Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 8)

44


После некоторого периода неопределённости в судьбе «Европейского истребителя» участники проекта решили продолжить программу его создания. Глядя на перспективу, правительства Великобритании, ФРГ, Италии и Испании, несмотря на необходимость значительных финансовых вливаний, отдавали себе отчёт, что продолжение работ будет способствовать развитию национальных наукоёмких отраслей экономики.



В конце 1992 года на встрече министров обороны стран — участниц консорциума EFA был определён ряд важных для дальнейшего развития программы моментов. Были рассмотрены проблемы, вставшие перед консорциумом, такие, как координация исследовательских работ между странами-участницами и организация окончательной сборки. В принятом меморандуме озвучили ориентировочный срок поступления самолета на вооружение. В британских ВВС с 2000 года, в Люфтваффе — с 2002 года. Жизненный цикл самолёта при условии его модернизации должен составлять не менее 30 лет. Тогда же программа получила новое наименование — EF 2000.



Также стороны определились с распределением производственной программы по самолёту. В Великобритании осуществляли изготовление носовой части фюзеляжа и ПГО, в ФРГ — центральную часть фюзеляжа и киль. Крылья совместно производили на предприятиях ВАe, Aeritalia. На первом этапе окончательную сборку решили вести во всех странах — участницах консорциума с темпом до 10 самолетов в месяц. Это было не слишком рационально с экономической точки зрения, но зато не ущемляло интересов, ни одной из стран.

С учётом распада Организации Варшавского договора и снижением риска глобальной войны, с целью удешевления проекта разработчики пошли на некоторое снижение боевых характеристик истребителя. Конструкция планера, кабина и двигатели остались прежними. Изменились требования по дальности и продолжительности полета, а также по взлетно-посадочным характеристикам. Основные изменения коснулись радиоэлектронной начинки. Было решено отказаться от оптоэлектронной станции переднего обзора, несколько упростить БРЛС и систему постановки помех. Радиолокатор теперь вместо десяти одновременно может сопровождать только шесть целей. Ненужной посчитали защиту электронных систем самолета от электромагнитного импульса ядерного взрыва. Гарантированный портфель заказов консорциума «Еврофайтер» также уменьшился. Теперь он составлял 607 самолетов: Великобритания — 250, Германия — 140, Италия — 130 и Испания — 87.



Полёт первого прототипа EF 2000 состоялся 27 марта 1994 года на испытательном аэродроме фирмы DASA близ Мюнхена. На самолёте отсутствовал ряд бортовых систем и вооружение. Ввиду неготовности штатных двигателей EJ200 самолёт летал с ТРДДФ Rolls-Royce RB.199-104D. В том же году в воздух поднялись опытные самолёты, построенные в Великобритании и Италии. Всего в испытаниях было предусмотрено задействовать 7 прототипов. Использование летающих лабораторий, позволило значительно сэкономить финансы и сократить количество лётных часов и испытательных полетов. Например, БРЛС для «Еврофайтера» испытывалась на летающей лаборатории, созданной на базе ближнемагистрального авиалайнера ВАС 11-1.



Истребитель с нормальным взлётным весом 16000 кг оснащён двумя ТРДДФ Eurojet EJ 200 с суммарной тягой на форсаже 18400 кгс. На высоте 10000 метров самолёт способен развить скорость 2495 км /ч, максимальная скорость у земли — 1530 км /ч. При выполнении задач ПВО с 4000 литрами топлива во внутренних баках + 1000 литров на внешней подвеске, боевой радиус составляет 1400 км. В ударных миссиях при максимальной взлётной массе 23000 кг боевой радиус в зависимости от варианта боевой нагрузки и профиля полёта от 600 до 1300 км без дозаправки в воздухе.



Заказ на серийное производство истребителей был подписан 30 января 1998 года. 2 сентября 1998 года в британском Фарнборо состоялась церемония присвоения самолёту собственного имени — Typhoon, что стало продолжением «штормовой» линии начатой PANAVIA Tornado. Однако это вызвало недовольство представителей ФРГ, так как в это напоминало о истребителе-бомбардировщике Hawker Typhoon ВВС Великобритании использовавшемся для атак целей на территории Германии во время Второй мировой войны.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 8)


Испытательные полёты в целом шли достаточно гладко, но 21 ноября 2002 года недалеко от испанской авиабазы Хетафе из-за отказа в системе управления двигателями разбился двухместный предсерийный самолёт. Оба пилота успешно катапультировались.

После завершения испытаний предсерийных машин в 2000 году было выдано разрешение на начало лётной эксплуатации. Поставки «Еврофайтер Тайфун», согласно предварительному графику, должны быть разделены на три транша. Помимо стран, участвовавших в разработке, «Тайфуны» заказали: Австрия — 15 самолётов, Кувейт — 28, Оман — 12 и Саудовская Аравия — 72. По состоянию на июль 2016 года в общей сложности заказано 599 самолётов, поставлено — 478. Исполнителем экспортных заказов является британская компания BAе, на сборочных линиях в других государствах — членах консорциума самолёты строят только для собственных ВВС. То есть с «Тайфуном» повторяется та же история, что и с другими европейскими совместными проектами, «Ягуаром» и «Торнадо»: их экспортные поставки также осуществлялись только из Соединенного Королевства.



Параллельно с одноместным истребителем в соотношении 1:10 ведётся строительство двухместных учебно-боевых Typhoon Т.1. Первоначально лётный ресурс самолёта был определён в 6000 часов, однако благодаря некоторым улучшениям и результатам, полученным в ходе эксплуатации предсерийных самолётов, ресурс машин последнего транша (серии) был продлён до 10000 часов. «Тайфун» во многом является уникальным боевым самолётом. Он выпускается в четырёх вариантах, в соответствии с национальными предпочтениями каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.



В 2003 году началась эксплуатация истребителей первого транша, получивших обозначение EF 2000 Tranche 1 странах участниках консорциума. Самолёты разных траншей имеют существенные различия в БРЭО. На «Тайфун» второго транша — EF 2000 Tranche 2 установили улучшенную авионику, более совершенную систему вооружения, позволяющую эффективно уничтожать наземные цели и новый бортовой компьютер. Система навигации самолёта включает в себя навигационную инерциальную аппаратуру на основе кольцевых лазерных гироскопов и приёмники спутниковой навигации. В распоряжении пилота имеется нашлемный прицел-индикатор, система распознавания, анализа и определения приоритета внешних угроз.



Обнаружение воздушных целей осуществляется многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR-90. В систему управления вооружением интегрирована ИК-станция переднего обзора PIRATE. Она устанавливается на внешнем узле подвески и предназначается для поиска и сопровождения воздушных и наземных целей. В данный момент ведётся серийное производство модификации EF 2000 Tranche 3, которая отличается двигателями с увеличенной тягой, более ёмкими топливными баками, совершенным бортовым вычислительным комплексом, а также новой РЛС E-Scan с фазированной решеткой. Согласно рекламным данным эта РЛС с синтезированной апертурой, устанавливаемая на самолёты 3-го транша способна обнаружить американский F-22А на дальности не менее 60 км.


Антенна РЛС E-Scan под защитным кожухом


Одним из наиболее сложных и дорогостоящих электронных компонентов «Еврофайтера» стала его оборонительная система. Она совместно разработана компаниями: Airbus Group, Elettronica, Galileo Avionica и Indra Sistemas SA. Система DASS состоит из многочисленных датчиков и ЭВМ анализирующей информацию. Датчики способны фиксировать не только радиолокационное, но и лазерное излучение. DASS управляет целым рядом пассивных и активных элементов защиты, в набор средств противодействия ЗРК и ракетам «воздух-воздух» входят настраиваемые генераторы помех, буксируемые ложные цели, кассеты с ИК-ловушками и дипольными отражателями. Контейнеры с системы РЭБ находятся на консолях крыльев. В настоящее время на самолётах модификации EF 2000 Tranche 3 устанавливается многоканальная аппаратура РЭБ с расширенным частотным диапазоном, позволяющая одновременно ставить помехи нескольким РЛС обнаружения и станциям наведения зенитных ракет.


Контейнеры аппаратуры РЭБ на консолях крыльев двухместного УБС Typhoon T1


Стоимость одного комплекта аппаратуры DASS превышает $1 млн. В страны, не являющиеся участниками программы «Еврофайтер», данная аппаратура поставляется в неполной комплектации.


Узлы подвески вооружения истребителя Eurofighter Typhoon


Встроенное вооружение состоит из 27-мм пушки, в корневой части правого крыла. На тринадцати узлах внешней подвески может быть размещено до 6500 кг боевой нагрузки. В набор вооружения входят: УР воздушного боя AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9 Sidewinder, IRIS-T, MBDA Meteor, ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick , AGM-88 HARM , Brimstone, Тaurus KEPD 350, Storm Shadow/Scalp EG, ПКР Sea Killer Marte-ERP, управляемые бомбы Paveway II / III / IV, JDAM. Для наведения на цель управляемых средств поражения используются подвесные контейнеры Litening III и AN / AAQ-33 Sniper.



Впрочем, состав вооружения самолётов разных стран может сильно отличаться. Так, RAF стали первым заказчиком новых ракет «воздух-воздух» средней дальности MBDA Meteor. В ВВС Великобритании «Тайфуны» в эскадрильях ПВО заменили перехватчики «Торнадо». В первый раз на встречу российскому дальнему бомбардировщику Ту-95МС британские Typhoon F.2 поднялись 17 августа 2007 года.



В сентябре 2009 года четыре «Тайфуна» были переброшены на авиабазу RAF Маунт-Плезант на Фолклендах, где они заменили «Торнадо» F.3. В связи с этим правительство Аргентины заявило официальный протест.


Спутниковый снимок Google earth: британский «Tайфун» на ВПП авиабазы Маунт-Плезант


Первоначально истребители «Тайфун» предполагалось использовать в основном для обеспечения ПВО и завоевания превосходства в воздухе. Этому вполне соответствовали машины британского стандарта Typhoon F2 Tranche 1. Однако после списания «Ягуаров» и «Харриеров» и намеченного скорого вывода из эксплуатации ударных «Торнадо» в RAF возникла острая потребность в многоцелевом самолете.



Начавшаяся «антитеррористическая» операция в Афганистане потребовала модернизации «Тайфуна» для расширения ударных возможностей. В июле 2008 года после доработки БРЭО и вооружения «Тайфун» был объявлен многоцелевым истребителем, который способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт Typhoon FGR4 на аэродроме Уортон


Самолёты британских ВВС адаптированные для ударных задач получили обозначение Eurofighter Typhoon FGR4. Как и в случае с «Торнадо», британцы стали пионерами в деле улучшения боевых качеств «интернациональных» истребителей. Испытания модернизированного Typhoon FGR4 проходили на заводском аэродроме фирмы ВАе Уортон. Двухместная машина, с дублированным управлением, прошедшая модернизацию с целью расширения ударных возможностей, получила обозначение Typhoon Т.3.


Спутниковый снимок Google earth: британские самолёты Typhoon на авиабазе Коненгсби


Боевая премьера «Тайфунов» состоялась в марте 2011 года, после того как истребители RAF Typhoon FGR4 перебазировались с британских авиабаз Коненгсби и Льючарс на итальянскую авиабазу Джоя-дель-Колле на юге Италии. Туда же перелетели итальянские «Тайфуны» с авиабазы Гроссето.


Спутниковый снимок Google earth: итальянские самолёты Typhoon на авиабазе Гроссето


Итальянские и английские боевые самолёты приняли участие в «патрулировании» ливийского воздушного пространства. В ходе «патрулирования» «Тайфуны» оказывали авиационную поддержку антиправительственным силам, применяя 454 кг УАБ Paveway II с лазерным наведением и противорадиолокационные ракеты ALARM.

В 2014 году 12 британских Typhoon Tranche 2 были модернизированы для применения УАБ Paveway IV. Вскоре для этих машин нашлась работа на Ближнем Востоке. Шесть Typhoon FGR4 5 декабря 2015 года развернули на Кипре. Действуя совместно с «Торнадо», с авиабазы Акротири они наносили удары по целям в Ираке и Сирии.



Руководство RAF планирует вывести из эксплуатации в 2020 году все оставшиеся ранние модификации Typhoon Tranche 1. Наименее изношенные истребители будут модернизированы и предложены на продажу иностранным покупателям. Эти планы идут вразрез с прежними заявлениями, что срок службы «Тайфунов» составит не менее 30 лет. По всей видимости, в британском бюджете нет средств для поддержания в лётном состоянии всего парка «Тайфунов» при одновременной закупке в США истребителей F-35A.


Истребители «Тайфун» ВВС Саудовской Аравии


Ещё одной страной, применявшей «Тайфуны» в ходе боевых действий, стала Саудовская Аравия. Модернизированные самолёты RSAF стандарта Typhoon Tranche 2 наряду с «Торнадо» и F-15SA активно участвовали в рейдах на объекты хуситов в Йемене. В феврале 2015 года саудовские «Тайфуны» впервые использовали бомбы Paveway IV при атаке целей на территории Сирии. В настоящее время Саудовская Аравия и BAе Systems ведут переговоры о поставке дополнительной партии из 48 Typhoon Tranche 3.

Определённый коммерческий успех «Тайфунов» британской сборки в первую очередь обусловлен их достаточно высоким ударным потенциалом и грамотной маркетинговой политикой компании BAе Systems. Несмотря на утверждение фирмы-производителя, что «Тайфун» в ближнем воздушном бою не уступает другим современным боевым самолётам, подтверждения этому нет. Конечно, европейский истребитель — это весьма достойная машина, оснащённая самым современным БРЭО и обладающая неплохими возможностями при использовании в роли перехватчика ПВО.

Во время учебных воздушных боёв с американскими истребителями «Тайфун» без внешних подвесок зачастую одерживал вверх над F-15С/D и F-16C/D. Американские машины в силу особенностей аэродинамической схемы «утка», в ряде случаев неспособны повторить манёвры «Тайфуна». Однако советские истребители МиГ-29 и Су-27 ещё в середине 80-х подняли «планку» характеристик манёвренности на новую, недостижимую для «Тайфуна» высоту. Самолет, создаваемый по меркам тридцатилетней давности, в данный момент уже в не полной мере соответствует современным требованиям и в ближнем воздушном бою не может на равных противостоять модернизированным российским истребителям поколения 4+.

Британские Typhoon FGR4 неоднократно посещали иностранные авиабазы во время совместных международных учений. Так в июле 2007 года с ВВС Индии состоялись совместные манёвры "Индра-Дануш". С индийской стороны «Тайфунам» противостояли Су-30МКИ. При этом индийское командование не разрешило своим лётчикам пользоваться БРЛС Н011М «Барс». ВВС Индии добровольно отказались от преимущества, которое Су-30МКИ имеет благодаря более мощному радиолокатору, в котором, к тому же, применяются технологии электронного сканирования луча.



Итоги учебных воздушных боёв по взаимной договорённости сторон не комментируются, однако в британских СМИ публиковались неформальные высказывания пилотов «Тайфунов» участвовавших в учениях. По мнению британцев, для того, чтобы противостоять на равных Су-30МКИ в ближнем бою, «Тайфуну» необходимы двигатели с изменяемым вектором тяги.


Прототип двигателя EJ230


В том же 2007 году стало известно о создании прототипа двигателя EJ230 с отклоняемым вектором тяги. В 2009 году Индии был предложен «Тайфун» с таким вариантом двигателя. Однако серийно он до сих пор не выпускается и на вооружении строевых частей не состоит.

При стоимости около $120 млн. Typhoon Tranche 3 не в состоянии конкурировать с тяжелыми российскими истребителями Су-30МК и Су-35С, экспортная цена которых составляет $80-90 млн. Сравнение с «одноклассником» МиГ-35, стоимость которого оценивается в $50 млн., также оказывается не в пользу «Тайфуна». Острую конкуренцию на рынке вооружений «Еврофайтеру» оказывает французский «Рафаль». Эти машины внешне и концептуально очень схожи, что впрочем, неудивительно. Их общие корни растут из программы создания европейского истребителя EFA.



Сравнивая британский и французский истребители, можно отметить, что масса пустого «Рафаля» на тонну меньше, при этом его максимальная взлётная масса на тонну больше. Французский истребитель имеет больше узлов подвески и грузоподъёмней примерно на 2 тонны. То есть весовое совершенство у «француза» выше. Но «Тайфун» обладает большими максимальной скоростью и тяговоруженностью, что даёт ему преимущество при выполнении перехвата, к тому же в состав вооружения «Еврофайтера» входит дальнобойная ракета «Метеор». В остальном оба истребителя близки, на них могут быть адаптированы одинаковые прицельно-поисковые и разведывательные подвесные системы западной разработки и аналогичное ударное вооружение. Однако «Рафаль» дешевле, он предлагается потенциальным заказчикам по цене $85-100 млн., что даёт определённое преимущество. Кроме того, французы не столь щепетильны в ограничениях касающихся передачи современных технологий. Одной из причин победы «Рафаля» в индийском тендере MRCA стала готовность Франции наладить лицензионную сборку истребителя в Индии.



Впрочем, можно констатировать, что «Тайфун», созданный по техусловиям истребителя 4-го поколения, несмотря на высокотехнологичное БРЭО опоздал, примерно на 20 лет. В то время, когда принималось решение о вводе EF 2000 в эксплуатацию, уже вовсю летал первый истребитель 5-го поколения F-22A.

Совместный европейский истребитель очень неплохо смотрелся бы в 90-е, но в 21-веке он воспринимается как «динозавр» ушедшей эпохи. Столь значительная задержка с принятием «Еврофайтера» на вооружение объясняется отставанием европейской конструкторской школы от СССР и США, а также противоречиями между участниками консорциума и хроническим недофинансированием программы.

По материалам:
https://defenceoftherealm.wordpress.com/2014/11/20/british-aerospace-eap-prelude-to-typhoon/
http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/eurofighter-typhoon/
http://www.deagel.com/Aircraft-Protection-Systems/EuroDASS_a001493001.aspx
https://www.gov.uk/government/news/raf-typhoons-patrol-libyan-no-fly-zone
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 января 2017 15:36
    Теперь можно перевести дыхание и сказать: Спасибо Сергей. Цикл читается как хорошая книга, возможно, что после исправления неточностей (если они есть) и более детальной проработки, вполне может использоваться как справочная книга по этой теме.
    1. +11
      10 января 2017 15:46
      hi Классная работа! good
      Цитата: EvgNik
      может использоваться как справочная книга по этой теме.

      На работы Сергея уже ссылается Википедия, а некоторые педагоги военных ВУЗов используют его работы в своей преподавательской деятельности.
      1. +4
        10 января 2017 16:15
        Цитата: Mister X
        На работы Сергея уже ссылается Википедия

        Спасибо, не знал. hi
      2. +2
        10 января 2017 16:31
        Цитата: Mister X
        На работы Сергея уже ссылается Википедия, а некоторые педагоги военных ВУЗов используют его работы в своей преподавательской деятельности.

        Википедия все стерпит, а вот преподы военных Вузов наверное очень бы удивились что напичканный современной электроникой самолет назвали "динозавром". Хотя учитывая наше "прогрессивное" образование... wassat
        1. +3
          10 января 2017 16:45
          Цитата: KKND
          очень бы удивились что напичканный современной электроникой самолет назвали "динозавром".

          Я смотрю Вас сильно зацепило это словечко.
        2. +6
          11 января 2017 06:59
          Цитата: KKND
          вот преподы военных Вузов наверное очень бы удивились что напичканный современной электроникой самолет назвали "динозавром".

          Сильной стороной "Еврофайтера" является весьма совершенное БРЭО, наличие продвинутых подвесных поисково-прицельных систем и широкий набор ударного вооружения. В силу чего, как это для нас не неприятно данный самолёт имеет значительное преимущество перед современными российскими истребителями в части ударных возможностей. В целом "Тайфун" прекрасный самолёт, но он опоздал на два десятка лет. Не просто так в люфтваффе после знакомства с МиГ-29 сомневались стоит ли вкладывать деньги в его доводку и производство. Британцы опробовав "Тайфуны" в учебных схватках с Су-30МКИ дабы не портить экспортную репутацию предпочли засекретить итоги "совместного маневрирования". В данный момент, благодаря более новым и дальнобойным ракетам "воздух-воздух" (по сравнению с Р-27) "Тайфун" имеет преимущество в дальнем ракетном бою. Но по мере насыщения наших ВКС новыми ракетами, с учётом лучших характеристик БРЛС Су-30СМ и Су-35С преимущество должно быть за нашими машинами. Комментировать ближний бой, уверен необходимости нет.
          С уважением.
      3. avt
        +6
        10 января 2017 17:32
        Цитата: Mister X
        педагоги военных ВУЗов используют его работы в своей преподавательской деятельности.

        Ну положим этот цикл и предыдущий вполне себе на добротную монографию тянет good Не
        Цитата: EvgNik
        справочная книга по этой теме.

        Всё таки объём существенно меньше , но монография добротная good За пассаж про Рафаль отдельное от меня спасибо bully Красивый выход из темы получился , придало эдакое качественное завершение цельной работы good
      4. +5
        11 января 2017 07:20
        Цитата: Mister X
        а некоторые педагоги военных ВУЗов используют его работы в своей преподавательской деятельности.

        Сам был в шоке! Когда при поиске материалов для цикла по ПВО СНГ, зашел в электронную библиотеку ПВОшного вуза и наткнулся на "научную работу" подполковника - зав.кафедрой. Честно говоря офигел, примерно на 90% это была одна из моих ранних статей по ПВО. wassat
  2. +3
    10 января 2017 16:01
    Бодрый цикл. очень интересный. за всё написанное спасибо большое.
  3. 0
    10 января 2017 16:15
    В данный момент ведётся серийное производство модификации EF 2000 Tranche 3, которая отличается двигателями с величиной тягой,

    Должно быть с увеличенной.
    BAE а не BAe
    Но это пустяки, а вот что действительно не понравилось так это пренебрежительное отношение к самолету при отсутствии сколь нибудь весомой доказательной базы
    Американские машины в силу особенностей аэродинамической схемы «утка», в ряде случаев неспособны повторить манёвры «Тайфуна». Однако советские истребители МиГ-29 и Су-27 ещё в середине 80-х подняли «планку» характеристик манёвренности на новую, недостижимую для «Тайфуна» высоту.

    Ни приведены доказательства чем и почему МИГ-29 или Су-27 маневреннее Тайфуна. Так считается значит так и должно быть. Ни приведены не графики производной коэффициента подъемной силы по углу атаки к примеру, не просто значения угловых скоростей самолетов при разных скоростях.То есть никаких фактов. А между тем в сети есть видео где Рафаль, то же созданный по схеме утка выиграл БВБ у f-22. Автор также пишет что Тайфун выигрывал у F-16C/D, а это очень маневренная машина способная конкурировать с Су-27 первых модификаций в БВБ.
    Совместный европейский истребитель очень неплохо смотрелся бы в 90-е, но в 21-веке он воспринимается как «динозавр» ушедшей эпохи.

    Почему это динозавр. Его покупают на рынке страны у которых есть деньги купить новейшую технику. А f-22 не динозавр? Напомню что первый полет он совершил в начале 90 а поступил на вооружение в 2005.
    Да конечно Тайфун не чудо инженерной мысли у него нет АФАР, ОВТ, он не построен с учетом стелс технологий, но называть его динозавром? no
    1. +4
      10 января 2017 16:46
      Цитата: KKND
      Ни приведены доказательства чем и почему МИГ-29 или Су-27 маневреннее Тайфуна.

      Автор на службе, поэтому он ответит как у него будет возможность.
    2. +10
      10 января 2017 17:51
      KKND. На вооружении Люфтваффе стояли МиГ-29 - Вы думаете европейцы не ставили Тайфуны с МиГами в учебном бою!? Сомневаюсь. И если бы Еврофайтеры "били" своего оппонента, то наверняка все их СМИ это разрекламировали хотя бы в коммерческих целях. Но что-то такого мы не видим - молчат. Также известно, что на многих авиашоу российские летчики предлагают своим оппонентам учебные бои. Но вот желающих нет. hi
      Спасибо автору за статьи. И думаю, что не стоит придераться к мнению автору - пишите свои и высказывайте свое мнение, ведь никто не мешает. А мы будем только рады ознакомиться с другим мнением. Если смотреть на выход МиГ-29 и Еврофайтера в серию, то их разделяет почти 20 лет. Автор считает что это большой срок, поэтому наверное и "обозвал" Тайфун динозавром. wink
      1. 0
        10 января 2017 18:01
        Цитата: Касым
        Если смотреть на выход МиГ-29 и Еврофайтера в серию, то их разделяет почти 20 лет.

        Что что? Миг-29 моложе Еврофайтера на 20 лет? what
        http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29.html
        Почитайте там много интересного.
        Цитата: Касым
        На вооружении Люфтваффе стояли МиГ-29 - Вы думаете европейцы не ставили Тайфуны с МиГами в учебном бою!? Сомневаюсь. И если бы Еврофайтеры "били" своего оппонента, то наверняка все их СМИ это разрекламировали хотя бы в коммерческих целях. Но что-то такого мы не видим - молчат.

        Это типа доказательство? По телевизору можно показать что МиГ-21 к примеру бьет f-22 и это будет почти правдой(в теории,в теории) laughing
        1. +2
          10 января 2017 18:15
          Да просто для них все западное оружие и техника это ге... а советское/российское - не имеет аналогов. Вопросы веры, а они не поддаются переубеждению.
          1. 0
            10 января 2017 18:19
            Каждый кулик хвалит свое болото и что?
            Для западников их самолеты "несбиваемы" и т.д. и т.п.
            1. +2
              10 января 2017 18:21
              Западники редко скопом записывают все чужое в г...
              1. +2
                10 января 2017 18:25
                Ну это смотря какой западник или какой патриот
                К чести Сергея его уж точно ура-патриотом не назовешь...
        2. +4
          10 января 2017 19:40
          Я написал, что пошел в "серию", т.е. имел в виду войсковую эксплуатацию. МиГ-29 в 1983, а про Тайфун в статье написано, что в 2003.
          Земляк, где я писал про западное "ге..."(наверное го...)? Им просто работать над ним надо, а там ... мороз. С РФ все понятно - распад Союза, необходимость из-за размера страны иметь тяжелые Су. Но им-то что мешало? Это ведь единственный современный, боевой тип самолета ЕС (Тайфун, Рафаль и Гриппен - легкие, фронтовые). Электроника своя есть, двигатели и т.д. - что мешало!? А у немцев пол-парка на земле стоят - ну могу и ошибаться, но процент велик по заверению нем. генералов. Может я в этом виноват, дружище? laughing . Задайтесь вопросом - почему они стоят!? Сыроваты, на мой взгляд, и надо уже первые давно модернизировать; доводить до современного уровня. У них было время догнать и перегнать в этом вопросе РФ, но недофинансирование привело к тому, что имеют. Занимались бы этим вопросом в ЕС - уверен, что другим потеть бы сейчас пришлось, вкл. США; потому как все есть. А Рафаль мне нравится, по "дизайну" вообще шикарный - Тайфун более "рубленный" какой-то. Два движка - говорят о надежности. В евроэлектронике не сомневаюсь - РФ в той Франции покупает. Но вот в самой боевой авиации отстают: тяжей и др. не делают. И не от хорошей жизни видать превращают его в универсала. hi
          1. 0
            10 января 2017 19:48
            А кто доказал что российские-советские лучше, чем Рафаль и Еврофайтер? Только про сотни сбитых югославами натовских самолетов давайте не будем. В эти бредни даже сами сербы не верят.
            1. +5
              10 января 2017 20:17
              Земляк, я же пишу, что у немцев (которые сами утверждали, что из 50 учебных боев только 1 проигрывали) стояли МиГ-29 - в статье есть. И Вы на месте генералов Бундесвера и т.д. не попробывали бы свои машины в учебных боях с потенциальным противником? Любой здровомыслящий военный летчик с большим званием это сотни раз опробывал бы, чтобы отработать тактику. А они что? "Не вступать В БМБ с МиГ-29" - как рекомендации. Хотя это может и легенда. Но если бы я был производителем Еврофайтера и т.д. обязательно бы всем говорил, что МиГ-29 терпит поражение от моего "продукта" в БВБ. Но этого нет и близко. Тем более, как утверждают рос. летчики - они предлогают своим "конкурентам" на авиашоу устроить показательные учебные бои - ответа ноль. Друг мой, какой вывод можно сделать, откинув все "пристрастия" к тому или иному самолету и исходя из логики? hi
              Посмотрите в статье, что англичане говорят за учебные бои с Су-30. А теперь туда "маленький" МиГ-35 с ОВТ поставьте - для меня "картина маслом", т.к. видел работу (МиГ-29, 23, 21) всех трех поколений.
          2. +1
            10 января 2017 20:46
            Цитата: Касым
            Я написал, что пошел в "серию", т.е. имел в виду войсковую эксплуатацию. МиГ-29 в 1983, а про Тайфун в статье написано, что в 2003.

            То есть 1983 моложе 2003?
            Я кажется понял вашу логику: типа МиГ-29 равен Тайфуну но старше на 20 лет.
            Так вот этому в этой статье нет никаких доказательств. Нету данных по маневренности, нет данных по БРЛС, вообще ничего нет кроме утверждения что Тайфун "динозавр".
            По поводу рекламы, что мешает европейцам снять рекламный ролик как Тайфун одной ракетой сбивает два МиГа? Их исключительная честность?
            Мы сняли а они стесняются?
            1. +6
              10 января 2017 21:05
              Дружище, я имел в виду что по ЛТХ европейцы только догнали - вот и все. Думаю, что Рафаль, Тайфун, Гриппен и Ф-35 - это реакция на появление МиГ-29. И естественно, что из-за разницы во времени они имеют свои преимущества. У МиГ-29 были след. болячки, отриц. стороны. Дальность, БРЭО, ресурсы (тот движок в 500 часов - это очень мало, планер). Но, как утверждают конструкторы и посмотрим со временем, многие проблемы решены в МиГ-35. Поживем-увидим. Но РК рассматривает его для своих ВВС.
              А меня радует следующий факт. Цена за Су-30СМ для Казахстана 24-25 млн. дол., а МиГ-35 около 16 млн. (с наворотами пусть 20 млн). Это внутренняя цена для РФ. Для нас это просто шикарно. 4 навороченных МиГ-35 по цене 1 Рафаля - так что постоянного клиента Россия заимела. Плюс опыт эксплуатации обоих семейств = в мире ни у кого таких условий нет. Вот это сильно радует, за это огромное спасибо России и ВВП лично (без него это не прошло бы). hi
            2. +1
              11 января 2017 23:16
              мультики нужно то же уметь снимать
            3. +1
              11 января 2017 23:27
              они не стесняются у них даже красивее мультики
    3. +5
      11 января 2017 07:08
      Цитата: KKND
      он не построен с учетом стелс технологий, но называть его динозавром?

      "Динозавр" в кавычках, если вы обратили внимание. Тем не менее, я твёрдо уверен, что самолёт безнадёжно опоздал и его определённый экспортный успех связан с хорошим ударным потенциалом. Но многие ли его могут себе позволить при стоимости 120 млн. вечно зелёных? no
      Цитата: KKND
      Ни приведены доказательства чем и почему МИГ-29 или Су-27 маневреннее Тайфуна.

      У меня к вам огромная просьба, если цитируете, то цитируйте пожалуйста дословно. Чужого мне не надо, со своим бы разобраться.
      Вот, что сказано в публикации:
      При стоимости около $120 млн. Typhoon Tranche 3 не в состоянии конкурировать с тяжелыми российскими истребителями Су-30МК и Су-35С, экспортная цена которых составляет $80-90 млн.
  4. +4
    10 января 2017 16:29
    Впрочем, можно констатировать, что «Тайфун», созданный по техусловиям истребителя 4-го поколения, несмотря на высокотехнологичное БРЭО опоздал, примерно на 20 лет. В то время, когда принималось решение о вводе EF 2000 в эксплуатацию, уже вовсю летал первый истребитель 5-го поколения F-22A

    У меня складывается впечатление, что техусловия на создание европейских, в частности английских, самолётов не учитывают новейшие достижения науки и опыт СССР и США. Почему я так думаю? Просто в некоторых изданиях, в частности В.Ильин. "Бомбардировщики" приводятся ТУ на создание самолётов, которые уже устарели. В частности это касалось бомбардировщиков серии "V", да и в книге этого автора "Штурмовики и истребители -бомбардировщики" было тоже самое.
    Цикл прекрасный, хорошо оформленный, вполне тянет на книгу.
  5. +4
    10 января 2017 16:53
    Та часть,что касается современного состояния "Торнадо" и "Тайфунов" во многом у Сережи напоминает разведобзор, и я даже знаю почему.
    1. +2
      10 января 2017 17:05
      Цитата: zyablik.olga
      и я даже знаю почему

      Ольга, пока нет Сергея love
      И открой тайну, очень интересно hi
      1. +3
        10 января 2017 17:08
        Привычка - вторая натура, а вообще он за мной в последнее время бдит.
        1. +2
          10 января 2017 17:23
          Цитата: zyablik.olga
          бдит.

          И правильно делает. love hi
          Сергей, от цикла - море удовольствия.
    2. 0
      10 января 2017 17:28
      http://airwar.ru/other/bibl/f5ebook.html
      Вот разведобзор, а то что пишет Сергей пока для школьников только будет интересно.
      1. +5
        11 января 2017 07:12
        Цитата: KKND
        Вот разведобзор, а то что пишет Сергей пока для школьников только будет интересно.

        Оля намекала на спутниковые снимки, и мою привычку подтверждать факты и события вещественными доказательствами. В частности наличием "Тайфунов" на тех авиабазах которые в публикации упоминаются. Тоже самое касается последней статьи посвященной "Торнадо". hi
  6. +3
    10 января 2017 18:11
    Достойное завершение (больше ведь совместных эуропейских агрегатов не осталось, правда?) отличного цикла; изящный контекстный пассаж по "Рафалю", статистика, данные исторического (уже) характера. Итоговые оценки, правда, немножко насторожили, но определенный субъективизм присущ абсолютному большинству авторов сетевых и печатных популярных изданий, так что не криминал (а уж на фоне графомании "сладкой_шестидесятки", каюсь - почитываем, уж больно литературный слог нравится, и вовсе практически в официальное печатное издание сразу вставлять можно).
    С ув. hi
    P. S.
    Впечатлило то фото, что с гроздьями УАБ на подвеске - интересно, как он маневрировать с полной нагрузкой с сопутствующими инерционным моментом и лобовым сопротивлением от бомб такого калибра при внезапной угрозе будет? (правда, не сарказм - не авиатор ни разу).
    1. +4
      11 января 2017 09:14
      Цитата: Рафаэль_83
      Впечатлило то фото, что с гроздьями УАБ на подвеске - интересно, как он маневрировать с полной нагрузкой с сопутствующими инерционным моментом и лобовым сопротивлением от бомб такого калибра при внезапной угрозе будет?

      Как "утюг" ... wassat Но справедливасти ради стоит сказать, что с такой боевой нагрузкой как правило не летают. А если и летают то на небольшие расстояния, и в районы где нет никакого риска встретиться с перехватчиками или ЗРК.
      1. +4
        11 января 2017 11:25
        А если встречаются с перехватчиками-истребителями, то сбрасывают все: бомбы, ракеты
        по земле, наружные баки - и как можно быстрее, иначе - смерть sad
  7. +2
    10 января 2017 18:22
    Спасибо за столь интересную статью .
  8. +2
    10 января 2017 20:08
    Спасибо за серию статей. Было приятно почитать.
    Про тендер MRCA и "победу" французов. Еще не факт, что она состоялась, ибо индусы исключительно бюрократизированы, и за время тендера цена рафаля несколько подросла, что соответственно не порадовало индусов. Эпопея продолжается. И мнится мне, что тендер вообще будет отменен.
  9. +2
    10 января 2017 21:26
    То есть весовое совершенство у «француза» выше


    Тогда нужно признать, что у Су-35 это самое совершенство ниже плинтуса. Хотя достаточно посмотреть ТТХ и видно, что у Rafale крыло побольше, чем у "тайфунчика" будет с точки зрения нагрузки. Для грузоподъемности хорошо, для скорости не очень. У монстров же вроде Су-35 абсолютная величина нагрузки и так огромная, что можно больше думать о летных данных.
  10. +2
    11 января 2017 08:48
    Сергей! Спасибо за интересный цикл статей. Всегда найдуся критиканы, но для них всегда готов вопрос: а сами Вы чего сотворили? Мне, лично, как человеку интерисующемуся историей техники, было читать очень интересно. И таких как я, здесь большинство (я про читателей Ваших статей).
    Как-то беспокойство вызывает, что откопипастят и выложат некие бездельники на других ресурсах без указания, что это СЕРГЕЙ ЛИННИК good с ВО.
    1. +3
      11 января 2017 08:57
      Цитата: samoletil18
      Сергей! Спасибо за интересный цикл статей. Всегда найдуся критиканы, но для них всегда готов вопрос: а сами Вы чего сотворили? Мне, лично, как человеку интерисующемуся историей техники, было читать очень интересно. И таких как я, здесь большинство (я про читателей Ваших статей).

      Критика (конструктивная) и без перехода на личности - сама по себе вещь полезная и обижаться на неё глупо. Так или иначе, но все мы можем заблуждаться, делать неверные выводы, или чего-то не знать. Ничего страшного в том, что кто-то корректно тебя поправляет или выражает свою точку зрения нет!
      Не так давно, один "ура-патриотически" настроенный деятель, написал в комментарии, что мои публикации "просто грязь". А после того как Оля вступила с ним в перепалку нажаловался администрации. negative
      Цитата: samoletil18
      Как-то беспокойство вызывает, что откопипастят и выложат некие бездельники на других ресурсах без указания, что это СЕРГЕЙ ЛИННИК с ВО.

      Да и бог с ними, меня это не беспокоит! no По крайней мере, кто-то прочитает и немного повысит свой образовательный уровень. В общем-то и писать-то я начал(неожиданно для себя) после того как устал читать на "ВО" бредовые комменты.
  11. 0
    11 января 2017 15:49
    Пересказов публикаций из иностранных источников о результатах дуэльных учебных воздушных боёв уже недостаточно. Общим недостатком такого рода обзоров считаю отсутствие числовых характеристик, позволяющих провести сравнительный анализ достигнутых характеристик надёжности, нет данных о стоимости жизненного цикла как самолётов, о которых идёт речь, так и самолётов предшествующих поколений и конкурирующих самолётов одного поколения. Следует обратить внимание что, начиная с 1950-ых годов в США реализовано много программ повышения надёжности и снижения общих трудозатрат на обслуживание авиационной техники и снижения стоимости жизненного цикла, которые привели к росту показателей боеготовности в ВВС США. Причём такие программы рассматриваются как наиболее приоритетные. Жёсткие требования по эксплуатационной надёжности и технологичности накладывают отпечаток на облик самолётов и их лётно-тактические характеристики. Без этого трудно понять каковы могут быть итоги большой войны в воздухе.
  12. +2
    11 января 2017 22:09
    Повторяется ситуация с Ф-16, Пока Европа "пилит" Еврофайтер ( до сих пор нет летающей версии с УВТ и АФАР) , часть европы, включая Англию закупает Ф-35, часть клиентов на ближнем востоке получает новые версии Ф-16 и Ф-15 сайлент игл. В итоге за не такой большой рынок бьются Еврофайтер и Рафаль....это при том, что собственные ВВС Франции и Германии не растут численно, а Англия закупила Ф-35...
    1. +3
      12 января 2017 16:19
      Вы правы. У Еврофайтера 4++ поколения оказывается узкий рынок сбыта: фактически
      для самих себя - стран производителей.
      Выпуск малыми сериями. Отсюда высокая себестоимость производства.
      И высокая цена, неконкурентная, как результат.
      Развитым странам уже хочется 5-ого поколения, а у неразвитых нет денег на Еврофайтер.
      А 5-ое начали проектировать (или даже выпускать) уже все, кому ни лень. И Китай, и Япония...
      1. +1
        13 января 2017 00:34
        Евпропейцам та же ситуация помешает разработать 5е поколение (нет клиентов) будут пилить платформы Рафаля и Еврофайтера. Нет влияния в мире-нет клиентов. А тут и в самом Евросоюзе нет влияния.