Шаньдунский вопрос и многострадальный порт Циндао

10 января 1920 года вступил в действие Версальский договор, ставший главным итогом Первой мировой войны. Хотя сам договор был подписан в 1919 году, в 1920 г. он был ратифицирован странами — членами Лиги Наций. Одним из важных моментов заключения Версальского договора стало решение Шаньдунского вопроса. Еще в 1919 году возник спор вокруг 156 статьи Версальского договора, которая должна была определить судьбу германской концессии на полуострове Шаньдун в Китае.

Еще в XIV веке, после свержения господства монгольской династии Юань, новой династией Мин была создана новая административная единица — провинция Шаньдун, включавшая в свой состав полуостров Шаньдун и полуостров Ляодун. Однако, когда Китай был покорен маньчжурами, границы провинции были изменены — из нее «вычли» территорию полуострова Ляодун. Поскольку полуостров Шаньдун имел выгодное географическое положение, во второй половине XIX века он стал привлекать внимание зарубежных держав, в первую очередь — европейских стран и соседней Японии. Когда Китай потерпел поражение во Второй опиумной войне, находившийся в провинции Шаньдун порт Дэнчжоу получил статус открытого порта, что подразумевало возможность организации через этот порт торговли с иностранцами.

Следующий этап колониальной экспансии мировых держав в провинцию Шаньдун был связан с Первой японо-китайской войной 1895 года. Во время этой войны японские войска смогли высадиться на побережье и захватить Вэйхайвэй, представлявший стратегическое значение. Битва за Вэйхайвэй стала одним из заключительных эпизодов Первой японо-китайской войны и сопровождалась крупным военно-морским сражением японского и китайского флотов. В 1898 году Китай передал порт Вэйхай под управление Великобритании. Так появилась территория под названием «Британский Вэйхай», включавшая одноименный порт и прилегающие участки на Шаньдунском полуострове. Великобритания, беря в аренду Вэйхай, ставила своей целью обеспечить противодействие Российской империи, арендовавшей Ляодунский полуостров. Под управлением Великобритании Вэйхай находился до 1930 года, пережив, таким образом, и Русско-японскую, и Первую мировую войны. Естественно, что на стратегически важные территории полуострова Шаньдун обратили внимание и власти набирающей силу новой европейской державы — Германии. В 1890-е годы Германия активно приобретала новые колонии в Африке, Азии и Океании. Не стала исключением и территория Китая, где Германия также стремилась обзавестись собственным военным и торговым форпостом.




Особенности исторического становления и развития Германии не позволили ей своевременно включиться в мировой дележ колоний. Тем не менее, Берлин рассчитывал закрепить свое право владеть колониями в Африке, Азии и Океании. Обратили внимание германские руководители и на Китай. По мнению германского руководства, создание баз в Китае смогло бы, во-первых, обеспечить военно-морское присутствие Германии в Тихом океане, а во-вторых, обеспечить эффективность управления другими заморскими колониями Германии, в том числе в Океании. Кроме того, огромный Китай рассматривался как очень важный для Германии рынок. Ведь там существовали практически неограниченные возможности экспорта германских товаров, но для этого требовалось создать собственные форпосты на китайской территории. Поскольку политически и экономически Китай в рассматриваемое время был сильно ослаблен, 6 марта 1898 года Германия приобрела у Китая территорию Цзяо-Чжоу.

Административным центром подконтрольной Германии территории был город и порт Циндао, расположенный на Шаньдунском полуострове. Он и сейчас входит в число пятнадцати важнейших городов Китая, а в то время его значение было еще более масштабным, в первую очередь — как крупного порта. Еще в годы правления династии Мин территория Циндао стала использоваться как важный военно-морской порт под названием Цзяоао. Во второй половине XIX века власти империи Цин, учитывая обстановку вокруг Шаньдунского полуострова, приняли решение создать здесь серьезное военно-морское укрепление. 14 июня 1891 года был основан город Циндао. Однако, учитывая недостаточное финансирование и организационные проблемы, его строительство шло медленно. В 1897 году город и окрестная территория стали объектом пристального интереса Германии. Для того, чтобы заполучить Циндао, Германия, как всегда, использовала метод провокации. На территории Шаньдуна были убиты два германских христианских миссионера. После этого германское правительство потребовало от правительства империи Цин передать территорию «Залива Цзяо-Чжоу» под управление Германии. К полуострову была направлена эскадра под командованием контр-адмирала Отто фон Дидерихса. Германия потребовала от Китая либо передать ей остров, либо угрожала применить военную силу — якобы для защиты христиан, находящихся на территории Китая.

Шаньдунский вопрос и многострадальный порт Циндао


Прекрасно понимая, что в случае любого вооруженного конфликта порт Циндао станет одним из важнейших форпостов германского военного присутствия, Берлин приступил к значительному укреплению и усилению города. Под властью Германии Циндао превратился в сильную военно-морскую крепость. Его укрепили таким образом, чтобы город мог выдержать два — три месяца осады военно-морскими силами противника. За это время Германия могла прислать подкрепление.

В отличие от других колоний, которые были подчинены Имперскому управлению колоний, порт Циндао подчинили Морскому управлению — это подчеркивало особый статус германского владения в Китае. Кроме того, Циндао в первую очередь рассматривался даже не как колония, а как военно-морская база, что требовало осуществления управления территорией не колониальным, а морским ведомством. В порту Циндао была размещена Восточно-азиатская эскадра германского военно-морского флота. Ее первым командиром стал контр-адмирал Отто фон Дидерихс. Германское военно-морское командование уделяло Восточно-азиатской эскадре большое внимание, поскольку именно она должна была обеспечивать незыблемость интересов Германии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— адмирал Дидерихс

Перед началом Первой мировой войны в состав Восточно-азиатской эскадры входили следующие корабли: 1) броненосный крейсер «Шарнхорст», выполнявший функции флагмана, 2) броненосный крейсер «Гнейзенау», 3) легкий крейсер «Нюрнберг», 4) легкий крейсер «Лейпциг», 5) легкий крейсер «Эмден», а также 4 мореходные канонерские лодки типа «Илтис», 3 речные канонерские лодки, 1 минный заградитель «Лаутинг», эскадренные миноносцы «Таку» и «S-90». Для службы на кораблях были отобраны офицеры, унтер-офицеры и матросы, имевшие большой опыт и хорошую подготовку. Но, поскольку сами корабли не были современными и не могли выдержать открытого боя с британскими военными кораблями, в случае начала боевых действий в Тихом океане перед ними ставилась задача совершения нападений на торговые и транспортные суда стран — противников с целью их затопления. Так Германия собиралась вести «экономическую войну» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Командование Восточно-азиатской эскадрой в 1914 году осуществлял вице-адмирал Максимилиан фон Шпее (1861-1914, на фото) — опытный военно-морской офицер, сделавший достаточно неплохую карьеру на прусском флоте. Начав службу в 1878 году, он в 1884 г. был лейтенантом в Африканской крейсерской эскадре, в 1887 г. стал комендантом порта в Камеруне, а в 1912 г. возглавил Восточно-азиатскую эскадру.

Начало Первой мировой войны застало вице-адмирала фон Шпее в пути. Он находился в районе Каролинских островов, тогда также принадлежавших Германии. Просчитав, что эскадра может быть заблокирована в Циндао, он распорядился двинуть основную часть кораблей к побережью Чили, оставив в порту только эсминцы и канонерки. Последние должны были заниматься нападениями на торговые суда стран — противников Германии. Однако, крейсер «Эмден», которым командовал капитан Карл фон Мюллер, остался в Индийском океане — таково было предложение самого Мюллера. Крейсеру удалось захватить 23 торговых судна Великобритании, русский крейсер «Жемчуг» в порту Пенанг в Малайе, и французский эсминец, прежде, чем в ноябре 1914 года он был потоплен в районе Кокосовых островов австралийским крейсером «Сидней».

— "Эмден"

Что касается основной части кораблей Восточно-азиатской эскадры, то они направились к острову Пасхи, а 1 ноября у чилийского побережья разгромили британскую эскадру адмирала Кристофера Крэдока, состоявшую из четырех кораблей. Затем адмирал фон Шпее должен был следовать в Атлантику, чтобы примкнуть к основным силам германского флота. Но он решил атаковать британские силы в Порт-Стэнли на Фолклендских островах, где и потерпел сокрушительное поражение. 8 декабря были потоплены крейсера «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Лейпциг» и «Нюрнберг». В бою погиб сам адмирал фон Шпее и его сыновья, служившие на кораблях эскадры.

Тем временем, после начала Первой мировой войны крепость Циндао оставалась под надежной защитой германских береговых батарей. Однако, германское командование не рассчитывало на вступление в Первую мировую войну на стороне Антанты расположенной по соседству с Китаем Японии. Если против немногочисленных экспедиционных сил Франции и Англии, которые базировались в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Циндао мог бы успешно держать оборону, то Япония обладала очень большими возможностями для осуществления активной и непрерывной осады крепости. 23 августа Япония объявила Германии войну, а уже 27 августа порт Циндао был блокирован подошедшей эскадрой японского императорского военно-морского флота. Одновременно Япония начала высадку сухопутных подразделений на территорию Китая, объявившего о своем нейтралитете. 25 сентября японские войска вступили на территорию Цзяо-Чжоу. Для штурма крепости активно применялась тяжелая артиллерия японской армии. 31 октября японская армия начала обстрел Циндао. В ночь на 7 ноября японские войска приступили к штурму крепости. Силы нападающих и оборонявшихся были явно не равны. Утром 7 ноября комендант Циндао Майер-Вальдек объявил о сдаче крепости. Перед этим немецкий гарнизон, по своему обыкновению, уничтожил хозяйственные постройки, корабли, вооружение и другое имущество, находившееся на территории Циндао.

— оборона Циндао

Так Циндао и концессия Цзяо-Чжоу оказались под оккупацией Японии. Когда Первая мировая война окончилась поражением Германии и ее союзников, Китай стал рассчитывать на возвращение Циндао под свое управление. Однако, Парижская мирная конференция в 1919 году приняла решение оставить Циндао под управлением Японии. Так начался «Шаньдунский кризис», ставший предметом обсуждения на Версальской конференции. Великобритания и Франция, имевшие в Китае собственные интересы и не желавшие его усиления, поддержали позицию Японии, рассчитывавшей сохранить Циндао под своим управлением. В самом Китае в ответ начались антиимпериалистические выступления. Еще 4 мая 1919 года в Пекине прошла грандиозная демонстрация, участники которой требовали от китайского правительства отказа от подписания мирного договора. Затем начались забастовки рабочих и торговцев в Пекине и Шанхае. Под влиянием массовых народных выступлений в Китае, правительство страны, которое представлял Гу Вэйцзюнь, было вынуждено объявить об отказе подписывать мирный договор.

Таким образом, «Шаньдунский вопрос» стал предметом серьезнейшего международного спора, в который, в качестве посредника, вмешались Соединенные Штаты Америки. С12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне проходила Вашингтонская конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана, в которой принимали участие представители США, Великобритании, Франции, Китая, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и пяти британских доминионов. На этой конференции обсуждались дальнейшие перспективы политических и экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Под давлением США Япония была вынуждена 5 февраля 1922 года пойти на подписание Вашингтонского соглашения. В этом соглашении, в частности, предусматривалось начало вывода японских войск с территории провинции Шаньдун, а также возвращение под управление Китая железнодорожной ветки «Циндао — Цзинань» и административной территории Цзяо-Чжоу с портом Циндао. Так, в соответствии с решением Вашингтонской конференции, был решен и Шаньдунский вопрос. Порт Циндао перешел под управление китайской администрации. В 1930 году под управление китайских властей Великобритания отдала и порт Вэйхай.

Когда в 1929 году было образовано правительство Гоминьдана с центром в Нанкине, Циндао получил статус «Специального города». Но в январе 1938 года он был вновь оккупирован японскими войсками и оставался под оккупацией до окончания Второй мировой войны. После войны правительство Гоминьдана вернуло Циндао статус «Специального города» и дало добро на размещение в порту Циндао базы Западного Тихоокеанского флота США. Но уже 2 июня 1949 года Циндао был занят частями Народно-освободительной армии Китая. В настоящее время Циндао является крупным экономическим центром и военно-морской базой Китая, а его порт посещают иностранные торговые суда и даже военные делегации.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 10 января 2017 07:38
    Для того, чтобы заполучить Циндао, Германия, как всегда, использовала метод провокации.
    ..Подумаешь два священника, американцы ради Кубы, броненосец взорвали..Благодарю Илья, весьма интересно..
    1. Vladislav 73 11 января 2017 19:48
      Цитата: parusnik
      американцы ради Кубы, броненосец взорвали

      Да не только ради Кубы.Кроме Кубы у испанцев там же в Карибском море оттяпали о.Пуэрто-Рико,а в Тихом океане - Филиппины и о.Гуам.В общем,нехилые дивиденды от провокации! hi
  2. Монархист 10 января 2017 11:21
    Как свидетельствует история: провокации всегда были есть и будут
  3. антивирус 3 марта 2017 15:51
    Хорошо . что Владивосток ( и др порты)миновала участь китайских городов
Картина дня