Советские САУ времен войны (часть 2) – Су-122

СУ-122 – средняя по массе советская САУ класса штурмовых орудий (с незначительными ограничениями могла выполнять роль самоходной гаубицы). Данная машина стала одной из первых самоходок, которые были приняты в крупносерийное производство в СССР. Стимулом для создания САУ стали необходимость максимального упрощения конструкции танка Т-34 в трудные для страны условия середины 1942 года и необходимость придать танковым и механизированным частям высокомобильное и мощное средство огневой поддержки.

Состоявшийся 15 апреля 1942 года пленум Артиллерийского комитета ГАУ, в котором приняли участие представители от войск, промышленности, а также Народного комиссариата вооружения определил направления развития советской самоходной артиллерии. На вооружении Красной Армии должны были появиться САУ поддержки пехоты, вооруженные 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3, 122-мм гаубицей М-30 и самоходный истребитель дотов, вооруженный 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20. В целом решения пленума сводились к созданию такой самоходной артиллерийской системы, которая смогла бы обеспечить поддержку и сопровождение наступающей пехоты и танков своим огнем, была в состоянии следовать в наступающих порядках войск и в любой момент открыть огонь на поражение. Решения, принятые на пленуме, были одобрены Государственным Комитетом Обороны.

В кратчайшие сроки уже к 30 ноября 1942 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ, «Уралмаш») были закончены проектные работы и изготовлен первый прототип СУ-122. Ввиду нехватки в войсках самоходной артиллерии САУ СУ-122 уже в декабре была запущена в серийное производство, в ходе которого машина все время подвергалась многочисленным доработкам, которые были связаны с поспешным запуском в серию и незначительным периодом тестирования. САУ производилась с декабря 1942 года по август 1943 года, всего было выпушено 638 самоходок данной серии. Выпуск СУ-122 был прекращен из-за перехода на производство истребителя танков СУ-85, который был создан на ее базе.
Советские САУ времен войны (часть 2) – Су-122


Особенности конструкции

САУ СУ-122 обладала той же компоновкой, что и все остальные серийные советские самоходки, за исключением лишь СУ-76. Полностью бронированный корпус был разделен на 2 части. В передней находилась бронированная рубка, в которой размещались экипаж, орудие и боезапас – она совмещала в себе отделение управления и боевое отделение. В корме машины находились двигатель и трансмиссия. Экипаж САУ состояли из 5 человек. Три члена экипажа располагались слева от орудия: первым сидел механик-водитель, за ним наводчик, за ними заряжающий. Еще 2 человека находились справ от орудия – командир самоходки и замковый. Топливные баки находились вдоль бортов между шахтами узлов индивидуальной пружинной подвески, в том числе и в обитаемом отсеке машины. Такое расположение отрицательно сказывалось на выживаемости экипажа и взрывобезопасности в случае поражения самоходки вражеским снарядом.

Относительно большой экипаж самоходки (5 человек) был необходим, так как 122-мм орудие обладало раздельным заряжанием, поршневым затвором и разнесенным по обе стороны орудия механизмом наведения. Справа находился маховик секторного подъемного механизма, а слева был расположен маховик винтового поворотного механизма.

Бронированный корпус и рубка САУ изготавливались из катаных броневых плит толщиной 45, 40, 20 и 15 мм. посредством сварки, бронирование самоходки было противоснарядным. Броневые плиты лба рубки и корпуса САУ имели рациональные углы наклона. На прототипе и первых вариантах САУ лобовая часть рубки собиралась из 2-х бронеплит, установленных под разными углами наклона, но впоследствии ее заменили на единую деталь, которая устанавливалась под углом 50 градусов к нормали.
Советские САУ времен войны (часть 2) – Су-122

Для удобства технического обслуживания и ремонта надмоторные броневые плиты были изготовлены съемными, а верхняя кормовая деталь – откидной на петлях. В крыше бронерубки имелось 2 больших отверстия – для установки смотровой башенки панорамного прицела и люка для посадки/высадки экипажа. Данный люк (за исключением аварийного в днище корпуса) был единственным средством экипажа для того чтобы покинуть САУ. Люк механика-водителя в лобовой бронеплите рубки использовался лишь для наблюдения за дорогой. Из-за бронированных противооткатных устройств гаубицы его нельзя было открыть полностью. Все это в совокупности существенно осложняло эвакуацию экипажа из подбитой машины.

Основным вооружением САУ стала слегка модифицированная гаубица М-30С, созданная на базе нарезной 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 года. Различия между качающимися частями буксируемого и самоходного вариантов были несущественными и в основном были связаны с необходимостью монтажа орудия в тесном пространстве бронерубки. От гаубицы М-30 орудие сохранило разнесенные по двум сторонам ствола органы управления механизмами наводки, что потребовало наличия в экипаже САУ двух наводчиков. Гаубица М-30С имела ствол длиной 22,7 калибра, дальность ведения огня прямой наводкой составляла 3,6 км., максимальная дальность стрельбы – 8 км. Диапазон углов возвышения составлял от -3 до +20 градусов. Сектор горизонтального наведения был ограничен 20 градусами. Поворотный механизм орудия был винтового типа и располагался слева от ствола, он обслуживался наводчиком. Подъемный механизм орудия находился справа, его приходилось обслуживать командиру САУ. Гаубица имела механический ручной спуск.

Боекомплект гаубицы состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Большую часть боекомплекта составляли осколочно-фугасные выстрелы. В отдельных случаях, для борьбы с танками противника, на дальности до 1000 метров использовались кумулятивные снаряды, которые при весе в 13,4 кг., способны были пробивать 100 мм брони. Масса осколочно-фугасных снарядов составляла 21,7 кг. Для самообороны экипаж СА-122 использовал 2 пистолета-пулемета ППШ (20 дисков на 1420 патронов), а также 20 ручных гранат Ф-1.
Советские САУ времен войны (часть 2) – Су-122

В движение САУ СУ-122 приводилась четырёхтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизелем В-2-34, который имел жидкостное охлаждение. Максимальную мощность в 500 л.с. дизельный двигатель развивал при 1800 об/мин. Эксплуатационная мощность составляла 400 л.с., которые достигались при 1700 об/мин. Запуск двигателя производился либо с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с., либо сжатым воздухом из 2-х баллонов. Общая емкость топливных баков составляла 500 литров. Этого запаса топлива хватало для 400 км. марша по шоссе.

Ходовая часть САУ практически полностью повторяла базовый танк Т-34. С каждого борта располагалось по 5 двускатных опорных катков большого диаметра, имеющих резиновый бандаж, ленивец и ведущее колеса. Поддерживающие катки в ходовой части отсутствовали, верхняя часть гусеницы опиралась на опорные катки самоходки. Ленивцы с механизмом натяжения гусеницы располагались спереди, а ведущие колёса гребневого зацепления сзади. Для улучшения проходимости гусеницы могли оснащаться специальными грунтозацепами различной конструкции, которые крепились болтами к каждому четвертому или шестому траку.

Боевое применение

28 декабря 1942 года на заводском полигоне УЗТМ прошли испытания контрольной машины из установочной декабрьской партии. САУ прошла 50 км. пробега и произвела 40 выстрелов. Испытания машины завершились успешно, и вся установочная партия СУ-122 была передана в Красную Армию. Все произведенные к этому моменту 25 машин были переданы в учебный центр самоходной артиллерии. Тогда же в конце декабря 1942 года начали формироваться 2 первых самоходно-артиллерийских полка (1433 САП и 1434 САП), которые были использованы на Волховском фронте. Каждый полк состоял из двух батарей четырехорудийного состава, вооруженных СУ-122, а также 16 САУ СУ-76, двух легких танков или бронемашин, грузовых и легковых автомобилей, а также 2 тракторов.
Советские САУ времен войны (часть 2) – Су-122

Первые бои сформированные подразделения провели 14-15 февраля 1943 года в рамках частной наступательной операции 54-й армии в районе Смердыни. В ходе боев, которые длились 4-6 дней, самоходно-артиллерийские полки доказали свою эффективность разрушив 47 дзотов, уничтожив 14 противотанковых орудий, от 19 до 28 автомобилей, подавив своим огнем 5 минометных батарей и уничтожив 4 склада противника. Полностью оправдала себя и предлагаемая тактика использования самоходок. САУ СУ-122 двигались на удалении в 400-600 метров за атакующими танками, подавляя огнем обнаруженные огневые точки, преимущественно ведя огонь с остановок. При необходимости самоходки могли использоваться для отражения контратак противника, выступая в роли традиционной гаубичной артиллерии.

Однако придерживаться этой тактики удавалось не всегда. Так уже в сражении на Курской дуге машины часто использовались в первой линии наступления, нередко замещая в атаках обычные танки. Вследствие этого неприспособленные для боев в первой линии машины (недостаточное бронирование, отсутствие пулеметов, узкий сектор обстрела) несли неоправданно большие потери. По ходу Курской битвы советское командование возлагало на СУ-122 большие надежды как на эффективное средство борьбы с новой бронетехникой вермахта, но реальные успехи самоходок в борьбе с танками были весьма скромными, а потери существенными.

Участвовали СУ-122 в составе 1446 САП и в печально известном контрударе под Прохоровкой. В результате неправильного использования из 20 участвовавших в контрударе машин 11 были сожжены, а еще 6 подбиты. При этом важную роль в оборонительных действиях частей, вооруженных САУ СУ-122 играла контрподготовка – стрельба с закрытых позиций по удаленным целям – скоплениям техники и пехоты противника. Так или иначе, Курская битва стала местом их самого массового использования. Уже в августе 1943 года им на смену начали поступать новые машины СУ-85, которые относились к классу истребителей танков.

Тактико-технические характеристики: СУ-122
Масса: 29,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,95 м., ширина 3,0 м., высота 2,15 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 15 до 45 мм.
Вооружение: 122-мм гаубица М-30С
Боекомплект: 40 снарядов
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 55 км/час, по пересеченной местности – 20 км/час
Запас хода: по шоссе – 400 км.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. grizzlir 31 января 2012 08:56
    Конечно конструкция не идеальна,отсутствие пулемёта и затруднённый выход экипажа большой минус.При возгорании внутри боевого отделения шансов спастись у механика водителя и наводчика было очень мало.Но надо учитывать что машина создавалась ускоренными темпами,чтобы компенсировать нехватку самоходной артиллерии в войсках.Простота конструкции,хорошие характеристики орудия,там где СУ-122 использовали по назначению,она себя оправдывала,но в действительности на фронте часто приходилось затыкать дыры тем что под рукой,поэтому и несли такие большие потери .Статья понравилась.
    grizzlir
  2. J_Silver 31 января 2012 09:40
    На мой взгляд - потенциально неплохая машина, которая в корне неправильно пытались использовать! Пытаться применить гаубицу для борьбы с танками - крайняя степень безмозглости, а уж в атаку посылать - вообще запредельная...
    Ее бы использовать только для поддержки пехоты - да с умом...
    J_Silver
    1. Vadivak 31 января 2012 20:20
      Цитата: J_Silver
      Пытаться применить гаубицу для борьбы с танками - крайняя степень безмозглости

      На безрыбье и лифчик портупея, в 1942 году страна еще полностью не оправилась от эвакуации, да и при прямом попадании 122 мм снаряда в немецкий танк у последнего не было шансов
  3. schta 31 января 2012 10:33
    Почему же? На той же Курской Дуге очень успешно против немецких танков использовались буксируемые гаубицы А-19 и МЛ-20. На мой взгляд, огонь 122мм орудия этой самоходки из засады был бы просто убийственным для атакующих немецких танков.

    Опять же надо учитывать действия немецкой авиации, остервенело охотившейся даже за отдельной батареей 45мм колотушек. Что и говорить о танках и самоходках.

    Немец тоже не дурак. Массовое применение немцами обновленных "четверок" с фальшбортами и длинным 75мм орудием существенно затруднил задачи нашей ПТО. Не говоря уж о "Федях" и "Тиграх" с "Пантерами".
    schta
    1. Kibb 31 января 2012 13:36
      А19 пушка, МЛ 20 гаубица - пушка, с совсем другими баличтичекими возможностями. Попробуйте попасть из дивизионной губицы в танк, потом пишите...впрочем извиняюсь за резкость коментария, но однако бардак у многих сдесь в голове, калибр видите и все - "ЗВЕРОБОЙ", простите winked
      Kibb
  4. J_Silver 31 января 2012 10:41
    Разве А-19 не корпусная пушка? А МЛ-20 не пушка-гаубица? Главное слово тут пушка! Так-то можно было и из 180 мм корабельной пушки на железнодорожной платформе стрелять - еще гарантированнее результат был бы!
    Понятно что не от хорошей жизни это все применялось - немцы тоже лупили по КВ в начале войны из всего, что было под рукой...
    Более-менее удачное использование гаубиц описано у Пенежко, но там стреляли по легким танкам, да и то - правда ли это? Склоне был автор преувеличить...
    J_Silver
    1. Kibb 31 января 2012 15:11
      Дык и стреляли, и нетолько из 180 мм. Батарея №15 ЧФ(4х1 203 мм Очаков) например палила в"белый свет как в копейку" на 20 км по мифичиским скоплениям немецких танков
      Kibb
      1. Kibb 1 февраля 2012 23:29
        Прежде чем минусовать почитайте документы, посмотрите реально на ТВД, я был на 15 ой, и на 22ой на Майском ,был и в Любимовке, и на фортах Севастополя и Кронштадта, и читал реальные документы а не инет- люблю я тяжелую артилерию
        Kibb
  5. Kars 31 января 2012 11:23
    Необходимая в войсках машина,главное использовать правильно.
    Буксируемую гаубицу М-30 пехота уважала больше чем Зис 3 после того как 122 гаубица обрабатывала передний край противника оставалось очень мало неподавленных огневых точек.
    жаль что их выпустили так мало.
    1. Kibb 31 января 2012 13:57
      И чем необходима именно такая? Самоходка - типичный эрзац, зато стала основой для СУ-85 - вот тут уж другой разговор
      Kibb
      1. Kars 31 января 2012 14:09
        А чем Су-85 не эрзац?
        И в принцыпе не обязательно именно такой,можно снять противоснарядное бронирование и увеличить углы вертикального наведение-----вплоть до снятия крышы.

        В СССР так и не поняли,или не захотели понять концепцию мобильной,самоходной полевой артилерии.
        1. J_Silver 31 января 2012 14:25
          В принципе согласен - так и не поняли...
          J_Silver
        2. Kibb 31 января 2012 14:36
          Вот тут не могу не согласиться , но у СУ85 более логичная тактическая ниша .Хотя вопрос все равно сложный, делали то что хотел Фронт, а в результате получалось то, что можно сделать на данный момент....
          Kibb
          1. Kars 31 января 2012 17:53
            Если быть точнее то основа и для СУ 122 и для СУ-85 это серийный танк Т-34
            и как раз СУ 85 делалась как ответ на новые танки германии,и мгновенно потеряла свою нишу с вступлением в строй Т-34-85.А вот СУ 122 была актуальна до конца войны.
            Хоть могли сразу для пт сау перепрыгнуть на калибр 100 мм тогда мы бы получили одну из лучших пт сау на год раньше.
            1. Kibb 1 февраля 2012 11:28
              Однако не могли препрыгнуть сразу на 100мм. Бронебойный выстрел надо было отработать, а Фронт не ждал
              Kibb
              1. Kars 1 февраля 2012 14:02
                А что морские снаряды не считаютса?100 мм это ж не с ноля--а адаптация испольемого флотов орудия.
                1. Kibb 1 февраля 2012 19:29
                  Вот где логика? Нафига нужен бронебойный снаряд 100 мм морской пушке?
                  Kibb
      2. Andy 31 января 2012 16:53
        И чем необходима именно такая?
        --
        а какая вам нужна для подавления дотов?122мм снаряд по фугасному действию больше чем 85мм.а для борьбы с танками она мало подходила.вы пытаетесь сравнить штурмовое орудие с истребителем танков.
        1. Kibb 1 февраля 2012 11:12
          Еслли вы внимательно читали мои коментарии то , я не сравнивал истребитель танков со штурмовым орудием, я спрросил про то, зачем нужна штурмовая гаубица которая должна стрелять по этим самым дотам с 500 метров при броне в 45 мм?.Зачем нужна штумовая гаубица в конструктиве ПТ? Я не опариваю нужность штурмовой САУ , но если легкая СУ76, имела право на существование, то СУ 122 естественным путем отбора превратилась в СУ85, а роль штурмовых гаубиц достаточно естестевенно перешла к СУ152\ИСУ 152
          Kibb
          1. Kars 1 февраля 2012 14:08
            Цитата: Kibb
            штурмовая гаубица которая должна стрелять по этим самым дотам с 500 метров при броне в 45 мм?.

            Немцы со своими 105 мм Штугами гнали беса?И извените но 45 мм в 1942 году не особая и броня,ее себе только Т-34 могла позволить.
            Цитата: Kibb
            Зачем нужна штумовая гаубица в конструктиве ПТ?

            Есть какието устои класифицирующие конструктив ПТ?
            Цитата: Kibb
            то СУ 122 естественным путем отбора превратилась в СУ85

            опсалютно не естественным отбором---Су-122 и Су 85 разные по назначению сау.

            А СУ 76 имела право на существования потомучто была дешовая,использовала автомобильные узлы и своим выпуском не изменяла количества выпуска линейных танков.
            1. Kibb 1 февраля 2012 19:40
              Вы меня просто убиваете, вы спорите просто из удовольствия?
              1да
              2Есть
              3да
              Kibb
              1. Kars 1 февраля 2012 19:46
                Цитата: Kibb
                1да

                парадоксальное мнение
                Цитата: Kibb
                2Есть

                и в чем они?
                Цитата: Kibb
                3да

                хоть что то радует

  6. Kars 1 февраля 2012 19:47
    и что же вас не устраивает?
    1. Kibb 1 февраля 2012 22:47
      Все устраивает, только вот
      1.ШтуГ3 плавненко так переросла в ПТ САУ- это раз
      2.Броня ШтуГ3 не очень то пробивалась из стандартоной 45мм пушки в лоб в отличии от су122 и ПаК40
      3.Вы вообще разницу между пушкой и гаубцой понимаете?
      4.Меня вполне устраивает ИСУ 152 и ИСУ 122 из сдующей статьи
      5.Я НЕ считаю советских конструкторов идиотами, просто конкретная САУ была промежуточным звеном
      Kibb
  7. Kars 1 февраля 2012 23:26
    Цитата: Kibb
    ШтуГ3 плавненко так переросла в ПТ САУ- это раз

    Вы утверждаете что 105 мм Штуги переросли в ПТ сау?А может это про 75 мм штурмовые орудия?
    Цитата: Kibb
    2.Броня ШтуГ3 не очень то пробивалась из стандартоной 45мм пушки в лоб в отличии от су122 и ПаК40

    вы вообще предлагали от нее отказатса
    Цитата: Kibb
    зачем нужна штурмовая гаубица которая должна стрелять по этим самым дотам с 500 метров при броне в 45 мм?.Зачем нужна штумовая гаубица в конструктиве ПТ?

    Цитата: Kibb
    3.Вы вообще разницу между пушкой и гаубцой понимаете?

    А причем тут это когда опсуждаютса ШТУГ 105 он же 42 и СУ 122--у какой то из них есть пушка?
    Цитата: Kibb
    4.Меня вполне устраивает ИСУ 152 и ИСУ 122 из сдующей статьи

    И год их постановки вас тоже устраивает?
    Цитата: Kibb
    .Я НЕ считаю советских конструкторов идиотами, просто конкретная САУ была промежуточным звеном

    Она была отдельным ответлением,которое неудосужились развить--и за что наша пехота заплатила много крови.гаубица с ее навесной траэкторией намного лучше подавляет полевые укрепления и ее 122 мм снаряд намного эфективней и 76 мм и 85 мм ОФС
    1. Kibb 2 февраля 2012 00:09
      Легкое самоходное штурмовое орудие в войсках очень и очень нужно, и при его отсутсвии пехота платит кровью, но причем здесь СУ122?
      Kibb
  8. Kibb 1 февраля 2012 23:41
    Из всего что вы написали понравилась только фраза про навесную траекторию -вот и раскажите плиз про навесную траэкторию су122 при 25", там вот навеху в коментах пишут про убийственость 122 мм для танков...отлично, только вот А19 и М30 доволно разные системы, нет?
    Да, снаряд по ОФ действию намного эфективней, но это гаубица - и эфективность ее в навесном огне
    Я не предлагал отказываться от брони, просто м30 на гусеницах с противоосколочной броней и углом в 45" была бы поэфективней
    Что у СУ152 иСУ122 разные годы принятия на вооружение?
    Kibb
  9. Kars 2 февраля 2012 00:34
    Цитата: Kibb
    Легкое самоходное штурмовое орудие

    Легкое штурмовое?а что это?привидите пример?
    Цитата: Kibb
    -вот и раскажите плиз про навесную траэкторию су122 при 25

    вам что то раздельное заряжение говорит?или балистика это только угол подьема?может какое значение имеет и начальная скорость?
    Цитата: Kibb
    убийственость 122 мм для танков...отлично, только вот А19 и М30 доволно разные системы, нет?

    а я тут причем?
    Цитата: Kibb
    просто м30 на гусеницах с противоосколочной броней и углом в 45" была бы поэфективней

    это отдельный вариант--называетса самоходно-артилерийская установка
    аналог Веспе----нам бы она тоже пригодилась.

    Цитата: Kibb
    Что у СУ152 иСУ122 разные годы принятия на вооружение?

    а причем тут это?
    Цитата: Kibb
    4.Меня вполне устраивает ИСУ 152 и ИСУ 122 из сдующей статьи

    Ису 122 и Су 122 вроде как разные машинки?да и артсистемы вроде тоже?
    1. Kibb 2 февраля 2012 12:15
      Вы же сами покеазываете фото... вот такая и должна быть самоходная гаубица, я вообще про это и говорил...
      Kibb
      1. Kars 2 февраля 2012 13:50
        это не
        Цитата: Kibb
        Легкое самоходное штурмовое орудие

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня