Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере

Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере


Заканчивая повествование об английских кораблях, воевавших в составе Северного флота СССР в Великую Отечественную войну, уделим внимание подводным лодкам Великобритании.

Вместе с линкором «Архангельск», эсминцами, в 1944 году советскому флоту были переданы и 4 подводных лодки. Три из них приняли участие в войне против фашистов в северных морях.

Следует заметить, что в отличие от линкора и эсминцев, которые являлись откровенным старьем, подводные лодки так назвать нельзя. Все они были построены в 1936-1937 годах и к моменту передачи нашим морякам приняли участие в морских походах и даже имели победы на своих счетах.

Лодки получили номера согласно серии «В» (Великобритания) от 1 до 4. Однако эти лодки не являлись представителями одной серии в Великобритании, более того, они даже принадлежали к разным классам.

S-81 являлась представителем средних подводных лодок типа "S II серии", а остальные — малых подводных лодок типа "U".

В-1 ("Sunfish", S-81).

Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере


Водоизмещение — нормальное надводное — 670 тонн, нормальное подводное — 960 тонн.
Длина наибольшая — 61,72 м.
Ширина наибольшая — 7,32 м.
Осадка средняя — 3,22 м.
Силовая установка — 2 дизеля общей мощностью 1900 л.с. и 2 электродвигателя общей мощностью 1300 л.с.

Скорость — наибольшая надводная — 14 узлов, подводная — 10 узлов.
Дальность плавания — в надводном положении — 5700 миль при 8 узлах.
Глубина погружения — рабочая — 91,5 метра.

Вооружение — 6 533-мм носовых торпедных аппаратов, 1 533-мм кормовой торпедный аппарат, боекомплект 12 торпед, 1 пушка 76-мм.

Экипаж — 40 человек.

В-1 получила вместе с флагом и новым именем советский экипаж под командованием Героя Советского Союза, капитана второго ранга Израиля Ильича Фисановича.

Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере


25 июля 1944 года В-1 под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Леруик на Шетландских островах, но в пункт назначения не прибыла. Долгое время причины её гибели оставались невыясненными.

Только после войны историкам удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку атаковал и потопил самолет 86-й авиаэскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании.

Многие «историки», апеллируя к английским документам, выставляли версии аварии и подрыва на мине, но документально доказано, что лодку, идущую в надводном положении, атаковал и потопил британский самолет.

Лодка затонула в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34′ с. ш. 1°16′ в. д.

В-2 — В-4.

Эти лодки несколько отличались от В-1.

Водоизмещение — нормальное надводное — 630 тонн, нормальное подводное — 740 тонн.
Длина наибольшая — 60,05 м.
Ширина наибольшая — 4,77 м.
Осадка средняя — 4,42 м.
Силовая установка — 1 дизель мощностью 615 л.с. и 1 электродвигатель мощностью 825 л.с.

Скорость — наибольшая надводная — 12 узлов, подводная — 8,5 узла.
Дальность плавания — в надводном положении — 6000 миль при 10 узлах, в подводном положении — 75 миль при 2 узлах.
Глубина погружения — рабочая — 60 метров, предельная — 100 метров.

Вооружение — 4 533-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект 8 торпед, 1 пушка 76-мм.

Экипаж — 56 человек.

В-4 («Урсула») отличалась от других лодок наличием двух дополнительных торпедных аппаратов на корпусе. Аппараты перезаряжались только на базе, но тем не менее, это позволило увеличить боекомплект торпед до 10 штук.

Лодки по прибытии на наши базы включились в боевую работу.

В-2 ("Unbroken", Р-42).

Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере


Совершила первый боевой поход 1-14 октября 1944 г. После долгих поисков лодка 11 октября 1944 года вышла в атаку. Торпеды прошли мимо цели. На следующий день, 12 октября, лодка успешно атаковала конвой из транспорта и трех кораблей охранения. Торпеда попала в охотник за подводными лодками "Uj-2015" водоизмещением в 500 тонн. 14 октября 1944 года благополучно вернулась на базу.

1-5 января 1945 г. — второй боевой поход. Противник не встречен.

26-31 января 1945 г. — третий боевой поход. Противник не встречен.

10 февраля 1949 г. возвращена Великобритании. 28 мая 1949 г. исключена из состава ВМФ СССР. 9 мая 1950 г. сдана на слом.

Срок боевой службы — 9,2 месяца (3 августа 1944 г. — 9 мая 1945 г.). 3 боевых похода (21 сутки). 2 торпедные атаки, в результате которых потоплен 1 корабль.

В-3 ("Unison", Р-43).

Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере


29 октября — 3 ноября 1944 г. — первый боевой поход. Противник не встречен

26 января — 4 февраля 1945 г. — второй боевой поход. Противник не встречен.

28 мая 1949 г. исключена из состава ВМФ СССР. Весной 1950 г. возвращена Великобритании. 19 мая 1950 г. сдана на слом.

Срок боевой службы — 9,1 месяца (6 августа 1944 г. — 9 мая 1945 г.). 2 боевых похода (12 суток).

В-4 ("Ursula", Р-59).

Свой среди чужих. Англичанки на русском Севере


Первый выход совершила 15-22 октября 1944 г. 18 октября в районе Порсангер-фьорда атаковала танкер противника. На лодке слышали взрывы торпед, но немецкая сторона отрицает потерю судна. 20 октября в этом же районе экипаж лодки отправил на дно охотника "Uj-1219" водоизмещением 830 брт. 22 октября 1944 года благополучно вернулась в Полярное.

28 мая 1949 г. исключена из состава ВМФ СССР. Весной 1950 г. возвращена Великобритании. В мае 1950 г. сдана на слом.

Срок боевой службы — 9,2 месяца (4 августа 1944 г. — 9 мая 1945 г.). 1 боевой поход (7 суток). 2 торпедные атаки, в результате которых потоплены 1 судно (?) и 1 корабль.

В целом, если проанализировать боевой путь «англичанок» и подвести некоторые итоги, то напрашивается вывод, что результат более чем скромен. Однако это не совсем так.

Несмотря на непродолжительность участия британских подводных лодок (а здесь еще стоит отметить и лодки с британскими экипажами, воевавшие на Севере) в боевых действиях в составе СФ, они все же оставили свой след.

И дело тут не только в цифрах потопленного тоннажа, топить в северных морях было сложно и по причине погоды, и по причине отсутствия целей. В конце 1944 — начале 1945 гг. война на море фактически была окончена, и атаковать толком было некого. Небольшие норвежские и финские суда, захваченные немцами, водоизмещением до 1000 т. не являлись значимыми целями.

Да, собственно, вся война на Севере проходила как раз под знаком борьбы с немецкими подводными лодками. Именно этим и можно объяснить постоянную загруженность в задачах для эсминцев и сторожевиков и относительное спокойствие для подводных лодок.

Однако знакомство и боевое применение английской техники, а также обмен опытом с капитанами английских субмарин, воевавших на Севере (было и такое) сыграли свою роль. Опыт, перенятый у судостроителей и капитанов «владычицы морей», дал толчок к совершенствованию как тактики советских подводников, так и работы конструкторов в области развития систем, в первую очередь тех, в которых мы реально отставали от союзников: обнаружения и связи.
Автор: Роман Скоморохов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Пеший 11 января 2017 15:24
    Жаль Фисановича, и здесь нагадить успели англичане
    1. Alexey RA 11 января 2017 16:19
      Цитата: Пеший
      Жаль Фисановича, и здесь нагадить успели англичане

      21 сентября 1944 года в 06.42 на траверсе мыса Гамвик, 10 км на Север, одной торпедой летчик капитан Протас с дистанции 600 м, высота 30 м, атаковал подводную лодку в позиционном положении, ход незначительный. Получив сообщение от экипажа, развернулся и торпедировал. Подлодка погрузиться не успела. Экипаж наблюдал сильный взрыв. При втором заходе на месте подлодки видели дым и огромное круглое пятно. По докладу экипажа и на основании дешифровки фотоснимка подводная лодка потоплена. На снимке видна рубка нашей подлодки типа “Щ”. Находящаяся в том районе подводная лодка на запросы не отвечает. Вероятно, потоплена наша подлодка. Погода: высота облаков 600-1500 м, видимость 10-20 километров

      По другим данным находившаяся в том районе Щ-402 погибла на минах. Из боевого похода лодка не вернулась.
  2. alekc73 11 января 2017 16:05
    Герой Советского Союза Фисанович бесспорно талантливый моряк, много мог сделать для нашего подводного флота.Нелепая смертью. Вечная память.
  3. амурец 11 января 2017 16:20
    Однако знакомство и боевое применение английской техники, а также обмен опытом с капитанами английских субмарин, воевавших на Севере (было и такое) сыграли свою роль. Опыт, перенятый у судостроителей и капитанов «владычицы морей», дал толчок к совершенствованию как тактики советских подводников, так и работы конструкторов в области развития систем, в первую очередь тех, в которых мы реально отставали от союзников: обнаружения и связи.

    Кое-что о действиях английских подводных лодок можно прочитать на этом сайте: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/enord/l
    ist.htm
    И есть упоминания о том как взаимодействовали наши и английские подводники в книге И.А. Колышкина: В глубинах полярных морей. Это отрывок из книги Колышкина об английских подводниках: <<Все мы вольно или невольно сравнивали порядки на английских кораблях с нашими. В глаза бросалось то, что наши лодки выглядели чище, опрятнее. Да и в смысле дисциплины мы отличались от англичан, выделяясь в лучшую сторону. Подводники наши были подтянуты, соблюдали форму одежды, приветствовали друг друга, отдавая честь, чего нельзя было сказать об англичанах.

    Когда «Тайгрис» и «Тридент» добивались успехов в боевых походах, они, возвращаясь с моря, поднимали на фалах небольшие фашистские флаги, перевернутые вверх ногами, по числу потопленных кораблей и салютовали сиреной. И наши моряки прибегали к причалам, чтобы поздравить союзников с победой. Выходили и англичане встречать наши лодки, объявлявшие о своих боевых делах артиллерийскими салютами.>>
    1. jjj 13 января 2017 16:09
      Надо только помнить, что в начале войны на СФ именно англичане учили наших подводников как результативно проводить торпедные атаки. Об этом практически не говорится. Но наука пошла в прок
      jjj
  4. hohol95 11 января 2017 16:22
    По ЛЕНД-ЛИЗУ СССР получил от Великобритании 12 тральщиков и 9 торпедных катеров. О них статей не будет?
  5. hohol95 11 января 2017 16:47
    От США по ЛЕНД-ЛИЗУ получили 96 торговых судов, 202 торпедных катера,140 охотников за подводными лодками,
    77 тральщиков, 28 фрегатов (сторожевые корабли — по советской терминологии), 105 десантных судов, 3 ледокола.
  6. hohol95 11 января 2017 16:56

    Американский "Воспер" ВМФ СССР.
    Сто двадцать один 72,5-футовый катер водоизмещением 37 т. Эти TK были построены в США для СССР в 1944-1945 годах (38 катеров так и не были переданы Советскому Союзу). Два катера были потеряны на советской службе.
    ХАРАКТЕРИСТИКА ТК ТИПА «ВОСПЕР», ПОСТАВЛЕННЫХ В СССР:
    Деревянные катера типа «Воспер» (Тип «А-1») американского производства имели остроскулые обводы корпуса и мощную силовую установку (3600 л. с.) фирмы «Паккард». Максимальная скорость хода американского «Воспера» достигала 39,3 узла. Дальность плавания на экономичном ходу (21,8 узла) — 450 миль. Энергетическая установка катера была трехзальной. Перекладка руля «Воспера» осуществлялась с помощью ручного привода. Слева от командирской рубки находилась штыревая антенна корабельной радиостанции. Вооружение ТК типа «А-1» состояло из двух 533-мм торпедных аппаратов, 20-мм автомата и двух спаренных пулеметов калибра 12,7-мм.
  7. hohol95 11 января 2017 17:01
    По программе ленд-лиза Советский Союз, в числе прочего, получал из США торпедные катера различных типов — «Элко», «Хиггинс», «Воспер». Одним из них было изделие фирмы Higgins Industries — 78-футовый катер типа PT-625. В 1943–1945 годах 52 таких катера под обозначением А-2 поступили на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов Советского Союза. Единственный сохранившийся до наших дней в ходовом состоянии катер с номером РТ-658 также предполагался к поставке в СССР, но война успела закончиться.
    При стандартном водоизмещении около 48 тонн 24-метровый катер оснащался тремя двигателями «Паккард» общей мощностью около 4000 л.с., что обеспечивало «Хиггинсу» максимальную скорость порядка 36 узлов (65 км/час). Запас хода составлял около 400 миль, экипаж — 11 человек. Артиллерийское вооружение катера составляли две 20-мм пушки «Эрликон» и два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг», торпедное вооружение — два 53-см торпедных аппарата. «Хиггинсы» могли осуществлять минные постановки, неся две мины АМД-1000 в торпедных аппаратах.
  8. неглавный 11 января 2017 23:29
    Цитата: hohol95
    По программе ленд-лиза Советский Союз, в числе прочего, получал из США торпедные катера различных типов — «Элко», «Хиггинс», «Воспер». Одним из них было изделие фирмы Higgins Industries — 78-футовый катер типа PT-625. В 1943–1945 годах 52 таких катера под обозначением А-2 поступили на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов Советского Союза. Единственный сохранившийся до наших дней в ходовом состоянии катер с номером РТ-658 также предполагался к поставке в СССР, но война успела закончиться.
    При стандартном водоизмещении около 48 тонн 24-метровый катер оснащался тремя двигателями «Паккард» общей мощностью около 4000 л.с., что обеспечивало «Хиггинсу» максимальную скорость порядка 36 узлов (65 км/час). Запас хода составлял около 400 миль, экипаж — 11 человек. Артиллерийское вооружение катера составляли две 20-мм пушки «Эрликон» и два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг», торпедное вооружение — два 53-см торпедных аппарата. «Хиггинсы» могли осуществлять минные постановки, неся две мины АМД-1000 в торпедных аппаратах.
    1. неглавный 11 января 2017 23:39
      вопрос когда? В 44-м? Почему не в 42-м или в 43-м? Вот вам и помощь! Помогают тому, кто побеждает! В этом сущность англосаксов!
      1. Арон Заави 12 января 2017 00:02
        Цитата: неглавный
        вопрос когда? В 44-м? Почему не в 42-м или в 43-м? Вот вам и помощь! Помогают тому, кто побеждает! В этом сущность англосаксов!

        А сколько производила американская промышленность в 1942 и 1943? Напомню, что кроме СССР США сами воевали на гигантских просторах от Св.Африки до Тихого Океана. Да еще поддерживали своего основного союзника Британию. Полностью ВПК в США развернулся только ко второй половине 43 года.
        1. ArikKhab 12 января 2017 12:32
          Америка конечно воевала, и очень активно, но... СССР потерял за время войны около 27 миллионов человек, Америка около 400 тысяч... Эти цифры (и соотношение потерь) говорят сами за себя
          1. Palch 12 января 2017 14:01
            ArikKhab - а сколько потеряли за это время нацисты на восточном фронте??? О чем будут говорить эти цифры (и соотношение потерь). Не стоит тупо сравнивать цифирь и делать выводы, которые могут ооочень далеко завести в своих суждениях.
  9. Uncle Lee 12 января 2017 05:31
    Вот из-за этих рубрик я и люблю ВО. Статье +++++
  10. ВохаАхов 12 января 2017 13:07
    "В-2" потопила корабль ПЛО Uj-1220 «Нойбау» (KUJ-8)(Германия, 1943 г.п.) 12.10.44 (725/1008 т., 535 брт, 58,7х8,4х4,4 м., 960 л.с., 12,8 узл.,1х1- 88 мм, 1х1- 37 мм, 1х4 и 3х1- 20 мм)(погибло 27 чел.)
    "В-4" потопила корабль ПЛО Uj-1219 «Нойбау-287» (KUJ-1)(Германия, 1943 г.п.) 20.10.44 (725/1008 т., 535 брт, 58,7х8,4х4,4 м., 960 л.с., 12,8 узл.,1х1- 88 мм, 1х1- 37 мм, 1х4 и 3х1- 20 мм)(погибло 46 чел, ранено- 2)
  11. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня