«ГАБТУ положительно оценивает модернизированный танк Т-90»

16

Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил
Нынешний 2011-й и минувший 2010 г. оказались чрезвычайно насыщены событиями, связанными с танкостроением и танковыми войсками. Во-первых, прошла череда юбилеев, стартовавшая 31 августа 2010 г., когда исполнилось 90 лет отечественному танкостроению. Затем танкостроители и танкисты отмечали 95 лет с момента первого появления танков на поле боя, 75-летие ведущего танкового предприятия страны Уралвагонзавода и 70-летие начала выпуска им танков, 65-летие со дня учреждения профессионального праздника – Дня танкистов.

Во-вторых, в эти же годы масштабно развернулась глубокая реформа Вооруженных Сил РФ в целом, видов ВС и родов войск. Формирование нового облика Вооруженных Сил неизбежно затронуло бронетанковое вооружение и технику (БТВТ), военную автомобильную технику (ВАТ). К этим системам вооружения Министерством обороны РФ были выработаны требования, означавшие радикальную смену парадигмы развития БТВТ. Очевидно, что промышленность должна перестроиться, чтобы предложить армии технику, отвечающую сегодняшним и перспективным потребностям государственного заказчика продукции военного назначения. Весьма важно, чтобы руководители и специалисты ОПК хорошо понимали, что именно ожидают получить от них Вооруженные Силы, каковы взгляды венного руководства на развитие систем вооружения. О позиции МО РФ в области развития БТВТ журналу «Национальная оборона» рассказал начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор Александр ШЕВЧЕНКО.

Интервью
Виктор МУРАХОВСКИЙ


— Александр Александрович, напомните, пожалуйста, нашим читателям, какова сфера деятельности ГАБТУ МО РФ, за какие вопросы оно отвечает?

— В сфере деятельности Главного автобронетанкового управления находятся пять основных направлений:

• строительство системы танко-технического обеспечения и авто-технического обеспечения;

• организация танко-технического обеспечения и авто-технического обеспечения в Вооруженных Силах;

• обеспечение войск (сил) бронетанковым вооружением и техникой, военной автомобильной техникой по своей номенклатуре;

• планирование развития бронетанкового вооружения и техники, военной автомобильной техники;

• обеспечение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами согласно своим направлениям деятельности.

По указанным направлениям ГАБТУ является межвидовым органом управления для всех видов ВС и родов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, Воздушно-десантных войск. Отмечу, что ранее такой подход соблюдался не всегда, что вызывало определенные проблемы в формировании единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил.


Александр Шевченко.

— В наследство от Советской Армии новой Российской армии досталась огромная номенклатура БТВТ, причем по несколько типов техники одного класса. Какими мерами выправляется такое положение?

— Действительно, наши Вооруженные Силы к началу реформирования имели разношерстный «зоопарк» бронетанкового вооружения и техники – порядка 20 марок в 55 различных модификациях. Около 65% парка имеют срок эксплуатации 20 лет и более. При этом его основу составляют образцы, идеология которых закладывалась исходя из взглядов на тактику и оперативное искусство прошлого столетия.

Министром обороны утверждена концепция развития БТВТ. В ней определено, что с целью скорейшего приведения номенклатуры БТВТ к разумной достаточности необходимо провести так называемую «принудительную унификацию», которая обеспечивается комплексом мер организационного и технического характера.

В организационном плане, после оценки места и роли БТВТ в новом облике ВС, решено оставить в составе Вооруженных Сил научно обоснованную по количеству и типажу номенклатуру танков и другой бронетехники. Остальные образцы БТВТ выводятся из состава ВС и перестают числиться за Министерством обороны. Они могут использоваться в интересах военно-технического сотрудничества, направляться на утилизацию. Это решение будет реализовано уже в текущем году.

Что касается танков, то в составе ВС остаются только танки семейств Т-72/Т-90 и Т-80, примерно в равных долях. Тем самым достигается унификация по их материально-техническому обеспечению и ремонту, сокращение расходов по эксплуатации и обучению танкистов.

В техническом плане проведена тщательная «инвентаризация» боевых и эксплуатационных свойств имеющихся на вооружении БТВТ. За сравнительно короткое время проведена целая серия испытаний образцов БТВТ различного класса, и в настоящее время ГАБТУ имеет полную и объективную картину по всей номенклатуре БТВТ. Полученные данные позволили разработать, с привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны и промышленности, программу повышения военно-технического уровня имеющейся техники и поддержания ресурса.

Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил. При этом объем необходимых модернизационных мероприятий мы будем определять по критерию «стоимость – эффективность». Ни для кого не секрет, что танки Т-80 дороже в эксплуатации, чем танки семейства Т-72/Т-90. Поэтому танки семейства Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по мере его израсходования – постепенно выводиться из состава ВС.

«ГАБТУ положительно оценивает модернизированный танк Т-90»

Танки Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по мере его израсходования – выводится из состава ВС.


— Каковы современные взгляды на перспективную систему БТВТ и ВАТ? Что означает понятие «единой унифицированной платформы»?

— Под руководством министра обороны, начальника Генерального штаба, заместителей министра обороны, коллективом Главного автобронетанкового управления совместно с научными организациями и промышленностью проведена огромная работа по оценке боевых и эксплуатационных свойств БТВТ и ВАТ как отечественного, так и зарубежного производства. Мы посетили немало подразделений ВС и профильных предприятий основных танкопроизводящих стран, включая страны НАТО. Внимательнейшим образом оценен опыт боевого применения в современных конфликтах, определены перспективы развития как по боевой, так и по технической составляющей.

Для обеспечения требуемого паритета, в условиях изменившейся в XXI веке идеологии ведения военных действий, назрела необходимость создания максимально унифицированных между собой боевых машин, позволяющих обеспечить качественное превосходство над конкурентами.

Сегодня мы имеем четкое представление о роли и месте бронетанковой техники на поле боя, о решаемых ею задачах в текущий момент и в перспективе. На прочной научной и практической основе сформулирована концепция построения единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил, с определением требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.

При этом необходимо решить следующие задачи:

• обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации более современными образцами бронетанкового вооружения и техники за счет поставки серийно выпускаемых и модернизированных образцов при безусловном учете экономической целесообразности вносимых изменений;

• провести принудительную унификацию существующего парка, позволяющую значительно уменьшить затраты на содержание вооружения и военной техники и перераспределить средства на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и серийное производство;

• обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации бронетанковым вооружением и техникой, позволяющей получить паритет с конкурентами, а также создать научно-технический задел для достижения превосходства;

• создать систему технического обслуживания и ремонта, позволяющую в условиях нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить гарантированное поддержание техники в боеготовом состоянии.

Система БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы в каждом классе машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Но этого мало – мы выдвигаем требования унификации и между семействами различной категории. Такая унификация логично приводит к необходимости создания единых платформ, борта с открытой архитектурой.

Вкратце требования к новому поколению БТВТ и ВАТ можно охарактеризовать тремя «И»: интероперабельность, интеграция, интеллектуализация.

Интероперабельность – это обеспечение функционирования техники в интересах выполнения задач разных видов ВС и родов войск, интеграция в их системы вооружения, управления войсками и оружием без каких-либо ограничений доступа и реализации. Интероперабельность является «системой систем» – набором взаимозависимых общих и частных систем, которые могут быть интегрированы для достижения нового уровня эффективности.

Интеграция – это объединение в рамках семейства различных конструкторских и технологических решений, выполненных в рамках единых требований к платформе, отдельным боевым и обеспечивающим модулям, агрегатам и узлам. Общая платформа с интегрированными решениями обеспечивает мультимодальное применение и гибкую конфигурацию в соответствии с текущими задачами.

Интеллектуализация – это автоматизация и компьютеризация боевых, обеспечивающих и эксплуатационных функций с задачей максимально возможного исключения человека из алгоритмов боевой деятельности и повседневной эксплуатации. Интеллектуализация становится критически важным условием для многофункциональных интегрированных боевых систем в средне- и долгосрочной перспективе и обещает в будущем создание роботизированных боевых систем.Впервые в истории отечественного танкостроения мы одновременно развернули опытно-конструкторские работы (ОКР) по четырем ключевым направлениям БТВТ с учетом изложенных требований. К 2015-2016 гг. мы должны получить от разработчиков технику нового поколения обширной номенклатуры, покрывающей потребности ВС и отвечающей самым высоким критериям по боевым и эксплуатационным характеристикам. Такой подход, без преувеличения, можно назвать революционным.

— Александр Александрович, вы упомянули термин «борт с открытой архитектурой». Нельзя ли разъяснить, что это подразумевает?

— Этот термин означает наличие платформы с интерфейсами, унифицированными по ключевым параметрам – электрическим, программным, механическим, массо-габаритным и так далее. В рамках этих параметров возможно создание функциональных модулей и агрегатов различного назначения, которые должны монтироваться на любые машины как внутри семейства, так и, в определенных случаях, на машины других семейств. Не секрет, что раньше мы отставали в области оснащения БТВТ электроникой, компьютерной техникой. Концепция борта с открытой архитектурой предполагает информационную интеграцию функциональных модулей и агрегатов на основе единой мультиплексной шины в бортовую информационно-управляющую систему.

Для лучшего понимания широким кругом читателей принципа «борта с открытой архитектурой» приведу аналогию с персональным компьютером. Корпус и системная плата образуют платформу, на базе которой можно собрать компьютер в очень широком диапазоне производительности как общего назначения, так и для решения целевых задач, например в области компьютерной графики или математического моделирования. При этом интерфейсы платформы стандартизированы и любое устройство расширения, будь то модуль оперативной памяти или видеокарта, от любого производителя со всего мира, без всяких проблем интегрируется в платформу за пять минут. Напомню, что в мире всего несколько производителей чипсетов для системных плат и тысячи предприятий, выпускающих комплектующие для компьютеров. Тем не менее, компьютер, собранный из десятков комплектующих со всего мира, прекрасно работает.

Мы хотим добиться близкого уровня совместимости в области БТВТ и ВАТ. С этой целью ГАБТУ разрабатывает технические требования по борту с открытой архитектурой и к исходу текущего года доведет их в полном объеме до предприятий. Это очень важная и ответственная работа, задающая технические условия в сфере БТВТ и ВАТ на много лет вперед. Ее значение трудно переоценить.


— Большой интерес у общественности вызывает перспективное семейство бронетехники тяжелой категории, разрабатываемое в рамках ОКР «Армата». Какие машины предполагается создать в рамках этой платформы? В какой мере в них могут использоваться наработки по ОКР «Совершенстование-88», объекту 195?

— По техническому заданию опытно-конструкторской работы с шифром «Армата» предусматривается создание к 2015 году унифицированной платформы тяжелой категории по массе, с несущей способностью шасси до 30 тонн. В рамках семейства разрабатываются основной танк, боевая машина пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и другие образцы.

Платформа «Армата» вбирает в себя как новейшие конструкторско-технологические решения, так и зарекомендовавшие себя ранее разработки, выполненные при создании объекта 195 и в рамках других ОКР. В частности, имеет смысл использовать в перспективном танке наработки ОКР «Совершенствование-88» по компоновке, баллистической защите, силовой установке и другие. По ОКР «Прорыв-2» получены хорошие результаты, близкие к требованиям ГАБТУ, по системе управления огнем, их также можно использовать в «Армате» после соответствующей доработки. Образно говоря, мы стоим на плечах своих предшественников, их достижения обязательно будут задействованы с пользой при создании перспективных образцов.

— Какие машины предусматривается разработать в средней категории?

— В средней категории по массе ведутся ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг» с целью создания к 2016 году единых унифицированных платформ на гусеничном и колесном шасси соответственно. В частности, в интересах Сухопутных войск на гусеничной платформе разрабатываются боевая машина пехоты, бронетранспортер повышенной вместимости, бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Естественно, что оба семейства в полной мере должны отвечать требованиям интероперабельности, интеграции, интеллектуализации.

— Каковы перспективы появления в системе БТВТ шасси с электродвижением?

— Теоретически шасси с электродвижением обещает немало преимуществ. Однако пока не удается преодолеть технологический порог, который позволит воплотить теоретические достоинства в практические решения. Некоторые ключевые элементы такого шасси, прежде всего электродвигатели, пуско-регулирующая силовая аппаратура, пока не отвечают современным и перспективным требованиям.

— Какие планы имеются у Министерства обороны РФ в части модернизации и ремонта существующего парка БТВТ?

— Как я уже говорил, до постановки на вооружение БТВТ нового поколения мы будем поддерживать ресурс и модернизировать танки семейства Т-72/Т-90. До 2015 года планируется создать инфраструктуру системы технического обслуживания и ремонта нового облика, позволяющей за счет технического надзора и сервисного сопровождения со стороны предприятий-разработчиков обеспечить гарантированное поддержание боевых и эксплуатационных свойств бронетанкового вооружения и техники Вооруженных Сил Российской Федерации.

Что касается модернизации, то ее стоимость должна строго соответствовать приросту боевой эффективности. В противном случае ГАБТУ в такой модернизации не заинтересовано. В этом направлении мы работаем в тесном контакте с промышленностью, согласуем технические задания на ОКР, которые промышленность ведет за счет собственных средств. В частности, ГАБТУ положительно оценивает представленный на недавней выставке в Нижнем Тагиле вариант модернизации танка Т-90. Особенно по направлению повышения огневой мощи, оснащению новой СУО, где реализован принцип «охотник – стрелок».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 января 2012 11:38
    "В средней категории по массе ведутся ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг» с целью создания к 2016 году единых унифицированных платформ на гусеничном и колесном шасси соответственно. В частности, в интересах Сухопутных войск на гусеничной платформе разрабатываются боевая машина пехоты, бронетранспортер повышенной вместимости, бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Естественно, что оба семейства в полной мере должны отвечать требованиям интероперабельности, интеграции, интеллектуализации" - Не " Арматой" единой жива наша конструкторская мысль и это - радует!
    1. ytqnhfk
      +3
      30 января 2012 13:27
      Все правильно! нужно делать полуживой организм который будет реагировать на обстановку сам! В производстве нужна основа которая даст максимум защиты и отдачи в боевой задаче! такая постановка платформы резко снизит стоимость вооружений! Простота в производстве возросшая скорость этих производимых платформ! плюсов много! ГЛАВНОЕ СДЕЛАТЬ ОООЧЕНЬ НАДЕЖНУЮ ПЛАТФОРМУ!МОДУЛИ РАЗРАБОТАЮТ ПРИМЕРЫ УЖЕ ЕСТЬ -ПАЛАШ КРАСАВЕЦ!
  2. +3
    30 января 2012 12:18
    "Курганец" "Бумеранг" "Армата", названия более менее вменяемые, а то заладили армейские юмористы "Буратино", "Василек", "Поднос" "Курьер"... или вообще... "Конденсатор" и "Рогатка" блин)
  3. Дмитрий.В
    0
    30 января 2012 12:21
    Вообще не узнал танк
    1. 0
      30 января 2012 12:36
      На фото Т-80БВ
      1. Дмитрий.В
        0
        30 января 2012 12:55
        Я имел в виду что танк на этой фотографии по сравнению с т-80 которые я видел выглядит намного современнее.
        1. -1
          30 января 2012 13:21
          обыкновенный БВ я модель токого еще в 90 х собрал
  4. 0
    30 января 2012 12:39
    Лично мне больше всего из наличных проэктов и модернизаций нравитса
    Танк Т-80У-М1 "Барс"
  5. dred
    -8
    30 января 2012 12:59
    Цитата: Kars
    Лично мне больше всего из наличных проэктов и модернизаций нравитсаТанк Т-80У-М1 "Барс"

    У нас такие танки в войсках то есть?
    1. -1
      30 января 2012 13:22
      Цитата: Kars
      из наличных проэктов и модернизаций нравитса

      это разве не ответ?
  6. +1
    30 января 2012 14:12
    Самое главное чтобы со всеми этими наворотами,не забыли про простоту эксплуатации,и взаимозаменяемость экипажа.Наверняка служить на них будут только контрактники.А так радует статья,на сказку похоже!
    1. SVV
      SVV
      +1
      30 января 2012 15:31
      Лишь бы действительно сказкой не оказалось.
  7. olp
    -1
    30 января 2012 15:32
    ппц, и здесь три И ввернули, айфончик добанный
  8. -1
    30 января 2012 15:47
    Мы говорим о качествах, которыми должна обладать наша бронетанковая техника.Но мы забыли, что решение принимают успешные менеджеры от министерства обороны, которые целенаправленно хают нашу технику и оружие.Им бы что-нибудь такое хорошее порекомендовать, например, уйти по добру в отставку.Можно, конечно дать и другие рекомендации, но они давно потеряли офицерскую честь и не способны понять, что за развал армии ответ должны держать по всей строгости, как за измену Родине.
  9. 0
    30 января 2012 18:04
    Непонятно вот что,до этого времени в МО резко отрицательно относились к Т-90,Т-80 и т.д.Кто забыл посмотрите статьи.Можно сказать одно спасибо В.Путину и Д.Рогозину.Эх люди.
  10. suharev - 52
    +2
    30 января 2012 20:19
    Радует то, что где то в недрах МО происходят положительные сдвиги. Дай бог и дальше, чтоб так было. А так конечно разработка унифицированных платформ, это требование времени. И именно по этому пути и нужно двигаться вперед. А раз у нас имеется большое количество старой техники, необходима по возможности её модернизация и доведение до современных требований, где это возможно.
    1. Индиго
      -1
      30 января 2012 22:47
      исходя из Вашего комментария ( и моего внутреннего т.н. "голоса" ) следует признать ОДИН ФАКТ - МИНИСТР ОБОРОНЫ РФ на СВОЁМ МЕСТЕ.
      Не всё было гладко и ему много чего пришлось вытерпеть, пока он сумел ( с согласия ВВП ) разогнать целые армии генералов с их иждевенцами и дачами, кагалом присосавшихся нулевых т.н. вояк. А критика ( в большей части ) была мелкой и подлой от тех, кто хотел иметь всё от государства, а в замен ничего давать не хотел.
      1. SVV
        SVV
        0
        31 января 2012 08:07
        На своём месте он будет, когда снова пойдёт мебелью торговать, у него это лучше получается. Разогнал он целые армии генералов, ага...сам бегал с метёлкой по военным округам и разгонял по углам.
        Был бы он действительно умным человеком, то никогда бы не отказался от АК, не давал добро на покупку "Ивеко"(будь она трижды проклята!!!), флот бы восстанавливал, авиацию.
        Гражданскому человеку вообще в Мин.обороны делать нечего.
  11. оле
    0
    30 января 2012 22:31
    Ну наконецто ктото им по шапке саданул наверно продажи унепошли а то хулили су..и ,леопард лучше и т.д. , танк должен выживать в современных условиях боя . а небыть домом на колесах с теплым нужником и кухней.
  12. suharev - 52
    0
    30 января 2012 22:56
    Индиго. Уважаемый не надо передёргивать смысл, это не карты. Я сказал, что ОЧЕВИДНО СОХРАНИЛИСЬ В НЕДРАХ МО ЗДОРОВЫЕ СИЛЫ. И ничего большего
    1. Индиго
      0
      30 января 2012 23:05
      не имел мысли "передёргивать" Ваш комментарий. но отделять зёрна от плевел надо уметь ...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»