Military Review

New civil war as a reality of Mozambique

12
Before the New Year, the RENAMO Mozambican opposition party stopped all hostilities against government forces for a week. Representatives of the party leadership said that they give people the opportunity to quietly celebrate holidays. But will the country have hope for a truce? For a long time, it seemed that the horrors of a bloody civil war were a thing of the past for Mozambique. But only in 2016, as a result of the renewed struggle between the two largest political parties in the country - FRELIMO and RENAMO - dozens of Mozambican citizens died.


New civil war as a reality of Mozambique


The civil war in Mozambique did not reach such a scale, as in another former Portuguese colony - Angola, but also brought a lot of grief to the people of the country. The origins of the confrontation between the two main political forces of the country, as in Angola, go during the war of independence. Portugal tried its best to keep its African colonies. It fit into the concept of the Portuguese leadership that only colonies make a small European country a world-class player. However, since the end of the 1950s, national liberation movements have intensified in Angola, Mozambique and Guinea-Bissau, which soon switched to armed resistance against the colonialists. In the struggle for independence, military assistance of the Soviet Union and other socialist countries, above all Cuba, played a special role.

The war of independence of Mozambique began in 1964. The rebel formations were led by the Liberation Front of Mozambique (FRELIMO). At the first stage of the struggle, he acted from the territory of neighboring Tanzania, whose leader Julius Nyerere was considered one of the main patrons of the revolutionary movements in the neighboring countries of East and South Africa. Under the command of the Mozambican revolutionary Eduardo Mondlan, FRELIMO troops began to attack Portuguese colonial troops from the territory of Tanzania. The war of independence of Mozambique lasted ten years and claimed at least 50 thousands of lives of peaceful Mozambicans and 10-30 thousands of FRELIMO fighters. 25 April 1974 in Portugal, the “Carnation revolution” occurred, which became the starting point for a fundamental change in the country's colonial policy. 25 June 1975 was proclaimed independence of Mozambique. Like other former Portuguese colonies, Mozambique chose the path of "socialist orientation", which didn’t like either the West or its neighbors Southern Rhodesia and South Africa. In the ranks of the Front for the Liberation of Mozambique, which came to power, opposition sentiments also increased. Many of the yesterday's partisans were not satisfied with the pro-Soviet regime established by the leader of FRELIMO, Samora Machel. One of the opposition-minded officers of the Mozambican army was André Máde Matsangaissa (1950-1979).

Andre Matsangaiss joined the anti-colonial movement as a very young man. After the independence of Mozambique was proclaimed, he continued his service in the Mozambican army and received the lieutenant rank. Matsangaissa served as an army quartermaster in the city of Dondo. But he was soon arrested on charges of a felony and imprisoned in a correctional camp in Gorongos. Since during the described events Mozambique was in the stage of an armed conflict with neighboring Rhodesia, the units of the Rhodesian special forces periodically made raids on Mozambican territory. During one of these raids, the Rhodesians attacked the camp in Gorongos and freed the prisoners. Matsangaiss, as a former Mozambican army officer, interested Rhodesian scouts and was taken to Salisbury. There he was offered to lead the anti-communist movement in Mozambique, to which the former quartermaster immediately agreed.

Thus, the Mozambique National Resistance (RENAMO), which was destined to become the largest opposition political-military organization of Mozambique over the next four decades, emerged. At the beginning of its existence, RENAMO received assistance from Southern Rhodesia, South Africa and Malawi, one of the few African countries that maintained contacts with the “racist” regimes of Southern Rhodesia and South Africa. 30 May 1977, almost forty years ago, the civil war in Mozambique began, which the RENAMO organization launched against the FRELIMO government forces. At first, the leadership of the Mozambican rebels was carried out by Andre Matsangaiss. However, on October 17, 1979, Matsangaissa, who was personally involved in the military operations of RENAMO, died in the Gorongosa area in a shootout with government forces. After his death, RENAMO headed Orlanda Cristina, a Mozambican politician who was closely associated with Rhodesian intelligence and was considered the conductor of the influence of Southern Rhodesia in Mozambican politics. The military leadership of RENAMO concentrated in his hands Afonso Dlakam. This man is still alive and it is he who still heads RENAMO as the largest opposition organization in the country.

- Afonso Dlakam with colleagues for RENAMO

Afonsu Dlakama was born on January 1 1953 in Mangunde, in the province of Sofala. In 1977, he joined the armed struggle initiated by the RENAMO movement against the FRELIMO government and quickly made a career in the RENAMO formations, receiving an officer's rank and becoming the commander of one of the partisan detachments. After the death of Matsangaisi, it was his fellow countryman Dlakama who headed the military structure of RENAMO. 17 April 1983 in Pretoria (South Africa) Orlanda Christina died in strange circumstances, exercising the political leadership of RENAMO. After that, Afonus Dlakam became both a military man and a political leader of this largest Mozambican anti-government organization. Under his leadership, RENAMO launched hostilities in the northern regions of Mozambique, as well as in the province of Sofala. For RENAMO, the most conservative, anti-communist forces of world politics, primarily the regimes of South Africa and Southern Rhodesia, as well as Malawi, conservative circles of the United States, Germany and Portugal.

Until 1980, the main patron and sponsor of RENAMO was the regime of Southern Rhodesia. However, in 1980, Southern Rhodesia ceased to exist. It was renamed Zimbabwe, representatives of the Zimbabwean national liberation movement led by Robert Mugabe came to power in the country. They worked closely with FRELIMO, and therefore, as an opposition organization, RENAMO immediately lost the support of that country. Then the “specialties” of the Mozambican rebels were taken over by the special services of the Republic of South Africa, which remained the last stronghold of the “whites” in the south of the African continent. We can say that RENAMO only benefited from the transition under the patronage of South Africa. South Africa had more impressive resources and capabilities, so the organization soon moved from rare attacks from border areas to a full-scale civil war with the Mozambican government forces. The RENAMO training camps were redeployed to the territory of South Africa - to the Transvaal province, where Mozambican militants were trained under the guidance of South African and American instructors. Having intensified support for RENAMO, the South African authorities were guided, of course, by their own interests. The fact is that Mozambique strongly supported the African National Congress, which fought against the government of the Republic of South Africa. The unleashing of a civil war in Mozambique was a way to divert the Mozambican authorities from the situation in South Africa. In addition, the overthrow of the FRELIMO regime in Mozambique would contribute to the “de-Sovietization” of South Africa, which was extremely important in the context of the ongoing “Cold War”.

The first half of 1980's entered into history as the period of the most successful actions of RENAMO. At this time, the organization conducted its most effective sabotage, for example, the explosion of a railway bridge over the Zambezi in 1983. Back in 1981, South African troops invaded Mozambique, which also began to provide massive support to the RENAMO forces. The rebels carried out sabotage against government forces and civilian infrastructure. At the same time, both parties to the conflict did not spare the civilian population, who became victims of shelling, “sweeps”, and detonation of mines. In total, during the civil war in Mozambique, which lasted from 1977 to 1992, at least 1 a million civilians were killed.



However, the activities of RENAMO caused many questions and negative assessments from Western politicians. A more detailed acquaintance with RENAMO made it possible to see that this organization does not adhere to the “European” values ​​of democracy and human rights. RENAMO was a typical afronationalist organization that expressed the interests of the traditional elite of the Mozambican villages, whose positions were undermined by the socialist leadership experiments of FRELIMO. In addition, the militants of RENAMO showed extreme cruelty to the civilian population, attracted minors to their ranks, committed numerous criminal offenses, which also could not arouse sympathy for this organization from the Western public. The wise course of the Mozambican government also played a role in maintaining the position of FRELIMO. The Mozambican leadership managed to maintain good relations not only with the USSR, but also with the United States, and even obtained financial assistance from the American government. In 1984, Mozambique made an agreement with South Africa. After this, RENAMO lost most of the assistance received from South Africa, although it continued to enjoy the support of conservative circles and special services. The situation began to change dramatically after the Cold War came to an end. The cessation of support from the Soviet Union by FRELIMO forced the Mozambican leadership to seek new partners in the West. In turn, the American and European political circles realized that it was better to deal with the "re-educated" representatives of the current Mozambican elite than with the rebels from RENAMO.

- Afonsu Dlakama

The President of Mozambique, Joaquim Chissano, went to negotiate with the leadership of RENAMO. In 1992, a long-awaited truce was concluded that put an end to the fifteen-year bloody civil war in Mozambique. RENAMO was legalized as an opposition political party, and its leader Afonso Dlakama began to take part in the presidential elections. He ran for president in 1994, 1999, 2004 and 2009. Dlakama’s participation in the presidential election was accompanied by various excesses. For example, RENAMO did not recognize the election results of the 1999 of the year. Mozambican national resistance activists held numerous protests, several opposition members died in prison under strange circumstances after being detained. But in the phase of active hostilities, these mass demonstrations then still did not outgrow.

For a long time, the leaders of RENAMO did not lose hope that sooner or later they would come to power as a result of the elections, as the population of the country would be disappointed in the policy pursued by FRELIMO. But the legal political struggle did not bring the RENAMO party the long-awaited victory. Moreover, after the discovery of gas fields in Mozambique and the beginning of their exploitation, the positions of FRELIMO began to strengthen. At the same time, the tightening of the political regime in the country began. As a result, in 2012, RENAMO activists began to clash with government forces. The party expressed a desire to revive its armed formations and training camps, explaining that by the desire to "resist the dictatorship of FRELIMO." Thus began a new phase of aggravation of the internal political situation in Mozambique.

- President Filipe Newsy

In 2013-2014 armed clashes continued between RENAMO forces and government forces. They entered the modern history of Mozambique under the name of the “insurrection of low intensity”, because these clashes were still far from the heat of the situation following the example of the civil war era. 15 October 2014. FRELIMO Representative Filipe Newsy was elected as the new President of Mozambique. From 2008 to 2014, he was the Minister of Defense of the country and thus was one of the direct leaders of the suppression of RENAMO speeches. The opposition did not recognize the election results, which led to a new escalation of violence. 14 June 2015, RENAMO militants attacked the positions of the Mozambican military police in the province of Tete, killing 45 government government fighters. Afonsu Dlakama was quick to declare that he personally ordered the attack. Thus, the civil war in Mozambique actually resumed, albeit in a less active form than before the 1992 year.

Afonso Dlakama admitted that he was "tired of the political games of FRELIMO." In fact, behind these words of the rebel leader, deep disappointment is felt - RENAMO could not turn into a serious political party that could “bite off” at least a small part of FRELIMO’s power. The Mozambican leadership, supported by the West, feels its strength and no longer intends to reckon with RENAMO. In the current situation, the West does not make sense to provide financial, military, organizational support for RENAMO, since FRELIMO is a more serious and thorough partner. Many countries and corporations have sustained economic interests in Mozambique, and civil war in this state is not at all in their plans. It’s another matter if such influential players as the USA or China decide to “divide” their spheres of influence on the African continent. Then one of them will be able to remember about the rebels and the rebel armies.
Author:
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. knn54
    knn54 7 January 2017 07: 04
    +7
    Together with gas, war will come to Mozambique - there is nothing to be surprised at.
    The author omitted one point - in Angola and Mozambique, the opposition was supported by the PRC - in defiance of the USSR. So the phrase "if such influential players as the US or China decide to" share "their interests" explains a lot ... if not ALL.
  2. mitrich
    mitrich 7 January 2017 09: 45
    +1
    Here we should not get involved in it. And in the manner of a Chinese monkey, sit and watch.
    1. Normal ok
      Normal ok 7 January 2017 11: 10
      +1
      Quote: mitrich
      Here we should not get involved in it. And in the manner of a Chinese monkey, sit and watch.

      The fact of the matter is that China in Africa is not "sitting watching", but is actively acting.
      1. Aviator_
        Aviator_ 7 January 2017 15: 23
        +2
        Until 1985, China actively trained Afghan Basmachi, only with the proclamation of "new thinking" it stopped.
  3. parusnik
    parusnik 7 January 2017 10: 11
    +2
    It is interesting what influence and political weight Russia has in Mozambique now.
    1. Aviator_
      Aviator_ 7 January 2017 15: 21
      +4
      Has nothing
    2. mcqway
      mcqway 7 January 2017 20: 35
      +1
      We have. Although not the same as in the 77-80s. Ours were there, are and will be. Though now as civilians. (but all ex :))
  4. maxim1987
    maxim1987 7 January 2017 10: 14
    +6
    Quote: mitrich
    Here we should not get involved in it. And in the manner of a Chinese monkey, sit and watch.

    Yes, we have no ocean fleet really left, no grandmas to project our interests so far
    1. Sergey-8848
      Sergey-8848 7 January 2017 16: 16
      +3
      We needed them only as a PB, and, in particular, as the flagships of the social movement (For this we taught them). With that very socialism (backed by finances), something went wrong with us. However, not all the presidents of the African republics managed to reorganize in time and find a bro among the American elite. As a result, after we and the Cubans left them (and the United States did not know about them), the guys were left to their own devices. Let them slaughter themselves to the heart, as in Somalia, and the remnants to the Angel. She will shelter everyone.
  5. rotmistr60
    rotmistr60 7 January 2017 11: 56
    +2
    Thanks to the author for painting the political situation of this country. As far as I remember myself from my youth (the end of the 60s, 70s) this country was always at the hearing. In short, the war for Africa continues.
  6. Moryarty
    Moryarty 7 January 2017 16: 31
    +1
    Africa has not yet been divided into spheres of influence between world powers. But the section is already beginning, in particular, China is strengthening its influence.
    Thinking that in the next 20 years Africa will blaze in wars and revolutions, as the Middle East is now (the Middle East is almost divided, but Africa is not), since there will be a large division of Africa. The paradox is that Africa was the last continent that Europeans finally colonized. And now this is the last continent, which is not divided into spheres of influence.
  7. CYBERNINJA
    CYBERNINJA 7 January 2017 18: 52
    +1
    Such an opposition is normal in Africa and among the Arabs, armed and merciless ... The same opposition in the EU and the USA is necessary, the globalization of the world ...

Новая гражданская война как реальность Мозамбика

Перед Новым годом мозамбикская оппозиционная партия РЕНАМО на неделю прекратила все боевые действия против правительственных войск. Представители руководства партии заявили, что дают народу возможность спокойно отметить праздники. Но появится ли у страны надежда на перемирие? Долгое время казалось, что ужасы кровопролитной гражданской войны для Мозамбика ушли в прошлое. Но только в 2016 году в результате возобновившейся борьбы между двумя крупнейшими политическими партиями страны – ФРЕЛИМО и РЕНАМО – погибли десятки граждан Мозамбика.

Новая гражданская война как реальность Мозамбика


Гражданская война в Мозамбике не достигла такого размаха, как в другой бывшей португальской колонии – Анголе, но также принесла народу страны немало горя. Истоки противоборства между двумя основными политическими силами страны, как и в Анголе, уходят в период войны за независимость. Португалия всеми силами пыталась удержать свои африканские колонии. Это укладывалось в концепцию португальского руководства о том, что лишь колонии делают небольшую европейскую страну игроком мирового уровня. Тем не менее, с конца 1950-х годов в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау активизировались национально-освободительные движения, вскоре перешедшие к вооруженному сопротивлению против колонизаторов. В борьбе за независимость особую роль играла военная помощь Советского Союза и других социалистических стран, прежде всего – Кубы.

Война за независимость Мозамбика началась в 1964 году. Руководство повстанческими формированиями осуществлял Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). На первом этапе борьбы он действовал с территории соседней Танзании, руководитель которой Джулиус Ньерере считался одним из главных покровителей революционных движений в соседних странах Восточной и Южной Африки. Под командованием мозамбикского революционера Эдуардо Мондлане отряды ФРЕЛИМО стали совершать нападения на португальские колониальные войска с территории Танзании. Война за независимость Мозамбика продолжалась десять лет и унесла как минимум 50 тысяч жизней мирных мозамбикцев и еще 10-30 тысяч жизней бойцов ФРЕЛИМО. 25 апреля 1974 года в Португалии произошла «Революция гвоздик», ставшая отправной точкой для кардинального изменения колониальной политики страны. 25 июня 1975 года была провозглашена независимость Мозамбика. Как и другие бывшие португальские колонии, Мозамбик выбрал путь «социалистической ориентации», что очень не нравилось ни Западу, ни его соседям – Южной Родезии и ЮАР. В рядах пришедшего к власти Фронта освобождения Мозамбика также усиливались оппозиционные настроения. Многих вчерашних партизан не устраивал просоветский режим, установленный лидером ФРЕЛИМО Самора Машелом. Одним из оппозиционно настроенных офицеров мозамбикской армии был Андре Матаде Матсангаисса (1950-1979).

Новая гражданская война как реальность Мозамбика Андре Матсангаисса примкнул к антиколониальному движению еще совсем молодым человеком. После того, как была провозглашена независимость Мозамбика, он продолжил службу в мозамбикской армии и получил лейтенантское звание. Матсангаисса служил армейским интендантом в городе Дондо. Но вскоре его арестовали по обвинению в уголовном преступлении и заключили в исправительный лагерь в Горонгосе. Поскольку во время описываемых событий Мозамбик находился в стадии вооруженного конфликта с соседней Родезией, подразделения родезийского спецназа периодически совершали рейды на мозамбикскую территорию. Во время одного из таких рейдов родезийцы напали на лагерь в Горонгосе и освободили заключенных. Матсангаисса, как бывший офицер мозамбикской армии, заинтересовал родезийских разведчиков и был доставлен в Солсбери. Там ему предложили возглавить антикоммунистическое движение в Мозамбике, на что бывший интендант незамедлительно согласился.

Так появилось Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО), которому было суждено на последующие четыре десятилетия стать крупнейшей оппозиционной военно-политической организацией Мозамбика. В начале его существования РЕНАМО получала помощь от Южной Родезии, ЮАР и Малави – одной из немногих африканских стран, поддерживавших контакты с «расистскими» режимами Южной Родезии и ЮАР. 30 мая 1977 года, почти сорок лет назад, началась гражданская война в Мозамбике, которую развязала организация РЕНАМО против правительственных сил ФРЕЛИМО. Первое время руководство формированиями мозамбикских повстанцев осуществлял Андре Матсангаисса. Однако 17 октября 1979 года Матсангаисса, лично участвовавший в боевых операциях РЕНАМО, погиб в районе Горонгосы в перестрелке с правительственными войсками. После его смерти РЕНАМО возглавил Орланду Кристина – мозамбикский политик, тесно связанный с родезийской разведкой и считавшийся проводником влияния Южной Родезии в мозамбикской политике. Военное руководство РЕНАМО сосредоточил в своих руках Афонсу Длакама. Этот человек жив до сих пор и именно он по-прежнему возглавляет РЕНАМО как крупнейшую оппозиционную организацию страны.

Новая гражданская война как реальность Мозамбика
- Афонсу Длакама с соратниками по РЕНАМО

Афонсу Длакама родился 1 января 1953 в Мангунде в провинции Софала. В 1977 году он примкнул к начатой движением РЕНАМО вооруженной борьбе против правительства ФРЕЛИМО и быстро сделал в формированиях РЕНАМО карьеру, получив офицерское звание и став командиром одного из партизанских отрядов. После гибели Матсангаиссы именно его земляк Длакама и возглавил военную структуру РЕНАМО. 17 апреля 1983 года в Претории (ЮАР) при странных обстоятельствах погиб Орланду Кристина, осуществлявший политическое руководство РЕНАМО. После этого Афонсу Длакама стал и военным, и политическим руководителем этой крупнейшей мозамбикской антиправительственной организации. Под его руководством РЕНАМО развернуло боевые действия в северных районах Мозамбика, а также в провинции Софала. За РЕНАМО стояли наиболее консервативные, антикоммунистические силы мировой политики, в первую очередь – режимы ЮАР и Южной Родезии, а также Малави, консервативные круги США, ФРГ и Португалии.

До 1980 года главным покровителем и спонсором РЕНАМО был режим Южной Родезии. Однако в 1980 году Южная Родезия прекратила свое существование. Она была переименована в Зимбабве, к власти в стране пришли представители зимбабвийского национально-освободительного движения во главе с Робертом Мугабе. Они тесно сотрудничали с ФРЕЛИМО, поэтому РЕНАМО как оппозиционная организация сразу же лишилось поддержки со стороны этой страны. Тогда «шефство» над мозамбикскими повстанцами взяли на себя спецслужбы Южно-Африканской Республики, остававшейся последним оплотом «белых» на юге Африканского континента. Можно сказать, что от перехода под покровительство ЮАР РЕНАМО только выиграло. У ЮАР были более внушительные ресурсы и возможности, поэтому организация вскоре перешла от редких атак с приграничных территорий к полномасштабной гражданской войне с мозамбикскими правительственными войсками. Учебно-тренировочные лагеря РЕНАМО были передислоцированы на территорию ЮАР – в провинцию Трансвааль, где мозамбикские боевики проходили подготовку под руководством южноафриканских и американских инструкторов. Активизировав поддержку РЕНАМО, власти ЮАР руководствовались, разумеется, собственными интересами. Дело в том, что Мозамбик оказывал серьезную поддержку Африканскому национальному конгрессу, боровшемуся против правительства Южно-Африканской Республики. Развязывание гражданской войны на территории Мозамбика было способом отвлечь мозамбикские власти от ситуации в ЮАР. К тому же, свержение режима ФРЕЛИМО в Мозамбике способствовало бы «десоветизации» Южной Африки, что было крайне актуально в условиях продолжающейся «Холодной войны».

Первая половина 1980-х годов вошла в историю как период наиболее успешных действий РЕНАМО. В это время организация провела свои самые эффективные диверсии, например – взрыв железнодорожного моста через Замбези в 1983 году. Еще в 1981 году на территорию Мозамбика вторглись южноафриканские войска, которые также начали оказывать массированную поддержку формированиям РЕНАМО. Повстанцы проводили диверсии против правительственных войск и объектов гражданской инфраструктуры. Обе стороны конфликта не щадили при этом мирное население, становившееся жертвами обстрелов, «зачисток», подрывов на минах. Всего в годы гражданской войны в Мозамбике, продолжавшейся с 1977 по 1992 годы, погибли не менее 1 миллиона мирных жителей.

Новая гражданская война как реальность Мозамбика


Однако, деятельность РЕНАМО вызывала множество вопросов и негативных оценок со стороны западных политиков. Более подробное знакомство с РЕНАМО позволяло увидеть, что эта организация отнюдь не придерживается «европейских» ценностей демократии и прав человека. РЕНАМО была обычной афронационалистической организацией, выражавшей интересы традиционной элиты мозамбикских селений, позиции которой были подорваны социалистическими экспериментами руководства ФРЕЛИМО. Кроме того, боевики РЕНАМО проявляли крайнюю жестокость к мирному населению, привлекали в свои ряды несовершеннолетних, совершали многочисленные уголовные преступления, что также не могло вызывать симпатии к этой организации со стороны западной общественности. Мудрый курс мозамбикского правительства тоже играл свою роль в сохранении позиций ФРЕЛИМО. Мозамбикское руководство умудрялось сохранять хорошие отношения не только с СССР, но и с США, и даже добилось получения финансовой помощи от американского правительства. В 1984 году Мозамбик заключил соглашение с ЮАР. После этого РЕНАМО лишилось большей части помощи, поступавшей от ЮАР, хотя продолжало пользоваться поддержкой консервативных кругов и спецслужб. Ситуация стала серьезно меняться после того, как «Холодная война» подошла к концу. Прекращение поддержки ФРЕЛИМО со стороны Советского Союза заставило мозамбикское руководство искать новых партнеров на Западе. В свою очередь, американские и европейские политические круги поняли, что лучше иметь дело с «перевоспитавшимися» представителями действующей мозамбикской элиты, чем с повстанцами из РЕНАМО.

Новая гражданская война как реальность Мозамбика
- Афонсу Длакама

Президент Мозамбика Жоаким Чиссано пошел на переговоры с руководством РЕНАМО. В 1992 году было заключено долгожданное перемирие, положившее конец пятнадцатилетней кровавой гражданской войне в Мозамбике. РЕНАМО легализовалась в качестве оппозиционной политической партии, а его лидер Афонсу Длакама стал принимать участие в президентских выборах. Он баллотировался на пост президента страны в 1994, 1999, 2004 и 2009 годах. Участие Длакамы в президентских выборах сопровождалось различными эксцессами. Например, РЕНАМО не признало итоги выборов 1999 года. Активисты Мозамбикского национального сопротивления провели многочисленные акции протеста, несколько представителей оппозиции при странных обстоятельствах погибли в тюрьме после задержания. Но в фазу активных боевых действий эти массовые выступления тогда все же не переросли.

Долгое время руководители РЕНАМО не теряли надежду на то, что рано или поздно они придут к власти в результате выборов, так как население страны разочаруется в проводимой ФРЕЛИМО политике. Но легальная политическая борьба так и не принесла партии РЕНАМО долгожданной победы. Более того, после обнаружения на территории Мозамбика газовых месторождений и начала их эксплуатации, позиции ФРЕЛИМО стали укрепляться. Одновременно началось и ужесточение политического режима в стране. В результате, в 2012 году активисты РЕНАМО начали вступать в столкновения с правительственными силами. Партия выразила желание возродить свои вооруженные формирования и учебно-тренировочные лагеря, объясняя это стремлением «противостоять диктатуре ФРЕЛИМО». Так началась новая фаза обострения внутриполитической обстановки в Мозамбике.

Новая гражданская война как реальность Мозамбика
- президент Филипе Ньюси

В 2013-2014 гг. продолжались вооруженные столкновения между силами РЕНАМО и правительственными войсками. В новейшую историю Мозамбика они вошли под названием «мятеж низкой интенсивности», потому что до накала обстановки по примеру эпохи гражданской войны этим столкновениям все же было далеко. 15 октября 2014 г. новым президентом Мозамбика был избран представитель ФРЕЛИМО Филипе Ньюси, с 2008 по 2014 годы занимавший пост министра обороны страны и, таким образом, являвшийся одним из непосредственных руководителей подавления выступлений РЕНАМО. Оппозиция результаты выборов не признала, что повлекло за собой новую эскалацию насилия. 14 июня 2015 года боевики РЕНАМО напали на позиции мозамбикской военной полиции в провинции Тете, в результате чего погибли 45 бойцов правительственных войск. Афонсу Длакама поспешил заявить о том, что лично отдал приказ о нападении. Таким образом, гражданская война в Мозамбике фактически возобновилась, пусть и в менее активной форме, чем до 1992 года.

Афонсу Длакама признался, что «устал от политических игр ФРЕЛИМО». На самом деле, за этими словами повстанческого лидера чувствуется глубокое разочарование – РЕНАМО так и не смогло превратиться в серьезную политическую партию, которая могла бы «откусить» хотя бы небольшую часть власти у ФРЕЛИМО. Мозамбикское руководство, поддерживаемое Западом, чувствует свою силу и более не намерено считаться с РЕНАМО. В современной ситуации Западу нет смысла оказывать финансовую, военную, организационную поддержку РЕНАМО, так как ФРЕЛИМО предстает более серьезным и обстоятельным партнером. Многие страны и корпорации имеют в Мозамбике устойчивые экономические интересы, и гражданская война в этом государстве совершенно не входит в их планы. Другое дело, если такие влиятельные игроки как США или Китай решат «делить» свои сферы влияния на Африканском континенте. Тогда кто-то из них вполне сможет вспомнить о повстанцах и повстанческих армиях.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. knn54 7 января 2017 07:04
    Вместе с газом в Мозамбик придет война-удивляться нечему.
    Автор опустил один момент-в Анголе и Мозамбике оппозицию поддерживал и КНР-в пику СССР. Так что фраза "если такие влиятельные игроки как США или Китай решат «делить» свои интересы" объясняет многое...если не ВСЁ.
  2. mitrich 7 января 2017 09:45
    Вот нам то туда ввязываться не стоит. А на манер китайской обезьяны, сидеть и наблюдать.
    1. Нормаль ок 7 января 2017 11:10
      Цитата: mitrich
      Вот нам то туда ввязываться не стоит. А на манер китайской обезьяны, сидеть и наблюдать.

      В том-то и дело, что Китай в Африке не "сидит наблюдая", а активно действует.
      1. Авиатор_ 7 января 2017 15:23
        Китай до 1985 активно готовил афганских басмачей, только с провозглашением "нового мЫшления" прекратил.
  3. parusnik 7 января 2017 10:11
    Интересно, какое сейчас влияние и политический вес имеет Россия в Мозамбике..
    1. Авиатор_ 7 января 2017 15:21
      Никакого не имеет
    2. mcqway 7 января 2017 20:35
      Имеем. Хотя и не такое, как в 77-80-е годы. Наши там были, есть и будут. Хоть теперь как гражданские лица. (но все бывшие :))
  4. максим1987 7 января 2017 10:14
    Цитата: mitrich
    Вот нам то туда ввязываться не стоит. А на манер китайской обезьяны, сидеть и наблюдать.

    да у нас ни флота океанского толком не осталось, ни бабок чтоб так далеко проецировать свои интересы
    1. Сергей-8848 7 января 2017 16:16
      Нужны они нам были лишь как ПБ, ну и, в том числе, как флагманы соцдвижения (За это мы их и учили). С тем самым социализмом (подкрепляемым финансами), у нас что-то не заладилось. Однако не все президенты африканских республик вовремя успели перестроиться и найти себе братана среди американской элиты. В итоге,после того, как мы и кубинцы их бросили (а США о них и не знали), ребята были предоставлены сами себе. Пусть режут себя всласть, как в Сомали, а остатки - к Ангеле. Уж она всех приютит.
  5. rotmistr60 7 января 2017 11:56
    Спасибо автору, что расписал политическое состояние этой страны. Сколько помню себя с юности (конец 60-х, 70-е года) всегда на слуху была эта страна. Короче говоря война за Африку продолжается.
  6. Moryarty 7 января 2017 16:31
    Африка пока ещё не разделена на сферы влияния между мировыми державами. Но раздел уже начинается, в частности укрепляет свое влияние Китай.
    Думая, что в ближайшие 20 лет Африка будет полыхать в войнах и революциях, как сейчас Ближний Восток (Ближний Восток почти поделили, а Африку нет), так как будет большой раздел Африки. Парадокс в том, что Африка была последний континентом, который окончательно колонизировали европейцы. А сейчас это последний континент, который не разделён на сферы влияния.
  7. КИБЕРНИНДЗЯ 7 января 2017 18:52
    Нормальная такая оппозиция в Африке и у арабов,вооруженная и беспощадная...Такую же оппозицию в ЕС и США надо-глоболизация япти...
Картина дня