Снегоход с закрытой кабиной ТТМ-1901 «Беркут 2»

23
ТТМ-1901 «Беркут» — это российский снегоход (также встречается название «снегомобиль»), который выпускается заводом транспортно-технологических машин «Транспорт» из Нижнего Новгорода. Это единственная в нашей стране машина кабинного типа среди всех лыжно-гусеничных снегоходов. Производство ведется с 2007 года, при этом сегодня осуществляется выпуск обновленного варианта, получившего обозначение «Беркут-2». Заказчиками данного снегохода являются представители МЧС, армии и пограничной службы. При этом машина интересна и для гражданского рынка, она может приглянуться любителям зимней рыбалки, охоты и туризма.

Начало истории создания современного российского снегохода «Беркут» своими корнями уходит в 1962 год, когда при Горьковском политехническом институте под руководством С. В. Рукавишникова была создана научно-исследовательская лаборатория вездеходных машин (НИЛВМ). На протяжении 20 лет небольшая группа энтузиастов занималась проектированием новой техники, создав за это время порядка двух десятков гусеничных снегоболотоходов и снегоходов для нужд советского сельского и лесного хозяйства, геологов, нефтяников и военных. Среди прочего здесь в 1975 году был создан лыжно-гусеничный снегоход ГПИ-1910, обладавший закрытой кабиной и созданный на основе агрегатов легкового автомобиля ЗАЗ-968 «Запорожец». Данный снегоход был создан для нужд поисково-спасательных служб в рамках реализации совместного советско-американского космического проекта «Союз-Аполлон». Данный снегоход, который сумел успешно пройти испытания и был рекомендован для принятия на снабжение ВВС, можно теперь назвать дальним родственником сегодняшнего «Беркута».





В 1991 году из состава НИЛМВ было выделено специальное конструкторское и технологическое бюро транспортных и технологических машин, сокращенно СКТБ ТТМ, его возглавил доцент Н. Б. Веселов. В последствие бюро было преобразовано в ЗАО «Транспорт», реорганизованное в 2015 году в ООО НПО «Транспорт». Новое предприятие продолжало заниматься разработкой разнообразных легких лыжно-гусеничных вездеходов. В 2005 году здесь начали выпускать новую модель — ТТМ-1901 «Беркут», которая была создана на базе компонентов легкового автомобиля ВАЗ-1111 «Ока». Военный вариант данного вездехода прошел армейские испытания в 2006 году.

Созданный в Нижнем Новгороде лыжно-гусеничный вездеход ТТМ-1901 «Беркут» был предназначен для контроля за состоянием трубопроводов, линий связи и ЛЭП, а также других коммуникаций, патрулирования пересеченной местности, охраны разнообразных объектов, рыбалки, охоты и других видов активного зимнего отдыха. В данной модели была использована двухместная подогреваемая кабина от легкового автомобиля «Ока» с багажником, расположенным впереди и грузовой платформой в задней части вездехода. На снегоходе был установлен карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 мощностью 80 л.с., работающий в паре с механической 5-ступенчатой коробкой переключения передач.



Ходовая часть вездехода включает в себя две лыжи, а также две гусеничные тележки от снегохода «Тайга» с армированными резиной гусеницами, ширина гусениц — 500 мм. Для перевозки на большие расстояния снегоход можно помещать в кузов автомобиля «Газель», при этом он может заезжать туда сам при наличии специального наклонного трапа. Длительное время производство «Беркута» шло недостаточно активно. До 2011 года было собрано всего порядка 20 экземпляров данного снегохода. К недостаткам первой машины относили высокую шумность работы, недостаточную комфортабельность и невысокую маневренность.

Именно поэтому на предприятии «Транспорт» не прекращались работы над модернизацией лыжно-гусеничного снегохода с закрытой отапливаемой кабиной ТТМ-1901, получившего обозначение «Беркут-2», который в настоящее время проходит испытания и готовится к серийному производству. Обновленная модель была представлена в 2012 году. По сравнению с «Беркутом», выпускавшимся с 2005 года, она имеет следующие изменения:

1. Кабина и капот двигателя производятся из композитных материалов на металлическом каркасе, что позволило снизить массу модели.

2. Кабина и моторно-трансмиссионный блок снегохода были выполнены раздельными, они соединяются между собой сайлентблоками с ограничителями ходов. Данное конструкционное решение позволяет:

— увеличить взаимные хода подвески заднего гусеничного движителя и передних лыж. Благодаря этому значительно повышаются возможности адаптации подвески снегохода к полотну пути, тем самым снимая существенную часть пиковых нагрузок на снежный покров;

— нагрузка на управляемые лыжи остается почти постоянной, она не зависит от характера неровностей дороги. Это позволяет повысить стабильность управления лыжно-гусеничным вездеходом;
— доработанная рулевая трапеция и гидроусилитель руля повышают точность управления снегоходом и уменьшают усилие на рулевом колесе, облегчая управление.

3. Соединение кабины снегохода и моторно-трансмиссионного блока через сайлентблоки значительно уменьшает уровень шума в кабине.

4. Отделенная от моторно-трансмиссионного блока кабина и доработанная система охлаждения исключают возникновение загазованности внутреннего объема кабины.

5. Забор воздуха, необходимого для охлаждения двигателя, с крыши кабины и выброс горячего воздуха через задний борт исключают забивание воздухопритоков и воздухоотводов снегом.

6. Более комфортабельный и эргономичный салон.



Актуальность такой техники, как «Беркут-2», в последние годы возросла. В настоящее время Россия переходит к активному хозяйственному освоению обширных северных территорий. Сегодня на защиту российских интересов в Арктике правительством направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера. Такие действия представляются оправданными в свете возрастающего в мире напряжения и повышенного внимания к данному региону, в том числе и со стороны стран-членов НАТО. В этой связи российские военные рассматривают варианты оснащения арктических подразделений ВС РФ разнообразными специализированными транспортными средствами. Одним из них вполне может стать обновленный лыжно-гусеничный снегоход ТТМ-1901 «Беркут-2».

«Сегодня это единственное транспортное средство, которое в состоянии двигаться по целине с любой толщиной снежного покрова со скоростью 35-40 километров в час», — отметил изобретатель снегохода, директор завода Николай Веселов. При этом российские снегоходы ТТМ обладают целым рядом отличительных особенностей, которые выделяют их на фоне других серийно производимых моделей: наличие отапливаемой кабины, которая обеспечивает экипажу комфортные условия (на уровне легкового автомобиля) при низких температурах окружающего воздуха и неблагоприятных погодных условиях; высокая маневренность и управляемость; высокая устойчивость при движении снегохода по пересеченной местности и проходимость по снежной целине без ограничения глубины снежного покрова.



Снегоход «Беркут-2» получил закрытую двухместную кабину, обладающую эффективной отопительной системой. Даже при температуре окружающего воздуха за бортом -50°C внутри салона сохраняются вполне комфортные +18°C. Любопытной особенностью является то, что двери кабины вездехода открываются на 180° и могут фиксироваться вдоль бортов. Также у модели прибавилась возможность перевозить двух бойцов на внешнем ограждении в закабинном пространстве. Здесь же может быть расположено место для стрелка-пулеметчика, который может вести огонь прямо на ходу.

В настоящее время снегоход «Беркут-2» оснащают обыкновенным бензиновым двигателем с «Жигулей». Двигатель легко заводится даже при температурах до -50°C. Но масло и бензин в условиях Арктики используют специальные. Расход топлива составляет порядка 18 литров на 100 км, что вполне устраивает армейское руководство. Еще одним важным плюсом современного снегохода является то, что управлять этой техникой в состоянии любой среднестатистический автолюбитель. В его кабине расположены привычный руль, три педали (газ, сцепление и тормоз) и механическая коробка переключения передач — все то, что есть в любом легковом автомобиле. Поэтому на обучение новичка не требуется более 15 минут времени.



Проведенная модернизация, которая привела к появлению «Беркута-2», позволила предприятию «Транспорт» вернуть интерес заказчиков и возобновить серийное производство довольно интересной машины. В частности, в 2015 году, снегоход был официально принят на вооружение Пограничной службы ФСБ России. Существенный интерес к нижегородской разработке проявляют и в МЧС России. Именно это министерство может стать в перспективе главным заказчиком лыжно-гусеничных вездеходов «Беркут-2». Также сообщается, что в 2016 году Минобороны России разместило заказ на 40 снегоходов «Беркут-2», которые предназначены для действий в условиях Арктики.

Военная модификация данного вездехода ТТМ-1901-40 отличается от гражданского варианта установкой более мощного двигателя, прибором ночного видения на месте водителя, фарой-прожектором, установленной на крыше, и наличием за кабиной турели для установки единого 7,62-мм пулемета ПКП «Печенег». Основное предназначение военной версии — транспортировка личного состава и различных грузов, буксировка прицепов (саней) массой до 300 кг по заснеженной пересеченной местности и снежной целине.



Обновленная версия «Беркута», получившая новую эргономичную кабину из композитных материалов, может похвастаться приборной панелью от автомобиля LADA Priora и гидроусилителем руля от Chevrolet Niva. «Беркут-2» стал удобнее, комфортнее, легче и маневренней. В дальнейших планах нижегородского предприятия «Транспорт» установка на снегоход автоматической коробки передач и дизельного двигателя. При этом производитель постарается удержать стоимость своей машины в пределах 600-700 тысяч рублей.

Тактико-технические характеристики ТТМ-1901-40 «Беркут 2»:
Габаритные размеры: длина — 3870 мм, ширина — 1730 мм, высота — 1970 мм.
Ширина гусениц — 500 мм.
Снаряженная масса — 1200 кг.
Полная масса — 1500 кг.
Масса буксируемого прицепа (саней) — 300 кг.
Количество мест — 2 (4) человека.
Силовая установка — бензиновый двигатель мощностью 86,9 л.с.
Максимальная скорость — 65 км/ч.
Запас хода — до 500 км.
Преодолеваемые препятствия:
— подъем (спуск): 30° (без саней), 20° (с санями);
— косогор: 20°.

Источники информации:
https://www.all4shooters.com/ru/strelba/osnovnye-novosti/ZAO-Transport-snegokhod-TTM-1901-Berkut-2/
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=13705.0
http://zonwar.ru/news3/news_465_Berkut-2.html
http://transport-ttm.com
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 декабря 2016 07:09
    Хорошая машинка ! Родному Нижнему Привет!На Инженера там учился.
    1. +6
      20 декабря 2016 08:26
      С кабиной то повесилее зимой чем без неё.тепло.промысловики оценят)
      1. +3
        20 декабря 2016 13:50
        Цитата: vkl.47
        промысловики оценят)


        И просто охотники тоже!
  2. 0
    20 декабря 2016 08:24
    Мне вот интересно - кто это так двигает?
    https://topwar.ru/104779-minoborony-poluchilo-par
    tiyu-snegohodov-berkut-dlya-arkticheskoy-gruppiro
    vki.html#comment-id-6435769

    Да, много ТТХ машины, в отличие от предыдущей статьи, вот только вопросов ЗАЧЕМ сей агрегат МЧС? Если как вариант для армии можно притянуть за уши, то в данном случае совсем непонятно. Основная функция МЧС спасать людей и ликвидировать аварии и их последствия. Что может эта машина при 300 кг нагрузки на САНИ!? Человека не эвакуировать, серьезное оборудование не довезти.
    1. +1
      21 декабря 2016 01:30
      А что, там разездные - связные машины не нужны? Или везти каждую канистру бензина и пачку бинтов на отдельном Витязе?
      Как сгубили УАЗку-469 в радость недоразумению Тигр.
      1. 0
        21 декабря 2016 14:26
        ВОВ вспоминать вот только не надо. Какие связные??? Если нет сотовой связи, есть спутниковая, позволяющая не только поговорить но и передать различные данные. А разъездные, куда они ездить будут, в соседнее село за бутылкой? На мой взгляд, машина должна быть самодостаточной, со своей связью и запасами ГСМ и соответственно способная увезти пострадавших, привезти средства спасения и выживания.
        1. +1
          21 декабря 2016 14:32
          Не служил, что ли?:)
          Жизнь, и уж тем более война и МЧС - никак не компютерная игра, и живут совсем не в смартфоне. Уж поверь на слово.
          1. 0
            21 декабря 2016 16:53
            В том то и дело, что касается армии назначение более или менее понятно (и то необходимость в данном агрегате спорна), а вот для МЧС ну никак не могу представить. А что до смартфонов... Ну не в 19 веке уже живем...если конечно он сани с 20 кг рацией катать за собой не будет.
            1. 0
              21 декабря 2016 22:04
              Да кое-кто тоже был уверен, что сетецентрическая война отмела все прежнее. И получил по морде от тачанок. И по стутникам загруженными смартфонами получил:)
    2. 0
      25 декабря 2016 16:32
      Цитата: Terminol
      Что может эта машина при 300 кг нагрузки на САНИ!? Человека не эвакуировать, серьезное оборудование не довезт

      а у тебя самого какой вес, не уж-то 301 кг? тогда точно проблема, не вывезет...
  3. +2
    20 декабря 2016 08:34
    А по мне данная машина получилась слишком узкоспециализированной .. Снег и.. ВСЕ! А летом , осенью и весной(особенно в самое межсезонье) на прикол в гараж...Рационально ? Не очень....Тот же "Шерп" кроет данный пепелац по все фронтам, и по проходимости, и по полезной нагрузке, а уж про универсальность и говорить нечего..
    рс: Про цену "Шерпа" не надо, она определяется не себестоимостью или рентабельностью , а спросом! При цене в 5 млн заказы на него в сотнях штук..
    1. +2
      20 декабря 2016 15:29
      Сравнивать снегоход и "Шерп" - все равно, что сравнивать Плющенко и Валуева, вроде оба - спортсмены, но совсем разные виды спорта. У каждого из них - своя ниша, и применение найдется каждому!
      1. 0
        21 декабря 2016 13:53
        Цитата: doework
        Сравнивать снегоход и "Шерп" - все равно, что сравнивать Плющенко и Валуева, вроде оба - спортсмены, но совсем разные виды спорта. У каждого из них - своя ниша, и применение найдется каждому!
        Ответить Цитировать Жалоба Еще...

        Ну почему же.. И тот и другой способен передвигаться по снегу и еще вопрос у кого это получиться лучше.. А так как Шерп способен еще и в любое другое время и по любому ландшафту выполнять задачу то как ТС он предпочтительней.. По поводу цены уже писал, что она определяется СПРОСОМ! А не себестоимостью или рентабельностью.. Коли за пятимиллионными машинами очередь на месяцы вперед значит цена оправданна.. То что при массовом производстве( в заводских условиях полного цикла) в тысячах шт, цена упадет до 1-1.5млн не сомневаюсь..Другое дело что финансироваться это должно не под наши 15-17%.. Деньги то есть но вот тратить их надо не на покупку бумаг США , а на развитие собственной страны ..Но это уже совсем другая история..
    2. 0
      21 декабря 2016 01:34
      Угу. Пока нет потерь.
      Одна покрышка этого Шерпа дороже целых саней. И много их накупиш, чтоб хватало каждому товарищу майору смотаться в штаб батальона?
  4. +1
    20 декабря 2016 08:52

    Хорошая и очень нужная машина длянаших суровых условий. Главное пожелание, чтобы узлы подвески и трансмиссии изгоготовлялись из морозостойких материалов.
  5. +2
    20 декабря 2016 09:17
    В настоящее время снегоход «Беркут-2» оснащают обыкновенным бензиновым двигателем с «Жигулей». Двигатель легко заводится даже при температурах до -50°C. Но масло и бензин в условиях Арктики используют специальные. Может со "специальным бензином" lol оно и заведется , но с простым в -35 не хочет. Спорный аппарат.
    1. +2
      20 декабря 2016 09:38
      Цитата: lwxx
      В настоящее время снегоход «Беркут-2» оснащают обыкновенным бензиновым двигателем с «Жигулей». Двигатель легко заводится даже при температурах до -50°C. Но масло и бензин в условиях Арктики используют специальные. Может со "специальным бензином" lol оно и заведется , но с простым в -35 не хочет. Спорный аппарат.

      А здесь и спорить не надо. Не знаю насчет специального бензина, масла такие есть" синтетика", но всё равно без грелки не обойдёшся. У нас ниже -30- -35 постоянно машины или работали, тратили ресурс, или кабеля от ДЭСки и электрокотлы работали, грели двигателя.
      1. +3
        20 декабря 2016 11:00
        Сам эксплуатирую машину в таких условиях (за 30 ) на обычном топливе , масло естественно синтетика, 0w20 , без котла ,обычна японка. Но жигули lol сосед после 25 и не трогает.
        1. +2
          20 декабря 2016 12:49
          Цитата: lwxx
          Сам эксплуатирую машину в таких условиях (за 30 ) на обычном топливе , масло естественно синтетика, 0w20 , без котла ,обычна японка.

          В той организации где я работал, там в основном КАМАЗЫ 43114 или 43118, немного Уралов и УАЗ- Буханка. А на севере области нередко и -50, так что там двигателя не глушат.
  6. 0
    20 декабря 2016 11:05
    А вот это похоже и есть ТТМ-1901 Беркут.
    1. 0
      20 декабря 2016 11:42
      странно что лыжи уже гусениц, если усилитель руля всёравно присутствует, да и носок у них можно бы сделать повыше
  7. +2
    20 декабря 2016 14:33
    и кому этот папелац нужен? Пол года будет начальство на охоту ездить , а полгода стоять колом, ну нафик
  8. 0
    23 декабря 2016 13:25
    Все бы ничего. Но слишком тяжел. Его гусеница взята от обычных снегоходов, массой 300-350 кг. А тут 1200. Удельное давление раза в 2 выше. Потому особо не берут - в год выпуск на десятки идет.