Замок ревности и коварства

Если посмотреть на любой замок снаружи, то очевидно, что это «укрепленный дом», призванный защитить своих обитателей от угрозы извне. Но… никакой укрепленный дом не в силах защитить его обитателей от них самих, от их глупости, лени, жадности, коварства, желания обладать тем, что тебе не принадлежит или чего ты не достоин. Едва ли не в каждом старинном замке творились черные дела, другое дело, что не все они стали достоянием гласности. Однако есть один замок, преступление в стенах которого приобрело всемирную известность благодаря талантливому перу Уильяма Шекспира.

Замок ревности и коварства

Поскольку «замок Отелло» вписан в систему укреплений всего города Фамагуста, то он не очень бросается в глаза. Стена, отделяющая город от порта, кажется намного значительнее, особенно когда ты поднимешься по ней наверх по лестнице без перил. Почему-то ограждения на ней для безопасности туристов так и не сделали, и разойтись на ней двум потокам людей бывает совсем нелегко. Но сам «замок» (по сути, это форт) можно узнать вот по этой мраморной плите над входом.

Это замок Отелло (Башня Отелло) – крепостное укрепление в городе Фамагуста на территории северного Кипра, который сегодня принадлежит Турецкой республике Северного Кипра. Здесь реальная история как нигде переплелась с историей вымышленной, однако сам замок как стоял, так и стоит и в нем можно побывать, постоять на башне и… по мере возможности представить себе те трагические события, произошедшие в его стенах.



Старинная карта укреплений Фамагусты. Форт на ней обозначен флагом.


А вот так «башня Дездемоны» (тогда она называлась так) выглядела в 1900 года на туристической открытке. Тогда такие открытки тоже выпускались и были очень популярны среди англичан, приезжавших отдыхать на Кипр.


Вид с башни форта на городскую стену в 1900 г. Судя по количеству зубцов на стена, пушек там могло быть ну просто очень много.

Но прежде чем рассказывать о замке, есть смысл вспомнить и о великом Уильяме Шекспире, и о его нестареющих творениях. Надо сказать, что сюжеты для них он заимствовал буквально отовсюду: брал их из старинных саг и хроник, чужих новелл и незамысловатых моряцких рассказов. Но гений Шекспира был таков, что всему этому он находил новое воплощение и звучание. Вот и история про мавра Отелло «из этой же оперы». Маврами в средневековой Западной Европе называли мусульман Испании и также части Северной Африки – берберов и арабов, которые там обитали после окончания арабских завоеваний. Мавры заслуженно считались отважными моряками и воинами. Есть легенда, что в начале XVI века жил итальянец по имени Маурицио Отелло, командовавший на Кипре венецианскими войсками с 1505 по 1508 год. И вот он при крайне подозрительных обстоятельствах и потерял там свою жену. По другой версии, это и вовсе был губернатор Кипра, лейтенант Христофоро Моро, правивший островом в эти же годы, то есть за 65 лет до захвата острова турками. То есть в основе творения Шекспира лежит вполне конкретный исторический факт, вокруг которого он уже насочинял все, что хотел. И хотя как там все случилось на самом деле, точно никому неизвестно, киприоты очень гордятся тем, что юную Дездемону задушили именно на их острове, а замок Отелло в Фамагусте в обязательном порядке показывают всем приезжающим туда туристам.


Вот он какой - театральный мавр: "Ты перед сном молилась Дездемона?!"


Дом Дездемоны в Венеции. Отсюда, она, бедняжка, уехала на Кипр вместе со своим мужем-мавром. Кстати, идея этой шекспировской драмы актуальна и по сей день – вряд ли стоит, например, нашим девушкам доверять свою судьбу людям с другой ментальностью и темпераментом.

Что касается сюжета драмы, то он «истинно шекспировский» по обилию коварства и тайн, что, впрочем, неудивительно в то время «плаща и кинжала». Известный полководец мавр Отелло венчается с дочерью Брабанцио Дездемоной, полюбившей его «за муки», в то время как он полюбил ее «за состраданье к ним». Но его помощник Яго и молодой дворянин Родриго, который тоже влюблен в Дездемону, устраивают против него заговор. Для этого они хотят оклеветать Дездемону, вливают яд ревности ему в уши и даже подкладывают его приближенному Кассио ее платок, подарок Отелло. Доказательство измены налицо, и обезумевший Отелло отдает Яго приказ убить Кассио. Но хитрый Яго убивает, прежде всего, наивного Родриго и подстраивает все так, что выходит сухим из воды.


Красивый лев над входом в замок, что и говорить!


Так выглядит вход в замок, вернее форт. Кстати, осмотр его платный. Можно платить как в местных турецких лирах, так и в евро.


Фотографировать там особо-то и нечего, и красивых ракурсов очень мало. Поэтому еще раз снимаем вход – крупным планом.


Львов, кстати говоря, здесь в Фамагусте очень много. А раньше, надо полагать, было еще больше.

Ну, а Отелло приходит в спальню к жене и вместо того, чтобы все досконально выяснить, начинает ее, бедняжку, обвинять, никаким доводам рассудка не внемлет и душит Дездемону (хотя в некоторых переводах на русский язык, например, в переводе Пастернака, он ее сначала душит, а потом еще и закалывает кинжалом, что Пастернаку, видимо, показалось вполне уместным).


А вот так он ее убивал, ревнивый злыдень… Картина Александра Колина (1798 – 1875).

Но тут появляются стражники, Яго, жена Яго, Кассио и другие, видят умирающую Дездемону. А жена Яго разоблачает коварство мужа, за что он ее тут же и убивает. Отелло от горя закалывает сам себя, а коварного Яго уводят стражники и надо полагать, что его тоже казнят!


Надо сказать, что на Кипре чуть ли не везде столько красивых сооружений, что играть пьесы можно буквально везде, да вот хотя бы у этого фонтана…


Буквально напротив входа в замок высятся средневековые руины собора Св. Георга. Даже то, что от него осталось, впечатляет, не правда ли? А ведь раньше тут были прекрасные витражные окна. Тут, как говорится, пристроить минарет было просто не к чему, а то бы турки его и сюда бы пристроили непременно! Кстати, как раз позади него видна городская стена и экскаваторы, при помощи которых велись ремонтные работы у замка.


А так они поступили с собором Св.Николая в центре Старого города. Поэтому лучше всего снимать его сзади, где видны все изыски тогдашней готической архитектуры. И пальмы. Собор и пальмы смотрятся очень красиво! Тем более, что с этого ракурса его почему-то мало кто снимает. А вот на минарет справа лучше совсем не смотреть. Ну такое разностилье… и ничего, считается вполне нормальным.

А.С. Пушкин по этому поводу написал, что трагедия Отелло в том, что он слишком уж доверчив, а не надо так уж всем доверять. Люди – они разные бывают!

Что же касается самого замка Отелло, то он находится в северо-восточной (старой) части города Фамагуста, и вплотную примыкает к высокой крепостной стене, которая еще и сегодня окружает грузовой порт. Туристические автобусы делают здесь поворот направо, так как везут туристов к собору Св. Николая, превращенного турками в мечеть, но к замку тоже можно подойти и его посмотреть, только идти нужно будет вдоль крепостной стены в обратном направлении.


Стены и башни замка Фамагусты.


Основа сооружений замка - готика.

Ну, а история этого укрепления началась в начале XIII века, когда король Кипра Генрих I де Лузиньян (1218 – 1253) для защиты входа в порт Фамагусты приказал построить здесь башню. Уже в 1310 году замок в типично готическом стиле был полностью построен, а затем, когда остров перешел под контроль Венецианской республики, по приказу коменданта Николо Фоскари, перестроен в 1492 году. Ремонтные работы длились больше трех лет и коснулись всех крепостных стен, что окружали город. При этом сам замок был отстроен фактически заново и уже в стиле эпохи Возрождения, а над входом в него прикреплена каменная плита с барельефом, на котором был изображен Лев святого Марка – патрона Венеции, с именем самого Н. Фоскари и датой 1492. Сам замок состоит из четырех башен, соединенных коридорами в стенах, а в башнях имелись бойницы для артиллерийских орудий, которые должны были обстреливать акваторию перед портом. Такая планировка позволяла быстро и скрытно перебрасывать солдат с одного участка на другой, нигде не подставляя солдат под выстрелы. Рядом с замком находится и прилегающий к нему двор, где выставлены старинные турецкие и испанские бронзовые и железные орудия, возраст которых больше 400 лет, а также каменные и железные ядра.


Одна из пушек того времени. Железная труба, скованная из свернутого железного листа. Потом на нее в нагретом стоянии натягивали вот эти железные кольца… Стреляли из нее люди совершенно отчаянные. Либо... использовали длинный фитиль, потому что очень часто такие пушки разрывало. Ядра были каменные, поскольку играли роль гранат. От удара обо что-то твердое они разлетались на куски и калечили окружающих.


Таких деревьев, как это сейчас, на Кипре всего раз-два и обчелся. Когда-то из таких сикомор местные жители и строили свои корабли, рубили их на уголь и плавили медь. Хотели, как лучше, зато теперь в засуху завозят воду на танкерах!

Впрочем, замком Отелло назвали этот форт гораздо позднее, уже во времена британского колониального владычества над Кипром. Потому что разве могли пройти англичане мимо столь явной возможности увековечивания памяти своего великого драматурга?!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 5 января 2017 08:17
    А.С. Пушкин по этому поводу написал, что трагедия Отелло в том, что он слишком уж доверчив, а не надо так уж всем доверять. Люди – они разные бывают!


    Как прав наш классик и в наши дни...хе применимо и к нашему форуму.
    Хотя и сам ПУШКИН пал жертвой своей страсти в виду отсуствия хладнокровия...но что поделаешь человек существо не постоянное и история тому пример...статье плюс.
    1. kalibr 5 января 2017 08:29
      Да, наш Александр Сергеевич был 100% дитя века. Игрок (проходил в петербургской полиции, как "известный банкомет", Вязеский писал -"Сволочь, Пушкин! Я деньги добываю, а он их проигрывает"). Любил приволокнуться за женщинами, был излишне для своего положения остер на язык... ну и... Но и талант его остался с нами на века, а то, что он был игрок, ну кому это сегодня важно?!

      И насчет доверия Вы тоже правы безусловно. Верить только черным буквам на белой бумаге, безусловно, довольно глупо.
      1. Тот же ЛЕХА 5 января 2017 08:35
        ну кому это сегодня важно?!


        Важно ...kалибр еще как важно...
        скажу так наши классики становятся нашей нравственной опорой в тяжкое время когда кажется что все порушено и ничего нет святого для людей я обращаюсь к ним и нахожу у них множество ответов на трудные вопросы.
        Нормальный человек достигая определенной ступени своего нравственного развития неизбежно знакомится с нашими и зарубежными классиками...образно говоря это колодец с чистой родниковой воды ...который дает человеку здоровье и силу.
        1. kalibr 5 января 2017 08:49
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Нормальный человек достигая определенной ступени своего нравственного развития неизбежно знакомится с нашими и зарубежными классиками...образно говоря это колодец с чистой родниковой воды ...который дает человеку здоровье и силу.

          Никто с этим и не спорит. Но... люди есть люди! "Колодец" - да, но от того, что его вырыл карточный игрок он хуже не стал, не так ли? Если у Вас чинил унитаз Чикатило, важно для Вас ведь не то, что он делал "после", а то, как он его починил.
          А Достаевский был псих и что? Романы-то писал хорошие... А кто-то, извините, ононом в сортире грешил и по актирисам бегал, но... все равно остался великим... Люди - они такие!
          1. Тот же ЛЕХА 5 января 2017 09:02
            smile Побороть свои страсти не каждому дано ...и я не без греха ... и вы наверно hi

            Что наша жизнь... вечная борьба между выбором добра и зла.

            hi smile что то меня понесло филосовствовать...долгие праздники вредны для здоровья.
  2. kalibr 5 января 2017 09:04
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    и вы наверно


    А то!
  3. ruskih 5 января 2017 10:12
    Вячеслав Олегович, спасибо за очередное замечательное путешествие! "Уголка спокойствия" так не хватало. Позвольте ещё раз поздравить всех с Новым Годом и наступающим Рождеством ! love
    Отличные фотографии, комментарии к ним вызвали улыбку (про экскаваторы), а вот надстройка в соборе Св. Николая , наверное это типично для турков, но может я и не права. Как то давненько перед нашим Рождеством я была в польской деревеньке, там живут и поляки, и белорусы, католики и православные. По обе стороны дороги, почти напротив, стоят два храма православная церковь и католический костёл, оба действующие, правда не знаю как сейчас, но так хочется, чтобы атмосфера добрососедства присутствовала везде.
    За окном метель, а здесь пальмы, замок, Шекспир.... Спасибо за подарок под Рождество! love
    1. kalibr 5 января 2017 12:14
      Автор всегда рад, когда его тема "находит читателя". Спасибо! Насчет церквей... Когда ездил по Северному Кипру бросилось в глаза - в деревнях мечеть и православный храм стоят чуть ли не напротив друг друга. То есть так строили... Но сейчас на большинстве церквей крестов нет и служба в них запрещена. То есть того, чья власть, того и вера! Правда, мне сказали, что турецкие власти стали терпимее и некоторые церкви открываются...
  4. parusnik 5 января 2017 10:22
    Благодарю Вячеслав, интересно..
    он ее сначала душит, а потом еще и закалывает кинжалом, что Пастернаку, видимо, показалось вполне уместным
    ..Вполне логично, типа контрольного выстрела..Единственный недостаток у этого замка..приведения и призраки по нему не бродят, видимо особенности климата..
    1. kalibr 5 января 2017 12:16
      Да уж, там не просто жарко, а жарко как в парной. И душно! Пот течет каплями, все время боишься, что попадет на фотоаппарат. А в автобусе кондиционер и боишься, что прохватит...
  5. амурец 5 января 2017 10:35
    Но тут появляются стражники, Яго, жена Яго, Кассио и другие, видят умирающую Дездемону. А жена Яго разоблачает коварство мужа, за что он ее тут же и убивает. Отелло от горя закалывает сам себя, а коварного Яго уводят стражники и надо полагать, что его тоже казнят!

    И получается море крови от ревности и неразделённой любви. Обычная бытовуха, превращённая в величайшее произведение. Для этого действительно надо иметь талант Шекспира.
    Остальное описание крепости тоже понравилось. Самое главное то, что где-бы не появились мусульмане, они христианские святыни перестраивают в мусульманские.
    1. Котище 5 января 2017 10:57
      Остальное описание крепости тоже понравилось. Самое главное то, что где-бы не появились мусульмане, они христианские святыни перестраивают в мусульманские.

      В прочем история знает случаи и наоборот, когда мусульманские мечети переделывали в христианские храмы. Самое главное практичность, брать плату за вход! Хотя это свойственно многим народам.
      1. kalibr 5 января 2017 12:18
        Ну, вот в соборе св. Николая деньги за вход не брали, хотя туристы ломились туда как на рынок. Я никогда не видел такой кучи башмаков у входа, как там... снимать внутри было почти невозможно. Как на базаре...
        1. Котище 5 января 2017 13:34
          Вячеслав, Вы это тонко подметели!
          Приведу пример из собственного опыта. В начале 90-х я будучи еще подростком, я сам пришел на службу в церковь. Для меня было шоком то, что по окончанию службы появились "служки" и стали собирать деньги! В один момент все неземное, что я увидел обернулось грязью и тленом. Спас меня незнакомый иеромонах, который случайно оказался рядом и просто "прочитал меня", возможно "у меня все было написано на лице" он сунул мне в руки монету в сто рублей. Был такой кругляшь в 90-х. До этого мы обменялись еще в начале службы парой слов "он сделал мне замечание, попросил снять гловной убор". Когда спустя день я его нашел снова и попытался вернуть монету, он категорически отказался, сказал только "когда покрестишся, помолись за иеромонаха Михаила". 100 рублей он так и не взял, я их положил в ящик на востановление храма. Больше этого человека я не видел. Но спустя четыре года, когда я крестился. Я честно помолился как умел, за иеромонаха Михаила.
          С тех дней я воспринимаю церковь и любую религию как светлую и одновременно темную ипостаси. Но навсегда убежден в том, что добрых людей больше.
          1. kalibr 5 января 2017 18:46
            У меня тоже было несколько таких моментов, как у Вас. Причем и в России, и на Кипре и... в одном из соборов во Франции. Но, вообще-то, к Богу сейчас отношение потребительское. Очень хорошо описанное Г.Уэллсом в романе "Когда спящий проснется". В кафедральном соборе в Барселоне, например, перед святыми вообще свечки не ставят. Перед ними и вокруг... лампочки! Опускаешь в прорезь евро... загорается... сколько-то. Много евро - горят все! Очень красиво! У меня внучка перетаскала кучу евро-мелочи так ей понравилась эта тигра в иллюминацию. Но... деньги-то перетекают из одного кармана в другой!
    2. kalibr 5 января 2017 18:52
      Вы знаете, это надо, конечно,видеть. Толстенные стены, башни размером с цирковую арену. Ров, по которому можно ездить на авто, глубиной с наш пятистенок с крышей... Крытые и узкие лестницы - толкнуть с нее, упадешь, не соберешь костей. И все это ведь было построено! Камни выпилены и вытесаны, доставлены, уложены, привезены пушки, вытесаны к ним каменные ядра. И все это в дикую жару... Собор Св. Николая - по сути второй Нотр-Дам, только желтый, а не серый. Невольно преклоняешься перед человеческим гением. В одной башне был подвал... прохладный, глубокий... Стоишь там задрав голову и удивляешься.
      1. Котище 5 января 2017 20:07
        Спасибо за описание! Когда-нибудь на пенсии обязательно выбирусь.
        1. kalibr 5 января 2017 22:44
          Не пожалеете! Запишите на всякий случай: очень хорошее место - Айя-Напа, а в ней два отеля "Соу Уайт соу Найс" и "Сёкказ парадиз". Там уютные домики-коттеджи и рядом все знаменитые пляжи, но нет того шума и толкотни, как в многоэтажных отелях. В каждый домик свой вход, балкон - очень приятно. А "белый и милый" еще и весь тонет в зелени высоких деревьев и там всегда прохладно. И не бойтесь оттуда поехать на Север. Но не через российских тур-операторов надо ехать, а через болгар. Наши - грабители! У болгар - в два раза дешевле! Турки Вас не обидят... им деньги нужны!
    3. 3x3zsave 7 января 2017 13:37
      А "Гамлет" не "бытовуха"? Ну, так, на первый взгляд...
  6. Dekabrist 5 января 2017 15:40
    Вячеслав Олегович! Я так понимаю, Вы, закончив сессию, решили отдохнуть от трудов праведных на Кипре и порадовать нас путевыми заметками? Тогда, как я понимаю, следующим будет замок Колосси. Все таки замок был цитаделью различных рыцарских орденов – сперва тамплиеров, потом ордена госпитальеров, а с XIV века здесь обосновались рыцари Мальтийского ордена (иоаннитов), главой которого одно время был русский император Павел I.
    Или продолжим лирическую тему и будет купальня Афродиты?
    1. kalibr 5 января 2017 18:39
      Уважаемый Виктор! Замок Колосси здесь уже был. К тому же сейчас на Кипре очень противно, холодное море, ледяное просто, ветер с моря тоже ледяной. Отели практически все закрыты. Так что делать там нечего. А купальню Афродиты я не видел. Туда всех возят, и именно поэтому мне такие экскурсии не нравятся. Еще для россиян специально организуется (и пользуется большим спросом!) поездки верхом на ослах. Сначала drink a lot, затем на осла, так что на тех, от кого не пахнет спиртным, ослы косятся с недоумением. И по горам... Говорят очень круто, но я не пробовал. Были еще материалы про средневековые замки Кипра и городища бронзового века. Впрочем, будут и еще материалы один или два. Но не про купальню.
      1. Dekabrist 5 января 2017 19:23
        Я не историк, поэтому, применительно к с тематике сайта могу вспомнить только реконструкцию крепостных стен Никосии венецианцами и ее взятие в 1570 году турками с помощью "осла, груженого золотом".
        1. kalibr 5 января 2017 22:39
          Как раз к тематике сайта были и мои статьи про замок Колосси, венецианскую крепость в Кирении, корабль из музея в Ай-я Напе, замок Купидона и осаду Фамагусты турками, когда с командора Брагадина сняли кожу с живого... Но это в основном для интересующихся замками.
  7. Авиатор_ 5 января 2017 18:44
    Спасибо за хороший рассказ о турецком Кипре. Только недавно был в его греческой части - единство архитектуры замка Лимасола с описанным просто потрясающее.
Картина дня