Шведская армия выбрала самоходные минометы Mjölner

Стали известны некоторые планы командования шведской армии, касающиеся обновления парка самоходной артиллерии. После неудачи с предыдущими проектами подобного рода было принято решение о закупке нового вида бронетехники с артиллерийским вооружением. Подобные планы уже привели к подписанию контракта с фирмой-подрядчиком, которая выполнит проектирование, а затем освоит серийный выпуск нового образца. При этом, однако, на данный момент некоторые технические подробности перспективного проекта достоверно неизвестны.

23 декабря управление закупок шведского военного ведомства Försvarets Мaterielverk и корпорация BAE Systems объявили о подписании контракта на завершение разработки и последующее строительство серийных бронемашин нового типа в интересах вооруженных сил Швеции. Согласно условиям контракта, в начале 2019 года BAE Systems передаст заказчику первые машины нового типа из 40 заказанных. Благодаря выполнению недавно подписанного договора шведская армия сможет заметным образом обновить парк самоходных минометов, не прибегая к неприемлемо высоким расходам.

Шведская армия выбрала самоходные минометы Mjölner
Единственное официальное изображение самоходного миномета BAE Mjölner



Перспективный самоходный миномет для Швеции получил название Mjölner («Мьёльнир» – молот скандинавского бога-громовержца Тора). В составе шведской армии эта техника будет эксплуатироваться под официальным обозначением Granatkastarpansarbandvagn 90120 (Grkpbv 90120). Стоимость недавно подписанного контракта составляет 575 млн шведских крон – около 68 млн долларов США. Таким образом, цена одного миномета была определена в 14,4 млн крон или 1,7 млн долларов.

Недавно подписанный контракт стал итогом конкурса, проводившегося в течение нескольких последних лет. Претендентами на попадание в армию были машина Mjölner, доработанный самоходный миномет AMOS, финская система Patria NEMO (упрощенный одноствольный вариант AMOS), а также проект установки 120-мм миномета в боевом отделении бронемашины CV 90 с крупным люком в крыше. По результатам изучения четырех предложений армия выбрала проект Mjölner. Предложенная архитектура машины позволяет получить достаточно высокие характеристики при сравнительной простоте конструкции.

В рамках выполнения подписанного контракта шведская сторона и корпорация BAE Systems должны организовать совместное предприятие HB Utveckling AB, являющееся «дочкой» компаний BAE Systems Bofors AB и BAE Systems Hägglunds AB. Основной задачей совместного предприятия будет установка нового оборудования и вооружения на существующие гусеничные шасси. Таким образом, новый проект Mjölner предусматривает максимально возможную локализацию производства.

Заказ самоходных минометов BAE Mjölner может поставить точку в затянувшейся истории с выбором и закупкой техники подобного назначения. Программа создания перспективного самоходного миномета с повышенными характеристиками, предназначенного для шведской армии, стартовала еще в середине девяностых годов. Тогда компания BAE Systems Hägglunds совместно с финской Patria начали работу по проекту AMOS. Перспективный миномет должен был иметь ряд характерных особенностей, однако доводка этой системы серьезно затянулась. В итоге серийное производство ограничилось выпуском 18 орудийных башен для финской армии и нескольких опытных изделий для Швеции.

Изначально предполагалось, что Швеция приобретет 40 самоходных минометов AMOS на гусеничном шасси CV 90. Тем не менее, сложности с реализацией проекта привели к тому, что в 2009 году от подобных планов отказались. Построенные шасси, так и не оснащенные башнями с оружием, были отправлены на хранение. При этом, однако, необходимость в закупке самоходных минометов не пропала, из-за чего в дальнейшем был дан старт нескольким новым проектам, в том числе «Мьёльниру». В среднесрочной перспективе этот проект должен привести к началу перевооружения артиллерийских подразделений.

На данный момент компанией-разработчиком были оглашены некоторые сведения о техническом облике перспективного самоходного миномета. В то же время, значительная часть данных не раскрывается. Кроме того, часть ранее опубликованных данных может противоречить друг другу. В подобных условиях точное определение облика новой боевой машины является непростой задачей. Интересно, что некоторые имеющиеся данные о системе Mjölner позволяют предполагать использование идей, ранее предлагавшихся для применения в проекте AMOS.

На данный момент с уверенностью можно говорить только о типе шасси, предлагаемого для использования в качестве базы для самоходного миномета. Минометы Mjölner будут строиться на основе доработанных шасси гусеничной боевой машины пехоты CV 90, созданной BAE Systems в начале девяностых годов. Четыре десятка таких машин в прошлом были построены для реализации программы AMOS, однако отказ от этого проекта оставил технику не у дел. Теперь остающиеся на хранении шасси планируется использовать в новом проекте.


Ранее опубликованные варианты компоновки перспективной бронемашины


CV 90 или Stridsfordon 90 представляет собой гусеничную боевую машину пехоты с боевой массой до 25 т. Машина строится по стандартной для такой техники компоновке с передним расположением моторного отсека и кормовым десантным отделением. Используются дизельные двигатели мощностью до 810 л.с., в зависимости от модификации. Корпус машины способен защитить экипаж от различных угроз, вплоть до снарядов 30-мм автоматических пушек. БМП для шведской армии оснащались башнями с 40-мм автоматическими пушками. Экспортная техника несет 30- и 35-мм орудия.

В проекте AMOS предлагалось лишать существующее шасси стандартной башни и десантного отделения. На крыше корпуса предлагалось монтировать поворотную башню с двуствольным минометом. Центральный и кормовой отсеки корпуса в связи с этим отдавались под боевое отделение и укладки боеприпасов. В новом проекте BAE Mjölner, как следует из имеющихся данных, будет использоваться схожая компоновка. Вероятно, геометрические и компоновочные особенности боевого модуля нового типа определялись в соответствии с параметрами предыдущего проекта, благодаря чему башни «Мьёльнир» смогут монтироваться на уже построенных шасси.

Ранее компанией BAE Systems были опубликованы несколько изображений перспективного самоходного миномета. В то же время, пока речь идет только о схемах и рисунках. Полноценный опытный образец машины Mjölner еще не был построен, из-за чего производитель попросту не может предоставить его фотографии.

На имеющихся рисунках и схемах изображается боевая машина на гусеничном шасси, оснащенная крупной башней либо рубкой. Башня может иметь наклонную лобовую часть, а также центральный и кормовой отсек большого объема. В лобовой части башни / рубки должна находиться орудийная установка. Кормовая ниша может использоваться для размещения укладок боекомплекта. Свободные объемы боевого отделения выделяются для размещения экипажа. Имеющиеся данные позволяют предполагать, что минометчикам не положены сиденья, и им придется работать стоя. Такие особенности эргономики боевого отделения прямо связаны с необычным подходом, примененным при создании вооружения и вспомогательных систем.

Одной из главных проблем предыдущего проекта AMOS была неприемлемая сложность конструкции артиллерийской системы и средств управления ими. Из-за этого техническое задание к проекту Mjölner предусматривает максимально возможное упрощение всех основных элементов боевого отделения. Так, предложено использовать ручные приводы поворота башни и вертикального наведения орудийной установки. Перезарядку минометов так же предлагается осуществлять вручную. Наконец, предложено использование некой упрощенной системы управления огнем. В чем именно заключается ее упрощение, однако, не уточняется.

Желание заказчика упростить конструкцию боевой машины привело к появлению оригинальных идей и необычной аппаратуры. Основным оружием машины «Мьёльнир» должны стать спаренные минометы калибра 120 мм. Два подобных орудия предлагается устанавливать бок о бок на общих креплениях и оснащать объединенными противооткатными устройствами. Средства монтажа оружия должны оснащаться ручными приводами вертикальной наводки. Дульная часть стволов, выходящая за пределы боевого отделения, может быть прикрыта крупным кожухом характерной угловатой формы, задачей которого является защита самого оружия и его дополнительных агрегатов.

Вопреки очевидным идеям и решениям, в проекте BAE Mjölner предлагается использовать дульное заряжание минометов. Для этого оба орудия должны оснащаться специальными средствами подачи боеприпасов к дульной части стволов. Таким образом, задачей экипажа будет переноска мины из укладки на лоток или подвижный элемент системы заряжания, которая после этого будет осуществлять подачу выстрела в ствол. Как именно будет реализована эта методика и какими будут приводы заряжания – пока не уточнялось.

Следует отметить, что подобные системы заряжания изучались шведскими специалистами еще в середине девяностых годов, на ранних этапах проекта AMOS. Тогда в целях проведения испытаний была собрана опытная установка с двумя минометами дульного заряжания и средствами подачи мин. Над стволами были помещены две длинные направляющие в форме лотков, по бокам от них – поворотные оси с цилиндрическими устройствами для транспортировки боеприпаса. Большинство элементов такой системы имело ручные приводы. Принцип работы систем был достаточно простым. Мину предлагалось укладывать на лоток, после чего соответствующий механизм подавал ее вперед и выводил за пределы боевого отделения, где она с лотка попадала в цилиндр. Затем поворот оси перемещал цилиндр с миной к стволу, после чего боеприпас под собственным весом падал в орудие.


Экспериментальная спаренная минометная установка с системой дульного заряжания


В полноценном проекте AMOS было решено использовать только механизированные и автоматизированные системы, тогда как ручные не представляли интереса для заказчика. Тем не менее, в ходе испытаний и доводки были выявлены определенные проблемы автоматики, что в итоге стало одной из причин для отказа от подобной техники. С учетом такого опыта, соответственно, новый самоходный миномет Mjölner должен иметь максимально возможное число систем с ручным управлением.

В 2019 году совместное предприятие двух шведских отделений корпорации BAE Systems должно передать заказчику первые самоходные минометы из 40 требуемых. В рамках серийного строительства с нуля будут производиться только башни с вооружением и некоторые другие устройства. Их планируется монтировать на существующие гусеничные шасси, являющиеся «наследием» неудачного проекта AMOS. Вся эта техника имеется в наличии и в настоящее время находится на хранении.

Самоходные минометы Mjölner / Grkpbv 90120 планируется свести в батареи по восемь машин в каждой. По одному такому подразделению будет присутствовать в составе пяти тяжелых маневренных мотопехотных батальонов. Эксплуатация такой техники начнется после выполнения текущих планов, касающихся реформирования структуры армии. Сроки завершения поставок четырех десятков самоходных минометов пока не уточнялись. По-видимому, поставки техники завершатся не ранее середины следующего десятилетия.

В настоящее время армия Швеции не располагает самоходными минометами калибра 120 мм, продолжая эксплуатацию сравнительно многочисленных буксируемых систем. В середине девяностых годов была предпринята попытка создания требуемой техники с высокими характеристиками, однако почти полтора десятилетия работ не привели к требуемому результату. В итоге армия была вынуждена отказаться от проекта AMOS и позже выдать обновленные технические требования, переработанные в сторону упрощения.

Недавно армия Швеции завершила анализ четырех предложений, по результатам которых выбрала технику для будущих закупок. В течение нескольких следующих лет корпорация BAE Systems и ее структурные подразделения должны будут завершить разработку проекта, а затем подготовиться к серийному производству минометов Mjölner. Первые машины нового типа будут переданы заказчику в конце текущего десятилетия.


По материалам сайтов:
http://baesystems.com/
http://fmv.se/
http://defence.pk/
http://cornucopia.cornubot.se/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: BAE Systems, Cornucopia.cornubot.se

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. svp67 28 декабря 2016 05:40
    Имеющиеся данные позволяют предполагать, что минометчикам не положены сиденья, и им придется работать стоя.
    Ну профсоюз то куда смотрит? Хоть бы из "Икеа" табуреточки прикупили...
    Для этого оба орудия должны оснащаться специальными средствами подачи боеприпасов к дульной части стволов. Таким образом, задачей экипажа будет переноска мины из укладки на лоток или подвижный элемент системы заряжания, которая после этого будет осуществлять подачу выстрела в ствол. Как именно будет реализована эта методика и какими будут приводы заряжания – пока не уточнялось.
    Шведы в своем репертуаре - сделаем сложное еще сложней...
    1. Лопатов 28 декабря 2016 11:47
      Цитата: svp67
      Шведы в своем репертуаре - сделаем сложное еще сложней...

      Наоборот, это будет упрощением.
      Во-первых, обычные мины можно применять, а не специальные.
      Во-вторых, не надо выводить пакет стволов в положения для заряжания
      В-третьих, сами условия работы заряжающего улучшаться, в кормовую нишу башни можно будет установить немеханизированную боеукладку вместо сложной автоматизированной, которая, соответственно, будет намного объёмнее
      В-четвёртых, можно отказаться от двух казёнников с двумя довольно сложными системами запирания ствола.
      В-пятых, можно отказаться от двух эжекторов для удаления пороховых газов из канала ствола

      ===========
      Но есть и недостатки такого решения. Малые углы возвышения станут недоступны. Стволы короче, а значит, меньше максимальная дальность.

      Ну и невозможность охлаждения стволов. На NEMO вроде как ствол впрыском водички охлаждали для повышения скорострельности. С другой стороны, если в дульнозарядном варианте забросить мину в перегретые стволы, то ничего особо страшного не произойдёт. При движении мины по каналу ствола пучки воспламенятся, и её попросту выплюнет с уменьшением дальности. В казнозарядном произойдёт "Ой" с печальными последствиями для экипажа

      Единственно- даже не представляю, каким образом на такой системе проводить "аборт" Видать считают, что осечек при выстреле у них не будет по умолчанию.
      1. svp67 28 декабря 2016 11:52
        Цитата: Лопатов
        Единственно- даже не представляю, каким образом на такой системе проводить "аборт"

        легко...
        Цитата: Лопатов
        Наоборот, это будет упрощением.

        Мне вот не понятно два момента
        - как же мины все же попадают в ствол
        - какова защита от двойного заряжания
        1. Лопатов 28 декабря 2016 12:40
          Цитата: svp67
          - как же мины все же попадают в ствол

          С лотка мина поднимается на уровень среза ствола, согласователь выводит её на линию заряжания и забрасывает. В принципе, ничего особо сложного.

          Цитата: svp67
          какова защита от двойного заряжания

          Электроника или механика. Запрет на работу системы заряжания пока "зашло но не вышло". Ничего особо сложного нет.
          1. svp67 28 декабря 2016 12:45
            Цитата: Лопатов
            С лотка мина поднимается на уровень среза ствола, согласователь выводит её на линию заряжания и забрасывает.

            То есть какое то время не могут стрелять ОБА ствола или они рассогласованны?
            B получается, что мины в этот момент подвержены внешнему воздействию? Значить и в движении она стрелять не может?
            1. Лопатов 28 декабря 2016 13:23
              Цитата: svp67
              То есть какое то время не могут стрелять ОБА ствола или они рассогласованны?

              В смысле? Они же не на "накол" стреляют. Забросили две мины в два ствола, все системы заряжания на исходные, потом выстрелы.

              Цитата: svp67
              B получается, что мины в этот момент подвержены внешнему воздействию?

              Смотря как они согласователь сделают. Его можно и забронировать.

              Цитата: svp67
              Значить и в движении она стрелять не может?

              Ни один самоходный миномёт не стреляет в движении. Для этого необходим стабилизатор, а это усложнение.
              1. svp67 28 декабря 2016 20:55
                Цитата: Лопатов
                В смысле? Они же не на "накол" стреляют. Забросили две мины в два ствола, все системы заряжания на исходные, потом выстрелы.

                В принципе Вы ответили. То есть в момент заряжания они безоружны. Можно было бы все же рассогласовать заряжания и наводку стволов, тогда можно было вести боле интенсивный огонь.
                1. Лопатов 28 декабря 2016 21:09
                  Да дурью они маются. Проблему высокой скорострельности миномёта можно решить и без двух стволов.
      2. Alexey RA 28 декабря 2016 13:41
        Цитата: Лопатов
        Единственно- даже не представляю, каким образом на такой системе проводить "аборт"

        Переворотом всей машины. smile Или вытаскивать через ствол длинной штангой, крепящейся через переходную головку к головной части мины (резьба, байонет и т.д.).

        Странно, что шведы не реализовали свой любимый вариант, жёстко закрепив стволы и организовав наведение всем корпусом с помощью подвески. wink
        1. Лопатов 28 декабря 2016 17:43
          Цитата: Alexey RA
          Странно, что шведы не реализовали свой любимый вариант, жёстко закрепив стволы и организовав наведение всем корпусом с помощью подвески.

          Могли...
          Они и сейчас пытаются по "особому пути" продвигаться, не принимая уже давно отработанных решений.
  2. Aasdem 28 декабря 2016 06:46
    Зато 2-х стволка! ИКЕЯ в действии. Понятно что это не Машина Прямого Боя, но исключать возможности даже не прямого попадания, а накрытия, лотки у них не поведёт в сторону? с другой стороны наверное именно эта схема и позволила соорудить 2-х ствольный миномёт, что в принципе наверное увеличит кучность стрельбы и её скорость.
    1. Alex_59 28 декабря 2016 07:00
      Цитата: Aasdem
      Зато 2-х стволка!

      Интересно как это все будет работать на практике. Если стрельба залповая с двух стволов сразу, то как пороховые газы стволов будут влиять на мину из соседнего ствола? А если стрельба по очереди, то как решена проблема с несимметричной относительно центра масс силой отката?
    2. karabas-barabas 28 декабря 2016 08:14
      Ну так можно посмотреть как работает АМОС. Стрельба прямой наводкой и даже с борта и даже с колёсной БТР возможны, есть видео таких стрльб. Вероятно после заряжания можно наводить орудия.
  3. Alexey RA 28 декабря 2016 10:42
    Самоходный миномёт с заряжанием вне забронированного объёма? Здравствуй, новый Churchill AVRE. smile

    Или у шведов завёлся свой Курчевский? what
  4. ВольдемарЪ 28 декабря 2016 11:11
    считал, что с АМОSом всё норм, так его расхваливали, а оказалось даже на вооружение не приняли
  5. Stilet 28 декабря 2016 11:21
    У шведов свой путь, извилистый - как мысли Локи.
    1. алекс-сп 28 декабря 2016 11:28
      Ага. А если учесть,что мьелльнир после броска возвращался к хозяину, то как это будет выглядеть в современном варианте? what
  6. Лопатов 28 декабря 2016 11:27
    Ну... у AMOS всё было отнюдь не так кучеряво, как кажется.
    Во-первых, миномёт казнозарядный, и посему требовал специальной мины с поддоном для обтюрации. Похоже, дульнозарядный вариант проблему эту решит.
    Как и проблему необходимости вывода пакета стволов в положения для заряжания. Которых два. Заряжание из двух конвейеров в кормовой нише башни и заряжание вручную из немеханизированной укладки в корме корпуса машины...

    Во-вторых, полностью автоматизированным заряжание не было никогда. Снимать лишние пучки заряда приходилось вручную, причём при "автоматическом" заряжании из кормовой ниши башни судя по всему командиру.
    К тому же большинство мин БК располагалось в немеханизированной боеукладке в корпусе машины

    И заряжание из неё требовало от заряжающего работать в весьма неудобной позе буквой "зю"
    1. demiurg 28 декабря 2016 13:49
      А как казнозарядный Василек стреляет обычными минами? Причем фактически очередями (вроде около 120 выстрелов в минуту)? Как в нем решен вопрос обтюрации? Кстати, а боеприпасами с готовыми нарезами шведы стрелять судя по всему не смогут....
      Сколько мин сможет выпустить шведский дуплет до смены позиции, в случае адекватного противника?
      1. Лопатов 28 декабря 2016 17:12
        Цитата: demiurg
        А как казнозарядный Василек стреляет обычными минами?

        Там всё намного сложнее. У "Василька" массивный поршневой затвор, который во время выстрела движется вперёд, и пороховым газам необходимо провести нехилую работу, чтобы его остановить и отбросить назад. Плюс есть обтюрирующее кольцо.

        Цитата: demiurg
        Причем фактически очередями (вроде около 120 выстрелов в минуту)?

        Как сейчас помню, 60 выстрелов в минуту с охлаждением ствола, 40 без охлаждения. Иначе будет бяка...
        1. avdkrd 30 декабря 2016 13:07
          Цитата: Лопатов
          Как сейчас помню, 60 выстрелов в минуту с охлаждением ствола, 40 без охлаждения. Иначе будет бяка...

          вообще практическая скорострельность у Василька 100-120 в/м, а техническая 170. В боевых условиях действительно в районе 60.
          1. Лопатов 30 декабря 2016 13:24
            Цитата: avdkrd
            вообще практическая скорострельность у Василька 100-120 в/м, а техническая 170

            Техническая АК-74 вроде как 600 выстрелов в минуту? Что произойдёт, если я попытаюсь за минуту отстрелять 600 патронов?

            В артиллерии есть такое понятие, как режим огня. В минуту можно выпустить 40 мин из тех модернизированных миномётов, что сейчас ещё кое-где остались в войсках, или 60 из старых немодернизированных с водяным охлаждением.
            И насколько помню, циферки эти есть в ТО и ИЭ. То есть разработчики не гарантируют адекватную работу миномёта при превышении этого темпа.
  7. Proton 28 декабря 2016 17:30
    Это че за хрюша laughing и назвали то ж как грозно Мьёльнир,молот Тора,тож на газу небось ,стреляет .
  8. Deadушка 7 июня 2017 12:52
    Интересная штука скорострельный миномет.
    Поставить на,что-то подобное Т-90, дополнить 30-мм пушкой и парой пулеметов с дистанционным управлением плюс добавить всяких "вкусностей" по активной и пассивной защите и вуаля - "вундервафля" для городских боев.
Картина дня