День дальней авиации. Потомки "Ильи Муромца"

23 декабря в Воздушно-космических силах России отмечается День дальней авиации. Выбор даты сделан не случайно. Именно в этот день в 1914 году по решению военного совета Русской императорской армии была сформирована эскадра (как тогда говорили) тяжёлых бомбардировщиков, носивших название «Илья Муромец». Бомбардировщики могли выполнять задания на существенном по тем временам удалении от аэродромов базирования, что, по понятным причинам, пригодилось в ходе Первой мировой войны.

Само название «Илья Муромец» относилось не только к тяжёлым бомбардировщикам того времени. Фактически это собирательное название для целой группы самолётов, которые выпускали в период с 1913 по 1917 годы. Кстати, перед заказом первой партии подобных самолётов главным военным ведомством в ходе испытаний на «Илье Муромце» (том, который и был назван в итоге тяжёлым бомбардировщиком) были установлены важные рекорды. Один из основных – рекорд по грузоподъёмности. Самолёт смог подняться в воздух с грузом массой 1,1 т. Груз был поднят на высоту 1 тысяча метров. Интересен тот факт, что предыдущий рекорд, принадлежавший детищу европейского авиапрома, по массе груза был побит почти двукратно (1100 кг против 653 кг).



Перед началом Первой мировой войны Сикорским были выпущены и модернизированные на тот момент тяжёлые самолёты. На самолёт были установлены новые двигатели «Аргус». Два внутренних двигателя имели мощность по 140 л.с., два внешних – по 125 л.с. Это позволило увеличить мощность силовых установок «Ильи Муромца» сразу на 130 лошадиных сил, что по тем временам тоже считалось рекордом. Новые двигатели позволили самолёту подниматься на высоту более 2 тыс. метров.

В июне 1914 года появилась так называемая «киевская» серия самолётов Сикорского. Это название связано с тем, что 16-17 июня 1914 года самолёт совершил перелёт по маршруту Петербург-Киев. При этом была совершена одна посадка – в городе Орша.

За десятилетия существования авиации в России (СССР) успела сформироваться особая каста лётчиков. Это лётчики, которые и в самих ВКС считаются элитой. Речь о лётчиках дальней и стратегической авиации, которые сегодня выполняют задачи не только в воздушном пространстве России, но и за пределами нашей страны. Лётчики дальней авиации ВКС РФ принимают участие в операции по оказанию помощи Сирийской Арабской Республике в борьбе с международным терроризмом. Самолёты ДА поднимались в воздух для нанесения ударов по боевикам ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в РФ) не только с российских аэродромов (Энгельс, Моздок), но и с аэродромов других государств.

День дальней авиации. Потомки "Ильи Муромца"


В частности, в августе 2016 года российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 были размещены на иранской авиабазе Хамадан. Самолёты нанесли серию ударов по террористам в провинциях Идлиб, Дейр-эз-Зор и Алеппо. Относительная близость иранского аэродрома к целям на территории Сирии позволила тогда подниматься в воздух с полной боевой нагрузкой. В частности, были отработаны пуски крылатых ракет воздушного базирования, нанесшие в итоге боевикам огромный урон и уничтожив их подземные командные пункты и склады оружия и боеприпасов.

День дальней авиации. Потомки "Ильи Муромца"


Здесь стоит отметить, что уже через несколько дней после тех сверхэффеткивных вылетов иранская сторона обвинила российскую в том, что она опубликовала сведения об эксплуатации базы Хамадан в средствах массовой информации. Чтобы не сводить ситуацию к конфликтной, российские самолёты, а в Иран к тому времени перебазировались не только Ту-22М3, но и несколько бомбардировщиков Су-34, вернулись на свои базы на территорию РФ. Часть «сушек» была отправлена на аэродром «Хмеймим» в сирийской провинции Латакия.

В настоящее время на вооружении дальней авиации ВКС РФ стоят дальние бомбардировщики Ту-22М3 (высокая модернизация Ту-22), стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС. Помимо боевого звена в состав ДА входит и звено вспомогательное, которое составляют такие самолёты как Ан-30Б, транспортники Ан-12 и Ан-26, топливозаправщики Ил-78 (М), а также вертолёты Ми-8 и Ми-26.

Время среднего налёта экипажей дальней авиации растёт в течение всех последних лет. Так в 2015 году оно составило более 130 часов, причём время среднего налёта для командиров экипажей превысило 145 часов. В текущем году командование ожидает увеличения этих показателей не менее чем на 6-7 часов.

День дальней авиации. Потомки "Ильи Муромца"


Совершенствуют свои выучку и мастерство экипажи не только боевых самолётов, но и вспомогательных авиационных судов. В частности, лётчики самолётов-авиазаправщиков получили возможность вести тренировки с помощью современного тренажёрного комплекса КТС-76. Он позволяет отработать навыки дозаправки в воздухе в любое время суток и при любых погодных условиях.

"Военное обозрение" поздравляет лётчиков и технический личный состав дальней авиации ВКС РФ, а также ветеранов службы с профессиональным праздником!

Использованы фотографии: http://function.mil.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. изя топ 23 декабря 2016 05:47
    летунам всегда немного завидовал feel с праздником drinks
    1. Комментарий был удален.
    2. vladimirZ 23 декабря 2016 06:03
      В этот день нужно вспомнить авиаторов Дальней Авиации Великой Отечественной войны и их организатора и командующего Главного Маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича.
      Он написал мемуары "Дальняя бомбардировочная ...". Кто не читал, советую прочитайте.
      Голованов А.Е. один из двух Маршалов (другой Рокоссовский К.К.) кто не предал своего Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина в период хрущевщины. А это много стоит, чтобы помнить этого авиационного полководца.
      С праздником всех авиаторов Дальней Стратегической!
      1. Татьяна 23 декабря 2016 06:09
        С праздником, воздушные воины-богатыри! С праздником всех причастных!
        Успехов Вам и только побед! good love

        1. Zoldat_A 23 декабря 2016 06:59
          С праздником крылатые! drinks Побольше вам красивых, сильных и надёжных птиц! Я хоть и пехота, но крылатая - родственники, как-никак...
          1. Юрий из Волгограда 23 декабря 2016 07:40
            Присоединяюсь к поздравлениями!
            Всем причастным к празднику чистого неба, без аварийного налета и только учебных тревог!
            Ура!
            1. ССИ 23 декабря 2016 08:14
              Цитата: Юрий из Волгограда
              Всем причастным к празднику чистого неба,

              Прошу прощения, поскольку авиация - всепогодная, лучше желать - ЛЕГКОГО неба!
              1. Монос 23 декабря 2016 08:54
                С праздником авиаторов, техников и весь обслуживающий персонал дальней авиации! Пусть у вас количество взлётов равняется количеству посадок.

                1. ОлегV 23 декабря 2016 10:58
                  С праздником !!!

                  В День дальней авиации России
                  Желаю вам, парящим над страной:
                  Пусть не страшат вас ни дожди косые,
                  Ни встречный ветер, ни палящий зной;
                  Пусть мягкой будет вам твердь небосвода,
                  Моторы пусть размеренно ревут,
                  Пусть будет только летною погода,
                  А дома пусть всегда с победой ждут!


                2. Zibelew 23 декабря 2016 22:41

                  А вот предок ТУ 160 - Илья Муромец - первый отечественный дальний бомбардировщик.

                  "Отлично вооруженные (обычно в полет брали с собой 10—15 пудов, то есть 160—240 килограммов, бомб, два-три пулемета и винтовку), "муромцы" вели бомбометание с высоты три километра и больше и были, таким образом, неуязвимы для зенитного огня. А на солдат противника один вид огромного четырехмоторного самолета, гудящего в небе, действовал парализующе. Результаты налетов "муромцев" всегда были весьма впечатляющими. Так, командир "Ильи Муромца-VII" штабс-капитан Г.Г. Горшков свидетельствовал в рапорте: "Муромец" произвел в городе и на станции Вилленберг (прим.- ныне Вельбарк, Польша) следующие разрушения: разрушено станционное здание и пакгауз, шесть товарных вагонов и вагон коменданта, причем комендант ранен, в городе разрушено несколько домов, убито два офицера и 17 нижних чинов, несколько лошадей. В городе паника, жители в ясную погоду прячутся в погребах". 14 июня 1915 года во время бомбежки станции Пржеворск тот же "Муромец", но уже под командой поручика И.С. Башко, уничтожил вражеский эшелон с 30 тысячами снарядов.
              2. evge-malyshev 23 декабря 2016 11:38
                Цитата: ССИ
                ЛЕГКОГО неба!

                ЛЕГКОГО неба - это что-новенькое. Это приблизительно то же самое, что применять слово КРАЙНИЙ к месту и не к месту.
                1. ССИ 23 декабря 2016 14:31
                  Цитата: evge-malyshev
                  слово КРАЙНИЙ

                  А ПОСЛЕДНИЙ полет - это как? Или ПОСЛЕДНЕЕ погружение? Вам это ПОСЛЕДНИЙ путь не напоминает?
                  1. ССИ 23 декабря 2016 14:32
                    Привычка, "крайний" - это чисто профессиональное...
      2. ССИ 23 декабря 2016 08:12
        Цитата: vladimirZ
        С праздником всех авиаторов Дальней Стратегической!

        Прошу прощения, Вы пропустили "и"....
        1. evge-malyshev 23 декабря 2016 11:55
          Я тоже прошу прощения. Дальняя авиация в своем названии никогда не имела термина "стратегическая" Это просто журналистский штамп - для красного словца.
          Да она была и является компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
          1. ССИ 23 декабря 2016 14:35
            Цитата: evge-malyshev
            Я тоже прошу прощения. Дальняя авиация в своем названии никогда не имела термина "стратегическая" Это просто журналистский штамп - для красного словца

            Ту-160 не были дальниками... С момента испытаний на этапе ГК, уже шел термин - "стратегическая" авиация...
    3. Комментарий был удален.
    4. Владыка Ситх 23 декабря 2016 08:28
      С праздником всех пилотов и обслуживающий персонал дальней авиации!

      6950-я гвардейская Донбасская Краснознаменная авиационная дивизия (1 разряда) (Энгельс) — Ту-160, Ту-95МС.
      Гвардейская авиационная группа отдельного базирования самолетов-заправщиков 6950-й авиабазы (аэродром Дягилево) — Ил-78
      Авиагруппа 6950-й авиабазы (аэродром Шайковка) — Ту-22М3
      6952-я Севастопольско-Берлинская Краснознаменная авиационная дивизия (аэродром Украинка) — Ту-95МС
      Авиагруппа 6952-й авиабазы (пос. Средний, аэродром Белая) — Ту-22М3
  2. a.s.zzz888 23 декабря 2016 05:59
    С Праздником дальнюю авиацию! drinks Всегда возвращайтесь домой! soldier
    1. Чертков Олег 23 декабря 2016 06:11
      Сына уже поздравил, служит России с "Медведями". Удачи им всем, чистого неба и здоровья.
  3. Сибиряк 142 23 декабря 2016 06:17
    УУУРРРААААААААААААА!!!!!!!! С Праздником Уважаемые пилоты и технари Дальней Авиации !!!!!! love drinks
    1. evge-malyshev 23 декабря 2016 11:09
      Цитата: Сибиряк 142
      С Праздником Уважаемые пилоты и технари Дальней Авиации !!!!!!

      В военной авиации нет ни пилотов ни технарей. Есть командиры кораблей, штурманы кораблей, старшие техники кораблей, техники по специалностям. Все - уважаемые люди.
  4. Александр 3 23 декабря 2016 06:56
    С праздником мужики!!!!! Желаю чистого неба и что бы количество взлётов равнялось количеству посадок.
  5. pvv113 23 декабря 2016 07:09
    Всех, кто связал судьбу с Дальней авиацией, а также родственников и просто причастных, - с Праздником!
  6. Stas157 23 декабря 2016 07:18
    Поздравляю летчиков! Очень понравилась книга "309 боевых вылетов" Василий Решетников. Где автор, бывший командующий Дальней авиацией 1969-1980, герой Советского Союза описывал свой боевой путь, а потом развитие Дальней авиации в СССР. Книгу можно скачать бесплатно в интернете, или же могу скинуть я на почту в книжном формате fb2.
    1. роман66 23 декабря 2016 09:53
      Прекрасная книга , читать - истинное наслаждение
  7. казак волгский 23 декабря 2016 07:39
    С Праздником Летуны ! Доброй и Мирной службы!
    1. ССИ 23 декабря 2016 08:15
      Цитата: казак волгский
      Летуны !

      Прошу прощения - ЛЕТЧИКИ!
  8. роман66 23 декабря 2016 07:58
    как представитель тех состава, хочу поздравить не только летунов, но и своих наземных братьев С ПРАЗДНИКОМ drinks
    1. ССИ 23 декабря 2016 08:16
      Цитата: роман66
      не только летунов

      НЕ надо - летунов.... Лучше - летчики!
      1. роман66 23 декабря 2016 09:51
        Не занудствуйте , дружище , у нас на аэродроме было так - мы их летуны , они нас мазута , и никто не обижался , а ещё мы их дразнили , что они высоты боятся
        1. ССИ 23 декабря 2016 11:36
          Я не занудствую. Что допустимо ВНУТРИ, не допустимо извне! Так, все не причастные, будут употреблять сугубо ВНУТРЕННИЕ термины, что не приветствуется... Обратите внимание, что я НИКОГДА не употребляю термин "чашка", по отношению к КРЕСЛУ пилота, хотя при обслуживании самолетов этот термин постоянно в ходу... Прошу прощения за нотацию, но...
          1. роман66 23 декабря 2016 20:03
            ну здесь то все свои?
  9. Iline 23 декабря 2016 07:59
    Всю офицерскую службу посвятил Дальней Авиации. Объездил почти весь мир, на то она и Дальняя Авиация. Было очень тяжело в 90-х, появилась надежда в 2000-х как, впрочем, и всех остальных. Но всегда на эмблеме у нас были МАСТЕРСТВО, ОТВАГА, ДОСТОИНСТВО, ЧЕСТЬ.
    1. COJIDAT 23 декабря 2016 12:29
      С праздником стратеги!
  10. DenZ 23 декабря 2016 09:12
    Вот уж позвольте не согласиться с этим- "Само название «Илья Муромец» относилось не только к тяжёлым бомбардировщикам того времени. Фактически это собирательное название для целой группы самолётов, которые выпускали в период с 1913 по 1917 годы" . Само название относится именно и только к самолету "Илья Муромец" !!! Другое дело что с 13 по 17 годы было построено множество модификаций этого самолета отличавшихся в основном марками мотора и конструкцией фюзеляжа. Но все они были бомбардировщиками Илья Муромец ! У Спитфайра тоже было 24 модификации, но это не значит что любой английский истребитель 2 мировой- Спитфайр.
    Всех причастных к Дальней Стратегической авиации с праздником!
    1. ротмистр 23 декабря 2016 09:21
      Несчастная "безграмотная", "отсталая" царская Россия. И не умевший читать и писать Сикорский.
    2. murriou 23 декабря 2016 19:02
      Уточню.

      Предсерийный вариант "Муромца", будучи в единственном экземпляре, за свою короткую жизнь сменил несколько названий: сначала "Гранд" (это было еще с 2мя моторами), потом "Большой Русско-Балтийский", после навешивания еще пары моторов, последнее название "Русский Витязь".

      Тяжелые бомберы того времени в других странах, естественно, не называли "муромцами", да и обогнали они "муромцев" по каким-то статьям уже в 1914 году, по каким-то прочим начиная с 1915-1916г, а к 1917г. среди аналогов "муромцы" были уже отсталыми, их даже средние бомбардировщики развитых стран превзошли по бомбовой нагрузке.

      Русских "муромцев" было несколько серий. Последняя и самая впечатляющая называлась серия "Е", нередко ее ТТХ пытаются приписывать всем "муромцам" начиная с первых, но в ней было всего 3 (в скобках, прописью: ТРИ) экземпляра, потому что необходимых для нее двигателей "Рено" в 220 л.с. довезли только дюжину, а "передовая" промышленность царской России такие двигатели даже копировать не могла, самостоятельного же производства авиамоторов не имела вовсе. А от иностранных современников уже и серия "Е" успела отстать.
  11. avt 23 декабря 2016 09:35
    С Праздником и чистого неба!
    avt
  12. ПАша 23 декабря 2016 09:39
    С Праздником!!! Всех крылатых.
    Мирного неба над головой!!!
    Всех благ!!!
  13. bionik 23 декабря 2016 10:05
    По мимо упомянутых в статье "Илью Муромца" , Ту-160 , Ту-95МС,Ту-22М3, и прочих, добавлю что после "Илью Муромца" у нас были ещё и ЕР-2, ТБ-3,ДБ-3,Пе -8,ИЛ-4.(ИЛ-4 вообще бомбили логово фашисткого зверя(Берлин), ещё в августе 1941 года.)
    1. murriou 23 декабря 2016 19:04
      В бомбежках Берлина Пе-8(они же ТБ-7) участвовали тоже. Это был первый бомбовый налет на Берлин в ходе ВМВ, после него немцы ввели светомаскировку.
  14. ruskih 23 декабря 2016 10:37
    С Праздником! Здоровья, счастья и удачи.
  15. evge-malyshev 23 декабря 2016 10:42
    "Военное обозрение" поздравляет лётчиков и технический личный состав дальней авиации ВКС РФ, а также ветеранов службы с профессиональным праздником!

    Поздрвляю с праздником. Доброго здоровья летчикам и техникам, членам их семей, безаварийных полетов. Желаю также скорейшего обновления техники.
  16. Reptiloid 23 декабря 2016 11:31
    Ото всей души поздравляю повелителей больших стальных птиц----лётчиков Российской Дальней Авиации!!!О них замечательный советский поэт, Алексей Иванович Фатьянов написал слова замечательной песни:
    Мы люди большого полёта,
    Кудесники новых чудес.
    Орлиное племя ---пилоты,
    Хозяева синих небес.
    ☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
    Затеяло с птицами споры
    Крылатое племя людей.
    Мы---люди широких просторов,
    Высоких и вольных идей.
    ☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
    Мы вышли на битву за воздух,
    И где бы мы ни были в нём,
    Кремля путеводные звёзды
    Средь тысяч светил узнаём.
    ☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
    Припев :
    Летим мы по вольному свету,
    Нас ветру догнать нелегко.
    До самой далёкой планеты
    Не так уж, друзья, далеко!
    ☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
    Музыку написал Советский композитор,лауреат Сталинской премии, Борис Андреевич Мокроусов.
  17. COJIDAT 23 декабря 2016 12:26
    Всех стратегов с их профессиональным праздником!
  18. DimerVladimer 23 декабря 2016 13:34
    Кстати, перед заказом первой партии подобных самолётов главным военным ведомством в ходе испытаний на «Илье Муромце» (том, который и был назван в итоге тяжёлым бомбардировщиком) были установлены важные рекорды. Один из основных – рекорд по грузоподъёмности. Самолёт смог подняться в воздух с грузом массой 1,1 т. Груз был поднят на высоту 1 тысяча метров. Интересен тот факт, что предыдущий рекорд, принадлежавший детищу европейского авиапрома, по массе груза был побит почти двукратно (1100 кг против 653 кг).


    И к чему вы радуетесь? Сколько продержался этот рекорд? Три года
    К 1916-1917 годам Муромцы устарели, по причине слабых двигателей.
    Потому, как конструирование самолетов должно поддерживать постоянно.

    А детища, как автор изволил выразится, "европейского авиапрома", превзошли по характеристикам Муромцы.

    К концу 1914 года поднялся в воздух самолет итальянского конструктора Джанни Капрони Ca-33 (войсковое обозначение Ca-3)
    У Британии появился FB.27 Vimy
    У Германии "Штаакен" R-IV
    Во Франции, тяжелый бомбовоз появился только к осени 1918 года. Это был "Блерио-72 BH-3"
    http://www.airwar.ru/enc/bww1/vimy.html
    1. murriou 23 декабря 2016 20:02
      Цитата: DimerVladimer
      http://www.airwar.ru/enc/bww1/vimy.html

      Лучше там же поглядеть по всему классу бомбардировщиков: http://www.airwar.ru/bomberww1.html

      Цитата: DimerVladimer
      К 1916-1917 годам Муромцы устарели, по причине слабых двигателей.

      В 1917 году было сделано целых ТРИ самолета серии "Е" с двигателями "Рено" 220л.с., поскольку завезли этих двигателей из Франции мало, а в царской России не могли ничего подобного даже скопировать.

      Хотя за счет мощных двигателей серия "Е" сильно превосходила всех предыдущих "Муромцев", от иностранных современников к тому времени отставала уже и она.

      Цитата: DimerVladimer
      У Британии появился FB.27 Vimy

      Еще до "Вими", в конце 1915г., у англичан поднялся в воздух "Хендли-Пейдж" O/100, послевоенное обозначение Н.Р.11.
      Бомбовая нагрузка 813кг, против 500 кг у "ИМ" даже поздних (400кг у ранних).
      Макс. скорость 140км/ч против 70-85км/ч у ранних "ИМ", 120 у серии "Е"(1917г).
      В 1918г. у этой же фирмы, модель O/400 = Н.Р.12., был достигнут мировой рекорд - 3500кг бомбовой нагрузки.

      У немцев тяжелые бомбардировщики появились в конце 1915г, сначала у "Сименс-Шукерт) "бомбовая нагрузка "всего" 500кг (больше тогдашних ИМ), но в 1916 году DFW R.I тащил бомбовая нагрузка 2500-2600кг, "Цеппелин-Штакены" в 1916г. начали с Zeppelin Staaken R.VI, "всего" 1200кг (!) при большой дальности полета (800км!) и 1800-2000кг на малую дальность , даже у некоторых средних бомберов (Friedrichshafen G.III) в конце 1916г. уже была бомбовая нагрузка 1500кг бомб, т.е. в разы больше, чем у "ИМ", при несравненном превосходстве в потолке (4510м) и скорости (141км/ч).

      Цитата: DimerVladimer
      Во Франции, тяжелый бомбовоз появился только к осени 1918 года.

      Так называемые тяжелые бомбардировщики Франция делала начиная с 1915г., но их бомбовая нагрузка была 300-450кг, как у "Муромцев", или даже менее.
      Зато они имели улучшенную высотность (до 7800м ! у Morane-Saulnier Type S/T) или приспособление к ночным полетам, т.е. французы таким образом повышали шансы бомбардировщика без помех/потерь дойти до цели и вернуться.
  19. AB0877 23 декабря 2016 14:45
    Где ж "ВО" набирает таких авторов.? Цитата: " В настоящее время на вооружении дальней авиации ВКС РФ стоят дальние бомбардировщики Ту-22М3 (высокая модернизация Ту-22), стратегические ракетоносцы..."
    ТУ-22 и ТУ-22М3 две принципиально разные (по конструкции) машины. Точка, бакланы. Если не понимаете, о чем пишите (дети ЕГЭ), то и не надо высовываться.
    А.
    1. pvv113 23 декабря 2016 17:54
      Цитата: AB0877
      ТУ-22 и ТУ-22М3 две принципиально разные (по конструкции) машины

      Для непосвященных это великая тайна. Те, кто не знает, считают, что буква "М" в названии самолета характеризует небольшие отличия, связанные с модернизацией. А кто служил в Дальней авиации знает, что это две абсолютно разные машины не только по конструкции, но и по характеристикам и по решаемым задачам hi
  20. murriou 23 декабря 2016 19:07
    Цитата: DimerVladimer
    К концу 1914 года поднялся в воздух самолет итальянского конструктора Джанни Капрони Ca-33 (войсковое обозначение Ca-3)

    Са.31 уже СЕРИЙНЫЙ поднялся в воздух в марте 1914 года, на месяц опередив первый серийный "Муромец" Сикорского. Хотя с началом экспериментов Капрони от Сикорского отставал на примерно полгода.

    При этом самолеты Капрони с самого начала опережали "Муромцев" по скорости и потолку.
  21. GrandAdmiral 23 декабря 2016 20:08
    С праздником!
  22. антивирус 23 декабря 2016 23:03
    Младшенький брат, моего деда, участвовал в первых налетах на Берлин( с Моозундских островов) Штурман.Что видел внизу в 41г?Говорил. что есть его фото в Монино.
    Уехал в Чимкент, в итоге, к нач 50 -х на Ташкентский авиа комплекс, а к концу 90-х вернулись с РФ и просто прожил жизнь.
    Жизнь прожить не поле перейти.
Картина дня