Высший класс четвёртого ранга. Продолжение

В первой статье под таким же названием была предложена к рассмотрению идея замены существующих, ещё советской разработки морально и физически стареющих, кораблей прибрежной зоны трёх типов новой универсальной единой платформой, создать которую можно и нужно, использовав последние достижения отечественного кораблестроения, вооружения и творчески применить мировой опыт и тенденции развития. Судя по опубликованным к статье комментариям, серьёзных аргументов «против» замена в будущем малых противолодочных кораблей проекта 1124М, малых ракетных кораблей проекта 12341 и ракетных катеров проекта 12411 у посетителей сайта ВО сомнений не вызывает.

Высший класс четвёртого ранга. Продолжение


Ещё 200 лет назад корабли из железа могли «утонуть» в штормах общественного мнения, а 100 лет назад алюминиевый самолёт не летал даже у фантастов. Автор не собирается оспаривать основополагающий принцип «стоимость – эффективность». После распада Союза производство титана в России и изделий из него выстояло в конкуренции с китайскими производителями, резко нарастившими мощности по добыче и производству. Теперь, при наличии устойчивого спроса в виде оборонного заказа, могут быть созданы предпосылки к увеличению производства титана и выпуску конечного продукта из него. Конечно же корпус корабля из титана – это дорогое удовольствие! Но! В сети цена на прокат из титана обозначена в 1350 целковых за килограмм, значит, корпус в сто тонн потянет на 135 млн. рублей. Столько берут в правительстве министры, а если пугнуть губернаторов, мэров, депутатов по всей необъятной стране?... Титана просто не хватит. И мы легко заменим существующий парк в семь десятков устаревших водоизмещающих кораблей высокотехнологичными, экономичными современными боевыми единицами.

После ухода в Средиземное море авианосца, ракетного крейсера и двух БПК на Северном флоте практически не осталось достаточного количества кораблей для отражения угрозы безопасному развёртыванию подводных сил в угрожающий период обострения стратегической обстановки. Два МРК и шесть МПК ни в режиме поочерёдного патрулирования, ни общим совместным выходом в море не в состоянии представлять реальной угрозы предполагаемым нарядам разведывательным или ударным группировкам вероятных противников на ТВД. Оставшиеся боеготовые эсминцы, БПК и сторожевики будут скорее всего дичью а не охотниками при выходе в море на некоторое удаление от мест базирования. Для решения этой проблемы и пригодились бы относительно недорогие, многочисленные, быстрые и, главное, унифицированные по корпусу, силовой установке и основному вооружению новые «Соколы». Эти корабли самой угрозой неожиданного появления большого количества носителей ПКР держали бы на почтительном расстоянии от границы любую КУГ или АУГ.

А способность группы МПК на их базе оперативно и неожиданно зачистить от ПЛ необходимый квадрат заставит осторожничать как подводников так и стратегов в штабах, планирующих их операции.

Модульный принцип комплектования вооружения кораблей априори подразумевает наличие универсального многофункционального радиолокатора, который был бы способен одинаково эффективно подать воздушную и надводную обстановку, взять на сопровождение обнаруженные воздушные и надводные цели и безупречно направить на них ракетное и артиллерийское вооружение своего корабля, а при необходимости и других кораблей группы. Примером из жизни могут служить авиационные комплексы перехвата, решающие весь спектр подобных задач, только в жёстких условиях массо-габаритных и энергетических ограничений. Проще говоря, нужен российский «Иджис» для корабля водоизмещением в 500 тонн. И чтобы не изобретать велосипед, установить на грот-мачте четыре РЛС «Ирбис», которые разработаны для истребителя Су-35, адаптировав их по заданию морского ведомства для решения указанных задач. Объединённые в единый комплекс общим программным обеспечением и сопряжённые с БИУС корабля и продублированные оптико-электронным модулем эти РЛС будут на порядок эффективнее большого набора узко специализированных РЛС предыдущего поколения. При заявленных возможностях БРЛС Н035 «Ирбис» обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей на дальности до 400 км с ЭПР 3 м2 и до 150 км с ЭПР 0,01 м2, а при том ещё и по 8 из них выдавать целеуказание, то даже при арифметическом сложении возможностей четырёх таких приборов мы получаем корабль с характеристиками крейсера ПВО. Если рассмотреть стандартный залп натовского корабля из восьми ПКР «Гарпун» по «Соколу» с АУ-220М и АК-630М, то появляется вероятность огневого воздействия каждым калибром по всем ПКР залпа по мере их входа в зоны поражения артсистем. И если учтём грамотное и своевременное применение современной системы РЭБ, то шанс на победу в гипотетическом поединке будет стремиться к единице. Но это уже любимая тема Константина Сивкова.

И всё же в качестве основного универсального вооружения кораблей новых проектов предлагается рассмотреть батарею из двух установок ЗРПК «Панцирь-М». Для вероятного противника главным оружием против «Соколов» могут стать только управляемые боеприпасы с наведением на конечном участке. Это могут быть ракеты как с ИК так и с РЛ головками наведения. При рассмотрении атаки группы дозвуковых ПКР, идущих на высоте 10 метров над волнами, определяющим становится дальность радиогоризонта, которая позволит взаимно обнаружить друг друга РЛ ГСН ПКР и локатору корабля. Приняв дальность обнаружения в идеале 30 км и скорость ПКР в 900 км/ч (15 км/мин), будем иметь меньше минуты на принятие решения и время полёта ракеты 57Э6 до входа ПКР в заявленную зону поражения ракетами ЗРПК «Панцирь-М» 20 км. Предполагаемая возможность работы комплекса в автоматическом режиме позволит в течение следующей минуты обстрелять каждую входящую в зону поражения из восьми ПКР двумя противоракетами. Уцелевшие ПКР, не сбитые с курса на корабль системой РЭБ, попадают под огневое воздействие 30-мм многоствольных скорострельных орудий. Подобный сценарий морского боя представляется вполне реалистичным в 21 веке. Атака с больших и средних высот самонаводящимися боеприпасами, возможно имеющими сверхзвуковую скорость полёта, может быть отбита и во взаимодействии с другими кораблями группы, при организации совместной ПВО.

В других комбинациях основного вооружения могут быть и 57-мм АУ-220М, и 30-мм АК-630М, и турельная установка 3М-47 «Гибка», и ПЗРК «Игла», и 14,5-мм КПВ. Всё будет зависеть от специализации корабля и предполагаемого театра боевых действий. Согласитесь, ведь где-то одиночный МРК с 6-8 ПКР «Уран» будет достаточен, а где-то и дивизион МРК с четырьмя «Москитами» на каждом не сможет гарантировать превосходство. Тоже самое с малыми противолодочными кораблями: есть Балтика с Финским заливом и открытые просторы Тихого океана на Дальнем Востоке. Необходимо будет определиться; либо 8 по 324-мм, либо 4 по 533-мм (дилемма будет посложнее чем у Карцева)!

Имея на каждом из флотов как минимум по две крупные военно-морские базы легко предположить наличие в них по дивизиону малых ракетных и малых противолодочных кораблей численностью по 6-8 боевых единиц, а это уже 48-64 корпуса, созданных по единому проекту. Не будет большим обременением для бюджета постройка восьми небольших специализированных плавдоков для этих кораблей, с возможностью обслуживания в них и других малотоннажных судов и кораблей.

Оборонный заказ на как минимум сотню газотурбинных агрегатов с перспективой его увеличения вдвое, не оставит равнодушными моторостроителей страны. А применение ГТА на других проектах и даже в других отраслях народного хозяйства не заставит себя долго ждать в условиях международных санкций на высокотехнологичное оборудование двойного назначения и взятого курса на импортозамещение. В конце концов имеющий очи да увидит пример американцев, построивших 60 штук эсминцев «Арли Бёрк», имеющих не менее разнообразные условия их применения и стройную, работающую как часы, инфраструктуру обслуживания и ремонта. В нашем случае можем ожидать даже большего экономического эффекта.

Озабоченные, прочитав первую часть статьи, почему-то решили, что автор предлагает заменить все корабли флота и решить все задачи «москитной» серией. Нужен сбалансированный флот, но задачи обороноспособности надо решать постоянно, а не дожидаясь светлого будущего и лучшей экономической ситуации. Вот есть «Пётр Великий», но он не может быть одновременно в восьми базах на четырёх флотах. А учтём ещё и базу в Сирии; ведь один ЧФ её не потянет. Нужны будут на ротационной основе по дивизиону МПК и МРК ( не считая ПЛ и минно-тральных сил). Стоит обратить внимание и на опыт германских ВМС по использованию вспомогательных кораблей типа «Эльба» для мобильного обеспечения маломерных сил в море. А если потребуется переброска на заокеанский ТВД, пригодятся и суда типа «Трансшельф».


Не только большому кораблю длительное плавание и семи футов под килем новому «Соколу» маловато будет!
Автор: Шарнхорст


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ydjin 24 декабря 2016 06:31
    Нормальная идея! Автору плюс!
    1. Талгат 25 декабря 2016 00:39
      то что "москитный флот " необходим и выгоден согласен.
      Насчет титана что то не то - зачем?
      1. Макаров 30 декабря 2016 14:11
        только хотел про титан отписаться и увидел этот комментарий. Полносью согласен.
  2. тлауикол 24 декабря 2016 06:53
    как здорово автор по 8 ракет сбивает одним движением пера good
  3. Dart2027 24 декабря 2016 07:39
    Титановые корпуса - это перебор, то есть сделать-то можно, но вполне достаточно стали. В остальном верно - москитный флот тоже нужен.
    1. ydjin 24 декабря 2016 08:49
      Цитата: Dart2027
      Титановые корпуса - это перебор, то есть сделать-то можно, но вполне достаточно стали. В остальном верно - москитный флот тоже нужен.

      Я скажу даже повторяя В.И. Ленина, архиважен! Я не морспец, но думаю что без флота ближней зоны имея столько недружелюбных соседей наш флот дальней зоны не будет панацеей. Состав ВМФ должен быть сбалансирован!
      1. Dart2027 24 декабря 2016 15:15
        Цитата: ydjin
        архиважен

        Я бы сказал, что флот как таковой архиважен, в том числе и малые корабли - это одна из его компонентов
  4. Берингов пролив 24 декабря 2016 08:06
    Ну не пишите глупостей. Мало того,что руководить флотом поставили очередного глупца,который не прославился ничем,кроме распродажи флота СССР в 90-х ,так нашлась куча подражателей этого никчемного ворюги,повторяющие его несусветную глупость,или сознательно вредительские эпосы. МРК могут качественно заменить собой ракетные катера,но не более того,потому что они не универсальны и не имеют противолодочного вооружения,а это значит,что например флот Турции имеющий 14 боеготовых подлодок,утопит все ваши не имеющие противолодочного вооружения кораблики одной левой.Спросите что делать? Отвечу. Раз уж по вине московских агентов Украины( которыми давно должно заниматься ФСБ ) мы остались без турбин для фрегатов нужно увеличить производство универсальных ракетных корветов : 20380,20385,20386. Благо их оснащают отечественными ,причем уже модернизированными,или новыми типами дизельных двигателей,а самое главное в том,что эти корветы универсальны и помимо ударного ракетного комплекса имеют системы ПВО и ПЛО,а значит могут достаточно полноценно оборонять прибрежные районы РФ и морские военные базы. В перспективе нужно прекратить производство небоеспособных фрегатов 20350 и оснастить их работоспособными ЗРК,например такими как ,,Штиль'' ,вместо сырого неработоспособного ,,Редута'' ,испытаниям которого конца не видно...
    1. ydjin 24 декабря 2016 08:31
      Цитата: Берингов пролив
      Ну не пишите глупостей. Мало того,что руководить флотом поставили очередного глупца,который не прославился ничем,кроме распродажи флота СССР в 90-х ,так нашлась куча подражателей этого никчемного ворюги,повторяющие его несусветную глупость,или сознательно вредительские эпосы. МРК могут качественно заменить собой ракетные катера,но не более того,потому что они не универсальны и не имеют противолодочного вооружения,а это значит,что например флот Турции имеющий 14 боеготовых подлодок,утопит все ваши не имеющие противолодочного вооружения кораблики одной левой.Спросите что делать? Отвечу. Раз уж по вине московских агентов Украины( которыми давно должно заниматься ФСБ ) мы остались без турбин для фрегатов нужно увеличить производство универсальных ракетных корветов : 20380,20385,20386. Благо их оснащают отечественными ,причем уже модернизированными,или новыми типами дизельных двигателей,а самое главное в том,что эти корветы универсальны и помимо ударного ракетного комплекса имеют системы ПВО и ПЛО,а значит могут достаточно полноценно оборонять прибрежные районы РФ и морские военные базы. В перспективе нужно прекратить производство небоеспособных фрегатов 20350 и оснастить их работоспособными ЗРК,например такими как ,,Штиль'' ,вместо сырого неработоспособного ,,Редута'' ,испытаниям которого конца не видно...

      Что делать, развивать ПЛО естественно! Причем я думаю было бы неплохо разместить подводные стационарные гидроакустические станции что бы ни одна вражеская су....а (субмарина) не смогла бы близко приблизится к нашим терводам. Газопроводы по дну ЧМ можем тянуть, что мешает протянуть цепь ГАС ? Да и Охотское море вдоль Курил и Сахалина?
      1. Берингов пролив 24 декабря 2016 09:16
        Ваше предложение мне кажется стоящим,но это займет не мало времени и потребует не мало средств,а новые корабли флоту России нужны еще вчера,а сегодня так вообще край. Так что лучше быстрого строительства многоцелевых корветов : 20380,20385,20386 мы с вами ничего не придумаем,а в помощь им нужно размещать береговые ракетные комплексы ,,Калибр'' ,или ,,Яхонт'' прикрытые системами ЗРК и строить дизельные подлодки 636,1 ,раз уж их получается строить относительно быстро.
      2. mr.redpartizan 25 декабря 2016 22:57
        Стационарные подводные гидрофоны уступают в дальности обнаружения корабельным и подлодочным ГАК, требуют регулярного ТО и периодической модернизации. Гораздо более эффективным решением является производство роботизированных комплексов гидроаккустического дозора.
  5. рюрикович 24 декабря 2016 08:46
    Чё то мне кажется, что данная статья уже была на сайте с пару недель назад yes
    1. Аркт 24 декабря 2016 20:23
      Первая попытка не пошла wink сейчас второй заход... Мне все эти статьи напоминают попытки конца 20-х начала 30-х годов кораблестроителей Союза создать что-то опупенно универсальное. Но работали больше энтузиасты-самоучки, а не профи. В итоге получились уги в большинстве своём. Вот и здесь пахнет энтузиазмом, а не профессионализмом, к сожалению.
  6. demiurg 24 декабря 2016 09:39
    По весу кто нибудь прикидывал, ау-57/76мм + панцирь/ак-630- тор (это в любом случае нужно), а дальше начинается самое интересное. ГАС, желательно буксируемая + пакет НК/533мм ТА + Х38/УВП под Калибры/Ониксы.

    И что из этого можно сделать заменяемым?
  7. zulusuluz 24 декабря 2016 09:53
    Как ремонтировать корпус из титана в полевых условиях? Возить с собой ангар достаточной вместимости для сварки в среде аргона?..
    1. rasteer 24 декабря 2016 13:43
      Уважаемый Шарнхорст уже одни опусом про потрясти властьимущих показал уровень радужности своего мышления. Да и расчет цены титанового корабля исходя из цены проката этот мега экономическая концепция.
      В общем что тут говорить если титановые ПЛ это не оправданно дорогое удовольствие. А тут целые модульные эскадры бороздящие просторы прибрежной полосы.
      Давайте уж просто тогда покроем все корабли нитридом титана как купола на храмах и у нас таки будет золотой флот, но за более скромные деньги.
  8. acrshooter 24 декабря 2016 10:09
    Камрад Шарнхорст!
    Вы уже написали 2 статьи за москитный флот, и меня таки интересует когда Вы наконец вспомните за катера славного проекта 1239...
    С Уважением, Артур
  9. реалист 24 декабря 2016 10:12
    с идееей строить малый надводный флот из титана -не согласен , дорого и не зачем . водоизмещение 500 тонн маловато для обеспечения мореходности , автономности и обитаемости . скорее 1500-2000 тонн , а в остальном согласен и поддерживаю идею строить 5 малых ракетных катеров по 2000 тонн вместо 1 на 10 000 ....
  10. Горный стрелок 24 декабря 2016 12:44
    Автор просто не понимает проблем, которые возникнут при применении титановых корпусов. Реальных, связанных с высоким электрохимическим потенциалом титана. И морской водой в качестве электролита. Пусть поинтересуется, как буквально растворяется медь проводников и антенн. Алюминиевые сплавы и то безопасней. Корпуса из стеклопластика будут отливать. Первые тральщики уже пошли. По опыту их эксплуатации будут развивать это направление.
  11. Устинов 055 055 24 декабря 2016 15:54
    Как офицер ВМФ могусказать что статья хорошая НО. Титан уже прошлый век - это раз. Универсальность зачастую приводит к плохим результатам. Например ТАКР это и не авианосец и не крейсер.
  12. Kenneth 24 декабря 2016 17:21
    А разве титановую руду мы получаем не с Украины.
    1. VadimSt 24 декабря 2016 19:07
      Россия обладает вторыми в мире, после Китая, запасами титана!
      Крупнейший в РФ производитель титана — российская компания «ВСМПО-АВИСМА».
      В целом, по производству титана, РФ на третьем месте, после Китая и Японии.
Картина дня