «жрут» и больший объем топлива. Снова растет вес. Использование для поражения наземных целей потребует изменения степени защиты экипажа и вес опять возрастет. Словом, «сказка-неотвязка». Управлять тяжелым и многоцелевым самолетом становится сложнее. Я не уверен, что боевая эффективность такой машины будет выше, чем у специализированной. Наш Су-25 сегодня по боевой эффективности в 4 раза выше более новых французских «Мираж-2000» и «Рафаль». Сегодня все сводится только к одному удару с предельно малых высот. Сколько целей можно поразить в этом случае одновременно, с какой дальности? Если прямое попадание ракеты разорвет на куски самолет, то в случае с танком, этого не произойдет, т.к. степень его защищенности и возможности войсковой ПВО над полем боя значительно выше.
    Мне кажется, что универсализация ракет «воздух-воздух» - это путь тупиковый. Можно добиться неплохих локальных результатов, но сама идея не нова и себя изжила.
    1. mav1971 23 декабря 2016 11:30
      Цитата: rubin6286
      Наш Су-25 сегодня по боевой эффективности в 4 раза выше более новых французских «Мираж-2000» и «Рафаль»


      Это круто...Давно такого не читал.
    2. Zaurbek 24 декабря 2016 09:13
      принципиальная сложность- нужен кумулятивный заряд для поражения БТ, а он в свою очередь проигрывает ОФ снаряду в радиусе разлета осколков, я даже систему наведения не трогаю... С электроникой, как раз с каждым годом ситуация все лучше и лучше.
  10. Glad 28 декабря 2016 05:30
    Цитата: Cro-Magnon
    30 мм пушка истребителя + 150 снарядов к ней уделают танк или бтр эфективнее и дешевле... и быстрее раз у вас счёт пошел на минуты!!!

    Вполне возможно. Однако, иметь дополнительную возможность воздействия на противника совсем не возбраняется.
  11. Glad 28 декабря 2016 05:35
    Цитата: Zaurbek
    К Искандеру один танк прорываться не будет. Тыловой рейд (А Искандер в 50-70 км от линии фронта) будет состоять из 10-12 ОБТ, и у охранения есть другие ПТ средства, истребитель здесь бесполезен... сам он цель не найдет... Это для случайных целей на патрулируемой территории, и точно не для танков...

    В реальной жизни и на реальной войне всяко может случиться... "Кинжал хорош для того, у кого он есть" (С). Так что, пусть уж лучше возможность будет, чем её не будет.
  12. Glad 28 декабря 2016 05:51
    Цитата: rubin6286
    Мне кажется, что универсализация ракет «воздух-воздух» - это путь тупиковый. Можно добиться неплохих локальных результатов, но сама идея не нова и себя изжила.

    Так ведь речь-то не идёт о создании универсальной ракеты. Тут разговор о том, что сейчас технический уровень УР "воздух-воздух", а также их систем наведения и целеуказания делает возможным их использование и по наземным целям тоже. Без ущерба для основного назначения этих ракет. Так почему бы не воспользоваться такой возможностью? Об этом, собственно, и статья.
  13. Glad 28 декабря 2016 05:57
    Цитата: Zaurbek
    принципиальная сложность- нужен кумулятивный заряд для поражения БТ, а он в свою очередь проигрывает ОФ снаряду в радиусе разлета осколков, я даже систему наведения не трогаю... С электроникой, как раз с каждым годом ситуация все лучше и лучше.

    Да не так уж и нужен кумулятивный заряд. Достаточно, если ракета сможет уничтожить БТР или вывести из строя приборы наблюдения у танка. Ну, или двигатель, если повезёт...
  14. EvilLion 28 декабря 2016 08:28
    Ракеты вида Р-73 предназначены для поражения целей:
    1) Крайне мягких. Отсюда соответствующая БЧ. Танкам и зданиям она будет примерно пофигу.
    2) Крайне маневренных и быстрых. Отсюда соответствующие мощности двигателей, рулевых машинок, площади управляющих поверхностей, устойчивость к перегрузкам. Вопрос, здание или танк могут за время полета ракеты сместиться на километры и десятки градусов в пространстве? Нет? Ну и зачем тогда палить по ним ракетой воздух-воздух с относительно небольшой БЧ и огромной массовой долей двигателя и топлива на борту.

    Я не задаюсь вопросами, что самолет с точки зрения обнаружения его физических полей летает условно в пустоте, ну или на фоне земли, для чего, например, и существуют допплеровские РЛС, а вот танк найти гораздо труднее.
Картина дня