Проект инженерного боеприпаса Cable Bomb (США)

Одной из задач инженерных войск на поле боя является уничтожение заграждений и укреплений противника. При помощи специальных средств военные инженеры должны уничтожать вражеские сооружения, обеспечивая проход своих войск. Для решения подобных задач во время Второй мировой войны всеми странами-участницами конфликта предлагалось разное оружие того или иного рода. Одно из самых интересных предложений в этой области привело к появлению американского проекта Cable Bomb. При помощи оружия, изготовленного по этому проекту, планировалось уничтожать бункеры, долговременные огневые точки и иные сооружения противника.

Стандартным средством разрушения вражеских укреплений в годы Второй мировой войны была артиллерия больших калибров. Тем не менее, в некоторых случаях имеющиеся орудия не отличались высокой эффективностью, из-за чего возникала нужда в ином вооружении. Более удобным средством разрушения были авиационные бомбы, отличавшиеся сравнительно большой массой заряда взрывчатого вещества, однако их применение было связано с определенными трудностями. К середине 1944 года появилось предложение о совместном использовании доработанных авиационных бомб и сухопутной инженерной техники. Результатом этого должно было стать удачное сочетание простоты применения и высокой мощности оружия.


Проект инженерного боеприпаса Cable Bomb (США)
Применение "тросовой бомбы"


В середине 1944 года инженерный корпус армии США отправил в Национальный комитет оборонных исследований (National Defense Research Committee или NDRC) запрос об изучении оригинального предложения, касающегося создания перспективного оружия. Требовалось провести некоторые исследования и определить перспективы использования авиационных бомб с реактивными двигателями для разрушения защищенных сооружений. При получении положительных результатов можно было продолжить проектные работы и завершить создание нового оружия для инженерных войск.

Оригинальное предложение военных инженеров подразумевало использование ряда комплектующих различного назначения. Основными элементами перспективного комплекса в предлагаемом виде были доработанная авиационная бомба и трос, при помощи которого планировалось обеспечить оригинальный метод применения оружия. По этой причине новый проект получил условное обозначение Cable Bomb – «Тросовая бомба». В рамках проекта были предложены несколько версий боеприпасов, однако название этих систем по мере их развития не менялось.

Носителями «тросовых бомб» предполагалось сделать существующие инженерные танки. В частности, на эту роль могли претендовать бронемашины на базе среднего танка M4 Sherman. Для использования специального противобункерного оружия танк нуждался в некоторых незначительных переделках. Так, на крыше корпуса или башни следовало установить набор крюков, а на рабочем месте наводчика должны были появиться приборы управления новым оружием. Все это позволяло сохранять имеющееся штатное оружие, а также использовать инженерное оснащение существующих типов.

Транспортировать бомбы предлагалось на специальной колесной тележке с пусковой установкой. Она должна была иметь броневой корпус без крыши с несколькими ячейками-направляющими для боеприпасов. В соответствии с исходным предложением, тележка должна была вмещать шесть бомб нового типа. Передвигаться тележка должна была при помощи двух собственных колес и жесткого сцепного устройства большой длины. По полю боя ее следовало буксировать силами инженерного танка.

Задача разрушения вражеского бункера возлагалась непосредственно на изделие Cable Bomb. Оно должно было представлять собой крупный и тяжелый боеприпас с относительно мощной боевой частью, оснащенный собственным реактивным двигателем. К корпусу бомбы предлагалось крепить трос, необходимый для ее вывода на правильную траекторию и наведения на цель. На свободном конце троса помещался коуш, предназначенный для установки на крюки танка-носителя. Расчеты показали, что новое оружие может оснащаться тросом длиной 50 футов (15,4 м).

Предлагаемый принцип использования «тросовой бомбы» выглядел следующим образом. На поле боя должен был выходить инженерный танк с тележкой на жесткой сцепке. Получив боевую задачу по уничтожению конкретного объекта противника, экипаж танка должен был выйти на «боевой курс» и приблизиться к цели на расстояние 15 м. При этом атакуемый объект должен был находиться на линии, продолжающей продольную ось системы «танк и тележка». Выполнив подобное предварительное наведение оружия, танкисты могли открывать огонь.


Ракета M8 - возможный элемент комплекса Cable Bomb


По команде наводчика, электрическая система должна была производить зажигание твердотопливного двигателя бомбы. За счет тяги двигателя бомба должна была взлетать и отправляться к намеченной цели. При этом трос, закрепленный на башне танка, не позволял боеприпасу уйти строго вверх. Натянув трос, бомба начинала двигаться по окружности. Пролетев по дуге радиусом около 15 м, боеприпас должен был бить в крышу атакуемого сооружения. При использовании в качестве основы для Cable Bomb существующих авиационных бомб имелась теоретическая возможность гарантированного разрушения большинства укреплений двумя-тремя «выстрелами».

Проектом «Тросовая бомба» предлагалось использование транспортной тележки с пусковой установкой для шести боеприпасов. На поле боя инженерный танк мог столкнуться с разными целями, из-за чего появилось предложение об использовании боеприпасов двух типов. В зависимости от основных особенностей атакуемого бункера, военные инженеры должны были применять бомбу с фугасной или кумулятивной боевой частью. Первый тип боеприпаса предлагался в качестве многоцелевого средства уничтожения, а кумулятивная Cable Bomb предназначалась для поражения сооружений с высоким уровнем защиты.

Кумулятивная бомба для поражения бункеров была разработана с нуля. Проектом предлагалась сборка изделия с характерным внешним видом. Бомба должна была получить основной цилиндрический корпус диаметром 1 фут (305 мм) и длиной 4 фута (1,22 м). Внутри такого корпуса помещался кумулятивный заряд взрывчатого вещества массой 375 фунтов (около 170 кг). К хвостовому торцу основного корпуса планировалось крепить двигатель и средства стабилизации. В цилиндрическом корпусе диаметром около 0,5 фута и длиной менее 2 футов должен был помещаться 25-фунтовый заряд (11,34 кг) твердого топлива. Сверху и снизу к корпусу двигателя крепились квадратные вертикальные плоскости размером 2х2 фута (610х610 мм). Примечательно, что горизонтальных плоскостей бомба не имела: благодаря применению троса ей требовалась только стабилизация по курсу. На нижней поверхности основного корпуса, вдоль продольной оси изделия, располагались две точки крепления троса. Для удержания бомбы в оптимальном положении предлагалось использовать трос требуемой длины, возле корпуса разделявшийся на две части.


Фугасная «тросовая бомба» должна была изготавливаться с использованием серийных агрегатов существующих авиационных средств поражения. В качестве боевой части ракеты следовало использовать корпус с зарядом, заимствуемые у серийной осколочно-фугасной бомбы калибром 250 фунтов. В исходном виде такая бомба весила 112 кг, имела длину 1,38 м и диаметр 261 мм. Использовался заряд тротила или аммотола массой 30,3 кг. При изготовлении боеприпаса для инженерных войск авиационная бомба должна была лишаться стандартного хвостового стабилизатора, вместо которого предлагалось монтировать новые устройства, в том числе двигатель.

Отправлять фугасную бомбу к цели должен был твердотопливный двигатель существующего типа. Исходя из соображений экономии, авторы проекта Cable Bomb решили использовать двигатель от авиационной неуправляемой ракеты T22, являвшейся дальнейшим развитием серийного изделия M8. Ракета T22 имела общую длину 84 см при максимальном диаметре 4,5 дюйма (114 мм). Масса ракеты – 17 кг, максимальная скорость полета – 960 км/ч. Дальность определялась на уровне 3-3,2 км. Двигатель ракеты T22, используемый в составе «тросовой бомбы», должен был получать новый стабилизатор и устанавливаться на хвостовой части корпуса серийной бомбы. Из-за значительных отличий в массе боеприпас нового типа должен был проигрывать авиационной ракете в характеристиках скорости и дальности, но при предлагаемой методике применения это не имело значения.


Конструкция кумулятивного боеприпаса


Выходя на поле боя, инженерный танк на базе серийного «Шермана» должен был буксировать тележку с шестью «тросовыми бомбами» двух типов. Предполагалось, что типичный боекомплект нового комплекса будет состоять из трех осколочно-фугасных и такого же количества кумулятивных бомб. Это позволяло получить приемлемую гибкость применения оружия в условиях реального боя, где военные инженеры могли столкнуться с самыми разными угрозами и целями.

На разработку перспективного проекта Cable Bomb ушло некоторое время. По-видимому, проектные работы завершились уже в начале 1945 года. Для проведения испытаний было изготовлено несколько опытных образцов оружия, а также соответствующий стенд. Проходили ли необходимую доработку серийные танки и строились ли тележки с пусковой установкой – неизвестно. При этом общие особенности проекта позволяли провести первые испытания без привлечения техники, исключительно при помощи имитирующих ее стендов.

Площадкой для проведения испытаний нового оружия стал научно-исследовательский комплекс Allegany Ballistics Laboratory (шт. Западная Виргиния). В течение некоторого времени специалисты Баллистической лаборатории и Инженерного корпуса армии вели совместные испытания, в ходе которых проверялись основные идеи оригинального проекта и определялись его перспективы. По имеющимся данным, во время испытаний применялись только фугасные «тросовые бомбы», изготовленные из существующих авиационных боеприпасов. По результатам их проверки было определено, что необычный облик противобункерного оружия, в целом, оправдывает себя и может найти применение на практике.

Несмотря на использование нестандартных идей, предложенная «тросовая бомба» выглядела интересно и многообещающе. Использование троса, ограничивающего дальность полета боеприпаса несколькими метрами, позволяло применить существующий твердотопливный двигатель сравнительно малой мощности, но при этом оснастить бомбу тяжелой боевой частью высокого могущества. Все это действительно позволяло инженерному танку – как минимум, в теории – эффективно разрушать бункеры и огневые точки противника. Единственной заметной проблемой необычного проекта оказывалась необходимость подхода к цели на малое расстояние, однако в ряде случаев все имеющиеся угрозы полностью нивелировались броней инженерного танка.

Оружие проекта Cable Bomb в начале 1945 года прошло первые испытания и подтвердило свои возможности. Несмотря на это, все работы по оригинальному проекту были прекращены. Армейское командование посчитало, что в существующей ситуации военной промышленности и научно-исследовательским организациям следует заниматься иными проектами. В частности, приоритетным направлением в то время стала разработка новых противоминных средств, предназначенных для установки на серийную бронетехнику. Необходимость развития других проектов и ограниченные ресурсы привели к отказу от «тросовых бомб». Проект, некогда казавшийся многообещающим, не привел к ожидаемым результатам, а новое оружие не дошло до эксплуатации в войсках.

Насколько известно, проект Cable Bomb был первой и последней попыткой американской военной промышленности создать оружие для разрушения бункеров, использующее «привязные» боеприпасы. В дальнейшем развитие вооружений подобного назначения пошло иными путями и уже не нуждалось в таких средствах управления и наведения на цель. Тем не менее, необычный проект представляет большой интерес с технической и исторической точки зрения.


По материалам:
http://designation-systems.net/
http://wwiiequipment.com/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank", Designation-systems.net
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти