Покорители воды и воздуха: "чудо"-экранопланы Ростислава Алексеева

63
Покорители воды и воздуха: "чудо"-экранопланы Ростислава Алексеева

Экраноплан "Лунь"

100 лет назад в городе Новозыбкове (ныне Брянская область) родился человек, которому суждено было создать одни из самых удивительных машин на Земле — экранопланы, объединившие в себе черты самолета и корабля.



Ростислав Евгеньевич Алексеев родился в 1916 году в семье агронома и учительницы. В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником. В те же годы он начал заниматься парусным спортом.

Алексеев заинтересовался идеей повышения скорости на воде еще во время своего обучения на транспортно-машиностроительном факультете Горьковского индустриального (политехнического) института имени Жданова. Ростислав Евгеньевич пришел на завод "Красное Сормово" со своим дипломным проектом. В годы Великой Отечественной войны он начал работу на заводе в ОТК по приемке танков Т-34. Во внерабочее время он испытывает первую модель судна на подводных крыльях. В 1943 году состоялся спуск на воду первого катера на подводных крыльях.

Впоследствии за создание первых отечественных торпедных катеров на подводных крыльях Алексееву и группе его соратников, принимавших непосредственное участие в работах, в 1951 году была присуждена Сталинская премия.

С 1952 года на базе гидродинамической лаборатории и опытного танкового цеха была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая впоследствии выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.

С 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения. Переход от подводных к воздушным крыльям позволил снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной.

ЧТО ТАКОЕ ЭКРАНОПЛАН

Экраноплан — это аппарат, использующий так называемый экранный эффект, который заключается в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря или ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности.

Экранопланы имеют авиационные скорости движения, но не требуют аэродромов, обладают большой грузоподъемностью, могут эксплуатироваться над любой относительно ровной поверхностью. По мореходности ограничения для экранопланов существуют только при взлете и посадке.

Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью ("экраном").

Крупные экранопланы, снабженные поддувом реактивных струй двигателей под крыло, обладают мореходностью на взлете и посадке до 5 баллов, а в полете их мореходность практически не ограничена. Это обеспечивает высокую регулярность движения экраноплана.

Морской экраноплан обладает значительно большей безопасностью в полете, чем самолеты, так как аэродром всегда под ним, и даже одновременный отказ всех двигателей позволяет ему выполнить безопасную посадку на воду. Экраноплан может лететь над мелководьем, что недоступно скоростным судам.

Скорость и управляемость экраноплана, а также возможность быстрого увеличения высоты полета позволяют безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.

ЗНАМЕНИТЫЕ "ЛУНЬ" И "ОРЛЕНОК"


Экраноплан "Лунь"

В 1966 году был создан первый экспериментальный полномасштабный морской корабль-экраноплан "Корабль-макет" (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.

Строившийся на заводе "Волга" опытный морской транспортно-десантный экраноплан "Орленок" (С-21, заложен в 1970 году) в 1973 году совершил первый пробный выход в технологической конфигурации на реке Волга.

В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов "Орленок" в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа. Дивизион этих экранопланов входил в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

В 1989 году после проведения стрельб был сдан с высокой оценкой первый в истории мировой техники опытный ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь".
В 1992-м был создан и утвержден проект опытного поисково-спасательного экраноплана "Спасатель" на базе материальной части второго строившегося образца экраноплана "Лунь".

Экраноплан "Лунь"

Взлетная масса — до 400 тонн, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150–500 человек, госпитально-медицинский комплекс по своим масштабам — беспрецедентный для летательных аппаратов.

Аналогов ранее созданным экранопланам со схожими характеристиками взлетной массы, скоростными показателями и мореходностью не существует.
Сегодня ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева ведет разработки ряда проектов экранопланов для различных зон применения, с различными взлетной массой и диапазоном скоростных характеристик. Проекты экранопланов могут использоваться для перевозки пассажиров, срочной доставки грузов, а также для решения задач МЧС.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также "воздушных ям" и "болтанки".
Конструкции экранопланов технологичнее самолетов, что дает несколько меньшую себестоимость. Инфраструктура для обслуживания и обеспечения безопасности экранопланов требует меньших затрат. Экранопланы могут взлетать с воды на значительном расстоянии от берега, а значит, производить меньше шума в городе, чем самолеты, и двигаться из порта на режиме "малого газа". Параметры выхлопных газов двигателей соответствуют требованиям международных стандартов и по сравнению с самолетами быстрее нейтрализуются поверхностью моря.

Эксплуатация экранопланов возможна во всех климатических зонах. Наиболее выигрышно их использование на юге. Экранопланы обладают особой эффективностью, начиная от 600–800 тонн грузоподъемности. В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы.

Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, необходим понтонный причал, остальное оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена необходимая база. Обучиться управлению экранопланами будет проще пилотам с опытом управления гидросамолетами.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЕКТЫ


Корабль-экраноплан "Корабль-макет"

В данный момент специалисты ведут работы по созданию проектов высокоскоростных катеров нового поколения "Сагарис", "Турмалин", "Голдфингер". Экстерьер этих судов отличается футуристичным дизайном, утверждают в ЦКБ.

ЦКБ по СПК на территории собственного научно-производственного комплекса ведет строительство опытного образца судна на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р". Прототипами данного судна являются СПК "Беларусь" и "Полесье".

На заводе "Вымпел" ведется строительство головного судна на подводных крыльях "Комета 120М". Наработан большой опыт создания кораблей и катеров с воздушной каверной на днище водоизмещением от 100 до 400 тонн и скоростями движения от 30 до 60 узлов: быстроходный катер "Серна", десантный катер "Дюгонь", патрульные катера "Меркурий" и "Сокжой", пассажирское судно "Линда".

Одна из новых разработок — быстроходное экспедиционное судно "КВК 1200". Корабль способен решить целый круг задач: выполнение научно-исследовательских работ, геологоразведки, экологического мониторинга; транспортное обеспечение ТЭК; осуществление грузовых транспортных перевозок; участие в спасательных операциях. На базе платформы "КВК 1200" реализована концепция "интеллектуального корабля", обеспечивающая высокий уровень эффективности управления. Командный комплекс сосредоточен в одном месте и позволяет осуществлять постоянный контроль за всеми системами жизнеобеспечения корабля и состоянием экипажа.

Конструкторские идеи Ростислава Алексеева опередили время на десятки лет. Можно сказать, что с легкой руки гениального конструктора сошло и слово "экраноплан", которое во всем мире принято произносить по-русски.

Именно под руководством Алексеева корабли для перевозки грузов и пассажиров по рекам и морям сумели достичь скоростей 200, 300 и даже 500 км/ч. Скоростные суда ЦКБ по СПК признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.
Суда, спроектированные при Алексееве, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 декабря 2016 15:24
    вот это техника я понимаю!
    1. +2
      25 декабря 2016 15:50
      Главное целесообразность!
      Для эксплуатации экранопланов необходимо создать инфраструктуру, подготовить пилотов и самое главное "родить" машину!
      1. +9
        25 декабря 2016 16:11
        В реальности там не решена целая куча технических проблем,все вроде бы хорошо но как быть с экономичностью движков? о них нет ни слова в статье, или при каком волнении он способен безопасно двигаться? Читал что при испытаниях 1 буквально рассыпался от вибрации и погиб экипаж.
        1. +5
          25 декабря 2016 17:21
          В принципе "вибрация" и гибель "первого" Орленка это детские болезни! Которым в обед уже 35-40 лет.
          Концепция экраноплана интересна! Но для ее развития необходимо определиться для чего он необходим!
          Спасательное судно!
          Ракетоносец!
          Десантная платформа!
          Или, что-то другое.
          Если прогматично необходим заказ, концепция и деньги! Мое личное убеждение начинать надо с малого!
          1. +8
            25 декабря 2016 23:00
            Беда экранопланов в том, что они в общем то не особо нужны. Везде им есть более менее адекватная замена. А если и есть ниша, то она настолько узка, что не даёт этому типу машин выбраться из области экзотики.
        2. +3
          25 декабря 2016 19:23
          Цитата: tilovaykrisa
          В реальности там не решена целая куча технических проблем,все вроде бы хорошо но как быть с экономичностью движков? о них нет ни слова в статье, или при каком волнении он способен безопасно двигаться? Читал что при испытаниях 1 буквально рассыпался от вибрации и погиб экипаж.

          Он и находится на стыке всех проблем.По нынешним технологиям многие проблемы можно и нужно решить ,например композиты снимут проблему коррозии и веса ,новые двигатели -экономии ,новые РЛС и технологии связи -излишний вес электроники,а дальше останутся только преимущества -его невозможно просто убить,он всегда спокойно сядет на воду,даже вообще без моторов!!Платформа достаточно массивная и из-за экономии перечисленного выше может принять и мелкий ЗРК типа панциря,это решит локальную проблему защиты от истрибителей ,или / и систему защиты класса "Хибины" -благо размеры и энергетика позволяют . wink
          1. +1
            26 декабря 2016 04:46
            новые двигатели , новые материалы, легкие ракеты пойдут на самолеты - а вы даже подумать об этом не хотите fool
            ЭП нацепит 2-4 экономичных двигателя ? А самолет на одном возьмет в два раза больше груза и помчит его над любым рельефом в два раза быстрее и в три раза дальше ! Где экономия negative
          2. 0
            26 декабря 2016 20:58
            Панцирь там не нужен. С такими скоростями надо ставить авиционные всеракурсные ракеты. Радары тоже поставить авиционные.
            Надо еще отметить, что строились экранопланы по остаточному принципу. Поэтому ни нормального металла, ни двигателей они не получили.
            Поэтому был и вес лишний был.
          3. +1
            7 января 2017 01:16
            То как экраноплан "спокойно садится" без моторов показало крушение КМ на Каспийской море. Развалился он пополам и дело с концом. И люди погибли. Получилось очень спокойно.
          4. 0
            30 октября 2017 11:34
            вот это "стык всех проблем" все и убивает...
            Если бы он был так прекрасен - вы думаете США их не налепило бы???Они давным-давно все просчитали и наверняка пришли к выводу - что абсолютно нецелесообразен данный аппарат
            Именно поэтому его нигде и не строят - невзирая на все его прелести...
  2. +10
    25 декабря 2016 15:31
    У меня такое чувство, что статьи перепечатывают друг у друга, с небольшими изменениями. была статья про Алексеева и его технику на ВО, кстати может месяца с два назад.и помоему было все тоже самое.
    А уж про экранопланы каждую неделю, про их нужность и ненужность.
    Одно и тоже. Творческий кризис?
    1. +4
      25 декабря 2016 16:09
      Настоящая тема "будоражит" читателей и авторов ВО!
      Причем я счтаю обосновано, там где мы были в паритете, сейчас теряем позиции. Все это печально,......
      Вот и выплескиваем все на страницы ВО.
      Будем надеятся, что рывок в разработке экранопланов не за горами.
      1. +3
        25 декабря 2016 16:28
        Когда тема будоражит то включают голову, переживают за тему пытаются доказать, как например Капцов или Андрей из Челябинска,а сдесь тупая перепечатка текста. начинает надоедать.да и комментарии такого плана: мы должны работать в данном направлении.
    2. 0
      26 декабря 2016 12:28
      нет, не творческий кризис, просто нужно больше статей, тогда будет больше кликов и загрузок, а от сюда и дохода с рекламы... бИзнес мать его...
  3. +4
    25 декабря 2016 15:38
    Нужно продолжать работы в данном направлении.
    1. +4
      25 декабря 2016 15:59
      Цитата: Darth Revan
      Нужно продолжать работы в данном направлении.

      Для начала нужна ясная и понятная концепция использования данных платформ. А так же понимание на каких ТВД такие платформы эффективно могут себя показать.
      1. +2
        25 декабря 2016 16:12
        в СССР планировали использовать их против ауг, не думаю что ВМФ изменил свое мнение на счет их.
      2. +3
        25 декабря 2016 17:59
        Цитата: НЕКСУС
        нужна ясная и понятная концепция использования данных платформ. А так же понимание на каких ТВД такие платформы эффективно могут себя показать.

        Как вариант, грузо-пассажирское сообщение между материком и островами Курильской гряды. В том числе в плане снабжения баз военных. В случае боевых действий использование их в качестве десантных.
        1. +1
          27 декабря 2016 09:34
          Цитата: обыватель
          Как вариант, грузо-пассажирское сообщение между материком и островами Курильской гряды.

          Для грузоперевозок

          Для перевозки пассажиров
  4. +5
    25 декабря 2016 16:31
    Цитата: костя андреев
    У меня такое чувство, что статьи перепечатывают друг у друга, с небольшими изменениями. была статья про Алексеева и его технику на ВО, кстати может месяца с два назад.и помоему было все тоже самое.
    А уж про экранопланы каждую неделю, про их нужность и ненужность.
    Одно и тоже. Творческий кризис?

    Похоже. На одной странице раздела "Вооружение" это уже третья тема. Причем в течение этого дня

    Цитата: tilovaykrisa
    в СССР планировали использовать их против ауг, не думаю что ВМФ изменил свое мнение на счет их.

    Эти хотелки ничего общего с реальной ситуацией не имели. Можно хотеть сбивать американские самолеты из-под Москвы на американском континенте, но вот способов сделать этого пока не существует. То же самое и с ЭП. Причем военные этого не хотели, ибо ЭП оказались ими не востребованными...
  5. +4
    25 декабря 2016 18:04
    Ну сколько уже можно то.
    Сделайте статью про КПК Алексеева. Сотни построенных судов. Но зачем приплетать его ошибку? Да еще какие то козни неведомых врагов приписывать...
    Не нужно выдавать желаемое за действительное. КПК живут, как суда на воздушной подушке. С экранопланами поэкспериментировали, и бросили это гнилое дело. Они оказались никому не нужны. Ни у нас, ни за рубежом. Даже в Китае.
    Человечество постоянно что то проверяет, отбрасывая ненужное, это нормально.
  6. +1
    25 декабря 2016 19:01
    Для переброски войск по морским и северным раёнам через покрытые льдом океаны. Северная територия, дальний восток. Такси между курильскими островами.
  7. +1
    25 декабря 2016 19:23
    Да...действительно чудо...Развивали бы дальше...в этой области были бы впереди планеты всей...
    1. +1
      25 декабря 2016 20:38
      Цитата: parusnik
      Развивали бы дальше...в этой области были бы впереди планеты всей...

      Это единственная цель - " быть впереди планеты всей."? А как же здравый смысл ? request
  8. +13
    25 декабря 2016 19:33
    Чтобы очередной раз smile поставить точку в теме экранопланов, предлагаю ознакомиться со статьей из сайта Русский Топ.
    При всем уважении к Алексееву, Липпишу и Бартини, постоянно летать во взлетном режиме плохо, чертовски неэкономично и смертельно опасно. Высота очень полезна для летательного аппарата, здоровья его экипажа и пассажиров. Все преимущества от экранного эффекта (увеличение подъемной силы при полете в нескольких метрах над поверхностью) нивелируются сопротивлением плотных слоёв атмосферы, усугубленных конструкцией самих “морских монстров”.Им требуются целые “гирлянды” двигателей для выхода на экранный режим, что влечет за собой очевидные неприятности:А) Ухудшение аэродинамического облика по сравнению с обычным самолетом (гладкий сигарообразный фюзеляж, всего два или четыре двигателя).Б) Катастрофический расход топлива во взлетном режиме. Десять реактивных двигателей экраноплана КМ сжигали на старте 30 тонн керосина!В) Часть двигателей отключалось при выходе на экранный режим и потом возились в качестве бесполезного “балласта”. Чтобы вы поняли, насколько это существенно — каждый из двигателей “Луня” вместе с топливной арматурой и мотогондолой весил четыре тонны. И таких у него было восемь штук!Г) Для расширения возможностей применения экранопланов в штормовую погоду и безопасного взлета с преодолением гидродинамического сопротивления на скоростях в сотни км/час конструкция их корпусов должна иметь повышенную прочность, практически как у корпусов кораблей. Всё это — прямое нарушение теории ЛА, где идет борьба за каждый килограмм веса. Да, именно поэтому несчастный “Орленок” при одинаковой грузоподъемности с Ан-12 обладал в 1,5 раза меньшей скоростью и вдвое меньше дальностью полета. Он поднимал всего 20 тонн, при сухой массе его конструкции 120 тонн! Для сравнения: созданный за двадцать лет до него Ан-12 поднимал такой же груз при собственной массе всего 36 тонн.Именно поэтому экраноплану “Лунь” не хватало боевого радиуса, чтобы пересечь Каспийское море. После чего кто-то предлагает использовать подобные ЭКП для преследования авианосцев в Атлантике. Самим-то не смешно?Именно поэтому современный ЭКП “Акваглайд” имеет ту же грузоподъемность (400 кг), что и созданная полвека назад Цессна-172. При том “Цессна” почему-то (сюрприз!) довольствуется мотором вдвое меньшей мощности (160 против 326 л.с.) и, разумеется, имеет большую скорость.Все приведенные цифры вряд ли впечатлят общественность. Фанаты данного вида техники продолжат отрицать очевидное. Как обычно, все неудачи свалят не на объективные трудности, возникающие при полетах в плотных слоях атмосферы, а на отсутствие современных двигателей, материалов и расчетов. Но если многолетние “расчеты” показывают, что получается глупость, было бы странно продолжать что-то решать.В будущем появятся новые легкие материалы и экономичные двигатели, но ситуация останется прежней. При внедрении новых технологий самолеты вновь покажут свое полное превосходство над экранопланами.Аэропланам хватило всего 10 лет для превращения в полноценные военно-воздушные силы. Без участия которых стал немыслим любой военный конфликт. Несмотря на убогость конструкции первых “этажерок”, их преимущества оказались так велики, что не смогли оставить никого в стороне.Едва был создан надежный механизм перекоса винтов — в серию массово пошли вертолеты. “Сикорский R4” довольно активно применялся в боевых действиях с апреля 1944 года. У немцев в том же 1944 году действовал вертолетоносец “Drache” c эскадрильей противолодочных вертолетов Fl.282 “Колибри”. Высоко оценив машину, командование Кригсмарине немедленно выдало заказ на 1000 таких “пташек”. Возможность взлетать с любого “пятачка”, зависать на месте и перемещать габаритные грузы на внешней подвеске — эти свойства вертолетов бесценны.А что может предложить экраноплан?Единственное достижение создателей “монстров” было в том, что они, ценой невероятных усилий, все-таки смогли поднять в воздух то, что, по природе своей, летать не должно. Не обращая внимания на затраты, опираясь на бесконечное финансирование со стороны государства.Вопрос, зачем и для чего создавать сложности на ровном месте, остался без ответа. Наверное, им было весело гонять по Каспию 500-тонный “сарай” при помощи “гирлянды” из 10 реактивных двигателей от сверхзвуковых бомберов Ту-22.Неадекватность 10-двигательного “монстра” была очевидна еще на этапе первичных расчетов. Но его все-таки воплотили в металле. И, видимо, эксперимент посчитали успешным. Бредовые идеи “Каспийского монстра” получили развитие в виде экраноплана “Лунь” с восемью двигателями от широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86.Комедия с экранопланами продолжалась более полувека, но длиться вечно она не могла. Получив результаты практической эксплуатации этих машин, в т.ч. 140-, 380- и 540-тонных “монстров”, заказчики из ВМФ, в конце концов, прикрыли бесперспективное направление.В разы меньшая скорость и грузоподъемность при одинаковом взлетном весе, тройной расход топлива, практическая невозможность полета над сушей — вот что отличает экраноплан от обычного самолета.Экраноплан идеален для высадки групп разведчиков? Конечно — ведь рёв 10 двигателей будет слышен на всем побережье.О незаметности на радарах при полетах на малой высоте: что мешает проделать тот же трюк бомбардировщику-ракетоносцу? Подкрасться к цели на предельно малой высоте на вдвое большей скорости, чем ЭКП?Вопреки слухам о безопасности экранопланов, “которые при отказе двигателей сразу садятся на воду”, в реальности они бьются ничуть не реже, чем обычные самолеты. Из восьми крупных “алексеевских” монстров было разбито четыре, в т.ч. две катастрофы с человеческими жертвами.У пилотов экранопланов не остается спасительных секунд, чтобы оценить обстановку и выровнять машину. Одно неловкое движение штурвалом — и от удара о воду на 400 км/ч обломится хвост. Если взять штурвал немного на себя — отрыв от экрана, потеря устойчивости, утрата контроля над машиной, катастрофа, смерть.Еще большей проблемой становится управляемость. В силу невозможности совершения виражей с глубоким креном, радиус поворота “Луня” на крейсерской скорости составлял три километра! Теперь самые отчаянные пусть попробуют “пройти” извилину реки на 380-тонном экраноплане. Или уклониться от неожиданно возникшего прямо по курсу буксира.Единственная сфера применения ЭКП в наши дни — водный аттракцион для избалованных туристов, которым надоело кататься на банане и гидролыжах.История с экранопланом представляет интересный социальный эксперимент. Как легко люди верят во всевозможную чушь. А при попытке указать на очевидную ошибочность их суждений готовы яростно отстаивать абсурдную точку зрения, обвиняя оппонентов в предательстве национальных интересов. А потом удивляются, как смогли появиться кашпировские и МММ.Те, кто призывает к возрождению работ над созданием тяжелых экранопланов, делятся на две категории. Первые — впечатлительные обыватели, которым понравился вид низко летящего “суперсамолета” с десятком ревущих двигателей. Будучи уверены в своей правоте, они не замечают недостатки и на ходу изобретают мнимые достоинства ЭКП. Вторые представляют группу интересов серьезных людей. Которые все прекрасно понимают, потому пытаются запустить заведомо безрезультатный, оттого длительный и дорогостоящий проект, “распилив” на этом достойное количество средств.
    1. +3
      25 декабря 2016 19:49
      Ну да, сайт Русский Топ последняя инстанция в этом споре воды и воздуха...
      1. +6
        25 декабря 2016 20:35
        Цитата: sabakina
        Ну да, сайт Русский Топ последняя инстанция в этом споре воды и воздуха...

        Последняя инстанция гораздо выше, а статья реально описывает недостатки экранопланов и предлагает подумать своей головой! hi
      2. 0
        26 декабря 2016 04:51
        статья ( Капцова ) полна аргументов - что вы в ответ можете предъявить ? Измените законы физики ?
      3. 0
        1 января 2017 07:17
        Цитата: sabakina
        Ну да, сайт Русский Топ последняя инстанция в этом споре воды и воздуха...

        я атеист,,но с "инстанцией" Вы явно.... да ладно,сёдни можнА ,двай Славка,-жги..!
    2. +1
      25 декабря 2016 19:53
      Ну и зачем Вы это все написали? Через несколько дней,а может и завтра будет статья про экранопланы, и опять будут друг другу рассказывать и спорить до опупения, сочинять всемозможные варианты применения и тд и ТП. А вот предоставленные вами факты даже рассмотрены небудут, потому как не отвечают знаниям и требованиям комментаторов, поэтому будут переданы забвению.
      А так по вашему комментарию мое мнение: интересно, аргументированно, адекватно.
      1. +5
        25 декабря 2016 20:30
        Цитата: костя андреев
        Ну и зачем Вы это все написали? Через несколько дней,а может и завтра будет статья про экранопланы, и опять будут друг другу рассказывать и спорить до опупения

        Нет, через несколько дней будут доказывать, что американцы не были на Луне smile И так до бесконечности - контингент такой! smile
      2. +2
        25 декабря 2016 23:07
        Так в этом и прелесть экранопланов - про них можно каждый год писать одну и ту же статью - для порядка поставив пару новых строк и намекнув на огромные перспективы. И опять отдыхать. Ну раз в полгода.... )
        1. 0
          25 декабря 2016 23:14
          Вы отстали от жизни, сейчас можно писать раз в неделю, а то и каждый дуень, меняя только автора и названия статьи. Даже намекать не надо, комментаторы сами устроят с.ач, и сами напишут про перспективы и недостатки. и также одно и тоже
        2. +1
          26 декабря 2016 10:39
          Огромные перспективы у экранолётов появятся лишь тогда когда машины пойдут в серию -например те же самые Орион, А 050 и А 080 и тд.
          1. +1
            28 декабря 2016 15:13
            Для того, чтобы им пойти в серию, им нужны огромны перспективы. Всё как у дирижаблей, которые всё идут к перспективам, а дойти никак.
    3. Hog
      +2
      25 декабря 2016 20:26
      Падение с высоты 10км очень полезно для летательного аппарата, здоровья его экипажа и пассажиров.
      1. +1
        25 декабря 2016 20:32
        Цитата: Hog
        Падение с высоты 10км очень полезна для летательного аппарата, здоровья его экипажа и пассажиров.

        Да уж полезней - бывает достаточно времени для выхода из создавшейся ситуации!
        1. Hog
          0
          25 декабря 2016 20:40
          Только ситуации разные бывают и при потере управления большинству самолетов мало не покажется также как и тем кто на борту.
  9. 0
    25 декабря 2016 19:55
    Цитата: demiurg
    Сотни построенных судов.

    Счет идет на тысячи
  10. +2
    25 декабря 2016 21:14
    Настоящая тема "будоражит" читателей и авторов ВО!

    Да сюда что ни закинь - всё обсуждать будут. Пиши каждый день одно и тоже и каждый день будут споры ни о чём, лишь-бы засветиться.
  11. +5
    25 декабря 2016 21:38
    Безсмысленный спор.
    Давайте сравним экраноплан с ракетой, они оба летают. Или подводной лодкой. Они плавают.
    Расскажу одну историю. Во времена СССР какой-то бомж или китайский шпион зимой перекрыл вентиль водяного отопления от теплостанции в северном поселка и все трубы с батареями замерзли и лопнули. Что делать? Убивать тысячи людей? Пришлось завозить чугунные батареи самолетами. Экономичность и эффективность "офигенная". Благо аэродром был. Потом здания разогревали машинами для размораживания самолетов в арктических условиях и только после этого меняли батареи. А если бы аэродрома не было, как в большинстве северных поселков?
    Скептики, предложите вариант. Вертолетами? Класс, а горючки хватит долететь с грузом?
    Автомашинами? Неделя по зимнику. Кто и как людей согревать будет это время?
    Экономично? Да, после одной поездки новый Урал выбрасывается или в капремонт. Это тоже "экономично".
    В России есть проблема, которой нет у других стран - громадные северные территории с бездорожьем и северный завоз. Единственный вариант - летом на баржах. Весной и осенью шуга - баржи не пошлешь. Летом болота и бездорожье. Зимой бездорожье - организация караванов и бульдозерное сопровождение.
    В малых поселках народ полностью отрезан, почта не доходит. Почему нефтяники все оборудование на вертолетах таскают? А не на чем больше.
    Экранолет спокойно и над водой по рекам и льдом зимой и шугой идет в любое время и погоду. С посадкой нет проблем - вода, лед или грунт. Даже на шугу сесть можно (при специальной конструкции, типа воздушной подушки - сбрасывается юбка). Дороги строить не надо, они есть - реки.

    Еще пример? Пожалуйста. Слышал на одной конференции такое. Есть озеро Байкал. Скорее "озеро". Короче, чтобы попасть, допустим из Иркутска в Улан-Удэ едешь на поезде 8-10 часов.
    Весь Байкал объезжаешь. А между этими городами 200 км. Час на экранолете. Что народ выберет? В советское время между ними каждые полчаса летали Ан-24. А потом авиацию убили. А безопасность учитывается? Ан-24 на высоте 5 км летит, а экраноплан на высоте 2 метра.
    Есть там Баргузин, Курумкан, Горячинск, Малое море - курортные места с горячими лечебными водами и прочее. На корабле и маршрутке добираться туда сутки. Экранолетом 1-2 часа. В Иркутске и авиазаводы
    есть профилактику экранолетам делать. (Кстати, раньше экранопланами называли конструкции без двигателя - тянут глиссером или самолетом, экранолетом - с двигателем).

    Военные? Какого хрена "Кузю" тащили в Средиземное море с эскадрой? Это так "экономично".
    Несколько палубных самолетиков опробовать? А аэродромные чем хуже? ПВО тащили, перекрыть зоны недоступные стационарным С-300. И контролировать ов с их желанием опробовать Томагавки на Сирии и "неизвестные" самолеты. А если ПВО/ПРО на экранолете? Авиазвено на экранолете? Подсчитайте-ка эффективность и экономичность в сравнении с Кузей. Истребители противника сами с небосвода сбегут. Как поймать малозаметную цель движущуюся со скоростью несколько сотен км в час (экраноплан)? А между островов и в шхерах? Только шапками и прочими АУГ кидать не будем?

    Если поубирать все якоря с экранолетов (-планов) по три тонны каждый - мореманы требуют, по самолетной технологии сделать и корпус не корабельный, то при старте с подводных крыльев хватает двух двигателей во взлетном режиме (в течении двух минут) оторвать корпус "крыла" от воды и попер в крейсерском режиме. Лишние двигатели таскать е нужно.
    Все вояки готовятся к прошедшей войне, поэтому все их "рекомендации" будут на новую прорывную технику отрицательные. Забыли, что на ПЗРК все рекомендации также были отрицательные, пока энтузиасты не завалили кучу израильских самолетов? Нужно экспериментировать и проверять.
    1. +3
      26 декабря 2016 05:26
      Уважаемый, а вы сравнивали экономическую эффективность ЭП с самолетом или вертолетом , прежде чем написать эту ахинею ?
      Да вы даже не задумались зачем ему такой корпус - и при этом мечтаете о крейсерстве в Средиземке и посадках в Сибири

      ознакомьтесь на досуге https://topwar.ru/91147-ekranoplan-neobhodim-kak-
      pokoyniku-kaloshi.html
    2. 0
      26 декабря 2016 05:51
      Цитата: НэТ
      Во времена СССР какой-то бомж или китайский шпион зимой перекрыл вентиль водяного отопления от теплостанции в северном поселка и все трубы с батареями замерзли и лопнули.

      Мда ... А вентиль открыть ума не хватило, так и ждали пока батареи и трубы полопаются ? Проще конечно батареи завести ... winked
      1. +1
        27 декабря 2016 15:06
        А просто не успели. А когда нашли,топоздно было.При -40 счет идет на минуты.
    3. 0
      1 января 2017 07:06
      Согласен. Спор бессмысленны. Малые экранопланы - катера с пластмассовым особой формы корпусом давно в продаже. Легко движется по мелководью и преодолеваетнебольшие препятствия. Просто, быстро, эффективно. Рыбакам и охотникам .на радость. Реки для них дороги. Естьпроекты комерческогоиспользования. Насамолете дорожепоезда, нобыстрее. Здесь скорость и неприхотливость. Будущее покажет.
      http://guarantee-dostavka.ru/?id=747&page=about
      1. 0
        1 января 2017 07:09
        Малый экраноплан Акваглайд-5

        Акваглайд-5 - небольшой экраноплан типа А по классификации Международной Морской Организации (ММО). Акваглайд-5 сертифицирован Российским Морским Регистром Судоходства.

        Экраноплан есть в наличии!



        1. Краткое описание и назначение



        Экранопланы - принципиально новые скоростные транспортные средства, сочетающие в себе положительные качества кораблей (судов) и летательных аппаратов. Экранопланы обладают способностью плавать, как суда,по взволнованной поверхности и двигаться над поверхностью(водной,земной, заснеженной, ледовой) соскоростью, близкой к авиационной.
        Пятиместный морской прогулочный пассажирский экраноплан «Акваглайд» является высокоскоростным судном - экранопланом типа А в соответсвии с классификацией Международной Морской Организации (ММО). Экранопланы типа А в крейсерском режиме движения постоянно находятся в зоне влияния экранного эффекта, т.е. на такой высоте от опорной поверхности (поверхности воды), которая обеспечивает максимальную грузоподъемность, скорость и стабильность движения.
        «Акваглайд» спроектирован и построен в соответствии с требованиями Руководства по безопасности экранопланов, принятого Международной Морской Организации в 2002 году, и Правил классификации и постройки малых экранопланов типа А. «Акваглайд» имеет сертификат Российского Морского Регистра Судоходства.
        «Акваглайд» предназначен для перевозки 5 человек, включая водителя, со скоростью до 170 км/час на расстояния до 450 км.

        Комфортабельный салон с креслами авиационного типа, система кондиции онирования воздуха, прекрасный обзор из окон салона, возможность выхода на крыло для фотографирования и съемок во время стоянки на воде создают максимальные удобства для пассажиров.

        Непревзойденная скорость движения над водой в сочетании с высокой степенью безопасности и надежности обеспечивают превосходство экранопланов перед другими пассажирскими суда, в том числе и скоростными.
        Дизайн корпуса судна, напоминающего современный скоростной самолет, его разнообразная окраска выгодно отличают «Акваглайд» от стоящих или идущих рядом судов. На фоне движущегося в крейсерском режиме экраноплана все другие суда выглядят как статические объекты.

        «Акваглайд» может успешно применяться на морских, речных и озерных маршрутах. Высокая скорость движения значительно сокращает время в пути и позволяет за одинаковое время перевезти в несколько раз большее количество пассажиров по сравнению с судами такого же класса.
        «Акваглайд» обладает амфибийными качествами, т.е. способностью передвигаться как по воде и мелководью, так и по суше, самостоятельно выходить из воды и передвигаться по относительно
        ровному берегу, стартовать с суши на воду. Амфибийность позволяет существенно сократить время, издержки и материальные затраты на организацию и выполнение транспортных операций, особенно на побережье, в местах, где отсутствуют оборудованные площадки для посадки и высадки пассажиров, причалы, необходимые портовые сору- жения.
        Экранопланы в большей степени, по сравнению с традиционными транспортными средствами, отвечают требованиям экологической безопасности, сохранению окружающей среды и биоресурсов в местах их применения.

        Экологическая безопасность экраноплана «Акваглайд» достигается благо даря особенностям его конструкции и техническим решениям, обеспечивающим:
        - отсутствие волнообразования, разрушающего береговую полосу;
        - отсутствие передачи шума под воду (отсутствует гребной винт) и неблагоприятного воздействия на водную фауну;
        - отсутствие вредного воздействия на растительный покров при эксплуатации в условиях мелководья, на болотистой местности, при выходе на сушу.

        Материал корпуса экраноплана (стеклопластик) не оказывает неблагоприятного воздействия на людей и окружающую среду, не коррозирует и не выделяет вредных веществ при соприкосновении с морской водой.
        В качестве силового агрегата в экраноплане «Акваглайд» применяется двигатель Mersedes Benz V8, отвечающий требованиям стандарта Евро-4 и выше по экономичности и экологической чист
        1. +1
          1 января 2017 07:14
          Цитата: Миротворец
          Экраноплан есть в наличии!

          беру...заверните! тока пива в холодильник не забудьте загрузить,и "рЫПки" вяленой... кстати-дефки- со мной,не тормозить их.... ик... drinks
  12. 0
    26 декабря 2016 03:31
    Хорошо бы на юге Африки иметь базу вмф.Если где-то.не дай Бог.тонет судно или пираты.то вылетает двойка - один прикрывает.а другой выпускает вертолёты или катера...
    1. 0
      26 декабря 2016 05:53
      Цитата: gorets50
      Хорошо бы на юге Африки иметь базу вмф.Если где-то.не дай Бог.тонет судно или пираты.то вылетает двойка - один прикрывает.а другой выпускает вертолёты или катера...

      Тогда уж лучше с орбиты! smile
      1. 0
        30 октября 2017 11:42
        Цитата: Штык
        Цитата: gorets50
        Хорошо бы на юге Африки иметь базу вмф.Если где-то.не дай Бог.тонет судно или пираты.то вылетает двойка - один прикрывает.а другой выпускает вертолёты или катера...

        Тогда уж лучше с орбиты! smile
        - ага, пробку от батареи чугунную(на 50) кинул за борт(только надо очень хороший баллистический вычислитель feel ) и все - нету пирата, утоп от удара громадной силы и скорости......
  13. 0
    26 декабря 2016 08:26
    Цитата: тлауикол
    Уважаемый, а вы сравнивали экономическую эффективность ЭП с самолетом или вертолетом , прежде чем написать эту ахинею ?
    Да вы даже не задумались зачем ему такой корпус - и при этом мечтаете о крейсерстве в Средиземке и посадках в Сибири

    А зачем ему это. Главное ведь взять форс-мажорную ситуацию и поставить знак равенства. Вот все читаю эти статьи и не разу не встречал у сторонников экранопланов-монстров какие-нибудь аргументы в их пользу. И порой идет к примеру подмена понятие экраноплана на экранолет. Одни могут "летать", в т.ч. и над сушей, другие "привязаны" к экранному эффекту и не могут маневрировать с резким креном. А у нас сторонники этого вида не различают. Дай возможность они будут гонять экранопланы и над пересеченной местностью.

    Я, например, в качестве нужного вида транспорта приводил пример такого аппарата, как "Буресетник-24" (если мне склероз не изменяет, именно так он называется). Грузоподъемность 6 человек или 600 кг груза. Может работать в нескольких режимах: как водоизмещающие плавсредство, как глиссер, как аэросани, как экраноплан, как самолет. Вот такое транспортное средство (ТС) действительно нужно. И плюсов оно дает намного больше, чем минусов. Пусть будет несколько большее по размерением ТС, возможно даже пассажирское на несколько десятков человек. Но экранолет, а не экраноплан.
    Сторонники эе берут в качестве примера экранопланы и делают из них "вундерваффе". Иногда вообще предлагаются фантастические проекты, которые неизвестно через сколько десятилетий будут реализованы.
    Жизнь сама расставила точки над И. Уж что-что а наши военные, если бы эти машины были столь хороши, как это описывают сторонники экранопланов, не считали бы деньги и тогда бы просторы морей бороздили бы эскадры и флоты экранопланов. Но нет. Не нужно было это "чудо" им. "Чудо", по всем параметрам проигрывающее как кораблям, так и самолетам. Один плюс по сравнению с кораблями - это скорость. Все остальное - минусы. А если сравнивать с самолетами, так вообще явных плюсов и не видно.
    К тому же, сторонники забывают, что испытания проходили в принципе в тепличных условиях Каспийского моря....

    Но меня терзают смутные сомнения, что такие статьи будут появляться снова и снова. Под другими именами, несколько видоизмененные, но одни и те же
    1. +1
      26 декабря 2016 09:01
      Буревестник 24 не экранолет. Но даже если бы и стал им - " экономическую эффективность" его аэродинамического облика в сравнении с самолетом видно невооруженным взглядом.
      Вы поняли проблему только наполовину. Усвойте и вторую : даже экранолет будет проигрывать самолету/вертолету в режиме полета всегда и во всем !
      с уважением !
  14. +1
    26 декабря 2016 09:38
    Цитата: тлауикол
    Буревестник 24 не экранолет. Но даже если бы и стал им - " экономическую эффективность" его аэродинамического облика в сравнении с самолетом видно невооруженным взглядом.
    Вы поняли проблему только наполовину. Усвойте и вторую : даже экранолет будет проигрывать самолету/вертолету в режиме полета всегда и во всем !
    с уважением !

    Я это знаю. Но если уж выбирать из нескольких зол, нужно выбирать меньшее. Разумеется "Буресетник" проигрывает самолету. Просто в определенных регионах (а его собираются эксплуатировать ЕМНИП в Якутии) это одно из меньших зол.
    1. +1
      26 декабря 2016 10:42
      В России без амфибийной техники, в том числе и гидросамолётов - экранопланов не обойтись.
  15. +2
    26 декабря 2016 12:42
    Да уж, комментаторы. Каждый второй, судя по репликам, пуп земли. Вот только грамотность и мозги где-то ещё в школе оставил. Своих аргументов нет, тупо повторяют за "писаками". Для чего сравнивать по принципу замены. Сравнивайте по принципу дополнения. Простой пример. ОБТ и КБМ с пушками 90-120 мм. По мнению "диванных умников", военные явные дауны, раз создают такие КБМ, ведь есть же ОБТ. А может всё дело в том, что у каждого изделия есть своя ниша применения, в которой данное изделие будет себя чувствовать как "рыба в воде". Есть такие ниши и у экранопланов ( экранолётов ). Как правильно выразился один из комментаторов, были проблемы с материалами и начинкой, главное, определены "детские болячки". И сейчас можно спокойно начинать производство для тех ниш, где данные изделия оптимальны. А на основе опыта эксплуатации продвигаться дальше. И хорошо, что определять "жить экранопланам или не жить" будут специалисты, а не безграмотные "диванные эксперты".
    1. 0
      1 января 2017 08:03
      Цитата: Аркт
      Да уж, комментаторы. Каждый второй, судя по репликам, пуп земли

      я-точно нет... иначе,жил бы в Сочи, а не не Урале....
  16. +2
    26 декабря 2016 19:19
    Цитата: Аркт
    И хорошо, что определять "жить экранопланам или не жить" будут специалисты

    А они уже определили. Все списаны. "Лунь" ржавеет на сплите в Каспийске уже четверть века. И никаких поползновений в этом направлении у специалистов не видно. А военным он и даром не нужен
    1. 0
      27 декабря 2016 22:04
      Лучше корабли на подводных крыльях и воздушной каверне развивать.
    2. 0
      1 января 2017 07:19
      Лунь ржавеет изза своей монструозности и дороговизны. А его собратья поменьше вполне себе размножаются, продаютсяи эксплуатируют на ура! И здался всем этот Лунь...
      И те, кто имеет и производит экранопланы не дураки!
  17. +1
    26 декабря 2016 20:15
    Цитата: обыватель
    Как вариант, грузо-пассажирское сообщение между материком и островами Курильской гряды. В том числе в плане снабжения баз военных.

    Дороговато выйдет в сравнении с традиционными способами доставки.
  18. 0
    27 декабря 2016 22:36
    Цитата: Вадим237
    Лучше корабли на подводных крыльях и воздушной каверне развивать.

    На воздушной каверне делают, на ПК - не слышал. Несколько было создано в СССР. И на ВП тоже
  19. 0
    1 января 2017 07:07
    Пустите экранопланы (или на воздушной подушке) на электротяге на высоковольтные линии ЛЭП и на линии РЖД - это будет рабочая лошадь и войн как "Баргузин" или лучше ... .
  20. 0
    16 января 2017 16:51
    С детства поражаюсь, что про такого масштаба людей у нас не знают почти. Еще с начала 80-х проскочила пара тем про Ростислава Алексеева в печати и все. И про человека масштаба Королева, Сикорского, Парсонса и т. п. пишут крайне редко. Почему так?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»