Летающий шпион

Любое государство или военный альянс, претендующий на роль первой скрипки в мировом оркестре, уделял основное внимание вопросам технической разведки. Это объясняется достаточно просто: с помощью техники, применяемой в разведывательных целях, можно получить информацию о военном объекте без планирования и проведения операций по агентурному проникновению, причем данные, полученные от такого «разведчика», не требуют перепроверки, они достоверны на 100 процентов.

Летающий шпион


Одним из видов технической разведки является радиолокационная разведка.


Радиолокационная разведка (РЛР) – одна из разновидностей технической разведки, которая применяет радиолокационную технику с мобильных и стационарных устройств для точного определения координат сухопутных, морских и воздушных военных и гражданских объектов, командных пунктов, траекторий полета ракет различного типа, эпицентров ядерного поражения и других важных объектов стратегического значения. Современные средства радиолокационного обнаружения позволяют получать не только контуры объектов стратегической направленности, но также и другую информацию, представляющую интерес для спецслужб. Как правило, станции радиолокационной разведки используются в комплексе с другими видами технической разведки.

К стационарным пунктам РЛР относятся спецподразделения, базирующиеся на местах постоянной дислокации. К мобильным устройствам относится техника, которая находится в космосе (спутники), летает в воздухе (самолеты-разведчики), корабли, бороздящие моря (научно – исследовательские суда) и наземная техника.

Воздушная РЛР

Наибольший интерес представляет авиационная техника, используемая в этих целях, т.н. самолеты-шпионы.

О возможностях этих авиационных станций можно судить по американскому РЛ комплексу Hawk Air. Экипаж самолета состоит из 5 летчиков и вместе с аппаратурой слежения принимает на борт 35 операторов, работающих со средствами объективного контроля. Они способны обнаружить авиационную и морскую технику с высоты 9100 м на дальности до 480 километров, а крылатые ракеты фиксирует за 185 км. Hawk Air не только определяет координаты целей, но и взаимодействует с авиацией. РЛ комплекс может выдавать целеуказание трем эскадрильям истребителей - перехватчиков, а его РЛС способна обнаруживать до 300 целей одновремено. Самолет РЛР можно визуально определить по обтекателю радиолокационной антенны, которая смонтирована над фюзеляжем.

Комплекс радиолокационной разведки C-295AEW&C

Airbus Military - подразделение авиационного концерна Airbus, которое разрабатывает авиационные проекты в военных целях, представило комплекс радиолокационной разведки C-295AEW&C, который завершил первый этап летных испытаний в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).

Летающий шпион


Самолет-шпион изготовлен на базе военно-транспортного самолета C-295.Техника РЛР поставлялась компанией Elta (Израиль). При проведении испытательных полетов аэродинамическая схема радарного блока была одобрена. Установлено, что в такой комплектации C-295AEW&C может летать около 8 часов и совершать разведполеты на высотах от 6,1 до 7,3 тысячи метров. В отсеках предполагается размещение более 6 точек средств объективного контроля. Самолеты серии C-295AEW&C будут оснащены РЛС с активной фазированной решеткой с круговым обзором и способностью к точечной фиксации объектов. О планах запуска «серии» данных не поступало.

Airbus Military уже производит ряд модификаций летательных средств на платформе C-295. На этой базе уже изготовлены береговые, патрульные, противолодочные и разведывательные самолеты, в т.ч. самолеты - шпионы.

Радиолокационная Станция EL/M-2075

Радиолокационная Станция EL/M-2075 компании Еlta (Израиль) представляет собой многофункциональный импульсно-доплеровский комплекс с сектором обзора в 360 градусов и служит для обнаружения и сопровожления воздушных и надводных целей на дальности до 450 км. Рабочий диапазон 1 280-1 400 МГц на одной из 22 частот. Каждая АФАР (сектор обзора по азимуту 120°) состоит из 864 активных приемо-передающих модулей (ППМ), которые сканируют лучом дальнего направления в 2 плоскостях. Решетки антенн длиной 8,87 м и высотой 1,73 м. ППМ сделаны на твердотельных элементах. Сканирование луча ДН осуществляется: по углу места +17,5°, по азимуту +60°.

Летающий шпион


Благодаря мгновенной перестройке луча ДН в пространстве и типа сигналов зондирования станция быстро меняет режим поиска на режим сопровождения и обратно.

Этот комплекс РТР дает возможность полностью идентифицировать наземные и корабельные индивидуальные ракетные изделия (ИРИ), которые работают в диапазоне частот 0,5-40 ГГц на расстоянии 400-500 км. Разведка ведется по всем видам поляризационных излучений.
РЛС комплектуется шестью группами антенн, расположенных на консолях крыла, в носовой и кормовой частях самолета; а также предварительным усилителем сигналов; широкополосными и узкополосными приемными устройствами.
Автор: Лебедев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. J_Silver 30 января 2012 09:07
    Вещь крайне нужная, в свое время меня просто поразил своим видом такой "агрегат", пролетающий на низкой высоте...
    По картинке - серый цвет очень даже к лицу А-50...
    J_Silver
    1. urzul 30 января 2012 09:44
      А где здесь А-50?!
      1. J_Silver 30 января 2012 10:28
        Разве это не он в индусской раскраске на нижнем фото? А так похож...
        J_Silver
        1. профессор 30 января 2012 10:43
          Не он. Это Фалькон на базе Ил-76.
          1. J_Silver 30 января 2012 11:44
            Вполне возможно - фиг их отличишь по внешнему виду...
            J_Silver
  2. В. А. 30 января 2012 09:28
    Про 100 процентную достоверность разведданных сильно сказано. А для чего тогда существуют средства РЭБ? Любую технику можно обмануть.
    1. полковник 30 января 2012 10:31
      Цитата: В. А.
      Про 100 процентную достоверность разведданных сильно сказано

      Согласен. Любой профессионал-разведчик знает, что такого не бывает. Даже если определил, к примеру, несущую частоту, частоту повторения импульса и т.д., то это сиюмоментный факт. Есть запасные (боевые) частоты и прочие "хитрости".
  3. полковник 30 января 2012 10:27
    "...полностью идентифицировать наземные и корабельные индивидуальные ракетные изделия (ИРИ)..." Хотелось бы прочитать это предложение в оригинале (на английском?), т.к., являясь профессионалом в области ВР, вижу, что перевод здесь неправильный. Что имелось в виду? Идентификация типов ракет, выпущенных с наземных и корабельных ПУ, по частоте работы их ГСН?
    1. FoMaS 30 января 2012 13:25
      Цитата: полковник
      Что имелось в виду?

      В состав РЛС EL/M-2075 входит станция РТР EL/L-8312A, которая обеспечивает обнаружение, классификацию и идентификацию источников радиолокационного излучения (ИРИ) воздушного, морского и наземного базирования в диапазоне частот 70-18 000 МГц (возможно расширение до 40 ГГц) в зоне обзора 360° по азимуту на дальности до 450 км и станция радиоразведки EL/K-7031 обеспечивающая обнаружение излучений станций радиосвязи воздушного, морского и наземного базирования в диапазоне частот 3-3 000 МГц, их пеленгацию и перехват передаваемых сообщений. Эта аппаратура может также использоваться для поиска терпящих бедствие экипажей (по радиоизлучению аварийно-спасательных станций).

      ps Собственно пока самолёт не готов, на всех фото прототипы с массогабаритным имитатором радара и обтекателя.
  4. полковник 30 января 2012 14:08
    Источники РЛ излучения (ИРИ) - это понятно, а в статье было "индивидуальные ракетные изделия" (ИРИ) - что это за "зверь"? winked
    1. FoMaS 30 января 2012 15:12
      "Зверь" науке неизвестный, обитающий только в сознание автора статьи. smile (имхо)
  5. bereg 30 января 2012 15:50
    я так понимаю на верху у самолета стоит антена круговова обзора, а почему не сделать самолет уже со встроеными панелями активной фазированой решотки, это и эконом топлива да и дальность и скрытность, зачем багажник
    bereg
    1. FoMaS 30 января 2012 17:35
      Возможно образование "слепых" зон обзора РЛС, да и размеры панелей пока "не лезут" в габариты самолёта (аэродинамика всё равно ухудшается).
      А, так вообще делают и с плоскими...



      smile
      1. полковник 31 января 2012 11:32
        Цитата: FoMaS
        А, так вообще делают и с плоскими...

        Это РЛС БО (бокового обзора). Разрешение у неё гораздо выше, чем у круговой, даёт чёткую "картинку", например, прибрежной полосы, можно даже определить тип корабля. Но..."смотрит" антенна только в одну сторону.
  6. 755962 30 января 2012 16:36
    вот такой экземпляр мог бы стоять на вооружении нашей палубной
    этоАН-71Сегодня сложно дать однозначный ответ на вопрос о дальнейшей судьбе Ан-71. Ввиду отсутствия финансирования работы по его созданию и доводке были заморожены в конце 1990 г.
    755962
    1. beard999 30 января 2012 16:57
      Цитата: 755962
      вот такой экземпляр мог бы стоять на вооружении нашей палубной

      У вас на фотографии самолет Ан-71. От его использования на авианосцах отказались еще в конце 1984 г. Для использования нашей палубной авиацией (конкретно, на кораблях проекта 1143.7) создавался самолет ДРЛО Як-44 с РТК Э-700 http://www.airwar.ru/enc/spy/yak44.html .
      beard999
      1. 755962 30 января 2012 20:27
        Я и отметил,что МОГ БЫ.Знаю,что отказались.
        Цитата: beard999
        Для использования нашей палубной авиацией (конкретно, на кораблях проекта 1143.7) создавался самолет ДРЛО Як-44 с РТК Э-700

        Министерством обороны РФ было принято другое, явно недальновидное решение, и финансирование разработки самолета Як-44Э было остановлено. Это решение пока не пересмотрено.
        755962
  7. Hilt 31 января 2012 11:22
    Что такое: Решетки антенн длиной 8,87 м и высотой 1,73 м. ППМ сделаны на твердотельных элементах.
  8. Кариш 10 сентября 2012 12:13
    «Военный Паритет». 19 июля в международном аэропорту Ben Gurion в Израиле заключены два контракта на поставку в Италию двух самолетов ДРЛОиУ G-550 CAEW и спутника наблюдения на общую сумму 932 млн долларов.

    В рамках соглашений между Минобороны Израиля и правительством Италии компания Israel Aerospace Industries (IAI) изготовит и поставит ВВС Италии два самолета ДРЛОиУ G-550 CAEW (Conformal Airborne Early Warning), системы наземного обеспечения и пакет материального технического обслуживания на общую сумму 750 млн долларов.
    Кариш

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня