Свой среди чужих. Одинокий замерзший ковбой

Свой среди чужих. Одинокий замерзший ковбой


В заключительной статье, посвященной иностранным кораблям, воевавшим на Северном флоте, рассказ пойдет о крейсере «Мурманск».

Судьба этого корабля чем-то схожа с линкором «Архангельск», о котором уже был рассказ.


Свой путь крейсер, о котором пойдет речь, начал в городе Такома, в Соединенных Штатах, где он был построен и спущен на воду 29 июня 1922 года, а через год вошел в состав американского флота. При крещении корабль получил имя «Милуоки».

Это был крейсер класса «Омаха», со стандартным для того времени водоизмещением 7 960 тонн.



Паротурбинная установка мощностью 90 000 л. с. Позволяла развивать скорость до 30 узлов и пройти без дозаправок 6 600 миль экономичным ходом в 12 узлов.

Бронирование было не выдающимся, борт — 75 мм, палуба — 37 мм, башни — 6 мм.

Вооружение «Милуоки» состояло из 10 орудий главного калибра 152 мм, четыре из которых размещались в двух башнях и 6 обычных для того времени в казематах.

Кроме того, имелись 6 универсальных орудий калибра 76 мм, способных вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям.



Зенитное вооружение состояло из 3 спаренных 40-мм установок и 12 20-мм «Эрликонов».

Минно-торпедным вооружением служили 2 трехтрубных торпедных аппарата 533 мм и 2 бомбомета МК-6.

В 1940 году корабль был оснащен радиолокаторами в количестве 4 штук.

Установка SC для обнаружения воздушных целей, SG для обнаружения надводных целей, Мк.3 для наводки орудий на крейсер поставили целых две: основную и дублирующую.

Кроме того, крейсер имел две катапульты и два гидросамолета-разведчика.

В целом довольно неплохой легкий крейсер.

«Милуоки» с 1928 по 1940 годы исправно нес службу на Тихом океане, находясь в составе 2-й дивизии крейсеров Азиатского флота. В конце 1940 года, крейсер передали во 2-ю дивизию крейсеров на Атлантику. С начала Второй Мировой войны, после вступления США в войну был назначен для несения службы в составе океанских патрульных сил.

После выполнения краткого боевого выхода в Тихий океан для прикрытия конвоя в начале 1942 года, базировался на Ресифе, и на протяжении последующих двух лет патрулировал Южную Атлантику.

В феврале 1944 года крейсер возвратился в Нью-Йорк для ремонта и далее использовался в Северной Атлантике.

В марте 1944 года «Милуоки» сопровождал в СССР конвой JW-58, а по прибытии в Мурманск был передан ВМФ СССР вместо итальянского крейсера «Duca d'Aosta».

Передача состоялась 20 апреля 1944 года, после чего корабль переименовали в «Мурманск». Американский экипаж на кораблях обратного конвоя вернулся в Америку.

Стоит отметить, что из всех кораблей, полученных от союзников согласно договору, «Милуоки» стал единственным кораблем, переданным согласно букве договора, то есть, в советском порту.

К лету крейсер был полностью освоен советской командой и начал осуществлять совместные плавания с другими кораблями флота.

Первый выход в море состоялся 4 июля 1944 года. Отряд в составе крейсера «Мурманск», лидера «Баку», эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» вышел из Кольского залива в Белое море.


На рейде вместе с "Грозным" и "Гремящим"


На переходе командующий Северного флота управлял эволюциями кораблей соединения с помощью РЛС крейсера. В Белом море крейсер отрабатывал элементы взаимодействия с «Гремящим» и «Громким». Советские корабли впервые выполнили артиллерийские стрельбы по полигону на Летнем берегу Белого моря с использованием РЛС.

25 августа 1944 года началось формирование эскадры Северного флота. Эскадра формировалась из Отряда кораблей ВМФ СССР, прибывшего из Англии, и бригады эскадренных миноносцев. «Мурманск» также вошел в состав эскадры.

Осенью крейсер совершил единственную боевую операцию, которая осталась зафиксированной документально. 30 октября из Молотовска в Мурманск вышла группа из 15 транспортов и двух танкеров. Суда составляли Беломорскую группу конвоя RA-61. Боевое охранение транспортных судов возглавил «Мурманск».

До окончания войны «Мурманск» в боевых операциях флота участия не принимал.

Пять лет крейсер нёс службу в составе эскадры Северного Флота, но большую часть времени провел на бочке на рейде Ваенги (Североморска), изредка совершая непродолжительные выходы в море для отработки задач боевой подготовки.

Пройдя в 1945 году плановый ремонт, «Мурманск» стал чаще выходить в море и даже принял участие в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1947 года.

16 марта 1949 года в Филадельфии крейсер был возвращён ВМС США и продан на слом 10 декабря того же года.

Не очень примечательный путь боевого корабля. Почему я и заметил, что его судьба схожа с участью английского линкора, ставшего «Архангельском».

Волей-неволей задаешься вопросом, а стоило ли огород городить? С крейсером, правда, понятно, его, что называется, на рейд пригнали американцы. Но сколько усилий было вложено в тот же «Архангельск», у которого при сдаче обратно англичанам башни не проворачивались, так как они несколько лет бездействовали… А за переходом «Архангельска» и английских эсминцев стояла целая эпопея. Но эсминцы хотя бы повоевали.

По моему мнению, ценность откровенно старого линкора и крейсера не первой свежести скрывалась именно в радиоэлектронной начинке. Не секрет, что в области проектирования и постройки радарных систем СССР был очень мягко говоря, не на лидирующих позициях. И то, что эти корабли оказались в нашем распоряжении, несомненно, сыграло свою положительную роль, позволив как изучить РЛС союзников, так и подготовить кадры для работы с ними.

Так что американец не зря простоял в Ваенге, не зря.
Автор: Роман Скоморохов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. CTABEP 12 января 2017 15:27
    А вообще, после модернизации, даже для ВОВ был неплохой кораблик, жаль только у нас толком повоевать не успел.
  2. Гончар 12 января 2017 15:37
    На момент ведения переговоров о передаче этих кораблей взамен доли в итальянских трофеях ситуация на севере была далеко не ясна. Де-факто после передачи и окончания боевой подготовки надобность в больших кораблях была минимальна. Они представляли только цель для подлдок. Гладкопалубники те использовались активно, имели и победы и потерю. Для них была работа по эскорту конвоев и ПЛО.
    А побочный эффект от передачи радаров неоспорим. Но надо сказать, что с разнообразными кораблями и катерами в СССР попало куда как больше радиотехники, чем было на этих посудинах. Поставлялись радары и отдельно, как и АСДИКи.
    Наша же радиолокация хоть и имела место быть, но уровнем была пониже и немецкой, и союзнической.
    1. Alexey RA 12 января 2017 16:26
      Цитата: Гончар
      Наша же радиолокация хоть и имела место быть, но уровнем была пониже и немецкой, и союзнической.

      Дык... всё упиралось в производственную базу. Вспомните те же "Гнейсы", которые пришлось делать на метровый диапазон, потому что под сантиметровый не было клистронов:
      В начале 1941 г. НИИ радиопромышленности разработал аванпроект и лабораторный макет станции под названием «Гнейс-1» на клистронах НИИ-9, работавших в импульсном режиме. Израсходовав имевшийся запас клистронов на эксперименты с макетом, А. Б. Слепушкин остался без генераторных ламп, а заказать новую партию в НИИ-9 оказалось невозможным. Началась Великая Отечественная война, НИИ-9 прекратил свое существование, а институт-разработчик был эвакуирован на восток и в сложных условиях должен был развертывать свою научно-производственную деятельность. Продолжать дальнейшие работы над станцией в сантиметровом диапазоне не представлялось возможности.
      Тогда группа инженеров во главе с А. А. Фином, выдвигавшая ранее идею использования метрового диапазона волн, учитывая сложившуюся обстановку, поставила вопрос о переводе разработки станции в метровый диапазон.
  3. амурец 12 января 2017 15:56
    Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США - 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере "Молотов".

    Я бы не согласился с вами, так как РЛС различных типов поставлялись по ленд-лизу. А в остальном вся серия статей рассказала о неизвестной странице Северного Флота. Про эсминцы и подводные лодки кое что упоминалось в литературе, про Мурманск и Архангельск только то, что до конца войны они простояли на бочках. По этой ссылке есть даты поступления РЛС на флоты.
    http://wunderwafe.ru/Articles/LL/03.htm
    1. Rus2012 12 января 2017 16:35
      Цитата: амурец
      А в остальном вся серия статей рассказала о неизвестной странице Северного Флота.

      ...у последней истории с "Мурманском" было продолжение.

      По окончании войны крейсер «Мурманск»/«Милуоки», под первоначальным названием был возвращен прежним владельцам, а его экипаж - переброшен на Черноморский флот, для освоения прибывающих итальянских кораблей.
      Но на этом история крейсера «Мурманск» не закончилась.
      Первым в 1952 году со стапелей сошёл легкий крейсер «Свердлов», внесший не меньший вклад в дело прославления Советского Флота, чем другие корабли. Последним, четырнадцатым по счёту, сошёл корабль, названный в память того самого – «Мурманск».

      Водоизмещение крейсера полное – 16300 т.
      Длина по верхней палубе – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,26 м.
      Вооружение: 12 орудий (2 башни в носу и 2 башни в корме) главного калибра – 152 мм; 12 орудий универсального калибра – 100 мм; 32 автомата В-11 калибра 37 мм; 2 пятитрубных торпедных аппарата – 533 мм.
      Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоутов – 100 мм, в оконечностях – 20 мм. Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях. Боевая рубка: по бокам – 130 мм, палуба – 30мм, крыша – 100 мм. Скорость хода max – 31,5 уз. Экипаж – 1270 человек.
      ...
      За время своей службы с 1955 по 1982 годы крейсер «Мурманск» прошёл 242703 мили! Был награждён: 26 февраля 1967 года - Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призом-моделью Маяка со знаками воинской доблести, а комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота. 20 октября 1967 года – Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Памятное Знамя оставлено на вечное хранение как символ воинской доблести. В 1968 году – комсомольская организация электро-технической группы БЧ-5 награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ. Начиная с 1964 года и до окончания своей боевой деятельности крейсер практически ежегодно награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу. Одни его звания говорят о многом: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР»!

      Но, всему приходит конец... В 1989 году корабль выполнил последние в своей истории, артиллерийские стрельбы. По результатам стрельб объявлен ЛУЧШИМ кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ. Казалось, что крейсер говорит: «Я ещё не стар, я на многое способен…» Но уже 1 декабря 1989 года он окончательно выводится из боевого состава и консервируется...
      31 декабря 1992 года крейсер «Мурманск» окончательно расформировывается.
      ...
      В свой последний поход крейсер вышел под буксирами, в конце 1994 года. Предстояла его разделка на металлолом в Индии, куда он был продан. Не даром моряки говорят, что корабль это живое существо. Корабль, пропитанный мужеством и духом матросов и офицеров, морскими ветрами - чувствует всё. Крейсер не желал покидать родных берегов. Его уводили в последний поход, как скот уводят на убой на аркане. Родные воды Баренцева моря тоже не хотели расставаться с тем, с кем провели не один десяток лет.
      Море яростно боролось за него. Рвало и метало, обрывая стальные тросы, опутавшие могучее тело. И, добившись своего, оно взяло крейсер в свои объятья, не подпуская к нему никого… Бережно поставило его на отмель, позволив грустно взирать на мир пустыми «глазницами» его орудий…


      История полностью -
      Крейсер «Мурманск». Последний бой.
      http://masterok.livejournal.com/3737.html
      1. амурец 13 января 2017 01:17
        Цитата: Rus2012

        4
        Rus2012 Вчера, 16:35 ↑ Новый
        Цитата: амурец
        А в остальном вся серия статей рассказала о неизвестной странице Северного Флота.

        ...у последней истории с "Мурманском" было продолжение.

        По окончании войны крейсер «Мурманск»/«Милуоки», под первоначальным названием был возвращен прежним владельцам, а его экипаж - переброшен на Черноморский флот, для освоения прибывающих итальянских кораблей.
        Но на этом история крейсера «Мурманск» не закончилась.
        Первым в 1952 году со стапелей сошёл легкий крейсер «Свердлов», внесший не меньший вклад в дело прославления Советского Флота, чем другие корабли. Последним, четырнадцатым по счёту, сошёл корабль, названный в память того самого – «Мурманск».

        Водоизмещение крейсера полное – 16300 т.
        Длина по верхней палубе – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,26 м.
        Вооружение: 12 орудий (2 башни в носу и 2 башни в корме) главного калибра – 152 мм; 12 орудий универсального калибра – 100 мм; 32 автомата В-11 калибра 37 мм; 2 пятитрубных торпедных аппарата – 533 мм.
        Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоутов – 100 мм, в оконечностях – 20 мм. Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях. Боевая рубка: по бокам – 130 мм, палуба – 30мм, крыша – 100 мм. Скорость хода max – 31,5 уз. Экипаж – 1270 человек.
        ...
        За время своей службы с 1955 по 1982 годы крейсер «Мурманск» прошёл 242703 мили! Был награждён: 26 февраля 1967 года - Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призом-моделью Маяка со знаками воинской доблести, а комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота. 20 октября 1967 года – Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Памятное Знамя оставлено на вечное хранение как символ воинской доблести. В 1968 году – комсомольская организация электро-технической группы БЧ-5 награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ. Начиная с 1964 года и до окончания своей боевой деятельности крейсер практически ежегодно награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу. Одни его звания говорят о многом: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР»!

        Но, всему приходит конец... В 1989 году корабль выполнил последние в своей истории, артиллерийские стрельбы. По результатам стрельб объявлен ЛУЧШИМ кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ. Казалось, что крейсер говорит: «Я ещё не стар, я на многое способен…» Но уже 1 декабря 1989 года он окончательно выводится из боевого состава и консервируется...
        31 декабря 1992 года крейсер «Мурманск» окончательно расформировывается.
        ...
        В свой последний поход крейсер вышел под буксирами, в конце 1994 года. Предстояла его разделка на металлолом в Индии, куда он был продан. Не даром моряки говорят, что корабль это живое существо. Корабль, пропитанный мужеством и духом матросов и офицеров, морскими ветрами - чувствует всё. Крейсер не желал покидать родных берегов. Его уводили в последний поход, как скот уводят на убой на аркане. Родные воды Баренцева моря тоже не хотели расставаться с тем, с кем провели не один десяток лет.
        Море яростно боролось за него. Рвало и метало, обрывая стальные тросы, опутавшие могучее тело. И, добившись своего, оно взяло крейсер в свои объятья, не подпуская к нему никого… Бережно поставило его на отмель, позволив грустно взирать на мир пустыми «глазницами» его орудий…


        История полностью -
        Крейсер «Мурманск». Последний бой.

        Спасибо за продолжение истории крейсера Мурманск
      2. DimerVladimer 16 января 2017 16:39

        Вокруг него воздвигли дамбу и все же разделали на металлолом.
  4. Alexey RA 12 января 2017 16:06
    Вооружение «Милуоки» состояло из 10 орудий главного калибра 152 мм, четыре из которых размещались в двух башнях и 6 обычных для того времени в казематах.
    Минно-торпедным вооружением служили 2 трехтрубных торпедных аппарата 533 мм и 2 бомбомета МК-6.

    Позанудствую: первоначально на "Милуоки" стояло 12 152-мм орудий и 4 ТА (два двухтрубных на главной палубе и два трёхтрубных - над ними). Но из-за многочисленных изменений, внесённых в проект, крейсера получились перетяжелёнными, и ТА на главной палубе и нижние кормовые казематы были слишком "мокрыми" - их заливало даже при слабом волнении.
    В результате, крейсера быстро лишились двухтрубных ТА (аппараты сняли, их порты зашили).
    Следующее "обрезание" все "Омахи" завершили в 1940 г. - на них убрали пару 152-мм из нижних кормовых казематов. А "Детройт" в 1945 лишился второй пары 152-мм - вместо верхних носовых казематов на нём установили дополнительные спаренные 40-мм автоматы.
  5. max73 12 января 2017 16:12
    Роман, позволю себе не согласиться. "Союзнички " откровенный хлам передали, прям скам... Какие локаторы? Прок от посудин постройки времен ПМВ?
    1. Alexey RA 12 января 2017 16:45
      Цитата: max73
      Какие локаторы?

      Обычные. Вот Вам "Архангельск":
      ...две РЛС обнаружения надводных целей и навигационного обеспечения типа SO-2; РЛС обнаружения надводных целей типа 273 (антенна на верхней площадке грот-мачты, дальность 240 кб); РЛС дальнего обнаружения воздушных целей типа 79 с двумя разнесенными антеннами (приемная на компасном мостике, передающая на спардеке за грот-мачтой); с этой станцией сопрягались запросчик типа 243 и ответчик типа 252 системы радиолокационного опознавания, а также станция привода своих самолетов на корабль типа 2LT; РЛС обнаружения работающих станций и создания им помех; стрельбовые РЛС типа 284 (обеспечение главного калибра), две типа 285 (обеспечение зенитного калибра дальнего боя) и две типа 282 (обеспечение 40-мм автоматов "пом-пом"). Подобного арсенала радиолокационных средств не имел в то время (да и спустя 10 лет) ни один из отечественных кораблей
      .
      И если те же "пом-помы" как артсистемы были уже устаревшим хламом, то МПУАЗО их для СССР было просто кладом:
      40-мм автоматы "пом-пом", управлявшиеся двумя установленными на третьей сверху площадке фок-мачты (мостике ПВО) "директорами огня" системы "Виккерс MklV". Каждый из них имел счетно-решающее устройство, получающее данные о целях от своей РЛС типа 282, устройства для стабилизации и самосинхронизирующейся передачи данных на орудия, электромоторы для обеспечения силовой гидравлической наводки автоматов, агрегатную, где располагались преобразователи электроэнергии. Персонал, обслуживавший "директор", состоял из восьми человек.

      А вот что имел наиболее современный на то время советский МЗА 46-К:
      Центральной наводки 37-мм автоматы не имели и должны были действовать автономно, для чего на них предполагалось установить 1,5-м дальномеры ДМ-1,5у (для дистанций от 4 до 120 каб).
      Про В-11 и говорить неохота...
      1. амурец 13 января 2017 01:16
        Цитата: Alexey RA
        А вот что имел наиболее современный на то время советский МЗА 46-К:
        Центральной наводки 37-мм автоматы не имели и должны были действовать автономно, для чего на них предполагалось установить 1,5-м дальномеры ДМ-1,5у (для дистанций от 4 до 120 каб).
        Про В-11 и говорить неохота...

        Так и производство синхронно- следящих приводов данного типоразмера (другое название: муфта Дженни, УРС ) не было освоено, а без них не будет центральной наводки. Принцип работы и устройство, кому интересно, найдут по ссылке.
        http://studopedia.ru/view_gidrosystem.php?id=29
  6. Олегмог 12 января 2017 17:53
    Наверное, в ближайшее время не будет крейсера Мурманск!
    С такими темпами строительства флота...... .
    Донашиваем что есть!
  7. Бензорез 12 января 2017 22:24
    А мне статья категорически понравилась. Да и в Мурманск тянет. Ностальгия видать...
  8. Sergei75 14 января 2017 13:20
    Оружие сдерживания.
  9. itr 24 апреля 2017 13:27
    совместные
    плавания
    laughing с другими кораблями флота.
    itr
Картина дня