Military Review

Catch up and overtake

9
And what was the heavy artillery of the opponents of Germany in the First World War - Russia and France? Let us briefly review the organization and composition of the Russian and French heavy field artillery, identifying the main trends and characteristics of the development of this type of artillery by the leading powers of the Entente.


In the First World War, the Russian and French armies, having underestimated the importance of heavy artillery, entered with 240 and 308 with heavy guns, respectively. They had to make up for the loss in the course of military confrontation — to the thunder of the guns of powerful German heavy artillery. Considering the economic and organizational possibilities of Russia and France, the first of these powers tried to catch up, and the second - and to overtake their powerful opponent.

Before the war, the Russian army had only 5 siege artillery battalions equipped with heavy (107-mm cannon and 152-mm howitzer) guns. With the beginning of the war, these divisions became the basis for the formation of field heavy artillery brigades.


Il 1. Heavy battery, equipped with 107-mm guns, in position. Photo: Pictures of war. Issue 1. M., 1916.

But the needs of the front to have at least heavy artillery corps led to the emergence of field (three-battery) heavy artillery divisions by 1916.

However, before the start of the 1917 of the year, Russian heavy artillery, being disproportionately small in number, did not sufficiently influence the course of hostilities. In addition, it was not organizationally linked to field units. Even as part of entire divisions, it was attached to the army corps only sporadically - in the areas of large operations intended. Usually, the heavy divisions were broken up in battery mode - and in this form they toured the corps and the armies.

For example, the 1916 Army Corps, which was active in the period of the Brusilov 17 breakout year, being in continuous battles from 22 May to mid-September, for the first time "met" with the Brest-Litovsk heavy artillery division near the towns of Brody - Radzivilly . Here the division supported the corps during the 2-week operation to capture Brody. The rest of the time the corps had only light artillery. With these resources, he made a breakthrough of the fortified positions of the enemy near the city of Kremenets, and also advanced to the city of Brody. Thus, from May 22 until the middle of July, the shock corps operated without the support of heavy artillery.

But by 1917, the proportion of Russian field heavy artillery had grown. Along with the types of guns already mentioned, 120-mm French and 105-mm Japanese cannons, 152-mm English and 150-mm German (trophy Krupp) howitzers appear on its armament. 152-mm guns were also used.

A special purpose heavy artillery (TAON) unit was created, which included 152-305-mm guns - mainly coastal and serf artillery systems. There were TAON and towed 203 and 228-mm Vickers howitzers (the so-called "tractor artillery"). The latter type of guns, as well as large-caliber howitzers, actively participated in the Summer Offensive of the South-Western Front in June 1917. It should be noted that the Russian Northern Front, due to the convenience of communication lines, as well as the importance of the direction it covers, was the most saturated with heavy field artillery.


Il 2. Heavy weapon in position, Northern Front. Photo: Pictures of war. Issue 1. M., 1916.


Il 3. Heavy tractor battery gun is sent to the front, 1916 g. Photo: Domestic artillery. 600 years. M., 1986.

It should be noted that if the field heavy artillery, being part of military units (divisions, corps) and submitting to their command, with its power supplemented the activities of light field artillery, the special-purpose heavy artillery performed other tasks. TAON is a consequence of the transition of the war in positional forms. Being out of submission to ordinary military units, the TAON was at the disposal of the army command, being the most powerful means of operational reinforcement — the army artillery reserve. The role of special-purpose heavy artillery was to facilitate the implementation of army and front-scale strike operations, which required for their success the concentration of a powerful fist. Directly during the operation, the artillery of the TAON, attached to the shock army corps, united into artillery groups subordinate to their chiefs, as well as inspectors and artillery chiefs of the corps.

The power of the calibers that were part of the TAON, as well as its complete independence from the divisional command, allowed and allowed the use of heavy artillery solely as a powerful strike vehicle. In addition, such an organization was supposed to guarantee against any kind of abnormal weakening of artillery assets at the expense of other, not shock, sectors of the front.

In France, replenishment of heavy artillery in accordance with the needs of the front proceeded at a faster pace — all the more so since the positional war was established on the French front a year earlier than on the Russian.

By December 1914, each army corps was given heavy artillery 155, 120 and 105-mm caliber. Outdated Banja-type siege weapons (from 105 to 270 mm) were also widely used, the number of which was quite large - about 4 thousand guns.


Il 4. Banja's 120-mm gun in position. Photo: Pataj S. Artyleria ladowa 1881-1970. W-wa, 1975.

Given the presence on the French front of particularly pronounced forms of positional warfare, special attention was devoted to endowing field guns with howitzer properties. Thus, by introducing a reduced charge for the 75-mm rapid-fire gun, the French, in addition to increasing the steepness of its fire trajectory (including making it easier to select closed positions), could adapt their most massive cannon to the defeat of reverse terrain skates - where the main combat positions the adversary.

Banja guns were installed on special gun carriages that allowed firing at high elevation angles. So, the 155-mm long gun was placed on Schneider's lunket carriage, the latter allowing firing at an angle of 42 degrees, and thus increased the range of fire from 10 to 13,5 km.

By the end of 1915, France increased its heavy artillery from 50 to 270 batteries. By July, 1916, it was up to 4-x thousand modern guns. By this time, the French infantry divisions had 18 batteries (four-guns) 75-mm caliber, and 6-8 howitzer batteries. In addition, each army corps had its own corps artillery (18 batteries).

By January 1917, the French only had 782 heavy batteries on their northeastern front: 516 mounted on horse-drawn and 266 on tractor-made. By the spring of 1917, the French artillery in its composition reached the proportional composition that was recognized as optimal for a positional war - 45% guns and 55% howitzers.

By the end of the war, heavy artillery was to be integrated into infantry divisions - by the time of the truce, each compound was supposed to have 4 groups (12 batteries) 75-mm guns and 2 groups (4 batteries) 155-mm short Schneider guns 1917 of the year. The last of these guns, which had a range of fire to 11-km, decided to partially (in imitation of the Germans) replace the 105-mm howitzer - with a lighter and more mobile. Corps artillery of France at the end of the war consisted of 34-x corps artillery groups (on 8 batteries), which were armed with 105 and 155-mm guns.

Moreover, in spite of the fact that in 1918, the French had excellent 155-mm Fillet gun in corps artillery: high power with a range of 16 km and with a double-bore carriage (which allowed a side attack angle to 60 degrees), which moved on a car trap. , they adopted the 145-mm Saint-Chamon canon towed, which, of all the heavy field artillery guns, had the greatest firing range - up to 18-km.

The opponents of Germany and its allies did everything to make up their opponent in the construction of powerful heavy field artillery - and this was an important factor in achieving victory over the common enemy.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. fenist82
    fenist82 12 January 2017 17: 09
    +13
    Very interesting and informative article. Little is written about Russian artillery in the Great War .... I hope to see another article on artillery of Austria-Hungary. In my opinion, the army of the dual monarchy is very often and undeservedly forgotten.
    1. Gamer
      Gamer 12 January 2017 17: 15
      +2
      there is such an article by Olesya Elderberry
      http://www.segodnya.ua/world/ictorii-ot-olecja-bu
      ziny-armija-coldata-shvejka-i-poruchika-lukasha.h
      tml
  2. antivirus
    antivirus 12 January 2017 18: 14
    +1
    The rest of the time, the corps had only light artillery. With these resources, he made a breakthrough of the enemy’s fortified positions near the city of Kremenets, and also advanced to the city of Brody. Thus, from May 22nd to mid-July, the shock corps operated without the support of heavy artillery.
    1 Was the "caliber" the same both at sea and in a swamp?
    2 For courtiers there was no difference in the use of battleships and overland batteries? - always a strategic reserve
    3
  3. soldier
    soldier 12 January 2017 20: 39
    +18
    Well, courtiers at all times live in the courts of rulers
    And at all times Russian artillery was famous for its fire and leaders (in WWI one can recall F. Kirey - "Russian Bruchmüller").
    Before the war, heavy artillery was underestimated by everyone except the Germans - there's nothing to be done about it.
    But little by little they were leveled - the author showed that there were heavy artillery brigades in the troops and the TAON as a firing fist of the army and front-line level. By the way, TAON inherited the Red Army - and for this, plus the "courtiers" as well as the article.
    A brief and informative excursion into the development of heavy artillery in Russia and France
    Thank you
  4. Wolka
    Wolka 13 January 2017 06: 17
    +1
    an interesting article, and now almost on the topic, microwave radiation can cause the burning of ammunition, and if you change the filling of modern artillery shells and missiles, where instead of an explosive, install a mini but powerful microwave emitter that emits a powerful microwave pulse on approach radiation and thus everything that falls within the radius of this radiation, including explosives in the enemy’s ammunition, begins to burn with all the ensuing consequences ... the tanks will definitely not need an increase in armor
    1. Cat man null
      Cat man null 13 January 2017 07: 17
      +2
      Quote: Volka
      In the enemy’s ammunition it starts to burn with all the ensuing consequences ... the tanks will definitely not need an increase in armor

      - as far as I remember, even a metal grid on a microwave glass blocks the spread of radiation beyond it wink
      1. ydjin
        ydjin 13 January 2017 13: 01
        +1
        Quote: Cat Man Null
        Quote: Volka
        In the enemy’s ammunition it starts to burn with all the ensuing consequences ... the tanks will definitely not need an increase in armor

        - as far as I remember, even a metal grid on a microwave glass blocks the spread of radiation beyond it wink

        But what if it is a tank shell with a partially burning cartridge case? smile the only question is, where to find a stack of such shells in an enemy position? And then how to gasp with a microwave charge and into dust! laughing It is a pity that the tanks are metal, there the same ammunition is protected from MV waves. request And so the idea is good, but not applicable. bully
  5. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 14 January 2017 22: 59
    +7
    The article is interesting, there are not so many works on heavy artillery during the WWII, although it is worth noting that it was heavy artillery that laid the main hopes for a breakthrough of the front both in the Entente and the Central Block. The author - my sincere gratitude for the work done!
  6. Understanding
    Understanding 18 January 2017 20: 27
    +6
    Moreover, in spite of the fact that in 1918, the French had excellent 155-mm Fillet gun in corps artillery: high power with a range of 16 km and with a double-bore carriage (which allowed a side attack angle to 60 degrees), which moved on a car trap. , they adopted the 145-mm Saint-Chamon canon towed, which, of all the heavy field artillery guns, had the greatest firing range - up to 18-km.

    I did not know about such, interesting. The article is plus.

Догнать и перегнать

А какой была тяжелая артиллерия противников Германии в Первой мировой войне - России и Франции? Кратко рассмотрим организацию и состав русской и французской тяжелой полевой артиллерии, обозначив основные тенденции и особенности развития этого вида артиллерии ведущих держав Антанты.

В Первую мировую войну русская и французская армии, недооценив значение тяжелой артиллерии, вошли с 240-ка и 308-ю тяжелыми орудиями соответственно. Наверстывать упущенное им пришлось в ходе боевого противостояния – под гром орудий мощной германской тяжелой артиллерии. Учитывая экономические и организационные возможности России и Франции, первая из этих держав пыталась догнать, а вторая – и перегнать своего могущественного оппонента.

Русская армия до войны имела в своем составе лишь 5 осадных артиллерийских дивизионов, оснащенных тяжелыми (107-мм пушками и 152-мм гаубицами) орудиями. С началом войны эти дивизионы стали основой для формирования полевых тяжелых артиллерийских бригад.



Ил. 1. Тяжелая батарея, оснащенная 107-мм пушками, на позиции. Фото: Картины войны. Вып. 1. М., 1916.

Но потребности фронта иметь хотя бы корпусную тяжелую артиллерию привели к появлению к 1916 году полевых (трехбатарейных) тяжелых артиллерийских дивизионов.

Тем не менее, до начала 1917 года, русская тяжелая артиллерия, будучи непропорционально малочисленной количественно, в недостаточной степени влияла на ход боевых действий. К тому же организационно она не была связана с полевыми частями. Даже в составе целых дивизионов она придавалась армейским корпусам лишь эпизодически - в районах предполагавшихся крупных операций. Обычно же тяжелые дивизионы дробились по-батарейно - и в таком виде гастролировали по корпусам и армиям.

Например, активно действовавший в период Брусиловского прорыва 1916-го года 17-й армейский корпус, находясь в непрерывных боях с 22-го мая до середины сентября, в первый раз «встретился» с Брест-Литовским тяжелым артиллерийским дивизионом в районе городов Броды - Радзивиллов. Здесь дивизион поддерживал корпус в течение 2-недельной операции по овладению г. Броды. Все остальное время корпус имел только легкую артиллерию. Этими ресурсами он совершил прорыв укрепленных позиций противника районе г. Кременца, а также наступал до г. Броды. Таким образом, с 22-го мая и до середины июля ударный корпус действовал без поддержки тяжелой артиллерии.

Но к 1917 году удельный вес русской полевой тяжелой артиллерии вырос. Наряду с уже упомянутыми типами орудий, на ее вооружении появляются 120-мм французская и 105-мм японская пушки, 152-мм английская и 150-мм германская (трофейная крупповская) гаубицы. Использовались также 152-мм пушки.

Был создан корпус тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН), в состав которого вошли 152-305-мм орудия - преимущественно систем береговой и крепостной артиллерии. Имелись в составе ТАОН и буксируемые 203 и 228-мм гаубицы Виккерса (так называемая «тракторная артиллерия»). Именно орудия последнего типа, а также гаубицы крупных калибров активно участвовали в Летнем наступлении Юго-Западного фронта в июне 1917 года. Необходимо отметить, что русский Северный фронт, вследствие удобства коммуникационных линий, а также важности прикрываемого им направления, был наиболее насыщен тяжелой полевой артиллерией.


Ил. 2. Тяжелое орудие на позиции, Северный фронт. Фото: Картины войны. Вып. 1. М., 1916.


Ил. 3. Тяжелое орудие «тракторной батареи» направляется на фронт, 1916 г. Фото: Отечественная артиллерия. 600 лет. М., 1986.

Необходимо отметить, что если полевая тяжелая артиллерия, входя в состав войсковых соединений (дивизий, корпусов) и подчиняясь их командованию, своей мощью дополняла деятельность легкой полевой артиллерии, то тяжелая артиллерия особого назначения выполняла другие задачи. ТАОН является последствием перехода войны в позиционные формы. Находясь вне подчинения обычным войсковым единицам, ТАОН находился в распоряжении армейского командования, являясь мощнейшим средством оперативного усиления - армейским артиллерийским резервом. Роль тяжелой артиллерии особого назначения состояла в содействии реализации ударных операций армейского и фронтового масштаба, требовавших для их успешности концентрации мощного огневого кулака. Непосредственно во время операции артиллерия ТАОН, придаваясь ударным армейским корпусам, объединялась в артиллерийские группы, подчиненные их начальникам, а также инспекторам и начальникам артиллерии корпусов.

Мощность входивших в состав ТАОН калибров, а также его полная независимость от дивизионного командования позволяли и допускали использование тяжелой артиллерии исключительно лишь как могучего ударного средства. Кроме того, подобная организация должна была гарантировать от всякого рода ненормальных ослаблений артиллерийских средств за счет других, не ударных, участков фронта.

Во Франции восполнение тяжелой артиллерии в соответствии с нуждами фронта, шло более широкими темпами – тем более что позиционная война установилась на Французском фронте на год раньше, чем на Русском.

Уже к декабрю 1914 года каждому армейскому корпусу придавалась тяжелая артиллерия 155, 120 и 105-мм калибра. Широко применялись и устаревшие осадные орудия типа Банжа (от 105 до 270 мм), число которых было довольно велико - около 4 тыс. орудий.


Ил. 4. 120-мм орудие Банжа на позиции. Фото: Pataj S. Artyleria ladowa 1881-1970. W-wa, 1975.

Учитывая наличие на Французском фронте особо выраженных форм позиционной войны, особое внимание было посвящено наделению полевых орудий гаубичными свойствами. Так, введя уменьшенный заряд для снаряда 75-мм полевой скорострельной пушки, французы, помимо увеличения крутизны траектории ее огня (в том числе облегчившей выбор закрытых позиций) смогли приспособить свою наиболее массовую пушку к поражению обратных скатов местности - где преимущественно и располагались основные боевые позиции противника.

Орудия Банжа были установлены на особые лафеты, допускавшие стрельбу под большими углами возвышений. Так, 155-мм длинная пушка была помещена на люлечный лафет Шнейдера, причем последний допускал стрельбу под углом в 42 градуса, и, таким образом, увеличивал дальность огня с 10 до 13,5 км.

К концу 1915 года Франция увеличила состав своей тяжелой артиллерии с 50-ти до 270-ти батарей. К июлю 1916 года в нее входило до 4-х тысяч современных орудий. К этому времени французские пехотные дивизии имели по 18 батарей (четырехорудийного состава) 75-мм калибра, и по 6-8 гаубичных батарей. Помимо этого, при каждом армейском корпусе имелась своя корпусная артиллерия (18 батарей).

К январю 1917 года французы только на своем северо-восточном фронте имели 782 тяжелые батареи: 516 на конной тяге и 266 – на тракторной. К весне 1917 года французская артиллерия по своему составу достигла признанного оптимальным для позиционной войны пропорционального состава - 45% пушек и 55% гаубиц.

К концу войны тяжелая артиллерия должна была быть интегрирована в пехотные дивизии – к моменту перемирия в составе каждого соединения предполагалось иметь по 4 группы (12 батарей) 75-мм пушек и по 2 группы (4 батареи) 155-мм коротких пушек-гаубиц Шнейдера образца 1917 года. Последнее из этих орудий, имевшее дальность огня до 11-ти км, решили частично (в подражание германцам) заменить 105-мм гаубицей - более легкой и подвижной. Корпусная артиллерия Франции к концу войны состояла из 34-х корпусных артиллерийских групп (по 8 батарей), имевших на вооружении 105 и 155-мм пушки.

Причем, несмотря на то, что в 1918 году французы имели в корпусной артиллерии прекрасную 155-мм пушку Филю: большой мощности с дальностью стрельбы 16 км и с раздвигавшимся двуххоботным лафетом (допускавшим угол бокового обстрела до 60-ти градусов), передвигавшуюся на автомобильной тяге, они приняли на вооружение и 145-мм буксируемую пушку Сен-Шамона, обладавшую из всех орудий тяжелой полевой артиллерии наибольшей дальностью стрельбы - до 18-ти км.

Противники Германии и ее союзников сделали все, чтобы наверстать своего оппонента в деле строительства мощной тяжелой полевой артиллерии – и это явилось немаловажным обстоятельством в деле достижения победы над общим врагом.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. fenist82 12 января 2017 17:09
    Очень интересная и познавательная статья. О русской артиллерии в Великой войне пишут мало.... Надеюсь еще увидеть статью об артиллерии Австро-Венгрии. На мой взгляд во армия двуединой монархии очень часто и незаслуженно забывается.
    1. Gamer 12 января 2017 17:15
      есть такая статья Олеся Бузины
      http://www.segodnya.ua/world/ictorii-ot-olecja-bu
      ziny-armija-coldata-shvejka-i-poruchika-lukasha.h
      tml
  2. антивирус 12 января 2017 18:14
    Все остальное время корпус имел только легкую артиллерию. Этими ресурсами он совершил прорыв укрепленных позиций противника районе г. Кременца, а также наступал до г. Броды. Таким образом, с 22-го мая и до середины июля ударный корпус действовал без поддержки тяжелой артиллерии.
    1 Неужели "калибр" был равным как на море, так и в болоте?
    2 Для царедворцев не было разницы в применении линкоров и сухопутных батарей?- всегда стратегический резерв
    3
  3. солдатъ 12 января 2017 20:39
    Ну царедворцы во все времена обитают при дворах правителей
    И во все времена русская артиллерия славилась своим огнем и вождями (в ПМВ можно вспомнить Ф. Кирея - "русского Брухмюллера").
    Перед войной тяжелая артиллерия недооценивалась всеми кроме немцев - тут уж ничего не попишешь.
    Но помаленьку выравнивали - автор показал что были тяжелые артбригады в войсках и ТАОН как огневой кулак армейского и фронтового уровня. Кстати ТАОН унаследовала РККА - и уже за это плюс "царедворцам" также как и статье.
    Краткий и информативный экскурс в развитие тяжелой артиллерии России и Франции
    Спасибо
  4. Волька 13 января 2017 06:17
    интересная статья, а теперь чуть не в тему, СВЧ-излучение способно вызывать горение боеприпасов, а если сменить начинку современных артснарядов и ракет, где в вместо ВВ установить мини, но мощный СВЧ-излучатель, который на подлете к цели выбрасывает мощный импульс СВЧ-излучения и таким образом все что попадает в радиус этого излучения, в том числе ВВ в боеприпасах противника начинает гореть со всеми вытекающими последствиями... танкам точно уже не понадобится увеличение брони
    1. Cat Man Null 13 января 2017 07:17
      Цитата: Волька
      В в боеприпасах противника начинает гореть со всеми вытекающими последствиями... танкам точно уже не понадобится увеличение брони

      - насколько помню, даже металлическая сетка на стекле микроволновки блокирует распространение излучения за ее пределы wink
      1. ydjin 13 января 2017 13:01
        Цитата: Cat Man Null
        Цитата: Волька
        В в боеприпасах противника начинает гореть со всеми вытекающими последствиями... танкам точно уже не понадобится увеличение брони

        - насколько помню, даже металлическая сетка на стекле микроволновки блокирует распространение излучения за ее пределы wink

        А если это будет танковый снаряд с частично сгорающей гильзой? smile вот только вопрос, где найти на вражьей позиции штабель таких снарядов? А потом как жахнуть микроволновым зарядом и в труху! laughing Жаль что танки металлические, там боезапас то же защишён от МВ волн. request А так идея хорошая, но малоприменимая. bully
  5. ПоручикТетеринъ 14 января 2017 22:59
    Статья интересная, по тяжелой артиллерии времен ПМВ не так уж много работ, хотя стоит заметить, что именно на тяжелую артиллерию возлагались основные надежды на прорыв фронта как в странах Антанты, так и Центрального блока. Автору--моя искренняя благодарность за проделанную работу!
  6. Пониматель 18 января 2017 20:27
    Причем, несмотря на то, что в 1918 году французы имели в корпусной артиллерии прекрасную 155-мм пушку Филю: большой мощности с дальностью стрельбы 16 км и с раздвигавшимся двуххоботным лафетом (допускавшим угол бокового обстрела до 60-ти градусов), передвигавшуюся на автомобильной тяге, они приняли на вооружение и 145-мм буксируемую пушку Сен-Шамона, обладавшую из всех орудий тяжелой полевой артиллерии наибольшей дальностью стрельбы - до 18-ти км.

    Не знал про такие, интересно. Статья плюсуемая.
Картина дня