Military Review

Shandong question and the long-suffering port of Qingdao

4
January 10 The Versailles Treaty came into force on 1920, which became the main outcome of the First World War. Although the treaty itself was signed in 1919, in 1920 it was ratified by the member countries of the League of Nations. One of the highlights of the Versailles Treaty was the decision of the Shandong issue. Back in 1919, a dispute arose around the 156 article of the Versailles Treaty, which was to determine the fate of the German concession on the Shandong Peninsula in China.


As early as the 14th century, after the overthrow of the rule of the Mongolian Yuan dynasty, a new administrative unit was created — the Shandong Province — which included the Shandong Peninsula and the Liaodong Peninsula. However, when China was conquered by the Manchus, the borders of the province were changed - the territory of Liaodong Peninsula was “subtracted” from it. Since the Shandong Peninsula had a favorable geographical position, in the second half of the XIX century it began to attract the attention of foreign powers, first of all - European countries and neighboring Japan. When China was defeated in the Second Opium War, the Shandong port of Dengzhou received the status of an open port, which implied the possibility of organizing trade with foreigners through this port.

The next stage of the colonial expansion of world powers to Shandong Province was associated with the First Japanese-Chinese War of the Year 1895. During this war, Japanese troops were able to land on the coast and capture Weihai, which was of strategic importance. The battle for Weihaiwei was one of the final episodes of the First Sino-Japanese War and was accompanied by a major naval battle of the Japanese and Chinese fleets. In 1898, China transferred the Weihai Port to the UK. This is how a territory called “British Weihai” appeared, including the port of the same name and adjacent areas on the Shandong Peninsula. Great Britain, renting Weihai, set as its goal to provide opposition to the Russian Empire, which rented the Liaodong Peninsula. Weihai was under British rule until the 1930 of the year, thus surviving the Russo-Japanese and the First World Wars. Naturally, the strategically important territories of the Shandong Peninsula were paid attention to by the authorities of the gaining strength of a new European power - Germany. In the 1890-s, Germany actively acquired new colonies in Africa, Asia and Oceania. There was no exception and the territory of China, where Germany also sought to acquire its own military and trade outpost.



The peculiarities of the historical formation and development of Germany did not allow it to promptly join the global division of the colonies. Nevertheless, Berlin hoped to consolidate its right to own colonies in Africa, Asia and Oceania. The German leaders also drew attention to China. According to the German leadership, the establishment of bases in China could, firstly, ensure Germany’s naval presence in the Pacific Ocean, and secondly, ensure the effectiveness of managing other overseas colonies of Germany, including in Oceania. In addition, huge China was viewed as a very important market for Germany. After all, there were practically unlimited opportunities for the export of German goods, but for this it was necessary to create their own outposts on Chinese territory. Since politically and economically China was greatly weakened at the time in question, 6 in March 1898 of the year Germany acquired the territory of Jiao-Zhou from China.

The administrative center of the territory controlled by Germany was the city and port of Qingdao, located on the Shandong Peninsula. He is now among the fifteen most important cities in China, and at that time its importance was even more ambitious, primarily as a major port. During the years of the Ming dynasty, the territory of Qingdao was used as an important naval port called Jiaoao. In the second half of the XIX century, the authorities of the Qing Empire, taking into account the situation around the Shandong Peninsula, decided to create a serious naval fortification here. 14 June 1891 was founded the city of Qingdao. However, given the lack of funding and organizational problems, its construction was slow. In 1897, the city and surrounding area became the object of close interest to Germany. In order to get Qingdao, Germany, as always, used the method of provocation. On the territory of Shandong, two German Christian missionaries were killed. After that, the German government demanded from the government of the Qing Empire to transfer the territory of the Jiao-Zhou Gulf under the control of Germany. A squadron under command of Rear Admiral Otto von Diderihs was sent to the peninsula. Germany demanded that China either hand over the island to it, or threatened to use military force, ostensibly to protect Christians in China.

Shandong question and the long-suffering port of Qingdao


Understanding perfectly well that in the event of any armed conflict, the port of Qingdao will become one of the most important outposts of the German military presence, Berlin has begun a significant strengthening and strengthening of the city. Under German rule, Qingdao became a strong naval fortress. He was strengthened so that the city could withstand two to three months of the siege by the naval forces of the enemy. During this time, Germany could send reinforcements.

Unlike other colonies that were subordinate to the Imperial Administration of the colonies, the port of Qingdao was subordinated to the Maritime Administration - this emphasized the special status of German possession in China. In addition, Qingdao was primarily considered not even as a colony, but as a naval base, which required the administration of the territory not by the colonial, but by the naval department. The East Asian squadron of the German Navy was stationed in Qingdao Port fleet. Rear Admiral Otto von Diderichs became her first commander. The German naval command paid great attention to the East Asian squadron, since it was precisely it that was supposed to ensure the inviolability of German interests in the Asia-Pacific region.

- Admiral Diderichs

Before the beginning of World War I, the East Asian squadron consisted of the following ships: 1) Scharnhorst armored cruiser, serving as flagship, 2) Gneisenau armored cruiser, 3) Nuremberg light cruiser, 4) “Lye” cruiser “Lye” cruiser “Lei”, “XIUMX”, light cruiser “Nuremberg”, 5) light cruiser “Nuremberg”, 4) light cruiser “Nuremberg” , 3) light cruiser Emden, as well as 1 seagoing gunboats of the Iltis type, 90 river gunboats, XNUMX minelayer Lauting, Taku and S-XNUMX squadrons. For service on the ships were selected officers, non-commissioned officers and sailors who had extensive experience and good training. But since the ships themselves were not modern and could not withstand open battle with British warships, in the event of the outbreak of hostilities in the Pacific, they were given the task of attacking the commercial and transport ships of the countries of the enemy with the aim of flooding them. So Germany was going to wage an "economic war" in the Asia-Pacific region. The command of the East Asian squadron in 1914 was carried out by Vice-Admiral Maximilian von Spee (1861-1914, in the photo) - an experienced naval officer who had made quite a good career in the Prussian fleet. Starting service in 1878, he served as lieutenant in the African Cruiser Squadron in 1884, became commandant of the port in Cameroon in 1887, and headed the East Asian Squadron in 1912.

The beginning of World War I caught Vice Admiral von Spee on the road. He was located in the Caroline Islands, then also belonged to Germany. Considering that the squadron could be blocked in Qingdao, he ordered the main part of the ships to move to the coast of Chile, leaving only destroyers and gunboats in the port. The latter were to engage in attacks on the merchant ships of countries opposing Germany. However, the cruiser Emden, commanded by Captain Karl von Muller, remained in the Indian Ocean - such was the proposal of Muller himself. The cruiser managed to capture the UK's 23 merchant ship, the Russian cruiser Zhemchug in the port of Penang in Malaya, and the French destroyer before it was sunk in the Cocos Islands region in November by the Australian cruiser Sydney.

- "Emden"

As for the main part of the ships of the East Asian squadron, they headed for Easter Island, and on November 1, near the Chilean coast, crushed the British squadron of Admiral Christopher Cradock, consisting of four ships. Then admiral von Spee was to follow the Atlantic to join the main forces of the German fleet. But he decided to attack the British forces at Port Stanley in the Falkland Islands, where he suffered a crushing defeat. The December 8 cruisers of the Scharnhorst, Gneisenau, Leipzig and Nuremberg were sunk. Admiral von Spee himself and his sons who served on the ships of the squadron died in battle.

Meanwhile, after the outbreak of World War I, Qingdao’s fortress remained under the safe protection of German coastal batteries. However, the German command did not expect to join the First World War on the side of the Entente located in the neighborhood of China, Japan. If against the few expeditionary forces of France and England, which were based in the Asia-Pacific region, Qingdao could successfully keep the defense, then Japan had very great potential for carrying out an active and continuous siege of the fortress. 23 August Japan declared war on Germany, and already 27 on August the port of Qingdao was blocked by a squadron of the Japanese imperial navy that approached. At the same time, Japan began the landing of ground units on the territory of China, which declared its neutrality. 25 September, Japanese troops entered Jiao-Zhou territory. For the storming of the fortress heavy artillery was actively used by the Japanese army. October 31 The Japanese army began shelling Qingdao. On the night of November 7, Japanese troops launched an assault on the fortress. Forces of the attackers and defenders were clearly not equal. On the morning of November 7, Commandant Qingdao Meier-Waldeck announced the surrender of the fortress. Before that, the German garrison, as usual, destroyed the outbuildings, ships, weapons and other property located in Qingdao.

- defense of Qingdao

So Qingdao and the Jiao-Zhou concession came under Japanese occupation. When World War I ended in the defeat of Germany and its allies, China began to count on the return of Qingdao under its control. However, the Paris Peace Conference in 1919 decided to leave Qingdao under Japanese rule. So began the "Shandong crisis", which became the subject of discussion at the Versailles Conference. Great Britain and France, which had their own interests in China and did not want to strengthen it, supported the position of Japan, which hoped to keep Qingdao under its control. In China, in response, anti-imperialist speeches began. Another 4 on May 1919 of the year in Beijing was a grand demonstration, the participants of which demanded that the Chinese government refuse to sign a peace treaty. Then began the strikes of workers and merchants in Beijing and Shanghai. Under the influence of mass popular uprisings in China, the government of the country, which represented Gu Weijun, was forced to announce a refusal to sign a peace treaty.

Thus, the “Shandong question” became the subject of a serious international dispute, in which, as a mediator, the United States intervened. С12 November 1921 of the year 6 of February 1922 of the year Washington hosted the Washington Conference on Maritime Arms Restrictions and the Problems of the Far East and the Pacific Basin, which was attended by representatives of the United States, Great Britain, France, China, Japan, Italy, Belgium, the Netherlands, Portugal and five British dominions. This conference discussed the future prospects of political and economic relations in the Asia-Pacific region. Under US pressure, Japan was forced 5 February 1922 of the year to sign the Washington Agreement. This agreement, in particular, provided for the commencement of the withdrawal of Japanese troops from the territory of Shandong Province, as well as the return of the Qingdao-Jinan railway line and the Jiao-Zhou administrative territory with the port of Qingdao under control of China. Thus, in accordance with the decision of the Washington Conference, the Shandong issue was resolved. The port of Qingdao came under the control of the Chinese administration. In 1930, under the control of the Chinese authorities, the UK gave the port of Weihai.

When the Kuomintang government was formed in 1929 with its center in Nanjing, Qingdao received the status of “Special City”. But in January 1938, he was reoccupied by Japanese forces and remained under occupation until the end of World War II. After the war, the Kuomintang government returned Qingdao to the status of a “Special City” and gave the go-ahead to the deployment of the US Western Pacific Fleet base in the port of Qingdao. But on June 2, 1949, Qingdao was already occupied by parts of the People’s Liberation Army of China. At present, Qingdao is a major economic center and China’s naval base, and its port is visited by foreign merchant ships and even military delegations.
Author:
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 10 January 2017 07: 38
    +3
    In order to get Qingdao, Germany, as always, used the provocation method.
    .. You think two priests, the Americans for the sake of Cuba, the armadillo blew up .. Thank Ilya, very interesting ..
    1. Vladislav 73
      Vladislav 73 11 January 2017 19: 48
      +1
      Quote: parusnik
      Americans for the sake of Cuba, an armadillo blew up

      Not only for the sake of Cuba. In addition to Cuba, the Spaniards chopped off Puerto Rico in the Caribbean Sea, and the Philippines and Guam in the Pacific Ocean. In general, there are sickly dividends from provocation! hi
  2. Monarchist
    Monarchist 10 January 2017 11: 21
    0
    As history testifies: provocations have always been and will be
  3. antivirus
    antivirus 3 March 2017 15: 51
    0
    Good . that Vladivostok (and other ports) passed the fate of Chinese cities

Шаньдунский вопрос и многострадальный порт Циндао

10 января 1920 года вступил в действие Версальский договор, ставший главным итогом Первой мировой войны. Хотя сам договор был подписан в 1919 году, в 1920 г. он был ратифицирован странами — членами Лиги Наций. Одним из важных моментов заключения Версальского договора стало решение Шаньдунского вопроса. Еще в 1919 году возник спор вокруг 156 статьи Версальского договора, которая должна была определить судьбу германской концессии на полуострове Шаньдун в Китае.

Еще в XIV веке, после свержения господства монгольской династии Юань, новой династией Мин была создана новая административная единица — провинция Шаньдун, включавшая в свой состав полуостров Шаньдун и полуостров Ляодун. Однако, когда Китай был покорен маньчжурами, границы провинции были изменены — из нее «вычли» территорию полуострова Ляодун. Поскольку полуостров Шаньдун имел выгодное географическое положение, во второй половине XIX века он стал привлекать внимание зарубежных держав, в первую очередь — европейских стран и соседней Японии. Когда Китай потерпел поражение во Второй опиумной войне, находившийся в провинции Шаньдун порт Дэнчжоу получил статус открытого порта, что подразумевало возможность организации через этот порт торговли с иностранцами.

Следующий этап колониальной экспансии мировых держав в провинцию Шаньдун был связан с Первой японо-китайской войной 1895 года. Во время этой войны японские войска смогли высадиться на побережье и захватить Вэйхайвэй, представлявший стратегическое значение. Битва за Вэйхайвэй стала одним из заключительных эпизодов Первой японо-китайской войны и сопровождалась крупным военно-морским сражением японского и китайского флотов. В 1898 году Китай передал порт Вэйхай под управление Великобритании. Так появилась территория под названием «Британский Вэйхай», включавшая одноименный порт и прилегающие участки на Шаньдунском полуострове. Великобритания, беря в аренду Вэйхай, ставила своей целью обеспечить противодействие Российской империи, арендовавшей Ляодунский полуостров. Под управлением Великобритании Вэйхай находился до 1930 года, пережив, таким образом, и Русско-японскую, и Первую мировую войны. Естественно, что на стратегически важные территории полуострова Шаньдун обратили внимание и власти набирающей силу новой европейской державы — Германии. В 1890-е годы Германия активно приобретала новые колонии в Африке, Азии и Океании. Не стала исключением и территория Китая, где Германия также стремилась обзавестись собственным военным и торговым форпостом.




Особенности исторического становления и развития Германии не позволили ей своевременно включиться в мировой дележ колоний. Тем не менее, Берлин рассчитывал закрепить свое право владеть колониями в Африке, Азии и Океании. Обратили внимание германские руководители и на Китай. По мнению германского руководства, создание баз в Китае смогло бы, во-первых, обеспечить военно-морское присутствие Германии в Тихом океане, а во-вторых, обеспечить эффективность управления другими заморскими колониями Германии, в том числе в Океании. Кроме того, огромный Китай рассматривался как очень важный для Германии рынок. Ведь там существовали практически неограниченные возможности экспорта германских товаров, но для этого требовалось создать собственные форпосты на китайской территории. Поскольку политически и экономически Китай в рассматриваемое время был сильно ослаблен, 6 марта 1898 года Германия приобрела у Китая территорию Цзяо-Чжоу.

Административным центром подконтрольной Германии территории был город и порт Циндао, расположенный на Шаньдунском полуострове. Он и сейчас входит в число пятнадцати важнейших городов Китая, а в то время его значение было еще более масштабным, в первую очередь — как крупного порта. Еще в годы правления династии Мин территория Циндао стала использоваться как важный военно-морской порт под названием Цзяоао. Во второй половине XIX века власти империи Цин, учитывая обстановку вокруг Шаньдунского полуострова, приняли решение создать здесь серьезное военно-морское укрепление. 14 июня 1891 года был основан город Циндао. Однако, учитывая недостаточное финансирование и организационные проблемы, его строительство шло медленно. В 1897 году город и окрестная территория стали объектом пристального интереса Германии. Для того, чтобы заполучить Циндао, Германия, как всегда, использовала метод провокации. На территории Шаньдуна были убиты два германских христианских миссионера. После этого германское правительство потребовало от правительства империи Цин передать территорию «Залива Цзяо-Чжоу» под управление Германии. К полуострову была направлена эскадра под командованием контр-адмирала Отто фон Дидерихса. Германия потребовала от Китая либо передать ей остров, либо угрожала применить военную силу — якобы для защиты христиан, находящихся на территории Китая.

Шаньдунский вопрос и многострадальный порт Циндао


Прекрасно понимая, что в случае любого вооруженного конфликта порт Циндао станет одним из важнейших форпостов германского военного присутствия, Берлин приступил к значительному укреплению и усилению города. Под властью Германии Циндао превратился в сильную военно-морскую крепость. Его укрепили таким образом, чтобы город мог выдержать два — три месяца осады военно-морскими силами противника. За это время Германия могла прислать подкрепление.

В отличие от других колоний, которые были подчинены Имперскому управлению колоний, порт Циндао подчинили Морскому управлению — это подчеркивало особый статус германского владения в Китае. Кроме того, Циндао в первую очередь рассматривался даже не как колония, а как военно-морская база, что требовало осуществления управления территорией не колониальным, а морским ведомством. В порту Циндао была размещена Восточно-азиатская эскадра германского военно-морского флота. Ее первым командиром стал контр-адмирал Отто фон Дидерихс. Германское военно-морское командование уделяло Восточно-азиатской эскадре большое внимание, поскольку именно она должна была обеспечивать незыблемость интересов Германии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— адмирал Дидерихс

Перед началом Первой мировой войны в состав Восточно-азиатской эскадры входили следующие корабли: 1) броненосный крейсер «Шарнхорст», выполнявший функции флагмана, 2) броненосный крейсер «Гнейзенау», 3) легкий крейсер «Нюрнберг», 4) легкий крейсер «Лейпциг», 5) легкий крейсер «Эмден», а также 4 мореходные канонерские лодки типа «Илтис», 3 речные канонерские лодки, 1 минный заградитель «Лаутинг», эскадренные миноносцы «Таку» и «S-90». Для службы на кораблях были отобраны офицеры, унтер-офицеры и матросы, имевшие большой опыт и хорошую подготовку. Но, поскольку сами корабли не были современными и не могли выдержать открытого боя с британскими военными кораблями, в случае начала боевых действий в Тихом океане перед ними ставилась задача совершения нападений на торговые и транспортные суда стран — противников с целью их затопления. Так Германия собиралась вести «экономическую войну» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Командование Восточно-азиатской эскадрой в 1914 году осуществлял вице-адмирал Максимилиан фон Шпее (1861-1914, на фото) — опытный военно-морской офицер, сделавший достаточно неплохую карьеру на прусском флоте. Начав службу в 1878 году, он в 1884 г. был лейтенантом в Африканской крейсерской эскадре, в 1887 г. стал комендантом порта в Камеруне, а в 1912 г. возглавил Восточно-азиатскую эскадру.

Начало Первой мировой войны застало вице-адмирала фон Шпее в пути. Он находился в районе Каролинских островов, тогда также принадлежавших Германии. Просчитав, что эскадра может быть заблокирована в Циндао, он распорядился двинуть основную часть кораблей к побережью Чили, оставив в порту только эсминцы и канонерки. Последние должны были заниматься нападениями на торговые суда стран — противников Германии. Однако, крейсер «Эмден», которым командовал капитан Карл фон Мюллер, остался в Индийском океане — таково было предложение самого Мюллера. Крейсеру удалось захватить 23 торговых судна Великобритании, русский крейсер «Жемчуг» в порту Пенанг в Малайе, и французский эсминец, прежде, чем в ноябре 1914 года он был потоплен в районе Кокосовых островов австралийским крейсером «Сидней».

— "Эмден"

Что касается основной части кораблей Восточно-азиатской эскадры, то они направились к острову Пасхи, а 1 ноября у чилийского побережья разгромили британскую эскадру адмирала Кристофера Крэдока, состоявшую из четырех кораблей. Затем адмирал фон Шпее должен был следовать в Атлантику, чтобы примкнуть к основным силам германского флота. Но он решил атаковать британские силы в Порт-Стэнли на Фолклендских островах, где и потерпел сокрушительное поражение. 8 декабря были потоплены крейсера «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Лейпциг» и «Нюрнберг». В бою погиб сам адмирал фон Шпее и его сыновья, служившие на кораблях эскадры.

Тем временем, после начала Первой мировой войны крепость Циндао оставалась под надежной защитой германских береговых батарей. Однако, германское командование не рассчитывало на вступление в Первую мировую войну на стороне Антанты расположенной по соседству с Китаем Японии. Если против немногочисленных экспедиционных сил Франции и Англии, которые базировались в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Циндао мог бы успешно держать оборону, то Япония обладала очень большими возможностями для осуществления активной и непрерывной осады крепости. 23 августа Япония объявила Германии войну, а уже 27 августа порт Циндао был блокирован подошедшей эскадрой японского императорского военно-морского флота. Одновременно Япония начала высадку сухопутных подразделений на территорию Китая, объявившего о своем нейтралитете. 25 сентября японские войска вступили на территорию Цзяо-Чжоу. Для штурма крепости активно применялась тяжелая артиллерия японской армии. 31 октября японская армия начала обстрел Циндао. В ночь на 7 ноября японские войска приступили к штурму крепости. Силы нападающих и оборонявшихся были явно не равны. Утром 7 ноября комендант Циндао Майер-Вальдек объявил о сдаче крепости. Перед этим немецкий гарнизон, по своему обыкновению, уничтожил хозяйственные постройки, корабли, вооружение и другое имущество, находившееся на территории Циндао.

— оборона Циндао

Так Циндао и концессия Цзяо-Чжоу оказались под оккупацией Японии. Когда Первая мировая война окончилась поражением Германии и ее союзников, Китай стал рассчитывать на возвращение Циндао под свое управление. Однако, Парижская мирная конференция в 1919 году приняла решение оставить Циндао под управлением Японии. Так начался «Шаньдунский кризис», ставший предметом обсуждения на Версальской конференции. Великобритания и Франция, имевшие в Китае собственные интересы и не желавшие его усиления, поддержали позицию Японии, рассчитывавшей сохранить Циндао под своим управлением. В самом Китае в ответ начались антиимпериалистические выступления. Еще 4 мая 1919 года в Пекине прошла грандиозная демонстрация, участники которой требовали от китайского правительства отказа от подписания мирного договора. Затем начались забастовки рабочих и торговцев в Пекине и Шанхае. Под влиянием массовых народных выступлений в Китае, правительство страны, которое представлял Гу Вэйцзюнь, было вынуждено объявить об отказе подписывать мирный договор.

Таким образом, «Шаньдунский вопрос» стал предметом серьезнейшего международного спора, в который, в качестве посредника, вмешались Соединенные Штаты Америки. С12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне проходила Вашингтонская конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана, в которой принимали участие представители США, Великобритании, Франции, Китая, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и пяти британских доминионов. На этой конференции обсуждались дальнейшие перспективы политических и экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Под давлением США Япония была вынуждена 5 февраля 1922 года пойти на подписание Вашингтонского соглашения. В этом соглашении, в частности, предусматривалось начало вывода японских войск с территории провинции Шаньдун, а также возвращение под управление Китая железнодорожной ветки «Циндао — Цзинань» и административной территории Цзяо-Чжоу с портом Циндао. Так, в соответствии с решением Вашингтонской конференции, был решен и Шаньдунский вопрос. Порт Циндао перешел под управление китайской администрации. В 1930 году под управление китайских властей Великобритания отдала и порт Вэйхай.

Когда в 1929 году было образовано правительство Гоминьдана с центром в Нанкине, Циндао получил статус «Специального города». Но в январе 1938 года он был вновь оккупирован японскими войсками и оставался под оккупацией до окончания Второй мировой войны. После войны правительство Гоминьдана вернуло Циндао статус «Специального города» и дало добро на размещение в порту Циндао базы Западного Тихоокеанского флота США. Но уже 2 июня 1949 года Циндао был занят частями Народно-освободительной армии Китая. В настоящее время Циндао является крупным экономическим центром и военно-морской базой Китая, а его порт посещают иностранные торговые суда и даже военные делегации.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 10 января 2017 07:38
    Для того, чтобы заполучить Циндао, Германия, как всегда, использовала метод провокации.
    ..Подумаешь два священника, американцы ради Кубы, броненосец взорвали..Благодарю Илья, весьма интересно..
    1. Vladislav 73 11 января 2017 19:48
      Цитата: parusnik
      американцы ради Кубы, броненосец взорвали

      Да не только ради Кубы.Кроме Кубы у испанцев там же в Карибском море оттяпали о.Пуэрто-Рико,а в Тихом океане - Филиппины и о.Гуам.В общем,нехилые дивиденды от провокации! hi
  2. Монархист 10 января 2017 11:21
    Как свидетельствует история: провокации всегда были есть и будут
  3. антивирус 3 марта 2017 15:51
    Хорошо . что Владивосток ( и др порты)миновала участь китайских городов
Картина дня