Взлетевший выше всех

22


7 января 1910 года французский авиатор Юбер Латам установил мировой рекорд высоты полета, впервые поднявшись на 1100 метров на летательном аппарате тяжелее воздуха. Для аэростатов и дирижаблей такая высота уже давно не считалась выдающейся, но для аэропланов предыдущее наивысшее достижение составляло всего около 500 метров. Латам перекрыл его более чем вдвое. А чуть позже он побил собственный рекорд, набрав высоту 1384 метра. 23 апреля того же года Латам установил еще и мировой рекорд скорости, разогнавшись на своем аэроплане аж до 77,6 километров в час.



Странно, что этот выдающийся летчик, имевший пилотское свидетельство за номером "9", у нас почти неизвестен. Даже в русскоязычной Википедии и энциклопедии "Авиация" отсутствуют статьи о нем. Его фамилия упоминается только в связи с попыткой перелететь Ла-Манш в 1909 году, которая не удалась из-за отказа двигателя. Латам тогда не дотянул до английского берега всего километр и совершил посадку на воду. Через неделю бросок через пролив успешно совершил Луи Блерио, получив многотысячный приз и всемирную славу. А двигатель на самолете Латама, как выяснилось чуть позже, заглох из-за небрежно профильтрованного бензина. От таких "мелочей" порой зависят мировые приоритеты.

Все свои рекорды Латам установил на монопланах "Антуанетт" французского авиаконструктора Леона Левавассье. Свое название они получили в честь дочери промышленника Жюля Гастамбида, выделившего средства на их постройку. И это же название Левавассье дал организованной им совместно с Гастамбидом в 1906 году моторостроительной фирме. Левавассье проектировал не только сами аэропланы, но и двигатели для них, которые пользовались на заре авиации большой популярностью и ставились на аэропланы многих марок.

В конце 1911 года 29-летний Юбер Латам трагически погиб при загадочных обстоятельствах, причем его смерть не была связана с авиацией. По официальной версии, его затоптал буйвол во время охоты в Конго. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой пилота убили с целью ограбления местные жители, нанятые им в качестве проводников и носильщиков. В пользу этой версии говорит то, что на обнаруженном спустя несколько дней после гибели теле летчика не было травм, кроме следа от удара тупым тяжелым предметом по голове. Вдобавок, проводники и носильщики куда-то исчезли, а вместе с ними исчезла дорогая охотничья винтовка Латама и его личные вещи.

Но местному колониальному начальству было проще не возбуждать уголовного дела, а списать всё на несчастный случай, что оно и сделало. Спустя год после гибели Латама фирма "Антуанетт" обанкротилась, не выдержав конкуренции с авиазаводами Фармана, Вуазена, Ньюпора и Блерио.
На заставке Юбер Латам в кабине моноплана "Антуанетт-VII", на котором он установил высотные рекорды. Этот летчик отличался тем, что почти никогда, в том числе и в полете, не выпускал изо рта мундштук с сигаретой. Даже после аварийной посадки в Ла-Манше он, сидя по пояс в воде, как ни в чем не бывало, продолжал курить.



Латам (в центре) и Левавассье (справа) возле самолета "Антуанетт-IV", на котором была совершена неудачная попытка перелета через Ла-Манш. Снимок 1909 года.





"Антуанетт-IV" в полете. Самолет имел весьма оригинальную схему шасси с подкрыльевыми опорами.



"Антуанетт-V" с велосипедным шасси без противокапотажного колесика.



"Антуанетт-VI", на котором шасси было в очередной раз переделано и оснащено пневматическим амортизатором.



"Антуанетт-VII". На этой машине Левавассье отказался от элеронов, применив управление по крену путем искривления законцовок крыла (гоширования). Самолет оснащен 16-цилиндровым V-образным мотором мощностью 100 л.с. и деревянным профилированным винтом, вместо применявшегося ранее винта с плоскими алюминиевыми лопастями в виде весел.



Схема "Антуанетт-VII" с восьмицилиндровым 50-сильным мотором.





Полноразмерная реплика двухместного варианта "Антуанетт-VII" в Парижском музее авиации.



Силовая установка "Антуанетт" - одноименный восьмицилиндровый мотор водяного охлаждения. Каждый цилиндр двигателя оснащен индивидуальным карбюратором с воздухозаборником. По бортам фюзеляжа укреплены трубчатые водорадиаторы, а за мотором - цилиндрический водяной бачок.



Юбер Латам испытывает первый авиационный тренажер, разработанный Левавассье и служивший для обучения полетам на "Антуанетте". Ассистенты, вручную наклоняя кабину, имитировали крен и дифферент, а пилот должен был парировать их, вращая штурвальчики.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 января 2017 15:42
    Какие бесстрашные были люди, летали на этажерках.
    1. +2
      15 января 2017 16:42
      Я бы сказал..на табуретках.Признаюсь-не решился бы..
      Цитата: ротмистр
      Какие бесстрашные были люди, летали на этажерках.
      1. +2
        15 января 2017 17:36
        Цитата: 210окв
        Я бы сказал..на табуретках.Признаюсь-не решился бы..
        Цитата: ротмистр
        Какие бесстрашные были люди, летали на этажерках.


        Следущей статьёй будет,надеюсь про П.Нестерова.
        1. +1
          15 января 2017 18:21
          Или про Арцеулова
          1. +2
            15 января 2017 23:00
            Про Нестерова на сайте есть 09.09.2013.
  2. +3
    15 января 2017 15:44
    Интересно сколько забытых имен и историй ждет своего часа!
    Спасибо.
    1. +2
      15 января 2017 18:06
      Котище

      Вот и автор задаёт вопрос, а почему забыли успехи Латана.

      Да ответ прост. Капитализм. Конкуренция компаний производителей. Блерио одержало экономическоб победу. Латан, на стороне конкуренции против Блерио и его забыли.
      А потом забили. Чтобы не напоминал, о других опциях или возможностях.

      Тут страны гибнут в конкуренции. Ирак, Ливия , Сирия, Украина. Эти страны не выдерживают конкуренции с ТНК.

      А про Югославию тоже скоро никто и не вспомнит.
      1. 0
        19 января 2017 23:37
        Похоже на историю изобретения радио. Маркони оказался успешным предпринимателем и даже радистов на судах советского торгового флота в обиходе называли "Маркони", а не ПОПОВ, который раньше и изобрёл, и испытал, и применил радио.
    2. +1
      19 января 2017 23:37
      Читать больше надо. Никаких секретов.
  3. +1
    15 января 2017 17:10
    И всего сто лет прошло... как быстро шагнула авиация!

    Особенно, если сравнить с телегой-повозкой, которая почти не менялась несколько
    тысяч лет belay .
    1. 0
      19 января 2017 23:39
      А как замедлился прогресс авиации за последние 30-35 лет...
  4. +3
    15 января 2017 17:34
    Цитата: ротмистр
    Какие бесстрашные были люди, летали на этажерках.

    Интересно, а чем отличается современный дельтаплан или мотодельтаплан от этих этажерок? Парашюта нет, если упадёшь разобьёшься однозначно. Неожиданный порыв ветра и ты на том свете.
    1. +1
      15 января 2017 21:00
      Принципиально - ничем.
      1. +1
        15 января 2017 21:27
        Принципиально - ничем.



        Отличается методом управления. Мотодельтаплан- балансирное управление по крену и тангажу ( перемещением центра тяжести- тележки с пилотом и мотором). На планерах Отто Лилиенталя было такое. А эти аэропланы уже с аэродинамическим управлением ( рули высоты, направления и даже элероны). И есть ещё одна тонкость- у дельтаплана мягкое крыло со своими особенностями ( например, флаттерное пикирование)
        1. +1
          15 января 2017 21:36
          Метод управления - это уже детали.
          Принципиально и тот и тот - летательный аппарат тяжелее воздуха с аэродинамическим принципом создания подъемной силы.
        2. 0
          4 мая 2017 14:00
          расскажите пож. про флаттерное пикирование
          хочу понять - захочу-ли на дельтаплане летать
          1. 0
            4 мая 2017 14:19
            расскажите пож. про флаттерное пикирование


            Крыло дельтаплана гибкое, его особенность- очень большие углы атаки ( в отличие от обычного с жёстким профилем). На малых ( а тем более отрицательных углах) оно перестаёт быть "надутым" куполом, а волнообразно трепыхается с потерей подьёмной силы. Центр давления при этом смещается назад- дельтаплан ещё сильнее опускает нос . Начинается пикирование, выйти из которого просто физически немыслимо. Хотя случай, когда пилот уперся ногами!!!! в трапецию и взялся руками за хвостовую балку и сумел вывести реально описан. У современных аппаратов есть пара жёстких лат и тросов, задирающих заднюю кромку вверх- против этого режима. Все серийные сертифицированные аппараты испытываются - они сами выходят из этого режима. Опасны только самоделки и переделки.
            И поэтому возникло правило - "в любом страшном случае трапецию от себя". Задрать нос вверх. На самолёте всё наоборот- "ручку от себя", нос вниз. Летайте- в любом случае дельтаплан лучше параплана ( тот складывается от бокового порыва, а это действительно страшно).
            1. 0
              4 мая 2017 14:36
              просто я неплохо понимаю аэродинамику на жестких крыльях с толстым профилем,
              а вот дельтапланы и всякие другие мягкокрылые как-то совсем не в курсе был. спасибо!
              честно говоря, думал, что пикирование на них - гарантированная ж.
  5. +1
    15 января 2017 17:37
    Цитата: voyaka uh
    И всего сто лет прошло... как быстро шагнула авиация!

    Особенно, если сравнить с телегой-повозкой, которая почти не менялась несколько
    тысяч лет belay .

    Я думаю, что дельтапланы не очень далеко ушли от телег. Самое смешное, что дельтапланы будут, как и телеги, существовать также долго.
  6. jjj
    +3
    15 января 2017 17:50
    Прочитал с интересом. Восполнение пробела знаний. Хорошие картинки
  7. +2
    15 января 2017 21:59
    Руаль Амундсен при поисках экспедиции Нобиле погиб на гидросамолёте "Латам-47". Возможно, авиалодка была названа в честь Юбера Латама?
  8. +1
    19 января 2017 23:33
    Настоящим авиаторам известна и история авиации и имя замечательного авиатора Латама.
    Ну а викикедия - не "Брокгауз и Ефрон", не БСЭ, не МСЭ.
    В 50-х было замечательное издание "История авиации и воздухоплавания" надо бы переиздать.