Стратегическая конница. Русская кавалерия в Прибалтике в апреле - мае 1915 г. Ч. 2

53
Именно благодаря действиям русской конницы, 30 апреля удалось вернуть Шавли. Противник был отброшен за р. Дубисса.


Ил. 1. Шавли. Брошенные германцами окопы.



Успешные бои русских войск под Шавлями привели к захвату трофеев: 28 апреля были пленены 600 человек и захвачены 9 пулеметов и 5 орудий, 29 апреля – 1 тысяча пленных, 2-3 мая – 1,5 тысячи пленных и 8 орудий [Год войны с 19 июля 1914 г. по 19 июля 1915 г. Высочайшие манифесты. Воззвания Верховного Главнокомандующего. Донесения: от Штаба Верховного Главнокомандующего, от Штаба Главнокомандующего Кавказской армией, от Морского Штаба. М., 1915. С. 349, 350, 355].


Ил. 2. Германцы, плененные под Шавлями.


Ил. 3. Шавельский район. Захваченный русскими войсками германский аэроплан.

В мае войска русской 5-й армии вели с германской Неманской армией бои местного значения. Боевые действия носили переменный характер. М. Позек отмечал что наступление и оборона, прорывы и контратаки противников чередовались в зависимости от количества войск сторон на соответствующем участке фронта. Причем он подчеркивает, что конница оказалась незаменимым родом войск [Позек М. Германская конница в Литве и в Курляндии в 1915 г. - М. - Л., 1930. С. 64].


Ил. 4. Прибалтика. Русская конница на разведке. 1915.


Ил. 5. Шавельский район. Переправа конницы через реку. 1915.

В этот период русские 2-я, 3-я и 15-я кавалерийские дивизии действовали особенно активно.

Так, германский источник особо отмечает бой 14 мая.
В этот день к 10 часам утра несколько эскадронов русской конницы у мест. Свирни в ходе конной атаки пытались прорвать позиции 2-го полка тяжелых рейтаров. Атака, проведенная «с большой лихостью» была отражена в ходе комбинированного боя – стрелковым огнем и в рукопашную. Контратака 1-го полка тяжелых рейтаров (в контратаке приняли участие и подошедшие к немцам подкрепления - 2 эскадрона 6-го шволежерского полка, 2 гвардейские роты, 2 пулеметные роты, 2 роты самокатчиков) не удалась. Русские кавалеристы у мест. Савденики опрокинули 15-й гусарский полк и отряд ландштурма. Это решило участь боя - полкам тяжелых рейтаров вновь пришлось отойти, причем, несмотря на первоначальные успехи под Лидовяны [Позек М. Указ соч. С. 77].

Немецкий источник особо акцентирует внимание на факте утраты тяжелой батареи – четыре 105-мм орудия попали в руки русских. Потери германской 3-й кавалерийской дивизии лишь за шестидневный период (11 - 16 мая) немцы оценивают в 475 человек [Позек М. Указ соч. С. 78].


Ил. 6. Погоня. Худ. Самокиш.

В ходе боев у Савденики в руки русских войск попали 7 пулеметов и 9 орудий противника [Год войны с 19 июля 1914 г. по 19 июля 1915 г. М., 1915. С. 374]

В боях у Свирне-Кубиле 15 мая отличились 3-й гусарский Елисаветградский Ее Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны и 3-й уланский Смоленский Императора Александра III полки. Очевидец вспоминал: «Еще до рассвета дивизия, кроме гусар, собралась в лесах, что тянулись в двух верстах вост[очнее] реки. Кавказские стрелки должны были овладеть тактическим ключом - имением Юзефово - и взять под обстрел всю долину и более низкий правый берег Дубиссы. Вслед за этим, держа с ними связь, должны были перейти реку и Смоленцы (3-й уланский Смоленский полк - А.О.), против д[еревни] Свирне, и казаки, у устья ручья Медусь. Елисаветградцы пока оставались в охранении по берегу… Кавказцы овладели ф[ольварком] Юзефово, затем занялись районом южнее фольварка, фланкируя этот район огнем, дабы помочь соседям перейти на прав[ый] берег. … Казаки … узнав о захвате Юзефова, лихим наступлением сбили немцев и подошли к самой деревне Гечайце. Кавказские стрелки, овладев уже более широким к югу плацдармом, перешли в дальнейшее наступление.

Елисаветградцы, бывшие в наблюдении, донесли, что немцы отошли … и уходят за окраину д[еревни] Свирне. …. Моя дивизия быстро выдвинулась и заняла участок справа от стрелков. Днем немцы перешли в контрнаступление, отбитое повсюду, кроме казаков, принужденных отойти на вост[очный] берег. К ним я пододвинул Елисаветградских гусар…. к[оманди]р Смоленцев сразу двинул два эск[адро]на в конном строю для преследования, с остальными же пошел цепями вперед. Лихая атака улан стоила им тяжелых потерь…. Обстановка создавалась критическая: немцы выходили в тыл Кавказским стрелкам… три с четвертью спешенных эскадрона, поддержанных огнем пулеметной команды, форсировали переправу и выбили спешенных Баварских кирасир (позиции перед фронтом елисаветградских гусар занимала 1-я бригада Баварской кавалерийской дивизии - А.О.)» [Воронов А. В. Ольгины гусары. Страницы полковой истории. М., 1999. С. 46 - 47]. В боях на р. Дубиссе только за 2-ю половину мая 10 офицеров 3-го гусарского полка были убиты и ранены.

Части 3-й кавалерийской дивизии и пехота выдерживали яростные германские атаки. И когда 15 мая немцы нанесли удар по стрелкам и спешенным смоленским уланам, находившихся на правом фланге позиции, для стабилизации обстановки два эскадрона 3-го уланского Смоленского Императора Александра III полка, выдвинутые из резерва, были брошены в конную атаку на занятую противником деревню. Уланы, достигнув деревни, нарвались на установленные на улицах и во дворах деревни проволочные заграждения, и были встречены сильным винтовочным и пулеметным огнем из деревенских домов. Попытка выручить улан со стороны гусар и стрелков, была подавлена огнем противника. В итоге 2 атаковавших эскадрона (3-й и 5-й) 3-го уланского Смоленского полка погибли почти полностью.


Ил. 7. 3-й уланский Смоленский полк. Групповое фото.

19 мая в бою с немецкой пехотой на р.р. Дубиссе и Шовин отличился 5-й Донской казачий войскового атамана Власова полк. Полку: «было приказано выбить противника, переправившегося через р. Дубиссу, занявшего гребень между реками Дубиссой и Ивовшей, на фронте фольв. Поддубиссе - фольв. Пошовшун - дер. Гедвилайце - фольв. Сидорошки, и перебросившего свои сторожевые части на восточный берег реки Шовши, которыми занял дер. Нечаяно-Можулойцы - Гедвилайцы. С рассветом сотни быстрым и дружным наметом сбили сторожевое охранение противника. Противник не ожидал такого быстрого и энергичного действия сотен, растерялся, открыл сначала беспорядочную ружейную и артиллерийскую стрельбу, а затем, теснимый сотнями, отброшен на западный берег Дубиссы на укрепленные позиции. Сотни заняли восточный берег, быстро окопались и удерживали их 39 часов под сильным ружейным и артиллерийским огнем, отбивая все попытки немцев переправиться снова на восточный берег, пока не были сменены другими частями. За это дело полк представлен к «Отличию на папахи с надписью - За бой против немецкой пехоты 19-го мая 1915 года на р.р. Ивовше и Дубиссе»[РГВИА. Ф. 2007. Оп. 1. Д. 38. Ч. 3].

27 мая в ходе конной атаки на германскую пехоту на р. Дубиссе у д.д. Степонкаймы – Пришмонты показала себя 2-я сотня 2-го Донского казачьего генерала Сысоева полка (2-я кавалерийская дивизия). Шел бой 79-й пехотной и 7-й Сибирской стрелковой дивизий со значительными силами противника. 2-я и 6-я сотни 2-го Донского казачьего полка через госп. дв. Ильгижи понеслись на звук боя. Развернувшись в лаву, под мощным огнем артиллерии (одновременно воздухе рвалось до 12 бризантных снарядов) преодолевая канавы, заборы, и болота, казаки мчались в атаку. Немецкие пехотинцы при виде этого зрелища начали отступление, а отставших казаки настигали – кололи и рубили. Но из высокой ржи затрещали немецкие пулеметы, и лава повернула назад. Успех атаки имел больше моральное значение, но, вместе с тем, перенос огня германской артиллерии на конницу позволил русским стрелкам продвинуться вперед, а лихость казачьей атаки придала им сил. Вечером немцы отступили на 15 верст. Потери казаков: офицер (хорунжий Чирков) тяжело ранен, 1 казак убит и 5 ранено. Потери причинены пулеметным огнем [РГВИА. Ф. 2007. Оп. 1. Д. 38. Ч. 1].

Германский источник также сообщает о конной атаке русских 27 мая севернее Жогини - 2-й батальон 258-го пехотного полка (в этом бою командир батальона был ранен) был внезапно атакован казаками, выскочившими из леса. Германский батальон, вместо того чтобы отразить атаку огнем, побежал – в итоге часть людей пострадала от холодного оружия, а часть попала в русский плен [Позек М. Указ. соч. С. 88]. В боях у Бетиголы и Шавлян немцы потеряли пленными 500 человек, а в бою у Жогини – 50 человек (еще 100 солдат были заколоты и зарублены).

Стратегическая конница.  Русская кавалерия в Прибалтике в апреле - мае 1915 г. Ч. 2

Ил. 8. Казачья атака.

По германским данным только две кавалерийские дивизии Неманской армии – 3-я и Баварская – в период 14 апреля - 29 мая понесли общие потери в 105 офицеров и 2095 унтер-офицеров и солдат [Позек М. Указ. соч. С. 88].

Войска русской 5-й армии приостановили наступление немцев в Прибалтике, что в сложившихся оперативно-стратегических условиях уже было немало.

Прибалтийский ТВД оттянул значительное количество как русских, так и германских войск – прежде всего мобильных. Прежде всего поэтому апрельско-майские бои 1915 г. в Прибалтике показательны обилием конных атак.


Ил. 9. Схватка. Худ. Самокиш.


Ил. 10. Возвращение с удачной разведки.

Как писал исследователь конных атак русской кавалерии в мировую войну И. Ф. Рубец: «…в апреле и мае конные атаки наши в Северной Литве и Курляндии насчитывались десятками» [Рубец И. Ф. Конные атаки Российской Императорской Кавалерии в Первую мировую войну – 1915 год // Военная быль. 1965. № 76. С. 45]. Это значительный процент от тех нескольких сотен конных атак, которые в мировую войну осуществила русская кавалерия. Она действовала активно, умела комбинировать бой холодным оружием и огневой бой, атаковала и конницу и пехоту противника. В боях на Дубиссе и под Шавлями особо отличились части 2-й, 3-й, 5-й кавалерийских дивизий, прежде всего 2-й лейб-гусарский Павлоградский, 3-й гусарский Елисаветградский, 5-й гусарский Александрийский, 5-й драгунский Каргопольский полки.

Немецкая же конница, часто спешиваясь, предпочитала вести огневой бой. М. Позек, описывая события 11 мая, подчеркивает, что эскадроны Лейб-драгун, перешедшие Дубиссу в авангарде 25-й кавалерийской бригады, постоянно спешивались и брались за карабин. Но когда немцы вступили в бой у дер. Градовшизна, огонь батареи и пулеметного отделения ничего не смог сделать с русской конницей [Позек М. Указ. соч. С. 71].

Шавельские бои – пример мужества и героизма солдат и офицеров кавалерии русской армии.

Так, 22 мая 1915 г. совершил подвиг приказной 3-й сотни 2-го Донского казачьего Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка А. Андреев. Документ свидетельствует: «у дер. Новиники, когда роты Глуховского пехотного полка, накануне переправившиеся через р. Дубиссу, выдерживали ожесточенные атаки немцев, хотевших во что бы то ни стало отбросить их на левый берег, а полусотня 3-й сотни помогала огнем во фланги противнику… обнаружилась недостача патронов у рот. Доставка патронов замедлилась, так как это стоило гибели уже многим солдатам – немцы сильно обстреливали переправу ружейным огнем и необыкновенно точно – тяжелыми снарядами. Тогда первым охотником вызвался приказный Андреев, а с ним пошли другие, увлеченные его примером. Они успешно подносили патроны своей пехоте, не глядя на ураганный огонь, с одного берега на другой и продолжали это до конца боя, пока немцы не прекратили атак. Подвиг Андреева и других с ним казаков, был оценен пехотным начальством и отмечен приказами, а они сами были награждены Георгиевскими крестами» [РГВИА. Ф. 2007. Оп. 1. Д. 38. Ч. 1.].

Вместе с А. Андреевым отличился и казак Юшев: «когда батальон Глуховского полка 79-й пехотной дивизии, перейдя р. Дубиссу уд. Спонденти, чрезвычайно нуждался в доставке патрон на место боя, нижние чины, урядник Ефим Коротков, приказный Василий Любимов, казаки: Тихон Лавренов, Иосиф Титарев вызвались охотниками поднести патроны названному батальону, несмотря на грозящую им почти неминуемую гибель, под действительным огнем противника, перешли р. Дубиссу и доставили патроны по назначению, чем и содействовали общему успеху» [Там же].

27 мая 1915 г. в ходе атаки 2-го Донского казачьего полка отличился подъесаул 5-й сотни В. Алентьев. Инициативный офицер возглавил атаку сотни - причем под интенсивным артиллерийским и пулеметным огнем противника. В ходе атаки погибли 3 казака сотни и 4 было ранено и контужено. Казакам удалось пленить офицера, 10 пехотинцев и санитарно-перевязочный отряд.

14 апреля казаки 58-го Донского казачьего полка у фольв. Марьянова удачно применили ручные гранаты: «урядник Ворожейкин с разъездом в пешем строю с 12 казаками был окружен пехотою противника и отстреливаясь и бросая по ним бомбы пробился сквозь неприятельскую цепь».

А 24 апреля, во время нахождения 3-й сотни при отдельной пехотной бригаде урядник Соргинов был послан на разведку с разъездом в 12 казаков на правый берег р. Дубиссы. У дер. Попортыне он увидел движение кавалерии и пехоты германцев, направлявшихся к р. Дубиссе. Послав донесение, Соргинов скрыл в лесу разъезд, а сам продолжал наблюдать за противником и тогда, когда последний был у него в тылу. Ночью, по занятой противником местности, разъезд, пробравшийся к р. Неман у м. Велионы, переправился на лодке (лошадей вел вплавь) и продолжал разведку на левом берегу Немана, посылая ценные донесения на правый берег начальнику бригады. Урядник Соргинов был награжден Георгиевским крестом.

В результате сражений у Шавли в апреле – мае 1915 года на два месяца бои в Прибалтике приняли позиционный характер. Действия русской конницы позволили временно стабилизировать оперативно-стратегическую обстановку на Прибалтийском ТВД.

Русская конница, соответственно, могла влиять на оперативную и даже стратегическую обстановку. Вместе с тем, концепция применения стратегической конницы к началу мировой войны была, к сожалению, не отработана, что сказалось на результативности действий крупных кавалерийских масс.

Эти бои не только показали, что кавалерия может эффективно влиять на успех боевых операций в рамках театра военных действий, они продемонстрировали высокую боевую выучку и героизм русской конницы – элиты русской императорской армии.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    8 января 2017 06:55
    Русская кавалерия всегда была храбрейшей на полях сражений .
    1. +3
      8 января 2017 07:33
      Цитата: Spartanez300
      Русская кавалерия всегда была храбрейшей на полях сражений .

      Ну конечно и как Россия умудрилась ту войну проиграть, с такой то кавалерией, уму не постижимо...
      1. +23
        8 января 2017 08:43
        Россия не проиграла ПМВ. Ее из нее вывели политики, заключив сепаратный мир.
        А так вместе с союзниками она пришла бы к победе - и при наличии Русского фронта, пусть даже пассивного, чуток пораньше чем в ноябре 1918 г.
        1. 0
          8 января 2017 09:53
          Цитата: армеец
          Россия не проиграла ПМВ. Ее из нее вывели политики, заключив сепаратный мир.
          А так вместе с союзниками она пришла бы к победе - и при наличии Русского фронта, пусть даже пассивного, чуток пораньше чем в ноябре 1918 г.

          "Союзники" - это как раз те политики, которые не дали России придти к победе.
          1. +17
            8 января 2017 10:00
            Частично согласен
          2. +18
            8 января 2017 10:04
            Послы и Бьюкенен и Палеолог как минимум знали готовящемся февральской перевороте, а возможно в нем и участвовали
            1. +1
              8 января 2017 12:42
              Цитата: армеец
              Послы и Бьюкенен и Палеолог как минимум знали готовящемся февральской перевороте, а возможно в нем и участвовали

              Похоже все знали о готовившемся перевороте, вот только славной русской кавалерии об этом не сообщили, а иначе бы она....всех врагов порубила бы.
        2. +1
          8 января 2017 12:40
          Цитата: армеец
          Россия не проиграла ПМВ. Ее из нее вывели политики, заключив сепаратный мир.

          Ага. Если она НЕ ПРОИГРАЛА, то почему её нет в списке ПОБЕДИТЕЛЕЙ?
          К слову, это полная "калька" высказывания немцев по итогам той же войны. Германия то же ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА в ПМВ ?
          1. +18
            8 января 2017 12:57
            Если бы Россия в революционном 1917 г. не сбавила своих военных усилий, Австро-Венгрия рухнула бы в том же году – мировая война была бы сокращена на год. Такого мнения придерживались не только специалисты французского Генерального штаба, но и генерал от кавалерии А. А. Брусилов в газетном интервью. Общего наступления армий Антанты в 1917 г. немцы серьезно опасались. И союзники, и враги России отмечали, что зимой 1917 г. в материальном и организационном плане русская армия была сильна как никогда.
            Но: одни политики после Февральского переворота сделали все чтобы разложить армию и уничтожить ее боеспособность: отмена субординации, выборность командиров, братания, солдатские комитеты. Ни одна армия мира в таких условиях не могла бы воевать. Наша продержалась год - еще и наступала в 1917.
            Другие политики 3 марта 1918 г. заключили Брестский мир - что перечеркнуло 4-летнее участие России в войне.
            Потому ее и не было среди победителей.
            Причем тут германская калька - германская армия в августе-октябре 1918 г. потерпела военное поражение. А русская армия военного поражения не потерпела - вывела ее из войны политика
            1. +1
              8 января 2017 13:07
              Цитата: армеец
              Если бы Россия

              Это уже ДОМЫСЛЫ, так это НЕ СЛУЧИЛОСЬ и Россия ПРОИГРАЛА в той войне...
              Цитата: армеец
              Причем тут германская калька - германская армия в августе-октябре 1918 г. потерпела военное поражение. А русская армия военного поражения не потерпела - вывела ее из войны политика

              А по мнению немцев это их армию так победить и не смогли, так как она всю войну воевала на территории противника и уходила уже с неё после подписания мирного договора. А на каких рубежах встретила выход из войны армия России?
              1. +19
                8 января 2017 13:17
                Французы и бельгийцы тоже воевали в 1918 г. на своей территории - и ничего, оказались победителями.
                1. +1
                  8 января 2017 13:39
                  Цитата: армеец
                  Французы и бельгийцы тоже воевали в 1918 г. на своей территории - и ничего, оказались победителями.

                  Вы как истинный кавалерист "скачите" от одной воюющей страны к другой. Вообще то про немцев разговор вели...
                  1. +18
                    8 января 2017 13:51
                    Вы сказали что немецкая армия "всю войну воевала на территории противника и уходила уже с неё после подписания мирного договора. А на каких рубежах встретила выход из войны армия России?".
                    Я и отвечаю, что для того чтобы выиграть войну, как показывает история, не обязательно быть на территории противника. И привел в пример французов.
                    Русская армия тоже воевала на свой территории (но побывав при этом в Пруссии, Галиции и Румынии) и не только на своей.
                    1. +1
                      8 января 2017 13:59
                      Цитата: армеец
                      Русская армия тоже воевала на свой территории (но побывав при этом в Пруссии, Галиции и Румынии) и не только на своей.

                      Да плохо Вы знаете предмет разговора...Я ожидал, что Вы про наш Закавказский фронт аргумент вставите, а Вы ограничились ли доводом "побывав"...
                      Учите матчасть.
                      1. +19
                        8 января 2017 14:06
                        Что к деталям придираться? Говорили о Европе, я и вспомнил о европейских ТВД. И не только побывав разумеется, но и оставаясь в той же Галиции, Румынии и на территории Турции.
                        А фронт назывался Кавказский. Так что тоже учите
              2. +20
                8 января 2017 13:21
                Про разгром в 1918 г. под Амьеном слышали? Называется "Черный день германской армии". Немцы сами запросили перемирия. А русская армия несмотря на все неудачи держалась, и от сепаратного мира, ПРЕДЛАГАЕМОГО НЕМЦАМИ император отказывался. Не то что сам просил бы немцев с австрийцами
                1. +1
                  8 января 2017 13:41
                  Цитата: армеец
                  Про разгром в 1918 г. под Амьеном слышали? Называется "Черный день германской армии".

                  Слышал. Так я и не отрицаю того, что Германия ПРОИГРАЛА ПМВ. Так, что открывать мне глаза не стоит, это Вы откройте глаза и признайте исторический факт, что Россия её тоже ПРОИГРАЛА.
                  1. +19
                    8 января 2017 13:56
                    Я не открываю Вам глаза, а с Вашего позволения лишь напоминаю. Военного поражения русская армия официально не потерпела. Государство - да, вывели из войны. Опять же не из-за военного поражения, а по политическим соображениям. Вполне достаточно было просто держать фронт. Достаточно посмотреть формулировки Брест-Литовского договора.
                    Внешне выглядит что Россия проиграла. Но это уже была немного другая Россия, которая потом кое-что отыграла.
                    И (кстати) - союзники России в Версальском договоре отменили положения Брестского. Он был аннулирован. Так что Россия не ВЫИГРАЛА, но и НЕ ПРОИГРАЛА.
                    1. +2
                      8 января 2017 14:03
                      Цитата: армеец
                      Внешне выглядит что Россия проиграла.

                      Нельзя быть БЕРЕМЕННОЙ лишь частично, так и тут, если мы НИЧЕГО по итогам той войны не получили, а лишь только ЛИШИЛИСЬ, в том числе и той страны, то о чем Вы говорите. Хотя конечно соглашусь, уж как ВНЕШНЕ Россия проиграла в той войне видно сразу - на сколько сократилась её территория.
                      Цитата: армеец
                      И (кстати) - союзники России в Версальском договоре отменили положения Брестского. Он был аннулирован.

                      Да? И они с нами поделись немецкими репарациями, колониями, они утвердили русский суверенитет над проливами, а именно это было нам обещано по итогам той войны
                      1. +18
                        8 января 2017 14:13
                        Речь идет не о целях войны а о ее результатах. Факт юридический имеет место быть - Брестский мир был аннулирован. Хотя бы это. Чтобы претендовать на цели, заявленные до войны (Проливы и пр.) и в ее ходе, не нужно было заключать сепаратных договоров.
              3. +8
                8 января 2017 15:14
                Цитата: svp67
                А на каких рубежах встретила выход из войны армия России?


                Из ВСЕХ союзников по Антанте Россия была ЕДИНСТВЕННОЙ страной, которая воевала на территории агрессоров, даже по выходе из войны-на территории Турции и А Венгрии.
                Цитата: svp67
                А по мнению немцев это их армию так победить и не смогли,


                Поэтому они подписали Компьенское перемирие и Версаль....
          2. +18
            8 января 2017 13:15
            Корнем всего было отречение императора - плох он или хорош, но коней на переправе не меняют, тем более во время войны.
            Причем отречением он создал видимую легальность смены власти, что сбило с толку армию, которая в феврале 1917 г. была абсолютно монархической. Очевидцы вспоминали, как солдаты на фронте плакали, когда им читали отречение. Николай Второй не учел: 1) что русский император отрекаться не имеет права (вспомнил хотя бы стойкость своего предка Павла Первого - его убивали, а он не отрекся), 2) что семью (к которой он поехал из Ставки) он мог сохранить только оставаясь императором. Выбрал самый скверный вариант - зачем-то поехал в штаб Северного фронта к масону Рузскому. Останься в Ставке или поехай например в Особую армию (которая состояла преимущественно из войск гвардии и командовал ей доблестный В. Гурко) - и события развернулись бы иначе.
            А зачем было опрашивать командующий фронтами о своем отречении? Разве только что для того, чтобы поотстранять и заменить их способными командармами.
            Если бы Ивану Грозному заикнулись о его отречении - очутился бы на кольях весь высший генералитет.
            Чистку нужно было провести для высшего комсостава - перед 1914 годом. Это да. То что сделал Иосиф Виссарионович, и сожалел о том что не сделал - Гитлер в июле 1944 г.
            А так - началась революционная вакханалия, постепенное расшатывание дисциплины и т.д. В которой все политические силы, помня 1905 г., стремились разложить армию. Им было все равно что шла война - лишь бы устранить организованное препятствие своим планам.
            Своего постепенно и добились.
            А конница - может и порубила бы. Она сохранила кадровый состав, наименее выбитый во время войны. И многие кавалерийские офицеры для укрепления пехоты в нее перевелись потом. А в 1917 конница и ударники поддерживали хоть какой-то порядок в тылах, ловили дезертиров.
            Кстати именно кавалерийские комкоры Келлер и Хан Нахичеванский отказались присягать Временному правительству и старую присягу не нарушили.
            1. +1
              8 января 2017 13:25
              Цитата: армеец
              Корнем всего было отречение императора - плох он или хорош, но коней на переправе не меняют, тем более во время войны.

              Я же считаю, что "корнем всего" была личность самого Николая 2... Ну не выигрывают войны с таким слабым руководителем.
              Цитата: армеец
              Она сохранила кадровый состав, наименее выбитый во время войны.

              Армия без крепкого тыла - ничто...
              1. +18
                8 января 2017 13:35
                Да, без крепкого тыла никуда.
                Но проблемы постепенно преодолевались. И кстати, если в Германии и Австрии начинался голод и вывинчивали бронзовые ручки из дверей, в России на 4-м году войны (!) и то в столицах ввели карточки. Понятное дело, что это было непривычно - вызвало очереди и недовольство в Петрограде. А когда делегаты приехали в Псков принимать отречение и увидели в магазинах белые булки и батоны, то были удивлены. Да и в Гражданскую воевали ресурсами, накопленными в предшествующие годы.
                А Николай - да, либерален слишком. Больше для конституционной монархии годился. В которую кстати Россия постепенно после 1905-06 гг. превращалась.
                А в мировые войны нужен другой руководитель - это несомненно. Такой как Петр Первый, И. В. Сталин или Александр Третий хотя бы. Хотя и Николай делал ответственные шаги - например принял Верховное командование (при всех минусах и плюсах этого шага) - на что кайзер Вильгельм например не отважился.
            2. +7
              8 января 2017 15:35
              Цитата: армеец
              Причем отречением он создал видимую легальность смены власти, что сбило с толку армию, которая в феврале 1917 г. была абсолютно монархической.


              Армия не была абсолютно монархической: приказ 1 Петросовета составляли солдаты-запасники, они же убивали полицейских и верные части, пытавшихся восстановить порядок 23-27 февраля

              И Николай и Михаил призвали Россию подчиняться Временному Правительству-до Учредительного Собрания, сосредоточясь на ГЛАВНОМ-борьбе с оккупантами.
              Цитата: армеец
              поехал в штаб Северного фронта к масону Рузскому. Останься в Ставке
              .

              Да, из Ставки уезжать было нельзя, о чем его умолял генерал Алексеев. А Рузский, когда ему тупой саблей рубили (несколько раз) шею в Пятигорске в 1918 , думаю, горько пожалел о многом
              1. +17
                8 января 2017 15:42
                Имел в виду Действующую армию, а не тыловые округа - где некоторые запасные батальоны маялись от безделья и разлагались.
                А Рузский да - надеюсь что пожалел. Если у масонов сохраняются соответствующие чувства
            3. +1
              9 января 2017 18:03
              Если бы Ивану Грозному заикнулись о его отречении - очутился бы на кольях весь высший генералитет.

              Согласен с вами практически во всем.
              Вот только Иван IV от власти отрекался и пару лет на троне был царь Симеон.
              Чистку нужно было провести для высшего комсостава - перед 1914 годом.

              Высший комсостав проявил себя достойно. В котлы не попадал. Фронт держал. В отличие от своих последователей из года 41-го. Когда одних генералов пленных было 6 десятков
              1. +1
                10 января 2017 08:05
                Жерар Русильонский вы хоть бы что то почитали бы для начало «Самой крупной неожиданной и позорной потерей» назвал падение Новогеоргиевской крепости профессор А. И. Уткин (Уткин А.И. Первая мировая война. М., 2001). Военный историк А. А. Керсновский высказался ещё жестче: «6 августа потерявший голову комендант крепости — презренный генерал Бобырь — перебежал к неприятелю и, уже сидя в германском плену, приказал сдаться державшейся еще крепости. В огромном гарнизоне не нашлось ни генерала Кондратенки, ни майора Штоквича, ни капитана Лико... И утром 7 августа прусский ландвер погнал человеческое стадо в бесславный плен. Численность гарнизона Новогеоргиевска равнялась 86000 человек. Около 3000 было убито, а 83000 (из них 7000 раненых) сдалось, в том числе 23 генерала и 2100 офицеров. Знамена гарнизона благополучно доставлены в Действующую армию летчиками. В крепости потеряно 1096 крепостных и 108 полевых орудий, всего 1204. Торопясь капитулировать, забыли привести в негодность большую часть орудий. Германцы экипировали этими пушками свой Эльзасско-Лотарингский фронт, а французы, выиграв войну, выставили эти русские орудия в Париже, на Эспланаде инвалидов, на поругание своих бывших братьев по оружию» (А. А. Керсновский. История русской армии)." belay только в отличии РККА от царской армии гнала немцев в последствии до самого Берлина и красное знамя взвилась над рейхстагом soldierи вам бы следовало знать что СССР воевал практически один на один до 1944г со всей Европой!
              2. +17
                10 января 2017 09:27
                Согласен с Вами - про основную массу генералитета если говорить, но от ряда персоналий надо было избавиться. Причем до войны.
                Например фон Зальца - не смог управиться со своей 4-й армией под Красником. Слава Богу что Эверт заменил его, и ход Галицийской битвы на северном фланге наладился.
                Или Жилинский - не смог управиться с 2 армиями и по преданию Николай Николаевич с него то ли погоны срывал, то ли даже ударил.
                А мрачный тандем Рузский-Бонч-Бруевич? Вторая Августовская операция, травля генерала Флуга. А роль в отречение императора?
                Так что коекого надо было - для пользы дела
          3. +9
            8 января 2017 14:35
            Цитата: svp67
            Если она НЕ ПРОИГРАЛА, то почему её нет в списке ПОБЕДИТЕЛЕЙ?это полная "калька" высказывания немцев по итогам той же войны. Германия то же ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА в ПМВ ?

            ,
            Кто бы это понял в Англии и Франции после того, как советские коммунисты полгода кормили Германию продовольствием и золотом, позволили перебросить сотни тысяч на Западный фронт, провести мощнейшее наступление на Париж, что привело к дополнительным сотням тысяч жертв? Никто, конечно.

            Тем не менее ,в Ст. 216 Версальского Договора всеми (в т.ч. немцами) признано право России на репарации и контрибуции, а также аннулирован Брест-литовский договор (еще и в Компьенском перемирии) и приказано оккупантам убраться с территории на 1.08. 14 принадлежавшей России. Все признаки Победы-налицо.

            У России нет НИ ОДНОГО документа, где она признана проигравшей в войне. Брест-литовский договор был аннулирован всеми , да он и не стоил ничего: его подписывала никем не признанная власть, одна из многих, существовавших тогда в России

            ПАоэтому Россия-да, победительница, а Германия проигравшая, что и зафиксировано Договором.
            1. +1
              8 января 2017 14:49
              Цитата: Ольгович
              Тем не менее ,в Ст. 216 Версальского Договора всеми (в т.ч. немцами) признано право России на репарации и контрибуции, а также аннулирован Брест-литовский договор (еще и в Компьенском перемирии) и приказано оккупантам убраться с территории на 1.08. 14 принадлежавшей России. Все признаки Победы-налицо.

              Читаем 216 статью этого договора

              ЧАСТЬ VI. ВОЕННОПЛЕННЫЕ И МОГИЛЫ Отдел I ВОЕННОПЛЕННЫЕ Статья 216 По передаче их в руки германских властей, военнопленные и гражданские интернированные должны быть заботами этих последних без промедления отправлены к себе домой. Те из них, чье довоенное постоянное местожительство находится на территориях, оккупированных войсками Союзных и Объединившихся держав, должны быть равным образом отправлены туда, под условием согласия и контроля военных властей оккупационных Союзных и Объединившихся армий.

              Источник: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20302

              Ой, а тут об этом НИ СЛОВА, видимо симпатическими чернилами между строк писано...

              За то настоящими указана граница между Германией и Польшей

              ЧАСТЬ II. ГРАНИЦЫ ГЕРМАНИИ Статья 27 Границы Германии будут определены следующим образом: ..... 7. С Польшей: От определенного выше пункта и до пункта, который надлежит установить на месте, приблизительно в двух километрах к востоку от Лорцендорфа: граница, как она будет определена согласно со статьей 88 настоящего Договора; оттуда на север и до пункта, где административная граница Познани пересекает реку Барч: линия, подлежащая определению на месте и оставляющая за Польшей местности: Скоришау, Рейхталь, Трембачау, Кунцендорф, Шлейзе, Гросс-, Штрейберсдорф, Риппин, Фюрстлих-Нифкен, Павелау, Чешен, Конрадау, Иоганнисдорф, Модзенове, Богдай, а за Германией местности: Лорцендорф, Каульвиц, Глауше, Дальберсдорф, Резевиц, Штрадам, Гросс-Вартенберг, Крашен, Ней-Миттельвальде, Домаславиц, Ведельсдорф, Чешен-Гаммер; оттуда на северо-запад административная граница Познани до пункта, где она пересекает железную дорогу Равич-Геррнштадт; оттуда до пункта, где административная граница Познани пересекает дорогу Рейзен-Чирнау: линия, подлежащая определению на месте и проходящая западнее Трибуша и Габеля и восточнее Заборвиц; оттуда административная граница Познани до пункта встречи ее с восточной административной границей уезда (Kreis) Фрауштадт; оттуда на северо-запад и до пункта, который должен быть выбран на дороге между местностями Унруштадт и Копниц: линия, подлежащая определению на месте и проходящая западнее местностей Гейерсдорф, Бренно, Фелен, Альтклостер, Клебель и восточнее местностей Ульберсдорф, Бухвальд, Ильген, Вейне, Люпитце, Швентен; оттуда на север и до самого северного пункта озера Хлоп: линия, подлежащая определению на месте следуя по линии по средине озер; однако, город и станция Бенчен (включая смычку линий Швибус-Бенчен и Цюллихау-Бенчен) остаются на польской территории; оттуда на северо-восток и до пункта встречи границы уездов (Kreise) Шверин, Бирнбаум и Мезериц: линия, подлежащая определению на месте и проходящая восточнее Бече; оттуда на север граница, разделяющая уезды (Kreise) Шверин и Бирнбаум, затем на восток северная граница Познани до пункта, где эта граница пересекает реку Неце; оттуда вверх по течению и до ее слияния с Кюддов: течение Неце; оттуда вверх по течению и до пункта, который должен быть выбран приблизительно в 6 километрах к юго-востоку от Шнейдемюля: течение Кюддов; оттуда на северо-восток и до самой южной оконечности излучины, образуемой северной границей Познани, приблизительно в 5 километрах западнее Штарена: линия, подлежащая определению на месте и оставляющая в этом районе железнодорожную линию Шнейдемюль-Кониц полностью на германской территории; оттуда граница Познани на северо-восток до вершины выступа, который граница эта образует приблизительно в 15 километрах на восток от Флатова; оттуда на северо-восток и до пункта, где река Камионка встречается с южной границей уезда (Kreis) Кониц, приблизительно в 3 километрах на северо-восток от Грунау: линия, подлежащая определению на месте и оставляющая за Польшей следующие местности: Яздрово, Гр.-Лутау, Кл.-Лутау, Витткау, а за Германией следующие местности: Гр.-Буциг, Чизково, Баттров, Бек, Грунау; оттуда на север граница между уездами (Kreise) Кониц и Шлохау до пункта, где эта граница пересекает реку Браге; оттуда до пункта границы Померании, находящегося в 15 километрах восточнее Руммельсбурга: линия, подлежащая определению на месте и оставляющая в Польше следующие местности: Конаржин, Кельпин, Адл.-Бризен, а в Германии следующие местности: Замполь, Нейгут, Штейнфорт, Гр.-Петеркау; оттуда на восток граница Померании до встречи ее с границей между уездами (Kreise) Кониц и Шлохау; оттуда на север граница между Померанией и Западной Пруссией до пункта на реке Реда (приблизительно в 3 километрах на северо-запад от Гора), где в эту реку впадает приток, идущий с северо-запада; оттуда и до пункта, который должен быть выбран на изгибе реки Пязницы, приблизительно в 1 1/2 километрах на северо-запад от Варшкау: линия, подлежащая определению на месте; оттуда вниз по течению реки Пязницы, затем линия по середине озера Жарновиц и, наконец, бывшая граница Западной Пруссии до Балтийского моря.

              Источник: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20302
              Они фактически закрепили распад Российской Империи, далее то О ЧЕМ ГОВОРИТЬ. О каких еще правах, какой то России там говориться?

              Отдел VIII ПОЛЬША Статья 87 Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований....
              Статья 92 Доля и природа финансовых повинностей Германии и Пруссии, которые Польша должна будет нести, будут установлены согласно со статьей 254 части IX (Финансовые положения) настоящего Договора. Часть долга, которая согласно решению Репарационной комиссии, предусмотренной в названной статье, связана с мерами, принятыми Германским и Прусским Правительствами в целях германской колонизации Польши, будет исключена из доли, отнесенной на счет этой последней.

              Источник: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20302

              И мнением России ни кто не интересуется, как и её интересами.
              1. +1
                8 января 2017 15:52
                Ну а теперь про то,ч то Вы мне пытались сказать...
                Отдел XIV РОССИЯ И РУССКИЕ ГОСУДАРСТВА Статья 116 Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчудимую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года. Согласно с постановлениями, включенными в статьи 259 и 292 частей IX (Финансовые положения) и X (Экономические положения) настоящего Договора, Германия окончательно признает отмену Брест-Литовских договоров, а также всяких иных договоров, соглашений или конвенций, заключенных ею с Максималистским Правительством в России. Союзные и Объединившиеся державы формально оговаривают права России на получение с Германии всяких реституций и репараций, основанных на принципах настоящего Договора. Статья 117 Германия обязуется признать полную силу всех договоров или соглашений, которые Союзные и Объединившиеся державы заключили бы с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года, и признать границы этих государств, как они будут соответственно этому установлены.

                Источник: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20302

                И где Вы тут видите интересы России? Отмена Брестского мира произведена лишь для того, что бы не ущемлять интересы
                государств, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года

                Вы не помните какие государства в тот момент образовывались на территориях подвергшихся аннексии по Брестскому миру. К слову тогда Германии деньги успели заплатить, а о них не гу-гу...
                1. +5
                  8 января 2017 17:12
                  Цитата: svp67
                  И где Вы тут видите интересы России? Отмена Брестского мира произведена лишь для того, что бы не ущемлять интересы


                  Здесь:
                  Союзные и Объединившиеся державы формально оговаривают права России на получение с Германии всяких реституций и репараций, основанных на принципах настоящего Договора.
                  Это -ИНТЕРЕСЫ России, признанные ВСЕМИ.

                  И здесь:
                  Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчудимую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года. Германия окончательно признает отмену Брест-Литовских договоров, [/b].

                  Агрессор лишен ВСЕХ своих завоеваний и признал это, территории России освобождены, брестский договор анулирован, а территории (НЕ государства) б. РИ могли стать чем угодно, в том числе и единой Россией-кто мог знать об этом в хаосе 1919 (год заключения), когда существовало минимум ТРИ Правительства России,?
                  А ЧТО Антанта могла еще написать-то тогда, когда САМИ Ленины УЖЕ признали кучи независимостей территорий РИ?
                  Или Антанта , вместо раздающей суверенитеты направо и налево РКПб, должны были бороться за единую Россию?

                  Главное, что агрессор выброшен с территории России.

                  И это признание интересов России тоже.

                  Единственная моя ошибка в том, что вместо "1" я случайно нажал "2", о чем Вы мне любезно напомнили три раза......
              2. +5
                8 января 2017 16:38
                Цитата: svp67
                Читаем 216 статью этого договора


                Да, случайно нажал вместо" 1" двоечку, виноват, статья Договора -действительно, Ст. 116-но суть ее от этого НЕ меняется..

                Цитата: svp67
                Ой, а тут об этом НИ СЛОВА, видимо симпатическими чернилами между строк писано..


                Что тут скажешь?
                Цитата: svp67
                Они фактически [b]закрепили распад Российской Империи, далее то О ЧЕМ ГОВОРИТЬ. О каких еще правах, какой то России там говориться?


                Какой там "распад" РИ закрепили, о чем Вы?

                Прочтите то, что Вы сами напечатали: в этой статье 27 , оговаривается ВОСТОЧНАЯ граница Германии за счет ЕЕ территории (Позен, Штеттин и т.д.),, никакого отношения к территрии РИ не имевшие.
                1. +1
                  8 января 2017 16:44
                  Цитата: Ольгович
                  Какой там "распад" РИ закрепили, о чем Вы?

                  А такой:
                  или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года

                  и еще раз
                  государств, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года
                  - это уже КОНКРЕТНО о распаде. Мало того в подписантах этого договора имеется ПОЛЬША, а когда это государство успело отметится на полях ПМВ, что она ВДРУГ его решила подписать. Когда она в неё вообще вступила?
                  1. +5
                    8 января 2017 18:16
                    Цитата: svp67
                    Цитата: Ольгович
                    Какой там "распад" РИ закрепили, о чем Вы?
                    А такой:
                    или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года

                    В Ст.27 Договора нет НИ слова о территриях России (как Вы утверждали), там оговорена только Восточная граница Германии
                    Цитата: svp67
                    и еще раз
                    государств, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года -
                    это уже КОНКРЕТНО о распаде.


                    В 1919 году, когда подписывался Договор, Ленин УЖЕ признал Финляндию, Польшу, Эстонию, Латвию. Таким образом, Договор лишь констатировал УЖЕ существующее на тот момент положение вещей, причем очень осторожно-без никакой конкретики, чтобы можно было персмотреть в ту или иную сторону.

                    Единственное, что четко оговорено, так это то, что территория РИ безоговорочно освобождается от захватчиков. И это было для России-хорошо.

                    1. +1
                      8 января 2017 18:52
                      Цитата: Ольгович
                      В Ст.27 Договора нет НИ слова о территриях России (как Вы утверждали), там оговорена только Восточная граница Германии

                      Ай я яй... Какой же я не хороший. Только где я там 27 статью упоминал...
                      Конечно же Вы правы и государство Польша вообще не как территории РИ не касается...
                      И этот пункт
                      Отдел VIII ПОЛЬША Статья 87 Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии, определенной так, как сказано в статье 27 части II (Границы Германии) настоящего Договора... Границы Польши, не обозначенные настоящим Договором, будут установлены впоследствии Главными Союзными и Объединившимися державами.


                      Отдел XIV РОССИЯ И РУССКИЕ ГОСУДАРСТВА Статья 117 Германия обязуется признать полную силу всех договоров или соглашений, которые Союзные и Объединившиеся державы заключили бы с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи, как она существовала к 1-му августа 1914 года, и признать границы этих государств, как они будут соответственно этому установлены.
                      Цитата: Ольгович
                      Единственное, что четко оговорено, так это то, что территория РИ безоговорочно освобождается от захватчиков. И это было для России-хорошо.

                      Ни где Российская империя как единое государство не упоминается. Тем более после признания государства Польша
                      1. +3
                        8 января 2017 20:24
                        Цитата: svp67
                        Какой же я не хороший. Только где я там 27 статью упоминал


                        Вы-хороший! Ст 27 Вы упомянули в svp67 Сегодня, 14:49
                        Цитата: svp67
                        Ни где Российская империя как единое государство не упоминается. Тем более после признания государства Польша


                        Естественно:его уже НЕ было. Но оккупанты удалены, а будущие государствА или государствО ( а они (оно)) появились бы в любом случае, были защищены от притязаний Германии
                    2. +1
                      8 января 2017 19:08
                      Цитата: Ольгович
                      Ленин УЖЕ признал Финляндию, Польшу, Эстонию, Латвию.

                      А можно узнать номера документов или даты подписания соответствующих договоров c Польшей?
                      1. +3
                        8 января 2017 20:41
                        Цитата: svp67
                        А можно узнать номера документов или даты подписания соответствующих договоров c Польшей?


                        29 августа 1918 года советское правительство своим декретом отменило "все договоры и акты, заключенные правительством бывшей Российской империи с правительствами Королевства Прусского и Австро-Венгерской империи, касающиеся разделов Польши, "ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию русского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство". . Уже в октябре того же года Польше было предложено установить дипломатические отношения, потом еще трижды.
      2. 0
        8 января 2017 15:04
        svp67 наш Русские солдаты и офицеры герои это бесспорно,но генералитет был бездарен в своем подавляющем большинстве как и сам царь!каков поп,таков и приход hi
  2. +8
    8 января 2017 08:18
    [b
    ]Вместе с тем, концепция применения стратегической конницы к началу мировой войны была, к сожалению, не отработана
    [/b]...Это верно..Лебединая песня конницы в составе конно-механизированных групп в годы Великой Отечественной войны..Благодарю..
  3. +9
    8 января 2017 12:49
    Спасибо автору за освещение событий Первой мировой войны. К горькому сожалению об этой войне у нас ранее было не принято вспоминать, а жаль. Некоторые комментирующие пишут о проигрыше России, в Первой Мировой войне, не согласен с ними. Некоторым кругам в Антанте не нужна была Россия при дележе трофеев после победы и вообще не нужна была такая огромная страна, с такими ресурсами. Вот ребята и постарались, устроили февральскую революцию, ну а немцы надеялись вывести Россию из войны и помогли тов. Ленину устроить октябрьский переворот.
  4. +3
    8 января 2017 14:15
    Цитата: армеец
    А фронт назывался Кавказский. Так что тоже учите

    Спасибо. Но тут не учите, а просто вспомните и не путайте с округами...
    1. +16
      8 января 2017 14:18
      Все правильно)
  5. +6
    8 января 2017 18:03
    Статья хорошая как и весь цикл.Однозначно плюс. Народ же один хрен все на политику переводит вместо того, что бы разбирать кто куда наступал.))) Уважаемый автор. А вот Вы литературу в тексте приводите, а не в конце статьи-это задумка такая или сейчас требования такие.
    1. +18
      8 января 2017 18:28
      Добрый вечер и спасибо за высокую оценку!
      Академические требования позволяют сейчас выбирать один из нескольких вариантов расстановки сносок. Классические сноски тут не поставишь: текст статьи размещается единым целым. Но в тексте мне кажется кстати получается вроде бы более наглядно, и отвлекаться в низ страницы или вниз статьи не надо. Вроде бы и сильно текст не загромождают)
      1. +1
        8 января 2017 20:01
        Спасибо за разъяснение.Понял. А то уж я подумал, что чего то пропустил.)))
  6. 0
    8 января 2017 20:37
    Цитата: Ольгович
    Но оккупанты удалены, а будущие государствА или государствО ( а они (оно)) появились бы в любом случае, были защищены от притязаний Германии

    События 1939 года это ОЧЕНЬ наглядно показали...
  7. +1
    8 января 2017 20:45
    Цитата: Ольгович
    признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство". . Уже в октябре того же года Польше было предложено установить дипломатические отношения, потом еще трижды

    А чего в самом интересном месте то остановились? Дальше то что? Что "трижды"? Когда были с Польшей установлены нами дип.отношения? И вообще кем была коммунистическая Россия в то время для всего мира? Её то саму кто то признавал?
    Согласно Версальского Договора Россия не была его субъектом, а была объектом. Решение по которому должны были принимать страны ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ, а именно они должны были устанавливать внутренние границы, решать вопрос о предоставлении репараций и тд и тп.
    И если быть до конца честным, до одна часть Российской Империи была признана этими странами-победительницами достойной быть принятой в свои ряды - это Польша. Хотя когда она вступила в войну и на чьей стороне воевали её жители, эти страны решили умолчать.
  8. +8
    9 января 2017 09:15
    Статье плюс, отличный обзор, а автору моя искренняя благодарность за труд!
  9. +2
    9 января 2017 12:32
    Рисунок из журнала "Нива" за 1915-й год. Как сейчас помню: несколько казаков с лошадьми между песчаными дюнами, офицер с биноклем на гребне, чахлая прибрежная растительность. И силуэты кораблей на горизонте. Лес мачт, дымная мгла. "Германцы идутъ".
  10. +6
    9 января 2017 18:28
    Интересный цикл статей. Хорошо написано и фотографии порадовали.