Религия воинов цветущей сливы и острого меча (часть 1)

Ветка сливы в руке –
С Новым годом иду поздравить
Старых знакомых…
(Сика)


Соседа надо знать. Это правило позволяет облегчить жизнь и себе… и соседу, ну, а в итоге… «просто хорошо жить!» И вроде бы это легко. Ходи к нему в гости, приглядывайся, будь наблюдательным и толерантным, то есть помни притчу про соломинку и бревно и, главное, поступай в отношении соседа так, как тебе бы хотелось, чтобы другие поступали в твоем отношении. Банально, не правда ли? Но довольно трудно, если задуматься. А еще сказано: «Живущему в стеклянном доме не стоит кидаться камнями в дома других!» И это тоже очень правильно было замечено.


Религия воинов цветущей сливы и острого меча (часть 1)

Японский монах-воин – сохей. В принципе такой же самурай, только в специфической обуви и головном уборе… Ну и еще нагитата… У самураев это было оружие женщин.

Вот и Япония наш сосед, но… что мы об этой стране знаем? То есть знаем-то мы как раз много. Больше, чем, скажем, большинство среднестатистических японцев знают о нас. Но… зная больше, мы имеем и больше шансов их понять, а понять… это много значит.


Известная в Японии серия «Сто видов луны» была создана художником Ёситоси Цукиока в традиционной технике японской ксилографии. Ее считают главной работой этого мастера, а ее популярность в Японии исключительно велика. «Сто видов луны» печаталась семь последних лет его жизни, в период с 1885 по 1892 год. В нее входит ровно сто листов с самыми различными сюжетами, которые объединяет всего лишь одна деталь - луна, которая, так или иначе, но видна на каждой гравюре. Вот, например, ксилография «Район Гон». Что здесь изображено? А изображена понятная и знакомая каждому японцу сцена из спектакля театра Кабуки «Чусингура». Молодой Оси Рикия посылает письмо с известием о 47 ронинах в чайный домик Ичирики в Киото, в котором отец Оси Юраносуке обсуждает, как отомстить за смерть его матери.

Вот, например, мы много рассуждаем о самобытной культуре японцев, но откуда она пошла – эта их самобытная культура и как зародилась? Какова была их религия, и какую роль она сыграла в формировании японской нации? Что ж – вопросы религии всегда интересны, а религия народа-воина интересна особенно, и потому в свете современных нам внешнеполитических событий между нашими странами мы как раз об этом читателям ВО понемногу и расскажем.


Лунный патруль. Сато Тасимицу на разведке у реки Камо возле Киото, перед нападением на храм Хоннодзи в 1582 году. Тасимицу и его отец Сато Караносуке служили Акети Мицуидэ (1526-1582 гг.), который напал на своего сюзерена Ода Нобунаги и убил его.

Данные археологии однозначно говорят о том, что древнейшей верой японцев было то, что сами они называют синто, а мы синтоизмом. То есть это… анимизм, тотемизм и магия, сплавленные в одно целое, а говоря коротко – веря в духов, живущих в этом мире вокруг нас. Эти духи – ками, обладают разным могуществом и их очень много. Есть ками озера и ручья, водопада и камня, дерева и леса. Вот почему неправильно переводить слово камикадзе, как это переводят у нас – «ветер богов» или «божественный ветер». Это «ветер духов». Причем боги в синто тоже существуют, как и драконы и всевозможные мистические сущности, просто ками присутствуют повсеместно и богам точно также приходится иметь с ними дело. В общем-то, это был типичный языческий пантеон с развитым культом природы. Что-то подобное имело место у вавилонян, которые кроме основных богов насытили окружающий их мир множеством демонов, нечто похожее имело место у северных народов, просто у древних японцев ками было очень много и о них нужно было постоянно помнить.

Однако когда в Японии начал расцветать феодализм, неопределенность синто стала в некотором роде его тормозить. Воины выделились в отдельное сословие, и им требовалась более «удобная» для них религия, чем для простолюдинов. Такой религий вроде бы и стал принесенный из Китая буддизм, но… подходил он опять-таки больше для крестьян, чем для воинов. Природа, в том числе и духовная, пустоты не терпит. Поэтому нет ничего удивительного, что в рамках все того же буддизма в Японии стало распространяться учение его секты дзен, или дзенсю. С японского «дзен» можно перевести как «погружение в молчаливое созерцание» с целью овладения внешними и внутренними духовными силами для достижения «просветления». Основателем секты дзен (кит. — «чань», санскр. — «дхьяна») считают буддийского священника Бодхидхарма (яп. Бодай Дарума), который начал проповедовать свое учение первоначально в Индии, а затем перебрался в Китай. А вот уже из Китая в Японию дзен-буддизм принесли два буддийских монаха: Эйсай (1141 – 1215 гг.) и Доген (1200 – 1253 гг.), которые и начали его проповедовать.

Но популярность оно приобрело именно среди воинов. Почему? Дело в том, что распространение дзен-буддизма совпало с установлением в стране системы сёгуната, когда воины поклонялись «священной земле» (дзёдо) – аналог буддийского рая – или будде Амида. Учение буддийской секты «дзёдо» было крайне простым, что очень нравилось тогдашним воинам. Основал ее буддийский монах Хонэн-сёнином в XII в. и привлекательным оно стало, прежде всего, среди народных трудящихся масс, которым очень хотелось верить в собственное возрождение в раю после смерти. «Дзёдо» вытеснила большинство других буддийских сект в Японии, так что ее последователям принадлежало до 30% всех храмов, священников и монахов в Японии, причем сама суть ее была чрезвычайно проста. Как и у всякой религии, цель ее заключалась в «спасении». Вот только пути спасения были различны. Так вот, стороннику «Дзёдо», чтобы «спастись», нужно было произнести имя будды Амида («Наму Амида буцу!» – «Преклоняюсь перед буддой Амида!»). Монахи «дзёдо» объясняли – не важно, кто ты: плохой или хороший человек, чтобы «спастись» (то есть «родиться в будущем заново, но более достойно»), нужно лишь повторять и повторять эту молитву. Как это понятно всякому – это была религия, очень удобная для рабов и хозяев. Она ничего не меняла в их отношениях, но позволяла рабу сублимироваться на идее спасения и… терпеть свое рабство и далее! Да, для крестьян и прочих простолюдинов такая религия была хороша. Но не для воинов!

Они понимали, что простое взывание к будде Амида в этой жизни им ничего не дает, зато развивает в людях безволие и апатию, а что же это за воин, если у него нет сильной воли? Самурай в первую очередь должен был самым настойчивым образом воспитывать свою волю, развивать самообладание и хладнокровие, необходимые всякому воину-профессионалу в первую очередь, будь то поход против айнов, борьба со старой аристократией из Киото или усмирение вспыхивающих то там, то здесь крестьянских восстаний.

Так что проповедники дзен появились на исторической арене в Японии очень даже вовремя. Они доказывали, что только непрерывная работа над собой, цель которой воспитание в себе умения выделить суть проблемы, затем умения сосредоточиться на ее решении, с тем, чтобы идти к намеченной цели, имеют очень большое значение. Причем не только в жизни монашеской, но также и в мирской. Именно тогда дзен-буддизм и сделался духовной основой касты самураев; а число его адептов стало неуклонно расти. В историческом плане взаимоотношения между дзен-буддистами и сословием самураев начали устанавливаться при регентах Ходзё в Камакура. Эйсай, как раз самый первый дзен-буддийский проповедник, никак не мог ожидать успеха в Киото, поскольку там были сильны такие секты, как «тэйдай» и «сингон». К тому же они пользовались покровительством императорского дома и высшей аристократии. А вот в Камакура подобных трудностей просто не существовало, так как там влияние этих сект совершенно не распространялось, из-за чего дзен-буддизм среди самураев дома Тайра и дома Минамото распространялся совершенно свободно.


Луна над горой Инаба. В этой сцене из «Хроник Тайко» Коносита Токити (1536-1598 гг.) бывший сыном крестьянина, а позже ставший известным под именем Тоётоми Хидэёси, взбирается на скалу у неприступного замка клана Сайто на горе Инаба. С этого подвига и началась блестящая карьера Хидэёси, взявшего себе имя Тайко (Барабан).

Важная причина, побуждавшая самураев заниматься именно учением дзен, была… его исключительная простота. Дело в том, что согласно его доктрине, «истина Будды» не может быть передана ни письменно, ни устно. Соответственно все дидактические пособия либо наставления истину раскрыть не могут, а потому ложны, а все комментирования порочны. Дзен выше всех видов словесной формы выражения. Более того, выраженное словами оно теряет свойства Дзен. Отсюда проистекает и главный тезис всех теоретиков дзен-буддизма, что его нельзя называть учением, поскольку логическое познание мира абсолютно невозможно. Достигнуть желаемого можно только посредством интуиции, которая путем созерцания только и может привести человека к постижению «истинного сердца Будды».

Очень удобная религия, не так ли? Не надо тратить время на чтение религиозных книг. Хотя книги и буддийские тексты дзен-буддисты и использовали, но лишь как средство пропаганды. К тому же сам человек не мог самостоятельно понять дзен и нуждался в наставнике. Однако больше всего дзен полюбился самураем тем, что вырабатывал у них самообладание, волю, хладнокровие, то есть все то, что требовалось воину-профессионалу. Для самурая очень важным считалось не дрогнуть (как внешне, так и внутренне) перед неожиданно возникшей опасностью, сохранить при любых обстоятельствах ясность ума и способность отдавать себе отчёт в своих действиях. На практике самураю следовало обладать железной силой воли, неустрашимо бросаться на врага, ни на что при этом не обращая внимания, ибо главная цель воина – это его уничтожение. Дзен также учил, что человеку следует быть невозмутимым и очень сдержанным, чтобы ни случилось. Тому, кто исповедовал дзен-буддизм, не следовало обращать внимание в том числе даже на оскорбления, что для воинов «благородного» сословия было, конечно, совсем нелегко, но зато помогало вырабатывать самоконтроль и волю.

Другим качеством, которое дзен прививал воинам, являлось беспрекословное подчинение своему господину и, разумеется, своему военачальнику. Есть много историй из времени феодальной Японии, которые рассказывают об этой особенности тогдашних японских рыцарей. Например, в повествовании об одном даймё рассказывается, что он вместе с остатками своей разбитой дружины оказался на краю высокой скалы, причем со всех сторон его окружили враги. Сдаваться в плен даймё не пожелал и подал команду «За мной!», после чего бросился на коне в пропасть. И все его самураи тут же последовали за ним, ни на секунду не задумываясь над смыслом приказа военачальника. И ведь все это следствие воспитания по системе дзен – получив приказ старшего, действовать не раздумывая!

Бытие человека в мире в дзен считалось лишь видимостью: «Сики-соку-дзэ-ку» – «Всё в этом мире иллюзорно» – говорили дзен-буддисты. Мир иллюзорен и эфемерен, он есть лишь проявление всеобщего «ничто», из которого как все родилось, так все туда и уйдет, вернее, рождается и уходит непрерывно. Поэтому-то дзен-буддизм и учил человека отнюдь не цепляться за жизнь, ну и, конечно, именно поэтому не бояться смерти. Но именно презрение к смерти в дзен и притягивало к нему самураев.

Концепция эфемерности бытия и призрачности окружающего мира (мудзё) связывала, однако, все кратковременное и быстротекущее с таким понятием, как красота. Все недолговечное, текущее, либо очень непродолжительное по времени (например, цветение сливы среди снега, капли росы под солнцем и т.д.) определялось как зримое проявление этого «мига между прошлым и будущим». То есть утверждалось, что именно краткость – это красота! В соответствии с этим утверждением жизнь человека также считалась тем прекраснее, чем она была короче, в особенности, если прожитая им жизнь была яркой и запоминающейся. Отсюда презрение самураев к смерти и развитие «искусства» умирать красиво.

Еще один элемент теории «легкой смерти» был вызван влиянием китайского конфуцианства. Человек должен был обладать нравственной чистотой, чувством долга, духом самопожертвования. Вот тогда он становился «достойным мужем». Поэтому японцев учили с детства умирать за императора, своего господина, объясняли нравственность принципа жертвовать для них всем. То есть вопрос «А ты бы мог лечь с гранатой под танк?» для японского ребенка не стоял никогда. Он не мог, а был просто обязан это сделать, только и всего. Ведь смерть ради исполнения своего долга рассматривалась как «настоящая смерть».


Горная луна после дождя. Сога но Горо Токимунэ (XII век) вместе со старшим братом Дзуро убили убийцу их отца, Кудо Сукэцунэ. Поскольку случилось это в лагере сёгуна на склонах горы Фудзи, был нарушен закон. Дзуро погиб в схватке, а Горо схватили и отвели к сёгуну, который тут же приказал его обезглавить. Художник специально изобразил кукушку, летящую перед луной, потому что она являлась одним из символов быстротечности всего сущего.

Отсюда, кстати, и сюжеты большинства японских сказок для детей. Например, вот такая «сказка» – мачеха пожелала зимой свежей рыбы и послала пасынка ее добыть. И понятно, что она «плохая» и сделала это со зла. Ребенок из сказки братьев Гримм, конечно, нашел бы способ ее обмануть, а там «на лопату и в печь!» Но японский мальчик пошел на реку, увидел вмерзших в воды рыб, разделся, растопил лед теплом своего тела (!) и принес рыб мачехе! В другой раз мальчик увидел, что его родителей беспокоят во сне комары. Он разделся и лег рядом, чтобы они перелетели на него. Ведь его отцу следовало завтра утром идти служить господину!

Самураи, использовавшие догмы буддизма и конфуцианства, естественно, приспособили их для своих профессиональных нужд. Культ смерти ради славы, дух самопожертвования ради служения господину – окружались ореолом славы. И именно отсюда и возник обычай харакири. Связано это было с тем, что воин-профессионал все время балансировал на грани между жизнью и смертью. Поэтому самураи культивировали в себе пренебрежение к земному бытию.


Луна чистого снега на реке Асано. Девочка Чикэко бросается в воды реки Асано в надежде, что ее смерть убедит правительственных чиновников освободить ее отца. Но на власти ее смерть впечатления не произвела, и в итоге ее отец умер в тюрьме. Но как красиво она умерла!

Перерождений много, учил буддизм. А раз так, то смерть индивидуума, по мнению буддистов, не означает окончательного конца, и он возродится в будущих жизнях. Поэтому человеку следует безропотно подчиняться «великому закону возмездия», то есть карме (го), или судьбе, которая определяет лишь степень его греховности в прошлой жизни, и ни в коем случае не жаловаться на жизнь теперь. Все определено, все взвешено, за все наступает расплата!

Этим-то и объясняется гибель столь многих японских воинов в битвах с улыбкой на лице и словами буддийской молитвы на устах. Человек – и все самураи это знали с детства, – должен был умирать совершенно невозмутимо, словно засыпая, имея при этом благочестивые мысли и, конечно, с улыбкой на лице, чтобы не доставлять неприятных минут окружающим. Стоны, нежелание умирать и расставаться с близкими и своей жизнью рассматривались как недостойное поведение и нарушение «этикета смерти». То есть дзен-буддизмом воспитывалось такое отношение к вопросам жизни и смерти, когда понятие собственного «я» просто отсутствовало, равно как и страх перед смертью и мысли о своих выгодах и невзгодах.

Разумеется, выгоду из такого отношения к жизни извлекали, прежде всего, феодалы, которым служили самураи. Человек, который не боится смерти, беспредельно предан своему сюзерену, охваченный идеей постоянного духовного подвига – идеальный солдат. Именно поэтому аналогичные качества культивировались не только в Японии, но и всеми тоталитарными режимами. «Смерть за фюрера», «смерть за Сталина», смерть за императора» – все это удобные формы манипулирования людьми. Такими людьми легко управлять в бою, они не сдаются в плен, ну а честь самурая и моральный императив не даст ему отступить и бежать с поля боя, приказ военачальника для него – закон, который надо выполнять, не рассуждая, и любой ценой, чтобы не покрыть позором и бесчестьем ни свое имя, ни свой род.

Именно основы учения дзен легли в основу кодекса – бусидо. Война ради интересов сюзерена почиталась «превращением высшего идеала в дело». Бусидо, как было сказано и в «Хагакурэ», признавалось японским рыцарством учением о прямом и бесстрашном стремлении к возвращению в вечность.

Понятно, что, как и в любой религии, в дзен были противоречия. Так, буддизм запрещает любое убийство. В буддизме оно входит в пять «великих» грехов, куда также входят воровство, прелюбодеяние, ложь и пьянство. Но так как жизнь, напротив, постоянно требовала обратного, была придумана и форма «искупления» – щедрые пожертвования храмам, пострижение в монахи после определенного времени, посвященного… убийствам.

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 85

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Николай С. 10 января 2017 06:38
    Вячеслав, о давней Вашей религиозной теме: «Шпаковский учит Русскую Православную Церковь морали».
    Цитата: kalibr
    ...еще до Петра(!) главным направлением в церковной исповеди было... выпытывание подробностей интимной жизни кающегося и только в конце надо было "вопросить о татьбе золота и кун". 80% опрашивали как, когда и каким образом "растлил девство свое, ибо блуд бывает всякий", монахов - "не смотрел ли с похотию на святые иконы", ну и так далее. Очень интересно обо всем этом написано в статье "Блуд бывает всякий" в материале в журнале Родина. Он есть в Сети и можно почитать. По сути это была пропаганда порока и извращений, ибо иная женщина и не слышала о таком и не помышляла, но... узнавала из расспросов батюшки и должна была отвечать "грешна,батюшка". И это "живая вера"? Глупость какая-то!
    Ещё раз:
    Цитата: kalibr
    главным направлением в церковной исповеди... была пропаганда порока и извращений!

    Публикуете это не впервые, на сей раз ссылаетесь не на А.Невзорова, а на статью в журнале «Родина». Заковыка в том, что её нет в открытом доступе в Сети. А Вы-то точно знаете, как надо давать корректные ссылки. Следовательно, Вам хотелось, чтобы мы прочли не саму статью, а то, что пишут в связи с ней. Оказывается, в Сети поднят вой и шабаш либерастья, на мой взгляд, которое разнообразно и произвольно «цитирует» указанную статью опять же без корректных ссылок, вкладывая в комментирование «цитат» нужный им смысл. Сек.меньшинства учат Церковь морали и призывают к ответу. Всё по Оруэллу.

    Отмечу. Исповедь - дело добровольное, нужное самому исповедующемуся. Священник не заставляет в чем-либо признаваться, не давит и не осуждает. В чём человек желает исповедоваться, то и говорит. Священник может напомнить, какие грехи возможны для определенного возраста, может помочь с понятием греха. Некоторые священники перечисляют все существующие по теме грехи: словом, делом, помышлением...
    Чем на самом деле занимается Церковь в этом плане. В первую очередь, помощью верующим в борьбе со смертными грехами. Причём фанатизм не предусматривается. Например, со всем известным грехом чревоугодия борются постами. Однако, детям, старикам, беременным, больным, путешествующим, воинам… поститься не обязательно. Только если есть возможность. Даже не столь важно, что кушать, а что нет. Главное: насытиться без излишеств, нельзя от пищи получать удовольствие.
    С грехом сладострастия (похотью) аналогично. Только грех пострашнее, т.к. его осуждение подкреплено ещё и заповедью «не прелюбодействуй». Что для этого делает церковь, известно меньше, т.к. дело интимное. Однако цель та же. Половые отношения только с женой в церковном браке и только для продолжения рода, а не для получения удовольствия.
    Шпаковский, «порок и извращения» среди верующих Православных составляют бесконечно малую величину по сравнению с вашим контингентом. Постарайтесь усвоить.
    А, может быть, Вам истина и не нужна? Не ради неё ведь пишете? Вам Русскую Православную Церковь оклеветать гораздо важнее. Не так ли? С какой стати вы-неверующие вторгаетесь со своими, мягко говоря, не очень чистыми осуждениями, помыслами и пропагандистскими вымыслами в личную жизнь верующих, в дела церкви? Православные без вас разберутся.

    PS. Справка. "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них." - Левит, 20:13
    Для Ваших сторонников на вашем хвалёном Западе уже сделан «правильный» перевод Библии, где исправили эти и другие ранее «неправильно переведённые» слова:
    oleglurie-new.livejournal.com/152475.html

    PPS. Похоже, что-то подобное было, и когда первые Романовы с помощью иезуитов исправляли в Библии «неправильные слова».
    1. Комментарий был удален.
      1. Николай С. 10 января 2017 08:08
        Вячеслав не юлите. В прошлый раз Вы посылали именно в интернет, не давая ссылки, а не в библиотеку. И дело не в том, что в той статье. А в том, что писали Вы - Ваши цитаты приведены.
        Два раза я читал у Вас одно и то же. В первый раз Вы ссылались на известного русофоба Александра Невзорова, второй раз на эту статью, чтобы прикрыться авторитетом журнала. Статья в журнале несёт совсем другой смысл.

        Писать, что Православная церковь что-то поменяла ... когда верующие за минимальные изменения шли на костёр. Делайте более адекватные утверждения.
        1. kalibr 10 января 2017 08:24
          Ну а теперь посылаю в библиотеку, что тут такого. Главное это куда-то послать, чтобы сам искал...
          1. Николай С. 10 января 2017 08:45
            Ещё раз о религии и морали Шпаковского.
            Вы, Вячеслав, ведь по образованию школьный учитель – закончили местный пединститут, к 34 годам защитили кандидатскую. Теперь Ваш частый последний аргумент: я - учёный-историк, а вы никто. Заинтересовало. Глянул тему Вашей диссертации: «Партийное руководство научно-техническим творчеством студентов Среднего Поволжья в годы девятой пятилетки, 1971-1975 годы» от 1988г. Нашёл аналоги:

            1. от 1984г. Козловской Г.Е. «Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по идейно-политическому воспитанию студенческой молодежи в условиях развитого социализма. 1971-1975 годы (На материалах Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областей) www.dissercat.com/content/deyatelnost-partiinykh-
            organizatsii-srednego-povolzhya-po-ideino-politic
            heskomu-vospitaniyu-

            2. от 1985г. Благодаревой А.И. «Деятельность партийных организаций Нижнего Поволжья по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.)» www.dissercat.com/content/deyatelnost-partiinykh-
            organizatsii-nizhnego-povolzhya-po-kommunistiches
            komu-vospitaniyu-stu
            3. и т.д.
            Читатели, обладающие пытливым умом, могут самостоятельно найти пару-тройку отличий (или научную новизну) и попробовать догадаться причём тут наука и её отдельная дисциплина – история. Не скрою, догадаться невозможно. Как человек, поживший в то время, предположу, что такие темы получали и выпускались на защиту не абы кто, а люди некоторым образом особенные. Как же так, Вячеслав, партия (КПСС) и КГБ поверили Вам, в Вы совершили такой кульбит, в воздухе переобулись, и теперь плюётесь в них и в то, что даёт Вам единственную опору, до сих пор Вас кормит. Настоящая наука не терпит предательства и предательства своих убеждений. Вспомните Галилея: “А всё-таки она вертится», а ещё лучше – Коперника.
            Впрочем, профессионально заниматься историей Вы не смогли, видимо, не составили конкуренции более грамотным землякам. Ваше рабочее место не имеет отношения к науке. «Коммуникационный менеджмент и PR» - да уж. Историей Вы занимаетесь как раз как любитель (но для денег). Есть форум, на котором Ваши коллеги, в т.ч. давно знающие Вас, аж на трёх страницах рассказывают как именно: www.tforum.info/forum//index.php?showtopic=25347&
            page=3
            «Плагиатор, практически вор, "делец от истории", который ни в чём толком не разбирается, а вся его деятельность имеет одну сугубо меркантильную цель - "срубить бабла по-лёгкому", и, желательно, с использованием чужого труда и ворованных материалов.» - это самые культурные слова там в Ваш адрес.
            Вячеслав, поясните.
            1. kalibr 10 января 2017 09:01
              Очень хорошо, что Вы проявили такой интерес и столько всего открыли. Замечательно. Но... все это слова! Запомните, не имеет значения, что о тебе говорят. Имеет значение кому ты платишь и кто платит тебе. Так что пустое это все, что Вы пишите, пустое! Значение имеет совсем другое!
        2. дядя Мурзик 10 января 2017 08:26
          уважаемый Николай С. это бесполезно добиться источников,славик шпаковский мягко говоря фантазер и манипулятор не брезгующий не какими подтасовками! hiсамое грустное что таких беспринципных вралей допускают преподавать в университетах! hi
          1. kalibr 10 января 2017 08:31
            А Вы мне не ответили про землянку? А источники... пусть сам ищет. Современный человек должен уметь искать информацию Это входит в программу обучение и воспитание современных граждан России. То есть не принимать на веру, что дают, а самим искать нужные им материалы.
            1. Николай С. 10 января 2017 16:12
              Цитата: kalibr
              А источники... пусть сам ищет.

              Я, видимо, слишком сложно пишу для Вас и Вашей аудитории.
              Ещё раз. В той статье из журнала "Родина", на которую Вы ссылаетесь, нет ничего, что позволило бы подтвердить Ваше утверждение:
              Цитата: kalibr
              главным направлением в церковной исповеди... была пропаганда порока и извращений!

              И это не моя проблема, что своё сомнительное утверждение, которое Вы пытались приписать более авторитетному автору, Вы не можете подтвердить корректной ссылкой.
              Я так понимаю, Вам часто напоминают, как это называется.

              Кстати, Вы меня косвенно обвинили, что я не умею искать информацию.
              Так я нашёл. Перед Вашей диссертацией защищены минимум две такие же на том же материале. Теперь неудивительно, что Вам нечего ответить на вопрос про научную новизну своей "работы", ни про её пользу для народного хозяйства. Тогда ведь такие вопросы задавали.
              Кстати, а Вы сослались на работы предшественниц? (Обзор работ уже выполненных по теме Вы обязаны были делать).
              Уж, извините, пришлось поинтересоваться. А то слишком часто, когда Вам нечего сказать, Вы говорите оппонентам, что Вы - историк-профессионал.
              Цитата: kalibr
              Имеет значение кому ты платишь и кто платит тебе.

              Понимаю. Когда речь о деньгах, Вы в своей философии способны подняться до высот Екклисиаста, чтобы обосновать своё (не Екклисиаста), что деньги главнее убеждений.
              1. kalibr 10 января 2017 16:52
                Что-то Вас сегодня Николай заносит. Раз диссертация была утверждена ВАКом, то какие могут быть вопросы? И потом, Вы в университете учились? Диплом писали? Он же к Вам гвоздями не прибит? Диссертация это квалификационная работа. Показывает, что ты умеешь работать в архиве, искать, обобщать... А дальше ты можешь заниматься чем угодно. Профессионализм зарабатывается не диссертацией. А научными публикациями после. И если Вы уж так хорошо умеете пользоваться Сетью, зайдите на сайт моей кафедры и посмотрите в раздел "Наука". Там все публикации ее сотрудников и мои тоже. В Сети выложены все мои электронные учебники и пособия. На сайте Оспрей - книги на англ.яз.Очевидно, что это количество где надо и кто надо посчитал достаточным.Так что продолжайте интересоваться и дальше, узнаете много интересного.
                И я ничего не обосновываю, в том числе и ссылками на Экклесиаста, я просто вижу, как "горевшие пламенным огнем" коммунисты моего города, получив выгодные предложения, шли работать на режим, который вчера же обличали. Не встречал тех, кто бы "пошел на костер". Встречал тех, кому еще не предлагали...
                А насчет ссылок... Вы же нашли эту статью, не так ли, иначе откуда бы Вы знали, о чем она? Так что когда я вижу смысл давать ссылки, я их даю, когда не вижу - советую поискать самостоятельно. Вот Вы стали искать и видите, как много всего интересного для себя нашли! А, глядишь, найдете еще больше. Но Ваши вопросы навели меня на интересную мысль - надо будет написать материал о научной работе в вузе в советскую эпоху и о "сейчас". Как-никак за 35 лет я много чего видел и узнал... уверен, это будет и полезно и интересно.
                1. Николай С. 10 января 2017 17:28
                  Цитата: kalibr
                  Раз диссертация была утверждена ВАКом, то какие могут быть вопросы?

                  Напрасно Вы так беспечно к этому относитесь.
                  "экспертный совет ВАК рекомендовал аннулировать десять ученых степеней, которые оказались в центре громкого скандала с фиктивными диссертациями... впереди масштабная кампания по перепроверке диссертаций и лишению ученых степеней" - https://rg.ru/2013/02/12/stepen-site.html
                  Про свой профессионализм "заработанный" не надо. Я ведь его вижу, когда читаю. В т.ч. и это:
                  Цитата: kalibr
                  главным направлением в церковной исповеди... была пропаганда порока и извращений!


                  Цитата: kalibr
                  вижу, как "горевшие пламенным огнем" коммунисты моего города, получив выгодные предложения, шли работать на режим, который вчера же обличали

                  Они шли работать, потому что кушать надо было. В 90х был геноцид.
                  А вот Вы во времена Ельцина в Пензе в одно своё лицо проводили пикеты ЗА Ельцина. Такого удивительного перерождения земляки Вам не забыли.
                  1. kalibr 10 января 2017 18:30
                    Цитата: Николай С.
                    Напрасно Вы так беспечно к этому относитесь.
                    "экспертный совет ВАК рекомендовал аннулировать десять ученых степеней, которые оказались в центре громкого скандала с фиктивными диссертациями... впереди масштабная кампания по перепроверке диссертаций и лишению ученых степеней" - https://rg.ru/2013/02/12/stepen-site.html

                    Мне это не грозит, Николай, не обольщайтесь.Диссертации защищенные в советское время пересматриваться на будут! А пикеты... Работа такая была! И странная у Вас логика - им этим... можно за Ельцина было идти работать, а мне нельзя, хотя тяжело было всем? Но Вы проявите активность - напишите в ВАК, что Вы вот лично неудовлетворенны... на основе данных Сети изучили все работы, провели сравнительный анализ... и требуете пересмотра... Пусть покрутят пальцем у виска. Вы знаете в 2004 году тот же журнал "Родина" (не Вам чета) хотел меня подсечь на плагиате и срубить денег. Даже можете статью про это там найти... А как старались. И... не удалось. Так что...даже и не пытайтесь искать чертей в кадильнице.
                    Цитата: Николай С.

                    Я ведь его вижу, когда читаю

                    Очки наденьте увидите еще лучше...
                    1. Николай С. 10 января 2017 20:27
                      Цитата: kalibr
                      Мне это не грозит, Николай, не обольщайтесь. Диссертации защищенные в советское время пересматриваться на будут!

                      Опять Советская власть Вас спасает, Вячеслав. А Вы на неё так.
                      Цитата: kalibr
                      на основе данных Сети изучили все работы, провели сравнительный анализ... и требуете пересмотра... Пусть покрутят пальцем у виска. Вы знаете в 2004 году тот же журнал "Родина" (не Вам чета) хотел меня подсечь на плагиате

                      Ой, только не считайте себя фигурой равной серьёзным людям, у которых диссертации засекречены, а в Сети могут быть только левые фейки.
                      Вот Ваша: http://search.rsl.ru/ru/record/01000082250 Какие проблемы получить?
                      Оказывается, и журнал "Родина" Вас уже хорошо знает. Так это Вы из мести хотели приписать их автору свою с Александром Невзоровым мерзость про Православие?
                      Обвиняли Вас в плагиате. Значит, считали, что у них есть основания. Не сумели "подсечь"? Может быть, журналисты, и кто у них там в команде, не очень знакомы с процессуальным порядком, судебной практикой. Не обольщайтесь, есть такие, кто в этом ориентируется так, что журналу "Родина" не чета. "Родина", небось, только на своих страницах клеймила Вас позором за плагиат. И на этом ограничилась.
                      1. kalibr 10 января 2017 20:30
                        Цитата: Николай С.
                        Вот Ваша: http://search.rsl.ru/ru/record/01000082250 Какие проблемы получить?

                        Ну вот и займитесь! 500 р. и Вам ее пришлют. Как может быть засекречена "кпссная диссертация", что Вы мне все какую-то конспирологию приписываете? И да, я же Вам честно написал "клеймила". Но только подняла объемы книгопродаж. А большего и не могла. Закон он ведь, что бумеранг. Ляпнул чего не то - а тебе иск за клевету и судимость в биографию. Тогда это было так-сяк, зато сейчас с этим очень строго, кстати! И считать "основания" и иметь основания - это разные вещи, совсем разные, да? А вот про месть это Вы зря - фи, как мелко, я до таких вещей не опускаюсь. Вот если бы им удалось, тогда да - "удар на удар". А это... люди элементарного права не знали, а нанять адвоката... пожадились. Впрочем, может быть и наняли и он им все объяснил, что дело дохлое. Вы я вижу большое внимание придаете словам и уже в который раз пытаетесь меня пугать - "не обольщайтесь!"? Я на юридическом ф-тете работаю. Юристов и адвокатов в друзьях - хватает. Так что я не обольщаюсь, а знаю точно! А слова - это как говорил И-Пун, герой повести "Сердца трех", это воздух... пф-ф и все! Лучше займитесь диссертацией. Узнаете хоть, какие диссертации писались в 80-ые на историко-партийные темы.
            2. M0xHaTka 10 января 2017 19:35
              Троль. Обыкновенный сетевой троль.
              2 из трех классических фраз вы уже привели. осталось добавить "ятибяпоайпивычислю"
              По тексту - инфы ровно 0. И красивыми словесами замаскировано утверждение - религия порождает безволие.
              Жаль, что потратил на ЭТО время.
              И кстати, Шпаковский, а кто вам платит деньги за очернение соседей России ? Вы так упорно плодовиты на этом поприще, что это невольно вызывает уверенность в профессиональной деятельности
              1. kalibr 10 января 2017 20:07
                Цитата: M0xHaTka
                а кто вам платит деньги за очернение соседей России ?


                Обычно меня упрекают в очернении как раз истории России. А это что-то новенькое. Я даже испугался... Перечитал еще раз, вот... нету очернения Японии там, что угодно есть, а этого нету. Но раз Вам видится - пусть так и будет. Многие читают одно, а видят другое.
          2. Комментарий был удален.
          3. kalibr 10 января 2017 08:37
            Да, это ужасно Мурзик! А представляете как я оболваниваю студентов? Это же ужас! Все выходят совсем не такими, как пришли. "Погибла Россия" - это точно! Остается одно - Ваше письмо ректору ПГУ с требованием отстранить, не пущать и заткнуть рот. И... вдруг он такого пламенного патриота послушает?! Давайте, это будет Ваш замечательный вклад в борьбу за СССР! Вперед, к победе коммунизма под флагом пролетарского интернационализма!
          4. Комментарий был удален.
        3. kalibr 10 января 2017 08:45
          Цитата: Николай С.
          Писать, что Православная церковь что-то поменяла ... когда верующие за минимальные изменения шли на костёр.

          То есть церковь с 16 века ничего не поменяла?
        4. Комментарий был удален.
    2. kalibr 10 января 2017 07:46
      А Вы не пытались взять этот журнал в библиотеке и прочитать? Все самостоятельно? Или у нас нет библиотек, а все журналы Родина оттуда изъяты? Чуть-чуть напрячь седалище, отнести себя, родимого, в библиотеку и - пожалуйста, все там есть. Я понимаю, что по клаве стучать и читать "ливжурналы" проще. Но знание требует труда. Кстати, в статье про Карла Смелого Вы сможете полюбоваться на миниатюру с сожжением рыцаря и его слуги, уличенных в мужеложстве. Такова история, так было. У нас - даже терпимее в то далекое время. Но Вы все-таки "Родину" найдите. Это очень интересный журнал. Вот в сентябрьском номере 16 года подборка материалов по панфиловцев, затем большая статья про Клочкова... так что его просто надо регулярно читать. Вот и все! И название "темы" у Вас неправильное - не надо приписывать другим свое видение . Не "учит морали", а рассказывает о том, какие взгляды у церкви были в прошлом. А Вы знаете как они изменились теперь? Замечательно!
      1. дядя Мурзик 10 января 2017 08:43
        опять славка шпаковский заерзал на попе!опять пойман! laughing
    3. дядя Мурзик 10 января 2017 07:50
      уважаемый Николай С. где истина,и где славик шпаковский!этот человек с легкостью из лекторов обкома встал ярым либералом!!!!! belay Предавший раз, предаст и дважды! Закон судьбы, увы таков! ... Не верь таким и не надейся, На массу лживых, разных слов. Предавший раз, предаст и дважды!
      1. kalibr 10 января 2017 08:21
        О, Мурзилка нарисовался! С Новым годом! Но ответьте, а Вы-то не предатель разве? Вы это пишите из землянки партизанского отряда "Верный сталинец" или откуда? Вы пошли в 91 году на баррикады защищать ГКЧП, в 93-ем защищать Белый дом, да и сейчас боретесь с "антинародным режимом" и сыплете песок в трущиеся части? Нет,да? Нет, конечно! Вы все делаете как сверху велят, а здесь выпускаете пар и любуетесь на то, какой Вы "хороший". То есть красивыми словами прикрываете свою ничтожную суть. А я Вам честно скажу, что я будет нужно "предам" столько раз, сколько будет угодно... Богу, ибо он всегда на стороне победителей. Ведь без его воли и волос с головы не упадет,а? И власти нет иначе чем от него? Так что рабы в смирении повинуйтесь не только добрым господам, но и суровым! Вот и Вы трудитесь и дальше на благо страны, Чубайса и прочих...
        1. дядя Мурзик 10 января 2017 08:41
          я в отличии от вас славик своими принципами не торгую и не выдумываю и не лгу!одно радует что для людей посещающие ВО все более очевидна ваши мягко говоря "фантазии" lol
          1. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
            1. дядя Мурзик 10 января 2017 08:54
              а в ответ от славки шпаковского только словесный понос место источникови доводов и в этом он весь lol с новым годом славка!!!!! drinks
              1. kalibr 10 января 2017 09:02
                Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.
                Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
                но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
          3. kalibr 10 января 2017 08:52
            Ответ, ответ про землянку... И про 91,93 годы... А про торговлю принципами... Нельзя торговать тем, чего у Вас нет. Такие как Вы их вообще не имеют поэтому и продать нечего. Сказано: мало знать себе цену, нужно, чтобы ее тебе дали! А Вам никто цены не даст. Грош в обед, вот и вся Ваша цена, Мурзилка. Подумайте над этим. Напишите про землянку и чем Вы занимались в 91-ом. А потом я Вам расскажу, что тут главное и про "все больше людей"...
        2. Dekabrist 10 января 2017 15:16
          «У каждого есть своя внутренняя жизнь, невидимая чужому глазу, свои великие тайны, которых никто не узнает, хотя иногда, когда мы создаем что-то прекрасное, мы на короткое мгновение приоткрываем это, подобно двери, немедленно захлопывающейся на ночь.»
          Якумо Коидзуми.
  2. Monster_Fat 10 января 2017 07:38
    Советую посмотреть очень поэтичное аниме Мастер Муши как раз раскрывающее верования японцев в дремучие силы духов...
    https://www.kinopoisk.ru/film/258622/
  3. parusnik 10 января 2017 07:58
    Замечательные иллюстрации..Не хватает что -то такого:
    Что за славный холодок!
    Пятками уперся в стену
    И дремлю в разгаре дня.
    Глядя, как пляшет актер, вспоминаю картину,
    на которой нарисован танцующий скелет
    Молнии блеск!
    Как будто вдруг на его лице
    Колыхнулся ковыль.
    Посещают семейные могилы
    Вся семья побрела на кладбище.
    Идут, сединами убеленные,
    Опираясь на посохи.
    Услышав о кончине монахини Дзютэй
    О, не думай, что ты из тех,
    Кто цены не имеет в мире!
    Поминовения день...
    Снова в родном селенье
    Как изменились лица!
    Я прочел на них старость свою.
    Все - словно зимние дыни.
    1. kalibr 10 января 2017 08:04
      Да, японские хайку завораживают. Как говорится - коротко и ясно!
      1. ССИ 10 января 2017 15:03
        Вы точно знаете, что это хайку?
        1. kalibr 10 января 2017 16:36
          Он же все это составил из разных трехстишей...
          1. parusnik 10 января 2017 16:51
            Мда..за пробелами не уследил..как единое целое получилось...
            1. kalibr 10 января 2017 20:16
              А я подумал, что Вы это специально сделали... Но в целом-то получилось даже оригинально!
              1. parusnik 10 января 2017 20:34
                Есть любимое, хотел оживить не много..не уследил. а перечитал..да..оригинально вышло..
  4. rasteer 10 января 2017 08:47
    А вот уже из Китая в Японию дзен-буддизм принесли два буддийских монаха: Эйсай (1141 – 1215 гг.) и Доген (1200 – 1253 гг.), которые и начали его проповедовать.

    Ну вообще-то дзен попал в Японию еще в середине 7 в, и изначальным центром его развития являлись храмы тогдашней столицы Нара.
    Эйсай и тем более Доген способствовали его укреплению при власти сегуната дома Минамото.
    А вот в Камакура подобных трудностей просто не существовало, так как там влияние этих сект совершенно не распространялось, из-за чего дзен-буддизм среди самураев дома Тайра и дома Минамото распространялся совершенно свободно.

    Камакура до 1185г была базой дома Минамото а потом столицей сегуната Минамото, до его падения в 14 веке.
    Тайра никакого отношения к этому городу не имели.
    1. Knizhnik 11 января 2017 09:34
      +1 Первенство приписывается некоему монаху Досё
  5. ruskih 10 января 2017 10:46
    Спасибо за очередную серию о Японии и эпиграф - поздравление. Как всегда интересно, замечательные ксилографии и жду продолжение.
    1. kalibr 10 января 2017 10:57
      Вторая часть скорее всего будет завтра. Третья пишется...
      1. ruskih 10 января 2017 11:05
        Сколько разных стран, народов, но везде в той или иной форме вера в духов присутствовала, да и сейчас присутствует, такова природа человека....
      2. Микадо 10 января 2017 11:39
        Добрый день честной компании! hi тема очень интересная, без знании психологии самураев их не понять, как часть истории.
        Общался как-то с человеком, изучавшим (конечно, "галопам по Европам") верования славян, даже статьи какие-то писал. По его словам, был определенный пантеон богов, но больше умы людей занимала религиозная "мелочь" - кикиморы, лешие, домовые. То есть, прямая аналогия с ролью ками в Японии.
        У Тернбулла было очень интересно написано про сохеев с горы Хиэй. Что в 12-м веке они, если были с чем-то несогласны (или, видимо, считали, что им уделяется мало внимания), спускались с горы, входили в Киото, несли с собой священные предметы, и, видимо, орали лозунги, и таким эпатажем вгоняли население в состояние шока fellow Каждый монах мог проклянуть любого, кто мог пытаться его остановить или усовестить (а и просто косо посмотреть). Такая интересная система взаимоотношений сохранялась до тех пор, пока на одной заставе они однажды не нарвались на стороживший ее отряд Тайра, а те приказали лучникам открыть огонь, после чего все кончилось конфузом laughing могу ошибаться в мелочах, но, приблизительно, как-то так было написано.
        В общем, ждем продолжения! good
        1. kalibr 10 января 2017 12:09
          Да еще и могли мраморными бусами размеров в кулак огреть по спине! Такие вот... слуги божьи они были!
          1. Микадо 10 января 2017 12:18
            Как говорил с печальным лицом император Го-Сиракава: "Есть три вещи, которые мне неподвластны: игральные кости, воды реки и монахи с горы Хиэй". У самураев вообще много нюансов про религию, как даже дайме мог принять "постриг" (и при этом оставаться дайме, командовать войсками и любить женщин) - например, как Кэнсин. Мне кажется, сохеи - это отдельная тема для цикла статей, то есть, тема, про которую писать и писать. Вам и перо в руки! hi
        2. дядя Мурзик 10 января 2017 12:09
          Микадо это вы правы,чтоб писать статьи о самураях нужно быть не много самим самураем,быть знакомым с понятиям честь,доблесть,верность!а у автора к сожалению эти качества напрочь отсутствуют,и служит он одному хозяину "золотому тельцу"!об этом он и пишет в комментах выше!
          1. kalibr 10 января 2017 12:26
            Не было такого преступления ради денег и власти которое не совершили бы самураи о которых Вы так хорошо думаете. Хидэёси украл деньги у своего господина, данные ему купить доспехи, купил их себе и... ушел к другому, которому грел тапки на груди. Клятвопреступником был и обманщиком, но... умер в должности квампаку, высшей после сёгуна. Токугава Иэясу только тем всю жизнь и занимался, что менял сюзеренов. Поклялся охранять сына Хидеёси и... убил его! Поклялся в верности совету регентов и... тут же из него вышел... А еще заявил, что нет ничего, что оправдывает предательство, кроме... вашей победы! И в итоге всех переиграл и установил в Японии власть своей семьи на 264 года! Честь,доблесть, верность - это все для самураев низшего ранга, а высшие смотрели на иное - кто, кому, сколько. Они были не идеалисты (таких всегда хватало и хватает, но это не значит, что равняться надо на них), а прагматики!
            1. дядя Мурзик 10 января 2017 12:35
              судя по высказыванием славки шпаковского он же kalibr это уже не самураи это женщины легкого поведения ! lol ну славику ему то виднее! laughing
            2. Микадо 10 января 2017 13:11
              Хидэёси украл деньги у своего господина, данные ему купить доспехи, купил их себе и... ушел к другому, которому грел тапки на груди.

              самый важный момент в его жизни, так как этим хозяином был Нобунага!
          2. Микадо 10 января 2017 12:58
            Позвольте кое в чем с Вами не согласиться. Первые комментарии к статье явно лишние. Давайте будем обсуждать статью, а не вечную проблему Ваших взаимоотношений (которая уже достала выше крыши). Я не вижу ничего хорошего в попытках публично опорочить своего оппонента, тем более, по не имеющему отношения к статье поводу.
            Ради Бога, если это статья на другую тему (дался Вам Иван Грозный, например), по которой Вы не сходитесь в понятиях и взглядах - дискутируйте. Но только не способом вываливания грязи из просторов интернета. Важно слышать и слушать! Вы же уже вовсю переходите на эпитеты!
            Не можете тихо - пишите в личку, общайтесь, переубеждайте друг друга. Совсем не можете общаться (такое тоже бывает) - не дискутируйте вообще.
            Еще раз подчеркну свое мнение: то, что было сегодня в начале ветки - явно лишнее. Во-первых, я не считаю это приемлемым, во-вторых, это не имеет отношения к материалу статьи.
            По самураям - японская культура может очаровывать, но нельзя забывать, что она заточена под японцев, и существует для японцев. Мы прекрасно знаем, как японцы поступали с жителями других народов, которым просто "не повезло подвернуться под руку". Как правильно сказал Калибр, верность и честность самураев была выгодна прежде всего их дайме, которые не чурались никаких низостей. Даже битва при Сэхигахара была выиграна за счет предательства. Воин же вообще думать не должен был, за него другие думали.
            с уважением, hi
        3. ruskih 10 января 2017 13:10
          Добрый день, Николай! Обязательно поищу о том, что написали, интересно. А верования славян, действительно вспомните себя в незнакомом лесу, если человек один, теряется ориентация и начинает водить, невольно возникает мысль:" Леший водит". Вот так и мы связаны с лесными духами до сих пор, что уж тогда говорить про те времена.
          А вообще тема религия и государство бесконечна .
          1. Микадо 10 января 2017 13:24
            Добрый день, Елена Николаевна! Вы правы абсолютно. Мне нравится, как до сих пор это популярно в Беларуси в сувенирах - домовые и пр. А, как ни крути, именно Беларусь и сохранила большую часть старославянской культуры.
            1. ruskih 10 января 2017 14:09
              Огромное спасибо за комментарий выше, абсолютно с вами согласна , немного меня опередили, тоже хотела бы обратиться к вам мои милые мужчины.
              Я безмерно люблю читать ваши, именно информативные, комментарии, давайте будем более вежливы друг к другу . Ваши личные взаимоотношения можно убрать в личную переписку. Да мы все разные, у нас разные взгляды на историю. И с Вячеславом Олеговичем по некоторым вопросам я абсолютно несогласна. Но я думаю в жизни у каждого из нас достаточно негатива, поэтому давайте немного просто пообщаемся хотя бы на этой страничке, поделимся интересной информацией, дадим толчок к поиску в нужном направлении С большим уважением к вам.
              Николай, а сувениры домовые и пр. в основном производства России, всегда смотрю на них с улыбкой, если человеку легче становится от такой веры, пусть так и будет.
              1. Микадо 10 января 2017 14:20
                Николай, а сувениры домовые и пр. в основном производства России, всегда смотрю на них с улыбкой, если человеку легче становится от такой веры, пусть так и будет.

                не знаю, чьего производства, мои родственники постоянно из Беларуси привозят)))) это не вера, конечно, но "к корням" всегда приятно прикоснуться))) нет, конечно, не до упоротого состояния, как некоторые новые последователи "старославянских культов".
                И с Вячеславом Олеговичем по некоторым вопросам я абсолютно несогласна.

                и я далеко не всегда согласен. Но не считаю, что личная неприязнь должна принимать формы преследования - первую ветку комментариев к статье только так назвать и могу. Да и побольше уважения друг к другу никогда не помешает. Форум создан для общения, а наше с Вами всеми общение - для обсуждения и удовольствия от обсуждения.
                1. ruskih 10 января 2017 15:24
                  "Форум создан для общения, а наше с Вами всеми общение - для обсуждения и удовольствия от обсуждения."
                  Двумя руками за! good
                2. дядя Мурзик 11 января 2017 04:42
                  увжаемый Микадо оказывается высшая доблесть самурая по славику шпаковскому не преданность и служения хозяину, а корысть,нажива,предательство! что то новое в истории!лож не когда не украшала мужчину! hi
                  1. kalibr 11 января 2017 07:35
                    Слова и дела - вещи разные! Провозглашать можно, что угодно. Важно, что люди делают втихаря!
  6. Rakti-Kali 10 января 2017 11:32
    Очередная статья "толстого" содержания, но практически отсутствующего смысла. К тому же содержащая множество ошибок. Как жаль что со времён статьи "О цубе" ничего не поменялось у автора - сплошная малограмотная графомания.
    1. kalibr 10 января 2017 12:08
      Будет замечательно, если Вы напишите материал без ошибок и представите его здесь. Все читатели ВО будут Вам очень благодарны. Но вот что странно... Вы вспомнили материал "О цубе"... А он вошел главой в книгу "Самураи", которую самым дотошным образом рецензировали специалисты института Востоковедения РАН, на предмет выдачи гранта. Если учесть, как неохотно наше государство дает кому-то деньги, им было куда важнее агрументированнее сказать "нет", чем "да", это же очевидно. Но... сказали "да", хотя замечания сделали. Так что кроме голословных утверждений, неплохо бы... такую же абсолютно "безошибочную" статью прочитать!
      1. Rakti-Kali 11 января 2017 09:59
        Цитата: kalibr
        Если учесть, как неохотно наше государство дает кому-то деньги, им было куда важнее агрументированнее сказать "нет", чем "да", это же очевидно.

        Вячеслав, я сам знаю как безалаберно и безответственно государство распределяет гранты. Будь у меня поменьше совести, свои миллион-полтора в год я имел бы даже не особо напрягаясь. Продукт на выходе правда больше напоминал бы то, что делают из переработанного материала и что принято продавать в рулонах, но если цель "освоить средства", то кого это волновало бы.
        Цитата: kalibr
        Вы вспомнили материал "О цубе"...

        Цитата: kalibr
        Но... сказали "да", хотя замечания сделали.

        Что касается этого материала, то это была попытка показать что:
        а. Материал должен быть качественным, даже если это всего лишь статья на "ВО";
        б. В материале не должно быть хотя бы грубых ошибок;
        в. Подготовить такой материал на самом деле несложно, если, конечно, иметь хоть какое то представление о том что хотите описать.
        З. Ы. И да, менять условия договорённости ведь не я начал, не так ли?
        1. kalibr 11 января 2017 17:45
          Будь у меня поменьше совести, свои миллион-полтора в год я имел бы даже не особо напрягаясь.
          Это все так говорят! Только обычно не совесть им мешает, а отсутствие чего-то другого. Все хотят в рай, да "бы" мешает! Знаю много таких людей. Я "бы" написал не хуже, я "бы" сделал еще лучшей, я бы, я бы... Ну так сделайте! Бы,бы,бы... ну тогда я буду делать так, как умею и не глядя на Ваше "бы".
          1. Rakti-Kali 13 января 2017 09:09
            Вам то, как я вижу, ничего не мешает... Наверное и танцор хороший...
  7. Dekabrist 10 января 2017 14:51
    Да, битва разгорелась похлеще чем между Минамото и Тайра.
    Однако, оставив в стороне все словесные экзерции, как человек, побывавший в Японии не как турист и общавшийся с разными японцами в разных ситуациях скажу - зря. Зря затеян цикл статей на эту тему. Это другой мир. И писать о нем можно только пропустив его через себя. При этом далеко не факт, что возникнет понимание. А уж для аудитории неподготовленой и с чужих слов раскрыть эту тему - сверхзадача.
    Показателен пример Якумо Коидзуми, по первому имени — Лафкадио Хёрн (Хирн). Он получил японское гражданство, принял японское имя Коидзуми Якумо и последние годы свой жизни провел в Японии. Коидзуми Якумо, будучи увлеченным Японией, прибыл в эту страну в апреле 1890 года. С помощью старого друга он начал преподавать в школе города Мацуэ, префектура Симане.Он появился на свет на греческом острове Лефкада от матери гречанки и отца ирландца, а а Япония почтила его высшим титулом своего национального поэта. Книги Лефкадия Хирна и по сей день считаются недосягаемой вершиной в описании жизни, культурных ценностей и традиций Востока.
    Но это исключительно мое мнение.
    1. kalibr 10 января 2017 16:33
      Это не цикл, Виктор! Это будут три материала скомпилированные из разных источников и снабженные красивыми "картинками". Без претензий на какие-то сверх задачи. Зачем вообще сверхзадачи какие-то? Есть разные уровни информированности от очень популярного до научно-популярного и для каждого есть свои аудитории. Но вот про Ваше пребывание в Японии интересно. Если не трудно, напишите в личку, что Вы там делали... А то туда по моей наводке ездили только мои студенты. А это все-таки чужие глаза.
      1. voyaka uh 11 января 2017 16:12
        Я считаю, kalibr выиграл словесную битву с оппонентами совершенно
        в стиле Дзен: невозмутимо и с улыбкой на лице - smile . Так держать! good
  8. kytx 11 января 2017 03:04
    "Ну и еще нагитата… У самураев это было оружие женщин"
    блиииин. рука-лицо.
    дальше уже не осилил.
    хочу видеть женщину способную например помахать 80см нагинатой на 1.5 метровом древке.
    то что женщины предпочитали нагинату не означает что это женское оружие.
    когда моя жена одевает мой халат она в мужика не превращается.
    Сударь Шпаковский, Баженова что-ли почитайте, чтоб так жестоко не палица.
    1. kalibr 11 января 2017 07:31
      Глупости писать не надо! Есть множество ксилографий изображавших женщин с нагинатами и японцы воспринимали это как ... норму.
      1. kytx 11 января 2017 17:10
        вы сами написали глупость и упорствуете в своем невежестве. у вас самих далее статья проиллюстрирована вполне себе суровыми мужиками-самураями с нагинатами. Есть куча изображений героев с нагинатами.
        Лук, копье, нагината,а меч в конце этого списка как оружие поля боя.
        И не надо пытаться сьезжать на период Эдо, там уже не войны были а по сути бандитские разборки.
        Прежде чем писать статьи на такие темы надо неслабо шарить в истории вопроса, чего за вами не наблюдается.
        Но вы не расстраивайтесь :).
        Видал я иностранных авторов которые книжки пачками продают, а там такие сказочные бредни что держись!
        1. kalibr 11 января 2017 17:33
          Вы может быть даже лично их знаете? Да? Так вот у меня только что вышла книга "Самураи. Первая полная энциклопедия". Рецензентами на нее выступали сотрудники института Востоковедения РАН, более того, книга получила грант РГНФ, это в наши-то дни хронического безденежья... До этого выходила книга "Атлас самураев" (Росмен 2007) и Рыцари Востока (Поматур, 2000), ну и определенное количество соответствующих научных статей на эту тему.
          Хотя бы одну свою мне статью продемонстрируйте по этой теме и я принесу Вам извинения публично, что не знал, но вот написал...
          1. kytx 11 января 2017 22:20
            "Хотя бы одну свою мне статью продемонстрируйте по этой теме и я принесу Вам извинения публично"
            я с вами 3.14_3.14_ськами мериться не собираюсь и мне не нужны извинения. Как такое вообще в голову могло прийти?
            этот приемчик известен, как и персонажи которые его применяют
            http://lurkmore.to/Сперва_добейся

            вы не исследователь, вы как ребенок который отрывает ноги лошадке искренне думая что он разберется как она устроена.
            мне очень жаль что я оставил коммент к вашей статье, это было легкомысленно с моей стороны.
            1. kalibr 12 января 2017 08:46
              Вот-вот, всегда сначала надо думать, а только затем писать. Беда многих наших людей в том, что они места своего не знают, но спешат высказать свое мнение, полагая, что оно имеет значение. А оно... его не имеет! Но хорошо уже то, что Вы умеете признавать свои ошибки.Большинство не умеет!
              1. kytx 13 января 2017 18:22
                ну ты дядя силен передергивать гы гы
        2. kalibr 12 января 2017 18:34


          По-моему это женщина, по крайней мере под рисунком так написано...
    2. rasteer 11 января 2017 07:45
      Ну как бы тут Шпаковский не то чтобы совсем не прав.
      Все зависит от исторического момента до периода Эдо оно было основным оружием монахов вспомогательным у самураев и потом уже женским.
      В период Эдо оно стало в первую очередь оружием женской самообороны, во вторую спортивным у самураев, причина в отсутствии масштабных конфликтов.
      На счет размера тут тоже все условно это вам не АК которые штампуют на заводе тысячами, в разные эпохи и в зависимости от назначения, ее размер мог колебаться в пределах 1,2-2,5м.
      1. Knizhnik 11 января 2017 09:52
        у монаха сохей нагината была, выражаясь современным языком, "оружием номер 1", но это не значит, что у него не было меча.
        В комплект вооружения самурая также входила нагината. Так что назвать "женским оружием" не совсем корректно.
        1. rasteer 11 января 2017 13:20
          Опять таки повторюсь в период Эдо монахам было запрещено вообще носить оружие, а в силу отсутствия реальной боевой потребности для самураев нагината стала скорее спортивным снарядом. Поэтому в этот период она становится женским оружием.
          В более ранние периоды нагината боевое оружие владеть которым был обязан каждый уважающий себя самурай, а для боевых монахов оно оказалось даже более предпочтительно нежели копье, тут причина скорее всего в отсутствии у монастырей полноценной кавалерии. И потому стало как бы визитной карточкой сохев.
          В общем конечно говорить о том что нагината это чисто женское оружие не корректно, а поверие это пошло на основании ее роли в период Эдо.
          1. Knizhnik 11 января 2017 14:18
            Естественно, речь шла о времени до периода Эдо; известно, что в рамках борьбы с мятежами к указанному периоду храмовые армии перестали существовать.
            Интересно, что до периода Эдо в тех немногих упоминаниях о женщинах с оружием нагината фигурирует не чаще меча или лука.
            Кстати, Эллис Эмдар (Ellis Amdur), автор книг по боевым искусствам, в своём труде Women Warriors of Japan. The Role of the Arms-Bearing Women in Japanese History даёт такое объяснение выбора женщинами нагинаты. В предшествующее время тотальных войн зачастую единственными защитниками домов оставались женщины. По его мнению, нагината хороша против кавалерии, т.к. грабители часто нападали на лошадях (как Вы правильно отметили про сохэев); кроме того, она годилась для удержания пешего противника с мечом на расстоянии, т.к. в бою на более ближней дистанции преимущество мужчины становилось более явным. Так, до сих пор в школах нагината в роли вероятного противника выступает боец с мечом, которого следует атаковать (а не обороняться!) чётким ударом в разрез доспеха.
    3. voyaka uh 12 января 2017 00:42
      Вот такая девушка - запросто!
      1. Knizhnik 12 января 2017 09:25
        На самом деле, представить себе Онна-бугэйся, да вообще из просто из самурайского сословия с распущенными волосами довольно сложно.

        Не знаю, как Вам, а мне причёска очень нравится. В средневековье было повычурней, конечно
        1. kalibr 12 января 2017 18:30
          Мне тоже очень нравится это фото. Интересно бы еще рассмотреть эмблему на кирасе...
          1. Knizhnik 13 января 2017 08:41
            Там плохо видно, но полагаю, что это Кадзи-мон 梶紋 – лист тутового дерева – символ здоровья, силы и благоразумия.

            К сожалению, пока не знаю, кто изображён, а то было бы легче идентифицировать.
  9. Knizhnik 11 января 2017 10:23
    Известные фехтовальщики средневековой Японии находили в дзен-буддизме не только искомую идеологию, но и пути к расширению рамок возможностей человека (кое-то практикуется в той или иной форме и в современных силовых структурах). Известный монах Такуан интересовался теоретической стороной воинского искусства, водил знакомства такими мастерами, как Миямото Мусаши. Ему принадлежит высказывание о том, что состояние фехтовальщика в бою сходно с медитативным. С этим перекликается известная притча о самурае и мастере чайной церемонии.
    1. kalibr 11 января 2017 17:41
      Все так, только Мусаси..."ш" нет в японском!
      1. Knizhnik 12 января 2017 09:14
        Наконец-то кто-то придрался к этому "ш". Честно говоря, хотел написать "с", потом подумал, вдруг скажут - тут не "с", а "ш". Знаете анекдот про Насреддина, который ехал на ослике? Да ради Бога, пусть будет Мусаси, не в этом суть. hi
        1. Knizhnik 12 января 2017 09:35
          Вспомнил, кстати, в 80-х в период повального увлечения карате и прочая, в купленных в метро книжечках писалось в английской транскрипции - mavashi, kiokushinkai, видать, с тех пор привычка и осталась laughing
          1. kalibr 12 января 2017 18:23
            У нас в Пензе все бары - суши, авто - мицубиши... Ну так...что сделаешь?! Просто сейчас внучка учит японский, ну и мне перепадает заодно с ней.
  10. JääKorppi 11 января 2017 21:56
    Статья хорошая, очень интересная, но сваливать в кучу японский феодализм, немецкий фашизм и коммунистическую идеологию - безграмотно. Называя разные социально - экономические формации одним словом. Тоталитаризму, автор противопоставляет якобы гуманный либерализм и демократию, хотя буржуазная, как и феодальная, демократия по факту эксплуатация человека человеком. Просьба автору или писать только про японскую культуру или учить матчасть. Так как любые попытки оценивать те или иные исторические события без использования диалектического материализма по сути бред и либеральная пропаганда!
    1. kalibr 12 января 2017 08:42
      Цитата: JääKorppi
      Просьба автору или писать только про японскую культуру или учить матчасть.

      Я всегда с большим вниманием отношусь к просьбам читателей. Но эта невыполнима. Во-первых, насчет матчасти. Я работаю на кафедре философии и соц.коммуникаций где и так царит атмосфера диамата и истмата - наверное Вы его имели ввиду? А во вторых, кому что нравится... была коммунистическая пропаганда, почему бы не быть либеральной? Придется перетерпеть!
Картина дня