Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)


В 80-е годы в ВВС европейских стран НАТО доминировал американский лёгкий однодвигательный истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Справедливости ради надо признать, что один из первых истребителей 4-го поколения, эксплуатирующийся с 1979 года, оказался весьма удачным и пользовался успехом на международном рынке вооружений. Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, F-16 на сегодня является самым массовым истребителем 4-го поколения (по состоянию на середину 2016 года построено свыше 4 500 единиц).

Продажи F-16 удалось расширить благодаря гибкой маркетинговой политике, производство истребителей велось не только в США, но и за рубежом. Так, в Бельгии для ВВС НАТО было собрано 164 самолёта. А турецкая компания TAI собрала по лицензии 308 американских F-16. Определённую долю рынка истребителей и истребителей-бомбардировщиков контролировала французская компания Dassault Aviation со своими Mirage 5, Mirage F1 и Mirage 2000. До конца 90-х годов Франция проводила независимую от США внешнюю политику и имела своё веское слово в Европе. В разное время изделия фирмы «Дассо» состояли на вооружении в ВВС стран НАТО: Бельгии, Греции и Испании.

Естественно, что такие развитые в промышленном отношении страны, как Великобритания, ФРГ и Италия, в прошлом уже реализовавшие ряд совместных авиационных программ, желали получить свой «кусок пирога» на европейском рынке вооружений. Истребительный парк собственных ВВС в этих странах также требовал обновления. В конце 70-х основными истребителями НАТО в Европе были машины первого и второго поколения, в больших количествах поступавшие на вооружение в 50-60-х годах: в ФРГ F-104G и F-4F, в Великобритании F-4K/M и Lightning F.6., в Италии F-104S и G-91Y.

Истребитель-бомбардировщик Panavia Tornado и созданный на его базе в Великобритании перехватчик при всех их достоинствах были весьма дороги и не могли адекватно противостоять в воздушном бою перспективным советским истребителям 4-го поколения. Предлагаемый американцами в начале 80-х F-16A/В был в основном ориентирован на решение ударных задач, и нёс тогда только ракеты ближнего боя, а европейцам требовался самолет с сопоставимыми лётными данными, но с УР средней дальности и большим радиусом действия.

В середине 70-х в Великобритании, Франции и ФРГ независимо друг от друга создавались проекты перспективных истребителей. Хотя в ходе проектирования рассматривалась классическая компоновка с крылом умеренной стреловидности, в основном преобладали проекты с треугольным или дельтовидным крылом, выполненные по схеме «утка».

В Великобритании заработали сразу три проекта. Истребитель, известный как С.96, по компоновке напоминал американский McDonnell Douglas F / A-18 Hornet, однако его отвергли из-за невысоких проектных данных и отсутствия модернизационного потенциала. Проект С.106 концептуально и внешне был во многом схож с истребителем JAS 39 Gripen, появившимся намного позднее. Эта лёгкая однодвигательная машина должна была иметь вооружение, состоящее из встроенной 27-мм пушки и двух ракет «Скай Флэш». Максимальная расчетная скорость соответствовала 1,8М, взлетная масса - примерно 10 тонн. Но военных этот вариант не устроил по причине небольшой боевой нагрузки и малого радиуса действия. По аэродинамической схеме с С.106 был сходен С.110. Но самолёт С.110 проектировался с двумя двигателями, он должен был иметь большие скорость, грузоподъёмность и радиус действия.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Модель истребителя Hawker Siddeley P.110


В ФРГ фирмы МВВ и Dornier в сотрудничестве с американской Northrop Corporation работали над проектом многоцелевого истребителя TKF-90, который по аэродинамической схеме «утка» и проектным лётным данным был близок к британскому С.110. TKF-90 создавался согласно требованиям Люфтаффе к истребителю завоевания превосходства в воздухе 90-х годов (JF-90). Макет самолёта был впервые публично показан в 1980 году на авиашоу в Ганновере. Это должен был быть двухкилевой истребитель с дельтовидным крылом и двумя турбореактивными двигателями RB.199.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Так должен был выглядеть западногерманский истребитель TKF-90


Но в отличие от британского проекта это была машина с высоким коэффициентом новизны. Глядя с высоты прошедших лет, поражаешься оптимизму западных немцев. За 5-7 лет они планировали создать статически неустойчивый сверхманёвренный истребитель с ЭДСУ, двигателем с отклоняемым вектором тяги и с современным БРЭО и вооружением. К тому же этот самолёт должен был иметь укороченные взлёт и посадку.

Достаточно далеко в проектировании нового истребителя нового поколения продвинулись французы: на авиационной выставке в Ле-Бурже демонстрировался макет истребителя, на котором планировалось использовать два новейших на тот момент американских двигателя General Electric F404. Истребитель был в первую очередь ориентирован на ведение борьбы по завоеванию превосходства в воздухе и обеспечение ПВО. Отличался относительной простотой, имел малый взлетный вес и высокую тяговооруженность, хорошие взлётно-посадочные характеристики. В состав вооружения должны были войти ракеты класса «воздух-воздух» среднего радиуса действия. Также предусматривалось создание палубного варианта для ВМС.

В 1979 году компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) и British Aerospace (BAe) совместно предложили своим правительствам начать работы по программе ECF (European Collaborative Fighter - Европейский совместный истребитель). В том же году заинтересованность в присоединении к программе выразила компания Dassault. Именно на этой стадии проекта название Eurofighter официально закрепилось за самолетом.

В 1981 году правительства Великобритании, ФРГ и Италии решили объединить усилия и использовать наработанные теоретические и технические решения для создания единого перспективного боевого самолета. Уже через год на авиасалоне в Фарнборо был представлен полномасштабный деревянный макет истребителя, построенный британской BAe.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Макет истребителя АСА


Он получил обозначение АСА (Agile Combat Aircraft – Высокоманёвренный боевой самолет). Согласно планам, этот самолёт в конце 80-х должен был заменить в серийном производстве истребитель-бомбардировщик «Торнадо». Предполагалось, что это будет относительно простой и недорогой истребитель, с нормальной взлётной массой около 15 тонн, развивающий максимальную скорость полета 2М, способный в маневренном бою превзойти большинство существующих машин своего класса. С целью ускорения реализации и удешевления проекта планировалось использовать ряд узлов и агрегатов самолёта «Торнадо». Использование ТРДДФ RB. 199-34 Мк. 104 с тягой на форсаже 8000 кгс должно было обеспечить тяговооруженность больше единицы.

Впрочем, скоро стало ясно, что у сторон слишком разные представления о том, какой боевой самолёт им нужен. Участники исследований так и не смогли выработать общие требования. Королевские ВВС Великобритании хотели получить многоцелевой истребитель средней весовой категории, способный вести воздушный бой, осуществлять перехват и выполнять ударные операции на море. Франции требовался легкий сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик со взлетной массой до 10 тонн, способный вести манёвренный воздушный бой. Люфтваффе желали истребитель для завоевания превосходства в воздухе, ударных машин в ФРГ вполне хватало. По причине разногласий конкретных решений принято так и не было и консультации продолжились.

Но по сравнению с проектом Panavia Tornado переговоры по заключению межправительственного соглашения о начале практических работ шли очень вяло. В конце 1983 года сторонам на уровне начальников штабов ВВС ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Испании удалось договориться об основных требованиях к новому самолету, названному EFA ( European Fighter Aircraft - Европейский самолет-истребитель).

В начале 80-х в ВВС европейских стран НАТО имелись достаточно совершенные ударные машины: «Ягуар», «Альфа Джет» и «Торнадо», однако не было собственного лёгкого истребителя, способного составить конкуренцию американским F-15 и F-16 в воздушном бою. Помимо высокой тяговооруженности и наличия большого резерва тяги при полете на крейсерском режиме, новый самолет должен был иметь высокую угловую скорость разворота на дозвуке и сверхзвуке. Перспективный истребитель должен был иметь способность вести ракетный бой на средних дистанциях с сохранением возможности наносить удары по наземным целям. На основании опыта конфликтов на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии 60-80-х годов было решено значительно увеличить число ракет воздушного боя на борту.

Формирование облика самолёта EFA завершилось во второй половине 1986 года. В перспективном истребителе реализовывались многочисленные наработки, полученные европейцами в предыдущих проектах. Но окончательный технический облик определили специалисты британской British Aerospace. Это был одноместный двухдвигательный, статически неустойчивый самолет по схеме "утка" с цельноповоротным ПГО, оснащенный ЭДСУ. Нововведением стал так называемый "улыбающийся" нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник, имеющий по сравнению с воздухозаборником прямоугольного сечения меньшую ЭПР. Согласно расчётам данная схема самолёта в сочетании со статически неустойчивой компоновкой и ЭДСУ должны были обеспечить снижение лобового сопротивления и рост подъемной силы на 30-35%. В ходе проектирования внедрялись мероприятия по снижению радиолокационной заметности, снижение вероятности поражения ЗУР обеспечивалось системой постановки помех DASS (Defense Aids Sub System – Оборонительная субсистема).

Особое внимание было уделено снижению стоимости жизненного цикла нового истребителя, а также автономности в боевых условиях, снижению уязвимости, повышению надежности и ремонтопригодности. При формировании технического облика и характеристик EFA применялись гораздо более высокие требования и стандарты по сравнению с ранними европейскими проектами боевых самолётов.

Однако ещё на стадии проектирования между сторонами возникли серьёзные противоречия. Возмутителями спокойствия в очередной раз стали французы. Представители этой страны настаивали на использовании двигателей французского производства, к тому же они хотели получить истребитель с меньшей взлётной массой, так как предусматривали создание ещё и палубного варианта. Переговоры по данному вопросу зашли в тупик, в августе 1985 года Франция отказалась от дальнейших совместных работ и компания Dassault начала самостоятельную разработку истребителя Rafale.

К тому моменту на работы по программе EFA было уже израсходовано 180 млн. фунтов-стерлингов, основную финансовую нагрузку несла Великобритания. При заключении соглашения относительно программы EFA предусматривалось, что расходы будут разделены поровну между правительствами стран-участниц и компаниями-разработчиками, но западногерманские и итальянские правительства не спешили выделять средства, и основные траты в размере 100 млн. фунтов-стерлингов легли на промышленников.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Логотип консорциума «Еврофайтер»


В 1986 году в Мюнхене был официально зарегистрирован консорциум Eurofighter Jagdflugzeug GmbH. Затраты на исследования и строительство прототипов поделили между странами пропорционально их прогнозируемым закупкам: ФРГ и Великобритания по 33%, Италия – 21%, Испания – 13%. В консорциум вошли фирмы: Deutsche Aerospace AG (ФРГ), ВАе (Великобритания), Aeritalia (Италия), и СASА (Испания).

Для разработки и производства авиационных двигателей EJ200 британской компанией Rolls-Royce и западногерманской MTU Aero Engines AG в Хальбергмоосе недалеко от Мюнхена был зарегистрирован консорциум Eurojet Turbo GmbH. Позже в него вошли итальянская Avio SpA и испанская ITP.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Авиадвигатель EJ200


В деле проектирования двигателя для «Еврофайтера» основным «локомотивом» была британская компания Rolls-Royce, имевшая большой опыт в деле создания и производства авиационных двигателей. Западногерманская фирма MTU Aero Engines AG дочернее предприятие компании MTU Friedrichshafen GmbH, известная как разработчик и производитель дизелей и газовых турбин, начала заниматься разработкой авиадвигателей после того, как промышленный гигант Daimler-Benz приобрёл компанию Deutsche Aerospace AG. Это подразделение концерна Daimler-Benz обладало внушительным высококлассным станочным парком и современными технологиями обработки металлов и сплавов, без чего, конечно, создать современный авиадвигатель было нельзя. Итальянская фирма Avio SpA и испанская ITP отвечали за создание и производство навесного и вспомогательного оборудования и систем управления двигателем.

Как уже говорилось, основную финансовую нагрузку и большую часть технических исследований на первом этапе проекта взяли на себя англичане. В 1986 году компания British Aerospace приступила к испытаниям самолёта EAP (Experimental Aircraft Program - Программа экспериментального самолета).

Этот прототип был создан для отработки новых технических решений и как демонстратор технологий. Самолёт ЕАР, как и проектируемый «Еврофайтер», имел схему "утка", а в его конструкции был высок процент узлов и деталей из композитных материалов и титановых сплавов. На создание этой машины в Великобритании потратили 25 млн. фунтов-стерлингов. Второй прототип должен был быть построен в ФРГ, но немецкое руководство не выделило для этого средств. Впрочем, после успешных испытаний «партнёры» частично компенсировали затраты. Доля Великобритании составила 75%, Италии - 17% и ФРГ - 8%. Вообще, в программе создания «Европейского истребителя» Западная Германия оказалась самым слабым звеном – неоднократно ставя проект под угрозу срыва или задерживая сроки реализации из-за споров относительно технических деталей и объёмов финансирования.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Экспериментальный самолёт British Aerospace EAP


Можно с уверенностью утверждать, что без британского экспериментального самолёта EAP истребитель Eurofighter никогда бы не состоялся. Впервые самолёт поднялся в воздух 8 августа 1986 года с заводского аэродрома Уортон. На прототипе были установлены двигатели RB.199-104D, те же, что и на британском перехватчике Tornado ADV. Уже в первом испытательном полёте EAP превысил скорость звука. А в сентябре достиг скорости 2М. На самолёте прошла испытания и доказала свою полную работоспособность ЭДСУ. Также было опробовано новое оборудование кабины, в состав которого входили многофункциональные дисплеи, использовавшиеся вместо привычных стрелочных приборов и световых индикаторов.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Демонстрационный полёт самолёта EAP на авиасалоне в Фарнборо


Первый публичный показ экспериментального самолёта EAP состоялся в сентябре 1986 года на авиасалоне в Фарнборо. Во время испытательных полётов, длившихся до 1 мая 1991 года, самолёт 259 раз поднимался в воздух, продемонстрировав высокую надёжность и отличную манёвренность. Хотя встроенное и подвесное вооружение на самолёте EAP изначально предусмотрено не было, на публичных показах он поднимался в воздух с макетами УР воздушного боя «Скай Флэш» и «Сайдвиндер».

После успешных испытаний EAP, показавшего весьма обнадёживающие результаты, в 1988 году был заключён контракт на постройку предсерийных «Еврофайтеров». Проектные работы продолжались в течение следующих пяти лет, используя данные, полученные при испытаниях EAP. Первоначальный заказ после окончания испытаний предусматривал постройку 765 истребителей. По странам это распределялось так: Великобритания 250 самолетов, Германия - 250, Италия - 165 и Испания -100.

По сравнению с экспериментальной машиной истребитель ЕFA претерпел ряд изменений. Внешне наиболее заметным отличием стало треугольное крыло с углом стреловидности 53 ° (на EAP было треугольное крыло переменной стреловидности). Самолёту EAP, проходившему испытания в окрестностях авиабаз, была не нужна большая дальность полёта. На предсерийных прототипах был серьёзно увеличен запас топлива на борту. Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыла. На внешних узлах могут быть размещены несколько сбрасываемых баков. Есть система дозаправки топливом в воздухе. В строящихся самолётах ЕFA возросла доля углепластиков, значительные изменения внесли в конструкцию фонаря и компоновку кабины, благодаря чему значительно улучшился обзор. Фюзеляж и крылья самолёта на 70% состоят из композитных материалов, остальное – это алюминиевые и титановые сплавы. Высокая доля композитных материалов в планере обеспечивает низкую ЭПР. Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но его заметность в радиолокационном спектре значительно снижена.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Проекции EAP и ЕFA


В 1990 году проект затормозился из-за ожесточённых споров между Великобританией и ФРГ относительно БРЛС истребителя. Немцы категорически настаивали на установке на «Еврофайтер» станции MSD 2000, которая является совместной разработкой американской корпорацией Hughes Aircraft Company и немецкой компанией Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft AG. Конструкция радиолокатора MSD 2000 имела много общего с БРЛС AN / APG-65, устанавливаемой на F/A-18 Hornet.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 7)

Выставочный образец БРЛС ECR-90


Британцы хотели иметь на истребители гораздо более перспективную БРЛС с АФАР ECR-90 компании Ferranti Defence Systems. Сторонам удалось договориться после того как министр обороны Великобритании Том Кинг заверил своего западногерманского коллегу Герхарда Столтенберга, что британское правительство допустит немецкие компании к участию в производстве радиолокатора.

Однако ликвидация «советской военной угрозы» и сокращение оборонных бюджетов стран НАТО сильно затормозило продвижение проекта. После объединения Германии и пополнения Люфтваффе истребителями МиГ-29 из состава ВВС ГДР многие в Бундестаге вообще сомневались в целесообразности дальнейшего продолжения программы «Еврофайтер». Ряд немецких политиков высказывал мнение, что разумней было бы выйти из консорциума, получить от России в счет погашения ее внешнего долга дополнительную партию МиГов и заключить договор о сервисном обслуживании. Да и в Великобритании, являвшейся основным финансовым и техническим «тягачом» проекта, на фоне уменьшения военных расходов и сокращения ВВС необходимость постройки и принятия на вооружение нового истребителя многим казалась сомнительной. В свою очередь США, стремясь не упустить потенциальный рынок, усиленно лоббировали свои истребители F-15, F-16 и F/A-18, предлагая их в кредит и по льготным ценам. В результате примерно на два года процесс реализации проекта практически остановился, а его будущее «зависло в воздухе».

Продолжение следует…

По материалам:
https://defenceoftherealm.wordpress.com/2014/11/20/british-aerospace-eap-prelude-to-typhoon/
http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/eurofighter-typhoon/
http://www.deagel.com/Aircraft-Protection-Systems/EuroDASS_a001493001.aspx
http://www.globalsecurity.org/military/world/europe/eurofighter-eap.htm
http://www.baesystems.com/en-uk/feature/eap
http://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/234973166-british-aerospace-agile-combat-aircraft-aca-a-request-for-information/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. mav1971 9 января 2017 09:52
    Сергей!
    Отлично!
    1. Mister X 9 января 2017 14:31
      Макет самолёта был впервые публично показан в 1980 году на авиашоу в Ганновере. Это должен был быть двухкилевой истребитель...
      Автор: Линник Сергей

      Позвольте дополнить. Фото макета, который демонстрировали в 1980 году в Ганновере.
    2. Комментарий был удален.
      1. Bongo 9 января 2017 14:36
        Цитата: Mister X
        Позвольте дополнить. Фото макета, который демонстрировали в 1980 году в Ганновере.

        Рассматривались разные схемы, как ты наверное заметил британский макет АСА тоже с лишним "хвостом". lol
        1. Mister X 9 января 2017 14:45
          Цитата: Bongo
          ты наверное заметил британский макет АСА тоже с лишним "хвостом".

          Раз речь шла о двухкилевой схеме оперения - я и стал искать соответствие.
          Вот кстати один из ранних чертежей, тоже Ганновер - 80.

          Напоминает МИГ-29/35, которые построены по такой же схеме.
          1. Bongo 9 января 2017 14:56
            Цитата: Mister X
            Напоминает МИГ-29/35, которые построены по такой же схеме.

            Не во всём. Европейские проекты построены по схеме с треугольным или дельтовидным крылом, выполненные по схеме «утка». Сравни с МиГ-29.
            1. PSih2097 9 января 2017 16:25
              Цитата: Bongo
              Европейские проекты построены по схеме с треугольным или дельтовидным крылом, выполненные по схеме «утка». Сравни с МиГ-29.

              МиГ-1.44
              м
              1. PSih2097 9 января 2017 16:28
                он же, с другого ракурса
              2. Bongo 10 января 2017 02:35
                Цитата: PSih2097
                МиГ-1.44

                Согласен с вами, общаясь в личке с Михаилом, я ему про этот опытный самолёт 5-го поколения напомнил. Но эта машина гораздо крупней и тяжелей чем европейские проекты.
            2. Комментарий был удален.
  2. voyaka uh 9 января 2017 12:09
    Обзор интересный.

    В каждой из перечисленных стран есть хорошая школа авиа-инженеров.
    Проблема: они со скрипом работают вместе. Есть преубеждения по отношению
    друг к другу националистического характера, разные стили работы, разный софт
    для проектирования, разные национальные языки - сложность общения.
    Даже переводы фюймов, фунтов в метры, кг на чертежах - проблемы.
    Поэтому по любому пустяку - споры и задержки во времени.
    Не говоря уже о бюджетных заморочках государств-участников...

    Вот американцы и успевают всегда первыми. И вся работа Европы - иногда интересная -
    идет насмарку.
    1. avt 9 января 2017 12:49
      Цитата: voyaka uh
      Обзор интересный.

      Интересный good
      Цитата: voyaka uh
      Проблема: они со скрипом работают вместе.

      В СССР такое было , когда слили в 30-х всех в одно ЦКБ ,проблемы возникли точно такие же потом правда развели.по ,,именным" КБ .
      avt
    2. Zaurbek 9 января 2017 13:53
      Есть неплохой американский док фильм про запуск Ф-16 в серию, это происходило очень похоже на Ф-35 (в смысле кооперации с разными странами)
    3. Zaurbek 9 января 2017 14:38
      А куда дели Профессора?
      1. svp67 9 января 2017 14:41
        Цитата: Zaurbek
        А куда дели Профессора?

        Согласно Указа ВВП - лишили звания...
        1. Bongo 9 января 2017 14:43
          Цитата: svp67
          Согласно Указа ВВП - лишили звания...

          Это у Смирнова такие инициалы? lol
          Кстати, что сегодня с сайтом происходит?
          1. Zaurbek 9 января 2017 14:51
            А что он сделал? Нагадил на стол?
        2. Zaurbek 9 января 2017 14:52
          Нагадил на стол?
      2. Mister X 9 января 2017 14:54
        Цитата: Zaurbek
        А куда дели Профессора?

        К сожалению Олега забанили на неопределенный период более месяца назад. На него поступило много жалоб от тех, с кем он спорил во время обсуждений. Вот и забанили...
        1. Bongo 9 января 2017 15:10
          Цитата: Mister X
          На него поступило много жалоб от тех, с кем он спорил во время обсуждений. Вот и забанили...

          Олег, конечно временами бывал очень остр на язык, но в его адрес порой лились откровенные помои, со стороны тех кто не мог привести внятные доводы в споре касающихся тех или иных технических вопросов. Я зачастую не соглашался с точкой зрения Олега, но мне его не хватает. Это был один из самых интересных участников дискуссий.
          1. EvilLion 9 января 2017 23:59
            Какого Олега? Капцова? Надо вернуть!
            1. Bongo 10 января 2017 02:37
              Цитата: EvilLion
              Какого Олега? Капцова? Надо вернуть!

              Олег Соколов - он же "профессор" .
          2. амурец 10 января 2017 13:10
            Цитата: Bongo
            Олег, конечно временами бывал очень остр на язык, но в его адрес порой лились откровенные помои, со стороны тех кто не мог привести внятные доводы в споре касающихся тех или иных технических вопросов.

            Сергей! Ты прав. Болтунов он не любил, но если сможешь доказать, что прав, он тебя будет уважать.
        2. активатор 9 января 2017 20:10
          Цитата: Mister X
          Цитата: Zaurbek
          А куда дели Профессора?

          К сожалению Олега забанили на неопределенный период более месяца назад. На него поступило много жалоб от тех, с кем он спорил во время обсуждений. Вот и забанили...

          А вот стучать плохо...а вообще это классика жанра уничтожив своего врага теряется смысл существования laughing
        3. Zaurbek 9 января 2017 21:15
          Он был всегда корректен, спорить с ним интересно всегда. Будем ждать.
        4. Zaurbek 9 января 2017 21:16
          Он был всегда корректен, спорить с ним интересно всегда. Будем ждать.
          1. samoletil18 9 января 2017 21:39
            Когда еще были минусы, с даже споря с Профессором ставил ему плюсы. Спасти пытался. Думал, что при новой системе ему ничего не грозит. Но...
            А Сергею + за очень качественный материал. Жаль, зеленую стрелочку отменили рядом с рейтингом.
            1. Bongo 10 января 2017 02:40
              Цитата: samoletil18
              Когда еще были минусы, с даже споря с Профессором ставил ему плюсы. Спасти пытался. Думал, что при новой системе ему ничего не грозит. Но...

              Аналогично! yes

              Цитата: samoletil18
              А Сергею + за очень качественный материал. Жаль, зеленую стрелочку отменили рядом с рейтингом.

              hi
        5. avt 9 января 2017 22:07
          Цитата: Mister X
          . На него поступило много жалоб от тех, с кем он спорил во время обсуждений. Вот и забанили...

          wassat На ,,прохфессора "?? wassat Ну он конечно заднюю не включает и прёт непременно чтобы его слово последним полюбасу было. Однако в истерику как то визгливую чтобы сваливаться......ну не помню и сам как то с ним до такого состояния не рубился .
          avt
    4. кайман Гена 9 января 2017 18:56
      Цитата: voyaka uh
      Вот американцы и успевают всегда первыми. И вся работа Европы - иногда интересная -
      идет насмарку.

      Согласен с Воякой,от совместных европотуг в военном авиастроении почему-то всегда вспоминается басня Крылова о лебеде, раке и щуке. Сообща они могут сделать добротный аэроплан, но выдающийся у них не получается.
    5. avdkrd 10 января 2017 10:50
      Цитата: voyaka uh
      В каждой из перечисленных стран есть хорошая школа авиа-инженеров.
      Проблема: они со скрипом работают вместе............................

      Еще добавить, что у национальных ВВС разные требования к машинам -одним нужен универсальный солдат, другим высокоманевренный истребитель, даже не было согласия о том средний или легкий.
  3. Bongo 9 января 2017 13:43
    Цитата: mav1971
    Сергей!
    Отлично!

    Цитата: voyaka uh
    Обзор интересный.

    Цитата: avt
    Интересный

    Спасибо парни! Но интересен он для очень узкого круга читателей. request
    :
    Цитата: voyaka uh
    В каждой из перечисленных стран есть хорошая школа авиа-инженеров.

    Есть, но в Италии и ФРГ после Второй мировой, традиции авиастроения были во многом утрачены.
    Цитата: avt
    В СССР такое было , когда слили в 30-х всех в одно ЦКБ ,проблемы возникли точно такие же потом правда развели.по ,,именным" КБ .

    Там несколько другая ситуация была...но не об этом речь. В заключительной части, я всё таки учёл ваше пожелание и провёл аналогии с "Рафалем", но конечно очень кратко.
    1. avt 9 января 2017 14:40
      Цитата: Bongo
      В заключительной части, я всё таки учёл ваше пожелание и провёл аналогии с "Рафалем", но конечно очень кратко.

      good Думаю должно получиться ...смачно . bully Сравнение обязательно цепляет внимание к материалу.
      avt
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. KKND 9 января 2017 18:40
        Вам что ли обязательно троллей покормить нужно? Ступайте на статью про Америку или Украину.
        1. KKND 9 января 2017 18:44
          Во сайт то глючит...
    2. Рафаэль_83 9 января 2017 18:07
      Цитата: Bongo
      Спасибо парни! Но интересен он для очень узкого круга читателей.

      Неправда Ваша! Весьма вероятно, что интересен для достаточно широкого круга, да вот не всем хватает времени/возможностей. Ввиду чего выражаю благодарность за очередной интересный и подробный цикл good (читал все, но не было возможности доброе слово молвить), и одновременно вопию из глубины души: хорош так интенсивно материал выдавать - времени читать и проникаться после работы катастрофически не хватает! stop Хе-хе, шутка юмора. wassat
      С ув. hi
      P. S.
      Про "Торнадо", к слову, ну вашпе достойно было...
      1. Bongo 10 января 2017 02:47
        Цитата: Рафаэль_83
        Неправда Ваша! Весьма вероятно, что интересен для достаточно широкого круга, да вот не всем хватает времени/возможностей.

        Всё относительно, но есть статистика просмотров и читают такого рода публикации судя по всему одни и те же люди. Обидно бывает другое, когда на соседней ветке народ пишет откровенные на зато "патриотичные" глупости по смежной теме. Ведь на ВО кроме как про Украину и Путина бывают достаточно серьёзные публикации.
        Цитата: Рафаэль_83
        Про "Торнадо", к слову, ну вашпе достойно было...

        hi
        1. Рафаэль_83 10 января 2017 17:37
          Цитата: Bongo
          народ пишет откровенные на зато "патриотичные" глупости

          Эт да, к сожалению, "политота" проникла во все сферы нашей жизни и встречается абсолютли везде - не то, что в серьезных сетевых СМИ (вроде "ВО"), но даже на кулинарных ресурсах laughing (в обсуждении баварских колбасок ли, украинских галушек иль традиционных букатини), детских развивающих проектах и игровых порталах.
          Ну, а что касаемо "патриотических воплей Видоплясова" участников дискуссий - самому иной раз от зависти хоцца, что-нить флудануть ради 100500 мгновенных плюсов в карму... fellow
          А вообще в Сети масса ресурсов, страничек, общения в ЖЖ и др., ссылающихся на "ВО" и публикуемые здесь именно серьезные материалы - видывал и про самолеты, и про стрелковку, и выжимки из Ваших же трудов о ядерных программах, ЗРК и РЛС, а вот перепечаток политоты не много.
          Так что: "Кузьмич, ты что - расстроился? Кузьмич, не расстраивайся!".
          С ув. hi
  4. Zaurbek 9 января 2017 13:57
    После испытаний с ГДРскими МиГ-29 , была изучена работа ОЛС и начата разработка европейских аналогов... А результаты боев немного удивили западных летчиков.
  5. KKND 9 января 2017 18:37
    Цитата: Bongo
    Спасибо парни! Но интересен он для очень узкого круга читателей.

    Да ладно Вам. Обзор действительно по сравнению с материалами других авторов(не будем показывать на всяких фантазеров lol ) архитехнически хардкорен. Но вообще по смыслу тяжести восприятия больше похож на выдержку из школьного учебника истории.
    Причем самое обидное что автор кажется хорошо подкован технически(в ПВО служил), а пишет статьи без объяснения принципов(физических) построения той или иной техники. Причем я уверен что за попытку в общем объяснить принцип работы скажем хм... ФАР ответственность не наступит.
    Давайте вместе выводить сайт на новый профессиональный уровень пока он совсем в Цензор не превратился.
    Сложная, технически грамотная статья только повысит престиж сайта пусть она будет и не для всех
    Для остальных есть другие рубрики сайта(про Украину например).
    Статье все равно плюс.
  6. Синьор Помидор 9 января 2017 19:43

    усиленно лоббировали свои истребители F-15, F-16 и F/A-18,


    Вот это и есть основная причина массовости этих самолетов.
  7. mr.redpartizan 9 января 2017 21:09
    EFA - сильный конкурент нашему Миг-35, который только будет выпускаться, поэтому тут мы от них отстаем. Лучше было бы сосредоточить усилия на гораздо более грозном Су-35С, превосходящего любой западный истребитель (кроме F-22A) по ЛТХ и мощности БРЭО.
    1. Zaurbek 9 января 2017 21:18
      Учтите 20 лет застоя страны и МиГ в частности...это не плохой результат. С учетом достижений в композитах, электроники и двигателях из МиГ 35 должно получиться что то неплохое.
      1. mr.redpartizan 9 января 2017 22:27
        У Миг-35 аэродинамика старого Миг-29, который создавался в 70-е как простой и массовый фронтовой истребитель, первые версии которого не имели даже ЭДСУ и системы дозаправки топливом в полете. От него новый МИГ отличается лишь современным БРЭО, цифровой ЭДСУ и наличием ОВТ. С тех пор появились более прогрессивные аэродинамические схемы истребителей, цифровые средства проектирования, которых не было 40 лет назад. В этом году исполняется как раз 40 лет с момента первого полета прототипов Миг-29 и Су-27. Принятие на вооружение Миг-35 - расчет привлечь иностранного заказчика и способ поддержать РСК "МИГ".
        1. Ace 10 января 2017 03:15
          А какие схемы более прогрессивные? Можно поподробнее
          Ace
        2. Zaurbek 10 января 2017 13:57
          То, что вы назвали - 70% стоимости истребителя и 90% его возможностей... Благодаря этому растет боеготовность, ресурс, снижается стоимость летного часа и тд
        3. Corsair 10 января 2017 16:22
          Цифровые средства проектирования это всего лишь более продвинутый инструмент в руках профессионала, без специалиста, без идейных талантливых конструкторов все это ничто. Необязательно кардинально переделывать планер самолета для достижения лучших ТТХ, возможно замена каких-то элементов, двигателей, материалов даст гораздо больше.
    2. samoletil18 9 января 2017 21:49
      Я бы не был столь категоричен. А при развертывании хорошей серии МиГ-35 может стать эталоном по цене качеству и эффективности. Особенно, как средство объектовой ПВО, где радиус даже "сушек" будет маловат для защиты соседнего объекта. Посмотрите на карту Восточной Сибири.
      1. Zaurbek 9 января 2017 22:12
        Лучший аналог на данный момент- Рафаль, но цены...
      2. mr.redpartizan 9 января 2017 22:37
        У Су-35С радиус действия больше за счет большего объема топливных баков, РЛС значительно мощнее за счет большего диаметра антенной решетки, боевая нагрузка также больше. Нам нужен самолет с одним двигателем с тягой 18-20 тс, что позволит сэкономить топливо, сократить расходы на ремонт и уменьшить взлетную массу самолета. Проблема заключается в меньшей надежности однодвигательных машин и способности нашей промышленности создать сверхнадежный тяговитый двигатель с большим ресурсом. Нам нужен свой аналог F-35, но с более высокими ЛТХ.
    3. Комментарий был удален.
Картина дня