Bolotnikov - the mysterious soul of the Russian rebel

5
About Bolotnikov Ivan Isayevich little information. Modern historians do not even have information about the exact date of his birth. It is known that this man was a fugitive serf from among the serfs. The owner Telyatevsky was not looking too hard for him, perhaps because the character of Ivan Isaevich scared the landowner. Leadership, courage, despair - all this could provoke the most tragic consequences in the already tense relations with the peasants. Bolotnikov, according to some sources, was the son of a ruined boyar or merchant, so he had a fairly high level of intelligence and an invincible desire for freedom. It was this cunning and uncommon mind that helped him to advance to the first positions at the time of his stay in Poland.



The free Don Cossack — this is precisely how Ivan Isaevich positioned himself, participated in numerous military clashes, and was captured. For a long time he was in Turkish slavery in galleys, who again confronted him with military practice. After the capture of the ship on which Bolotnikov was an Italian sailor, Ivan Isaevich found himself in Europe and, having gained freedom, set off to travel, through Germany and Poland. The homeless, poor wanderer somehow interested Molchanov and the Mnishek family, as a result of which he returned to Russia as the envoy of the escaped prince or, as Molchanov calls story, False Dmitry II. In Ivan Isaevich, there was something inherent in all the great Russian rebels, it was this peculiarity of nature that fascinated him to the Don, and then brought him to Molchanov. Bolotnikov was gambling, he could not resist the temptation to put his life on the line in a game for the Russian throne and the untold riches promised by an impostor.

To assert that Bolotnikov did not know that “Tsarevich Dmitry” is far from being who he claims to be will be hypocrisy. He was a clever and cunning person who closely followed the development of events in his homeland. In addition, in Molchanov’s appearance, there was neither that royalty, nor the grandeur of the first impostor, nor the similarities with the noble and powerful Rurikovichs. Most likely, Ivan Isaevich understood that the heir, whom the Polish priests so honored, was only a protege of the nobility, but nevertheless decided to use the chance.

The organizational skills of Bolotnikov allowed him, in a short time, to create and arm an army. The money of the Polish gentry also played a significant role in the recruitment of insurgent detachments. Having collected the remnants of the military power of False Dmitry I, Ivan Isaevich directed his efforts towards raising indignant peasantry, attracting fugitives, Cossacks, among whom he had many acquaintances and friends. The position of the serfs has deteriorated significantly since the last of the Rurikovichs. The oppression grew harder: the reserved summer was canceled, enslaving slaves were forbidden to redeem their freedom and so on. The tormented Russia also remembered the uprising of the Cotton and the insane march of the first prince in the country and the massacre of him, as well as the Polish-Swedish occupation. Prince Shakhovsky, who actively supported Otrepyev, met fresh forces in the person of Bolotnikov with hope. Vasily Shuisky, who came to power, did not complain about the minions of the former sovereign, therefore the danger to the prince was quite real. The new uprising led by Ivan Isaevich, energetic and experienced in the art of war, was the only chance for Shakhovsky to regain his former influence and place in the capital's courtyard.

The forces of Bolotnikov were unprofessional warriors: runaway serfs, vagrants, robbers, peasants, who decided to defend their right to freedom. Commanders among such a contingent to find it was extremely difficult. The merit of military success of a small army belongs entirely to the vision, intelligence and tricks of Ivan Isaevich. A poorly armed crowd of illiterate peasants and serfs won a brilliant victory over the professional army of Trubetskoy and Vorotynsky. Villages and cities surrendered without a fight; supporters of the sovereign Shuisky were cruelly executed in front of the population. Bolotnikov practiced skillfully with fear, his people hung noble boyars by their feet, threw them from the tower, crucified them on crosses. The executions were bloody and perverse in nature, only the most desperate dared to resist his march to Moscow. It must be said that Ivan Isaevich was generous to his supporters, without giving an account, distributing the stolen wealth. However, the uprising was not exclusively peasant; Ryazan and Tula landowners were willingly joined Bolotnikov, disgruntled by the government of Shuisky and counting on a piece of cake in case of victory, as well as part of the free Cossacks.

The chronology of the rebellion is short. Starting at 1606, it ended the following year. And the leader of the uprising befell the fate of all Russian insurgents: he was executed by shameful and painful method. The beginning of the uprising was characteristic of the Russian riots. People were easily inspired and desperately fought with the tsarist army, due to which they achieved great results. All large groups adjoined the army, and unrest spread rapidly to the surrounding regions, covering all new areas of the country. The rebels steadily moved to Moscow and besieged it in early October.

Bolotnikov - the mysterious soul of the Russian rebel


The prolonged presence in the swampy and dank surroundings of the capital caused discontent in the rebel army, and a two-month fruitless siege undermined the belief in the success of the leader. Bolotnikov decided to retreat to Tula, as his army began to gradually melt. Here he connected with a new impostor, who named himself Tsarevich Peter. The real name of the second "prince" is known for certain, he was Eleyka Muromets, a Cossack from the Terek River. Together with Muromets Ivan Isayevich entered into a bloody confrontation with the armies of Shuisky.

At the end of June, the 100-strong royal army was defeated by the last forces of the rebels, and Bolotnik was given by his supporters. There is, however, information that Ivan Isaevich himself came to Vasily Shuisky and, kneeling down, offered him his loyal service and the right to punish his lush head. This historical event apparently took place in reality. During the entire uprising, Bolotnikov positioned himself as a faithful servant of Dmitry.

He told everyone about the oath given to them to the prince, and deliberately exaggerated his loyalty to the “true sovereign”.



Today it is very difficult to talk about the true feelings and intentions of this desperate but strikingly successful fugitive and crook. Some describe him as a valiant warrior and loyal servant of False Dmitry II. Someone argues that Bolotnikov, because of his ignorance, was in the dark about the fact that in Poland he was received by the unsaved prince, but an impostor. Still more convincing is the point of view that Ivan Isaevich knew perfectly well for whom he was fighting and understood his role in the uprising. Bolotnikov was, above all, a swindler and hoped to get his share of wealth and power, and he was not interested in the means of achieving the goal. He kept saying about his loyalty only to maintain the image of a loyal royal voivode. Bolotnikov did not care whom to serve, he was only interested in power, and that is why he offered his services to Shuisky. It was another attempt to get away from retribution and once again receive such a desired power.

The result of his amazing life, full of adventure, and the uprising that killed thousands of innocent lives, was blinding and drowning in the hole.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Ivan043
    +1
    28 January 2012 08: 45
    Something does not fit:
    1 Boyar or merchant could not be a serf or a serf
    2 100 000 professional troops are too much for the 17th century. How many Bolotnikov was three hundred thousand?
    It looks like the reports of our governors
  2. 0
    28 January 2012 10: 19
    In the 17th century, the entire Russian army numbered about 250000-300000 people
  3. Strabo
    +2
    28 January 2012 15: 32
    Something much in the history of Russia False DMITRIEV. Someone else will slip on the Poles.
  4. recitatorus
    +2
    28 January 2012 22: 38
    Something our talkers do not watch! .. Ali material is too tough? .. lol
    1. +3
      29 January 2012 19: 51
      Quote: recitatorus
      I don’t watch something of our talkers! ..

      Wait, the banderlog will come in and show a picture that Blotnikov was a Ukrainian fighter against the NKVD ...

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; Mikhail Kasyanov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Болотников – загадочная душа русского бунтаря

О Болотникове Иване Исаевиче сведений немного. Современные историки не располагают даже сведениями о точной дате его рождения. Известно, что этот человек был беглым крепостным из числа холопов. Хозяин Телятевский не слишком усердно его искал, возможно, от того, что нрав Ивана Исаевича пугал помещика. Лидерские качества, смелость, отчаянность – все это могло спровоцировать самые трагические последствия в и без того напряженных отношениях с крестьянами. Болотников, по некоторым данным, был сыном разорившегося боярина или купца, поэтому имел достаточно высокий уровень интеллекта и непобедимое желание свободы. Именно это хитрость и незаурядный ум помогли ему выдвинуться на первые позиции в момент пребывания в Польше.

Болотников – загадочная душа русского бунтаря


Вольный донской казак – именно так позиционировал себя Иван Исаевич, участвовал в множестве военных столкновениях и был пленен. Долгое время находился в турецком рабстве на галерах, которые вновь столкнули его с военной практикой. После захвата корабля, на котором находился Болотников итальянскими матросами, Иван Исаевич оказался в Европе и, обретши свободу, отправился путешествовать, через Германию и Польшу. Бездомный, нищий странник каким-то образом заинтересовал Молчанова и семейство Мнишек, в результате чего вернулся в Россию уже в качестве посланника спасшегося царевича или, как именует Молчанова история, Лжедмитрия II. В Иване Исаевиче было что-то присущее всем великим русским бунтарям, именно эта особенность натуры увлекла его на Дон, а затем свела его с Молчановым. Болотников был азартен, он не смог устоять перед соблазном поставить свою жизнь на кон в игре за российский престол и несметные богатства, обещанные ему самозванцем.


Утверждать о том, что Болотников не знал о том, что «царевич Дмитрий» далеко не тот за кого себя выдает, будет лицемерием. Это был умный и хитрый человек, внимательно следивший за развитием событий на родине. Кроме того, не было в облике Молчанова ни той царственности, ни величия, присущих первому самозванцу, ни сходства с благородными и могущественными Рюриковичами. Вероятнее всего Иван Исаевич понимал, что наследник, которого так чествовали польские паны, лишь ставленник шляхты, однако шансом воспользоваться все же решил.

Организаторские способности Болотникова позволили ему, в короткое время создать и вооружить армию. Существенную роль в наборе отрядов повстанцев сыграли и деньги польской шляхты. Собрав остатки военной мощи Лжедмитрия I, Иван Исаевич направил свои усилия на подъем возмущенного крестьянства, привлечение беглецов, казаков, среди которых имел много знакомых и друзей. Положение крепостных значительно ухудшилось со времен последнего из Рюриковичей. Гнет становился все тяжелее: были отменены заповедные лета, кабальным холопам запрещалось выкупать свою свободу и прочее. Помнила истерзанная Россия еще и восстание Хлопка и безумное шествие первого царевича по стране и расправу над ним, а также ощущалась польско-шведская оккупация. Князь Шаховский, активно поддерживавший Отрепьева, встретил свежие силы в лице Болотникова с надеждой. Пришедший к власти Василий Шуйский не жаловал приспешников прежнего государя, поэтому опасность для князя была вполне реальной. Новое восстание во главе с энергичным и опытным в военном искусстве Иваном Исаевичем было единственным шансом Шаховского вернуть былое влияние и место при столичном дворе.

Силы Болотникова составляли непрофессиональные воины: беглые холопы, бродяги, разбойники, крестьяне, решившиеся отстоять свое право на свободу. Командиров среди такого контингента найти было крайне сложно. Заслуга военных успехов небольшого войска целиком принадлежит прозорливости, уму и хитрости Ивана Исаевича. Плохо вооруженная толпа неграмотных крестьян и холопов одержала блестящую победу над профессиональным воинством Трубецкого и Воротынского. Деревни и города сдавались без боя, сторонников государя Шуйского жестоко казнили на глазах у населения. Устрашением Болотников занимался умело, его люди вешали знатных бояр за ноги, бросали с башни, распинали на крестах. Казни носили кровавый и извращенный характер, лишь самые отчаянные осмеливались противостоять его шествию к Москве. Надо сказать, что Иван Исаевич был щедр к своим сторонникам, без счета раздавая награбленное богатство. Однако восстание не было исключительно крестьянским, к Болотникову охотно примкнули рязанские и тульские помещики недовольные властью Шуйского и рассчитывавшие на «кусок от пирога» в случае победы, а также часть вольного казачества.

Хронология бунта коротка. Начавшись в 1606, он завершился уже в следующем году. Причем предводителя восстания постигла судьба всех русских бунтарей: он был казнен позорным и мучительным методом. Начало восстания было характерным для русских бунтов. Люди легко воодушевились и отчаянно воевали с царской армией, за счет чего достигли больших результатов. К войску примыкали все большие группы, а волнения распространялись стремительно на близлежащие регионы, охватывая все новые районы страны. Восставшие неуклонно двигались к Москве и осадили ее уже в начале октября.

Болотников – загадочная душа русского бунтаря


Продолжительное нахождение в болотистых и промозглых окрестностях столицы вызвало в армии повстанцев недовольство, а двухмесячная безрезультатная осада подорвала веру в удачу предводителя. Болотников решил отступить к Туле, поскольку его армия начала постепенно таять. Здесь он соединился с новым самозванцем, нарекшим себя царевичем Петром. Подлинное имя второго «царевича» доподлинно известно, им был Илейка Муромец, казак с реки Терек. Вместе с Муромцем и вступил Иван Исаевич в кровопролитное противостояние с армиями Шуйского.

В конце июня стотысячное царское войско разбило последние силы восставших, а Болотника выдали его же сторонники. Есть, однако, сведения о том, что Иван Исаевич сам явился к Василию Шуйскому и, встав на колени, предложил ему свою верную службу и право покарать его буйную голову. Это историческое событие, по-видимому, имело место в действительности. Болотников в ходе всего восстания позиционировал себя как верного слугу Дмитрия.

Он всем рассказывал о клятве, данной им царевичу, и намеренно выпячивал свою преданность «настоящему государю».

Болотников – загадочная душа русского бунтаря


Говорить об истинных чувствах и намерениях этого отчаянного, но поразительно удачливого беглеца и афериста сегодня очень сложно. Некоторые описывают его как доблестного воина и верного слугу Лжедмитрия II. Кто-то утверждает, что Болотников ввиду своего невежества был в неведении о том, что в Польше его принял у себя не спасшийся царевич, а самозванец. Более убедительной все же остается точка зрения о том, что Иван Исаевич прекрасно знал за кого он воюет и понимал свою роль в восстании. Болотников был, прежде всего, аферистом и надеялся получить свою долю богатства и власти, причем средства достижения цели его мало интересовали. О своей верности он твердил лишь для поддержания образа преданного царского воеводы. Болотникову было все равно кому служить, его интересовала только власть, и именно поэтому он предложил свои услуги Шуйскому. Это была очередная попытка уйти от возмездия и вновь получить такое желаемое им могущество.

Итогом его удивительной жизни, полной приключений, и восстания, погубившего тысячи невинных жизней, стали ослепление и утопление в проруби.
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 5
  1. Ivan043 28 января 2012 08:45
    Чтото не стыкуется:
    1 Боярин или купец не мог быть крепостным или холопом
    2 100 000 профессионального войска многовато для 17 века . Сколько ж было у Болотникова тыщ триста?
    Похоже на рапорта наших губернаторов
    Ivan043
  2. wolk71 28 января 2012 10:19
    В 17 веке вся русская армия насчитывала порядка 250000-300000 человек
  3. Страбон 28 января 2012 15:32
    Что то много в истории Руси Лже ДМИТРИЕВ. По поляки подсунут то еще кто.
    Страбон
  4. recitatorus 28 января 2012 22:38
    Что-то говорунов наших не наблюдаю!..Али материал не по зубам?.. lol
    recitatorus
    1. Svist 29 января 2012 19:51
      Цитата: recitatorus
      Что-то говорунов наших не наблюдаю!..

      Подожди, ща бандерлог зайдёт и покажет картинку, что Блотников был украинским борцом против НКВД...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня