Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)


В реальных боевых действиях «Торнадо» впервые задействовались в 1991 году, во время антииракской операции «Буря в пустыне». На долю экипажей истребителей-бомбардировщиков выпали наиболее сложные задачи нанесения ударов по аэродромам, хорошо прикрытым зенитной артиллерией и борьба с иракскими ЗРК. Перехватчики Tornado ADV также участвовали в войне, осуществляя патрулирование воздушного пространства над территорией Ирака и Саудовской Аравии и сопровождение ударных машин, но ни одного иракского самолёта они не сбили.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)



Свои боевые самолёты в зону конфликта отправили Великобритания и Италия. Британские «Торнадо» базировались на авиабазах Табук и Дахран в Саудовской Аравии (24 единицы), Муххарак в Бахрейне (24 единицы). Восемь итальянских машин летали с аэродрома Абу-Даби в ОАЭ.

Для нанесения ударов по иракским авиабазам применялись несбрасываемые кассеты JP-233 с противоаэродромными бомбами и минами, а для борьбы с ЗРК и РЛС — противорадарные ракеты ALARM и HARM. Уничтожение укреплённых железобетонных самолётных ангаров, командных пунктов ПВО и узлов связи осуществлялось управляемыми 454 и 908 кг авиабомбами с лазерным наведением.

Первый боевой вылет на бомбардировку иракских авиабаз состоялся ночью 17 января 1991 года. Эскортирование ударных машин осуществлялось истребителями Tornado F.3 и F-15C. В этом вылете «Торнадо» потерь не понесли. Но утром того же дня один Tornado GR.1 из состава звена, отправленного на бомбардировку авиабазы Шайбах, был сбит огнём 57-мм зениток. Вечером 17 января над этой же авиабазой при попытке нанесения удара кассетами JP233 на предельно малой высоте зенитки сбили ещё один британский «Торнадо». В этот день один истребитель-бомбардировщик получил серьёзные повреждения в результате попадания 23-мм снаряда, но сумел дотянуть до своего аэродрома.

20 января стал «чёрным днём» для «Торнадо», при нанесении удара по иракской авиабазе Мухаррак британцы потеряли сразу три машины. Считается, что один самолёт разбился в результате технической неисправности, один был сбит ЗРК, а ещё один «Торнадо» стал жертвой иракского МиГ-29.

После этого случая командование RAF пересмотрело тактику применения истребителей-бомбардировщиков. Упор был сделан на нанесение ударов американскими управляемыми бомбами с лазерным наведением Paveway II. Наведение бомб на цель осуществлялось наземными диверсионными группами или с самолётов целеуказания. В качестве последних англичане использовали спешно переброшенные в зону боевых действий устаревшие бомбардировщики «Буканир» с американскими лазерно-телевизионными контейнерами Westinghouse AN/ASQ-153/AN/AVQ-23 Pave Spike.

Несколько Tornado GR.1 несли контейнеры лазерной тепловизионной обзорно-прицельной системы TIALD. Благодаря наличию ночного тепловизионного канала эта аппаратура весьма эффективно использовалась в тёмное время суток. Сброс управляемых бомб осуществлялся с пологого пикирования в диапазоне высот 4000-7000 метров.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)


22 января в районе Аль Ратбаха восемь «Торнадо» попали под обстрел из 100-мм зенитных орудий КС-19. В итоге этим раритетным зениткам удалось сбить один самолёт, а остальным пришлось спешно избавиться от бомбовой нагрузки. Спустя сутки ещё один британский самолёт стал жертвой мобильного ЗРК малой дальности «Оса» во время бомбардировки моста через Евфрат.

Шаблонность действий привела к потерям 14 февраля 1991 года. За день до этого шесть бомбардировщиков Tornado GR.1 в сопровождении истребителей F-15C и самолётов РЭБ EF-111А атаковали авиабазу Эль-Таккадум. Следующий боевой вылет состоялся по тому же маршруту и на той же высоте, к чему система ПВО авиабазы оказалась готова. Иракские расчёты ЗРК, обнаружив приближающиеся самолёты визуально, до последнего момента не включали станции наведения и внезапно атаковали загруженные бомбами «Торнадо» с двух разных позиций. В результате налёт был сорван, пилотам истребителей-бомбардировщиков пришлось сбрасывать бомбы не прицельно и уходить на малую высоту. Однако выполнить манёвр уклонения успели не все, один самолёт был повреждён в результате близкого взрыва боевой части зенитной ракеты. Пилот попытался уйти из под огня, но вскоре его самолёт настигла вторая ЗУР. При этом оператор вооружения погиб, а командиру удалось катапультироваться, после чего он попал в плен.

После окончания кампании британцы официально признали потерю восьми «Торнадо» от воздействия иракской ПВО. С учётом того, что в боевых вылетах участвовало 48 самолётов этого типа, всего RAF потеряли 12% парка. Примерно такое же соотношение потерь было у итальянцев. Из 8 имевшихся в их распоряжении истребителей-бомбардировщиков один был перехвачен иракским МиГ-23М во время первого боевого вылета в ночь с 16 на 17 января. Итальянским пилотам так и не удалось освоить дозаправку в воздухе и в дальнейшем они бомбили цели на переднем крае или в ближнем тылу противника, применяя в основном свободнопадающие бомбы.

Ещё несколько самолётов получили серьёзные повреждения от зенитного огня или разбились при возвращении на свои базы. Так, в январе 1991 года, возвращаясь из ночного вылета, один Tornado GR.1 промазал мимо ВПП саудовской авиабазы Табук. Лётчики остались живы, но самолет, получивший сильные повреждения, не был восстановлен. Сильно пострадавший самолёт разобрали и вывезли в Великобританию, где он до 2005 года хранился в ангаре одной из авиабаз.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)


Именно «Торнадо» понесли наибольшие потери среди всех типов боевых самолётов многонациональных сил. Причин этому было несколько. В первые дни после начала антииракской кампании экипажи «Торнадо» пытались наносить удары с малых высот, однако столкнулись с сильным противодействием малокалиберной зенитной артиллерии. Выявилось несовершенство встроенной бортовой системы РЭБ, и для прикрытия ударных «Торнадо» пришлось привлекать американские EF-111А и подвешивать станции постановки помех на эскортные истребители Tornado F.3. Кроме того, выяснилось, что даже ненагруженные бомбами «Торнадо» неспособны выполнять противозенитные и противоракетные манёвры с такой же интенсивностью, как и истребители-бомбардировщики «Ягуар», не понёсшие невосполнимых потерь.

В результате британское командование при планировании авиаударов перешло к полётам на средних высотах. Но для сохранения результативности на должном уровне пришлось использовать дорогостоящие управляемые авиационные боеприпасы, организовать дополнительное прикрытие самолётами радиоэлектронного подавления, выделять наряд сил для борьбы с ЗРК и организовывать внешнее целеуказание и дополнительную разведку. Примерно 10% боевых вылетов оказались сорваны по причине отказов сложного радиоэлектронного оборудования – ПНРК и систем РЭБ. Иракская кампания 1991 года выявила уязвимость истребителей-бомбардировщиков, столкнувшихся с не подавленной полностью системой ПВО.

В то же время после осмысления боевого опыта экипажи «Торнадо» показали высокую боевую результативность при борьбе с точечными и укреплёнными целями. Большую роль эти самолёты сыграли в деле уничтожения мостов, по которым осуществлялся отвод иракских войск из Кувейта. Также на их счету несколько разбомбленных командных пунктов, узлов связи и позиций ЗРК. Командование RAF в зоне Персидского залива отмечало важную роль в деле поиска целей и планирования авиаударов полётов разведчика Tornado GR.1А. Экипаж этого самолёта выполнял весьма рискованные миссии, закончившиеся, впрочем, благополучно.

Но к заявлениям об уничтожении на иракских аэродромах десятков боевых самолётов надо относиться осторожно. Незадолго до начала боевых действий вдоль ВПП иракских авиабаз в качестве ложных целей было выставлено большое количество неисправных, устаревших и выработавших свой ресурс самолётов постройки 50-60-х годов: МиГ-21Ф-13, Су-7Б, Ил-28, «Хантер» и Ту-16. На них-то в основном и пришелся удар авиации многонациональных сил. Иракские боевые самолеты, представлявшие боевую ценность: МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, Су-22, Су-24 и Су-25 в основном были рассредоточены на второстепенных аэродромах на севере страны и спрятаны в замаскированных укрытиях.

В 1993 году 6 Tornado GR.1, размещённые на кувейтской авиабазе Али Эль Салем (Ali Al Salem Air Base), участвовали в обеспечении бесполётной зоны над Ираком. Как следует из отчёта, опубликованного британским военным ведомством, в декабре 1998 года эти истребители-бомбардировщики в рамках операции «Лис Пустыни» уничтожили иракский зенитно-ракетный дивизион не названного типа. При этом по «Торнадо» было запущено 6 ЗУР из 8 имевшихся на огневой позиции, но истребители-бомбардировщики потерь не понесли. Скорее всего речь шла о ЗРК С-125.

В 1999 году британские, итальянские и немецкие «Торнадо» участвовали в агрессии против Югославии. В операции задействовались ударные машины, постановщики помех и разведчики. Германские Tornado ECR прикрывали бомбардировщики помехами, а также наносили удары противорадиолокационными ракетами по сербским радарам и ЗРК, запустив 115 ракет AGM-88 HARM. Эта операция стала последней для модификации Tornado GR.1. После этого все британские истребители-бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности были переделаны в ударные GR.4 и разведчики GR.4А. Опыт боевых действий на территории бывшей Югославии заставил расширить номенклатуру управляемых средств вооружения в арсенале британских «Торнадо».

В 2000-х самолёты «Торнадо» ВВС ФРГ неоднократно участвовали в крупных международных учениях, в том числе на территории США. В 2004 году немецкие Tornado IDS имитировали прорыв российских Су-24М во время совместных учений на Аляске.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Tornado IDS из состава 31-й истребительно бомбардировочного авиакрыла взлетает с авиабазы Эилсон на Аляске

В 2007 году самолёты Люфтваффе участвовали в совместных манёврах с американскими истребителями в центре боевого применения ВВС США Эдвардс в Неваде. Отработка боевого применения вооружения самолётов Люфтваффе происходит на авиационном полигоне неподалёку от авиабазы Холломан (Holloman Air Force Base) в Нью-Мексико. Авиабаза Холломан является постоянным местом боевой подготовки немецких пилотов.

В 21-м веке оставшиеся в строю истребители-бомбардировщики приняли активное участие в разного рода «антитеррористических» и «миротворческих» кампаниях, проводимых под предводительством США. Британские Tornado GR.4 активно использовались в 2003 году в Ираке, увеличив долю применяемых высокоточных боеприпасов.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Спутниковый снимок Google earth: обломки иракских бомбардировщиков Ту-16 и Ту-22 на авиабазе Эль-Хаббания

Одной из наиболее успешных операций британских ВВС в Ираке считается уничтожение иракского аэродрома Эль-Хаббания, где базировались истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, бомбардировщики Ту-16 и Ту-22. Точечными ударами УАБ удалось уничтожить рулёжные дорожки на выходе из железобетонных ангаров и бомбардировщики на стоянках. Впрочем, к тому моменту иракские Ту-16 и Ту-22 уже давно не подымались в воздух и боевой ценности не представляли.

Если в Югославии «Торнадо» несли примерно 25% «умных бомб» от всего веса боевой нагрузки, то спустя четыре года в Ираке этот показатель увеличился до 85%. 23 марта 2003 года один Tornado GR.4 был неправильно идентифицирован, принят за иракский боевой самолёт и сбит зенитной ракетой ЗРК Patriot, при этом оба члена экипажа погибли.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Tornado GR.4 над Ираком


В 2007 году шесть немецких разведывательных Tornado ECR из состава 51–го авиакрыла разведки прибыли в Афганистан на авиабазу Мазари-Шариф. Они занимались воздушным патрулированием и несли аппаратуру постановки помех для инициирования радиоуправляемых самодельных взрывных устройств, которые талибы закладывали на дорогах в ожидании конвоев НАТО.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Итальянский «Торнадо» над Афганистаном


В Афганистане самолеты Люфтваффе пробыли до ноября 2010 года. Немецкие «Торнадо» в Афганистане сменили итальянские самолёты-разведчики Tornado IT-ECR, выполнявшие там сходные миссии.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Tornado IDS ВВС Саудовской Аравии


В ноябре 2009 года Tornado IDS ВВС Саудовской Аравии, модернизированные до уровня GR.4, впервые нанесли удары по целям на севере Йемена. Саудовские самолёты действуют с авиабазы Король Халиб (King Khalid AB) в окрестностях города Хамис-Мушаит. Эта авиабаза находится всего в сотне километров от границы с Йеменом. С тех пор истребители-бомбардировщики совершили десятки боевых вылетов, но их роль в воздушных операциях постепенно уменьшается. Во многом это связано с нехваткой запчастей и износом самолётов. Ещё в 2010 году с десяток наиболее потрёпанных «Торнадо» стали «донорами» для машин, находящихся в строю.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Спутниковый снимок Google earth: саудовские «Торнадо» на авиабазе Табук

По данным Military Balance 2016, в RSAF имеется более 60 ударных «Торнадо», но значительная часть машин на пределе эксплуатационного ресурса и в настоящий момент интенсивность их полётов снизилась. Саудовские ВВС находятся в процессе перевооружения, основными ударными машинами считаются F-15SА, а «Торнадо» готовят к списанию. Сообщается, что списание первых саудовских Tornado ADV произошло в 2007 году. Вместо модернизации устаревающих перехватчиков RSAF предпочли закупить в Великобритании истребители Eurofighter Typhoon, а списанные истребители были возвращены фирме-производителю.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Tornado ADV ВВС Саудовской Аравии


В начале 2009 года несколько Tornado GR4 прибыли на афганский аэродром Кандагар, чтобы заменить 9 СВВП Harrier GR.7, развернутые там с ноября 2004 года. В операциях против талибов британские «Торнадо» активно применяли УАБ Paveway IV. Летом 2010 года группировка «Торнадо» в Кандагаре была усилена ещё несколькими ударными машинами. Британские истребители-бомбардировщики завершили свои операции в Афганистане в ноябре 2014 года, совершив более 600 боевых вылетов.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Британский Tornado GR4 в Кандагаре


18 марта 2011 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил, что «Торнадо» и «Тайфуны» будут вести контроль бесполётной зоны над Ливией. В авиаударах по ливийским объектам также принимали участие итальянские «Торнадо». Самолёты ВВС Великобритании и Италии действовали с авиабаз в Сицилии и на Мальте. В ряде случаев осуществлялась дозаправка от КС-135 ВВС США. В общей сложности «Торнадо» применили около 700 управляемых бомб и ракет. В первую очередь уничтожались объекты ливийской ПВО и аэродромы, находившиеся под контролем правительственных сил.

В августе 2014 года британские Tornado GR4 присоединились к американским рейдам против исламистов в Ираке. Первоначально это были только разведывательные полёты, но с конца сентября 2014 до марта 2015 года британские бомбардировщики совершили 159 ударных миссий. С декабря 2015 года британская авиация наносит удары по целям на севере Сирии.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Спутниковый снимок Google earth: Tornado ECR на авиабазе Инжирлик


В декабре 2015 года Германия направила несколько разведывательных Tornado ECR для участия в действиях коалиции США против террористов в Сирии. Самолёты-разведчики в сопровождении военно-транспортного А-400М с 40 военнослужащими на борту 10 декабря прибыли на турецкую базу НАТО Инжирлик (Incirlik AB). Согласно информации, опубликованной в немецких СМИ, «Торнадо» во время их полётов над Сирией несколько раз сопровождали истребители ВКС РФ.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Подготовка к боевому вылету Tornado GR.4 на авиабазе Акротири


Летом прошлого года была опубликована информация, что истребители-бомбардировщики Tornado GR.4 и БЛА Reaper ВВС Великобритании поразили несколько целей на севере Ирака. Они осуществляли поддержку с воздуха иракских правительственных войск в районе Эль-Фалуджи 22-25 июня 2016 года. На следующий день самолеты «Торнадо» уничтожили крылатыми ракетами Storm Shadow бункер террористов на западе Ирака.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Заправка в воздухе Tornado GR.4 от самолета-заправщика Airbus A330 MRTT Voyager

Это был первый известный случай, когда ВВС Великобритании применили ракеты MBDA Storm Shadow в боевых условиях. Самолеты RAF, действующие в Ираке, базируются на авиабазе Акротири (Akrotiri AB) на Кипре. В ходе боевых вылетов с Кипра истребители-бомбардировщики дозаправлялись в воздухе от самолета-заправщика Airbus A330 MRTT Voyager.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Спутниковый снимок Google earth: самолёты Tornado GR.4 и Eurofighter Typhoon на авиабазе Акротири

В ноябре 2014 года Италия объявила о размещении в Кувейте на авиабазе Ахмед Эль Джабер (Ahmed Al Jaber Air Base) четырёх «Торнадо» для выполнения разведывательных полётов над Ираком. Хотя сами самолёты-разведчики оружия не несли и непосредственно в авиаударах участия не принимали, их вклад трудно переоценить. Разведданные с модернизированных Tornado IT-ECR в режиме реального времени по закрытому каналу транслировались в американский координационный центр, развёрнутый в Кувейте на авиабазе Али Салем (Ali Al Salem Air Base) и использовались при планировании и координации ударных миссий американских истребителей F-16C/D и штурмовиков A-10C.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)

Спутниковый снимок Google earth: итальянские самолёты-разведчики Tornado IT-ECR и американские истребители F-16C/D и штурмовики A-10C на авиабазе Ахмед Эль Джабер

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» с изменяемой геометрией крыла, созданный в конце 70-х, оставил заметный след в истории авиации, и он до сих пор играет важную роль в ВВС стран НАТО. До появления Eurofighter Typhoon это был, пожалуй, самый совершенный боевой самолёт европейского производства, состоящий на вооружении НАТО. Однако оценить его однозначно очень сложно. «Торнадо» в варианте дальнего перехватчика ПВО из-за скромных манёвренных возможностей и дороговизны большого распространения не получил. А истребитель-бомбардировщик, оснащённый совершенным БРЭО и мощным ударным вооружением, являлся весьма дорогим в производстве и эксплуатации.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 6)


Можно констатировать, что надежды НАТОвских стратегов относительно возможности беспрепятственно действовать, совершая полёты на малой высоте, в условиях развитой советской системы ПВО в Европе не оправдались. Гораздо более слабая ПВО Ирака сумела нанести эскадрильям «Торнадо», развёрнутым в зоне Персидского залива, значительные потери, и это при полном господстве в воздухе авиации антииракской коалиции и тотальном превосходстве в средствах РЭБ. Бортовые системы радиоэлектронного подавления британских Tornado GR.1 оказались не эффективны, а маловысотные броски пресекались зенитной артиллерией. В итоге «Торнадо» под прикрытием американских истребителей и самолётов радиоэлектронной борьбы наносили удары со средних высот. Понятно, что с этим бы справились гораздо более простые и недорогие бомбардировщики.

Британцы после «Бури в пустыне» сделали соответствующие выводы и первыми среди других стран-эксплуатантов этого самолёта приступили к модернизации своих «Торнадо». Однако к тому моменту военно-политическая ситуация в мире изменилась: после распада «Восточного блока» и Советского Союза риск глобального вооруженного столкновения в Европе снизился до минимума. Тем не менее, в отличие от других европейских ударных машин - «Ягуара» и «Альфа Джета» ВВС Великобритании, ФРГ и Италии не отказались от «Торнадо», вложив в модернизацию самолётов немалые деньги. Это стало возможно благодаря значительному ресурсу планера и большому модернизационному потенциалу самолёта, производство которого завершилось в 1993 году.

Но всему приходит конец, и время этого «реликта холодной войны» заканчивается. Уже сейчас повсеместно выведены из эксплуатации перехватчики Tornado ADV. В RAF истребители-бомбардировщики планируют списать после 2019 года, по мере поступления F-35 Lightning II. В ФРГ и Италии самолёты прослужат дольше, по крайней мере, замены разведывательным вариантам и постановщикам помех пока не предвидится. Крайней датой вывода из эксплуатации называется 2025 год, к тому моменту большая часть самолётов окончательно выработает свой ресурс. Но и сейчас с боеготовностью «Торнадо» в Люфтваффе всё далеко не безупречно. Из-за разного рода неисправностей около четверти самолётов прикованы к земле. В Бундестаге неоднократно выражалось мнение, что значительные финансовые ресурсы, направляемые на поддержание старых машин, можно было бы направить на социальные нужды. Однако этому противиться американцы, так как немецкие «Торнадо» являются носителями американских ядерных бомб В61, до сих пор хранящихся в ФРГ.

Продолжение следует...

По материалам:
http://www.aeroflight.co.uk
http://www.aerospaceweb.org/aircraft/fighter/tornado_adv/
http://www.aeroflight.co.uk/types/international/panavia/tornado/Tornado_IDS.htm
http://www.urbanghostsmedia.com/2016/02/mrca-panavia-tornado-prototypes-pre-production-aircraft-raf/
http://www.globalaviationresource.com/reports/2011/gulfwar20th1.php
http://www.dailymail.co.uk/news/article-2723326/UK-bomb-Iraq-fanatics-says-Fox-Ex-Defence-Secretary-calls-RAF-join-US-blitz-Islamists.html

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Комментарий был удален.
  2. амурец 7 января 2017 07:06
    Но всему приходит конец, и время этого «реликта холодной войны» заканчивается. Уже сейчас повсеместно выведены из эксплуатации перехватчики Tornado ADV. В RAF истребители-бомбардировщики планируют списать после 2019 года, по мере поступления F-35 Lightning II. В ФРГ и Италии самолёты прослужат дольше, по крайней мере, замены разведывательным вариантам и постановщикам помех пока не предвидится

    Сергей! Спасибо за описание жизненного пути эпохальной машины.
  3. Громобой 7 января 2017 08:31
    Летом прошлого года была опубликована информация, что истребители-бомбардировщики Tornado GR.4 и БЛА Reaper ВВС Великобритании поразили несколько целей на севере Ирака. Они осуществляли поддержку с воздуха иракских правительственных войск в районе Эль-Фалуджи 22-25 июня 2016 года. На следующий день самолеты «Торнадо» уничтожили крылатыми ракетами Storm Shadow бункер террористов на западе Ирака.
    Кстати,на оф.сайте британской армии они регулярно освещают работу своих "Торнадо" совместно со "Жнецами".Примерно вот так это выглядит через машинный перевод:
    Два Tornado GR4s и жнец патрулировали над городом в четверг 29 декабря. Жнец использовал свои передовые датчики для важной задачи сканирования для любого знака гражданских лиц, которые могут быть поставлены под угрозу в результате боевых действий. Она также оказывала помощь наблюдения для воздушных атак пяти коалиции, обрушившихся две связи башни, ступки, транспортным средством и безоткатное противотанковую пушку, а также проведения трех успешных атак, используя свои собственные Hellfire ракеты против минометного команды стрельбы из опушке и две группы боевиков террористических, расположенных на юго-востоке Мосула. Tornados тем временем использовали ракету Brimstone уничтожить тележку нагруженные оружием на улице в восточной части Мосула, и Paveway IV управляемые бомбы против позиции артиллерии спрятаны среди деревьев в парковой зоне на севере Мосула. В GR4s затем поставлена ​​задача лететь на запад, в Сирию, чтобы иметь дело с террористической артиллерийского орудия, установленного на прицепе, который был идентифицирован пару милях к северу от Пальмиры. Оружие было уничтожено прямым попаданием из Серы.https://www.gov.uk/government/news/update-air-str
    ikes-against-daesh
  4. avt 7 января 2017 10:00
    Ну как то ...красиво. good И вывод собственно не особо оспоришь
    Можно констатировать, что надежды НАТОвских стратегов относительно возможности беспрепятственно действовать, совершая полёты на малой высоте, в условиях развитой советской системы ПВО в Европе не оправдались.
    Можно, да собственно и нужно, поскольку иначе никак , строить какие угодно тактические схемы и заказывать под них технику, но всё одно -реальное применение в бою расставит всё на свои места .
    Шаблонность действий привела к потерям 14 февраля 1991 года.
    request Ну а это реально неистребимо ни в одной Армии Мира request Всё одно повторяют раз за разом , особенно когда в силу экономии средств обрезают боевую подготовку , максимально приближённую к боевой. Понятно что дорого, понятно что убивается ресурс задействованной техники , но обратная сторона - реальные боевые потери вплоть до срыва выполняемой задачи. Ну и что у нас дальше ? ,,Тайфун"?Но тогда непременно в противопоставлении ,,Рафалю" Я сказал -,,Рафалю!!bully
    avt
    1. Bongo 7 января 2017 10:33
      Цитата: avt
      Но тогда непременно в противопоставлении ,,Рафалю"

      Увы противопоставления не будет, хотя наверное было бы и интересно. Но для этого надо делать отдельную статью, что в связи с дефицитом времени весьма проблематично. Возможно в будущем...
      1. avt 7 января 2017 11:42
        Цитата: Bongo
        Но для этого надо делать отдельную статью, что в связи с дефицитом времени весьма проблематично. Возможно в будущем...

        "А хотябы я и жадничаю, зато от чистого сердца!
        bully Но Вы правы - это пожалуй реально другая тема с точностью до наоборот, скорее типа -,,Как франки отбиваются от совместных проектов боевых самолётов", ну или ,,Франки в борьбе за звание авиационной державы против совместных проектов боевых аэропланов" bully
        avt
  5. demiurg 7 января 2017 11:03
    Ни одной фотографии без подвесных баков.
    Кстати, а что висит на внешних подвесах?
    Но красивый. Не сумевший ни в истребителя, ни в бомбардировщика, но все равно красивый.
    1. Razvedka_Boem 8 января 2017 08:40
      Кстати, а что висит на внешних подвесах?

      Похоже на ФАБ по 2000 фунтов.
  6. sivuch 7 января 2017 11:32
    Сергей ,привет
    Статья ,конечно ,серьезная ,но ты ,все-таки ,посмотри на artofwar.ru статью Крылья ,сломанные бурей (Поломарчук ?) .В комментариях и я немного поучаствовал .В частности ,он пишет ,что безвозвратные потери у французских Ягуаров все-таки были и сомневается по поводу Миг-23М . Если учесть ,что последний -мой любимый ЛА ,то меня это особенно заинтересовало .Но ,похоже ,он все-таки прав .
    1. Bongo 7 января 2017 12:02
      Цитата: sivuch
      Сергей ,привет

      Привет, Игорь!
      Цитата: sivuch
      посмотри на artofwar.ru статью Крылья ,сломанные бурей (Поломарчук ?) .В комментариях и я немного поучаствовал .В частности ,он пишет ,что безвозвратные потери у французских Ягуаров все-таки были и сомневается по поводу Миг-23М . Если учесть ,что последний -мой любимый ЛА ,то меня это особенно заинтересовало .Но ,похоже ,он все-таки прав .

      Сложный вопрос, это как считать...Ещё до официального начала компании был потерян один "Ягуар" над Кувейтом. Опять же, считать ли безвозвратными потерями сильно повреждённые машины которые не стали восстанавливать, или разбившиеся по техническим причинам? Я опирался на официальные отчёты британцев и французов. проверяя информацию в разных источниках, что конечно не означает 100% достоверность.
  7. OSTup bender 7 января 2017 20:00
    Хорошая серия статей.за такие статьи и ценю этот сайт.плохо,что их все меньше.
  8. AlexanderBrv 7 января 2017 23:34
    Британцы явно поторопились отказавшись в 2007 году от более простых, дешёвых и надежных Ягуаров GR.Mk.3. А с новыми F-35 далеко не всё однозначно.
  9. voyaka uh 8 января 2017 00:42
    В целом, неудачный проект. У одномоторного малыша Ф-16 все лучше: вся авионика, и прицельный пилон, и пилон РЭБ. Ф-16 спокойно прорывали ПВО на предельно низкой высоте, подавляя радары,
    и точно бомбили.
    С Торнадо, как и с Еврофайтером: долгое утверждение концепта, долгое проектирование, долгий ввод в строй, устаревшая авионика. no Оп, уже новое поколение - опять опоздали... sad
    1. ydjin 8 января 2017 07:53
      Цитата: voyaka uh
      В целом, неудачный проект. У одномоторного малыша Ф-16 все лучше: вся авионика, и прицельный пилон, и пилон РЭБ. Ф-16 спокойно прорывали ПВО на предельно низкой высоте, подавляя радары,
      и точно бомбили.
      С Торнадо, как и с Еврофайтером: долгое утверждение концепта, долгое проектирование, долгий ввод в строй, устаревшая авионика. no Оп, уже новое поколение - опять опоздали... sad

      Вот надеюсь ув. Вояка вы нам через пару лет раскажите про свои суперпупервундервафли лайтнинги F-35 израильских ВВС. Думаю много интересного услышим!
      1. voyaka uh 8 января 2017 11:56
        Всегда к Вашим услугам! fellow
  10. ydjin 8 января 2017 07:22
    Весь боевой путь евросамолётов проходил в тепличьных условиях борьбы с многократно более слабым противником. Боюсь предположить что бы с ними случилось в случае реального столкновения с военой Машиной СССР, думаю что не долго бы летали! А так да, машинка неплохая!
    1. Zaurbek 8 января 2017 20:52
      Вполне себе машина своего времени, аналог наших Су-17 и Су-24, с поправкой на возможности западной европы в электронике и двигателестроении, а как истребитель-не знаю, Поздние версии МиГ-23МЛД и МиГ-29 распотрошили бы Торнадо в пух и прах...
  11. паниковский 8 января 2017 19:04
    Всё это жутко весело, но Panavia Tornado повсеместно снимается с вооружения, как архаичный аэроплан.
    1. Zaurbek 8 января 2017 21:13
      Так и Су-17/24 и МиГ-23 сняты с производства и Ф-16 вот вот снимут...Но Су-24 вон как зажигают в Сирии.
      1. Bongo 9 января 2017 14:09
        Цитата: Zaurbek
        Так и Су-17/24 и МиГ-23 сняты с производства и Ф-16 вот вот снимут...Но Су-24 вон как зажигают в Сирии.

        МиГ-23МЛД сняли с производства в 1985 году, Су-17М4 в 1990, как и Су-24М - это всё самолёты 3-го поколения, сравнивать их с F-16, который к тому же многократно подвергался модернизации по меньшей мере странно. request
        1. Zaurbek 9 января 2017 21:21
          А вы читайте внимательнее и поймете, что речь про Торнадо... а Ф-16 для примера приведен (его тоже, как и торнадо прекращают выпускать)
        2. Zaurbek 9 января 2017 21:21
          А вы читайте внимательнее и поймете, что речь про Торнадо... а Ф-16 для примера приведен (его тоже, как и торнадо прекращают выпускать)
  12. samoletil18 9 января 2017 21:09
    Сергей! Огромное спасибо за роскошнейшие статьи.
    Что касается героя статьи, то после появления в конце 90-х подробных разборов "бури в пустыне", у меня сложилось субъективное мнение о подставлении "торнадо" на наиболее опасные задачи. С другой стороны, эти машины для этих задач и создавались. Т.е. американцы вроде бы и не причем feel . Но статистика по потерям была в их пользу.
    Респект и +, однозначно!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня